Методический семинар Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся»
методическая разработка по технологии по теме

Козачек  Валентина Валерьевна

В настоящее время –  время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения. Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью.  Разрешите представить Вашему вниманию мой опыт работы по теме: « Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирование универсальных учебных действий учащихся».

  Целью данной работы является обобщение педагогического опыта использования метода проектов для развития творческих способностей учащихся. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конкурсное задание «Методический семинар» Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирование универсальных учебных действий учащихся» Автор: учитель технологии высшей квалификационной категории Козачек Валентина Валерьевна Место работы: МАОУ «СОШ с УИОП №14» г. Магадана

Слайд 2

Образование - это процесс жизни, а не подготовка к будущей жизни. Джон Дьюи .

Слайд 3

Цель: обобщение педагогического опыта использования метода проектов для развития творческих способностей учащихся. Задачи: - формирование универсальных учебных действий обучающихся; демонстрация примеров проектов, направленных на развитие творческих способностей обучающихся; -показать результативность метода проектов для формирования познавательной активности и стимулирования творческих способностей обучающихся.

Слайд 4

Сущность метода проектов Проблемная ситуация Поиск способов решения Проблема Исследовательская, деятельность Оформление результатов Защита проекта Создание продукта Прогнозирование новых проблем

Слайд 5

исследовательский главной целью является выдвижение и проверка гипотезы с использованием современных научных методов информационный акцент поставлен на работу с информацией и презентацию продукта п рактико-ориентированны й нацелен на решение социальной проблемы прикладного характера творческий проект, центром которого является творческий продукт результат самореализации участников проектной группы Виды проектов

Слайд 6

Виды проектов По длительности краткосрочные (1-5 уроков) среднесрочные (10-15 уроков) долгосрочные (до года) По количеству участников личностные парные групповые

Слайд 7

Основные критерии оценки проектных работ Актуальность темы проекта. Оригинальность. Эстетика оформления. Качество готового продукта. Экологическая составляющая. Экономические и маркетинговые критерии. Презентация готового продукта .

Слайд 8

1 подготовительный конструкторский заключительный (анализ полученных результатов, выводы , оформление проекта, защита ) 2 4 3 технологический создание продукта Этапы работы

Слайд 9

Звездочка обдумывания 1. Что ? – название 2. Для кого? – кто может использовать . 3. Из чего? - материалы . 4. Как? – техника изготовления 5. Какие ? - виды и формы, отделки. 6. Чем ? –оборудование и инструменты . 7. Сколько ? – трудовые и финансовые затраты. 8. Где? – место использования.

Слайд 10

Схема краткосрочного проекта Постановка проблемы и поиск путей решения ( с 1-20 минуту урока). Планирование, сбор информации, изготовление и оформление продукта (с 20-ой по 50-ю минуту урока). Презентация (с 50-ой по 70-ую минуту урока). Самоанализ и самооценка (с 70-ой по 80-ую минуту урока).

Слайд 11

6 класс. Тема: «Моделирование юбок» Изучение видов и способов моделирования юбки в зависимости от фасона, развивать навыки работы с различными видами материалов. Устойчивая мотивация к изучению необходимой литературы в поисках необходимой информации. Умение распознавать свойства конструкционных материалов Выполняют моделирование и макетирование изделий. Происходит укрепление межличностных отношений внутри класса. ПРИМЕР Учитель : создание стенда различных по фасону и силуэту с учетом моделирования . Ученики с помощью полученной и найденной ими информации создают макеты юбок с учетом фасона юбки и подобранного материала . ЦЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТ Краткосрочный проект по технологии -

Слайд 12

Учатся находить и визуализировать информацию. Устойчивая мотивация к изучению новой технике изготовления работ. Овладевают навыками преобразующей деятельности. Происходит укрепление межличностных отношений внутри класса . ЦЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТ Коллективный проект Изучение видов народных промыслов. Закрепление полученных знаний на практике с учетом местных особенностей, доступности материала и экологичности .

