ФГОС

                                                          

 

 

  • Краевой координационный совет: В феврале 2013 года состоялся очередной краевой координационный совет, на котором определялись стратегические линии введения ФГОС ООО. К 30 мая все муниципальные образования должны были разработать и утвердить дорожные карты введения ФГОС основного общего образования, сформировать обновленные муниципальные команды, составить план проведения модельных семинаров. С мунипальными дорожными картами, планами проведения модельных семинаров Вы можете ознакомиться на этой странице. На сайте ХК ИРО открыта ветка форума, где обсуждаются муниципальные и школьные проблемы введения ФГОС
  • Семинар на тему «Первые итоги реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» на базе МБОУ СОШ №4.
  • Семинар для школьных команд по ФГОС и ИСО по теме "Проектирование системных изменений в условиях введения ФГОС НОО" (Рабочая тетрадь семинара)
  • План-график введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) в образовательных учреждениях Николаевского муниципального района на 2012-2013, 2014-2015 учебный год (утвержден приказом управления образования от 22.02.2013 г. № 48-осн.р)
  • Приказ управления образования администрации Николаевского муниципального района от 28.01.2013 № 24-осн.р. "О подготовке к переходу на федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования"
  • Информация о переходе на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
  • Схема карты самоанализа готовности общеобразовательных учреждений к введению ФГОС НОО
  • ВЫПИСКА из приказа управления образования администрации Николаевского муниципального района от 10.09.2012 г. № 299 -осн.р "О создании новой команды методистов по введению и сопровождению  ФГОС НОО, ФГОС ООО"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИКАЗ

от 28.01.2013  № 24-осн.р.

О подготовке к переходу на федеральные

государственные образовательные стандарты

основного общего образования

        В целях реализации  национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», плана действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы и в целях подготовки к переходу с 1 сентября 2015 года всех общеобразовательных учреждений  на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям  федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (далее ФГОС ООО)

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.Руководителям  общеобразовательных учреждений Николаевского муниципального района

1.1.Создать в общеобразовательных  учреждениях рабочую группу по подготовке к введению  ФГОС ООО.

1.2. Внести  изменения и дополнения  в Устав образовательных учреждений:

-  в части организации образовательного процесса в связи с переходом на ФГОС ООО;           

        - изменения (дополнения), регламентирующие деятельность органов государственного общественного управления (далее ГОУ) в части распределения стимулирующей части фонда оплаты труда (далее ФОТ) в условиях введения ФГОС ООО;

        - изменения (дополнения), регламентирующие деятельность органа ГОУ в части формирования заказа на дополнительные образовательные услуги (при наличии).

        1.3.Разработать проект  образовательной программы основного общего образования на 2015 - 2016 учебный год до 01 октября 2014 года.

        1.4.В соответствии с критериями готовности общеобразовательных  учреждений к введению ФГОС НОО в срок не позднее 01.01.2015 года выполнить необходимые мероприятия и подготовить  пакет нормативных документов:

        - утвердить  основную образовательную программу (ООП) основного общего образования образовательного учреждения;

        - привести в соответствие нормативную базу образовательного учреждения  в соответствии с требованиями ФГОС ООО (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.);

- привести в соответствие с требованиями ФГОС общего образования и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;

- определить список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ООО;

- разработать локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками;

-определить  модель организации образовательного процесса, обеспечивающую реализацию внеурочной деятельности обучающихся;

- разработать план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;

- осуществить повышение квалификации всех учителей основной школы (учителей-предметников) и других педагогических работников (возможно поэтапно по мере введения ФГОС общего образования).

2.Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя руководителя управления образования О.А.Крамаренко.

Руководитель управления

образования                                                                                                 О.П.Абрамович

     



Предварительный просмотр:


ВЫПИСКА

из приказа управления образования администрации

Николаевского муниципального района

от  22.02.2013 г.  №  48-осн.р

г. Николаевск-на-Амуре

Об утверждении плана-графика

введения ФГОС ООО

        

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ   от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и  согласно решению координационного совета при управлении образования администрации Николаевского муниципального района по вопросам введения и сопровождения ФГОС НОО, ФГОС ООО  от 18.02.2013 года № 4

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемый план-график мероприятий по  введению федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Николаевского муниципального района.

2. Сектору общего образования администрации Николаевского муниципального района (Ведянова Т.С.) осуществлять координацию деятельности по выполнению мероприятий плана-графика введения ФГОС основного общего образования.

3. Заведующему районным методическим центром (Лондарева Е.А.) осуществлять научно-методическое сопровождение деятельности по выполнению мероприятий плана-графика введения ФГОС основного общего образования.

4. Контроль за исполнением  приказа возложить на заместителя руководителя управления образования администрации Николаевского муниципального района Крамаренко О.А.

Руководитель управления

образования                                                                                            О.П.Абрамович      

 


Утвержден

приказом управления образования

от  22.02.2013 г.  № 48-осн.р 

План-график введения  федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования (ФГОС ООО) в образовательных учреждениях Николаевского муниципального района

на 2012-2013, 2014-2015  учебный год 

№ п/п

Мероприятия

сроки

ответственные

1. Нормативно-правовое обеспечение реализации ФГОС ООО

  1. 1.

Разработка и утверждение плана-графика на 2013-2014 учебный год по реализации ФГОС ООО в ОУ  района

февраль  2013

Крамаренко О.А.

1.2.

Разработка нормативных правовых актов, регламентирующих финансовые и организационные механизмы введения ФГОС ООО, в том числе взаимодействия ОУ с УДОД для  реализации внеурочной деятельности (например, положение о муниципальном координационном совете по введению ФГОС ООО, положение о рабочей группе по разработке основной образовательной программы основного общего образования, положение о муниципальном экспертном совете, положение о проведении публичной отчетности ОУ и другие)

до 1 сентября 2014 г.

Крамаренко О.А.

Ведянова Т.С.

1.3

Анализ деятельности муниципальных и школьных управленческих структур по организации деятельности образовательных учреждений в условиях введения ФГОС ООО

ежеквартально

Крамаренко О.А.

2. Организационное обеспечение реализации ФГОС ООО

2.1.

Организация участия ОУ в самоэкспертизе по выполнению критериев готовности ОУ к реализации ФГОС ООО, анализ готовности и принятие управленческих решений.

До 20.08.14

Лондарева Е.А.

2.2.

Организация деятельности координационного совета (рабочей группы) по реализации ФГОС ООО на муниципальном уровне

ежеквартально

Ведянова Т.С.

2.3.

Организация участия образовательных учреждений муниципального образования в Федеральном мониторинге реализации ФГОС ООО

Октябрь 2014

Лондарева Е.А.

2.4.

Предоставление заявки на повышение квалификации педагогических работников ОУ по вопросам реализации ФГОС ООО на региональном уровне

Август  2013

Лондарева Е.А.

2.5.

Согласование моделей организации внеурочной деятельности ОУ

Август  2014

Ведянова Т.С.

Лондарева Е.А.

2.6.

Организация участия органов государственно-общественного управления в реализации ФГОС ООО на муниципальном уровне (депутатские слушания)

Ноябрь 2014

Крамаренко О.А.

3. Кадровое и научно-методическое обеспечение реализации ФГОС ООО

3.1.

Обеспечение участия в курсах повышения квалификации педагогических работников по вопросам реализации ФГОС ООО. Мониторинг повышения квалификации педагогических работников образовательных  учреждений  района

Август 2013 -июнь 2015

Лондарева Е.А.

3.2.

Организация инструктивно-методического семинара для представителей ОУ по организации и проведению мониторинга готовности обучающихся 5-х классов к обучению по ФГОС ООО.

Сентябрь 2014

Лондарева Е.А.

