Организация здоровьесберегающей деятельности на уроке
статья на тему

Шайхутдинова Татьяна Шамильевна

Динамические паузы, кинезиологические упражнения и валеологические вставки на уроках как некоторые приёмы здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Организация ЗСД на уроке31.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   

Наше образовательное учреждение  является пилотной площадкой по введению ФГОС основного общего образования, экспериментальной площадкой на региональном уровне по теме «Организация учебно-воспитательного процесса на основе внедрения здоровьесберегающих технологий». Педагоги имеют авторские программы, публикации, проводят семинары, мастер-классы, практикумы на муниципальном и региональном уровнях.

Предлагаю материал из опыта работы по организации здоровьесберегающей деятельности на различных уроках.

«Дай руку, дорогой друг, и пойдем … Я открываю тебе дверь в свою мастерскую. Войди неторопливо. Суди строго, но будь и снисходителен, если чего-то нет…»

  Организация здоровьесберегающей деятельности на уроке.

Важной работой школы по сохранению и укреплению здоровья учеников является включение в урок динамических пауз (по методике В.Ф.Базарного), кинестетических упражнений и валеологических вставок.

        Занятия с использованием подобных видов деятельности помогают воспитать у учащихся культуру здоровья, качества, способствующие его сохранению и укреплению, формировать мотивацию на ведение здорового образа жизни.

        Динамические паузы проводятся на начальном этапе – на 8-14 минуте урока (в зависимости от возраста, вида работы и сложности изучаемого материала). Для младших классов динамические паузы организуются между 15 – 20 минутами урока.

Кинезиология – наука о развитии мозга через движение. Кинезиологические упражнения – это комплексы движений,  активизирующих межполушарное воздействие.

«Колечко»: поочередно как можно быстрее перебирайте пальцами рук, последовательно соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец. Выполняется в прямом и обратном порядке. Вначале каждой рукой отдельно, затем сразу обеими.

«Кулак – ребро – ладонь»: последовательно сменять эти три положения руки на плоскости стола. Сначала правой рукой, потом левой, затем двумя одновременно (по 8 – 10 раз).

«Зеркальное рисование»: положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу (фломастеру) и одновременно начать писать зеркально-симметричные буквы, делать рисунки.

«Ухо – нос»: левой рукой взяться за кончик носа, правой рукой за правое ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук с точностью наоборот.

«Горизонтальная восьмёрка»: взять ведущей рукой карандаш и начертить на бумаге восьмёрку. Затем то же другой рукой, потом обеими одновременно.

Валеологическая вставка (в дальнейшем ВВ) представляет собой задание или информацию по теме урока, связанную с сохранением и укреплением здоровья. ВВ включает в себя интересные для ребят сведения, которые служат поводом для размышления.

Здесь могут быть совершенно разные виды заданий: работа с текстовым и наглядным материалом, задания на сравнение, диктанты (в том числе с взаимопроверкой), небольшие сочинения и т.д.

ВВ проводятся с учащимися всех возрастов. Они могут использоваться на любых дисциплинах. Порой даже не планируешь, но в ходе урока возникают ситуации, когда можно обыграть вопрос, связанный со здоровьесбережением.

Пример 1

Русский язык

Ребята выполняют синтаксический разбор предложения:

Тополь – чемпион среди деревьев.

Педагог даёт школьникам ВВ. Тополь – хороший поглотитель пыли, увеличивает влажность воздуха, а летом также снижает его температуру.

Предложение:

Солнце, уже вошедшее в силу, греет бережно и ласково кусты пожелтевшего шиповника.

ВВ. В 16 – 18 веках шиповник очень ценился, его даже меняли на мех. В щиповнике  витамина С в два раза больше, чем в смородине, и в 40 раз больше, чем в лимоне.

Работа с предложениями и текстом может быть как индивидуальной, так и групповой.

        Пример 2   Слайд №1

        Русский язык, история

 1. В детстве Саша был слаб…м и болезненн…м  мальчиком.

 2. Но у него было сильн… желание  стать хорош… солдатом.

 3. Саша стал закалять себя.

