Пояснительная записка к конкурсу "Учитель года" :Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся
статья

Русскина Наталья Викторовна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_k_konkursu_uchitel_goda.doc393 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся»

 

                                                                             Автор: учитель технологии

МОУ «Александровская СОШ»

Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия

Русскина Наталья Викторовна

2019

Слайд 1.      Уважаемые коллеги!   В настоящее время –  время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные методы обучения. Разрешите представить Вашему вниманию мой опыт работы по теме:

« Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирование универсальных учебных действий учащихся».

Слайд 3.   Целью данной работы: обобщение педагогического опыта использования метода проектов для развития творческих способностей учащихся.

Задачи: 

  • раскрыть возможности применения метода проектов на уроках технологии для формирования универсальных учебных действий обучающихся;
  • продемонстрировать примеры проектов,  используемых в практике работы учителем технологии и направленные на развитие творческих способностей обучающихся;
  • показать результативность использования метода проектов для формирования познавательной активности и стимулирования творческих способностей обучающихся.

Слайд 4.   Почему именно проектная деятельность?

Во первых, обеспечение требований государственных образовательных стандартов ІІ поколения  по формированию  универсальной способности человека – умению учиться, использованию метапредметных  знаний на практике  для достижения  личностного  результата. Во вторых,  это целесообразная практическая деятельность  учащихся, основанная  на их личном интересе. В третьих, в процессе выполнения проектов развиваются разные виды компетентностей: коммуникативная, социальная, поликультурная, информационная, компетентность продуктивной творческой деятельности, компетентность самообразования и саморазвития.

Слайд 5.  Проектная технология  реализуется в несколько этапов и имеет циклический вид. Креативность данного метода  связана с решением проблемной ситуации, которая обуславливает начало активной мыслительной деятельности учащихсяся. Решение проблемы нередко приводит к оригинальным, нестандартным способам деятельности и результату выполнения.

Слайд 6.  При  рассмотрении типологии проектов,  применяемых на уроке технологии доминирующими, в проектной деятельностью являются: исследовательские, информационные, практико-ориентированные (прикладные), творческие, игровые.

Слайд 7.  

 По длительности проекты можно структурировать как: 1) краткосрочный – 1-5уроков; 2) среднесрочный – 10-15 уроков; 3) долгосрочный – от одной четверти до одного года.

По количеству участников проекта: личностные, парные, групповые.

Слайд 8.   Перед началом работы учащиеся знакомятся с основными критериями оценки проекта (Приложение 1).

Слайд 9.   Проектирование – процесс разработки проекта  с фиксацией результата в какой-либо форме. В работе над проектом обязательно соблюдаются определённые этапы деятельности учащихся (Приложение 2).  В проектной деятельности всего три этапа проектирования. Каждый из них вносит свой вклад  в формирование личностных качеств учеников. На любом из этапов выполнения проекта я использую интерактивные формы обучения (интерактивная технология).

Например: 1 этап выполнения проекта «Подготовительный». Используются такие формы, как: «Мозговой штурм», «Микрофон», «Круг идей». 2 этап «Конструкторский» - «Дискуссия». 3 этап «Технологический» - «Уча – учусь».  4 этап «Заключительный» - «Займи позицию».

Слайд 10.  В ходе поисково-исследовательской работы в основу деятельности ставится семь вопросов:

 Для кого? Для чего? Из чего? Как? Чем?   Где? – Сколько?   

Метод проектов — это  совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Слайд11. Пример краткосрочного проекта в 7 классе по теме «Моделирование юбок»

Схема краткосрочного проекта.

  1. Постановка проблемы, поиск путей решения  (1-20 минута урока).
  2. Планирование, сбор информации, изготовление продукта, оформление продукта    (с 20-ой по 50-ю минуту урока).
  3. Презентация  (с 50-ой по 70-ую минуту урока).
  4. Самооценка и самоанализ   (с 70-ой по 80-ую минуту урока).

Слайд 12.  Практика. Учитель высказывает  предложение создать стенд юбок, разных по силуэту и фасону. Задача поставлена – необходимо  решить.

І этап - класс  делится на группы:

1-я  – отбирает подходящий материал,

2-я - рисует и множит модули  разных силуэтов  юбок,

3-я зарисовывает модели и разрабатывает технологию изготовления.

ІІ этап – перегруппировка с учетом индивидуальных возможностей учеников.

Результат - одна парта = 1 лист с 3-мя моделями.

ІІІ этап – защита готового изделия с объяснением: для кого?; для чего?; из чего?

Оценивание результатов проекта проходит в 3 этапа: самооценка, оценка коллектива, оценка учителя. Осуществляется один из этапов решения ключевой проблемы урока – изучение моделирования  создание  наглядно-информационного стенда с объемными фасонами юбок.  Демократизируется образовательный процесс, увеличивается ответственность каждого участника за свою часть работы. Решается и коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но и учатся деловому общению.

Слайд 14-16.   Для защиты своего проекта учащиеся представляют готовое изделие, портфолио, презентацию с наиболее значимыми этапами выполнения. При защите своего проекта учащиеся учатся убеждать своих одноклассников, преподавателей в значимости работы,  показывают старательность и  добросовестность при выполнении, аргументированность предлагаемого решения, уровень творчества и оригинальность подходов. 

Слайды 17-18.  Постоянное привлечение учащихся к самостоятельному творческому решению поставленных проблем, способствует их непрерывному творческому развитию.

Результативность:

1)происходит развитие творческого мышления как обязательного условия реализации проектной деятельности;

 2) формируются личностные качества воспитанников;

 3) происходит включение воспитанников в «добывание знаний» и их логическое применение;

 4) повышение качества обученности и количества участников и призеров различных конкурсов и выставок детского творчества.

        

Приложение

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

                                 (Н.Рыленков)

. Основные критерии оценки проектных работ:

Приложение 1.

  1. Актуальность темы.
  2. Оригинальность предложенного варианта.
  3. Эстетическая составляющая.
  4. Качество выполненного изделия.
  5. Экологическая составляющая.
  6. Экономические и маркетинговые критерии.
  7. Презентация изделия.

Приложение 2.

Этапы работы над проектом:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава «К вопросу об универсальных учебных действиях учащихся» содержится два параграфа, в которых рас...

Итоговая работа «Интегрированное обучение на уроках технологии, как средство развития творческих способностей учащихся 5 класса»

В данной работе представлена разработка интегрированного урока: «Знакомство с разнообразными видами вышивки. Выбор рисунка салфетки». Данная разработка урока поможет наиболее широко раскрыть творчески...

Статья "Использование технологии развития критического мышления как способ формирования универсальных учебных действий учащихся"

Статья "Использование технологии развития критического мышления как способ формирования универсальных учебных действий учащихся"....

Методический семинар Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся»

В настоящее время –  время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследоват...

Выступление на районном семинаре учителей технологии Тема: «Проектная деятельность на уроках технологии как средство развития творческих способностей»

Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возникнуть, если оставить его без пищи             Дети – прирожденные художники, уче...