Итоговая работа «Интегрированное обучение на уроках технологии, как средство развития творческих способностей учащихся 5 класса»
проект по технологии (5 класс) на тему

В данной работе представлена разработка интегрированного урока: «Знакомство с разнообразными видами вышивки. Выбор рисунка салфетки». Данная разработка урока поможет наиболее широко раскрыть творческий потенциал учащихся 5 классов при раскрытии данной темы. Обучающиеся не только ознакомятся и запомнят разнообразные виды вышивок, но и выполнят свой рисунок салфетки, используя интегрированные знания уроков изобразительного искусства, истории, информатики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_dlya_attestatsii_2.docx573.56 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышение квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и

переподготовки работников образования

Итоговая работа

«Интегрированное обучение на уроках технологии, как средство развития творческих способностей учащихся 5 класса.»

Курсы повышения квалификации по ИОЧ

«Развитее творческого потенциала личности в обучении.»

ВБ: 17.03.2014г.-21.03.2014г

            Выполнила Качалкина  Е.Л.

                    учитель технологии

         ГБОУ СОШ №10 «ОЦ ЛИК»

                                                         г.о.Отрадный

Самара, 2014г

Содержание.

Введение

           1.Основная часть

2.Заключение

Список литературы

Приложение

Аннотация.

В данной работе представлена разработка интегрированного урока: «Знакомство с разнообразными видами вышивки. Выбор рисунка салфетки.» 

Данная разработка урока поможет наиболее широко раскрыть творческий потенциал учащихся 5 классов при раскрытии данной темы. Обучающиеся не только ознакомятся и запомнят разнообразные виды вышивок, но и выполнят свой рисунок салфетки, используя интегрированные знания уроков изобразительного искусства, истории, информатики.

Введение.

Проблема.

Процесс творчества есть выход за пределы стереотипов. Исследователи убеждены в том, что наличие всякой мотивации и личностной увлеченности является главным признаком творческой личности. К этому часто добавляют такие особенности, как независимость и убежденность.

Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда - чувство тайны, которую хочется разгадать. Командные методы в творчестве не срабатывают, эффект достигается на основе увлеченности. Главный стимул творчества - огромная радость, которая дает и ученику, и учителю новые нестандартные решения творческих задач.

Решение задачи становления творческой личности во многом зависит от школы, от того, насколько организация образовательного процесса способствует формированию творческого потенциала учащихся. Творческий потенциал «запускает» механизм саморазвития творческой личности. Но самореализация в образовательном процессе всегда несет в себе противоречия между необходимостью передачи молодому поколению все возрастающего запаса социально-значимого знания и соответствием его индивидуальному потенциалу каждого учащегося; между массовостью обучения и индивидуальным стилем учения; между усвоением знаний и способов действий и готовностью к творчеству.

Разрешение этих противоречий как переход из сферы возможного в сферу действительного осуществляется в процессе меж субъектных отношений, в которых происходит становление творческого потенциала учащегося.

Цель работы - развитее творческого потенциала  у учащихся 5 класса средствами интегрированного обучения на уроках технологии. 

Задачи:

1. Изучение теоретических основ формирования и развития творческого потенциала учащихся по предмету «Технология».

2.Исследование проявления творческого потенциала личности учащихся на основе анализа продуктов деятельности.

3. Проектирование интегрированного урока по предмету «Технология» с целью развития творческого потенциала учащихся .

Темы интегрированных уроков проводимые  в 5 классе.

Название темы урока

Учебные предметы с которыми интегрируется урок

Физиология питания. Понятие о процессе пищеварения, усвояемости пищи. Витамины, их состав и химическая природа.

биология

Классификация текстильных волокон. Натуральные волокна. Общее понятие о пряже, прядении. Свойства тканей из натуральных растительных волокон.

химия

Понятие о кинематических схемах механизмов и машин. Виды передач вращательного движения.

черчение

Знакомство с  разнообразными видами вышивки .Выбор рисунка салфетки. Разметка размера рисунка и способы перевода рисунка на ткань.

изобразительное искусство

история

информатика

Результативность умений интегрированного урока.

  • умения выполнять узоры;
  • умения использовать исторические знания в разработке эскизов изделия;
  • умения пользоваться программой  Paint .

Карта оценивания результатов деятельности интегрированного урока.