Слайд 13

7 класс. Тема: «Самобытность Запорожского казачества» Изучение устройства быта и национальных традиций Запорожского казачества , воссоздание того или иного изучаемого объекта, предоставляя макеты, а также источники информации о технологии создания объекта. Учатся находить и визуализировать информацию. Учащиеся создают макеты флагов, символов власти, одежды, жилища, блюд национальной кухни Происходит укрепление межличностных отношений внутри класса. ПРИМЕР Учитель воссоздание полной картины обустройства и иерархии в Запорожской Сечи . Ученики с помощью полученной и найденной ими информации создают макеты жилища, флагов сотен, одежды, кухни. ЦЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТ Метапредметный проект по технологии и истории

Слайд 14

Виды презентаций проектных работ

Слайд 15

Создание буклетов по направлениям деятельности

Слайд 16

После урока Городской конкурс по технологии ( г.Мариуполь ) Исследовательские работы учащихся І и ІІ места Всероссийский конкурс «Красота родного края» Лауреат ІІ степени Результативность проектной деятельности

Слайд 17

Результативность проектной деятельности Научно - практическая конференция Муниципальные выставки “Чудотворчество” “Сохраним Земли очарование”

Слайд 18

Вывод Любой проект – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Проектная деятельность основывается на деятельностном , развивающем, личностно-ориентированном подходах в обучении. Хоть выйди ты не в белый свет , А в поле за околицей , — Пока идешь за кем-то вслед , Дорога не запомнится . Зато , куда б ты ни попал И по какой распутице , Дорога та , что сам искал , Вовек не позабудется . ( Н.Рыленков )

Слайд 19

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 14»

Методический семинар

Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся»

 

                                                                             Автор: учитель технологии

Козачек  Валентина Валерьевна

Магадан

2016

Слайд 1.      Уважаемые коллеги!   В настоящее время –  время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения. Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью.  Разрешите представить Вашему вниманию мой опыт работы по теме: « Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирование универсальных учебных действий учащихся».

Слайд 3.   Целью данной работы: обобщение педагогического опыта использования метода проектов для развития творческих способностей учащихся.

Задачи: 

  • раскрыть возможности применения метода проектов на уроках технологии для формирования универсальных учебных действий обучающихся;
  • продемонстрировать примеры проектов,  используемых в практике работы учителем технологии и направленные на развитие творческих способностей обучающихся;
  • показать результативность использования метода проектов для формирования познавательной активности и стимулирования творческих способностей обучающихся.

Почему именно проектная деятельность?

Во первых, обеспечение требований государственных образовательных стандартов ІІ поколения  по формированию  универсальной способности человека – умению учиться, использованию метапредметных  знаний на практике  для достижения  личностного  результата. Во вторых,  это целесообразная практическая деятельность  учащихся, основанная  на их личном интересе.В третьих, в процессе выполнения проектов развиваются разные виды компетентностей: коммуникативная, социальная, поликультурная, информационная, компетентность продуктивной творческой деятельности, компетентность самообразования и саморазвития.

Слайд 4.  Проектная технология  реализуется в несколько этапов и имеет циклический вид. Креативность данного метода  связана с разрешением проблемной ситуации, которая обуславливает начало активной мыслительной деятельности учащихсяся. Решение проблемы нередко приводит к оригинальным, нестандартным способам деятельности и результату выполнения. Одной из задач, которые стоят передо мной, учителем технологии, является формирование такой личности, которая будет обладать системой знаний,  Практических умений и навыков в общественно значимой деятельности. Как подготовить ученика к осознанному выбору дальнейшего образовательного и профессионального маршрута? Необходимо знакомить учащихся с конкретными видами труда, расширить их кругозор о разнообразных направлениях деятельности человека. Предмет «Технология» - образовательная область, которая синтезирует научные знания математики, физики, химии, биологии. Показывает их практическое использование в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, связи, в сфере обслуживания населения.

Слайд 5.  При  рассмотрении типологии проектов,  применяемых на уроке технологии доминирующими, в проектной деятельностью являются: исследовательские, информационные, практико-ориентированные (прикладные), творческие, игровые.

