Главные вкладки

    Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»
    методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

    Винниченко Людмила Рэмировна

     

    Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать способы введения метода проектов в структуру уроков. 

    В результате реализации проекта «Русские народные промыслы» учащиеся  6 класса познакомились с историей, художественными особенностями народных промыслов России; получили  представления о народных промыслах как связующем звене в исторической жизни народа: прошлое – настоящее, настоящее – будущее; развили  нравственные и эстетические понятия (чувство гордости за свою страну, чувство прекрасного).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Введение. Психолого-педагогическое обоснование

    актуальности   метода проектов____________________________________ 2

                                                                                         

    1. Структура деятельности обучающихся и учителя в ходе реализации проекта «Русские народные промыслы» в 6 классе

    2.1  Патриотическое воспитание в ходе реализации проекта________ 4

    2.2  Технология проектной деятельности_________________________ 4

    2.3  Место проекта в планировании уроков русского языка_________6

    2.4  Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии  

    проектного обучения. Проект «Русские народные промыслы»______6

    2.4.1  Работа над проектом «Русские народные промыслы»

    на уроке развития речи в 6 классе ___________________________  7

    2.4.2  Классный час с привлечением родителей

    учащихся 6 класса  «Ярмарка русских народных промыслов» _____   11

    1. Заключение _________________________________________________  14
    2. Список литературы __________________________________________  15
    3. Приложения ________________________________________________   16

    1. Психолого-педагогическое обоснование актуальности метода проектов

    Проектировать

    ...значит создавать новую культурную норму,

    а через нее новую возможность существования.

    О. М. Генисаретский

    Согласно современным стандартам общего образования мис сия российского образования направлена на развитие творческо го потенциала личности, способности к саморазвитию и самосовер шенствованию путем активного и сознательного присвоения ново го социального опыта, формирование гражданской идентичности. Это должно обеспечить укрепление российской государственности, конструктивное обновление всех сфер духовной, культурной, соци альной и экономической жизни нашей страны.

    Для реализации и развития перечисленных качеств и способно стей личности учащегося необходимо активнее переходить в школь ном образовании с методов репродуктивно-информационного обуче ния к продуктивным формам и методам, позволяющим активизиро вать личностный потенциал учащегося. Одним из них является ме тод проектов, который завоевал широкую популярность в мировой педагогической практике, но до сих пор в должной мере не реализо ван в отечественном школьном образовании1.

    Проектирование определяют как сложный вид деятельности, сутью которой является построение образа объекта, системы или процесса с целью его дальнейшего воплощения в жизнь. Это твор ческий процесс, т.к. результатом такой деятельности становится новая реальность.

    Образовательный процесс понимается сегодня как взаимодей ствие, сотворчество, взаимообучение. Его цель — полу чение нового, действенного знания. Каждый обучаю щийся, прокладывая свой путь к такому знанию, конструирует свое видение мира. Проект выражает намерение субъектов обра зовательного процесса найти собственное решение личностно важ ной познавательной проблемы. В педагогическом процессе проек тирование — профессионально значимое педагогическое умение, которое выражается в прогнозировании, планировании своей дея тельности, умении связывать этапы целеполагания и оценки кон кретных результатов. Таким образом, обучение проектированию — важнейшая образовательная задача.

    Метод проектов считается наиболее эффективным из методов обучения, особенно для освоения практических навыков, так как  синтезирует все виды деятельности:  самостоятельную работу уча щихся под руководством учителя, исследовательскую деятельность школьников, совместную деятельность учеников, совместную тру довую деятельность по освоению определенных навыков, деятель ность, предполагающую результат и пр.

    Метод проектов отражает основные принципы гуманистиче ской педагогики и личностно ориентированного подхода, кото рые признаны современной педагогикой в качестве приоритет ных. Такой подход подразумевает развитие способностей учащегося и исходит из его возможностей. Это меняет весь процесс обучения и воспитания, сами отношения с учеником и подходы к оценке образовательных результатов.

    Особенно актуальным метод проектов становится в наше время, потому что дает возможность школьнику проявлять активную по зицию в познании, а учителю — осуществлять демократические формы управления процессом обучения. Проектирование необхо димо для выработки у учащихся самостоятельного, критического мышления с опорой на знание фактов, формирования умения прак тически применять полученные знания, принимать аргументиро ванные решения, выбирать эффективные пути достижения цели, создавать продукт.


    1    Филимонюк Л.А. Формирование проектной культуры педагога. В процес се профессиональной подготовки: автореферат д-ра пед. наук. Махачкала, 2008.

    Сущность культурного развития составляют социальные отно шения. Известный психолог Л.С. Выготский рассматривает развитие высших психиче ских функций ребенка (внимание, память, мышление, речь, ариф метические операции, высшие формы волевого поведения) как переход «естественных» функций в «культурные», который проис ходит в ходе общения ребенка с другими людьми: «...через других мы становимся самими собой, и это правило относится не только к личности в целом, но и к истории каждой отдельной функции»1. Совместная работа над проектом помогает воспитанию социальных навыков взаимодействия, учит работать в команде, способствует становлению гражданской позиции, воспитанию толерантности. Метод проектов формирует личностные качества, которые развива ются только в деятельности: умение работать совместно, брать от ветственность за выбор решения, анализировать и беспристрастно оценивать результаты деятельности.