3.3.

Учет рекомендаций по модернизации организации методической работы в муниципальных образованиях в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения в работе методической службы района.

Разработка рекомендаций по модернизации организации методической работы в ОУ с учетом требований ФГОС ООО нового поколения

Октябрь – ноябрь 2014

Лондарева Е.А.

3.4.

Организация и проведение

- августовского совещания учителей

- научно-практической конференции педагогов

Август 2013

Март 2014

Крамаренко О.А.

Лондарева Е.А.

3.5.

Организация изучения и учет инструктивно-методических писем в подготовке реализации ФГОС ООО в 2013-2015 учебном году  на муниципальном уровне.

постоянно

Ведянова Т.С.

3.6.

Изучение и учет инструктивно-методического письма при организации закупки учебной и учебно-методической литературы на муниципальном уровне

Январь-март 2014

Комарова Н.Н.

3.7.

Групповое и индивидуальное консультирование по вопросам реализации ФГОС ООО

в течение 2013-2015 г.г.

Ведянова Т.С.

Лондарева Е.А.

3.8.

Районные  семинары, совещания по проблемам введения ФГОС ООО;

по отдельному

графику

Лондарева Е.А.

3.9.

Методические рекомендации по разработке основной образовательной программы школы;

март 2013 года

Лондарева Е.А.

3.10.

Районный конкурс на лучшую основную образовательную программу школы.

ноябрь

2014 года

Лондарева Е.А.

3.11.

Инструктивно-методические совещания и обучающие семинары, консультации, мастер-классы, открытые уроки и занятия по проблемам перехода на ФГОС ООО для педагогических работников ОУ;

в течение 2013-2015 г.г.

Ведянова Т.С.

Лондарева Е.А.

3.12.

Инструктивно-методический семинар для директоров ОУ по разработке основной образовательной программы основного общего образования общеобразовательного учреждения;

август 2014 года

Ведянова Т.С.

Лондарева Е.А.

3.13

Обобщение и тиражирование лучшего организационного и педагогического опыта по вопросам введения ФГОС.

в течение 2013-2015 г.г.

Ведянова Т.С.

Лондарева Е.А.

4. Информационное обеспечение реализации ФГОС ООО

до 25 апреля

2012 года

4.1.

Отслеживание информации на сайтах Министерства образования и науки Хабаровского края, Хабаровского краевого института развития образования и др.

Сопровождение раздела «ФГОС ООО» на сайте УО

Контроль за наполнением и своевременным обновлением информации о реализации ФГОС НОО на сайтах ОУ.

постоянно

Ведянова Т.С.

Лондарева Е.А.

4.2.

Организация сетевого взаимодействия ОУ  района по обсуждению вопросов реализации ФГОС НОО

В течение 2014-2015 уч.года

Лондарева Е.А.

4.3.

Контроль за достоверностью информации публичной отчетности в открытом доступе о готовности реализации ФГОС ООО  ОУ

Август – сентябрь 2014,

Ведянова Т.С.

4.4.

Информирование общественности о реализации ФГОС ООО  через СМИ

Раз в год

Ведянова Т.С.

4.5.

Встречи с представителями родительской общественности (законными представителями) по вопросам введения ФГОС

Два раза в год

Ведянова Т.С

Лондарева Е.А.

Крамаренко О.А.

5. Финансовое обеспечение реализации ФГОС ООО

5.1.

Заказ учебников, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ООО

Март – июнь 2014

Комарова Н.Н.

5.2.

Приобретение минимально необходимого учебного и компьютерного оборудования, наглядных пособий, программного обеспечения для основной школы в соответствии с требованиями ФГОС ООО с учетом вида ОУ и численности обучающихся

в течение 2013-2015 г.г.

Свинкина Е.Б.

Комарова Н.Н.

5.3.

Формирование системы оплаты труда и стимулирования работников ОУ

Июнь 2015

Свинкина Е.Б.



Предварительный просмотр:

ФГОС

О переходе на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря  2010 г. № 1897. Введение в действие ФГОС ООО на институциональном уровне может осуществляться с 01 сентября 2012 года по мере готовности общеобразовательных учреждений к переходу на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО. Обязательный переход всех общеобразовательных учреждений на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО будет осуществлен с 01 сентября 2015 года.

Ведущие принципы ФГОС общего образования — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.  Выпускник начальной школы — это школьник, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, выпускник основной школы — умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. Кроме того, в младшем звене необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, в среднем звене — быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.

Таким образом, ФГОС ООО логично и содержательно продолжает ФГОС НОО, в соответствии с которым образовательные учреждения Российской Федерации работают с 01 сентября 2011 года.

Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Как и ФГОС НОО они разделены на три блока; требования к личностным, метапредметным и предметным результатам. Новое понимание результативности образования, заложенное во ФГОС НОО и ФГОС ООО, заставляет по-новому осмыслить проблему преемственности начальной и основной ступеней общего образования.

В общеобразовательном учреждении должен быть обеспечен комплекс условий для реализации основной образовательной программы, соответствующей требованиям ФГОС ООО:

- кадровых;

- финансово-экономических;

- материально-технических;

- психолого-педагогических

- информационно-методических.

В связи с этим руководителям общеобразовательных учреждений необходимо, прежде всего, осуществить внутренний мониторинг уровня готовности школы к переходу на ФГОС ООО.

 

Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС ООО:

  • разработана и утверждена основная образовательная программа (ООП) основного общего образования образовательного учреждения;
  • нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС ООО (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.);
  • приведены в соответствие с требованиями ФГОС общего образования и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;
  • определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ООО;
  • разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками;
  • определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся;
  • разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;
  • осуществлено повышение квалификации всех учителей основной школы (учителей-предметников) и других педагогических работников (возможно поэтапно по мере введения ФГОС общего образования).

 

Нормативная база введения ФГОС ООО обеспечивается следующими документами:

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы.

Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 годы.

Постановление Правительства РФ от 31 мая 2011 года № 436 «О порядке предоставления в 2011–2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования».

Приказ Минобрнауки России от 27 декабря 2011 года № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/13 учебный год».

Приказ Минобрнауки России от 24 марта 2010 года № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».

Приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

При введении ФГОС ООО следует руководствоваться следующими документами федерального уровня:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17  декабря  2010 г. № 1897).

Примерные основные образовательные программы начального и основного общего образования.

 

Инструктивно-методические письма Департамента общего образования Минобрнауки России:

О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (от 19.04.2011 № 03255);

Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от 12.05.2011 № 03296);

Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (от 18.08.2010 № 0352/46 и от 15.08.2011 № 03515/59);

О методике оценки уровня квалификации педагогических работников (от 29.11.2010№ 03339);

Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Минобрнауки России от 24.11.2011 № МД1552/03).

 

Поэтапное введение Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.  

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 07.09.10 №1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011/15 годы», переход на ФГОС ступеней общего образования осуществляется в соответствии со следующим графиком:

 

Учебный год

Классы, переходящие на ФГОС

2010/11

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011/12

1

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012/13

1

2

3

 

5

 

 

 

 

 

 

2013/14

1

2

3

4

 

6

 

 

 

10

 

2014/15

1

2

3

4

5

 

7

 

 

 

11

2015/16

1

2

3

4

5

6

 

8

 

 

 

2016/17

1

2

3

4

5

6

7

 

9

 

 

2017/18

1

2

3

4

5

6

7

8

 

10

 

2018/19

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

11

2019/20

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

2020/21

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

2021/22

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

Обязательное ведение ФГОС

Введение ФГОС по мере готовности

Продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности

 

Оценивать готовность образовательного учреждения к реализации ФГОС ООО предлагается по следующим параметрам:

1.      Нормативные условия введения ФГОС ООО.

