Главные вкладки

    Урок развития речи в 6 классе. Публичное выступление "Народные промыслы Нижегородской области"
    презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме

    Бегаутова Мария Владимировна

    Урок развития речи с использованием краеведческого материала

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл narodnye_promysly.rar1.25 МБ

    Предварительный просмотр:

    Варнавинская резьба по кости

    В основе варнавинской резьбы по кости лежит своеобразный художественный стиль, сложившийся на основе выразительных орнаментов нижегородской домовой резьбы по дереву. Каждое изделие режется мастером от начала до конца без применения штампов и шаблонов, что способствует авторской индивидуальности и творческому подходу при изготовлении каждого изделия.

    История варнавинской резьбы по кости

    Предприятие, возродившее традиции народного косторезного промысла Нижегородской губернии ООО «Варко» (Варнавинская резная кость). Первые работы по возрождению косторезного промысла были предприняты в 1969 году, когда известный художник-косторез из с. Холмогор П. П. Черникович представил на областной художественно-экспертный совет первые изделия из резной кости. В 1971 году в р.п. Варнавино был открыт участок с обучением молодежи профессии резчика по кости. В 1973 году участок был преобразован в филиал Казаковского производственного ювелирного объединения со специализацией резьбы по кости. В связи со значительным ростом производства в 1989 году филиал был преобразован в самостоятельное предприятие — Варнавинскую художественную фабрику, которая в 1992 году была приватизирована. Сегодня ООО «Варко» продолжает сложившиеся за 30 лет традиции промысла.

    Современная варнавинская резьба

    Предприятие специализируется на выпуске изделий из простой поделочной кости. Изделия выполнены в технике ажурной, плоскорельефной или объемной резьбы. В ассортименте предприятия более 300 наименований изделий утилитарного и декоративного назначения. Это женские украшения, шкатулки, ларцы, письменные приборы, шахматы, подсвечники, вазы, стаканы, а также вязальные крючки и игольницы. Кроме традиционных изделий, предприятие имеет успешный опыт разработки и производства продукции с фирменной символикой, выполненной, по желанию заказчика, как на существующих изделиях, так и по оригинальному заказу.

    Для туристов будет интересным посещение «Варко» и ассортиментного кабинета, где по доступным ценам можно приобрести уникальные изделия резного искусства по кости.

    Гончарный промысел

    Гончарный промысел в Богородске существует с начала основания села Богородское в 1570 году. Расцвет гончарного искусства приходится на конец XIX-начало XX века, когда изделия богородских мастеров стали известны большей части России. Богородские гончарные мастера выделывали большое разнообразие глиняной посуды на все случаи жизни: горшки, плошки, кринки, рукомои, лотки, подойники, полевики, корчаги, опарницы, пасхальницы, кисельницы и даже самовары.

    В начале ХХ века в с. Богородском с населением 9 тысяч жителей насчитывалось 150 мастеров-горшечников. Были среди них династии Стешовых, Жуковых, Зобниных.

    В XX веке гончарное ремесло стало угасать и к середине 80-х годов в Богородске трудились всего два гончара, однако традиции и дух богородского гончарного мастерства не канули в лету. В 1994 году предприниматель Зудин В.А. и гончар Зарубин С.В. при поддержке районной администрации основали мастерскую «Горшеня».

    В 2000 году в городе Богородске был открыт Центр развития гончарного искусства.

    Городецкая роспись и резьба по дереву

    Городецкая роспись по дереву - уникальное явление русской национальной культуры. Это народное искусство соединило в себе черты художественного своеобразия народной живописи, корни которой уходят в глубину веков.

    История неповторимой сюжетной росписи насчитывает уже более полутора веков. В своих композициях крестьянские художники открывали уникальный образный мир.

    Городецкая роспись - один из самых знаменитых художественных промыслов России, ярчайшее явление так называемого «наивного» искусства. Недаром один из французских искусствоведов сказал, что такие вещи должны находиться в Лувре.

    Среди самых распространенных сюжетов росписи – гулянья, чаепития, знаменитый городецкий конь с всадником, народные праздники. Роспись насыщена богатством красок русского лета с его луговым разнотравьем, озарена ярким полуденным солнцем, будто заливающим ослепительным светом пышные гирлянды цветов и причудливых птиц.

