Пономарева Надежда Николаевна

сайт учителя истории и обществознания

Быть учителем – значит верить и любить

Профессия: Учитель истории и обществознания

Профессиональные интересы: Исследовательская деятельность как инновационная технология в системе современного исторического и обществоведческого образования

Увлечения: Чтение книг

Регион: Ханты-Мансийский АО

Населенный пункт: г. Покачи

Место работы: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/ponomareva-nadezhda-nikolaevna
Быть учителем – значит верить. Верить в возможность изменить мир с помощью просвещения, верить в человека и в то, что интеллектуальное богатство превыше всего. Быть учителем – значит любить. Учить – значит отдавать воспитаннику душу и сердце, не требуя вознаграждения, признавая в наш скептический век верховенство духовности. Слова, которые говорил учитель, произносят благодарные ученики. Связь учителя и ученика неразрывна. Сами того не зная, учителя строят будущее...
Лидия Мария Риба

О себе

Ф.И.О. Пономарева Надежда Николаевна

Место работы МАОУ "средняя общеобразовательная школа №1" г. Покачи ХМАО-Югры

Стаж педагогической работы – 19 лет

Образование -  высшее педагогическое;

Курганский педагогический колледж, 1999 год, специальность – преподавание в начальных классах с дополнительной подготовкой в области изобразительной деятельности, квалификация учитель начальных классов;

Шадринский государственный педагогический институт, 2002 год, специальность  «Педагогика и методика начального образования», квалификация  Учитель начальных классов.

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Курганской области, 2010 год, по программе «Теория и методика преподавания истории»

ООО Учебный центр «Профессионал» г. Москва, 2016 год, по программе «Обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»

Квалификационная категория  высшая

Награды:

Почетная грамота Администрации Каргапольского района, 2009 г.

Почетная грамота Главного управления образования Курганской области, 2010 г.

Почетная грамота Главного управления образования Курганской области, 2011 г.

Почетная грамота Министерства образования и науки РФ, 2011 г.

Почетная грамота УО администрации города Покачи за многолетний добросовестный труд и за обеспечение успешной деятельности учреждения , 2015 г.

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Любимый автор Валентин Пикуль, любимая книга "Фаворит".

Моё портфолио

Моя педагогическая философия

Выбор профессии для каждого человека является определенно важным моментом, поскольку вся дальнейшая жизнь его будет зависеть от того состоялся ли он как личность.  Для меня вопрос «Кем быть?» был решен, наверное, еще в школе. Выбор профессии  был определен рядом фактов, наиболее важным из которых я считаю  пример работы моего отца, который много лет проработал в школе учителем истории.  Его рассказы, поучительные истории  казались мне какими-то особенными и мы, ученики,  очень их любили.  Казалось, что самая лучшая профессия на свете – профессия педагога. Конечно, сегодняшние педагоги значительно отличаются от тех  прежних учителей,  умудренных опытом жизни людей, но это не значит, что мы плохие, нет. Просто мы педагоги нового поколения, новой России.

 Чтобы быть педагогом  в наше время, нужно быть в курсе всего,  что происходит в современном образовании. Произошло много перемен,  так, например, в середине 90-х гг. XX века основные  направления образования  в РФ были определены как гуманизация, гуманитаризация, компьютеризация, а  хорошие они или плохие, только время покажет.  В свое время, в школе я изучала информатику только с помощью учебника и тетради. Сегодня  я, как учитель,  активно применяю цифровые образовательные ресурсы, информационные технологии на уроках и во внеурочной  работе, готовлю  презентации, сценарии.  В наш век броских эффектов, учитель обязан понимать больше в современных технологиях, чем ученик. Ученик берёт пример, прежде всего, с самого учителя. Конечно, быть для всех ребят авторитетной личностью очень не просто и не всегда получается, но дорогу осилит идущий! Учитель должен разработать для себя эффективную, творческую стратегию поиска знаний. Учить имеет право только тот, кто сам постоянно учится, работает над собой, над созданием нового, стремится больше знать, чтобы лучше разобраться, глубже понимать, находить решения, дающие наилучший результат. «Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным»,- писал К.М.Симонов. Эти  технологии  позволяют также  успешно осуществлять психологически обоснованную дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения на уроке.

В условиях современной школы деятельность учителя разнообразна, и все-таки центральное место в ней занимает урок. Для меня урок ценен тем, что он является синтезом обучения и воспитания, а учитель должен быть еще и психологом.

Как учитель-предметник, я ставлю перед собой следующие цели: формирование мыслительных навыков -  анализа, сопоставления, сравнения; развитие творческих способностей каждого ученика; воспитание через свой предмет.

 Использую  несколько принципов:

 -  надо позволять ребёнку быть таким, каков он есть, уважая его личность;

 -  надо вызывать  интерес к предмету и желание познавать его глубже;

 -  надо расти и развиваться самой, не стоять на месте.

Являюсь сторонником гуманно-личностного подхода, личностно-ориентированных технологий, которые ставят в центр школьной образовательной системы развитие всей совокупности качеств личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей.