ФИО ученика

умения выполнять узоры

умения использовать исторические знания в разработке эскизов изделия

умения пользоваться программой  Paint

_

+

_

+

_

+

1

2

3

4              и т.д.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся должны знать:

правила заправки изделия в пяльцы, виды простейших ручных швов, правила посадки и постановки рук во время работы;

Обучающиеся должны уметь:

переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки, заправлять изделия в пяльцы, закреплять рабочую нитку на ткани без узла, подготавливать пасму мулине к работе, выполнять простейшие ручные швы;

Критерии оценки

• способность и готовность к освоению систематических знаний для развития творческих способностей, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению творческих идей в практику;

• способность и готовность к использованию ИКТ в целях творческого развития учащихся;

Инструментарий для оценки результатов интегрированного урока.

ФИО

учащегося

Внешний вид

Оформление рабочего места

Санитарно-гигиенические требования

Знание правил техники безопасности

Уровень подготовки к уроку

Знание пройденного материала

Умение использовать полученные знания при решении поставленных задач

Умение и знание правильного подбора цвета

Умение выбора рисунка салфетки

Умение пользоваться программой Paint

Закрепление полученных знаний

1

2

3

Условия.

Характеристика учебных помещений

Помещения мастерских по различным направлениям технологии должны быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся. Они должны отвечать Санитарно-эпидемическим правилам и нормативам (СанПиН 2.4.2. 178-02). Новым в оснащении мастерских технологий является создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в том числе для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности).

Настоящие рекомендации могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.).

  • Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
  • Печатные пособия
  • Информационно-коммуникационные средства
  • Экранно-звуковые пособия
  • Технические средства обучения
  • Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
  • Специализированная учебная мебель
  • Игры и игрушки

Оснащенность учебного процесса.

Занятия по технологии проводятся на базе кабинетов и мастерских по соответствующим направлениям обучения или комбинированных мастерских.

Кабинет или мастерская может размещаться на любом этаже школьного здания, кроме полуподвальных и подвальных помещений. По санитарным нормам площадь рабочих помещений должна быть не менее 4,5м2 на одного учащегося для отдельной мастерской по обработке ткани и кабинета кулинарии и 5,4м2 –для комбинированной мастерской.

Рабочие места учащихся необходимо укомплектовать соответствующим оборудованием и инструментами. В гигиенических целях в кабинете и мастерской должны быть умывальник и полотенце (бумажное, тканое или электрическое). Температуру в мастерских в холодное время года нужно поддерживать не ниже 18 градусов С при относительной влажности 40-60%.

Электрическая проводка к рабочим столам должна быть стационарной. Включение и выключение всей электросети кабинета или мастерской осуществляется с рабочего места учителя одним общим рубильником.

Учебно-материальная база по технологии должна иметь рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации набор инструментов, электроприборов, машин, оборудования и т.д. согласно утвержденному Перечню средств обучения и учебного оборудования.

В учебно-методический комплект для образовательной области «Технология» входят учебники, рабочие тетради для учащихся, методические рекомендации по организации учебной деятельности для учителя, методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских, таблицы, плакаты, электронные наглядные пособия, специально разработанное оборудование для лабораторно-практических работ, технические средства обучения, включая компьютер с комплексом обучающих программ и выходом в Интернет.

Большое внимание при работе в мастерских должно быть обращено на соблюдение правил санитарии и гигиены, электро и пожарной

Безопасности, безопасных приемов труда учащихся при выполнении технологических операций. Для этого мастерские оборудуются соответствующими приспособлениями и оснащаются наглядной информацией.

Основная часть.

Для формирования творческого потенциала учащихся на занятиях трудового обучения, как правило, используются различные практические методы обучения, которые классифицируются по типу познавательной деятельности.

- репродуктивный (объяснительно-иллюстративный);

- воспроизводящий;

- проблемное изложение;

- частично поисковый (эвристический);

- исследовательский.

В практике работы лучше всего методы обучения использовать комплексно, что повысит надежность усвоения информации, сделает учебный процесс более эффективным, а, следовательно, и творческим. Большое значение в трудовом обучении имеют практические методы. Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учащихся на практических занятиях:

  1. Объяснение педагога.
  2. Этап теоретического осмысления работы.
  3. Показ.
  4. Этап инструктажа.
  5. Проба.

При выборе методов работы преподаватель должен хорошо представлять себе уровень мышления каждого ученика, развитие его творческих способностей и учитывать имеющийся у него опыт предшествующей творческой работы.