Создание в ОУ рабочей группы по введению ФГОС ООО.      

Наличие решения органа государственно-общественного управления (ГОУ) (совета школы, управляющего совета, попечительского совета) о введении в образовательном учреждении ФГОС ООО.             

В устав образовательного учреждения внесены изменения и дополнения в части организации образовательного процесса в связи с переходом на ФГОС ООО.            

В устав образовательного учреждения внесены изменения (дополнения), регламентирующие деятельность органа ГОУ в части распределения стимулирующей части фонда оплаты труда (ФОТ) в условиях введения ФГОС ООО.

В устав образовательного учреждения внесены изменения (дополнения), регламентирующие деятельность органа ГОУ в части формирования заказа на дополнительные образовательные услуги.

В образовательном учреждении разработана ООП в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Следует особо подчеркнуть, что ООП в образовательном учреждении. Основная образовательная программа является нормативным документом образовательного учреждения, разработанным на основе примерной основной образовательной программы, который регламентирует особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности школы по реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Утверждение образовательной программы образовательного учреждения осуществляется в соответствии с уставом образовательного учреждения. То есть примерная основная образовательная программа задает общую рамку, исходя из которой образовательное учреждение формирует собственную, «авторскую» образовательную программу.

Важно подчеркнуть, что учебный план утверждается только руководителем образовательного учреждения. Никаких сведений о согласовании с какой-либо организацией быть не должно.              

В ООП ОУ  должны быть учтены следующие требования:                

Преемственность:

– наличие  «переходных» этапов с одной  ступени на другую;

– соответствие государственным требованиям  к содержанию образования, уровню и направленности  ООП;

- учёт предшествующего позитивного опыта  реализации образовательных программ.          

Результативность   - совокупность образовательных результатов с описанием уровней их достижения в ходе реализации образовательной программы:

– наличие  всех трёх  групп  образовательных  результатов (предметных, метапредметных и личностных);

– процедура системы оценивания  результатов;

– ориентация работы учителя и учащихся на фиксацию  индивидуального  прогресса учащихся;

– направленность контрольно-измерительных  материалов, соотношение урочных и внеурочных занятий, направленность вариативной  части учебного  плана;

– содержание  учебного плана;

– содержание  рабочих  учебных программ;

– структура  расписания  учебных занятий;

– акцент в проектировании  образовательного  процесса на современные образовательные технологии;

– использование  информационно-образовательной среды ОУ;

– наличие мониторинга  реализации ООП, его описание.         

         Эффективность – комплекс мер, направленных на минимизацию (оптимизацию) временных затрат для достижения конечных результатов реализации образовательной программы:

– соотношение  в учебном плане  часов на коллективную и самостоятельную работу учащихся;

– соотношение  урочных и внеурочных занятий;

– увеличение доли  внеучебной  деятельности в учебном плане;

– наличие  индивидуальных  маршрутов (траекторий) и индивидуальных образовательных программ  учащихся;

– место  информационно-коммуникационных технологий  в  рабочих учебных программах;

– место  домашних заданий в календарно-тематических планах рабочих учебных программ;

– наличие в ООП разных образовательных мест для  детских проб и действий;

– наличие  мониторинговых исследований на предмет повышения эффективности реализации ООП.                 

Доступность – качественный показатель, устанавливающий соответствие уровня образовательных программ и уровня интеллектуального развития, потенциальных возможностей обучающихся, а также возможностей освоения образовательной программы в разных формах:

– наличие в  ООП возможности использования разных форм, средств и методов обучения при изучении того или иного учебного предмета;

– наличие  в системе  оценивания  выполнения учащимися ООП  учёта (взаимозачета)  учебных и внеучебных достижений  учащихся за пределами образовательного учреждения;

– наличие  интеграционных процессов  в ООП  между  основным и дополнительным образованием.            

Адаптированность – сформированный комплекс рабочих учебных и внеучебных программ, разработанных и используемых школой с учетом возрастных и личностных особенностей, потенциальных возможностей и социальных потребностей обучающихся:

– учёт возрастных  возможностей  учащихся через  набор  определенных видов деятельности;

– набор задач для учащихся  и педагогов;

– учёт  соотношения  затрат  на разные формы  занятий  с учетом возраста и  их приоритетов.               

Инновационность – качественный показатель, устанавливающий соответствие целей, задач, содержания ООП прогнозируемым результатам инновационных направлений и программ развития школы:

– подробная и детальная проработка планируемых нововведений;

– опора на стратегию системных нововведений, системный характер планируемых изменений;

– учёт возможных рисков и путей их минимизации;

– мониторинг  инновационного  шага.           

         Уникальность  (индивидуальность) – нацеленность на решение специфических проблем школы при максимальном учёте и отражении её особенностей:

– учёт  социума (региональных особенностей);

– наличие  авторских  «ходов»;

– соответствие целей и задач ООП реальной образовательной ситуации;

– возможность включения ОУ  в сетевое  взаимодействие;

– наличие образовательных модулей, курсов и т.п.  других  образовательных  учреждений;

– продуманность способов  представления ООП  и ее результатов;

– открытость ООП для критики, доработки  и коррекции  в ходе  реализации    .        

         Ресурсность  - оптимальный комплекс условий (кадровых, материальных, учебно-методических и других ресурсов), необходимых для достижения заявленных образовательных результатов; планомерные действия по их получению и использованию.

Инструментальность (управляемость):

– наличие научно-организационного обеспечения, способов и плана действий по реализации программы;

– контролируемость ООП;

– постоянное управленческое сопровождение реализации программы.               Полнота  реализации:

– охват всех сторон деятельности школы в соответствии с требованиями ФГОС;

– соответствие структуры ООП установленным требованиям.          

 

2. Наличие приказов, регламентирующих введение ФГОС в общеобразовательном учреждении:               

  • о переходе ОУ на обучение по ФГОС ООО;  
  • о разработке образовательной программы основного общего образования на 2012-2013 уч. год       ;       
  • об использовании модели (ей) внеурочной деятельности в основной школе;               
  • об утверждении программы ОУ по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников;                  
  • об утверждении плана-графика по подготовке к введению ФГОС ООО;    о проведении внутришкольного контроля по подготовке к введению ФГОС  ООО;                  
  • о внесении изменений в должностные инструкции  (учителей предметников, заместителя директора по УВР, курирующего реализацию ФГОС ООО, педагога-психолога, педагога дополнительного образования и других категорий педагогических работников.

Разработан план  (раздел плана) методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ООО.           

Составлен план-график поэтапного повышения квалификации учителей основной школы (по мере введения ФГОС ООО).         

Наличие утвержденного  и обоснованного списка учебников для  реализации ФГОС основного общего образования.            

Наличие должностных инструкций работников ОУ переработанных с учетом ФГОС ООО и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.           

Разработана инструкция по охране труда с учётом требований ФГОС ООО в части информационно-образовательной среды образовательного учреждения.         

Разработана инструкция по ведению педагогами рабочей документации в условиях  реализации  ФГОС ООО.             

Внесены изменения (дополнения) в другие локальные акты ОУ.                

 

3. Финансово-экономические условия введения ФГОС ООО.

В школьное  Положение  об оплате труда педагогических работников внесен пункт об учете при начислении базовой части заработной платы деятельности педагога по систематическому применению инструментов оценки метапредметных умений (умений планировать свои действия, оценивать их самостоятельно, работать в группе и пр.)           

В школьное Положение  об оплате труда педагогических работников при начислении базовой части заработной платы  планируется внести пункт:    применяет ли педагог  инструменты оценки динамики индивидуальных достижений обучающихся.

В школьное Положение об оплате труда педагогических работников внесены изменения/дополнения, регламентирующие при  начислении стимулирующей части заработной платы учет динамики индивидуальных достижений, которые  демонстрируют обучающиеся в области предметных и  метапредметных достижений.                