    Проектная деятельность, сложная по структуре и междисцип линарная по содержанию, синтезирует разные виды деятельно сти и средства познания, она требует от человека умения анали зировать, обобщать, экс периментировать, отыскивать новые и непротиворечивые реше ния, оценивать результаты.

    Основой проектирования как творческого процесса является во ображение.

    От творческого проектное воображение отличают: сочетание фантазии с умением составить целостный образ воображаемого объ екта; «запланированность» открытия; возможность удерживать не одну, а сразу несколько имеющихся изображений (картин), иногда противоречащих друг другу.

    С возрастом формирование проектного (как и творческого) вооб ражения затрудняется в силу накопления стереотипов восприятия и реакций. Поэтому насущная задача школы — развивать данный вид воображения у детей как можно раньше с учетом их возраст ных особенностей, в частности, с подростками — предоставляя им возможность проявить самостоя тельность в активной деятельности.

    Метод проектов в современном школьном образовании рассматривается как альтернатива классно-урочной системе. Основные образовательные задачи метода проектов имеют надпредметный уровень: развитие социальных и коммуникативных компетентностей учащихся, познавательной и творческих  способностей, самостоятельности, волевых качеств.

    Таким образом, актуальность метода проектов обусловлена следующими концептуальными положениями современного образования:

    1. смещение акцентов: от школы заучивания – к школе развития;
    2. понимание значимости гуманитарного знания – востребованного, практико-ориентированного, личностно значимого знания;
    3. признание ученика субъектом обучения, а значит, приоритетными его личность и интересы;
    4. построение отношений учителя и ученика на основе диалога – событийной формы познания (познание себя и мира через познание другого);
    5. осмысление демократизации системы обучения  как  равенства  и  ответственности сторон за его результат.

         Обучение  методу  проектов  может  проходить только в самом проекте.  Во  второй  главе будет   рассмотрена   система   работы   учителя   по организации  проектной  деятельности учащихся  6 класса на уроках развития речи и внеклассном  мероприятии  по  теме  «Русские народные  промыслы».

    _____________________________________________________________________________

    1 Выготский Л.С. Проблемы развития психики // История развития высших психических функций. Собр. соч.: в 6 т. / под ред. A.M. Матюшкина. М., 1983. Т. 3. С. 144.

    2. Структура деятельности обучающихся и учителя в ходе реализации проекта «Русские народные промыслы» в 6 классе

    Любовь к малой Родине – это

    нечто отвлечённое, это – и любовь

    к своему народу, к своей местности,

    к памятникам её культуры, гордость

    своей историей…

    Д.С. Лихачев

         2.1 Патриотическое воспитание в ходе реализации проекта.

    Воспитание патриотов – самая высокая задача любой системы образования, не теряющая значимости на протяжении всей истории человечества. Сегодня именно перед нами, педагогами, остро встали проблемы патриотического воспитания, духовно - нравственного становления ребёнка, формирования здорового образа жизни.

         В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской духовности, изучения истории народа, восстановления традиций. Любовь к родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства. На своих уроках мы стараемся расширять и углублять представления учащихся о природных условиях и богатствах родного края, о национальных обычаях и традициях нашей Родины.

        Этому способствуют уроки и внеклассные мероприятия инновационных жанров: урок-исследование, урок-мастерская, урок-размышление, дидактическая игра, круглый стол, учебная конференция.  Поэтому тема проекта по развитию речи «Русские народные промыслы» была выбрана неслучайно.

    2.2 Технология проектной деятельности

    В процессе обучения  методу проектов учащиеся должны освоить его технологию, чтобы уметь самостоятельно реализовать свой проект (от его замысла до рефлексии). Это возможно в старшей школе при условии методически правильно организованной работы учителя по введению метода проектов в образовательный процесс, начиная  со среднего звена.

    В таблице 1 указаны условия проектной работы, которые способствуют формированию надпредметных и общепредметных умений и навыков.

    Таблица 1

    Развитие умений учащихся в проектной деятельности

    Условия проектной деятельности, |способствующие развитию умений

    Умения учащихся, которые развиваются в проектной деятельности

    Надпредметные

    Общепредметные

    Личностно     значи мая цель и пробле ма

    Вычленять          проблемы, определять цели и задачи решения проблемы

    Использовать средства представ ления информации, схем реше ния учебных и практических за дач; планировать работу

    Необходимость    по лучения    практиче ских результатов

    Применять        полученные знания

    Собирать и анализировать новую информацию; углублять знания в определенной области

    Педагогические  си туации    с    новыми  и       неожиданными трудностями

    Воспринимать факты в не привычных   ракурсах;   ре шать   неожиданно   возни кающие проблемы; искать нестандартные пути реше ния проблем