 4. Ранн..м утром он обливался холодн… жгуч…й водой.

 5. Часто под проливн…м дождём он скакал верхом на лошади.

 6. Карабкался в дождь по обрывист…му склону оврага.

 7. Домой он приходил промокш…м до нитки.

 8. Его бранили родители, но он отвечал, что солдат должен  привыкать ко всему.

Задание:  вставить пропущенные буквы, объяснить.

Вопросы для беседы. Может, кто-то догадался о ком идёт речь. А кому принадлежат слова: «Тяжело в учении,  легко в бою». (Суворову А.В.).

ВВ о Суворове (подобная информация проводится на уроке истории), о закаливании организма.

Пример 3  Слайд №2

Русский язык

Задание.  Прочитать текст и ответить на вопросы: компьютер – это хорошо или плохо? Выделить знакомые орфограммы.

За последние годы компьютеры прочно вошли в жизнь каждого из нас. Компьютер помогает школьнику в учёбе. А компьютерные игры развивают быстроту реакции, память и внимание, логическое мышление. Также они учат добиваться своей цели, совершенствовать интеллектуальные навыки. Но при несоблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для детей и взрослых, могут стать вредными для них. Ребенок до 6 лет не должен проводить за компьютером более 10–15 минут – и то не каждый день. Для детей в возрасте 7–8 лет ограничение составляет 30–40 минут в день. В 9–11 лет можно находиться за компьютером не более часа-полутора. Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, а также к психологической зависимости от виртуального мира.

Одна группа называет положительные моменты в использовании компьютера, другая – отрицательные.

        Пример 4  Слайд №3

Литература, МХК

(изучение творчества В. Васнецова)

Здоровье было и остаётся самой важной частью человеческой жизни. Пример этому – русские богатыри и красавицы, описанные в былинах и сказках.

Как вы думаете, чем питались богатыри, чтобы быть сильными? А что ели девушки, чтобы стать красивыми, с длинными густыми косами, чистым румяным лицом и ясными глазами? (Ответы)

Пример 5  Слайд №4

Русский язык

 Работа в парах.

Запишите словосочетания, раскрыв скобки. Подчеркните блюда, особенно полезные для здоровья.

Жарен(нн)ые грибы, поджарен(нн)ый картофель, жарен(нн)ый с рисом индюк, мочен(нн)ые яблоки, мочен(нн)ая в кадке капуста, копчен(нн)ая колбаса, копчен(нн)ый в углях окорок.

ВВ о полезной и неполезной пище.

Вспомните правило правописания Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

        Пример 6   Слайд №5

        Русский язык

 Пользуясь этимологической справкой, дайте толкование следующих слов:

ароматерапия, фитотерапия, гирудотерапия, апитерапия, гидротерапия.

Арома (aroma –древнегреч.) – душистое вещество;

Терапия (therapiaдревнегреч.) – лечение;

Фито (phytonдревнегреч.) – растение;

Гирудо (hirudo –лат.) – пиявка;

Апи (apis –лат.) – пчела;

Гидро (hydor –греч.) – вода.

Ароматерапия – лечение при помощи запахов.

Апитерапия – лечение с применением продуктов пчеловодства.

Гирудотерапия – лечение с помощью пиявок.

Гидротерапия – водолечение (применение с профилактической и лечебной целью воды в виде ванн, обтираний, душей, обёртываний, компрессов, обливаний).

 ВВ о терапии.

Пример 7  Слайд №6

Русский язык

 Проверочный диктант (взаимопроверка)

Многие ребята увлекаются сладкими газированными напитками. Вы даже можете назвать некоторые из них.

 Но знаете ли вы, что домохозяйки считают шипучку отличным чистящим средством: она прекрасно справляется с ржавчиной, известковым налетом и отложениями кальция? А индийские фермеры используют пепси-колу и кока-колу, чтобы защитить свои рисовые плантации от вредителей. По их словам, напитки стоят дешевле пестицидов, а действуют точно так же.

А пестициды – это ядохимикаты для борьбы с сорняками, с вредителями и болезнями растений. Получается, что в этих напитках также содержатся опасные вещества. Так что вместо шипучих напитков лучше употреблять сок и компот.