Определен объем расходов, необходимый для реализации ООП ООО и достижения планируемых результатов, а также механизма их формирования.

Предусмотрено финансовое обеспечение реализации внеурочной деятельности в основной школе в соответствии с поэтапным переходом на реализацию ФГОС ООО.         

 

4. Методическое обеспечение  введения ФГОС ООО.

В общем количестве часов в расписании в неделю  должны быть выделены часы внеурочных занятий (проекты, экскурсии, лаборатории, мастерские  и пр.) по учебным предметам и часы на внеучебную деятельность (духовно-нравственное воспитание и пр.).

В ходе введения ФГОС ООО возможно использование нелинейного расписания. Нелинейное (динамическое) расписание  занятий:

  • является подвижным;
  • предполагает возможность для педагогов разных учебных предметов объединять и интегрировать свои занятия, используя разновозрастные и разноуровневые учебные группы;
  • для учащихся обеспечена возможность самим выбирать занятия, как по интересам, так и возможность посещать разноуровневые занятия для повышения эффективности и качества освоения основных предметов.

 Деятельность учащихся по выполнению индивидуальных и групповых проектов должна быть включена в расписание основной ступени общего образования.    

Возможна реализация современной модели взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей, культуры, спорта и т.п., обеспечивающих  организацию внеурочной деятельности.        

Внеурочная деятельность в образовательном учреждении может осуществляться через:

  • часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной деятельности);
  • дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
  • организацию деятельности групп продленного дня;
  • классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
  • деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования.

Время, отводимое на внеурочную деятельность, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы, формы и способы организации внеурочной деятельности образовательное учреждение определяет самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.

Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятельности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотека, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы. Максимальные возможности для реализации внеурочной деятельности предоставляют крупные образовательные комплексы.

Образовательное учреждение должно использовать современные формы представления детских результатов, в том числе портфолио (эти данные собираются в рамках мониторинга  Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»), позволяющее оценить достижения ребенка по отдельным метапредметным умениям.

 

5. Кадровые условия введения ФГОС ООО.

«Уровень квалификации работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального образовательного учреждения – также квалификационной категории.

Соответствие уровня квалификации работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а также занимаемым ими должностям устанавливается при их аттестации» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897).

В образовательном учреждении должна быть сформулирована концепция повышения квалификации педагогов, реализация которой позволит им овладеть инструментами  оценки и фиксации динамики индивидуальных  метапредметных достижений (умения планировать свою деятельность, контролировать и оценивать себя, моделировать, работать в группе и пр.).        

Необходимо организовать постоянно действующий совместный семинар педагогов начальной школы (уже имеющих первоначальный опыт реализации ФГОС НОО) и педагогов основной школы (начинающих реализацию ФГОС ООО) по планированию работы по формированию новой результативности образования в соответствии со ФГОС НОО и ФГОС ООО (прежде всего метапредметных, а также предметных и личностных результатов).              

        

6. Информационные и материально-технические условия введения ФГОС ООО.         

В ОУ должна быть организована  возможность свободного доступа школьников и педагогов к информационным сервисам, позволяющим пользоваться ресурсами сети Интернет для реализации индивидуальных и групповых образовательных проектов.

Информация на сайте ОУ должна регулярно обновляться.

На сайте ОУ должны быть опубликованы текущие документы ОУ: планы, отчеты, протоколы заседаний общественных управляющих советов и т.п.     Кроме того, должны быть отражены виды проектной деятельности, реализуемой в ОУ, с регулярными обновлениями получаемых результатов.

На сайте школы можно разместить нелинейное расписание. Сайт образовательного учреждения может быть  площадкой для диалога участников  образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся).          

В ОУ должны быть проведены родительские собрания во всех классах, на которых обсуждалось внедрение ФГОС ООО. В ОУ целесообразно разработать мониторинг динамики отношения родителей к внедрению ФГОС ООО. В ОУ целесообразно разработать инструментарий для изучения образовательных потребностей и интересов обучающихся ОУ и запросов родителей по содержанию части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, а также плана  внеурочной деятельности.

                  

                 



Предварительный просмотр:

ВЫПИСКА

из приказа управления образования администрации

Николаевского муниципального района

от 10.09.2012 г.      №     299 -осн.р

г.Николаевск-на-Амуре

О создании новой команды методистов

по введению и сопровождению

 ФГОС НОО, ФГОС ООО

        В целях развития и совершенствования системы организационно-методического сопровождения деятельности общеобразовательных учреждений Николаевского муниципального района по введению федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования

ПРИКАЗЫВАЮ:

        1.Создать муниципальную команду методистов по введению ФГОС НОО из числа специалистов управления образования и методистов районного методического центра (МОУ ДОВ РМЦ).

        2.Утвердить новый состав муниципальной команды методистов по введению ФГОС НОО, ФГОС ООО согласно приложению.

3.В срок до 15.10.2012 года разработать основные направления деятельности  муниципальной команды методистов по введению ФГОС НОО, ФГОС ООО (МКМ ФГОС НОО) на 2012-2015 годы.

4.Контроль за исполнением данного приказа возложить на О.А.Крамаренко,  заместителя руководителя управления образования.

Руководитель управления

образования                                                               О.П.Абрамович

УТВЕРЖДЕН

приказом управления образования

от   10.09.2012   №   299-осн.р

СОСТАВ

муниципальной команды методистов    по введению и сопровождению введения федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования

                                                   

1.Лондарева Елена Александровна – заведующий районным  методическим центром.

2.Ведянова Татьяна Сергеевна – главный специалист управления образования.

3.Борисова Татьяна Юрьевна – заместитель заведующего районным  методическим центром.

4. Комарова Наталья Николаевна – методист районного методического центра.

5.Толмачева Елена Дмитриевна – директор МОУ СОШ № 5 г.Николаевска-на-Амуре.

6.Зеленковская Марина Викторовна – заместитель директора МОУ СОШ № 4 г.Николаевска-на-Амуре.

7.Григорьева Наталья Васильевна – учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 1 г.Николаевска-на-Амуре.

8.Григорьева Юлия Евгеньевна – учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 2 г.Николаевска-на-Амуре.

         



Предварительный просмотр:

Схема карты самоанализа готовности общеобразовательных учреждений к введению ФГОС НОО

№ п/п

Показатели

Критерии

Индикаторы

  1. Управленческие условия

1.

Готовность администрации к нововведениям

Наличие опыта инновационной деятельности

ОУ является (являлось) базовой площадкой по внедрению инновационных процессов

ОУ является (являлось) экспериментальной площадкой по внедрению инновационных процессов

ОУ принимало участие в конкурсе инновационных учреждений

ОУ имеет опыт участия в иных конкурсных мероприятиях (в т.ч. являлось получателем грантов) и т.п.

Что еще?

Администрация ОУ инициирует обсуждения и проектирование нововведений

Проведение педагогических советов, совещаний, конференций по проблемам готовности к реализации ООП на основе ФГОС

Что еще?

Включенность администрации ОУ в обсуждение, проектирование и реализацию нововведений

Представители администрации ОУ входят в состав рабочих (проблемных, проектных) групп

Личное участие администрации ОУ в работе с субъектами образовательного процесса (родители, педагоги, обучающиеся) в части согласования требований к результату образования

Личное участие администрации ОУ в работе с внешними заинтересованными сторонами (другие ОУ, в том числе ВУЗы, ССУЗы, представители общественности и др.) в части согласования требований к результату образования

Что еще?

Наличие административной команды

Каждый член управленческой команды имеет четкое представление о  своих задача, ответственности и полномочиях в процессе нововведений

Что еще?