Для этого удобно использовать шкалу, отражающую пять уровней творческой подготовленности учащихся:

1-й уровень. Учащийся может изготовить изделие по предъявленной документации с внесением частичных изменений в чертеж, схему направленных на совершенствование формы изделия или рациональное расположение деталей и т.д.

2-й уровень. Ученику доступно изготовление изделий с доконструированием и самостоятельным внесением изменений в предъявленную технологическую документацию или отдельную схему.

3-й уровень. Ученик справляется с изготовлением изделий с предварительным оригинальным конструкторским усовершенствованием и самостоятельным внесением изменений в технологическую документацию или схему.

4-й уровень. Ученику посильна самостоятельная технологическая разработка оригинальной конструкторской идеи изделия (предложенной учителем) и его изготовление.

5-й уровень. Ученик способен самостоятельно обосновать и сформулировать оригинальную конструкторскую или рационализаторскую идею изделия, разработать документацию и изготовить изделие.

Необходимо отметить, что сформулированные уровни творческой подготовленности следует использовать не для оценки творческого потенциала школьника, а для учета преподавателем возможностей творческого продвижения каждого учащегося и дифференцированного подхода к использованию имеющихся методов и приемов включения учащихся в творческий процесс.

Одним из наиболее эффективных методов формирования творческого потенциала является метод проектов. Творческий проект на уроках технологии - это учебно-трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В соответствии с требованиями социального и научно-технического прогресса, творческие проекты по изготовлению изделий, пользующихся спросом, требуют знаний и умений предпринимательской деятельности. Это меняет не только содержание, но и методы обучения, вырабатывающие у учащихся качества личности, которые позволяли бы адаптироваться к новым социально-экономическим условиям.

Использование данных методов привело к нестандартным подходам организации учебных занятий, используя инновационные технологии.

Нестандартные занятия -- это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее рас-пространенные типы нестандартных уроков:

- уроки-соревнования

- уроки типа КВН

- уроки с групповыми формами работы

- уроки творческие отчеты

- уроки-конкурсы

- уроки-фантазии

- уроки-игры

- интегральные уроки

Для проявления интереса к творчеству на практике использовались следующие принципы:

1. Принцип гуманизации воспитания. Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления творческой инициативы, творческой деятельности. Очень важным было то, чтобы на уроках технологии звучали не холодные, бездушные, хотя и правильные ответы учащихся, а ответы, содержащие собственные переживания и впечатления, окрашенные детской эмоцией, совершенно искренние выплески души и разума. Именно тогда, процесс восприятия искусства, в общем, и творческой задачи в частности, приобретает желанную форму и помогает ученику раскрыть себя.

2. Принцип толерантности. Сюжет работы учащихся никогда не должен подвергаться критике, а наоборот, воодушевлять ребенка, чтобы он продолжал творить. Если учащийся затруднялся творить, ему предлагалось создать, то, что было ему посильно.

3. Принцип осознанности. Знакомство с различными материалами. Ребенок, работая с различными материалами, чувствует, себя творцом и способен в создании конкретных предметов выражать свое отношение к миру. В различных технических средствах ребенок находит удовольствие, обогащая свои познания о мире. Каждый ребенок в детстве строит, изображает, украшает. Умение фантазировать и созидать - это начало пути, точка отсчета, стартовая площадка, с которой ученик уверенно и свободно может отправляться на поиск новых открытий, из ничего создавать и выдумывать новое. Нужно только вооружить его этими знаниями для его открытий.

4. Принцип самостоятельности. Использование элементов творческой игры на уроках. Здесь можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В ней, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для людей качества: активность, самостоятельность воображение, а также, что очень важно, в творческой игре снимается напряжение и неуверенность. Ведь любые игры - это всегда интерес и так же, как творчество, увлечение и даже страсть.

5. Принцип личностного подхода. Для стимулирования творческой деятельности очень важно выставлять работы детей на показ для зрителей. Это заинтересовывает ребенка в своей работе, у него появляется гордость за нее и уверенность в своих силах. И для каждого ребенка это очень полезно, т.к. с каждым разом он стремиться делать все лучше и может посмотреть свою работу со стороны, оценить и сравнить свое творчество. Каждому из них приятно видеть свои работы со стороны, что стимулирует к дальнейшей деятельности.

