Метод проектов как средство повышения самостоятельной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности
статья по химии на тему

Скрыпникова Светлана Николаевна

Цель и пафос развития педагогической

 науки и практики – это возможность

 проектировать и осуществлять процесс обучения

 и воспитания человека с гарантированным

 эффектом. Другой цели у педагогики нет.

Сегодня перед педагогикой стоит важнейшая проблема: как сделать процесс обучения интересным и полезным. Педагоги в своей практике используют различные методы и формы обучения: пассивные, активные и интерактивные. 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Метод проектов как средство повышения самостоятельной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Скрыпинкова С.Н.

Цель и пафос развития педагогической

 науки и практики – это возможность

 проектировать и осуществлять процесс обучения

 и воспитания человека с гарантированным

 эффектом. Другой цели у педагогики нет.

Сегодня перед педагогикой стоит важнейшая проблема: как сделать процесс обучения интересным и полезным. Педагоги в своей практике используют различные методы и формы обучения: пассивные, активные и интерактивные.

 При использовании пассивных методов педагог играет центральную роль на занятии. Здесь преобладает монологовый режим общения. Педагог сам распределяет работу и необходимую информацию, предлагает на занятии заранее составленный план. Любая попытка воспитанника проявить самостоятельность, инициативу и творчество рассматривается как отход от заранее намеченного и единственно верного плана работы. Дети на таких занятиях являются только объектом воздействия взрослых.

         При использовании активных методов обучения на занятии используется метод обсуждения проблем, устанавливается диалоговый режим, центральная роль педагога остаётся. Воспитанники уже не являются пассивными слушателями, они могут задавать вопросы, предлагать собственные решения. Такие занятия не имеют жёсткой структуры, формулирование тем и проблем происходит в форме совместного обсуждения.

         Наиболее интересными в настоящее время считаются интерактивные методы обучения, где педагог теряет центральную роль, он становится организатором образовательного процесса. Акцент на таком занятии делается на сотрудничество и взаимодействие. Педагог определяет общее направление, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана, даёт консультации, помогает в серьёзных затруднениях. Меняется сама обстановка на занятии, происходит отход от привычных требований к дисциплине. Дети на таких занятиях взаимодействуют друг с другом, а педагог заботиться о том, чтобы их усилия были направлены на положительный результат.

 В процессе обучения педагогами должны использоваться различные методы обучения, но необходимо помнить, что в традиционной пассивной педагогике:

 •педагог учит – воспитанник учится,

 •педагог думает – воспитанник воспроизводит,

 •педагог выбирает – воспитанник принимает,

 •педагог активен – воспитанник пассивен,

 •педагог авторитарен – воспитанник несвободен.

 При использовании же интерактивных методов обучения в корне меняются соотношения “педагог–воспитанник”:

 •воспитанник определяет цель деятельности – педагог помогает ему в этом;

 •воспитанник открывает новые знания - педагог рекомендует источники знаний;

 •воспитанник выбирает – педагог содействует;

 •воспитанник активен – педагог создаёт условия для проявления активности;

 Таким образом, интерактивные методы способствуют формированию активной, самостоятельной позиции детей, развивают исследовательские, рефлексивные и оценочные умения. Одним из интерактивных методов обучения является метод проектов.

Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность учащегося и стремление педагога напичкать своего подопечного стандартным набором знаний.

 Метод проектов – это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремлённости и самостоятельности обучающихся в постижении нового, стимулируя их природную тягу к непознанному, помогает овладеть новым способом деятельности. Педагог же превращается в организатора познавательной деятельности обучающихся, становится соучастником творческого процесса.                 

Для того, чтобы активно заниматься проектной деятельностью, вам необходимо пополнить свои знания в этом направлении, овладеть самим и научить детей этому новому способу деятельности. Надеемся, что сегодняшний мастер – класс поможет вам в этом.   Мы продолжаем наш разговор о методе проектов, проектной деятельности.

 Что такое проект?

 •Это описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов и шагов по её реализации.

 •Это буквально “нечто брошенное вперёд”.

 В последнее время это слово ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач.

Таким образом, работа над проектом состоит из:

 1. Подготовки к работе над проектом (информация о проекте, его актуальности, поиск проблем и т.д.).

