Уроки и внеклассные мероприятия
методическая разработка по русскому языку на тему

Шайхутдинова Татьяна Шамильевна

Урок по теме "Местоимение"

Интеллектуально-познавательная игра

«Знатоки русского языка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение по теме «Местоимение»

Цель: Обобщение и закрепление изученного материала по теме «Местоимение».

          Развитие речевых навыков, навыков правильного употребления местоимений,

          умения систематизировать изученный материал (оформлять в виде схемы, проекта -

          графического объяснения какого-либо правила).

          Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.

          Привитие интереса к предмету.

          Валеологическое воспитание.

Оборудование:

          лист ватмана «с деревом»;

          зеленые «листики» на столах учащихся (9 с нумерацией);

          справочные тетради, чистые листы.

Оформление доски:

          Я о себе такого мнения:

          Огромна роль местоимения!

          Я делу отдаюсь сполна:

          Я заменяю имена!

                                 

Домашнее задание: составить «рецепт» , подготовиться  к   к/д.

Ход урока

Орг. момент.

Мотивация УД. Обращение к эпиграфу.

Повторение.

1. «О чем говорят схемы?» Составление лингвистического рассказа.

2. Обращение к «дереву». Оно необычное. Пока безымянное. Это именное дерево.

                                             Почему? Имя – местоимение.

Устный опрос «Узнай меня!» по желанию называют номера, могут быть одинаковые буквы.

1, 7 – часть слова (морфема);

2, 8, 11 – буква Ь (ерь);

3 – часть речи, обозначающая предмет (существительное);

4 – знак препинания (точка);

5 – она бывает производная и непроизводная (основа);

6, 10 – что заменяют местоимения? (имена);

9 – как называют новые имена? (неологизмы).

                               Вывод: «дерево» обрело имя, к концу урока оно должно «зазеленеть».

Появляется «Местоимение»

Что такое местоимение?

3. Синтаксическая минута с орфографическим анализом.

Валеологическая вставка.

   Я пробирался к этому месту по узкой тропке. Тяжелые еловые лапы пытались меня удержать. Кругом росли кустарники, никакой другой растительности не было видно. Вдруг яркие лучи солнца осветили горизонт, и я увидел перед собой зеркальную гладь озера. (Информация о ели).

                                   Найти и выписать местоимения, указать разряды, признаки.

4. «Листики» (9 листиков) Почему 9? Обращение к дереву.

1) Мое стихотворение про местоимения…

    Утром – так заведено – разомкнешь ресницы,

    И к тебе идет оно розовой жар-птицей…

    А стемнеет – он придет: тоненький, смущенный, -

    Он на цыпочках войдет долькою лимонной.

    Срок прошел – плывет она в пелене тумана,

    Круглолица и грустна,

    Будто несмеяна…

    Кто же он, оно, она? Месяц, солнце, луна!

2) Смотри эпиграф к уроку – о себе

3) страница 191 № 456.

4)

5) Составление проекта: отрицательное

                                          неопределенное     листики на дерево

                                          притяжательное

    Самостоятельная работа.

    Защита.

5. Закрепление. Тренировочное упражнение. Определение разрядов и признаков.

    Каждое утро, сама весна-красавица, об этом событии, таких книг, столько лет, те дни, всякий знает.

6. «Загадки».

1) Какие три местоимения самые чистые?

2) Какие два местоимения автотранспортные?

3) Какое местоимение самое хвастливое и самое скромное?

4) какое местоимение требует чистоты?

5) Какие местоимения, дружа с частицами, не любят предлоги?

7. Итог. Домашнее задание. Оценки. Обратиться к эпиграфу.

Интеллектуально-познавательная игра

«Знатоки русского языка»

(между шестыми классами)

Цель: Развитие творческой активности, воображения, логики мышления, чувства юмора.

          Обучение и тренировка в принятии быстрого и правильного решения, воспитание

          чувства товарищества, умения работать в команде.

          Формирование положительных мотиваций к изучению предмета, привитие интереса

          и чувства любви к русскому языку.

          Организация досуга детей.

Оформление: Портреты ученых – лингвистов.

                        Высказывания о русском языке.

Доска: Эпиграф

                           Величайшее богатство народа – его язык.

                                                                          М. Шолохов

Туры игры

I      Лингвистическая разминка.

