Главные вкладки

    обобщающий урок на тему "Многообразие и значение грибов"
    методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

    Методическая разработка урока биологии в 5 классе (в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения). 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razrabotka_uroka_mnogoobrazie_gribov.docx609.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока биологии в 5 классе

    ( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)

    Тема урока: "Многообразие грибов"

    Цель урока:

    познакомить с многообразием грибов, их значением в природе и для человека, объяснить, как можно обезопасить себя от отравления грибами.

    Тип урока: ознакомление с новым материалом

    Планируемые результаты:

    Личностные:   воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к биологии  как науки

    Метапредметные:  развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

    Предметные:  развитие умений работать с учебником, овладение понятиями грибы-симбионты, грибы-паразиты, грибы-сапрофиты, антибиотики.

    Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

    Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

    Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки  с заданием для самостоятельной работы.

    Основные понятия  изучаемые  на уроке: шляпочные грибы, плесневые грибы, антибиотик, дрожжи, съедобные грибы, несъедобные грибы.

    Закрепить понятия: грибы-симбионты, грибы-паразиты, грибы-сапрофиты.

    Ход урока.

    1.Организационный момент (взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка готовности к уроку).

    2. Проверка домашнего задания  (Консультанты докладывают о выполнении домашнего задания в группах).

    3.Актуализация знаний 

    Учитель: На экране изображено строение гриба, назвать и показать плодовое тело, грибницу. Почему о грибе говорят: «это не растение и не животное – это и то и другое»?

    Ученики: Называют признаки грибов: грибница представлена гифами, гифы образуют плодовое тело, состоящее из шляпки и ножки;

    составляют предложения с понятиями автотрофы и гетеротрофы,  сапротрофы, паразиты, записывая в тетрадь.

    Сравнивают результат, работая в парах

    4. Создание проблемной ситуации

    Учитель: Многое мы узнали о царстве грибов. Их строение, питание, размножение. Что еще вы хотели бы узнать о грибах?

    Ученики: Где живут? Как отличить ядовитые от съедобных? Значение в природе и для человека.

    Учитель:Послушайте стихотворение и подумайте, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.

    Что ни шаг, деревья чаще, и, сойдя с лесной тропы,

    В сонных зарослях молчащих собираем мы грибы.

    Боровик тугой и яркий пригодится для поджарки.

    Встали рыжики под елку - их, конечно, на засолку.

    А лисички так неброски, не видать из-под листа.

    Плутоваты, как их тезки, хоть и нет у них хвоста.

    Вечереет. Чутким лосем, хрустнув веткой на ходу,

    Мимо нас проходит осень с влажным ветром в поводу.

    Что ни шаг, деревья гуще, не видать лесной тропы,

    Колдовством своим хитрющим закружили нас грибы.

    (Роза Гуревич )

    Учащиеся: в стихотворении говорится о разнообразии грибов.

    Учитель: Грибы на столе люди всегда уважали, но всегда относились к ним с величайшей осторожностью. Это сейчас, когда появилась наука микология, мы кое-что о них узнали и даже по исконно человеческой привычке принялись приручать да одомашнивать. Еще в начале прошлого столетия и подумать никто не мог, что шампиньоны или – как их там? – вешенки можно выращивать в теплицах, словно редиску какую-нибудь.

     А наши далекие предки насочиняли о грибах сотни легенд и суеверий. Больше всего их сбивала с толку способность грибов вырастать «ниоткуда». Ее пытались объяснить действием росы, ударов молнии, испарений гниющей органики, игрой природы.

     Не обошлось без легенд о божественном происхождении. В одном немецком травнике XVI века так и было написано: «Грибы называются детьми богов, ибо родятся они без семян, не так, как другие».

    Какова же  тема данного урока? (учащиеся формулируют тему и цели урока вместе с учителем)

    5.Изучение нового материала.

    Тема: «Многообразие грибов»

    5.1

    Учитель: Вспомним строение шляпочного гриба (самостоятельная работа – слад 3,4), что такое микориза (слад 5,6), как питаются грибы (слайд 7,8).

