Шайхутдинова Татьяна Шамильевна

сайт учителя русского языка и литературы

«В жизни нужно стремиться обгонять не других, а самого себя. Серьезное стремление к какой-либо цели – половина успеха ..."

Профессия: учитель русского языка и литературы, детский практический психолог

Профессиональные интересы: ЕГЭ, социальное проектирование, здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе, ИКТ

Увлечения: фото и видеосъемка, организация досуга детей, походы с детьми

Регион: Иркутская область

Населенный пункт: село Нукуты Нукутский район

Место работы: МБОУ Нукутская средняя общеобразовательная школа

Звание, ученая степень: Почетный работник общего образования РФ

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/proektirovanie
Твердят: «Вначале было слово …» А я провозглашаю снова: Все начинается с любви- И озаренье, и работа, Глаза цветов, глаза ребенка- Все начинается с любви…
Р. Рождественский.

Добро пожаловать на мой мини-сайт!

О себе

Важный секрет успешности своей педагогической деятельности, считаю, заключается в том, что ученики - это твое отражение. Это, прежде всего, духовная близость и отрицание авторитарных, императивных методов. Отказываясь от прямого принуждения, при организации учебно-воспитательного процесса стараюсь создавать условия, необходимые для смены внешней стимуляции на внутреннюю стимуляцию. При этом моя позиция есть позиция сотрудничества, сотворчества, соуправления. Владея компьютерной грамотностью, признавая роль информационных технологий, удается добиваться положительных результатов в обучении и воспитании. Оцениваю деятельность учащихся с учетом их роста, продвижения. Это и дифференциация различных видов знаний, и индивидуальность критериев достижений, и применение рейтинговых систем. Содержательная оценка дает учащемуся более широкие возможности для удовлетворения и развития потребностей самосовершенствования. В области интеллектуальных, творческих и инициативных проявлений обучающихся использую такие формы, как презентации исследовательских работ, предметные олимпиады, «портфель» ученика (публичная демонстрация своих успехов). Все начинается с любви: с любви к профессии, к детям, с любви к себе. И это не только моя педагогическая философия, это философия жизни.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Произведения И.С.Тургенева и "Дневники Толстого"

Моё портфолио

Уроки

Тема: Обобщение по теме «Местоимение»

Цель: Обобщение и закрепление изученного материала по теме «Местоимение».

          Развитие речевых навыков, навыков правильного употребления местоимений,

          умения систематизировать изученный материал (оформлять в виде схемы, проекта -

          графического объяснения какого-либо правила).

          Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.

          Привитие интереса к предмету.

          Валеологическое воспитание.

 

Оборудование:

          лист ватмана «с деревом»;

          зеленые «листики» на столах учащихся (9 с нумерацией);

          справочные тетради, чистые листы.

 

Оформление доски:

          Я о себе такого мнения:

          Огромна роль местоимения!

          Я делу отдаюсь сполна:

          Я заменяю имена!

                                 

Домашнее задание: составить «рецепт» , подготовиться  к   к/д.

 

 

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Мотивация УД. Обращение к эпиграфу.
  3. Повторение.

 

1. «О чем говорят схемы?» Составление лингвистического рассказа.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Обращение к «дереву». Оно необычное. Пока безымянное. Это именное дерево.

                                             Почему? Имя – местоимение.

Устный опрос «Узнай меня!» по желанию называют номера, могут быть одинаковые буквы.

1, 7 – часть слова (морфема);

2, 8, 11 – буква Ь (ерь);

3 – часть речи, обозначающая предмет (существительное);

4 – знак препинания (точка);

5 – она бывает производная и непроизводная (основа);

6, 10 – что заменяют местоимения? (имена);

9 – как называют новые имена? (неологизмы).

                               Вывод: «дерево» обрело имя, к концу урока оно должно «зазеленеть».

Появляется «Местоимение»

 

 

 

Что такое местоимение?

3. Синтаксическая минута с орфографическим анализом.

Валеологическая вставка.

   Я пробирался к этому месту по узкой тропке. Тяжелые еловые лапы пытались меня удержать. Кругом росли кустарники, никакой другой растительности не было видно. Вдруг яркие лучи солнца осветили горизонт, и я увидел перед собой зеркальную гладь озера. (Информация о ели).

 

                                   Найти и выписать местоимения, указать разряды, признаки.

 

4. «Листики» (9 листиков) Почему 9? Обращение к дереву.

1) Мое стихотворение про местоимения…

    Утром – так заведено – разомкнешь ресницы,

    И к тебе идет оно розовой жар-птицей…

    А стемнеет – он придет: тоненький, смущенный, -

    Он на цыпочках войдет долькою лимонной.

    Срок прошел – плывет она в пелене тумана,

    Круглолица и грустна,

    Будто несмеяна…

    Кто же он, оно, она? Месяц, солнце, луна!

2) Смотри эпиграф к уроку – о себе

3) страница 191 № 456.

4)

5) Составление проекта: отрицательное

                                          неопределенное     листики на дерево

                                          притяжательное

    Самостоятельная работа.