Пример 8

Русский язык, литература

 Работа с пословицами и поговорками (групповая, фронтальная). Учитель называет начало пословицы о здоровье, учащиеся должны продолжить.

  1. Береги платье снову, а здоровье смолоду.
  2. Здоровье и труд рядом идут.
  3. Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.
  4. Чистота не там, где убирают, а там, где соблюдают.
  5. Больной лечится, здоровый бесится.
  6. Кто жаден до еды, тот дойдёт до беды.

    Пример 9

- Данные психологов говорят о том, что в улыбке участвуют 18 лицевых мышц, а для гримасы недовольства нужно напрягать 25 и более мышц. Сколько же мышц мы напрягаем для выражения плохого настроения? Какое значение имеет смех для здоровья человека?  (Ответы)

 При искренней улыбке мышцы посылают сообщения в мозг о безопасности; уменьшается частота сердечных сокращений; снижается уровень стресса).

        Пример 10

        Математика

        Задача.

Перед обедом Коля съел 5 конфет, а Саша –  на 4 больше. Сколько конфет съел Саша? Сколько конфет съели мальчики вместе?

        А какую ошибку допустили мальчики? (Перед обедом нельзя есть сладкое. Употребление сладостей в больших количествах вредит здоровью).

        

Пример 11

Читая параграф любого учебника, можно предположить, что текст – это дорога.

- В тексте мы встречаем различные знаки препинания. (Можно повторить функции знаков препинания). А что мы встречаем на дороге? (Дорожные знаки). А для чего они нужны? (Ответы детей).

ВВ о дорожных знаках

Пример 12  Слайд №7

Русский язык, ОБЖ

Работа в группах. Проектная деятельность.  

1 группа – представьте, что вы хозяин магазина «Здоровое питание». Составьте ассортимент вашего магазина.

2 группа – пофантазируйте и напишите мини-сочинение «Вредные советы.

   Как заболеть простудой».

3 группа – пофантазируйте и напишите мини-сочинение «Вредные советы.

   Как заболеть простудой».

4 группа – составить синквейн на тему «Здоровье». (Можно повторить структуру составления).

Синквейн – это стихотворение из пяти строк, которое составляется по определённым правилам.

1-я строка – заголовок, тема синквейна – ключевое слово, обозначающее предмет, о котором пойдёт речь (существительное).

2-я строка – два прилагательных (причастия), дающие описание признака и свойств выбранного объекта.

3- строка – три глагола (деепричастия), описывающие характерные действия предмета.

4-я строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение к описываемому объекту.

5-я строка – одно слово-существительное, характеризующее суть данного предмета (вывод, резюме).

 Итог работы.

Работа с оценочными листами (листы  у каждого).

Рефлексия.

-Я узнал(а)…

-Я хочу…

-Я думаю…

-Больше всего мне понравилось…

-Новым для меня стало…

Проблем много. Они решаемы. Главное – не отступать. Никакие, даже самые замечательные методические материалы и современное оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности не обеспечат выполнения задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно ФГОС могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Сегодня обществом востребовано не только повышение качества образования и совершенствование его структуры, но и укрепление здоровь...

Рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в школе

Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе....

Стендовый доклад "Организация здоровьесберегающей деятельности в условиях ФГОС"

В 2014 году участвовала в районных педагогических чтениях  "Рализация ФГОС: результаты и проблемы" в номинации "Организация здоровьесберегающей деятельности"....

Учет возрастных особенностей детей в процессе организации здоровьесберегающей деятельности педагога

Учет возрастных особенностей детей в процессе организации здоровьесеберегающей деятельности педагога.Психологические особенности дошкольного возраста (3-6 лет).Психологические особенности младшего шко...

Организация здоровьесберегающей деятельности учителя-предметника в рамках работы Городского центра оздоровления школьников

Первым и самым главным направлением работы учителя  является защита, сохранение, развитие здоровья школьника....

Доклад на МО Организация учебной деятельности на уроках технологии в условиях здоровьесберегающей педагогики.

Сохранение здоровья детей является одной из важнейших задач отечественного образования, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем спосо...