Наличие системы «обратной связи»

В ОУ  имеется опыт  мониторинга изменений

В ОУ разработаны свои способы (элементы) мониторинга  изменений

Что еще?

2.

Участие родителей и обучающихся в  управлении реализацией образовательной программы

Наличие системы государственно-общественного управления образовательной деятельностью

В ОУ создан и работает Совет учреждения (управляющий совет, попечительский совет и т.п.)

Совет учреждения принимал участие в разработке образовательной программы (ее части)

Совет учреждения имеет возможность влиять на процесс реализации образовательной программы

В ОУ имеется опыт внедрения позитивных родительских (детских) инициатив

Администрация представляет результаты деятельности ОУ общественности

Встречи с родителями имеют диалогический, конструктивный характер

Что еще?

3.

Управление процессом реализации образовательной программы

Внедрение инноваций в процесс реализации ОП в целях удовлетворения образовательных потребностей всех обучающихся

Образовательная программа ОУ разработана (скорректирована) на основе информации, полученной в результате измерений, исследований, анализа результатов деятельности ОУ

Члены административной команды готовы  к гибким изменениям учебного расписания (в соответствии с индивидуальными образовательными траекториями обучающихся)

Сайт образовательного учреждения является элементом управления процессом реализации образовательной программы

Что еще?     Что еще?

  1. Педагогические условия

1.

Уровень профессиональной компетентности педагогов

Владение педагогами современными технологиями организации образовательного процесса

Большая часть педагогов может создавать педагогические ситуации с целью развития и коррекции уровня подготовки и развития обучающихся: гибко перестраивать свою социальную и ролевую позиции; решать стихийные ситуации, выявлять, предупреждать и разрешать конфликты; применять способы физиологической и психологической разгрузки при создании благоприятного психологического климата.

Большая часть педагогов ОУ владеет информационными технологиями и использует их в образовательном процессе

Большая часть педагогов ОУ владеет способами организации интерактивных форм обучения (диспут, дискуссия, проектирование, решение проблем, игры) и использует их в образовательном процессе

Большая часть педагогов ОУ владеет способами организации разнообразных форм деятельности школьников (экскурсии, путешествия, исследование, эксперимент, выставка) и использует их в образовательном процессе

Большая часть педагогов ОУ владеет современными методами диагностики уровня развития школьников, использует их в образовательном процессе, в том числе для внесения корректировки в рабочие программы

Что еще?

2.

Условия профессионального развития и самореализации персонала

Поддержание и развитие компетентности педагогов

Наличие в ОУ системы повышения квалификации

Возможность участия педагогов в стажировках на базе других ОУ, в иных формах профессионального педагогического общения

Образовательное учреждение является площадкой для проведения семинаров, мастер-классов, стажировок педагогов, в том числе  из других ОУ

Что еще?

Система мотивации педагогов к введению инноваций в образовательный процесс

Педагоги вовлечены в процесс обсуждения, проектирования и реализации нововведений.

Педагоги активно участвуют в работе проблемных (рабочих, проектных) групп

Что еще?

Система поддержки и развития педагогических инициатив

В ОУ регулярно проводятся конкурсы педагогов («Учитель года», «Лучшая методическая разработка» и т.д. и т.п.)

В ОУ имеется «банк продуктивного педагогического опыта»

Педагоги ОУ представляют свой опыт на конференциях, семинарах, форумах

В ОУ разработана система морального и материального поощрения педагогов

Что еще?

  1. Организационно-содержательные условия

1.

Организация процесса реализации ОП

Организация образовательного процесса в ОУ обеспечивает реализацию индивидуальных учебных планов и образовательных траекторий обучающихся

В ОУ имеется опыт формирования индивидуальных учебных планов для учащихся в рамках общего учебного расписания

В ОУ имеется опыт формирования нелинейного расписания с учетом проведения занятий в других ОУ, в смешанных группах и в различных формах (экскурсии, походы, пленэры, экспедиции и проч.)

В ОУ есть опыт учета в индивидуальных графиках обучающихся особенностей их образовательной траектории (учет художественной, музыкальной, спортивной и иной систематической деятельности в сфере дополнительного образования)

В ОУ имеется опыт использования систем дистанционного обучения

Что еще?

2.

Обеспечение реализации ОП

Программно-методическое

Все учебные курсы (инвариантные и вариативные) обеспечены методическими разработками.

Методическая библиотека (в том числе электронная) постоянно пополняется с учетом развития науки и практики

Что еще?

Дидактическое

Учебные курсы обеспечены системой дифференцированных заданий, позволяющих педагогу организовать урочную, внеурочную и самостоятельную деятельность школьников в соответствии со способностями, возможностями и образовательными потребностями

В ОУ имеются возможности использования школьниками ресурсов локальной и глобальной сетей

В ОУ есть опыт использования электронных учебников, электронных учебно-наглядных пособий и оборудования

Что еще?

Оснащенность образовательного процесса

Большинство учебных помещений оборудованы современными ТСО

Имеются специализированные помещения, оборудованные в соответствии с современными требованиями (спортивный зал, библиотека, мастерские)

В ОУ имеется школьный музей, кафе, фонотека, видеотека, медиатека и т.д.

В ОУ организована возможность доступа учащихся к компьютерным и информационным сетям (интернет)

Что еще?

Приложение 1

Дорожная карта введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего

образования (ФГОС НОО) в муниципальных образованиях Хабаровского края

Наименование мероприятия

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Ожидаемые

результаты

Ответственные

1. Создание нормативного обеспечения введения ФГОС НОО.

Подготовка приказа «О создании муниципального совета по сопровождению введения ФГОС НОО».

Создание и определение полномочий совета.

Администрация муниципального района.

Подготовка приказа «О создании рабочей группы по обеспечению перехода общеобразовательных учреждений муниципального района ФГОС НОО».

Создание и определение функционала рабочей группы.

Администрация муниципального района.

Подготовка приказа «О назначении муниципального координатора введения ФГОС НОО».

Назначение муниципального координатора введения ФГОС НОО.

Администрация муниципального района.

Определение необходимого ресурсного обеспечения в ходе изменений условий образовательной деятельности.

Осуществление необходимого для реализации ООП НОО ресурсного обеспечения ОУ.

Администрация муниципального района, руководители ОУ.

Определение необходимых изменений в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.

Создание механизмов контроля образовательного процесса и оценки его результатов в соответствии с ФГОС НОО.

Администрация муниципального района, муници-пальная методическая служба (ММС), руководители ОУ.

Разработка плана-графика мероприятий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях муни-ципального района.

Система мероприятий, обеспечивающих введение ФГОС НОО в ОУ муниципального района.

Администрация муниципального района.

Участие в разработке на основе ФГОС примерной основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) в части учета муниципальных, национальных и этнокультурных особенностей.

Разработка ООП НОО.

Администрация муниципального района, ММС, ОУ.

Подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в документы, регламентирующие деятельность подразделений муниципальных органов управления образованием:

- положения о подразделениях органов управления образованием, ответственных за введение ФГОС НОО;

- должностные инструкции работников органов управления образованием, ответственных за введение ФГОС НОО;

- положения об организации и координации взаимодействия органов управления образованием и образовательных учреждений по вопросам введения ФГОС НОО;

- иные документы.

Внесение изменений и дополнений в документы, регламентирующих деятельность подразделений муниципальных органов управления образованием.

Администрация муниципального района.

2. Создание кадрового обеспечения введения ФГОС НОО.

Обеспечение поэтапного повышения квалификации всех учителей начальных классов и членов администрации ОУ по вопросам ФГОС НОО.

Подготовка педагогических и управленческих кадров к введению ФГОС НОО.

Администрация муниципального района, ММС.