Практика показала, что все эти принципы развивают интерес к творчеству. Если через уроки технологии добиться того, чтобы детская душа проснулась, зазвучала, т.е. научить ученика сопереживать, то его духовная жизнь станет более полной. Именно тогда развивается нравственный и духовный аспект, а также творческий потенциал ученика, что немаловажно. И каждый раз вместе с детьми нужно радоваться их маленькой победе на уроке: радостному озарению в глазах, задумчивому выражению лица, эмоциональному всплеску и новой идее. Что делается в душе ребенка на уроке? Только педагогическая проницательность и интуиция способны в какой-то степени увидеть и почувствовать эту великую работу - труд души, которая поднимает еще на одну ступеньку общечеловеческой культуры.

Тема  урока: «Знакомство с  разнообразными видами вышивки .Выбор рисунка салфетки. Разметка размера рисунка и способы перевода рисунка на ткань.» (31- 32 урок)

1.Цели :

 -Образовательная – познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями: вышивка гладью, крестом;

- научить учащихся практическим навыкам- выполнение рисунка салфетки с использованием ИТ;

-познакомить со способами перевода рисунка на ткань.

-Развивающая– дать сведения из истории развития  вышивки; правильно и  точно выполнить рисунок  изделия и перевести его на ткань.

-Воспитательная – воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к выполняемой работе, аккуратность, точность.

2. Оборудование

 -   для учителя:

  •  карточки  для групповой  игры «Угадай ручной шов»                                                                                                
  • мультимедийный проектор или ноутбук с презентацией «Виды вышивок»;
  • таблица цветового сочетания;
  • образцы готовых изделий декоративно-прикладного искусства ;

  - для учащихся (прил.5)

  • учебник, тетрадь, ноутбук.

3. Межпредметные связи:

История, изобразительное искусство, информатика.

Тип  уроков- комбинированный.

4. План уроков:

  1. Орг. момент- 2мин.
  2. Повторение изученного материала-  10мин.
  3. Сообщение  познавательных сведений.

Изучение  нового материала- 18 мин.

  1. Практическая работа – 40 мин.
  2. Подведение  итогов - 5 мин
  3. Домашнее  задание-2 мин.
  4. Уборка рабочих мест-3 мин.

Ход урока

  1. Организационный момент :

-Приветствие; отметка отсутствующих учащихся; проверка готовности учащихся к уроку:

-Итог готовности, внешний вид.

  1. Повторение изученного материала

Учитель:

1.  Скажите пожалуйста, какие виды женского рукоделия вы знаете?

( Макраме, вышивка, вязание на спицах, крючком, аппликация, пэчворк, бисероплетение, батик.)

2)  Какие ручные швы мы изучили на прошлых уроках. Поиграем в игру «Угадай ручной шов» .

 (стебельчатый, тамбурный, вперед иголку, гладьевый, крест, рококо, окантовочный).

(по образцу- прил.1)

3)-Продолжаем повторять изученный материал по теме «Материаловедение» и «Декоративно-прикладное творчество. Ручная вышивка».

- Разгадайте  кроссворд и определить ключевое слово, которое определит тему сегодняшнего урока. Кроссворд состоит из 10 вопросов(прил.2). Все ответы размещаются по горизонтали, а ключевое слово будет выделено по вертикали желтым цветом. И так начинаем.

Каждая  из вас выбирает для себя вопрос и отвечает.  

 -Запишем тему урока в тетради «Выбор рисунка салфетки.»  (учитель на доске).

  1. Изучение нового материала

-Виды вышивок- Сейчас мы посмотрим  презентацию  по теме «Виды вышивок» (показ слайдов)

-Монограмма- это знак, выполненный переплетением начальных  букв  имени  и  фамилии (прил.3).

-Метка- обозначение принадлежности данного предмета или одежды определенному лицу(запись в тетради).

А это образцы готовых изделий, выполненные с элементами меток, монограмм с использованием различных видов вышивок (просмотр образцов на доске).

  1. Практическая работа

«Выбор рисунка салфетки»

Вводный  инструктаж:

- Для того чтобы выполнить рисунок салфетки ознакомьтесь с технологической картой для работы на ноутбуке (Учащиеся читают технологическую карту ).(прил.4).

-Чтобы ваше изделие получилось красивым, и вы не допустили ошибки в выполнении практической работы, запомните следующее:

- вспомнить технику безопасности при работе на ноутбуке,

-приступая к работе, необходимо  правильно войти в программу,

-используя шаблоны рисунков (картинки, рисунки салфеток на интерактивной доске) выполнить свой рисунок работая в программе .

Самостоятельная работа учащихся.

