Главные вкладки

    Проектная деятельность учащихся на уроках информатики и во внеурочной деятельности
    статья по информатике и икт

    Гайлит Ирина Владимировна

    Метод проектов в преподавании информатики. Из личного опыта.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проектная деятельность учащихся на уроках информатики и во внеурочной деятельности

    И.В. Гайлит,

    учитель информатики гимназии № 11,

    Я слышу я забываю,

    Я вижу я запоминаю,

    Я делаю я понимаю.

    (Китайская пословица)

    По мере информатизации нашего общества, по мере его вхождения в мировое сообщество нарастает потребность в обучении и воспитании детей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, имеющих целостное представление о мире и его информационном единстве. В то же время в период бурной информатизации общества для развития человека приобретают значимость умение собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезу, делать выводы и умозаключения, использовать для работы с информацией новые информационные технологии. Выполнить эту задачу призвана школьная информатика.

    Информатика относится к группе предметов, которым присущ в значительной степени интегрированный и прикладной характер, поэтому для организации процесса его изучения и освоения важно, как его изучать. Метод проектов позволяет оптимизировать классно-урочную и внеклассную деятельность учащихся по освоению информатики, реализовать проблемное обучение, активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию. Информатика как школьный предмет, благодаря своей технологичности, легко интегрируется с любым школьным предметом, позволяет эффективно показать изначальное единство картины мира, открываемой ученику в школе, а межпредметные связи в процессе обучения выступают в качестве существенного пускового, побуждающего стимула для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

    Творческий проект может использоваться как одна из форм итоговой аттестации учащихся. В своей практике я использую проведение в форме проектов уроков повторения или обобщения пройденного материала. Одной из главных особенностей проектной деятельности, на мой взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, презентация, действующая модель устройства, кроссворд или сайт. Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе. Сначала даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу информатики. Итоговой работой является выполнение мини-проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся, поиска информации, которая должна быть обработана, осмыслена, представлена с использованием какой-либо информационной технологии. При работе над проектами ученики выполняют задание индивидуально или разбиваются на группы. При этом учитывается психологическая совместимость школьников. На всех этапах самостоятельной работы групп учитель выступает в роли консультанта и помощника.

    Из личного опыта

    При изучении приложения MS PowerPoint учащиеся реализуют свой проект в виде презентации. Тема презентации может быть предложена учителем или выбрана учеником самостоятельно. Тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения информатике, но и быть достаточно интересной для учащихся. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта в конечном счете может определить успешность и результативность проектной работы в целом. Необходимое условие при этом: тема презентации должна быть связана с какой-либо изученной ранее на уроках информатики темой, например: «Устройство компьютера», «Новости в мире аппаратного или программного обеспечения компьютеров», «История вычислительной техники», «История развития операционных систем» и т.д. На создание проекта отводится 4 урока. Поиск и сбор необходимой информации можно выполнить дома или в классе в неурочное время, воспользовавшись энциклопедиями, книгами, ресурсами Интернета. Работа над проектом выполняется в группах по два человека. На последнем этапе происходит публичная защита проекта.

    В 7-м и 8-м классах при изучении тем «Компьютер и информация», «Информация вокруг нас», «Устройство компьютера» мини-проектом может выступать составление кроссворда, содержащего основные понятия данной темы. Предполагается, что составленные в ходе выполнения проекта лучшие кроссворды будут в дальнейшем использованы для проверки знаний учащихся по данной теме с помощью программы «Классический кроссворд». Тем самым достигается практическая, теоретическая, познавательная значимость полученного результата.

    В 7–8-х классах при изучении текстового редактора MS Word заданием проекта может быть ввод вопросов кроссворда и его сетки в текстовом редакторе, создание программки для спектакля, создание рекламного объявления для существующей или вымышленной фирмы, макета школьного информационного листка, создание мини-газеты о каком-либо известном ученом, писателе и т.д. Тем самым проверяется не только знание темы, по которой составлен кроссворд, но и знание темы «Технология обработки текстовой информации».

    Изучение программы Publisher заканчивается созданием буклетов на различные темы: «Моя будущая профессия», «Новости компьютерного мира», «Выдающиеся личности современности» и т.д.

    При изучении темы «Логические основы компьютера»» в 11-м классе темой итоговой работы выбираем «Создание действующих схем логических устройств компьютера». При этом повторяется и проверяется также знание тем «Моделирование и формализация», «Технология работы в электронных таблицах».

