«О, ты науки, естество…»
методическая разработка по экологии (7 класс) по теме

Першикова Александра Владимировна

Первый урок по экологии животных, знакомство с предметом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_ty_nauki_estestvo....doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           Муниципальное общеобразовательное учреждение

                             МОУ СОШ №23 г. Энгельса Саратовской области.

                              Мастер-класс:

                      «О, ты науки, естество…»

                   ( экология животных, 7 класс)

                                                                                                                         Разработала:

                                                                                                                                          учитель биологии

                                                                                                                                              Першикова А.В.

Цель:  познакомить учащихся с задачами и содержанием курса « Экология животных», сформировать представление о взаимосвязях живой и не живой природы, многообразия животного мира, значения животных в природе и жизни человека.

Задачи:

Образовательные: сформулировать знания об уникальности объектов  живой природы и необходимости охраны природы.

Развивающая: развития логического и образного мышления обучающихся, умение сосредотачиваться на главном при наличии огромного материала.

Воспитательная: формировать экологически грамотную личность.

Оборудование: Диск с презентацией « Дикие животные»  мультимедийный проектор, фотографии животных, исчезающие   виды красной книги; ф. животных разных видов. Книга - Красная книга Саратовской области.  Стенд: Что читать обучающимся? Портреты учёных.

Литература:

1.И. Акимушкин. Причуды природы. Смоленск: Русич. 1999 г.

2.Их нужно спасти. Красная книга Саратовской обл.

3.Н.М. Чернова, В.М. Галушин «Основы экологии» М.,Дрофа 2004г.

4.С.Ю. Модестов. Сборник творческих задач по биологии, экологии, и О.Б.Ж. Санкт-  Петербург.  Акцидент, 1998 г.

5.А.П. Болынаков.  Занимательные  факты и тесты.  1998 г.                                                                                                                                                                                            

                                                                    Ход работы.   

Вступление:

Эпиграфом к уроку взяты слова великого поэта Ирана, который предлагает нам двигаться вперёд, к новым вершинам знаний:

                                   Если путь твой к познанию мира ведёт,

                                   Как бы ни был он долог и труден - вперёд!

Вопросы: Как в старину называли природу? («Естество»). Поэтому науки о природе получили общее название – « ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ». Эти науки изучают разнообразные тела, вещества, явления природы. Какие же это науки? (« физика, химия, биология, экология и др.»)

Знаем

Экология в переводе с греческого: « Ойкос»- дом, жилище; «логос»- наука. Экология- наука о доме, жилище. Что называется экологией? Экология- наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой.

Должны знать

Дайте определение экологии животных, исходя из понятия. Экология животных - наука о взаимоотношениях животных между собой и с окружающей средой.

Составьте синквейн понятия «животные».

Правила составления синквейна.

В синквейне 5 строк :                                                                                                                                                                                                            

1.Понятие (слово)                                                  1.Животные

2.Прилагательные  (два слова)                          2.Странные, интересные

3.Глагллы                                                                 3.Страдают, помогают, исчезают.

4.Предлодение (из 4 слов)                                 4.Помогают понять живую природу.

5.Существительные ( одно слово)                   5.Братья

Тема нашего урока: «Знакомство с предметом. Экология животных». Для того чтобы четко представлять , о чем мы будем говорить на уроке я предлагаю вам начертить таблицу , которую будете заполнять по ходу урока;

Я знаю о животных

Я узнал новое о животных

Я хочу знать

В начале урока обучающиеся записывают, то, что знают на данный момент.

Записывают новые, незнакомые данные, факты, что-то новое.

Формулируют вопросы, на которые хотят получить ответ.

Небольшая разминка: «Угадай задуманное животное, свяжи со средой обитания ; это животное живет в воде, оно зеленого цвета и т.д.

Изучение нового материала.

Итак, мы приступаем. А теперь улыбнулись, расправим плечи. Помните ,что при улыбке работают только 13 мышц лица, а при злости -30 ! Нет смысла эксплуатировать такое количество мышц. Вперед!

Посмотрите какое количество «гостей» присутствует на уроке ( демонстрация фотографий, презентация  «Дикие животные» ). В настоящее время известно более 1,5 млн. животных. В центре внимания экологии тоже живые объекты. Её задачи - изучить , как выживают животные в постоянноменяющихся на Земле условиях , что их объединяет с  внешним миром.

Экология связана с науками , которые изучают конкретные виды животных.

