методическая разработка "Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время "
методическая разработка по химии
В данной работе рассматривается актуальный материал по применению исследований на уроках химии и внеурочное время. Главной идеей образования в последние годы становится идея формирования ключевых компетенций, формирование системы критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_po_issledovaniyu.rar | 1.46 МБ |
gotovyy_dok_po_isled.docx | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время
/Замарина М.В МБОУ «СОШ с. Старые Бурасы»/.(1слайд)
(2 слайд) «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой работе».
( А.Н Колмогоров).
Главной идеей образования в последние годы становится идея формирования ключевых компетенций, формирование системы критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
В основе(3 слайд) Стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
/Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. /
(4 слайд) в своей работе я использую следующие группы технологий
- ИКТ
- Проблемное обучение
- Личностно- ориентированное обучение
- Исследовательская деятельность.
(5 слайд) Что такое исследовательская деятельность? ЭТО – это совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию теоретических знаний и способов деятельности.
(6слайд)
Цель уроков и внеурочной деятельности:
- повысить эффективность обучения учащихся,
- развить исследовательские умения,
- осуществить принцип связи обучения с жизнью, а значит дать основы социальной успешности,
- формировать интерес к осознанному выбору профессии.
Задачи(7 слайд)
- развитие интереса к познавательной, творческой, экспериментально-исследовательской деятельности;
- создание условий для социального и профессионального самоопределения школьников;
- совершенствование исследовательских умений;
(8 слайд)
Организация и развитие исследовательской деятельности осуществляется следующим образом
Позиция учителя: к классу с проблемой
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа (образ – слово, модель, схема, план).
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то….
(формирование мировоззрения)
(9 слайд) При этом деятельность учащихся направлена на:
- накопление информации;
- постановка проблемы и выбор темы исследования;
- определение цели исследования;
- выдвижение гипотезы и ее проверка;
- анализ;
- оценка, оформление результатов работы и вывод из нее.
- презентация работы
(10 слайд) Для выявления уровня сформированности исследовательских умений учащихся эффективно проводить мониторинг показателей деятельности учащихся.
Выделяются четыре уровня сформированности исследовательских умений:
- Первый уровень характеризуется тем, что учащиеся с трудом выполняют единичные операции исследования с помощью учителя, используя единичные элементы знаний из конкретной темы для построения суждений.
- Второй уровень характеризуется тем, что учащиеся могут выполнять единичные операции исследования, проводить аналогичные исследования, использовать знания конкретной темы.
- Третий уровень характеризуется тем, что учащиеся могут логически связывать отдельные элементы исследовательской деятельности, под руководством учителя они могут построить гипотезу и исследовать свойства веществ, рассматриваемых впервые. Но при этом учащиеся не всегда могут сделать полный вывод, преимущественно используют знания, полученные при изучении конкретной темы, и не всегда могут найти рациональный путь решения проблемы.
- Четвёртый уровень характеризуется комплексным использованием исследовательских умений. Учащиеся могут не только правильно выполнять аналогичные исследования под руководством учителя, но и планировать работу для проверки самостоятельного построенной гипотезы. Они могут находить рациональные пути решения проблемы, которая требует актуализации знаний из разных разделов курса.
Химия – наука экспериментальная, поэтому с первых шагов изучения химии учащиеся проводят исследовательскую работу. Я учу их обращаться со спиртовкой и реактивами, соблюдать технику безопасности, изучать особенности химических соединений (свойства, способы получения и область применения) .
(11 слайд) Рассмотрим пример исследовательской деятельности по самому обычному и необычному веществу- воде, Т.к сама наука подсказывает, что без исследования предмет выучить невозможно и познание начинается с удивления (название слайда).
Удивление ведет к развитию любознательности и стремлению к деятельности. Интерес к предмету может вызвать исторический материал, эпизоды из биографий великих ученых, объяснение загадок природы, химический эксперимент, рассказы о создании Вселенной..(видео о воде).
Структура урока-исследования по теме: «ВОДА»(12 слайд)
I этап: Мотивационно - ориентировочный – помогает определить проблему, план ее решения.
На данном этапе идет формирование учебно-познавательной и ценностно- смысловых компетенций с рассмотрением следующих вопросов:
1.Роль воды в жизни человека.
2. Формула (Известная всем химическая формула воды H2О существует лишь на бумаге, то, что молекула этого вещества самая маленькая из всех 3- атомных молекул. До 18-го века оно считалось простым, хотя является веществом сложным).
Задание №1: Изготовить (собрать) шаростержневую модель молекулы воды H2O.
(13слайд)
II этап. Операционно-исполнительский – этап решения проблемы. В процессе практического решения проблемы урока формируются важнейшие компетенции: исследовательские, познавательные, коммуникативные, ответственное отношение к своему здоровью.
- агрегатное состояние и физические свойства (это вещество в твердом состоянии легче, чем в жидком. Его можно встретить на земле, под землей, в воздухе. Оно легко разрушает многие другие вещества)
Задание № 2 (по группам)
Проанализируйте по внешним признакам воду, взятую из разных водоемов?
