«О, ты науки, естество…»
методическая разработка по экологии (7 класс) по теме

Першикова Александра Владимировна

Первый урок по экологии животных, знакомство с предметом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_ty_nauki_estestvo....doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           Муниципальное общеобразовательное учреждение

                             МОУ СОШ №23 г. Энгельса Саратовской области.

                              Мастер-класс:

                      «О, ты науки, естество…»

                   ( экология животных, 7 класс)

                                                                                                                         Разработала:

                                                                                                                                          учитель биологии

                                                                                                                                              Першикова А.В.

Цель:  познакомить учащихся с задачами и содержанием курса « Экология животных», сформировать представление о взаимосвязях живой и не живой природы, многообразия животного мира, значения животных в природе и жизни человека.

Задачи:

Образовательные: сформулировать знания об уникальности объектов  живой природы и необходимости охраны природы.

Развивающая: развития логического и образного мышления обучающихся, умение сосредотачиваться на главном при наличии огромного материала.

Воспитательная: формировать экологически грамотную личность.

Оборудование: Диск с презентацией « Дикие животные»  мультимедийный проектор, фотографии животных, исчезающие   виды красной книги; ф. животных разных видов. Книга - Красная книга Саратовской области.  Стенд: Что читать обучающимся? Портреты учёных.

Литература:

1.И. Акимушкин. Причуды природы. Смоленск: Русич. 1999 г.

2.Их нужно спасти. Красная книга Саратовской обл.

3.Н.М. Чернова, В.М. Галушин «Основы экологии» М.,Дрофа 2004г.

4.С.Ю. Модестов. Сборник творческих задач по биологии, экологии, и О.Б.Ж. Санкт-  Петербург.  Акцидент, 1998 г.

5.А.П. Болынаков.  Занимательные  факты и тесты.  1998 г.                                                                                                                                                                                            

                                                                    Ход работы.   

Вступление:

Эпиграфом к уроку взяты слова великого поэта Ирана, который предлагает нам двигаться вперёд, к новым вершинам знаний:

                                   Если путь твой к познанию мира ведёт,

                                   Как бы ни был он долог и труден - вперёд!

Вопросы: Как в старину называли природу? («Естество»). Поэтому науки о природе получили общее название – « ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ». Эти науки изучают разнообразные тела, вещества, явления природы. Какие же это науки? (« физика, химия, биология, экология и др.»)

Знаем

Экология в переводе с греческого: « Ойкос»- дом, жилище; «логос»- наука. Экология- наука о доме, жилище. Что называется экологией? Экология- наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой.

Должны знать

Дайте определение экологии животных, исходя из понятия. Экология животных - наука о взаимоотношениях животных между собой и с окружающей средой.

Составьте синквейн понятия «животные».

Правила составления синквейна.

В синквейне 5 строк :                                                                                                                                                                                                            

1.Понятие (слово)                                                  1.Животные

2.Прилагательные  (два слова)                          2.Странные, интересные

3.Глагллы                                                                 3.Страдают, помогают, исчезают.

4.Предлодение (из 4 слов)                                 4.Помогают понять живую природу.

5.Существительные ( одно слово)                   5.Братья

Тема нашего урока: «Знакомство с предметом. Экология животных». Для того чтобы четко представлять , о чем мы будем говорить на уроке я предлагаю вам начертить таблицу , которую будете заполнять по ходу урока;

Я знаю о животных

Я узнал новое о животных

Я хочу знать

В начале урока обучающиеся записывают, то, что знают на данный момент.

Записывают новые, незнакомые данные, факты, что-то новое.

Формулируют вопросы, на которые хотят получить ответ.

Небольшая разминка: «Угадай задуманное животное, свяжи со средой обитания ; это животное живет в воде, оно зеленого цвета и т.д.

Изучение нового материала.

Итак, мы приступаем. А теперь улыбнулись, расправим плечи. Помните ,что при улыбке работают только 13 мышц лица, а при злости -30 ! Нет смысла эксплуатировать такое количество мышц. Вперед!

Посмотрите какое количество «гостей» присутствует на уроке ( демонстрация фотографий, презентация  «Дикие животные» ). В настоящее время известно более 1,5 млн. животных. В центре внимания экологии тоже живые объекты. Её задачи - изучить , как выживают животные в постоянноменяющихся на Земле условиях , что их объединяет с  внешним миром.

Экология связана с науками , которые изучают конкретные виды животных.