    Организовывать  работу,  учиться в активных формах;  преобразо вывать практическую задачу в ис следовательскую и познаватель ную

    Условия проектной деятельности, способствующие развитию умений

    Умения учащихся, которые развиваются в проектной деятельности

    Надпредметные

    Общепредметные

    Мотивация

    к позна нию

    Внедрять в практику новые механизмы   и   алгоритмы решения проблем

    Интегрировать знания из разных источников

    Коллективная

    дея тельность

    Работать  в   группах;   воз главлять    команду; орга низовывать обсуждения и встречи группы; принимать решения   и   нести   ответ ственность

    Проводить    сравнение,    анализ, обобщение, простейшую класси фикацию,   устанавливать  анало гии, относить к известным поня тиям

    Ситуации    общения

    Учиться      сотрудничеству, такту,   уважительному  от ношению к мнению других, ведению дискуссий

    Воспринимать   информацию   на слух, ставить вопросы; убеждать, логически строить аргументацию; составлять высказывания в уст ной и письменной формах

    Автономность и свобода действий

    Получать   удовлетворение от   работы;   нести   ответ ственность

    Осваивать   межпредметные   ка тегории; контролировать и оце нивать  свои действия в соответ ствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

    Представление

    про дукта деятельности

    Делать отчет о проделан ной работе

    Представлять   работу   в   разных формах; анализировать и оцени вать свою и чужую работу

    Рефлексия

    Давать адекватную само оценку, выявлять  сильные и слабые стороны

    Осваивать форму    познаватель ной и личностной рефлексии

    Степень самостоятельности учащихся зависит от того, насколько педагог подготовил их к проектной деятельности.

    Задача учителя в методе проектов — обучение следующим умениям и навыкам:

    1. вычленять проблему;
    1. аргументировать свою позицию выбора темы;
    2. формули ровать цель, конкретизировать задачи;
    3. планировать работу;
    4. действо вать индивидуально, совместно в парах, группах;
    5. составлять график работы, распре делять время работы;
    6. готовить презентацию результатов;
    7. оценивать результаты, осуществлять рефлексию;
    8. проводить исследование;
    9. использовать методы обработки материала из литературы и Интернета.

     

     2.3 Место проекта в планировании уроков русского языка

    Метод проектов предполагает развитие интеграции связей учебных дисциплин, что способно сформировать качественно новую систему – «интегральное образовательное пространство».  На интегрированном уроке систематика предмета отходит на второй план. Режим проектной деятельности может быть построен при отсутствии в планировании уроков по конкретным темам.

    Так, в тематическом планировании уроков русского языка в 6 классе не выделены отдельные уроки для реализации проекта «Русские народные промыслы». С описанием предмета (игрушки) в научном и художественном стиле учащиеся знакомились на уроках развития речи в 5 классе. Однако необходимыми умения и навыками для выполнения данного проекта на тот момент они не обладали. Таким образом, работа  над проектом была начата на уроке развития речи в 6 классе «Роль  прилагательных в художественном тексте о русских народных промыслах», далее рассредоточена на нескольких уроках русского языка как работа по развитию письменной речи учащихся, индивидуально-групповых занятиях. Итоговая презентация  результатов  проектной деятельности и защита проектов были представлены учащимися на тематическом классном часе «Ярмарка народных промыслов».

    2.4 Алгоритм деятельности учителя и учащихся  в технологии проектного обучения. Проект «Русские народные промыслы»

    1. Общие данные о проекте:

    Предмет: русский язык.

    Связь с другими предметами: изобразительное искусство, история России, технология.

    Класс: 6.

    Количество участников: 20 учащихся (3 рабочих группы, остальные – индивидуальные).

    Тип проекта: учебный (сочинение-описание предмета русского народного промысла в научном и художественном стиле)

    Направленность:  информационный,  исследовательский  и творческий.

    Форма работы: индивидуальная, групповая

    Продолжительность: краткосрочный, рассчитанный на один месяц; 2 урока развития речи, индивидуально-групповые занятия, индивидуальные консультации, классный час.

    Цели и задачи:

    Методические

    1. закрепить умения и навыки по развитию речи: приёмы сжатия текста; выборочное изложение текста; типы речи, описание предмета (игрушки); стили речи; создание текстов научного и художественного стилей.

    Дидактические:

    1. формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
    2. совершенствование навыков исследовательской деятельности;
    3. формирование навыков работы в команде;
    4. приобретение навыков самостоятельной работы с небольшим объёмом информации.

    Воспитательные:

    1. воспитывать чувства патриотизма и любви к родине, способствовать воспитанию эстетического восприятия окружающего мира и пробуждению у шестиклассников интереса к народного творчества приобщать учащихся к искусству народных промыслов, к национальной культуре России;

    Планируемый результат: создание групповых и индивидуальных проектов-описаний

    изделий русских народных промыслов с последующим их представлением на тематическом внеклассном мероприятии.

    1. Этапы работы

    Подготовительный этап: деятельность учителя и ученика во время урока русского языка «Роль  прилагательных в художественном тексте». 

