Группа № 7 "Солнышко"

Воспитатель Лукашева Ирина Викторовна

II квалификационная категория, среднее образование

педагогический стаж - 6 лет

 

 

 

14 мая  2013 года                                                                                                                                                                                                                                                                               Лукашева  Ирина Викторовна

Заботимся о безопасности ребенка

 

Стоит ли учить ребенка не доверять незнакомцам?

Конечно, стоит. Такие времена. Впрочем, когда они были другими? Но сомнения родителей понятны: что мы получим, если будем настойчиво убеждать ребенка во враждебности окружающего мира? Угрюмого, подозрительного и замкнутого человека? Не обязательно. Просто не нужно переусердствовать.

 

Что объяснять ребенку?

На самом деле, ребенок должен понимать всего одну простую и вполне объективную вещь: есть люди добрые и люди злые, а от которых нужно держаться в стороне. Вот и все.

Впрочем, эту истину ребенок постепенно постигает и сам, нужно просто сделать ее четкой в его сознании. Ребенок видит добро и зло практически в любой сказке, мультфильме. Можно просто акцентировать на этом его внимание, говоря о том, что так же обстоят дела и в нашем реальном мире.(«Волк и семеро козлят», «Три поросенка», Заюшкина избушка», Кот, лиса и петух», отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях», «Буратино», «Снежная королева» и др.).

Не нужно нагружать маленького ребенка подробностями, психика малышей очень восприимчива.

Дети в возрасте 2-3 лет обычно очень общительны: видя улыбающегося взрослого, они готовы подойти и общаться с ним. А уж за обещание вкусной конфеты или дорогой игрушки...

 

Устанавливаем правила

Итак, что родители могут предпринять, кроме обсуждения с ребенком абстрактных вопросов о добре и зле?

Очень важно жестко установить правила относительно незнакомцев и следить за их выполнением. В первую очередь, четко обозначьте для ребенка границу «свой-чужой». Объясните ребенку: чужой – это любой человек, которого он не знает. Независимо от того, как он себя ведет, кем себя представляет и так далее. Среднего тут не дано.

Обговорите и второе жесткое правило: прежде чем общаться с чужим человеком, нужно спросить разрешения у мамы (папы, бабушки – обозначьте четкий круг лиц). Важно строго следить за этим правилом. Даже если вы сами знаете человека, а ребенок видит его в первый раз, следите за тем, чтобы ребенок спрашивал разрешения, прежде чем пойти куда-то с ним, прежде чем взять подарок.

Есть еще одна причина, по которой дети могут попасться на удочку недобросовестных людей. В этой «группе риска» хорошо воспитанные, скромные мальчики и девочки, которые хорошо усвоили, что со взрослыми нужно быть предельно вежливыми и доброжелательными. Такого ребенка нужно научить ключевой фразе: «Я Вас не знаю, Вы не мой папа (мама)». Нужно дать понять ребенку, что он имеет право ответить отказом любому взрослому.

К тому же, если окружающие видят, как ребенок общается на улице со взрослым на повышенных тонах, они могут посчитать эту сцену просто семейной ссорой. Если же ваш ребенок будет повторять указанную фразу, это обратит на себя внимание других людей, и они смогут прийти ему на помощь.

Не помешает провести и парочку обучающих экспериментов, чтобы проверить усвоение этих правил. Например, маме или папа могут договориться со своим знакомым, которого ребенок не знает, чтобы он попробовал познакомиться с малышом, пригласить его пойти с собой. После эксперимента, конечно, нужно разобрать с ребенком его реакцию.

 

Опасные ситуации

Еще несколько нюансов обеспечения безопасности.

Когда ребенок остается один дома, он должен четко понимать, что дверь нельзя открывать НИКОМУ, кроме мамы (папы, бабушки – опять же жестко оговорите круг лиц). При этом нежелательно научить ребенка отвечать, что он дома не один, но его мама или папа пока не могут подойти, потому что спят, в душе, заняты и так далее. Такое жесткое правило, конечно, может иногда привести к тому, что на пороге квартиры будут дожидаться вашего прихода вполне знакомые и близкие люди. Но лучше уж попасть в такую неловкую ситуацию, чем подвергнуть риску безопасность ребенка.

Вообще, родителям нужно постараться очертить все возможные границы опасности.

Что это значит? Можно привести простой пример. Ребенок четко знает, что если незнакомый предлагает ему конфету, то он идти с ним не должен. Но стоит взрослому предложить ему пойти посмотреть щенка, пойти к маме на работу или что-то еще, ребенок уже не воспринимает это как опасность. И он не виноват, значит ему так объяснили. Объясняйте так, чтоб ребенок понял – ЛЮБОЙ незнакомец с ЛЮБЫМИ просьбами должен быть отвергнут до получения разрешения от мамы (в конце концов, у ребенка постарше для этого может быть мобильный телефон).

Отдельно в разговорах с ребенком 6-7 лет стоит остановиться на взаимодействии с другими детьми. Часто, особенно в общении со старшими детьми, происходит ситуация, когда ребенка подталкивают к различным рискованным действиям: прыгнуть с крыши гаража, засунуть гвоздь в розетку, перебежать дорогу прямо перед машиной и так далее. Важно заранее обговорить с ребенком возможность такой ситуации. Объяснить малышу, что старший ребенок – еще не взрослый и нельзя доверять ему, когда он говорит, что это безопасно.

 

Зачем так жестко?

Почему нужно действовать с помощью таких жестких правил?

Все очень просто. И вы даже можете пояснить это чуть подросшему ребенку. Дело в том, что у маленького ребенка еще нет достаточной возможности различить по-настоящему «злого» и «доброго» человека. Единственный критерий, данный каждому практически с рождения – это улыбка, младенец воспринимает улыбающегося человека как «доброго». Увы, этот критерий слишком ненадежен.

Итак, пока ребенок не владеет механизмами эмпатии и понимания людей, пока не набрал соответствующего опыта, ему придется опираться на родительский.

А лет с 6-7 можно начинать учить ребенка разбираться в людях. Как? Тут уж каждый родитель будет передавать собственный опыт. Обсуждая жизненные ситуации, анализируя героев детских фильмов. По мере взросления ребенка, накопления опыта, по мере того, как он будет учиться разбираться в людях, можно будет постепенно отказаться от жестких правил, заменив их более гибкими.

И вот еще. Нужно не забывать и о том, чтобы учить ребенка получать настоящее удовольствие от общения с близкими людьми, друзьями. Такая вот палка о двух концах. Как и всегда в воспитании.