ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
статья по теме

Корсун Елена Сергеевна

 

Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Сегодня обществом востребовано не только повышение качества образования и совершенствование его структуры, но и укрепление здоровья участников образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korsun.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Корсун Е.С.

г. Горно-Алтайск

ngtugorny@mail.ru

Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Сегодня обществом востребовано не только повышение качества образования и совершенствование его структуры, но и укрепление здоровья участников образовательного процесса.

Н.К. Смирнов отмечает, что «появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья обучающихся и педагогов. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одного из самых актуальных образовательных подходов, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье обучающихся и педагогов» [1, с 6].

Забота о здоровье - это обязательное условие образовательного процесса. Все происходящее в образовательном учреждении – от разработки планов, программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности обучающихся, работу с родителями и др. – должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье обучающихся.

В связи с этим  работа психологов по сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса в Республиканском классическом лицее ведется по следующим направлениям:

  1. Методическая работа с педагогическим коллективом, которая имеет цель – осознание причин эмоционального и профессионального сгорания педагога, его влияние на качество образовательного процесса, освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения;
  2. Активное взаимодействие с обучающимися, которое предполагает формирование ответственности за свое психологическое здоровье и освоение способов психопрофилактики эмоционального напряжения;
  3.  Психолого-педагогический всеобуч родителей. Его цель – осмысление важности создания здоровьесберегающих условий в семье для предотвращения эмоциональных срывов у детей.  

Приоритетным направлением в работе психологической службы лицея по сохранению психологического здоровья вот уже несколько лет остается сбережение и укрепление  здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья и здорового образа жизни. Одним из наиболее важных аспектов в этом направлении является сохранение здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Это связано, прежде всего, с активным внедрением ИКТ в жизнь современного общества. Компьютерная грамотность и культура стали залогом успешной образовательной деятельности обучающихся. Но, несмотря на все положительные стороны использования ИКТ в учебном процессе, выделяют следующие психологические проблемы и риски применения обучающимися ИКТ:

  1. Компьютерная тревожность;
  2. Персонификация компьютера;
  3. Нарушения общения;
  4. Компьютерная зависимость;
  5. Усиление агрессии вследствие применения компьютерных игр [2, с 227].

Именно поэтому психологическое сопровождение здоровьесберегающего обучения с использованием ИКТ в лицее,  включает в себя ряд мероприятий:

  1. Изучение влияния средств ИКТ на здоровье лицеистов.
  2. Повышение компетенции и уровня знаний педагогов в использовании средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе, с точки зрения здоровьесберегающих технологий;
  3. Изучение и организация учета динамики работоспособности обучающихся во время учебно-воспитательного процесса с применением ИКТ;
  4. Контроль за чередованием различных видов деятельности обучающихся на уроках с применением ИКТ;
  5. Контроль за организацией динамических пауз с обучающимися во время уроков с применением ИКТ;

На занятиях с обучающимися, в рамках работы по сохранению и укреплению психологического здоровья, психологи лицея используют ряд приемов для снятия эмоционального напряжения, а именно релаксацию, аутогенную тренировку, арт-терапию, ароматерапию, двигательную терапию и другие. Это позволяет обучающимся пользуясь данными приемами снимать усталость и напряжение, поднимать работоспособность и активно включаться в работу. Приемы психологической поддержки, тренинги и психологические игры предполагают не только самоанализ внутреннего мира ребенка, понимание им своих способностей, интересов, анализ отношения к окружающему миру, в том числе и к себе самому, но и  помогают обучающимся укрепить самооценку, поверить в себя и легко адаптироваться в изменяющихся условиях социума.

Библиографический список:

  1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здороровья в школе. – М.:АРКТИ, 2005. – 320 с.
  2. Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе. Сборник материалов факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования МПГУ Под ред. Шамовой Т.И. – М.: Изд-во ООО «УЦ «Перспектива», 2008. – 280 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья «МИТ: Мыслить. Искать. Творить» (организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательного учреждения)

Стратегия работы с одаренными детьми заключается в необходимости создания условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не прояви...

Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

Педсовет "Создание здоровьесберегающего пространства в условиях общеобразовательного учреждения"

Педагогический совет по теме "Создание здоровьесберегающего пространства в условиях общеобразовательного учреждения". Данная разработка может быть полезна как администраторам школ, так и отдельн...

Материалы к семинару "Особенности организации образовательного процесса детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения"

Презентация к докладу "Создание специальных условий для образования и воспитания детей с ОВЗ". Материал может быть полезен педагогам, начинающим работать с детьми с ОВЗ....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и содержанию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений

Современные требования общества к подготовке подрастающего поколения могут быть реализованы при дифференцированном подходе к целям, содержанию и срокам освоения образовательного стандарта. Важнейшим п...