Из опыта работы по подготовке ЕГЭ
методическая разработка по русскому языку по теме

Шайхутдинова Татьяна Шамильевна

Сегодня  много материалов для подготовки к ЕГЭ. Но среди этого множества необходимо выбрать тот материал, который будет результативно работать для любого ученика. Учителя охотно делятся своими наработками и рекомендациями, которые являются  хорошим подспорьем при подготовке к экзаменам.  Мне также хочется поделиться с некоторыми материалами, собранными с различных источников и  оформленными в виде памяток, алгоритмов, таблиц. Предлагаю материалы из опыта работы по подготовке  к  критерию В-8 и части С.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                         Шайхутдинова Т.Ш.

Учитель МБОУ Нукутская СОШ

                                                                        Иркутская область

Сегодня  много материалов для подготовки к ЕГЭ. Но среди этого множества необходимо выбрать тот материал, который будет результативно работать для любого ученика. Учителя охотно делятся своими наработками и рекомендациями, которые являются  хорошим подспорьем при подготовке к экзаменам.  Мне также хочется поделиться с некоторыми материалами, собранными с различных источников и  оформленными в виде памяток, алгоритмов, таблиц. Предлагаю материалы из опыта работы по подготовке  к  критерию В-8 и части С.

Тропы и фигуры в речи.

Тропы – обороты речи, в которых слово или словосочетание употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности.  ( Метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, аллегория, сравнение, перифраз  или перифраза, ирония, оксюморон, гипербола, литота, эпитет).

Фигуры речи – синтаксические конструкции, рассчитанные на повышение выразительности речи, её эмоционального воздействия.   ( анафора, эпифора, синтаксический параллелизм, антитеза, градация, бессоюзие (асиндетон), многосоюзие (полисиндетон), инверсия, парцелляция, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание.

Название тропа или фигуры не даётся в готовом виде, а заполняется в ходе совместной работы.

                              Примеры

     Троп, фигура

Усердней с каждым днём гляжу в словарь

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдёт искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.


Метафора (развёрнутая)

Барка жизни встала

На большой мели.

Метафора (развёрнутая)

Дрожал многоэтажный зал,

И, полный молодёжи,

Певцу раёк рукоплескал

Потом – партер и ложи.


Метонимия

Скажи – ка, дядя, ведь недаром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?

Синекдоха

Люблю я пышное природы увяданье.

 Оксюморон

Российский корабль, вышедший в свободное плаванье по своенравному океану мирового рынка с его штормами и ураганами, вряд ли достигнет желанного берега.

Метафора (развёрнутая)

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита.

Метонимия

Он готов бегать за каждой юбкой.

Подозрительные брюки были уже далеко.

Синекдоха

Всё украшало кабинет

Философа в осьмнадцать лет.

Янтарь на трубках Цареграда,

Фарфор и бронза на столе,

И, чувств изнеженных отрада,

Духи в гранёном хрустале.


Метонимия

Друзья Людмилы и Руслана! С героем моего романа

Без предисловий, сей же час

Позвольте познакомить вас!

 

Перифраз

Туманный Альбион.

Страна восходящего солнца.

 Перифраз

Ответом мне было красноречивое молчание.

Сверхтайное творится: сейчас неповторимость повторится.


Оксюморон

Заря из сада обдавала стёкла кровавыми слезами сентября.

Метафора

Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый!

 Метонимия

Белый, белый, оловянный дым выходит из трубы.

Эпитет

О, если б был я тусклый, как Солнце!

 Оксюморон, сравнение

И сон, как отзвук колокола, смолк.

Сравнение

Я пью тебя, пленительная жизнь, глазами, сердцем, вздохами и кожей.

Метафора, градация, эпитет

Я звал тебя, но ты не оглянулась.

 Я слёзы лил, но ты не снизошла.

Анафора, синтаксический параллелизм

Вместо хлеба – камень, вместо поучения  - колотушки.

Синтаксический параллелизм, эллипсис

С девушкой он поссорился. Из-за сущего пустяка.

Парцелляция

Перо его местию дышит.

Синекдоха

Мужики – за топоры.

Эллипсис

Вы – в каюты! Вы – в кладовые!

Эллипсис

Я тебя полюбил неожиданно, сразу, нечаянно.

Градация

Белая шубка удалялась всё дальше по заснеженной дорожке парка.

 Синекдоха

У меня сегодня много дела:

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.

Анафора, метафора

А поэтому вполне логично, что именно в северной столице открыли первую в нашей стране Академию фигурного катания.

Перифраз

Дождь дороги заболотил.

Ветер режет их стекло.

Он платок срывает с вётел

И стрижёт их наголо.

Олицетворение, метафора

Если б был я маленький, как Великий океан, на цыпочки волн встал, приливом ласкался к луне бы.

Оксюморон, метафора

Осенний сад не помнит, увядая,

Что в огненной листве погребена

Такая звонкая, такая молодая

Ещё совсем недавняя весна.

 Эпитеты

Это моя очередь, за мной стояла красная куртка, а передо мной вот этот белый берет.

Синекдоха

Однако его душа вмещала весь мир и отзывалась трагическим звучанием на малейшую боль в этом мире.

Гипербола

Читал охотно Апулея,но Цицерона не читал.

Метонимия

Мне, как коренному петербуржцу, приятно, что местом проведения этого конгресса стал город на Неве.

Перифраз

Где начало того конца, которым оканчивается начало?

 Риторический вопрос, антитеза

Питерские тренеры по фигурному катанию считаются  лучшими в мире, а их воспитанники не раз получали олимпийское золото.