 В течении  самостоятельной работы проводится текущий инструктаж :

-целевые обходы рабочих мест учащихся:

-организация рабочего места, культура труда;

-соблюдение правил техники безопасности;

-правильность выполнения приёмов и качество работы;

-степень самостоятельности;

-правильность использования технологической документации

- Через 15 минут самостоятельной работы проводится физминутка с целью предупреждения сколиоза, снятия усталости и напряжения пальцев рук. Физминутку проводят дежурные.

5. Подведение  итогов. Закрепление знаний

-С какими новыми понятиями вы познакомились на уроке?

-Монограмма, метка, виньетка, виды вышивок.

-Заключительный  инструктаж :

-анализ выполнения самостоятельной практической работы учащихся,

-  показ  лучших эстетически выполненных работ ,

-анализ допущенных ошибок (если они есть) по группам и индивидуально;

-выставление оценок (если они получены) в классный журнал и дневники учащихся,

- на следующем уроке мы будем выполнять салфетку.

6. Домашнее задание:

 принести салфетки и инструменты для вышивки.

 Приложение 4

Технологическая карта

Выбор рисунка салфетки.

Выполняемая операция

используемые клавиши и

дополнительная информация

1

Включить компьютер

2

Открыть программу Paint

Пуск - все программы - Paint

3

Открыть папку на рабочем столе

4

Выбрать рисунок, копировать и вставить в Paint

5

Раскрасить рисунок

Заливка, Кисть, Цвет

6

Сохранить рисунок

7

Вывести на печать

8

Закрыть программу Paint

9

Закрыть все папки, выключить компьютер

Приложение1

http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/3/pril.1.jpg

Приложение2

1.

М

у

л

и

н

е

2.

и

г

О

л

ь

н

и

ц

а

3.

Н

о

ж

н

и

ц

ы

4.

с

т

р

О

ч

к

а

5.

у

т

ю

Г

6.

н

а

п

е

Р

с

т

о

к

7.

к

А

н

в

а

8.

к

р

о

М

к

а

9.

т

а

М

б

у

р

10.

и

г

л

А

Приложение 3

МОНОГРАММА  (монетная  монограмма)

          (лат. monogramma от греч. monos - один + gramma - буква, запись), инициалы в виде крупных  переплетающихся букв. Монограммы встречаются уже на греческих и римских монетах вместо названия места чеканки или имени монетчиков и правителей.

В эпоху Великого переселения народов (ок. 300 - 600) остготские, бургундские и вестготские короли чеканили золотые монеты с монограммами  по примеру византийских императоров.

При Каролингах Монограмма  занимала все поле  монеты (денарий).

После Карла Великого (768/800 - 814) монеты с монограммами встречаются чрезвычайно редко. Широкое распространение монограмма  получила, начиная со 2-й пол. 17 в., особенно на медных монетах германских государей; это был период расцвета монограммы  как произведений графического искусства.

Однако особо усложненное переплетение букв иногда преследовало цель скрыть имя правителя, напр. на низкопробных зекстельталерах, чеканенных во время Семилетней войны (1756 - 1763).

(Словарь нумизмата: Пер. с нем. /Х.Фенглер, Г.Гироу, В.Унгер/ 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Радио и связь, 1993)

Образцы вышивок.  Приложение 5

az115az108

Вышивка гладью

az100az99

az98az93

Заключение

В ходе данной разработки по теме :

 «Интегрированное обучение на уроках технологии, как средство развития творческих способностей учащихся 5класса.»   были изучены учебно-методическая литература, статьи по исследуемой теме, нормативная документация.

На основе этого рассмотрены понятия теоретических основ формирования и развития творческого потенциала учащихся по предмету «Технология». Интегрированные уроки  призваны научить ребенка  представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретенные знания и навыки применяются  школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.
Разработаны критерии оценки результатов деятельности и инструментарий для оценки результатов.

 Представлен пример  практического урока «Знакомство с разнообразными видами вышивки. Выбор рисунка салфетки. Разметка размера рисунка и способы перевода рисунка на ткань

Таким образом, развитие творческих способностей повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Цели и задачи достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся»

В настоящее время –  время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследоват...

" Выполнение проектных работ на уроках технологии, как условие развития творческих способностей учащихся"

Статья по предмету Технология на тему " Выполнение проектных работ на уроках технологии, кака условие развития творческих способностей учащихся"...

Выступление на районном семинаре учителей технологии Тема: «Проектная деятельность на уроках технологии как средство развития творческих способностей»

Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возникнуть, если оставить его без пищи             Дети – прирожденные художники, уче...