    2.4.1 Работа над проектом «Русские народные промыслы» на уроке    развития речи  в 6 классе.

    Тема урока:  «Роль  прилагательных в художественном тексте о русских народных промыслах»

     Цели и задачи:

    1. Формировать умение видеть образную, эмоциональную функцию прилагательных в художественном тексте, развивать умения использовать эпитеты в письменной речи.
    2. Повторить правописание безударных окончаний прилагательных.
    3. Воспитывать чувства патриотизма и любви к родине, способствовать воспитанию эстетического восприятия окружающего мира и пробуждению у шестиклассников интереса к народного творчества.

    Тип урока: урок развития речи учащихся с применением ИКТ.

    Оборудование:  компьютеры, мультимедийный проектор, раздаточный материал, презентация «Из старины пришедшие ремесла…»

    План урока: 

    1.   Организационный момент.

    2.   Постановка цели и задач урока.

    1. Вступительное слово учителя.
    2. Повторение изученного ранее о прилагательном. Повторение орфограммы «Правописание окончаний имён прилагательных».
    3. Презентация «Из старины пришедшие ремёсла…».

    Слово учителя: Мы видели, как народные умельцы искусно подбирают оттенки цвета, создавая произведения. Подобно художнику, поэт подбирает слова.

    1. Функции прилагательных в речи и художественном тексте. Работа с текстом стихотворения «Гжель».

    Задание.  Прочитайте текст. Спишите, вставляя  пропущенные буквы. Графически выделите орфограмму.

    Гжель

    Есть в Подмосковье такое местечко:
    Белая рощица, син…   речка.
    В этой негромк…   российск…  природе
    Слышится эхо любим…     мелодий.
    И светлее вода родниковая,
    И дыхание ветра свежей –
    Расцветает гжель васильков…  ,
    Незабудков…   гжель.
    Рядом с осинками в син…   рябинках,
    Син…   гроздья на син…   рябинках,
    Син…   зори и син…   птицы -
    С этой красою ничто не сравнится.
    Звонк…    волнами кружатся краски,
    Чтобы блистали анютины глазки.
    Льется узор под рукой мастерицы,
    Чтобы нигде он не смог повториться.

    Вопрос учителя: над каким видом орфограмм работали?  Прочитайте текст. Чем он отличается от предыдущего стихотворения? (отсутствием прилагательных)

    Есть в Подмосковье такое местечко:
    рощица, речка.
    В этой природе
    Слышится эхо мелодий.
    И вода ,
    И дыхание ветра –
    Расцветает гжель,
    гжель.
    Рядом с осинками в рябинках,
    гроздья на рябинках,
    зори и птицы.
    С этой красой ничто не сравнится.
    волнами кружатся краски,
    Чтобы блистали анютины глазки.
    Льется узор под рукой мастерицы,
    Чтобы нигде он не смог повториться.

    Вопрос учителя: Какова функция имен прилагательных в тексте? (Выделяют нужный предмет из многих одинаковых, передают красоту, яркость, разнообразие окружающих предметов, делают речь выразительнее и точнее, выражают личностное отношение).

    7. Физминутка.

    8. Творческое задание. На мультимедийный экране проецируем текст.

    Задание: дополните текст прилагательными. Выразительно прочитайте получившийся текст. Определите роль прилагательных в тексте.

    Перед нами поднос, бортики которого украшены …………………….. узором. В центре подноса -  ……………………  букет. Несколько самых крупных …………………… и ……………………… цветов, изображённых на ………………………… фоне, окружены россыпью «анютиных глазок» и ………………… незабудок. Цветы связаны между собой ……………………. стебельками, ………………. веточками и листочками. Это типичный орнамент жостовского подноса.

    Вопрос учителя: как называются красочные прилагательные-определения, помогающие создать художественный образ предмета? (эпитеты).

    9. Работа над проектом «Русские народные промыслы».

    Слово учителя.  

    1. Учитель знакомит  учащихся с проектной деятельностью, информирует о целях и задачах такой работы.
    2. Предлагает на выбор темы: «Русские народные промыслы живы и сегодня», «Золотая хохлома», «Русские народные игрушки», «Изделие русского народного промысла, которое хранится в нашей семье».
    3. Формирует предварительные группы учащихся. Возможен индивидуальный проект.
    4. Предлагает план проектной деятельности с указанием ориентировочных сроков, составленный заранее, так как детям еще сложно это делать самостоятельно.
    5. Учитель информирует о правилах оформления проектной работы. Учащиеся  могут выполнять проект на листах бумаги А 4 или в виде мультимедийной презентации в PowerPoint.

    10. Домашнее задание с инструкцией.

    1. Объединиться в группы или индивидуально.
    2. Выбрать тему проекта.
    3. Выбрать предмет народного промысла для описания.
    4. Оформить план работы над проектом (на листе бумаги или на слайде презентации в PowerPoint). Примерный план вывешен на доске информации к уроку и на сайте школы.