    Чем же различаются шляпочные грибы?

    Учащиеся: они очень разнообразны по форме и окраске.

    Учитель: Все правильно. И еще они отличаются  по строению нижней поверхности шляпки (слайд 9)

                                         Шляпочные грибы

    Трубчатые                                                                    Пластинчатые

    Учитель: Нижний слой трубчатых грибов состоит из узких трубочек, а у пластинчатых грибов он покрыт  тонкими пластинками. На стенках пластинок и стенках внутри трубочек формируются споры, с помощью которых грибы размножаются.

    5.2 

    Учитель: А знаете ли вы, что плесень – это тоже грибы? (слайд 10). Изучите информацию о плесневых грибах на странице 61и заполните в тетради таблицу.

    Учитель: Что вы знаете о плесени?

    Учащиеся: поселяется на продуктах, там где сыро, есть сыр с плесенью.

    Учитель: Плесневые грибы появились на нашей планете около 200 миллионов лет назад. Плесень способна как лишить жизни, так и спасти от смерти. Плесень выглядит красиво, но при этом других чувств, кроме отвращения, не вызывает.
    В 1928 году английский микробиолог Александр Флеминг случайно обнаружил антибактериальное свойство зелёной плесени. Эта плесень способна убивать бактерии, но безвредна для человека и животных. Это открытие положило начало производству пенициллина, который считается «самым действенным средством в современной медицине».


    5.3

    Учитель: А что же собой представляют дрожжи ?

    Ответ на этот вопрос вы сможете дать, прочитав первый абзац текста учебника на стр. 62 и рассмотрев рис. 54  на стр.62 . Зарисуйте, как выглядят дрожжи в тетрадь, сделайте вывод об их строении.
    Учащиеся:  Дрожжи – это одноклеточные грибы, грибницу не образуют.

    Ну что ж, ребята, вы хорошо потрудились, а теперь немного отдохнем.

    5.4

    Физкультминутка

    По грибы все пойдём,

    Их в лукошко соберём.

    Под берёзкой, под осинкой

    Мы наклоним свои спинки.

    Это - белый, будем брать.

    Это - красный, всем стоять.

    Сыроежки собираем

    И в корзинки отправляем.

    Груздь, лисички и опята,

    Очень дружные ребята.

    Полезай и ты в лукошко.

    5.5

    Учитель: Посмотрите на рисунок 55 страница 63. На какие группы делятся грибы?

     Учащиеся: На съедобные и ядовитые.

    Учитель: Правильно! Отгадайте, о каких грибах идет речь? (слайды 13-18)

    1. Не спорю – не белый, я, братцы, попроще.
      Расту я обычно в берёзовой роще. (подберезовик)
    2. Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
      Меня увидишь за версту - зовусь я – (подосиновик)
    3. Вдоль лесных дорожек много белых ножек
      В шляпках разноцветных, издали приметных.
      Кто в серой, кто в зеленой, кто в розовой, кто в желтой
      Ты их бери, не мешкай, ведь это – (сыроежки)
    4. Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
      Очень дружные сестрички – золотистые  (лисички)
    5. В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,
      В блестящей темной шляпке растет грибок  (масленок)
    6. На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки.
      Эти дружные ребята называются  (опята)

    Учитель: Все эти грибы относятся…

    Учащиеся: К съедобным.

    Учитель: Часто ядовитые грибы бывают похожи на широко распространенные съедобные грибы, и неопытный грибник может их легко спутать. В одних случаях это сходство довольно поверхностно, а в других настолько сильно, что при определении грибов ошибиться может даже сборщик с большим стажем. Такие грибы называют грибами-двойниками. Известно много их видов, причем особенно опасно, что двойники есть и у смертельно ядовитых грибов. Это приводит нередко к роковым ошибкам при сборе грибов и служит одной из наиболее частых причин грибных отравлений. Познакомимся с некоторыми из них (слады 19-21)

    (приложение 1)

    Учитель: Скажите, ребята, кто из вас знает, какие правила необходимо соблюдать, чтобы предупредить отравление грибами?