Слайд 6.  

 По длительности проекты можно структурировать как: 1) краткосрочный – 1-5уроков; 2) среднесрочный – 10-15 уроков; 3) долгосрочный – от одной четверти до одного года.

По количеству участников проекта: личностные, парные, групповые.

Слайд 7.   Перед началом работы учащиеся знакомятся с основными критериями оценки проекта (Приложение 1).

  Слайд 8.   Проектирование – процесс разработки проекта  с фиксацией результата в какой-либо форме. В работе над проектом обязательно соблюдаются определённые этапы деятельности учащихся (Приложение 2).  Если в исследовательских проектах всего три этапа проектирования, то в проектах, выполненных на уроках технологии – четыре. Каждый из них вносит свой вклад  в формирование личностных качеств учеников. На любом из этапов выполнения проекта я использую интерактивные формы обучения (интерактивная технология).

Например: 1 этап выполнения проекта «Подготовительный». Используются такие формы, как: «Мозговой штурм», «Микрофон», «Круг идей». 2 этап «Конструкторский» - «Дискуссия». 3 этап «Технологический» - «Уча – учусь».  4 этап «Заключительный» - «Займи позицию».

Слайд 9.  В ходе поисково-исследовательской работы в основу деятельности ставится семь вопросов:

 Для кого? Для чего? Из чего? Как? Чем?   Где? – Сколько?   

Метод проектов — это  совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Слайд10. Пример краткосрочного проекта в 6 классе по теме «Моделирование юбок»

Схема краткосрочного проекта.

  1. Постановка проблемы, поиск путей решения  (1-20 минута урока).
  2. Планирование, сбор информации, изготовление продукта, оформление продукта    (с 20-ой по 50-ю минуту урока).
  3. Презентация  (с 50-ой по 70-ую минуту урока).
  4. Самооценка и самоанализ   (с 70-ой по 80-ую минуту урока).

Слайд 11.  Практика. Учитель высказывает  предложение создать стенд юбок, разных по силуэту и фасону. Задача поставлена – необходимо  решить.

І этап - класс  делится на группы:

1-я  – отбирает подходящий материал,

2-я - рисует и множит модули  разных силуэтов  юбок,

3-я зарисовывает модели и разрабатывает технологию изготовления.

ІІ этап – перегруппировка с учетом индивидуальных возможностей учеников.

Результат - одна парта = 1 лист с 3-мя моделями.

ІІІ этап – защита готового изделия с объяснением: для кого?; для чего?; из чего?

Оценивание результатов проекта проходит в 3 этапа: самооценка, оценка коллектива, оценка учителя. Осуществляется один из этапов решения ключевой проблемы урока – изучение моделирования  создание  наглядно-информационного стенда с объемными фасонами юбок.  Демократизируется образовательный процесс, увеличивается ответственность каждого участника за свою часть работы. Решается и коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но и учатся деловому общению.

Слайд 12.  Практика.  По  программе   ИЗО в 5 классе дети изучают основную  тему: «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека», в которой знакомятся с народным бытом и традициями народного крестьянского прикладного творчества, логическим  продолжением и закреплением полученных знаний на практике, является изучение одного из видов народных промыслов, на уроках технологии в рамках проектной работы «Народные традиции и ремесла». Источником творчества народных мастеров всегда была родная природа, а их произведения становились частью окружающей жизни и повседневного быта. Одним из вариантов такой проектной деятельности может быть плетение из бумажной лозы.В ходе данного проекта ученики получают сведения: о видах изделий из других областей знаний, о происхождении и наличии материалов и инструментов, их свойствах и доступности, о способах производства и видах конструкции, о материальных затратах и экологической составляющей изделия.

Результат:

  1. учатся находить и визуализировать информацию.
  2. Происходит развитие мелкой моторики, повышенная  мотивация к изучению новой технике изготовления работ.
  3.  Овладевают навыками преобразующей деятельности,  повышают ответственность за конечный результат труда.
  4. Происходит укрепление межличностных отношений внутри класса.

