методическая разработка "Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время "
методическая разработка по химии

Замарина Мария Владимировна

 В данной работе рассматривается актуальный материал по применению исследований на уроках химии и внеурочное время.        Главной идеей образования в последние годы становится идея формирования ключевых компетенций, формирование системы критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях.  Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_po_issledovaniyu.rar1.46 МБ
Файл gotovyy_dok_po_isled.docx45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время

/Замарина М.В МБОУ «СОШ с. Старые Бурасы»/.(1слайд)                                    

(2 слайд) «Не существует сколько-нибудь достоверных      тестов на    одарённость кроме тех, которые   проявляются в результате активного участия  хотя бы в самой маленькой поисковой работе».

( А.Н Колмогоров).

        Главной идеей образования в последние годы становится идея формирования ключевых компетенций, формирование системы критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях.  Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

В  основе(3 слайд) Стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который  обеспечивает:

  1. формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  2. проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  3. активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

/Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной  познавательной  деятельности школьника. /

(4 слайд) в своей работе я использую следующие группы технологий

  1. ИКТ
  2. Проблемное обучение
  3. Личностно- ориентированное обучение
  4. Исследовательская деятельность.

(5 слайд) Что такое исследовательская деятельность?  ЭТО – это совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию теоретических знаний и способов деятельности.

  (6слайд)

Цель уроков и внеурочной деятельности:

  • повысить эффективность обучения учащихся,
  •  развить исследовательские умения,
  • осуществить принцип связи обучения с жизнью, а значит дать основы социальной успешности,
  • формировать интерес к осознанному выбору профессии.

Задачи(7 слайд)

  • развитие интереса к познавательной, творческой, экспериментально-исследовательской деятельности;
  • создание условий для социального и профессионального самоопределения школьников;
  • совершенствование исследовательских умений; 

(8 слайд)

Организация и развитие исследовательской деятельности осуществляется следующим образом

Позиция учителя: к классу с проблемой

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Учебная задача –  задача,  решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока.

Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.

Учебное действие – действие по созданию образа (образ – слово, модель, схема, план).

Оценочное действие – я умею! У меня получится!

Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то….    

              (формирование мировоззрения)

(9 слайд)  При  этом  деятельность  учащихся  направлена на:

  •  накопление информации;
  • постановка проблемы и выбор темы исследования;
  •  определение цели исследования;
  •  выдвижение гипотезы и ее проверка;
  •  анализ;
  •  оценка, оформление результатов работы   и вывод из нее.
  • презентация работы

(10 слайд) Для выявления уровня сформированности исследовательских умений учащихся эффективно проводить мониторинг показателей деятельности учащихся.

Выделяются четыре уровня  сформированности  исследовательских умений:

  • Первый уровень характеризуется тем, что учащиеся с трудом выполняют единичные операции исследования с помощью учителя, используя единичные элементы знаний из конкретной темы для построения суждений.
  • Второй уровень характеризуется тем, что учащиеся могут выполнять единичные операции исследования, проводить аналогичные исследования, использовать знания конкретной темы.
  • Третий уровень характеризуется тем, что учащиеся могут логически связывать отдельные элементы исследовательской деятельности, под руководством учителя они могут построить гипотезу и исследовать свойства веществ, рассматриваемых впервые. Но при этом учащиеся не всегда могут сделать полный вывод, преимущественно используют знания, полученные при изучении конкретной темы, и не всегда могут найти рациональный путь решения проблемы.
  • Четвёртый уровень характеризуется комплексным использованием исследовательских умений. Учащиеся могут не только правильно выполнять аналогичные исследования под руководством учителя, но и планировать работу для проверки самостоятельного построенной гипотезы. Они могут находить рациональные пути решения проблемы, которая требует актуализации знаний из разных разделов курса.

      Химия –  наука экспериментальная, поэтому с первых шагов  изучения химии  учащиеся  проводят исследовательскую работу.  Я учу их обращаться со спиртовкой и   реактивами, соблюдать технику безопасности, изучать особенности химических соединений (свойства, способы получения и  область применения) .

     (11 слайд)  Рассмотрим пример исследовательской деятельности по самому  обычному и необычному веществу- воде, Т.к  сама наука подсказывает, что без исследования предмет выучить невозможно и  познание начинается с удивления (название слайда).

Удивление ведет к развитию любознательности и стремлению к деятельности.  Интерес к предмету может вызвать исторический материал, эпизоды из биографий великих ученых, объяснение загадок природы, химический эксперимент, рассказы о создании  Вселенной..(видео о воде).

Структура урока-исследования по теме: «ВОДА»(12 слайд)

I  этап:   Мотивационно - ориентировочный – помогает определить проблему, план    ее решения.

На данном этапе  идет формирование учебно-познавательной и ценностно- смысловых  компетенций с рассмотрением следующих  вопросов:

1.Роль  воды в жизни человека. 

2. Формула   (Известная  всем химическая формула воды H2О существует лишь на бумаге,  то, что молекула этого вещества самая маленькая из всех 3- атомных молекул.  До 18-го века оно считалось простым, хотя является веществом   сложным).

Задание №1: Изготовить (собрать)  шаростержневую модель молекулы воды H2O.