    Учащиеся: Собирать знакомые грибы, правильно готовить.

    Учитель: Запишите 5 основных правил (слайд 22)

    А знаете ли вы, как оказать первую помощь, если человек отравился грибами?

    1.Сделать промывание желудка: выпить 5-6 стаканов кипяченой воды, или бледно-розового раствора марганцовки, или одну столовую ложку поваренной соли размешать в стакане воды. Затем нажать пальцами на корень языка и вызвать рвоту.

    2.Желательно принять активированный уголь, или белую глину, или аптечные взвеси.

    3.Необходимо положить грелки или любое тепло к ногами и на живот больного.

    4.Обеспечить полный покой на время лечения.

    5.Остатки грибов уничтожать не стоит. Всегда хорошая идея – сохранить их для анализов. Ведь адекватное лечение отравления грибами становится возможным только при понимании того, какими именно грибами отравился пострадавший.

    6. Первичное применение новых знаний.

    Задание «Пятый лишний» - среди пяти грибов найти лишний и объяснить почему.

    1.Лисичка, подосиновик, мухомор, опенок, боровик (мухомор ядовитый0

    2.Подосиновик, мукор, опенок, волнушка, шампиньон (мукор -  плесень)

    3. Подберезовик, сыроежка, шампиньон, трутовик, белый гриб (трутовик – паразит)

    6. Закрепление знаний – кратковременная тестовая работа (приложение 2)


    7. Подведение итогов и домашнее задание

    Рефлексия:

    1. Сегодня я узнал…
    2. Мне понравилось…
    3. Мне пригодится в жизни..
    4. Мне хочется узнать…

    Инструктаж домашнего задания:

    Параграф 14, стр. 60 – 65

    Подготовить сообщения по темам :

    • Грибы в народных приметах, пословицах или поговорках
    • Грибы в загадках
    • Значение грибов для человека
    • Значение грибов в природе
    • Грибы Джабык-Карагайского бора

    Приложение 1

    C:\Users\Позитроника\Desktop\65.png

    Приложение 2


    1.Среди перечисленных грибов шляпочными  являются:

    1) груздь и трутовик
    2) мукор и пеницилл
    3) белый и груздь
    4) мухомор и дрожжи

    2.Группы, на которые подразделяют шляпочные грибы по строению нижнего слоя шляпки:
    1) низшие и высшие,
    2) однослойные и многослойные,
    3) трубчатые и пластинчатые,
    4) сапрофиты и паразиты

    3.Антибиотики получают из клеток
    1) дрожжей
    2) пеницилла
    3) спорыньи
    4) мукора

    4.К одноклеточным грибам относится
    1) мукор
    2) пеницилл
    3) дрожжи
    4) шампиньоны

    5. К паразитическим грибам относится
    1) мукор
    2) пеницилл
    3) дрожжи
    4)трутовик

    7.К шляпочным ядовитым грибам относят:
    1) бледная поганка и мухомор
    2) пеницилл и мукор
    3) гриб трутовик и головня
    4) шампиньоны и вешенки





    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тест к обобщающему уроку по разделу "Растения, бактерии, грибы"

    Тест разработан для проверки знаний по естествознанию у учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида...

    Урок биологии в 6 класс по теме: « Общая характеристика и значение грибов».

    В теме " Грибы и лишайники " это первый урок, где раскрывается общая характеристика грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе). При проведении урока продол...

    Конспект урока обобщающего урока по теме Грибы

    Урок путешествия по теме Царство Грибы...

    Конспект урока обобщающего урока по теме Грибы

    Урок путешествия по теме Царство Грибы...

    Высшие грибы, значение грибов в природе и жизни человека.

    Конспект урока по теме: Высшие грибы, значение грибов в природе и жизни человека....

    Обобщающий урок по курсу "Биология. Бактерии, грибы, растения". 6 класс

    Обобщающий урок по курсу "Биология. Бактерии, грибы, растения". 6 класс...

    Обобщающий урок по теме "Приближенные значения чисел. Округление чисел"

    Закрепление правил математического округления, умение применять их с учетом метода "прикидки"....