Технологическая карта урока литературы в 5 классе
план-конспект урока на тему

Шайхутдинова Татьяна Шамильевна

Урок литературы в 5 классе по теме "Басни Крылова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок литературы, 5 класс93 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы

Класс: 5

Предмет: литература

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель:

В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2010 г

Название раздела, темы: Русская литература XIX века. И.А. Крылов. Басни.  

Материалы к уроку:  Просмотр презентации

Тема урока:  «Басни И. А. Крылова» (урок обобщения)

Цели урока:

1) Обобщить знания учащихся о баснях И. А. Крылова, их художественном своеобразии, жанровых признаках и нравственной ориентации; повторить основные принципы построения басни.

2) Воспитание интереса к личности русского баснописца; воспитание любви к своей стране, к ее историческим достопримечательностям.

3) Развитие навыков анализа басни как особого литературного жанра.

Планируемые результаты:

Предметные: совершенствовать речь  учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение  речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста, осмысленное чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации, развитие  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных  способностей.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие  моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция.

Коммуникативные УУД: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками, осуществление совместной деятельности в группе, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор,  раздаточный материал, иллюстрации детей.

Межпредметные связи:  география,  живопись, математика, русский язык, история.

 Ресурсы сети Интернет:

  1. Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. (http://www.prosv.ru/)
  2. Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. (http://www.prosv.ru/)

План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологическая готовность учащихся к уроку.

- Сегодня у нас обычный урок, мы работаем в обычном режиме. Настроение у меня хорошее, я думаю, и у вас отличное настроение. Гости нашего урока, думаю,  будут довольны вашими ответами, работами и выступлениями.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

У учащихся на столах оценочные листы, на которых после каждого этапа урока фиксируют, насколько хорошо усвоили материал

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

1.Сквозной элемент урока

Индивидуальная работа, парная, коллективная

регулятивные: саморегуля ция

Приветствие

Приветствуют друг друга улыбками

2.Мотивация к учебной деятельности

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: выбор критериев для классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД:  формирование гражданских качеств

регулятивные УУД: целеполагание

 Обращение к эпиграфу урока:

«Басня – книга мудрости»

(Н.В.Гоголь).

 Ребята, как вы думаете, почему с этих слов мы начинаем наш урок? Сегодня на уроке мы будем играть разные роли. Вы почувствуете себя актёрами, писателями, поэтами, художниками.

Обращение к кластеру (алгоритму)

1. Жанр литературного произведения.

2. Баснописец.

3. Особенности басен.

4. Литературные приёмы.

5. Эзопов язык (иносказание).

6. Нравоучение.

- Ребята, а как мы будем повторять? Определяем задачи  урока. К концу урока мы должны получить образовательный продукт, проект урока.  Как думаете, какой проект должен получиться?   (Синквейн, рисунки).

Чтение про себя, затем выразительно вслух читает один из учеников.

 

Выступления учащихся.

Дети дают развернутый ответ на поставленный вопрос.

Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют устно план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.

3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

Самостоятельная работа. Восстановить в памяти изученный материал (работа по учебнику и по записям в тетрадях).

Целеполагание. Мы не случайно говорим об И.А. Крылове, о баснях.

Попробуем сформулировать тему нашего урока.

Отвечают на вопросы.

Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок.

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего обобщения  материала. Организация обратной связи.

1. Проверка домашнего задания

2.Словарная работа

Словесный, познавательный, эвристический

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полновыражать мысли в соответствии с задачамиурока; соблюдение правил общения.

личностные УУД: (умение находить ответ на вопрос «Какое значениеимеет для меня учение? »

регулятивные УУД: прогнозирование и  получение конкретного результата.

Беседа по вопросам.

1.Жанр литературного произведения (басня).

2.Басня – это …. (небольшое произведение с нравоучительным содержанием).

Слайд №1

3.Создатели басен (баснописец, выделяем морфемы).

4.Знаете ли вы баснописцев? Кого можете назвать?

(Эзоп, Лафонтен, Лессинг, Крылов)

Слайд №2

5.Когда и как возникли басни?

 (в древние времена, из уст в уста)

17 век – Лафонтен, Франция

19 век – Крылов, Россия

Запись на доске. 200 лет отделяют нас. Это 2 века. А мы живём в 21 веке. Сколько прошло лет со времени написания басен. Более 150 лет. А басня жива и сегодня. Почему, как думаете?

- Легенда рассказывает, что Эзоп в своих баснях так настойчиво говорил людях об их пороках, что они обиделись и сбросили его со скалы. Написано им 426 басен. Люди до сих пор понимают эзопов язык (иносказательную речь). Работаем со словом «иносказание».

А что же мы знаем о Крылове?

Слайд №3

«Верные – неверные утверждения»

Что осуждают, высмеивают баснописцы?  А как они это делают?  

( с усмешкой, с юмором, с лёгкой иронией)

Слайд №4

С какими литературными приёмами мы познакомились при изучении басен?

. Работаем с этими словами.

А как построена басня?

  (рассказ – мораль, нравоучение).

Поблагодарить за хорошую работу. Напомнить об оценочных листах.

