Отчёт о работе над собственным методическим исследованием «Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности»
учебно-методический материал по химии по теме

Балацкая Татьяна Алексеевна

Работа опубликована в школьном методическом сборнике за 2012-13 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchyot_po_teme_samoobrazovaniya2013_god.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по теме самообразования

«Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности».

              Учитель химии МКОУ СОШ №14 пос. Пятигорский

Балацкая Татьяна Алексеевна

     

        Конкуренция образовательных идей сейчас разворачивается на фоне высоких требований к образованности учеников, а значит, очевидна необходимость наукоемких и инновационных обучающих технологий. Все это заставляет творчески работающего педагога ориентироваться на формирование у подрастающего поколения качественно новой системы ценностей, основу которой составляют ценности познания, активной деятельности и сотрудничества, адекватная самооценка, а главное, последующая успешная социализация учеников.

       Проектно - исследовательская деятельность учащихся позволяет выстроить отношения между учителем и учащимися таким образом, чтобы постепенно расширялась сфера самостоятельности учеников: от самостоятельности учебной к ответственному жизненному самоопределению.

       Исследовательская работа в школе имеет свои особенности, поэтому я ставлю своей целью не столько достижение серьезных научных результатов, сколько получение учащимися основных представлений о методике и методах исследования, обучение их системной, целенаправленной работе над темой, логичности  построения материала и получению аргументированных выводов.

        Главной организационной формой деятельности учителя и учащихся является урок. Эксперимент, опыт, исследование - эти методы работы на уроке химии необыкновенно привлекательны для школьников, тем более что наличие в школе современного, хорошо оборудованного химического кабинета – лаборатории не только позволяет организовать эффективный и безопасный учебно-познавательный процесс, но и способствует успешной организации экспериментальной и исследовательской работы во внеурочное время.

Рис.1 Творческий процесс при создании презентации

           Наличие компьютера и мультимедийного проектора дает возможность учащимся готовить компьютерные презентации своих выступлений. Электронные справочные таблицы содержат огромный справочный материал, касающийся того или иного химического элемента. Просмотр учебных фильмов повышает интерес школьников к предмету, побуждает их к творческому поиску.

          Используя активные и нетрадиционные формы уроков, я стараюсь развить у каждого ученика потребность к познавательной деятельности. Особенно ярко поисковая инициатива учащихся проявляется на таких уроках как: «Турнир эрудитов»,  «Кто хочет стать отличником», «Путешествие в страну «Элементарий».

       Традиционным стал разработанный мной урок-игра «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», помогающий закрепить занятия, получаемые с помощью периодической таблицы, а также сформировать навыки работы в команде, умение отбирать материал, быстро и четко излагать свои мысли, оценивать работу партнеров и соперников.

Рис.2  Знакомство с Периодической таблицей Д.И. Менделеева.

Итогом работы по проектно – исследовательскому направлению являются два основных  мероприятия:

1.Подготовка и проведение школьной недели химии.

2. Освещение работы по исследовательской деятельности на школьном сайте и в сети интернет.

       Предметная неделя, традиционно проходящая в школе в апреле, помогает вовлечь в работу большое число учащихся, пробуждая интерес к столь непростому учебному предмету. В ее рамках проходят  брейн-ринг, «Турнир знатоков химии», игра-путешествие, рассказывающая о химическом веществе «И это все о нем», викторины, викторины-конкурсы «Химический калейдоскоп». Чрезвычайно популярными стали сочинения на экологические темы, конкурсы газет и кроссвордов.

       Показателем стремления ребят к научно-исследовательской работе является их участие в  школьной олимпиаде по химии. В 8 классе я провожу ее в конце учебного года, при этом предлагаю задания разного уровня сложности, чтобы все участники могли почувствовать себя успешными. Лишь одно – два задания требуют нестандартного подхода, особых знаний или синтеза знаний по нескольким предметам с целью выявления учащихся,  с которыми в 9-ом классе активно работаю с целью подготовки к районному и городскому этапам олимпиады по химии.

       Участников данных этапов готовлю уже совсем иначе, подбирая нестандартные задания, используя методику работы  с «продвинутыми» в предмете учащимися. Результаты подготовки хорошие: ежегодно среди победителей и призёров районных и городских олимпиад по химии встречаются фамилии моих учеников.

Рис. 2  Очередное занятие кружка «Алхимик»

Итоги контрольных работ, экзаменов и олимпиад разного уровня, а так же анализ результатов учебной деятельности позволяют мне утверждать, что включившиеся в научно-исследовательскую работу учащиеся демонстрируют устойчивый интерес  к предмету, высокий уровень логического и проблемного мышления, творческих способностей, умение решать нестандартные задачи. У таких школьников высокий уровень целеполагания и хорошо развита внутренняя мотивация к изучению не только химии, но и других предметов. Свое профессиональное будущее многие из них собираются связать с исследованиями в области химии.

       Стремление  не останавливаться на достигнутом, побуждает  меня, как учителя, быть в курсе последних научных  разработок.  Использовать и применять новые и инновационные технологии, совершенствовать методику проведения экспериментальной и научно-исследовательской работы, видеть перспективу своего профессионального развития в осуществлении научно-исследовательской деятельности в общеобразовательных классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Материал подготовлен в рамках конференции "Актуальные проблемы химического образования в Пензенской области", прошедшей 7 декабря 2011 г....

Исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочное время как один из способов активизации творческого потенциала личности

Целью опыта является сформировать у учащихся навыки исследовательской деятельности, умения  самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, кот...

Метод проектов как средство повышения самостоятельной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности

Цель и пафос развития педагогической науки и практики – это возможность проектировать и осуществлять процесс обучения и воспитания человека с гарантированным эффектом. Другой цели ...

Проектная работа «Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.»

 В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывают недостаточны для общего развития. Отсюда возникает необходимость в неп...

методическая разработка "Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время "

В данной работе рассматривается актуальный материал по применению исследований на уроках химии и внеурочное время.        Главной идеей образования в последние годы...

Исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности...

Формирование и развитие навыков исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности

Для активизации деятельности учащихся на уроке при обучении химии в течение последних десяти лет я работаю над проблемой развития интеллектуальных способностей учащихся через усвоение алгоритма научно...