    На протяжении всей истории промысла народные мастера создали оригинальную живописную систему, нашли неповторимые образы и разработали богатейший арсенал приемов живописной проработки деталей сюжета и элементов орнамента.

    Полховско-Майданская роспись

    Производство знаменитых игрушек-тарарушек яркой затейливой росписью берет свое начало в селе Полховский Майдан Вознесенского района. В конце XVIII века многие крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную посуду. В начале ХХ века в Полховском Майдане начинают применять «выжигание» токарных изделий.

    Впервые в село привез выжигательный аппарат крестьянин-кустарь Полин Павел Никитич. Выжигание, а позднее и крашение токарных изделий, нередко производились наемными работниками в мастерской хозяина. Тогда и сложился характерный, дошедший до наших дней, майданский орнамент и пейзажный композиционный сюжет. До сих пор в селе помнят легенду о том, что в давние времена в войске Степана Разина была предводительница по имени Алена — бывшая крестьянка из-под Арзамаса. В ее отряде воевали и непокорные предки полх-майданских кустарей. Под селом Темниковым, что в Мордовии, Алену взяли в плен и по приказу князя Долгорукого сожгли на костре. А на том месте, где погибла крестьянка-атаманша, выросла и расцвела алая роза. Вот, якобы ту самую розу и перенесли на свои расписные игрушки мастера Полховского Майдана.

    С применением масляных и клеевых красок расширился ассортимент крашенных изделий. Существовал этот вид художественной росписи с 1928 по 1934 годы. С 1933 года в селе начали красить посуду анилиновыми красителями, которые по яркости превосходят масляные и клеевые краски. В 1969 году Казаков Петр Ермолаевич и Авдюков Григорий Алексеевич организовали артель «Красная заря», которая в последствии стала производственным объединением «Полоховско-Майданская роспись». Сегодня традиции промысла продолжают частные предприниматели.

    Сувениры и матрешки, которые здесь производят, отличаются от всех известных необыкновенной яркостью и оригинальностью. Матрешки имеют и специфические названия — тарарушки. В росписи тарарушек и сувениров полховско-майданские мастера используют разнообразные приемы: «цветы», «травки», «пестрение», «домики». Все это придает неповторимость не только знаменитым тарарушкам и сувенирам, но и другим изделиям мастеров, которые выпускают еще и посуду, и разнообразные предметы быта, например, вазы, поставки, бочонки, полочки и многое другое.

    Семеновская роспись

    Одним из символов России является традиционная русская матрешка - яркая нарядная красавица с розовыми щечками и алыми розами на фартучке.

    Древний народный промысел изготовления деревянной игрушки с росписью зародился на талантливой Нижегородской земле в начале XX века. Постепенно, на смену мастерам-кустарям, точившим и расписывавшим на дому матрешку и игрушки, в 20-50-ые годы прошлого века пришли артели промысловой кооперации. Позднее артели объединились в крупное промышленное предприятие, оснащенное техникой. Тогда начала осваиваться точка крупных уникальных матрешек и производство в промышленных масштабах.

    Сегодня, основанная в 1932 году ООО «Торговый дом семеновская роспись» - одна из старейших фабрик России по производству детской игрушки, сувениров, традиционной русской матрешки. Матрешка неизменно вызывает интерес у взрослых и восторг у детей. Она стала традиционным русским сувениром. Предприятие также возрождает забытый промысел резьбы по дереву, поддерживает производство неповторимых изделий, инкрустированных золотой соломкой.

    Художники фабрики создают новые образцы, новые виды изделий, как в традиционном стиле, так и авторские образцы изделий, окрашенных гуашью и темперными красками. Фабрика успешно работает с многочисленными партнерами как ближнего, так и дальнего зарубежья. Ассортимент продукции насчитывает более 150-ти наименований. Это - матрешки от 3- до 20-кукольной игрушки, а по заказу и больше сувенирные изделия с объемной резьбой, изделия, инкрустированные соломкой, сувенирные штофы различной формы и многое другое. Фабрика изготавливает по желанию заказчика и по его дизайну нетрадиционные изделия и сувениры с элементами рекламы предприятий и продукции. На предприятии есть музейно-выставочный зал, проводятся мастер - классы по росписи матрешек.