    Примерный план

    Этап 1

    1. Выбор предмета русского народного промысла
    2. Оформление плана

    Срок исполнения: 4 дня

    Контроль : индивидуально-групповая консультация

    Этап 2

    1. Исторические сведения о промысле (1 лист А4 или 2-3 слайда)
    2. Изображение выбранного предмета русского народного промысла (1 лист А4 или 1 слайд)

    Срок исполнения: 1 неделя  (04.04.09)

    Контроль: индивидуально-групповая консультация. Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

    Этап 3

    1. Сочинение – описание предмета народного промысла в научном стиле (1 лист А4 или 1-2 слайда)

    План сочинения

    1. Вступление. Изделие русского народного промысла.
    2. Основная часть. Научное описание изделия.
    1. Материал.
    2. Форма. Размер.
    3. Цвет. Орнамент.
    1. Заключение. Применение (использование)  данного изделия.

    Исполнители: каждый ученик класса

    Срок исполнения: 1 неделя (11.04.09)

    Контроль : оценивание работ по нормами проверки сочинений.

    Этап 4

    1. сочинение-описание изделия народного промысла в художественном стиле.

    План сочинения

    I. Вступление. Какой предмет я описываю. Откуда он у меня появился.

    II. Основная часть. Художественное описание предмета.

    1. Материал.

    2. Форма изделия. Размер.

    3. Цвет изделия. Орнамент.

         III. Заключение. Как этот предмет используют у меня дома. Моё отношение к нему.

    Исполнители: каждый ученик класса

    Срок исполнения:  неделя (18.04.09)

    Контроль учителя: оценивание работ по нормами проверки сочинений.

    Этап 5

    1. итоговый классный час «Из старины пришедшие ремёсла…» «Ярмарка русских народных промыслов» с привлечением родителей учеников 6 класса

                 План мероприятия

    1. Выставка предметов народных промыслов.
    2. Выступление учащихся с рассказами об истории русских народных промыслов.
    3. Демонстрация лучших творческих работ учащихся. Коллективное обсуждение проектов. Самооценка учащихся.
    4. Рассказ Нуруллиной Л.Н. об истории  создания и изготовлении павлово-посадских платков.
    5. Игра на русских народных инструментах.
    6. Исполнение частушек.
    7. Угощение традиционными русскими народными сладостями.
    8. Подведение итогов проекта. Награждение. Поощрение.

    Срок проведения: 25.04.09

    11. Подведение итогов урока. Оценивание учащихся.

      На предварительном и 1- ом этапах работы над проектом «Русские народные промыслы» роль учителя велика: он  организует школьников в группы, определяя цели и задачи для каждого, помогает определиться с выбором темы и планом будущего проекта,. Например: при определении заданий необходимо учитывать характер задания: реферативный, исследовательский или творческий. И в связи с этим используем дифференцированный и индивидуальный подход с учетом учебных возможностей, интересов, склонностей учащихся. В этом проявляется также личностно ориентированный аспект проектной деятельности.

      2-й этап - осуществление деятельности. Именно на этом этапе обучающиеся проявляют большую самостоятельность в поиске информации по теме в книгах, в сети Интернет, отборе, анализе, систематизации, обобщении материала. Безусловно, обучающиеся должны владеть всеми методами и технологиями, которые они используют в самостоятельной работе. Когда детям не хватает знаний, каких-либо умений, они могут обратиться за помощью к родителям, библиотекарю, учителям изобразительного искусства и технологии. Учитель постоянно контролирует, нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности, ведь при подготовке проекта важен не только результат работы, но и сам процесс приобретения новых знаний и умений.

    3-й и 4-й этапы – самостоятельная работа учащихся, помощь и контроль минимальны.

    5-й этап -  презентация проекта - как одна из целей проектной деятельности обязателен и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя, т.к. именно на презентации появляется ощущение завершенности. Этот этап необходим для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Также завершающий этап -  это возможность для учащихся  проявить свои творческие способности в неформальной обстановке. Таким образом,  внеклассное мероприятие вызвало живой отклик как у детей, так и у их родителей. Изделия русских народных промыслов, порой забытые и пылящиеся в домашних кладовых, были заботливо отмыты, выглажены и продемонстрированы на выставке во время внеклассного мероприятия.

    2.4.2  Открытый классный час «Ярмарка русских народных промыслов»

    Цель мероприятия:     

    1. знакомство с центрами русских народных промыслов, изделиями, технологией изготовления;
    2. защита проектов; самоанализ и анализ работ учащихся;
    3. воспитание любви к родной культуре, своей стране, духовно-нравственное воспитание;
    4. привлечение родителей к внеклассной работе.

    Ход проведения.

    I..  Вступительное слово учителя.

    Объявление темы, цели и задач. Представление гостей, родителей

                      Вступительное слово родителей о русских народных промыслах.

    1. Появление промысла
    2. Изделия из дерева
    3. Изделия из глины
    4. Изделия из металла
    5. Ткачество

    II. Основная часть. Представление промыслов. Презентация проектов.

    Звучит музыка. Скоморохи приглашают всех на ярмарку.

     Скоморохи: 1. Что за праздник! Что случилось?

     Просто ярмарка открылась!    