(Внешние признаки: агрегатное состояние, цвет, запах, наличие взвешенных частиц и т.д.)
Заполните таблицу
Результаты исследования образцов воды
№ образца | Расположение источника | агрегатное состояние | цвет | запах | температура плавления | температура кипения | |
1 | Школьная вода | ||||||
2 | Вода реки «Медведица» | ||||||
4 | Вода святого источника | ||||||
5 | Водопроводная вода | ||||||
6 | Снег |
Вопрос для размышления:
Какие показатели Вы анализировали, чтобы оценить чистоту воды?
(Внешние признаки: цвет, запах, наличие взвешенных частиц и т.д.)
(Все эти методы анализа относятся к органолептическим.
Объясните название понятия, т.е. осуществляются с помощью органов чувств человека).
- Химические свойства.(слайд 14)
Задание №3.
Цель работы: Исследовать химические свойства воды, проделав предложенные опыты. В своем выводе составить их характеристику.
1. | Взаимодействие натрия с водой | выполняется демонстрационно |
а. | Что делали? | В кристаллизатор налить немного воды, добавить несколько капель индикатора фенолфталеина и положить маленький кусочек металлического натрия |
б. | Что наблюдали? | |
в. | Уравнение химической реакции. | |
г. | Вывод по результатам опыта. | |
2. | Взаимодействие оксида кальция с водой (слайд 15) | выполняется учениками самостоятельно. Прокомментировать, какие металлы являются активными, какие – металлами средней активности, какие – малоактивными. Использовать ряд металлов и ПСХЭ |
а. | Что делали? | В пробирку № 1 налейте 2 мл. воды, добавьте 1-2 капли фенолфталеина и положите шпателем немного оксида кальция. |
б. | Что наблюдали? | |
в. | Уравнение химической реакции. | |
г. | Вывод по результатам опыта. | |
3. | Взаимодействие оксида серы (IV) с водой | выполняется демонстрационно |
а. | Что делали? | В коническую колбу нальем воды слоем в 1 см. и, добавим несколько капель индикатора метилового оранжевого. В металлической ложечке подожжем порошок серы и опустим в колбу с водой |
б. | Что наблюдали? | |
в. | Уравнение химической реакции. | |
г. | Вывод по результатам опыта. | |
4. | Взаимодействие кислот, оснований, оксидов малоактивных металлов с водой | Взаимодействует ли вода с кислотами, основаниями и солями? |
г. | Вывод по результатам опыта. |
(16 слайд) III этап Рефлексивно-оценочный этап. Направлен на формирование личностных компетенций (т.е осмысления и оценки результатов проведенных исследований, оценки и самооценки учебной деятельности).
(17 слайд) АНОМАЛИИ!!!
Открыто ее четвертое состояние - информационное! Вода способна воспринимать, сохранять и передавать информацию даже такую тонкую, как человеческая мысль, эмоция, слово. /Эмоту Масари/
(18 слайд)Влияние человеческой речи на формирование кристаллов.
(19 слайд)
Видео фрагмент!!!
(20 слайд)Заключение:
Исследовательский подход в обучении хорошо укладывается в парадигму современной педагогики, где каждый учащийся может найти дело, наиболее соответствующее его интересам и возможностям.
На вопрос, как ученикам преуспеть, Аристотель говорил: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади». Чтобы найти себя в жизни и достойно реализоваться, необходимо обладать лидерскими качествами, уметь работать в команде, гибко воспринимать перемены и адекватно на них реагировать, быть способным учиться всю жизнь, и главное не останавливаться в своем развитии.
Приложение №2.
Анкета для учащихся по выявлению интереса к
различным разделам химии.
- Нравится ли вам изучать химию?
- Насколько вас интересует раздел связанный с нефтью и нефтепродуктами?
- Интересно ли вам изучать благородные металлы?
- Интересны ли вам галогены?
- Как вас интересуют ископаемые материалы?
- Насколько вам интересны белки?
- Оцените свой интерес к жирам?
- Интересны ли вам углеводы?
- Насколько вас привлекает вопрос о красителях?
- Нравятся ли вам уроки, включающие эксперимент?
- Оцените свой интерес к исследовательской работе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочное время
Материал подготовлен в рамках конференции "Актуальные проблемы химического образования в Пензенской области", прошедшей 7 декабря 2011 г....
Отчёт о работе над собственным методическим исследованием «Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности»
Работа опубликована в школьном методическом сборнике за 2012-13 учебный год...
Исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочное время как один из способов активизации творческого потенциала личности
Целью опыта является сформировать у учащихся навыки исследовательской деятельности, умения самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, кот...
Формирование учебно - исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время
Учебно-исследовательская работа на уроках химии и во внеурочное время, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять ...
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время (методические рекомендации)
Важнейшим условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только...
Развитие исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время
Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, как часть мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирован...
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочное время
В современных условиях развития новых технологий необходимым и востребованным качеством личности является творчество, познавательная активность. Более 50% учащихся обладает низкой степенью выраженност...