    Защита.

 

5. Закрепление. Тренировочное упражнение. Определение разрядов и признаков.

    Каждое утро, сама весна-красавица, об этом событии, таких книг, столько лет, те дни, всякий знает.

 

6. «Загадки».

1) Какие три местоимения самые чистые?

2) Какие два местоимения автотранспортные?

3) Какое местоимение самое хвастливое и самое скромное?

4) какое местоимение требует чистоты?

5) Какие местоимения, дружа с частицами, не любят предлоги?

 

7. Итог. Домашнее задание. Оценки. Обратиться к эпиграфу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интеллектуально-познавательная игра

«Знатоки русского языка»

(между шестыми классами)

 

Цель: Развитие творческой активности, воображения, логики мышления, чувства юмора.

          Обучение и тренировка в принятии быстрого и правильного решения, воспитание

          чувства товарищества, умения работать в команде.

          Формирование положительных мотиваций к изучению предмета, привитие интереса

          и чувства любви к русскому языку.

          Организация досуга детей.

Оформление: Портреты ученых – лингвистов.

                        Высказывания о русском языке.

Доска: Эпиграф

                           Величайшее богатство народа – его язык.

                                                                          М. Шолохов

 

Туры игры

I      Лингвистическая разминка.

II     Фразеологический

III    В стране грамматики

IV    Снежный  ком

V     Орфоэпический бой

VI    Капитанский мостик   «Наборщик»

VII   Ходом шахматного коня

VIII  Телефонисты

IX     Творческий

X      Прочитай – ка!

 

Ход игры

   I. Вступительное слово учителя. Мотивация.

Известные мастера русского слова М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, М. Горький высоко ценили русский язык, язык великого, талантливого народа.

(зачитать слова М. Шолохова о языке)

   И. С. Тургенев в своем прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».

В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку. «Ещё один совет молодым литераторам и одна последняя просьба. А просьба моя состоит в следующем: берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

   II.  Представление команд.

   III. Представление жюри.

   IV. Объявление туров.

Итак, начинаем!

 

1. Лингвистическая разминка. Каждой команде поочередно задают по 1 вопросу.

 

1. Что находится между рекой и берегом?

2. Всегда во рту, а не проглотить?

3. В тыкве нет, а в арбузе, помидоре, огурце есть?

4. Квартирный петух?

5. К вам пришли гости, а в холодильнике только лимонад и томатный сок. Что вы откроете в первую очередь?

6. Сколько отверстий в голове?

7. Перечислите с помощью наречий 5 дней недели по порядку.

8. Какая буква всегда стоит под ударением?

9. Что у цапли впереди, а у зайца позади?

10. Какие сто букв могут остановить движение транспорта?

 

2. Фразеологический.

Как говорят о человеке:

1. Очень болтливом «язык без костей»

2. Смутился, сильно покраснел «до корней волос»

3. Ленивом, бездельнике «спустя рукава», «бил баклуши»

4. Часто меняет свои решения «семь пятниц на неделе»

5. Трудно заставить поверить чему-нибудь «Фома неверующий»

6. Кротком, безобидном человеке «тише воды, ниже травы».

 

3. В стране Грамматики или грамматический.

   1) Изменив в слове только одну букву, получить как можно больше слов.

   Бак/ дом – сом, ком, ром, том, ток, так, тик, лик…

   2) Угадайте букву! Какие буквы здесь спрятаны?

 

 

 

 

   Б, В, Е, Р, Ш, Ь                                      З, О, С, Э

 

4. Снежный ком. (простое, распространенное, без однородных членов)

Пример:

    Расцвела роза → расцвела огромная роза → в саду расцвела огромная роза → в осеннем саду расцвела огромная роза → в осеннем саду неожиданно расцвела огромная роза → в осеннем саду неожиданно утром расцвела огромная роза.

    Растет тополь →

    Прошла зима →

 

5. Орфоэпический бой.

Алфавит, эксперт, досуг, агент, средства, хозяева, избаловать, красивее, звонит.

 

6. Капитанский мостик.

    ПАСПОРТ

 

7. Ходом шахматного коня. Слово жюри.

    Обязан каждый ученик держать в порядке свой дневник.

 

8. Телефонисты.

Скороговорки: 1 – Жутко жуку жить на суку.

                          2 – Раз дрова, два дрова, три дрова.

 

9. Творческий.

    1) Что изменится, если в начале П поставить У?

    2) Собрать слова.

    3) Объяснить значения слов. От чего они зависят?

10. Прочитай – ка!

 

V. Подведение итогов.

 

К    Й    Г    А    И                       У    А    Р    Н    О

Ы    И   О    Н    Б                       К    М    Г    З     Р

З     Ч    М   Е    Ю                      И    М   Й    О    О

Я    У    Ш   Т    Л  ↑                   Т     А   А    Ш   Х  ↑

 

Читать, начиная с правого нижнего угла по вертикальным колонкам. 

 

Добавить грамоту в портфолио