    Шутки, смех со всех сторон.

    Музыкальный перезвон.

           2.  Почтеннейшие господа!

    Пожалуйте к нам сюда!

    Привезли мы на базар

    Раз диковинный товар!

    1.   Изделия ткацкого промысла.  Павлово-Посадские платки.

    (Под музыку девочки демонстрируют платки. Останавливаются перед зрителями.)       Родители: На Востоке Подмосковья развивалось текстильное ремесло. Одним из выдающихся явлений русской культуры стала многоцветная набивка платков Павловского Посада.

    ?         Кто знает, ребята, когда появились вот такие платки? (Ответы учащихся.) Родители: Рассказ об истории создания платков.

    Скоморохи: 1. Вот подарки, так подарки!

    Краской огненной горят.

    Кто искусно расписал

        Этот сказочный овал?

    2. И скажите нам,откуда

    Появилось это чудо?

    Кто придумал эти краски,

                            Словно взятые из сказки?

    (Девочки демонстрируют узоры платков.)

            Родители: Рассказ о том, как создавались краски для росписи платков.     (Девочки садятся.)

    2.   Изделия из дерева.

               а) Хохлома.

    Скоморохи 1. Весело - весело!

    Мастерит всё село.

    К нам приехала сама

    Золотая хохлома!

                                 2. Расступись, честной народ,

    Нижний Новгород идёт!

    (Мальчики играют на ложках, садятся на места.)

    Родители: Вот хохломская расписная посуда из дерева. В деревнях без такой

    посуды бывало и дня не обходилось: в неё хоть щи горячие, хоть квас холодный

    лей, хоть кашу с маслом накладывай - ничего с ней не сделается.

                      ?       А откуда появилась такая посуда? Когда и где зародился промысел?

    (Ответы детей.)

    Родители: защита проекта об истории изготовления посуды, о технологии, о красках.

                   б) Игрушки из дерева.  Матрёшки.

    Скоморохи: 1. Ну-ка хлопнем все в ладошки-

        К нам приехали матрёшки!

    2. Сейчас споют свои частушки

        Знаменитые игрушки.

    (Выходят матрёшки и поют частушки. Начинает бабушка матрёшка.)

    1 девочка          Я-бабушка матрёшка,

    Несу грибов лукошко.

    За мной родные внучки

    Идут, сложивши ручки.

    И все они - матрёшеньки,

    И все они - милёшеньки,

    Все с аленькими щёчками,

    Под пёстрыми платочками,

    Нарядные, пригожие,

    На бабушку похожие.

    У каждой - по корзинке:

    Набрали вам малинки.

    2 девочка          Мы весёлые матрёшки.

    Ладушки, ладушки.

    На ногах у нас сапожки.

    Ладушки, ладушки.

    3 девочка          В сарафанах наших пёстрых

    Ладушки, ладушки.

    Мы похожи, словно сестры,

    Ладушки, ладушки.

    4 девочка           У нас розовые щёчки

    Ладушки, ладушки.

    И красивые платочки

                                   Ладушки, ладушки.

    5 девочка              Мы весёлые подружки

    Ладушки, ладушки.

    Все пропели вам частушки

    Ладушки, ладушки.

    Родители:

    ?   А что вы, ребята, знаете о матрёшках? (Ответы детей)

    Учащиеся:  защита проекта  о деревянных игрушках. Демонстрация изделий.

    3. Изделия из глины.

              а) Дымковская игрушка. Свистульки.

    Родители: Но не только из дерева изготавливали игрушки на Руси. В ход шёл и другой природный материал - глина.

    Скоморохи: 1. Вот игрушки расписные, (показывает рукой)

    Хохотушки вятские,

    Щеголихи слободские,

    Кумушки посадские.

                           2. У них ручки крендельком,

    Щёчки будто яблоки.

    С ними издавна знаком

    Весь народ на ярмарке. Родители:

                   ?   А кто, ребята, расскажет о глиняных игрушках? (Ответы учащихся)

    Родители: Рассказ об истории игрушки из глины.

    Ученик  рассказывает о свистульках, которые сам изготовил.

    Демонстрирует, свистит мелодию.

    б) Гжель. Родители:

                   ? А кто ответит, ребята, изделия какого промысла представлены здесь?

                               Что вы знаете о нём? (Ответы детей)

    Учащиеся: защита проектная работы об истории промысла. Демонстрация изделий. Применение - посуда, украшение.

    4.        Изделия из металла.   Жостовский поднос.

    Родители: Рассказ об изделиях из металла. История промысла.

    ?  А что вы, ребята, знаете о нём? (Ответы детей)

    Родители: Дополняет ответы детей. Знакомят с технологией изготовления подносов.

    III. Итоговая часть мероприятия

    Скоморохи: 1. Мы давненько уж не ели и покушать захотели.

                         2. На поднос еду кладите, всех скорее угостите!

    Девочки  выносят на подносах традиционные русские народные сладости: петушки на палочке, изготовленные самостоятельно, баранки, сушки. Демонстрируют изделия, угощают всех детей и гостей.