Организация и проведение муниципальных научно-практических конференций, педагогических чтений, семинаров по проблемам введения ФГОС НОО.

Разрешение вопросов, возникающих в ходе введения ФГОС НОО.

Администрация муниципального района, ММС.

Обеспечение участия методистов ММС, педагогов и руководителей ОУ в мероприятиях регионального уровня по сопровождению введения ФГОС НОО.

Создание единого образовательного пространства реализации ООП НОО.

Администрация муниципального района, ММС, ОУ.

3. Создание финансового обеспечения введения ФГОС НОО.

Формирование муниципального бюджета с учетом нормативов, обеспечивающих реализацию ФГОС НОО.

Финансовое обеспечение реализации ФГОС НОО.

Администрация муниципального района.

Подготовка нормативных правовых актов, определяющих (устанавливающих):

  • нормативное подушевое бюджетное финансирование общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС НОО;
  • новую систему оплаты труда педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС НОО;
  • стимулирование труда в ОУ.

Формирование бюджетов пилотных общеобразовательных учреждений с использо-ванием нормативов финансирования на основе НСОТ.

Администрация муниципального района.

4. Создание материально-технического обеспечения введения ФГОС НОО.

Обеспечение оснащённости общеобразовательных учреждений в соответствии с требованиями ФГОС НОО к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений.

Оснащённость общеобразовательных учреждений в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Администрация муниципального района, руководи-тели ОУ.

Обеспечение соответствия материально-технической базы реализации ООП НОО действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения.

Приведение в соответствие материально-технической базы реализации ООП НОО с требованиями ФГОС НОО.

Администрация муниципального района, руководи-тели ОУ.

Обеспечение укомплектованности библиотек ОУ, переходящих на ФГОС НОО, печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана ООП НОО.

Укомплектованность библиотек по всем предметам учебного плана ООП НОО.

Администрация муниципального района, руководи-тели ОУ.

Обеспечение доступа ОУ, переходящих на ФГОС НОО,  к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных.

Использование электронных образовательных ресурсов при реализации ООП НОО.

Администрация муниципального района, руководи-тели ОУ.

Обеспечение контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет.

Ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами обучения и воспитания.

Руководители ОУ.

5. Создание организационно-информационного обеспечения введения ФГОС НОО.

Проведение диагностики готовности общеобразовательных учреждений района к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Определение уров-ня готовности ОУ к введению ФГОС НОО на основании заполнения карт самооценки.

Администрация муниципального района, руководи-тели ОУ.

Создание постоянно-действующих консультационных пунктов, семинаров, тьюторских центров (в том числе в дистанционном режиме), по вопросам введения ФГОС НОО.

Оказание консультационной поддержки участникам образователь-ного процесса по вопросам введения ФГОС НОО.

Администрация муниципального района, ММС.

Координация взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности и учет внеучебных достижений обучающихся.

Вариативность внеучебной деятельности, создание оптимальной модели учета внеучебных достижений обучающихся.

Администрация муниципального района, ММС.

Создание муниципальной системы мониторинга результатов освоения ООП НОО.

Получение объективной информации о ходе и результатах освоения ООП НОО.

Администрация муниципального района, ММС.

Организация деятельности пилотных (апробационных) площадок введения ФГОС НОО.

Анализ деятельности пилотных пло-щадок для своевременного внесения корректив и принятия обоснованных управленческих решений.

Администрация муниципального района, ММС.

Освещение в средствах массовой информации процессов подготовки к введению и перехода на ФГОС НОО.

Широкое информирование общественности по вопросам перехода на ФГОС НОО.

Администрация муниципального района, ММС, ОУ.

Обеспечение публичной отчетности образовательных учреждений района о ходе и результатах введения ФГОС НОО.

Размещение на школьном сайте информации о введении ФГОС НОО. Включение в публичный доклад раздела, отражающего ход введения ФГОС НОО.

Руководители ОУ.

Использование социальной рекламы для обеспечения участия общественности в проектировании ООП НОО.

Привлечение общественности к разработке ООП НОО.

Администрация муниципального района, ММС, представители общественности.

Освещение хода и результатов введения ФГОС НОО в сети Интернет (официальные сайты администрации муниципального района, ММС и др.), в педагогических и научно-методических периодических изданиях, средствах массовой информации и др.

Информирование общественности (в том числе педагогической) о ходе и результатах введения ФГОС НОО муниципальном районе.

Администрация муниципального района, ММС, ОУ.

Обеспечение информационного взаимодействия образовательных учреждений района с целью создания единой информационной среды, предназначенной для формирования методических и справочных электронных ресурсов по вопросам введения ФГОС НОО.

Создание методических и справочных электронных ресурсов по вопросам введения ФГОС НОО.

Администрация муниципального района, ММС, ОУ.


Приложение 2

КАРТА САМООЦЕНКИ

готовности общеобразовательного учреждения к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)

Муниципальный район _____________________________________________________________________________

Наименование общеобразовательного учреждения (в соответствии с учредительными документами) ______________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Планируемое количество первых классов на 1 сентября 2010 г. ____________________________________________

Предполагаемое количество первых классов, которые должны перейти на ФГОС НОО с 1 сентября 2010 года _________

Общее количество учителей начальных классов на 1 сентября 2010 г. _______________________________________

Из них, перешедших на обучение по ФГОС НОО с 1 сентября 2010 г. ____________________________________________

Критерий

Показатели

Оценка

показателя[1]

Подтверждение

да

(1 балл)

нет

(0 баллов)

Соответствие нормативной базы ОУ требованиям ФГОС НОО

Наличие решения органа государственно-общественного управления (совета школы, управляющего совета, попечительского совета) о введении в образовательном учреждении ФГОС НОО.

Думаю это можно исключить, так как с 2011 года переходят независимо от решения совета

Протокол заседания органа государственно-общественного управления образовательного учреждения, на котором принято решение, заверенный (согласованный) учредителем.

Создание в общеобразовательном учреждении рабочей группы по введению ФГОС НОО.

Приказ о создании рабочей группы по введению ФГОС НОО и утверждении Положения о рабочей группе.

Формирование банка нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального, школьного уровней.

Перечень документов, включенных в банк.

Адрес страницы школьного сайта, на которой размещены документы.

Внесение изменений и дополнений в Устав образовательного учреждения.

Протокол(ы) заседания(й) органов, на которых рассматривались вопросы внесения изменений и дополнений в Устав образовательного учреждения, приказ о внесении изменений в Устав, Устав с внесёнными дополнениями и изменениями, заверенный учредителем.

Разработка и утверждение формы договора о предоставлении общего образования муниципальными образовательными учреждениями.

Не поняла….

Приказ об утверждении формы договора о предоставлении общего образования муниципальными образовательными учреждениями.

Внесение изменений в «Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации» в части введения комплексного подхода к оценке результатов образования: предметных, метапредметных, личностных.

Протокол(ы) заседания(й) органов, на которых рассматривались вопросы внесения изменений в «Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации», приказ о внесении изменений в Положение, Положение с указанием изменений и дополнений.

Издание приказов по общеобразовательному учреждению:

Приказы

  • О переходе ОУ на обучение по ФГОС НОО;

  • О разработке образовательной программы на 201_-201_ уч. год;

  • Об утверждении образовательной программы на 201_-201_ уч. год[2];

  • Об утверждении годового календарного учебного графика;

  • Об утверждении учебного плана;

  • Об утверждении программы внеурочной деятельности;

  • Об утверждении программы ОУ по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников;

  • О проведении внутришкольного контроля по реализации ФГОС НОО;

  • О внесении изменений в должностные инструкции учителя начальных классов, заместителя директора по УВР, курирующего реализацию ФГОС НОО, психолога, педагога дополнительного образования

Разработка локальных актов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры общеобразовательного учреждения с учетом требований к минимальной оснащенности образовательного процесса (например, положения о культурно-досуго-вом центре, информационно-библиотечном центре, физкультурно-оздоровительном центре и др.).