Отвечают на вопросы учителя.

Сообщения  учащихся о баснописцах (индивидуальное домашнее задание)

Выступления учащихся

Ответы детей.

Предполагаемые ответы: лесть, ложь, глупость, невежество, лень.

Аллегория, олицетворение

3.Работа с литературоведческими понятиями.

Индивидуальная работа с карточками «Характерные черты басни»

Слайд №5

Учащиеся заполняют  карточки  ( листы  у каждого).  Подписывают и оставляют   на своих  столах.

4.Мини-исследование в группе «Общее дело».

Вспоминаем правила работы в группе. Чтобы получилось результативное выполнение общего дела, важно иметь согласие, миролюбие, единодушие, не то может быть печальный итог как в басне «Квартет».

Слайд №6

Групповая работа

Слайды №7 - №12

Итак, чему же учат басни?

Слайд №13

1 группа – название басни

2 группа – находят карточку с моралью к этой басне

3 группа – отвечает на вопрос «Чему учит данная басня?»

Отвечает один из членов команды.

5. Физминутка (пауза релаксации)

личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД: умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами.

Сейчас мы посмотрим, сумеете ли вы отличить басни Крылова от басен других баснописцев.

 Встали. Если вы услышите басню И. А. Крылова, то хлопните один раз над головой. Если басня принадлежит Эзопу – присядьте. Условия понятны? Будьте внимательны!

Выполняют упражнения

Этап 4. Практикум. Аналитическая работа  с текстом

1.Работа с текстом басни.

Инсценирование басни

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование артистических способностей;

познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение;  коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение  достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Инсценирование  басни «Стрекоза и Муравей» заранее подготовленными учащимися с целью передать характеры героев (выразительность, логическое ударение, голос, настроение).

Две ученицы разыгрывают басню.

.

2. Слушание выразительного чтения

Беседа:

-Понравилось ли вам разыгрывание  басни Крылова?

- Подтвердилось ли ваше предположение о характере героев басни?

- Кому из ребят удалось лучше передать характерные черты персонажей басни?

–Происходит ли такое в жизни? Как можно назвать это явление?

- Можно ли его описать аллегорически?
Многие басни служат уроком. А эта басня может нас чему-то научить??

Дети  дают свои оценки. Отвечают на вопросы учителя.

3.Творческое задание. Самостоятельная работа. Составление синквейна.

А как ещё можно выразить своё отношение к героям басни?

Составление синквейна (по басне «Ворона и Лисица»).  Вспомнить структуру синквейна. Учитель составляет синквейн «Ворона».

Дети дают обоснованный ответ.

Учащиеся составляют синквейн «Лисица». Зачитывают по желанию.

4.Словесное рисование.

Метод словесного рисования

-Какую иллюстрацию к басне вы бы нарисовали?

Словесное рисование.

Самостоятельное создание микротекста на заданную тему

4. Знакомство с иллюстрациями басни Крылова

Наглядный, частично-поисковый

Чья иллюстрация вам больше понравилась, почему?

Дают развёрнутый ответ на вопросы.

-Изменилось ли ваше восприятие басни?

Дают развёрнутый ответ на вопросы.

Этап 5. Закрепление полученных знаний

5.Групповая работа. Самостоятельный анализ рисунков к басням Крылова.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация. регулятивныеУУД: адекватное восприятие предложения учителя и одноклассников.

познавательные УУД: умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; коммуникативные  УУД: умение строить монологические высказывания; проявление активности в решении познавательных задач

Организационная работа. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе.

Слайды №14 - №24

Рисунки детей к басням И.А.Крылова.

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Этап 6. Подведение итогов урока

1.Обобщение

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.

Личностные:соотношение своей части работы с общим замыслом.

Регулятивные: умение самостоятельно и рационально работать.

Познавательные: проявление активности в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов.  Учитель в  роли консультанта.

-Почему придумали такой жанр? Почему называется нравоучительный рассказ? Басни устарели? Обратиться к эпиграфу. А кто же третий герой басни? Правильно, это Иван Андреевич Крылов. Каков он?

Выступления детей.

2.Самооценка

Самоанализ

Анализ работы учащихся.

Самооценка работы на уроке.

3.Домашнее задание

Словесный, наглядный

Дифференцированное  домашнее задание.

1.Сочинение-миниатюра. Придумайте современную ситуацию, где бы можно было использовать слова морали басни (на выбор)

2. Инсценировка басни (чтение наизусть).

Запись задания в дневники.

4.Рефлексия

Метод контроля,

Познавательно-рефлексивный

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?

Раздаю «телеграммы»

Слайд №25

Было интересно …

Сегодня на уроке я узнал, что …

Я хотел узнать  ещё  о  баснях…

Больше всего мне понравилось…

Новым для меня стало …

Итоговый комментарий.

Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют оценочные листы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....

Технологическая карта урока литературы 8 класс

Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».      ТДЦ:       Обучающий аспект: расширить знания...

Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...

Технологическая карта урока литературы 6 класс.

Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....

технологическая карта урока литературы 8 класс

технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к  фрагменту  видеоматериала...

технологическая карта урока литературы 5 класс

Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...