II     Фразеологический

III    В стране грамматики

IV    Снежный  ком

V     Орфоэпический бой

VI    Капитанский мостик   «Наборщик»

VII   Ходом шахматного коня

VIII  Телефонисты

IX     Творческий

X      Прочитай – ка!

Ход игры

   I. Вступительное слово учителя. Мотивация.

Известные мастера русского слова М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, М. Горький высоко ценили русский язык, язык великого, талантливого народа.

(зачитать слова М. Шолохова о языке)

   И. С. Тургенев в своем прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».

В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку. «Ещё один совет молодым литераторам и одна последняя просьба. А просьба моя состоит в следующем: берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

   II.  Представление команд.

   III. Представление жюри.

   IV. Объявление туров.

Итак, начинаем!

1. Лингвистическая разминка. Каждой команде поочередно задают по 1 вопросу.

1. Что находится между рекой и берегом?

2. Всегда во рту, а не проглотить?

3. В тыкве нет, а в арбузе, помидоре, огурце есть?

4. Квартирный петух?

5. К вам пришли гости, а в холодильнике только лимонад и томатный сок. Что вы откроете в первую очередь?

6. Сколько отверстий в голове?

7. Перечислите с помощью наречий 5 дней недели по порядку.

8. Какая буква всегда стоит под ударением?

9. Что у цапли впереди, а у зайца позади?

10. Какие сто букв могут остановить движение транспорта?

2. Фразеологический.

Как говорят о человеке:

1. Очень болтливом «язык без костей»

2. Смутился, сильно покраснел «до корней волос»

3. Ленивом, бездельнике «спустя рукава», «бил баклуши»

4. Часто меняет свои решения «семь пятниц на неделе»

5. Трудно заставить поверить чему-нибудь «Фома неверующий»

6. Кротком, безобидном человеке «тише воды, ниже травы».

3. В стране Грамматики или грамматический.

   1) Изменив в слове только одну букву, получить как можно больше слов.

   Бак/ дом – сом, ком, ром, том, ток, так, тик, лик…

   2) Угадайте букву! Какие буквы здесь спрятаны?

   Б, В, Е, Р, Ш, Ь                                      З, О, С, Э

4. Снежный ком. (простое, распространенное, без однородных членов)

Пример:

    Расцвела роза → расцвела огромная роза → в саду расцвела огромная роза → в осеннем саду расцвела огромная роза → в осеннем саду неожиданно расцвела огромная роза → в осеннем саду неожиданно утром расцвела огромная роза.

    Растет тополь →

    Прошла зима →

5. Орфоэпический бой.

Алфавит, эксперт, досуг, агент, средства, хозяева, избаловать, красивее, звонит.

6. Капитанский мостик.

    ПАСПОРТ

7. Ходом шахматного коня. Слово жюри.

    Обязан каждый ученик держать в порядке свой дневник.

8. Телефонисты.

Скороговорки: 1 – Жутко жуку жить на суку.

                          2 – Раз дрова, два дрова, три дрова.

9. Творческий.

    1) Что изменится, если в начале П поставить У?

    2) Собрать слова.

    3) Объяснить значения слов. От чего они зависят?

10. Прочитай – ка!

V. Подведение итогов.

К    Й    Г    А    И                       У    А    Р    Н    О

Ы    И   О    Н    Б                       К    М    Г    З     Р

З     Ч    М   Е    Ю                      И    М   Й    О    О

Я    У    Ш   Т    Л  ↑                   Т     А   А    Ш   Х  ↑

Читать, начиная с правого нижнего угла по вертикальным колонкам.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль уроков и внеклассных мероприятий "Ура! Урок!"

Анализ урока, классного часа, внеклассного мероприятия....

Разработки уроков и внеклассных мероприятий. Рабочие программы.

Планирование составлено по блокам. Использую в работе первый год. Нравится....

Валеология на уроках и внеклассных мероприятиях в начальной школе.

Методические рекомендации.Практические занятия программы валеологического цикла "Быть здоровым".Тесты, задания, опросники.Уроки, беседы, праздники, викторины, состязания, турниры.     ...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Притчи и пословицы имеют важное значение при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям.

Предлагаю подборку материалов. Притчи и пословицы имеют  важное  значение  при подготовке  к урокам и внеклассным мероприятиям...

Методика организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения

Методический материал «Азбуку дорожную знать каждому положено» ориентирован на учащихся начальных, средних и старших классов. Данный материал может быть использован как на уроках, так и внеклассных ме...

Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий

Сценарии уроков и внеклассных мероприятий...