    Родители из самовара разливают чай.

    Заключительное слово учителя.

    ? Понравилось ли наше мероприятие? Почему столько лет  живут народные промыслы?

    ? С каким народным умельцем вы познакомились на уроках литературы? («Левша» Н.С.Лескова)

    Все обмениваются впечатлениями о проделанной работе. Учащиеся рассказывают о сложностях, с которыми они столкнулись во время работы над проектом, вспоминают о наиболее интересных и запомнившихся моментах своей творческой деятельности, оценивают работу, свою и  других членов коллектива.

    3. Заключение

    Учебный проект по русскому языку для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно индивидуально или в творческой группе, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.

     Учебный проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно – учить целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.

     Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать способы введения метода проектов в структуру уроков.

    В результате реализации проекта «Русские народные промыслы» учащиеся  6 класса познакомились с историей, художественными особенностями народных промыслов России; получили  представления о народных промыслах как связующем звене в исторической жизни народа: прошлое – настоящее, настоящее – будущее; развили  нравственные и эстетические понятия (чувство гордости за свою страну, чувство прекрасного).

    Работая над проектом, учащиеся закрепили следующие умения и навыки по развитию речи:

    1. приёмы сжатия текста;
    2. выборочное изложение текста;
    3. типы речи, описание предмета (игрушки);
    4. стили речи;
    5. создание текстов научного и художественного стилей.

    Особенно положительным моментом реализации проекта явился тот факт, что учащиеся в период работы общались в группах, конструктивно преодолевали возникающие изредка конфликты, отстаивали собственное мнение. Самостоятельно планируя место и время работы, дети учились быть ответственными. В ходе проектной деятельности каждый ученик смог показать себя с лучшей стороны, проявить свои интеллектуальные и творческие способности, показать разнообразные умения: кто-то собирал материал по теме, кто-то выполнял  мультимедийную презентацию, кто-то демонстрировал традиционные русские народные угощения и предметы народных промыслов, изготовленные своими руками, а кто-то на заключительном этапе участвовал в музыкально-развлекательном  представлении в ходе тематического классного часа.

    Данный  проект способствовал также не только сплочению классного коллектива, но и семьи: в подготовке и проведении итогового классного часа учителю помогали родители учащихся 6 класса Лариса Николаевна Нуруллина и Маргарита Сергеевна Склярова.

    Одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закреплённых в Законе об образовании Российской Федерации, является воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Формирование истинного патриота своей Родины – дело благодатное, значимое и серьёзное. Сколько интересного и важного открываешь для себя и своих воспитанников на таких нетрадиционных уроках, как  работа по методу проектов. А главное - убеждаешься и веришь в то, что дело, которому отдаёшь силы и творчество, не пропадает даром: детская душа чутко прикасается к тому волшебному источнику, из которого потом всю жизнь будет черпать живительную влагу, - любовь к своему Отечеству.

    Список литературы

    1. Аносова Н.А. Нетрадиционные модели обучения / Н.А. Аносова // Проф. образование. 2001. - № 9. - с. 22 - 29.
    2. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. – М.: Искусство,1977.
    3. Выготский Л.С. Проблемы развития психики // История развития высших психических функций. Собр. соч.: в 6 т. / под ред. A.M. Матюшкина. М., 1983.
    4. Гузеев В.В. «Метод проектов» как технология четвертого по коления // Планирование результатов образования и образователь ная технология. М.,2001. С. 194—207.
    5. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интеграль ной технологии обучения // Директор школы. 1995. № 6. С. 39—47.
    6. Жегалова С.К. Русская народная живопись: Кн. Для учащихся старших классов. – М.:Просвещение, 1994.
    7. Звонарева Л. Любите малую родину / Л. Звонарева // Клуб: Творчество. Общение. Интересы. 2000. - № 3. - С. 10 - 12.
    8. Евстифеева О. Кучменко Н. Метод проектов - среда, в которой даже «неудачники» обретают силу и уверенность. // Директор школы, 2003, 3:, с. 53
    9. Колесникова ИЛ., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогиче ское проектирование: уч. пособие для вузов / под ред. И.А. Колес никовой. М., 2005.
    10. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образова тельные технологии. М.; Воронеж, 1998.
    11. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеуроч ной деятельности // Народное образование. 2000. № 7.
    12. Новые педагогические и информационные технологии в си стеме образования: уч. пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалификации пед. кадров / под ред. Е.С. Полат. М., 1999.
    13. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса // Школьные технологии. 2006. № 6. С. 43—47.
    14. Савенков А.И. Творческий проект, или Как провести само стоятельное исследование // Школьные технологии. 1998. № 4. С. 144—148.
    15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: уч. пособие. М., 1998.
    16. Ученические школьные проекты в системе школьного обра зования: методические рекомендации. СПб., 2004.
    17. Филимонюк Л.А. Формирование проектной культуры педагога. В процес се профессиональной подготовки: автореферат д-ра пед. наук. Махачкала, 2008.
    1. Чечель ИД. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. №3. СИ—16; №4. С. 3—10.
    2. www.amaltea-suvenir.ru
    3. www.matrena.ucoz.ru/news
    4. ru.wikipedia.org.