Отгадайте загадки, назовите науки , которые изучают этих животных;

1.Два рога не бык,                          Наука о жуках-                                            2.  В воде родится,

шесть ног без копыт.                      колеоптерология.                                                    а воды боится.

Лежит- так воет                                                                                                                                  ( стрекоза).

сядет- землю роет.                                                                                                             Наука о насекомых-

                                                                                                                                                       энтомология.

( жук)

3.Лежит- молчит,                    Наука о млекопитающихся -                       4. Над цветками порхает,

пройдёшь- заворчит,        териология.                                                   пляшет,      

кто к хозяину идет,                         Веерком узорным машет.                                                                                                                                                          

она знать подает.        (бабочка).

( собака).                                                                                                                         Наука о бабочках-

                            лепидоптерология.

А как  называются науки о птицах?  Рыбах?  Пауках? Моллюсках?

              ( Хочу знать!  Этих животных)

Хочу знать в переводе с греческого –« зоол.» , «логия» - наука . Наука о животных- зоология. Основоположник этой науки – Аристотель. А термин экология в 1866 году ввел Э. Геккель. А теперь давайте вспомним значение животных в природе и жизни человека. И вспоминать будем с физкультминуткой.

Если вы согласны с утверждением- то потягивайтесь,  поднимая руки; если не согласны - вставайте.

Текст «Верно ли это утверждение?»

1.Участвуют в распространении плодов и семян.

2.Животные питаются только растительной пищей.

3.Опыляют растения.

4.Участвуют в разложении трупов.

5.Среда обитания животных только вода.

6.Участвуют в сокращении численности вредителей, поедая других животных.

7.Тропики основное местообитание животных.

8.Некоторые животные вредят с /х.

9.Пища для человека.

10.Источники сырья для промышленности.

Нужно отметить, что в природе нет животных полезных или вредных .Каждый имеет место в сообществе живых организмов.

Заключение.

Притча.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава его мудрости разнеслась далеко вокруг. Но в городе был человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить.

И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу- ка я у мудреца: Скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках- живая или мёртвая? Если он скажет- живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если скажет- мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас мудрее.

Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мёртвая? ».

Вопрос  обучающимся : Что ответил мудрец своему завистнику?( И тогда мудрец, который был действительно очень умным человеком, сказал:  « Всё в твоих руках… »)

Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она ранима и хрупка. Ежегодно планета безвозвратно теряет десятки видов животных. Страницы Красной книги пополняются новыми видами животных ( демонстрация слайдов Красной книги ; Красной книги Саратовской области) Статистика такова: в начале 20 века исчезал один вид животных в год, а сейчас один вид исчезает ежедневно. Посмотрите на прекрасные творения природы ( фотографии животных) : все они сошли со страниц Красной книги.

Вступление обучающихся: 

Все- все на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись и без чудовищ нелепых,

И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете! Нужны все подряд!

Кто делает мёд и кто делает яд!

Плохи дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки,

Плохо, когда мы не очень дружны,

Но все мы друг другу очень нужны!

Учитель:  Мир имеет свой собственный порядок, а мы должны стараться не нарушать его! Спасибо всем за участие на уроке!

Заключение: проверка заполненной общающимися. Таблицы « Я знаю, я узнал, я хочу знать»

Рефлексия: 

Проводится беседа по обсуждению результатов работы учащихся. Учитель высказывается о достижениях на уроке, выставляются оценки.

                 

Информация о домашнем задании:

Составить:

1.Синквейн понятия «Экология»

2.Кроссворд  из 10 слов « Животные».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 7-ых классах на тему "Информатика в системе наук. Интеграция информатики в другие науки"

Как уже говорилось ранее, мы живем в информационном обществе. Все предметы, окружающие нас, несут в себе определенную информацию. Таким образом, мы можем сказать, что:Информатика - это наука, изучающа...

Педагогика как наука, связанная с другими науками.

Цель:познакомить с основными разделами педагогики....

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПИСЬМО от 10 сентября 2013 г. N 01-50-377/11-555

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПИСЬМОот 10 сентября 2013 г. N 01-50-377/11-555...

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК.  Структура современной географии. Методы географической науки. Источники географической информации....

Игра "Науки разные нужны, науки всякие важны"

Игру проводили на неделе естественных наук....

Практическая работа по теме"Сцепленное наследование" (естествено-научная грамотность)

Практическая работа построена на основе материала, предложенного традиционной программой учащимся 10-11 классов, при изучения раздела "Генетика". Данная работа может быть использована к...