    Хохломская роспись (Ковернинский район)

    Современная энциклопедия определяет хохломскую роспись как народно-художественный промысел, возникший на территории современного Ковернинского района Нижегородской области и получивший свое название от села Хохлома, откуда уже с XVII века в дворовый обиход столицы поставлялась парадная посуда, отличающаяся самобытностью и поэтичностью растительного орнамента росписи, ее празднично - торжественным колоритом, а также строгой простотой форм.

    Основные краски, применяющиеся в узорах хохломской росписи, относятся к теплой гамме спектра: красный, черный, золотой. Трезвучее этих цветов, пришедших их иконописи, очень символично: красный, т.е. красивый – цвет власти; золотой – цвет поиска, благополучия, цвет божественного горения; черный – цвет занавеси перед вечной жизнью, цвет духовного очищения. Сочетание этих цветов в колорите хохломы (по заключению ученых-медиков) способствует снятию стресса и сравнимо с восприятием плавно текущей реки или мирно горящего огня.

    На протяжении веков мастера хранят и передают из поколения в поколение искусство «деревенской» хохломы. Федор Бедин, Архип Серов, Семен Юзиков, Степан Веселов, братья Федор и Степан Красильниковы, Николай, Никандр и Анатолий Подоговы, Иван и Алексей Тюкаловы вошли в истории искусства хохломы как ее патриархи.

    Зачастую, род занятий оказывал влияние на имена и фамилии мастеров. Так профессия «красильщика» определила смену изначальной фамилии Онисимовых из деревни Бездели (ныне Новопокровское) на Красильниковых. Род Красильниковых пользовался особым уважением. Еще в XVIII веке Михаил Евдокимович Красильников по заказу царского двора изготовил и окрасил под хохлому большой стол за которым Государь принимал послов. В 1913 году «За высочайшее искусство и предоставление государю-императору вещи» Федор Красильников получает традиционный подарок монархов – золотые часы, к этому времени в семье Красильниковых подобных часов уже насчитывалось четверо.

    В этой же деревне Бездели, получившей свое название от слова «безделка», поскольку крестьяне считали занятие «красильным делом» безделкой, а земледелие и скотоводство – серьезным делом, родились знаменитые мастера хохломы А.М. Серов и Ф.А. Бедин.

    Художественная вышивка

    Одним из известных нижегородских промыслов является художественная вышивка. Она получила развитие в Нижнем Новгороде в 1933 году с созданием строчевышивальной фабрики «Юнона». Сохраняя древние традиции, фабрика и сегодня специализируется на разработке и выпуске женской одежды с элементами художественной вышивки. Ассортимент фабрики достаточно разнообразен: ажурные блузки, изящные платья, сарафаны, деловые костюмы, элегантные вечерние наряды, шарфы и платки, золотошвейные шали и палантины.

    На базе собственной экспериментально-творческой лаборатории особое внимание уделяется созданию и выпуску современных коллекций одежды для полных женщин.При создании изделий, художники используют как древнюю традиционную вышивку, так и мотивы городской вышивки прошлого века. Одним из самых популярных направлений вышивки в последние годы стал фольклорно-романтический стиль. Так, наряду со строгими жакетами и классическими блузками, предлагаются модели фольклорного стиля, придающие женскому образу неповторимое очарование.

    В числе художественных изделий фабрики — вышитые иконы, панно, гербы, постельное белье, полотенца, скатерти, салфетки из натуральных тканей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

    По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

    Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

    Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

    Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

    Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

    Урок развития речи. Составление устного публичного выступления о происхождении имен.

    Урок развития речи. Составление устного публичного выступления о происхождении имен....

    Урок развития речи 6 класс. Подготовка к написанию сочинения-описания народного промысла.Процесс изготовления дымковской игрушки.

    Цели урока :·        Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.·        Развивать монологическую  речь учащихся...

    Типы речи урок развития речи 5 класс

    Урок развития речи 5 класс...