Для родителей

Пономарева Надежда Николаевна

Информация для родителей учащихся и педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_doklad.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников в свете ФГОС второго поколения

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) – один из этапов модернизации российского образования.

По требованию новых стандартов школьник должен уметь свободно пользоваться знаниями, самостоятельно их находить, применять в жизни. Для педагога важно не просто передать эти знания школьнику, а научить его овладевать новыми знаниями, новыми видами деятельности.

При этом основой ФГОС является духовно-нравственное воспитание личности. Важнейшая функция школы – воспитательно-образовательная. Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики.

В ФГОС ООО духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности. Целью духовно-нравственного развития и воспитания школьников является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества,  как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

 В соответствии с требованиями ФГОС в каждом образовательном учреждении должна быть разработана и применяться на практике программа воспитания и социализации школьников.  ФГОС устанавливает, что эта программа должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество.  

ФГОС второго поколения определяют, что решением этой сложной задачи  должны заниматься  совместно родители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования.

Сегодня на историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить непреходящие духовные богатства, которые были накоплены человечеством за всю историю его развития, и понять взаимосвязь каждого человека с всеобщими нравственными и духовными законами.

Духовный человек – это человек, устремленный к ценностям добра, истины и красоты, умеющий и любящий трудиться, умеющий ориентироваться в сложном современном мире, нравственно сложившийся и эстетически просвещенный. И показатель качеств и характеристик духовного человека можно продолжать: гражданин и патриот России, хорошо знающий собственную культуру, свои истоки; добрый и отзывчивый, бережно относящийся к миру, окружающему его; тактичный; ведущий  здоровый образ жизни.

Учебный предмет «История» имеет широкие возможности для нравственного воспитания. Его средствами решаются следующие задачи:

- формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины;

- воспитание любви к своей малой Родине, чувство гордости за своих земляков;

- привитие детям понимания и принятия общечеловеческих моральных ценностей;

- формирование у обучающихся собственной позиции к тем или иным историческим и политическим событиям.

На уроках применяются самые различные формы работы с детьми. Так, при знакомстве с  историей войн, сражений учащиеся готовят сообщения, презентации используя дополнительные источники: справочную литературу, Интернет.

При изучении основных тем курса «Истории России» отводится время на изучение жизни и деятельности великих отечественных и государственных деятелей.  А работая над сообщениями о жизни деятелей эпохи, понимают, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя жило в веках. Так на  уроке в 8 классе по теме «Восстание декабристов», чтобы правильно понять то, что произошло в декабрьский день 1825 года в Петербурге, школьникам нужно познакомиться с личностями героев, их социальным положением. Дети часто не могут понять, зачем богатейшим людям, которые имели фактически все, погибать, идти на каторгу, лишиться всего ради благополучия народа. Это яркий пример нравственного подвига настоящих патриотов России.

После каждой большой темы отводится время на изучение истории родного края в данный период. Этот материал особенно важен для нравственного воспитания детей, так как именно на нём школьники ощущают причастность наших земляков к развитию страны, узнают об их вкладе в процветание Отечества.

Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное в прошлом. Ведь извечно желание здорового общества: так воспитать детей, чтобы они наследовали и приумножали материальные и духовные ценности, созданные человечеством. Однако критический анализ пережитого показывает: прошлое нельзя воспринимать в идиллическом свете. В жизни наших предков было немало негативного. Изучение истории помогает нам преодолеть то, что было отрицательного в прошлом.

Эффективным приемом нравственного воспитания являются специально составленные познавательные проблемные задания, эпиграфы,  которые даются в начале урока: "Парижская коммуна: бунт или подвиг?" "Петр I: кто он - злой гений или отец нации?" Такие задания помогают активизировать мыслительную деятельность учащихся,  сопереживать  и сострадать – то, что необходимо на уроке.

Изучение исторических документов, их подробный анализ позволяет учащимся высказать свое собственное мнение по проблеме, опираясь на нравственные ценности, которые выработало человечество за свою непростую историю.

Одним из направлений деятельности учителя является внеклассная работа. Участие в различных конкурсах, олимпиадах, викторинах, учебно-исследовательских конференциях развивает навыки самостоятельной работы. Участие в дискуссиях, работа в группах способствует выражению собственной позиции.

Одним из компонентов нравственно-этического блока курса «Обществознание» выступают ведущие понятия - «добро» и «зло». Я часто задаю вопросы обучающимся. Какие явления нашей жизни олицетворяют добро, а какие - зло? Попробуйте проиллюстрировать понятия «добро» и «зло» сюжетами из вашей школьной жизни. О чем больше пишут в прессе, чему больше уделяют внимания в телевизионных передачах - добру или злу? Как вы думаете, почему так происходит?

Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Большую роль в нравственном воспитании на уроках играет оценочная деятельность школьников. Обучающийся сам осмысливает как собственный опыт, так и опыт других людей.

Воспитание нравственности происходит разными путями. Один из таких путей – воспитание самой личностью учителя. В.О. Ключевский говорил, что надо любить то, что преподаёшь, и того, кому преподаёшь.