Главные вкладки

    Группа № 8 "Звездочки"

    Воспитатель Медведева Зоя Федоровна

    высшая квалификационная категория, высшее образование

    педагогический стаж - 25 года     Почетный работник общего образования  

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    27 мая 2015г.                                                                                                                                                         Медведева Зоя Фёдоровна

    Развиваем речь ребенка

            Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.

            Как проводить домашние занятия по развитию речи? Для этого ничего специально организовывать не нужно. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя. Поводом и предметом для  речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

            Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребенком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога – малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребенок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, понимать речь: своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнерские отношения; сопереживать услышанное).

            Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например… яблоко. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый материал для развития речи ребенка, причем любого возраста. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко» (Яблоко какое? – сладкое, очное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, желтое, тяжелое, вымытое…)  Игра пройдет интереснее, если вы пригласите других членов свое семьи, друзей вашего ребенка, их родителей. Яблоко можно срисовать, заштриховать цветными карандашами. Это полезно для развития мелкой моторики. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.

            Следующая игра – «Вспомни сказку» (В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси – лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки» и др.).

            А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой – игра с союзом А – «Сравни два яблока» (первое яблоко желтой, А второе – красное; одно сладкое, А другое с кислинкой; у первого коричневые семечки, А у второго – белые и т.д.).

            Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи. Рассмотрим еще несколько ситуаций, подходящих для речевых занятий.



    Предварительный просмотр:

    10 ноября 2014г.                                                                                                                                                   Медведева Зоя Фёдоровна

    Зачем  малышу  игрушки?

            Трудно  себе представить малыша, у которого нет игрушек. Наличие игрушек у ребенка является настолько естественным, что вряд ли вы когда-нибудь всерьез задумывались над тем, а зачем, собственно, ребенку игрушки? Почему игрушка является обязательным и незаменимым спутником человека на протяжении первых лет его жизни?

            Чтобы ответить на тот вопрос, сделаем небольшой «экскурс» в детскую психологию.

            Действую – значит, мыслю. Совсем крошечный малыш – существо «практическое». Он еще пока как бы не имеет прошлого и будущего, т.е. живет лишь настоящим моментом. И воспринимает лишь то, что видит, слышит и чувствует именно сейчас. Это период – наглядно-действенного мышления. Здесь царствуют даже не игрушки как таковые, а предметы, с помощью которых малыш может «прочувствовать» вес, запах, вкус, размер и форму.  Конечно, на данном этапе развития крохи его вполне устроят даже и обычные предметы быта. Да и игрой его действия назвать пока сложно – это лишь манипулирование: малыш как бы учится все более сложным действиям. Однако чем более разнообразно будет его «окружение», тем больший чувственный опыт он получит. А ведь именно этот опыт является основой для возникновения нового типа мышления – наглядно – образного.

            Эй…а я тебя узнал!  Примерно к полутора годам малыш, совершив огромное количество разнообразных действия, становится способен мыслить и действовать с помощью не самих предметов, а их образов. Он узнает изображение знакомых предметов, и порой смешит взрослых, пытаясь отобрать у нарисованного мальчика мячик или дуя на изображение чайника. Обратите внимание: если бы у малыша не было опыта «игры» с мячом и ему не приходилось бы видеть настоящий чайник, то эти изображения были бы для него лишь яркими цветовыми пятнами. Поэтому еще раз подчеркнем значение ранних впечатлений для дальнейшего мышления крохи: чем разнообразнее будет окружающий малыша предметный мир, тем больше будет возможностей для его дальнейшего развития.

            Страна Вообразилия.  В период развития наглядно-образного мышления ребенку нужно «общаться» с книгами, картинками, конструкторами, образными игрушками. Однако, выбирая игрушки для малыша, помните, что уже сейчас очень важно давать пищу для детской фантазии – именно она является «королевой» на следующей ступеньке развития мышления ребенка. Именно ради развития воображения малыша помимо различных образных игрушек (животных, посуды, мебели, машинок и всего остального, «точь-в-точь как настоящего») обязательно предлагайте ребенку простые незамысловатые предметы, которые могут играть самые разные «роли»: кубик отлично подойдет в качестве кусочка мыла, палочка может быть ложкой, градусником или лошадкой… Игра именно тогда становится игрой в полном смысле этого слова, когда малыш начинает легко замещать реальные предметы, лишь отдаленно похожими на них.

            А о важности самой игры говорить можно сколько угодно. Именно она является тем «образом жизни» ребенка, который позволяет ему «примерить» на себя будущую активную взрослую жизнь, познать мир во всем его многообразии, попробовать себя в самых разных ролях.

            Не зря мудрая природа «заставляет» играть не только детей, но и детенышей всех высокоорганизованных животных. Причем, чем сложнее и разнообразнее предстоящая жизнь существа, тем дальше и активнее оно играет на первых ступеньках развития.

            Итак, развитие малыша идет по определенным законам и имеет свою четкую последовательность. И главными помощниками в пути по ступеньках развития карапуза являются игрушки… И, конечно, взрослые люди.