    Приложения

    Приложение 1

    Руководство для учащихся (предпроектный этап)

    Проект — это самостоятельная исследовательская деятельность по решению значимой для участников проекта проблемы.

    1.        Перед началом работы над проектом ответьте на следующие
    вопросы:

    1. Какова цель проекта?
    2. Почему участие в проекте для меня важно?
    3. Что потребуется сделать для осуществления проекта?
    4. Что лично я буду делать в проекте?
    5. Какими должны быть участники проектной группы, чтобы проект был успешным?
    6. Какие трудности могут встретиться в проекте и как их мож но преодолеть?
    7. Какой продукт мы хотим получить в итоге?
    8. Кто, кроме нас самих, может быть заинтересован в этом про дукте?
    9. С каких позиций можно будет оценить полученный про дукт?

    1. Проанализируйте свои ответы и обсудите их с другими участ никами проекта.
    2. Оцените свою готовность к проекту по 5-балльной шкале.
    3. Что,  по-вашему,  станет решающим фактором успешности проекта?

    Приложение 2

    Основные этапы работы над проектом

    Этап 1

    Определение темы и цели: от проблемы к теме и цели проекта.

    Что мы хотим? 

    Задачи:

    1. собрать идеи;
    2. дифференцировать (определить) их и обсудить в процессе дискуссии;
    3. прийти к единому мнению и решению.

    Этап 2

    Планирование работы: от цели к распределению этапов и обя занностей.

    Как мы будем достигать цели?

    Задачи:

    1. поставить задачи для достижения цели;
    2. определить формы работы;
    3. сформировать рабочие группы;
    4. спланировать ход работы.

    Этап З

    Реализация проекта: от плана к реализации.

    Что мы будем конкретно делать?

     Задачи:

    1. работать в группах по плану;  
    2. совместно координировать выполнение работ;
    3. вносить изменения в планирование (при этом не изменять срок выполнения проекта).

    Этап 4

    Презентация проекта: от результата к его представлению.

    Что мы представляем как результат проекта?

    Задачи:

    1. представить  результаты  заинтересованным  лицам   (одно классникам, общественности);
    2. изменить   форму   презентации   в   зависимости   от   обстоя тельств.

    Этап 5

    Рефлексия и оценка проекта.

    Что было сделано хорошо, а что плохо?

    Задачи:

    1. проанализировать содержание и методы работы,  способы взаимодействия;
    2. оценить продукт.

    Приложение 3

    Основные параметры оценки проекта

    1. Актуальность выдвинутой проблемы / соответствие изучае мой тематике.
    2. Достаточная глубина проникновения в проблему.
    3. Привлечение знаний из других областей.
    4. Корректность используемых методов исследования.
    5. Доказательность аргументации и выводов.
    6. Активность каждого участника проекта.
    7. Демократический стиль принимаемых решений.
    8. Характер общения и взаимодействия в групповой работе.
    9. Оформление результатов проведенного проекта (эстетика, грамотность).
    10. Умение вступать в дискуссию, отвечать на вопросы оппо нентов.

    Оценка развития социальной компетентности учащихся в проектной деятельности выражается в «приращениях» умений:

    1. изъясняться, выражать свои чувства, мнение и желания;
    2. слушать, наблюдать за другими, воспринимать динамику развития групповых процессов, находить свое место в группе;
    3. воспринимать и выслушивать критику и вступать в дискус сию;
    4. сотрудничать, нести ответственность за собственные дей ствия, понимать других, ставить себя на место другого, разрешать конфликты;
    5. адаптироваться, налаживать контакты, осознавать собствен ные возможности, высказывать адекватную критику.

    Приложение 4

    Мультимедийные презентации проектов учащихся 6 класса «Русские народные промыслы»

    Приложение 5

    Фотографии проведения открытого классного часа «Ярмарка народных

    промыслов» в 6 классе


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок развития речи в 6 классе. Публичное выступление "Народные промыслы Нижегородской области"

    Урок развития речи с использованием краеведческого материала...

    Цикл уроков внеклассного чтения по повести Т. Майн Рида "В поисках белого бизона, или Мальчики-охотники с берегов Миссисипи" (проектная деятельность учащихся на уроке)

    Разработка представляет собой цикл уроков внеклассного чтения. Это не уроки внеклассного чтения в привычном понимании.Особенности переходного периода от младшего возрастного звена к среднему...

    Презентация по теме:"Проектная деятельность учащихся на уроке и во внеклассной работе"

    В данной презентации представлен материал о проектах: правила выбора темы, требования к проекту, этапы проектирования, стадии работы над проектом, виды проектов....

    Методический семинар Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся»

    В настоящее время –  время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследоват...

    Педагогический проект "Организация проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности , как единый процесс самореализации и социализации личности"

    Данный педагогический проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо ...

    Проектная деятельность учащихся на уроках информатики и во внеурочной деятельности

    Метод проектов в преподавании информатики. Из личного опыта....