Приказ об утверждении локальных актов, перечень локальных актов, локальные акты.

Разработка ОПП НОО

образовательного учреждения

В структуру ОПП НОО включены

  • пояснительная записка;

Протокол заседания рабочей группы об утверждении пояснительной записки; пояснительная записка.

  • планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования;

Протокол заседания рабочей группы об утверждении планируемых результатов освоения ООП; документ «Планируемые результаты освоения ООП».

  • учебный план начального общего образования (1-4 классы);

Протокол заседания рабочей группы об утверждении учебного плана; учебный план.

  • программа формирования универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся на ступени начального общего образования;

Протокол заседания рабочей группы об утверждении программы формирования УУД; программа формирования УУД.

  • программы учебных предметов, курсов обязательной части учебного плана:

Протоколы заседаний рабочей группы об утверждении программ учебных предметов, курсов; программы по каждому учебному предмету.

  • русский язык

  • литературное чтение

  • иностранный язык

  • математика

  • окружающий мир

  • основы духовно-нравственной культуры народов России

  • музыка

  • изобразительное искусство

  • технология

  • физическая культура

  • программы учебных предметов, курсов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса;

  • программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

Протокол заседания рабочей группы об утверждении программы духовно-нравственного развития, воспитания; программа духовно-нравственного развития, воспитания.

  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

Протокол заседания рабочей группы об утверждении программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

  • программа коррекционной работы[3];

Протокол заседания рабочей группы об утверждении программы коррекционной работы; программа коррекционной работы.

  • система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы…. Программа внеурочной деятельности

Это надо бы добавить

Протокол заседания рабочей группы об утверждении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы; документ «Система оценки достижения образовательных результатов освоения ООП».

Утверждение основной образовательной программы начального общего образования общеобразовательного учреждения на заседании педагогического совета.

Протокол (выписка из протокола) заседания педагогического совета.

Приказ об утверждении основной образовательной программы начального общего начального образования ОУ.

Соответствие должностных инструкций работников ОУ нормативным требованиям

Должностные инструкции работников ОУ переработаны с учетом ФГОС НОО и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих[4].

Приказ об утверждении новых или переработанных должностных инструкций.

Соответствие списка учебников и учебных пособий для начальной школы ФГОС НОО

Формирование заявки на обеспечение общеобразовательного учреждения учебниками в соответствии с федеральным перечнем.

Приказ об утверждении списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе, перечень УМК.

Обеспеченность ОУ учебниками в соответствии с ФГОС НОО.

Информация об обеспеченности учебниками с указанием % обеспеченности по каждому предмету учебного плана.

Установление заработной платы и прочих выплат работникам ОУ в соответствии с НСОТ

Разработка (Внесение изменений)  локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядок и размеры премирования в соответствии с новой системой оплаты труда.

Эти локальные акты уже есть в школах

Приказ об утверждении соответствующих локальных актов, локальные акты.

Заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками.

Информационная справка о количественном и качественном составе педагогических работников, с которыми заключены дополнительные соглашения, с указанием сути заключенных соглашений.

Наличие модели организации образовательного процесса с учетом внеурочной деятельности

Определение оптимальной модели организации образовательного процесса, обеспечивающей вариативность внеурочной деятельности обучающихся.

Непонятно… может просто программа внеурочной деятельности?

Описание модели организации образовательного процесса.

Определение оптимальной модели организации внеурочной деятельности обучающихся.

Тоже непонятно

Описание модели организации внеурочной деятельности.

Включение в план методической работы вопросов введения ФГОС НОО

Разработка плана (раздела плана) методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС НОО.

Приказ не нужен

Приказ об утверждении плана методической работы.

План методической работы (раздел плана, в части сопровождения введения ФГОС НОО).

Обеспечение консультационной методической поддержки учителей начальных классов по вопросам реализации ООП НОО.

Это будет в плане

План мероприятий, ориентированных на решение вопросов введения ФГОС НОО

Повышение квалификации учителей начальных классов

Составление плана-графика поэтапного повышения квалификации учителей начальных классов (по мере введения ФГОС НОО).

Разработка плана научно-методических и корпоративных обучающих семинаров

Включить дополнительно

Приказ об утверждении плана-графика повышения квалификации, план-график. Информационная справка с указанием доли учителей начальных классов, прошедших повышение квалификации по вопросам введения ФГОС НОО на 1.09.2010 г.

Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС НОО

Определение объема расходов, необходимых для реализации ООП НОО и достижения планируемых результатов, а также механизма их формирования, включая средства на учебные расходы (за счет субвенции) и на текущий и капитальный ремонт, выполнение требований СанПиН и пожарного надзора.

Готовит бухгалтер

Информация о расчетах и механизме формирования расходов, необходимых для реализации ООП НОО, заверенная учредителем (тут нужен какой-то механизм согласования расходов с учредителем)

Обеспечение финансовых условий реализации ООП НОО в соответствии с ФГОС НОО.

Информация о нормативах финансирования ОУ, объеме привлеченных дополнительных финансовых средств (с указанием источника финансирования) для обеспечения реализации ООП НОО, заверенная учредителем.

Материально-техническое обеспечение введения ФГОС НОО

Оснащённость общеобразовательного учреждения в соответствии с требованиями к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений.

Информация об оснащённости общеобразовательного учреждения, план мероприятий по устранению выявленных недостатков. (лучше по повышению оснащенности до уровня, необходимого для реализации стандартов)

Соответствие материально-технической базы реализации ООП НОО действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения.

Информация о соответствии, план мероприятий по устранению выявленных несоответствий.

Укомплектованность библиотеки ОУ печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана ООП НОО.

Информация об укомплектованности библиотеки, с указанием доли обеспеченности предметов учебного плана ООП НОО.

Наличие доступа ОУ к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), размещенным в федеральных и региональных базах данных.

Перечень доступных и используемых ЭОР.

Обеспечение контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет.

Информация о системе ограничения доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Наличие локальных актов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры общеобразовательного учреждения с учетом требований к минимальной оснащенности образовательного процесса (например, положения о культурно-досуговом центре, информационно-библиотечном центре, физкультурно-оздоровительном центре и др.).

Приказ об утверждении локальных актов, перечень локальных актов, локальные акты.

Организационное обеспечение введения ФГОС НОО

Обеспечение координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур общеобразовательного учреждения по подготовке и введению ФГОС НОО.

Приказ о создании Координационного совета (назначении Координатора), утверждении плана работы по подготовке и введению ФГОС НОО.

Договоры о сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта и др.

Разработка инструментария для изучения образовательных потребностей и интересов обучающихся начальной ступени общего образования и запросов родителей по использованию часов вариативной части учебного плана, включая внеурочную деятельность.

Пакет методик для проведения диагностики в общеобразовательном учреждении. Диагностические материалы (анкеты, опросники и пр.), рекомендации для специалистов (педагогов-психологов, социальных педагогов) для проведения стартовой диагностики в 1-х классах в 2010-2011 уч. г.

Проведение анкетирования по изучению образовательных потребностей и интересов обучающихся и запросов родителей по использованию часов вариативной части учебного плана.

Информационная справка по результатам анкетирования.

Разработка диагностического инструментария для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС НОО.

Проведение анкетирования.

Диагностический инструментарий.

Информационная справка по результатам анкетирования, план мероприятий по устранению выявленных проблем.

Информационное обеспечение введения ФГОС НОО

Информирование участников образовательного процесса и общественности по ключевым позициям введения ФГОС НОО.