Отгадайте загадки, назовите науки , которые изучают этих животных;

1.Два рога не бык,                          Наука о жуках-                                            2.  В воде родится,

шесть ног без копыт.                      колеоптерология.                                                    а воды боится.

Лежит- так воет                                                                                                                                  ( стрекоза).

сядет- землю роет.                                                                                                             Наука о насекомых-

                                                                                                                                                       энтомология.

( жук)

3.Лежит- молчит,                    Наука о млекопитающихся -                       4. Над цветками порхает,

пройдёшь- заворчит,        териология.                                                   пляшет,      

кто к хозяину идет,                         Веерком узорным машет.                                                                                                                                                          

она знать подает.        (бабочка).

( собака).                                                                                                                         Наука о бабочках-

                            лепидоптерология.

А как  называются науки о птицах?  Рыбах?  Пауках? Моллюсках?

              ( Хочу знать!  Этих животных)

Хочу знать в переводе с греческого –« зоол.» , «логия» - наука . Наука о животных- зоология. Основоположник этой науки – Аристотель. А термин экология в 1866 году ввел Э. Геккель. А теперь давайте вспомним значение животных в природе и жизни человека. И вспоминать будем с физкультминуткой.

Если вы согласны с утверждением- то потягивайтесь,  поднимая руки; если не согласны - вставайте.

Текст «Верно ли это утверждение?»

1.Участвуют в распространении плодов и семян.

2.Животные питаются только растительной пищей.

3.Опыляют растения.

4.Участвуют в разложении трупов.

5.Среда обитания животных только вода.

6.Участвуют в сокращении численности вредителей, поедая других животных.

7.Тропики основное местообитание животных.

8.Некоторые животные вредят с /х.

9.Пища для человека.

10.Источники сырья для промышленности.

Нужно отметить, что в природе нет животных полезных или вредных .Каждый имеет место в сообществе живых организмов.

Заключение.

Притча.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава его мудрости разнеслась далеко вокруг. Но в городе был человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить.

И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу- ка я у мудреца: Скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках- живая или мёртвая? Если он скажет- живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если скажет- мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас мудрее.

Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мёртвая? ».

Вопрос  обучающимся : Что ответил мудрец своему завистнику?( И тогда мудрец, который был действительно очень умным человеком, сказал:  « Всё в твоих руках… »)

Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она ранима и хрупка. Ежегодно планета безвозвратно теряет десятки видов животных. Страницы Красной книги пополняются новыми видами животных ( демонстрация слайдов Красной книги ; Красной книги Саратовской области) Статистика такова: в начале 20 века исчезал один вид животных в год, а сейчас один вид исчезает ежедневно. Посмотрите на прекрасные творения природы ( фотографии животных) : все они сошли со страниц Красной книги.

Вступление обучающихся: 

Все- все на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись и без чудовищ нелепых,

И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете! Нужны все подряд!

Кто делает мёд и кто делает яд!

Плохи дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки,

Плохо, когда мы не очень дружны,

Но все мы друг другу очень нужны!

Учитель:  Мир имеет свой собственный порядок, а мы должны стараться не нарушать его! Спасибо всем за участие на уроке!

Заключение: проверка заполненной общающимися. Таблицы « Я знаю, я узнал, я хочу знать»

Рефлексия: 

Проводится беседа по обсуждению результатов работы учащихся. Учитель высказывается о достижениях на уроке, выставляются оценки.

                 

Информация о домашнем задании:

Составить:

1.Синквейн понятия «Экология»

2.Кроссворд  из 10 слов « Животные».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 7-ых классах на тему "Информатика в системе наук. Интеграция информатики в другие науки"

Как уже говорилось ранее, мы живем в информационном обществе. Все предметы, окружающие нас, несут в себе определенную информацию. Таким образом, мы можем сказать, что:Информатика - это наука, изучающа...

Педагогика как наука, связанная с другими науками.

Цель:познакомить с основными разделами педагогики....

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПИСЬМО от 10 сентября 2013 г. N 01-50-377/11-555

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПИСЬМОот 10 сентября 2013 г. N 01-50-377/11-555...

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК.  Структура современной географии. Методы географической науки. Источники географической информации....

Практическая работа по теме"Сцепленное наследование" (естествено-научная грамотность)

Практическая работа построена на основе материала, предложенного традиционной программой учащимся 10-11 классов, при изучения раздела "Генетика". Данная работа может быть использована к...

анализ ШМО естеств 2021-2022 уч. год

анализ ШМО естеств 2021-2022 уч. год...