Главные вкладки

    Урок развития речи 6 класс. Подготовка к написанию сочинения-описания народного промысла.Процесс изготовления дымковской игрушки.
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

    Коваленко Валентина Михайловна

    Цели урока :

    ·        Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.

    ·        Развивать монологическую  речь учащихся, формировать  умения грамотно и красиво выражать свою мысль в письменной форме.

    ·        Формировать умение описывать процесс изготовления произведения народного декоративного искусства;

     Формировать чувства гордости за талантливых русских мастеров

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок развития речи в 6 классе сочинение- описание.

    Процесс изготовления дымковской игрушки.

    Цели урока :

    • Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.
    • Развивать монологическую  речь учащихся, формировать  умения грамотно и красиво выражать свою мысль в письменной форме.
    • Формировать умение описывать процесс изготовления произведения народного декоративного искусства;
    •  Формировать чувства гордости за талантливых русских мастеров.

    Оборудование :

    • оригинальные образцы дымковской игрушки, выполненные мастерами промысла

    • цветные иллюстрации с изображением дымковских игрушек, открытки

    Межпредметные связи :  история, география , изобразительная деятельность

                                                                        Чем знаменито Дымково? -
    Игрушкою своей ,
    В ней нету цвета дымного,
    Что серости серей.
    В ней что-то есть от радуги!
    От капелек росы...
    В ней что-то есть от радости,
    Гремящей как басы.
    Она глядит не прянично -
    Ликующе и празднично!
    (В.Фофанов)

    Ход урока.

    1. Слово учителя

    Сегодня у нас необычный день, нас ждет встреча с произведениями народного промысла.

    Мы попробуем узнать , как изготовлялись произведения народных умельцев России и написать об этом в своих сочинениях. Наша страна богата истинными талантами. Русское декоративно-прикладное искусство исстари славится своими традициями. По разнообразию материалов и цветовой окраски и фольклорных узоров оно поистине уникально. Тут и посуда, и одежда, игрушки, пряники, резные наличники, расписные платки, ювелирные украшения. На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов – места развития декоративно-прикладного искусства. Народные мастера создали изумительные по красоте и оригинальности предметы – это: Хохлома, Городец, Гжель, Палех, дымковская глиняная игрушка и другие.  Мы будем сегодня говорить о дымковской игрушке. Но сначала давайте вспомним  :

    - Какие виды декоративно-прикладного искусства вам известны? (Роспись по дереву, резьба по дереву, бисероплетение, гончарное ремесло и другие).

    -А что умеете вы делать?

    2. Запись числа, темы урока. Обращение к эпиграфу.

    Что, по вашему мнению, обозначает слово “промысел”?

    На доске и в тетрадях. Промысел – ремесло; мелкое ремесленное производство (изготовление предметов традиционной народной культуры). Обращаемся к эпиграфу урока.

     О чём же идёт речь? А речь идёт об удивительном искусстве, неповторимом и ярком,  берущем своё начало из седой старины.

    Посмотрите ,у меня в руках игрушка. Ласково и нежно называют эту игрушку – Дымка. По месту её рождения – она из Слободы Дымково. Почему же назвали Слободу Дымково, а игрушку дымковской? 
    Зимой, когда топятся печи и летом в пасмурные дни, слобода вся будто в дымке.

    Откуда берёт дымковская игрушка своё начало нам расскажут историки.

    3.Сообщение историков   ( Учащиеся  заранее получили задание и подготовили материал )

    Ученик №1

    Ды́мковская игру́шка — это один из самых старинных промыслов Руси, более четырёхсот лет. Считается, что возник он в XV–XVI веках в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки.

    Именно там развилась и сложилась потомственная традиция изготовления глиняной игрушки по женской линии, передаваемая от матери к дочери. Постепенно складывались династии мастериц дымковской игрушки: Никулины, Пенкины, Кошкины… Каждая из них имела свои особенности изделий в форме и пропорциях, колорите и орнаментах. Здесь, в слободе, в XIX веке жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц.

    Ученик №2

     Как же изготовляли игрушки?

    Сначала копали и месили красную глину, вручную толкли и растирали краскотерками комовой мел, с осени до весны лепили, сушили и обжигали. Ближе к началу ярмарки «Свистуньи-свистопляски», которая проходила в четвертую субботу после Пасхи, игрушки белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках привозили яркий товар в город Вятку на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых. Ярмарка была продолжением ежегодного поминовения жителей Хлынова и Великого Устюга, погибших во время печальной битвы, вошедшей в историю города как Хлыновское побоище, когда «своя своих не познаша». В память об этом событии у Раздерихинского оврага был поставлен поминальный крест, а затем и часовня. После этого наступал разгульный веселый праздник, длившийся в течение трех дней, где вятские жители от мала до велика свистели в глиняные свистульки.

    Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности (Смотреть приложение №1 к уроку)

    Основными мотивами дымковской игрушки были кони, индюки , бараны, петухи, олени ,а также групповые композиции.

    С 19 века фигурки дымковской игрушки изменились , появляются женщины в нарядных одеждах, с младенцами, птицами, с корзинами, пирогами, с коромыслами, на скамеечках, в лодочках и т.д.

    Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках – сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали»  простые геометрические формы :круги, клетки, волны.

    Дымковские кавалеры, генералы осанисты, с чувством собственного достоинства. Чаще изображаются верхом или в паре с барыней

    Для росписи игрушек использовали т цвета: желтый, синий, красный, зеленый, черный , но обязательно на  белом фоне. В целом в каждой игрушке может быть использовано до 10 цветов.
    В современной игрушке присутствуют: оранжевый, коричневый, розовый голубой.

    Обобщение материала. Вопросы

    • Где находится Дымково?
    • Чем оно знаменито?
    • Из какого материала изготовляли игрушку?
    •  Что характерно для дымковской игрушки?
    • Какие цвета преобладали в дымковской игрушке
    • Как называют мастера, который работает с глиной? (Гончар)

    4. Лексическая  и словарная работа.  

    Дайте  толкование словам искусный, талант, орнамент.

    На доске и в тетрадях.

      Искусный – умелый; сделанный, выполненный с большим умением и тонкостью, мастерски.

     Талант – особая природная одарённость.

    Орна́мент - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее)

    Словарная  работа.

    Перед вами слова, которые вам понадобятся для написания сочинения , давайте прочитаем их и вставим пропущенные буквы, объясним орфограммы.

    пр…родный орнамент

    иску…ный мастер,

    с затейл…вым  узором

    праз…ничный  наря…, процес…

    деревя…ые изделия

    ярк…  ж…вопись

    красо…ая роспись

    маленьк… ч…до

    глиня…ая игрушка

    т…лант  р…скошный

    искус..тво      пр..обладает

     

    5. Работа над планом сочинения – описания

    1. Дымковский промысел – уникальное явление русского народного искусства.

    2.  Зарождение традиции изготовления игрушки.

    3. Изготовление игрушки:

    • Подготовка  глины
    • Лепка игрушки  
    • Сушка и обжиг в печи
    • Беление меловым грунтом
    • Роспись игрушки .

    4. Какое настроение передает игрушка?

    6.Работа над сочинением-описанием:

    • Какие типы текстов вы знаете? ( повествование, описание, рассуждение)
    • Какой тип  вы будете использовать при написании работы ?
    • Назовите отличительные признаки описания. (применение прилагательных)

    7.Подведение итогов Теперь вам надо обобщить свои наблюдения и написать сочинение. Это и будет ваша домашняя работа.

    8.Домашнее задание : описать процесс изготовления дымковской игрушки.

    Наш урок подошёл к концу.

    О чем говорили?

    Чему научились?

    Приложение № 1.Процесс изготовления игрушки с фотографиями.

    Изготовление дымковской игрушки сегодня сохранило всю технологическую нить прошлого:

     

    1.Подготовка красной глины к работе.
    2. Лепка игрушки из отдельных частей.
    http://dymkatoy.ru/download/Lepka-igrushki-iz-krasnoj-gliny-800.jpg

    3. Сушка изделия

    сушка дымковской игрушки

     

    4. Обжиг в печи (раньше в русской, сейчас в электрической при температуре 900 градусов).

    обжиг дымковской игрушки

     

    5. Беление меловым грунтом.

    http://dymkatoy.ru/sc-pic/i0041.jpg

     

    6. Роспись темперными красками.

    Темперные краски для росписи дымковской игрушкиПалитра мастерицы

    Палитра мастерицы

     7. Декорирование квадратиками сусального золота (или потали). 

     

    Готовая дымковская игрушка Готовая дымковская игрушка

    Подготовка игрушки к художественному совету

    Готовая дымковская игрушка перед художественным советом


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Подготовка к написанию сочинения-описания с элементами рассуждения по картине Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»

    Отражены основные положения методики работы по картине и учтена специфика структуры урока:1. Предварительная установка на урок;2. Подготовка учащихся к восприятию картины (вступительное слово уч...

    Подготовка к написанию сочинения-описания по картине И.И.Бродского "Летний сад осенью" в жанре письма другу. 7 класс.

    Урок развития речи. И это не просто подготовка к сочинению-описанию, а  работа над особым жанром - письмо другу. ...

    Урок развития речи по подготовке к написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова по русскому языку в 9 классе

    Урок развития речи по подготовкек написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова    по русскому языку в 9 классе...

    Подготовка к написанию сочинения - описания по картине В.Волегова «Счастливое детство». 6 класс

    При разработке презентации использована репродукция картины современного художника Владимира Волегова...

    Подготовка к написанию сочинения - описания по картине Роберта Дункана "В саду" 7 класс

    презентация для подготовки к написанию сочинения - описания по картине Роберта Дункана "В саду" 7 класс...

    Конспект урока развития речи Тема: «Подготовка к сочинению - описанию по картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван - Царевич на Сером Волке»

    Конспект содержит в себе полный ход урока, хрономертажём и описанием речевой деятельности учителя и учеников....

    6 КЛАСС. ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-ОПИСАНИЯ ПО КАРТИНЕ А.В. МАКОВСКОГО "ПЕЙЗАЖ С ЦЕРКОВЬЮ"

    Презентация для проведения урока по подготовке к написанию сочинения-описания по картине...