Разговорные слова

Теперь  фигуристам, как опытным, так и совсем юным, есть где развёрнуться.

Фразеологизм

Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

Антитеза

Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням.

Инверсия

Во всём мне хочется дойти до самой сути. В работе.  В поисках пути. В сердечной смуте.

Парцелляция

Откуда, умная, бредёшь ты, голова?

Ирония

Эта звезда шестидесятых годов полностью отошла от кино и посвятила свою жизнь защите братьев наших меньших.

Перифраз

Это – круто налившийся свист,

Это – щёлканье  сдавленных льдинок,

Это – ночь, леденящая лист,

Это – двух соловьёв поединок.  

 Анафора, синтаксический параллелизм, инверсия

У него ни капли таланта.

 Литота

Подготовка к части   «С»

Основная проблема -  это та,

        - которая стала объектом раздумий автора;

        - над которой автор  в основном размышляет;

        - к которой он неоднократно возвращается;

        - по которой отчётливо заявлена авторская позиция.

Автором проблема:

                - поставлена

                - изложена

                - рассмотрена

                - выдвинута

                - затронута

                - поднята

                - сформулирована

Без ОЦЕНОЧНЫХ слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной!

- с удовольствием прочитал…

- нельзя остаться равнодушным…

- к сожалению…

- интересно то, как автор…

- разделяя негодование (мнение) автора, хочу сказать, что…

- к немалому удивлению узнал, что…

- автор считает, что…

- автор убеждён, что…

- автор подводит читателя к мысли о том, что…

- решая проблему, автор приходит к следующему выводу...

- вот основная идея (мысль) текста…

- всё это позволило автору выразить мысль о том, что…

- вот что думает автор по поводу поднятой им проблемы…

- нельзя не согласиться с авторской точкой зрения, но я считаю, что…

Аргументами могут быть:

- ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильм

- ссылки на признанные авторитеты и их произведения

- свидетельства очевидцев

- даты

- собственные наблюдения

- положения официальных документов

- народная мудрость (пословицы, приметы, поговорки и т.д.)

- различные общественные законы

- статистические данные

- научные данные

- примеры из художественной литературы, научно-популярной, исторической

- примеры из жизни окружающих.

Алгоритм работы с текстом (часть С).

Формулируем проблему.

Особое внимание обрати на первый и последний абзацы. В первом абзаце обычно сформулирован основной вопрос (проблема). Учти, что в тексте может быть не одна проблема, тебе нужно сформулировать только одну и работать только по ней.

Помочь сформулировать вопрос поможет пункт А-29.

        Желательно, чтобы проблема была сформулирована в форме вопроса. Найти  проблему  можно, отталкиваясь от позиции автора. Найди абзац, в котором сформулирована основная мысль текста (основной тезис). Задай вопрос так, чтобы этот тезис стал ответом на него. Это и есть проблема.

Переходим к комментарию.

Для того, чтобы написать комментарий, перечитай  центральные части текста. Здесь автор размышляет, приводит свои аргументы, ссылается на авторитетные источники.

В комментарии можно указать:

        - разные точки зрения на проблему, показать, с кем спорит или соглашается автор;

        - что заставило автора обратиться к поставленной проблеме;

        - какие примеры приводит автор;

        - на какие авторитетные мнения он ссылается.

Комментарий должен содержать рассуждение, пояснительные замечания, толкование проблемы. Самое главное - чтобы не было пересказа, а цитирование было уместным.

Формулируем позицию автора.

Позиция автора – это отношение автора к проблеме, его ответ на поставленный вопрос, основная мысль.

Перечитай текст и найди авторский ответ на поставленный вопрос. Обрати внимание на последний абзац текста или несколько последних предложений. Возможно, там можно найти,  как автор относится к поставленной проблеме. Сформулируй её своими словами, подтвердив их цитатой из текста.

Выражаем  своё отношение к проблеме.

Перечитай ещё раз проблемный вопрос! Твоя позиция должна содержать ответ на этот вопрос. Даже соглашаясь с автором, сформулируй ещё раз свою позицию иными фразами!

 

Приводим аргументы.

Надо доказать правильность своей позиции, приведя определенные примеры. Аргументов должно быть два. Одно доказательство можно взять из произведений художественной литературы. В качестве другого аргумента желательно использовать  интересные факты  общественной жизни, истории, политики, искусства, биографии известных людей.

Работаем над заключением.

Необходимо ещё раз вернуться к поставленной проблеме и записать вывод, который должен соответствовать данной проблеме.

         Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по подготовке и организации предпрофильного обучения

Соответственно изменениям социально-экономических условий меняются и цели обучения и воспитания сельских школьников. Без профильной дифференциации обучения, глубокой предпрофессиональной  подгото...

Из опыта работы по подготовке и организации предпрофильного обучения

Рассматривается система предпрофильной подготовки в общеобразовательном учреждении...

Обобщение опыта работы по подготовке и проведению выставки

описание опыта работы по подготовке и проведению выставки...

«Из опыта работы. Система подготовки к единому государственному экзамену по биологии»

Определение уровня биологической подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы с целью отбора для поступления в высшие учебные заведения. Создание условий, обеспечивающих эквивал...

Описание опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Описание опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку                                     ...

Из опыта работы "Система подготовки к ЕГЭ"

В работе обобщен опыт подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку...

Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ

Единый государственный экзамен – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. Тестирование по русскому языку позволяет проверить все виды компетенции и ...