Протоколы родительских собраний, конференций, заседаний органа государственно-общест-венного управления, на которых происходило информирование родительской общественности.

Публикации в СМИ.

Использование информационных ресурсов общеобразовательного учреждения (сайт, Интернет-страничка и т.д.) для обеспечения широкого, постоянного и устойчивого доступа участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией ООП.

Перечень видов используемых информационных ресурсов ОУ с указанием электронных адресов.

Изучение мнения родителей (законных представителей обучающихся) по вопросам введения новых стандартов. Проведение анкетирования на родительских собраниях.

Протоколы родительских собраний. Информация по результатам анкетирования с указанием доли родителей, охваченных анкетированием и долей родителей, настроенных позитивно, негативно и нейтрально.

Наличие в Публичном докладе общеобразовательного учреждения раздела, содержащего информацию о ходе введения ФГОС НОО.

Адрес страницы сайта, на которой размещен Публичный доклад общеобразовательного учреждения.

Итого:

Уровень готовности:

Интерпретация полученных результатов.

Для определения уровня готовности общеобразовательного учреждения к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в зависимости от полученного в ходе самооценки результата необходимо использовать приведенную ниже таблицу.

Количество баллов

Доля от максимально

возможного

количества баллов (%)

Уровни готовности

13-24

20-40

Низкий

25-30

40-50

Ниже среднего

31-43

51-70

Средний

44-50

71-80

Выше среднего

51-62

более 80

Высокий

Приложение

Утверждена

приказом департамента образования

Администрации г. Ноябрьска

от 03 марта 2010 года № 253

ЭКСПЕРТНАЯ КАРТА

по оценке готовности образовательного учреждения к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) в 201__ году

Муниципальный район (городской округ) ___________________________________________________________________

Наименование образовательного учреждения (в соответствии с учредительными документами)_______________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Планируемое количество первых классов____________________________________________________________________

Предполагаемое количество первых классов, которые по плану должны перейти на ФГОС начального общего образования 1 сентября 201__ года _________________________________________________________________________

Количество учителей начальных классов (всего)______________________________________________________________

Из них перешедших на обучение по ФГОС НОО _____________________________________________________________

№ п/п

Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС

Показатели

(подтверждение)

Отметка об обеспеченности критерия

да

нет

I. Нормативное правовое обеспечение введения ФГОС НОО

1.

Имеется решение органа государственно-общественного управления (cовета школы, управляющего совета, попечительского совета) о введении в образовательном учреждении ФГОС НОО

Протокол заседания органа государственно-общественного управления образовательного учреждения, на котором принято решение, заверенный (согласованный) учредителем

2.

Разработана основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения (на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования)

Указать, какие разделы программы разработаны:

1–  раздел разработан;

0 – раздел не разработан

2.1

Пояснительная записка

2.2

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования

2.3

Учебный план начального общего образования (по годам обучения)

2.4

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

2.5

Программы отдельных учебных предметов, курсов

Указать перечень программ по предметам

Указать, какие программы разработаны:

1– разработана;

0 –не разработана

2.5.1

Русский язык

2.5.2

Литературное чтение

2.5.3

Родной язык и литературное чтение

2.5.4

Иностранный язык

2.5.5

Математика

2.5.6

Окружающий мир

2.5.7

Основы духовно-нравственной культуры народов России

2.5.8

Музыка

2.5.9

Изобразительное искусство

2.5.10

Технология

2.5.11

Физическая культура

2.6

Программа духовно нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

2.7

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

2.8

Программа коррекционной работы (разрабатывается при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья)

2.9

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы

3

Основная образовательная программа начального общего образования общеобразовательного учреждения утверждена

Указать, где и кем утверждена программа

4

Разработан и утвержден план-график введения ФГОС НОО в общеобразовательном учреждении

Указать, кем и где утвержден план-график

5

Определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС НОО

Указать перечень УМК и % обеспеченности

6

Разработана и утверждена форма договора о предоставлении общего образования муниципальными образовательными учреждениями

Указать, где и кем утверждена форма договора

7

Внесены необходимые изменения в устав образовательного учреждения

Указать какие

II. Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС НОО

8

Разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующие надбавки и доплаты, порядок и размеры премирования в соответствии с новой системой оплаты труда

Указать перечень локальных актов

9

Заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками

Указать долю педагогических работников, с которыми заключены дополнительные соглашения (%)

10

Обеспечены финансовые условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО

Указать необходимый объем финансирования (в тыс. руб.)

III. Организационное обеспечение введения ФГОС НОО

11

Обеспечена координация деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур образовательного учреждения по подготовке и введению ФГОС НОО

Указать, обеспечены ли необходимые условия для организации внеурочной деятельности обучающихся на базе образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта, в период каникул – организация отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей

12

Определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся

Указать модель организации внеурочной деятельности

13

Разработан план методической работы, обеспечивающий сопровождение введения ФГОС НОО

Указать сроки реализации плана, а также где и кем он утвержден

IV. Кадровое обеспечение введения ФГОС НОО

14

Приведены в соответствие с требованиями ФГОС НОО и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения

Указать дату утверждения новых или переработанных должностных инструкций

15

Разработан план-график повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения в связи с введением ФГОС НОО

Указать планируемые сроки исполнения

16

Осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (поэтапно по мере введения ФГОС НОО)

Указать долю педагогов, прошедших курсы повышения квалификации

17

Разработан план научно-методических семинаров (внутришкольного повышения квалификации) с ориентацией на проблемы введения ФГОС НОО

Указать сроки реализации плана, где и кем он утвержден

18

Учителя владеют современными технологиями организации образовательного процесса, что подтверждено результатами аттестации

Указать долю педагогов из числа реализующих образовательную программу ФГОС НОО, имеющих высшую квалификационную категорию, долю педагогов, имеющих первую квалификационную категорию

V. Информационное обеспечение введения ФГОС

19

Организовано изучение общественного мнения (родителей (законных представителей) обучающихся) по вопросам введения новых стандартов

Указать долю родителей, охваченных анкетированием, в т.ч.

долю позитивно настроенных,

долю негативно настроенных и нейтрально настроенных

20

Разработаны и утверждены локальные акты, регламентирующие организацию и проведение публичного отчета образовательного учреждения

Указать перечень актов, где и кем они утверждены

21

Задействованы информационные ресурсы образовательного учреждения (сайт, Интернет-страничка и т.д.)

Указать виды ресурсов

VI. Материально-техническое обеспечения введения ФГОС НОО

22

Материально-техническое обеспечение образовательного учреждения приведено в соответствие с требованиями ФГОС НОО (МТБ соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения)

23

Наличие доступа к электронным образовательным ресурсам (ЭОР)

Указать количество используемых ЭОР

24

Разработаны локальные акты, устанавливающие требования к различным объектам инфраструктуры образовательного учреждения с учетом требований к минимальной оснащенности учебного процесса (например, положения о культурно-досуговом центре, информационно-библиотечном центре, физкультурно-оздоровительном центре, об учебном кабинете и др.)

Указать перечень локальных актов, где и кем они утверждены

Эксперты

Ф.И.О.                                                (подпись)

Дата проведения экспертизы


[1] Примечание:1 балл – наличие показателя подтверждается необходимыми документами; 0 баллов – показатель отсутствует или не подтвержден.

[2] В пунктах приказа «Об утверждении образовательной программы» прописываются все структурные элементы ОП, за исключением учебного плана, являющегося финансовым документом.

[3] Разрабатывается при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья.

[4] Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 г. № 593.


 

Комментарии

1.Начало работы семинара 29.04.2013г. на базе МБОУ СОШ № 2 в 12-00ч.