    Итогом изучения программы Excel может быть создание кроссворда по информатике или любому школьному предмету.

    При изучении программы MS PowerPoint учащимся предлагается выбрать самостоятельно тему интегрированного проекта, согласовав ее с учителем-предметником. Созданная презентация может быть компьютерным сопровождением доклада или реферата по предмету. В этом случае учитель-предметник помогает с выбором темы проекта, поиском информации, структурированием найденного материала, а учитель информатики оказывает помощь в использовании современных информационных технологий и программных средств. Это могут быть индивидуальные или коллективные проекты, выполняемые во внеурочное время.

    Использование метода проектов интегрированной направленности в образовательном процессе показало, что учащиеся охотно включаются в познавательную деятельность, учатся отстаивать собственную точку зрения, а также повышается эмоциональный настрой в классе, появляется возможность для проявления индивидуальных творческих способностей учащихся, создаются условия для использования полученных знаний в нестандартных ситуациях при выходе за рамки одного школьного предмета.

    В преподавании информатики и информационных технологий метод проектов исключительно уместен как форма внеурочной деятельности. При этом учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

    Примеры проектов, созданных учащимися гимназии во внеурочное время (руководитель проектов И.В. Гайлит):

    1. Проект «Программирование и его роль в современном мире» - 7 класс.
    2. Проект «10 Василеостровских адресов академика И. Павлова. К 100-летию со дня рождения» – 9-й класс.
    3. Проект «История систем счисления» - 5 класс.
    4. Проект «История русской системы мер» - 5 класс.
    5. Проект «Признаки делимости чисел» - 6 класс.
    6. Проект «Проценты от истории возникновения до нашего времени
    7. Проект «Чудеса компьютерной техники – фантастика и реальность. 3 D-технологии – 8 класс
    8. Проект «Роль женщин в истории развития ЭВМ.
      Героини информационных технологий» - 8 класс
    9. Проект «Компьютерные игры в жизни учащихся
      гимназии №11» - 9 класс
    10. Проект «Музей боевой славы 277-й Авиадивизии»– 9-й класс.
    11. Проект «Петропавловская крепость» – виртуальная– 8-й класс.
    12. Проект «Электронная тестовая оболочки «Kamtest32» – программа для создания тестов и контроля знаний – 8-й класс.
    13. «Стереометрия – 3D» – компьютерная программа для создания трехмерных моделей– 11-й класс.
    14. Проект «История русской письменности» – 6-й класс.
    15. Проект «Хроника блокадного Ленинграда» – из архивов фотохроники ТАСС – 9-й класс.
    16. Проект «Ансамбль Стрелки Васильевского острова» – виртуальная экскурсия – 10-й класс.
    17. Проект «Обложка для любимой книги» - 5, 6 класс

    и многие другие.

    Все перечисленные проекты имеют практическое значение и используются на уроках и во внеклассной работе. Итоговым продуктом проектов были презентации, рефераты, буклеты, компьютерная графика.

    Проекты были успешно представлены на различных научно-практических конференциях школьников («Василеостровские чтения», «Гимназические чтения», «Сервантесовские чтения», Международной конференции «Школьная информатика и проблемы устойчивого развития» и др.), на творческих конкурсах.

    С внедрением проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская и творческая деятельность, появляется возможность на уроках информатики, факультативах, дополнительных занятиях углублять и закреплять знания, полученные по другим предметам. Проектная деятельность формирует у учащихся качества, необходимые в жизни и в их будущей профессиональной деятельности: навыки работы с информацией, умения и навыки работы в коллективе, навыки монологической речи, умение уверенно держать себя во время публичного выступления. Использование метода проектов на уроках и во внеклассной работе позволяет раскрыть творческий потенциал практически каждого ученика, активизировать эвристическую деятельность, повысить интерес к учебному материалу, усилить практическую направленность обучения, приобщить учащихся к самостоятельной образовательной деятельности,

    Собственные наблюдения показали, что использование проектного метода является эффективной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Метод проектов как средство повышения самостоятельной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности

    Цель и пафос развития педагогической науки и практики – это возможность проектировать и осуществлять процесс обучения и воспитания человека с гарантированным эффектом. Другой цели ...

    Педагогический проект "Организация проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности , как единый процесс самореализации и социализации личности"

    Данный педагогический проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо ...

    Проектная работа «Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.»

     В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывают недостаточны для общего развития. Отсюда возникает необходимость в неп...

    Педагогический проект по теме «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности»

    Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа  педагогической и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации про...