Своеобразными инструментами для развития творческого потенциала личности являются творческие исследования, групповые, индивидуальные, опережающие знания. Поэтому занимаюсь  научно-исследовательской работой с учениками. Проблемный вопрос – фундамент проблемной ситуации на уроке, а урок есть совокупность таких ситуаций. Вопрос, задание, посильное любому ученику, есть на каждом уроке.  Излагать свои мысли, размышлять, искать ответы на нерешенные вопросы помогают ребятам и различные типы урока: заседания «круглого стола», заочная экскурсия, диспут, конференция и т.п.

Мотивирую и готовлю учеников к участию в предметных конкурсах, олимпиадах. С пятого класса мои ученики принимают активное участие во Всероссийском конкурсе «Золотое руно» и других дистанционных конкурсах, с энтузиазмом готовятся к различным школьным мероприятиям по предмету.

В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы ребята, так же как и я «заболели» историей, сумели найти себя в жизни и применить всё то, что было с любовью заложено в них в школе. Поэтому стараюсь создать в классе такие условия, такой климат, в которых могла бы формироваться творческая индивидуальность, разносторонне развитая личность ребенка.  Добиться результатов мне помогают не только выбранные технологии, но и сами дети, потому что рядом с ними необходимо быть интересным, грамотным и активным учителем,  имеющим собственную гражданскую позицию, который не только «учит», но и учится у детей, вместе с детьми. Мы много уже добились, но уверены, что главные победы  еще впереди, ведь только «под лежачий камень вода не течет».

 Только внешне наша работа кажется будничной -  учитель учится всю жизнь и всю жизнь он является исследователем. Учитель, работающий без собственной системы воспитания и обучения в школе неспособен полноценно помочь ребенку войти в постоянно меняющийся мир. Чудес в педагогике не бывает. Есть большая, трудная, порой невыполнимо трудная, работа. Нужно быть философом, нужно быть психологом, нужно быть теоретиком и практиком, полиглотом и уметь рисковать. Мы переживаем мучительное время, когда в мире меняются многие наши идеалы, устои человеческой морали. В связи с этим возникает много вопросов:

  •  как давать знания;
  •  как применять знания;
  •  как эти знания помогут в жизненной практике;
  • как не навредить и не сбить с правильного пути;
  •  как школе, оставаясь массовой, быть в то же время школой для каждого.  

Ответы на эти вопросы каждый педагог ищет сам, ищет всю жизнь.

Понимаю - быть учителем трудно, но нельзя забывать, что трудно быть и учеником. Профессия учителя- это своего рода присяга на верность детям и ощущение огромной ответственности за их будущее. Найти свой путь в жизни, помочь раскрыться способностям, максимально развить их – мой профессиональный долг  и моё предназначение. У ученика есть право на ошибку – у учителя право принять его таким, каков он есть! Учитель обязан признать за учеником право быть самим собой! Ученик не объект педагогического воздействия, а самостоятельно действующая личность. Форма сотрудничества - единственно приемлемое общение с детьми. Не учитель-информатор, а учитель-помощник! Открытый диалог, чувство юмора, творчество и яркость во всех сферах школьной жизни, искренняя радость за каждый успех моего ученика, понимание и признание его мнения, даже если оно сильно отличается от моего,  адекватное отношение к критике, и улыбка-главное для создания ситуации успеха на уроке. Труд учителя- это всегда борьба за детские сердца и души.

Продолжая дело своего отца,  сейчас понимаю, что быть педагогом, это значит  быть в постоянном  поиске  форм, методов и приёмов.  Понимаю, что чем больше круг твоих знаний, тем больше вопросов возникает. Но раз выбрала жизненный путь – быть учителем,  стараюсь  следовать  его мудрым советам: верь в своего ученика, понимай и принимай его, раздели его радость и огорчайся ошибкам - из твоей поддержки вырастет гордость не только за свои победы, но и за победы друзей, гордость за свою семью, за свою Родину.   Созвучны с этими советами  слова английской писательницы Лидии Марии Рибы: «Быть учителем – значит верить. Верить в возможность изменить мир с помощью просвещения, верить в человека и в то, что интеллектуальное богатство превыше всего. Быть учителем – значит любить. Учить – значит отдавать воспитаннику душу и сердце, не требуя вознаграждения,  признавая в наш скептический век верховенство духовности.  Слова, которые говорил учитель, произносят благодарные ученики. Связь учителя и ученика неразрывна. Сами того не зная, учителя строят будущее»…

Часто задаю себе вопрос: счастливый ли я человек? Наверное, да. У  меня есть дело, без которого я не могу представить свое будущее. Я вместе со своими учениками поднимаюсь по лестнице познания мира. Иду рядом с ними.  Не паникую, а указываю дорогу, направляю. Поднимаюсь  чуть выше, протягиваю руку.  Заставляю дотянуться и отпускаю от себя, радуюсь победе. Потому что она и моя тоже.

У каждого учителя свое кредо, свое мировоззрение.  Свой секрет профессионального мастерства.  Я думаю, что я тоже нашла свою философию отношения к ученику, нашего с ним пути к успеху.

Добавить грамоту в портфолио