 2. Выбора проблемы (использование метода “мозгового штурма”, разговор о каждой проблеме, голосование за проблему)

 3. Сбор и анализ информации (можно разделить учащихся на несколько групп: юристы, социологи, журналисты (юристы изучают нормативные документы, социологи опрашивают об актуальности проблемы, журналисты берут интервью).

 4. Планирование действий команды (куда, кому, зачем, что делать? (Просчитывается экономическая составляющая).

 5. Реализация проекта.

 6. Подготовка к защите проекта (стенды, плакаты, портфолио, макеты, подготовка группы для защиты).

 7. Презентация проекта (10 минут в устной форме).

 8. Рефлексия (проводится через неделю после защиты.

 Ответ на вопрос: “Что дал проект?”)

 Кроме того, проект включает в себя пять П:

 •Проблема

 •Проектирование (планирование)

 •Поиск информации

 •Продукт

 •Презентация

 Можно добавить ещё шестое П – Портфолио

 (папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта). Важным является то, что каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

 В ходе работы над проектом, а также на презентации вам могут пригодиться следующие требования и ориентиры:

 •Мы изучаем.

 •Мы планируем.

 •Мы исследуем.

 •Мы действуем.

В моей практике ребята выполняют проекты на разных уровнях: на Всероссийском («Здоровье в твоих руках» лауреат 1 степени, Москва 2012), региональном («Живи родник. Очистка родника» 2 место областного уровня, 2013),городском и школьном (в конце 10 класса каждый учащийся представляет свой проект)

Одним из основных является личностно-ориентированный подход, рассматривающий ребенка, как уникальное явление, самостоятельную ценность.

         Он означает ориентацию на личность как цель, результат, главный критерий эффективности деятельности педагога, где ребенок является приоритетным субъектом. В учреждении осуществляется вариативное образование, предоставляющее ребенку возможность выбора педагога, содержания, форм и методов обучения, чем обеспечивается ориентация личности в различного рода жизненных ситуациях, стимуляция процесса личностного развития.

         Необходимость организации проектирования в образовательной практике педагога дополнительного образования обосновывается нами в связи с тем, что в процессе проектирования принципиально и качественно меняется педагогическая деятельность.

 Как сделать процесс обучения ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все обучающиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Как создать на занятиях такие условия, при которых каждый ребенок чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность? Выбирайте метод проектов и все у вас получится!

Вывод

  Использование исследовательских методов позволяет реализовать свои способности, раскрыться, уметь отстаивать свою точку зрения, аргументировать,  анализировать изученный материал.

Исследовательская деятельность позволяет

  • сформировать высокий уровень развития логических  мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, конкретизация, классификация;
  • сформировать высокий уровень активности, раскованности мышления, которые будут проявляться в выдвижении большого числа гипотез, установке на множественность вариантов решения, свободе выдвижения нестандартных идей.
  • Учитывая особенности преподавания химии в современных условиях, необходимо  разработать систему творческих проектов, исследовательских работ и специальных заданий, направленных на развитие логического мышления учащихся., применение которых позволит обучать детей самоорганизации, умениям и навыкам интеллектуального труда, его научной организации.  

Школа не должна научить на всю жизнь, школа должна научить учиться всю жизнь… восточная мудрость

Список литературы

  1. Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе – М.: Чистые пруды, 2006,128 с.
  2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.
    М.: Аркти, 2003
  3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студентов. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. – М.: издательский центр “Академия”, 2001, с.234-237.
  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – 
    М.: Аркти, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным ...

Проект «Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности как средство повышения мотивационных интересов»

Педагогический проект посвящен использованию исследовательской технологии на уроках математики и во внеурочной деятельности, как средства раскрытия интеллектуального потенциала, духовно-нравственного ...

Исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности...

Формирование и развитие навыков исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности

Для активизации деятельности учащихся на уроке при обучении химии в течение последних десяти лет я работаю над проблемой развития интеллектуальных способностей учащихся через усвоение алгоритма научно...

Проект «Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности как средство повышения мотивационных интересов»

Проект«Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности как средство повышения мотивационных интересов»...