Слайд 13.   Практика.  Учитель просит воссоздать объекты изучаемого периода, подобрать  конструкционные материалы и технологию выполнения, а также источники информации о технологии создания объектов. Пример. Тема: «Самобытность  Запорожского казачества». Класс делится на группы. Задача – воссоздать  макеты жилища,  флагов, символов власти,  одежды,  кухонные рецепты.Учащиеся учатся находить и визуализировать информацию, создавать макеты, используя навыки других школьных дисциплин. А групповая организация работы приводит к укреплению межличностных отношений внутри класса, развитию коммуникативных навыков и сотрудничества.

Слайд 14.   Для защиты своего проекта учащиеся представляют готовое изделие, портфолио, презентацию с наиболее значимыми этапами выполнения. При защите своего проекта учащиеся учатся убеждать своих одноклассников, преподавателей в значимости работы,  показывают старательность и  добросовестность при выполнении, аргументированность предлагаемого решения, уровень творчества и оригинальность подходов. 

Слайд 15.   Буклет в проектной работе может создать как сам учитель,  с целью анонсирования предстоящей работы, так и сами ученики, как заключительный этап проектной деятельности по определенной теме и как вид презентации.

В буклете отражается максимум информации на минимальной площади, яркость и красочность привлекает внимание, он содержит ответ на основные вопросы.

Слайды 16-17.  Постоянное привлечение учащихся к самостоятельному творческому решению поставленных проблем, способствует их непрерывному творческому развитию.

Результативность:

1)происходит развитие творческого мышления как обязательного условия реализации проектной деятельности;

 2) формируются личностные качества воспитанников;

 3) происходит включение воспитанников в «добывание знаний» и их логическое применение;

 4) повышение качества обученности и количества участников и призеров различных конкурсов и выставок детского творчества.

        Приложение 1.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

                                 (Н.Рыленков)

Этапы работы над проектом:  

 1. Подготовительный:     

  • Определить тему проекта.
  • Обсудить с родителями на предмет необходимости такого изделия, его практического применения, выделения средств на приобретение материалов.
  • Подобрать информацию в информационных источниках.

2. Конструкторский:

  • Проанализировать модели-аналоги.
  • Выполнить эскизный рисунок своей модели.
  • Подобрать материалы и инструменты.
  • Разработать технологические карты последовательности изготовления изделия, подобрать схему(при необходимости).

3.Технологический:

  • Изготовить изделие.
  • Рассчитать себестоимость изделия.
  • Выполнить мини-маркетинговые исследования.
  • Разработать рекламу изделия.

4.Заключительный:

  • Создать презентацию и (или) оформить портфолио.
  • Защитить проект.

Педагогическая ценность ученического проекта определяется:

  • возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;
  • содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;
  • навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;
  • заинтересованностью ученика в работе.

Приложение 2.

Основные критерии оценки проектных работ:

  1. Актуальность темы.
  2. Оригинальность предложенного варианта.
  3. Эстетическая составляющая.
  4. Качество выполненного изделия.
  5. Экологическая составляющая.
  6. Экономические и маркетинговые критерии.
  7. Презентация изделия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа «Интегрированное обучение на уроках технологии, как средство развития творческих способностей учащихся 5 класса»

В данной работе представлена разработка интегрированного урока: «Знакомство с разнообразными видами вышивки. Выбор рисунка салфетки». Данная разработка урока поможет наиболее широко раскрыть творчески...

Статья "Использование технологии развития критического мышления как способ формирования универсальных учебных действий учащихся"

Статья "Использование технологии развития критического мышления как способ формирования универсальных учебных действий учащихся"....

Методическая разработка «Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-9 классов на уроках русского языка »

Теоритические сведения и практическая работа по формированию УУД на уроках русского языка...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

Публикация  посвящена вопросу  формирования универсальных учебных действий  у учащихся. Автор рассматривает проектную деятельность, как один из возможных приемов для формирования УУД. В...