(13слайд)

 II этап. Операционно-исполнительский – этап решения проблемы. В процессе практического решения проблемы урока формируются важнейшие компетенции: исследовательские, познавательные, коммуникативные, ответственное отношение к своему здоровью.

  •  агрегатное состояние   и физические свойства (это вещество в твердом состоянии  легче, чем в жидком. Его можно встретить на земле, под землей, в воздухе. Оно легко  разрушает многие другие вещества)

Задание № 2 (по группам)

Проанализируйте по внешним признакам воду, взятую из разных водоемов?

(Внешние признаки: агрегатное состояние, цвет, запах, наличие взвешенных частиц и т.д.)

Заполните таблицу

Результаты исследования образцов воды

№ образца

Расположение

источника

агрегатное состояние

цвет

запах

температура плавления

температура кипения

1

Школьная вода

2

Вода реки «Медведица»

4

Вода святого источника

5

Водопроводная вода

6

Снег

Вопрос для размышления:

Какие показатели Вы анализировали, чтобы оценить чистоту воды?

(Внешние признаки: цвет, запах, наличие взвешенных частиц и т.д.)

(Все эти методы анализа относятся к органолептическим.

Объясните название понятия, т.е. осуществляются с помощью органов чувств человека).

  • Химические свойства.(слайд 14)

 Задание №3.

Цель работы: Исследовать химические свойства воды, проделав предложенные опыты. В своем выводе составить их характеристику. 

1.

Взаимодействие натрия с водой

выполняется демонстрационно

а.

Что делали?

В кристаллизатор налить немного воды, добавить несколько капель индикатора фенолфталеина и положить маленький кусочек металлического натрия

б.

Что наблюдали?

в.

Уравнение химической реакции.

г.

Вывод по результатам опыта.

2.

Взаимодействие оксида кальция с водой (слайд 15)

выполняется учениками самостоятельно. Прокомментировать, какие металлы являются активными, какие – металлами средней активности, какие – малоактивными. Использовать ряд металлов и ПСХЭ

а.

Что делали?

В пробирку № 1 налейте 2 мл. воды, добавьте 1-2 капли фенолфталеина и положите шпателем немного оксида кальция.

б.

Что наблюдали?

в.

Уравнение химической реакции.

г.

Вывод по результатам опыта.

3.

Взаимодействие оксида серы (IV) с водой

выполняется демонстрационно

а.

Что делали?

В коническую колбу нальем воды слоем в 1 см. и, добавим несколько капель индикатора метилового оранжевого. В металлической ложечке подожжем порошок серы и опустим в колбу с водой

б.

Что наблюдали?

в.

Уравнение химической реакции.

г.

Вывод по результатам опыта.

4.

Взаимодействие кислот, оснований, оксидов малоактивных металлов с водой

Взаимодействует ли вода с кислотами, основаниями и солями?

г.

Вывод по результатам опыта.

 (16 слайд) III этап Рефлексивно-оценочный этап.  Направлен  на формирование личностных компетенций (т.е осмысления и оценки результатов проведенных исследований,  оценки и самооценки учебной деятельности).

(17 слайд) АНОМАЛИИ!!!

Открыто ее четвертое состояние - информационное! Вода способна воспринимать, сохранять и передавать информацию даже такую тонкую, как человеческая мысль, эмоция, слово. /Эмоту Масари/

(18 слайд)Влияние человеческой речи на формирование кристаллов.

(19 слайд)

Видео фрагмент!!!

(20 слайд)Заключение:

  Исследовательский подход в обучении хорошо укладывается в парадигму современной  педагогики, где каждый учащийся может найти дело, наиболее соответствующее его интересам и возможностям.

На вопрос, как ученикам преуспеть, Аристотель говорил: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади». Чтобы найти себя в жизни и достойно реализоваться, необходимо обладать лидерскими качествами, уметь работать в команде, гибко воспринимать перемены и адекватно на них реагировать, быть способным учиться всю жизнь, и главное не останавливаться в своем развитии.

Приложение №2.

Анкета для учащихся по выявлению интереса к

различным разделам химии.

  1. Нравится ли вам изучать химию?
  2. Насколько вас интересует раздел связанный с нефтью и нефтепродуктами?
  3. Интересно ли вам изучать благородные металлы?
  4. Интересны ли вам галогены?
  5. Как вас интересуют ископаемые материалы?
  6. Насколько вам интересны белки?
  7. Оцените свой интерес к жирам?
  8. Интересны ли вам углеводы?
  9. Насколько вас привлекает вопрос о красителях?
  10. Нравятся ли вам уроки, включающие эксперимент?
  11. Оцените свой интерес к исследовательской работе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Материал подготовлен в рамках конференции "Актуальные проблемы химического образования в Пензенской области", прошедшей 7 декабря 2011 г....

Исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочное время как один из способов активизации творческого потенциала личности

Целью опыта является сформировать у учащихся навыки исследовательской деятельности, умения  самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, кот...

Формирование учебно - исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Учебно-исследовательская работа на уроках химии и во внеурочное время, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять ...

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время (методические рекомендации)

Важнейшим условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только...

Развитие исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, как часть мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирован...

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочное время

В современных условиях развития новых технологий необходимым и востребованным качеством личности является творчество, познавательная активность. Более 50% учащихся обладает низкой степенью выраженност...