Школьный музей "Вехи памяти" МБОУ Шахунской СОШ №1 им. Д.Комарова

«Память - это тот посох, на который человек опирается в своем жизненном пути, она делает его зрячим…» В.П.Астафьев

Регион: Нижегородский

Населенный пункт: Шахунья

Год основания: 2007

Ссылка на наш сайт:
<a href = "https://nsportal.ru/site/shkolnyy-muzey-vehi-pamyati-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-shahunskoy-sredney" > </a>

                                                                                Актив Музея "Вехи памяти":

1. Троцкая Людмила Леонидовна - ветеран педагогического труда

2. Санаткина Галина Павловна- учитель английского языка, руководитель кружка "Поиск"

3. Кропотова Татьяна Павловна - учитель информатики, руководитель кружка "Поиск"

4. Бархатов Александр Сергеевич - учитель ОБЖ

5. Гусев Максим- ученик 11 А

6. Химич Сергей - ученик 11 А

7. Кравцова Елена - ученица 11 А

8. Банковская  Анастасия - ученица 11 А

9. Волкова Юлия  - ученица 10 А

10. Коркин Илья- ученик 10 А

11. Тихомирова Ольга - ученица 10 А

12. Торозов Данил - ученик 10 А

13. Смирнов Иван - ученик 10 А

14. Медведев Дмитрий - учени10 А

Музей  «Вехи памяти», созданный к 70-летию школы в 2007 году при МОУ СОШ №1 им. Д.Комарова  г. Шахуньи,  является одной из форм дополнительного образования в условиях данного образовательного учреждения. Руководитель школьного музея Л.Л.Троцкая, проработавшая в  МОУ СОШ №1 им. Д.Комарова более 25 лет завучем по воспитательной работе, является настоящей хранительницей  экспонатов, которые по крупицам собирались и хранились в школе. 

            Школа имеет богатую историю.  Беспримерный подвиг в Великой Отечественной Войне совершил ученик нашей школы Герой Советского Союза командир танка Т -34 гвардии лейтенант  Дмитрий Евлампиевич Комаров.  Все ребята из первого выпуска 1941 года ушли на фронт и погибли, защищая Родину от фашизма.  Письма с фронта учеников, учителей, воспоминания ветеранов, газетные вырезки о жизни школы в годы  войны, когда здесь находился госпиталь, благодарные послания учеников – выпускников военных училищ, которые пошли по стопам героя – земляка и многие другие экспонаты представляют собой огромную воспитательную и научно – познавательную ценность. Музейная педагогика  – новая форма учебного взаимодействия, важная  часть общего, «ежедневного» воспитания учащихся в вопросах истории прошлого, в формировании духовно – нравственных ориентиров у учащихся.

О нас

 

               Задолго до открытия школьного музея, учителя школы под руководством Троцкой Людмилы Леонидовны, принимали участие в оформлении экспонатов об истории школы в годы войны. Многих не оставили равнодушными письма, карточки, фотографии  с фронта, которые можно было  потрогать, обсудить. Письма с фронта…. Они занимают особое место среди экспонатов школьного музея, играют первостепенную роль в воссоздании «живого образа человека».  Чем дальше уходят годы Великой Отечественной войны, тем с большим волнением и бережностью относимся мы к  заветным «треугольникам» – самым дорогим реликвиям, которые передавались из поколения в поколение.   Ребят  заинтересовала работа с архивными документами , они могли рассказать об этом. В год открытия школьного музея первыми его экскурсоводами стали ребята 8А , записавшись всем классом (23 человека)  в кружок «Поиск».

            Тесное  сотрудничество и взаимодействие  с ней помогает классным руководителям планировать  и проводить  мероприятия на материалах школьного музея, развивать сотворчество, активность, самодеятельность ребят класса в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов.

 

Наши достижения

 

 Актив музея: учащиеся 11 Б и их классный руководитель Санаткина Г.П., учащиеся 6 А и их классный руководитель Кропотова Т.П. были награждены Дипломами 3 степени за участие  во Всероссийской акции - конкурсе проекте социальной направленности «Я –Гражданин России»  (время действия проекта: 2007 – 2012 гг.) ,  который способствует формированию  интереса  к истории страны, своей малой Родины, школы и уважительного  отношения  к нравственным ценностям прошлых поколений.

 Цель проекта:

 Развитие  гражданско – патриотического воспитания  на материалах школьного музея.

Основные направления:

- Поисково-собирательское. Это направление даёт возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. Много исследовательских работ на материалах музея ребята создали за 4 года. Самые яркие о выпускниках: о Д.Комарове, М.Светлове, первых выпусках, ветеранах – участниках войны и т.д

Например, собирая материал о Михаиле Светлове, выпускнике школы 1939 г., курсанте Московского командного училища 1941 г., который погиб в самом начале войны, удалось воссоздать его жизнь по почтовым карточкам,   который посылал Михаил  своим  родным по мере следования на фронт: Костромская, Ярославская, Пензенская обл. …

     «Здравствуйте, дорогие родители папочка и мамочка, а также бабушка и Витя. В настоящее время пока жив и здоров и вам, дорогие мои родители, от всего сердца желаю доброго здоровья. Если буду жив и здоров, то постараюсь за всю вашу заботу отблагодарить на деле.»   

16.10.1941 г. –последняя весточка с фронта.

Родственники не знали, когда погиб и  где захоронен М.Светлов.  Л.Л. Троцкая сделала запрос в  центральный архив министерства обороны и в этом году, в августе пришёл ответ, что командир взвода 1103 стрелкового полка 328 М.П.Светлов погиб 14.12.1941 г. и похоронен в с. Ивановское Тульской области.

Бережно перебирая пожелтевшие от времени листочки писем с фронта, невольно окажешься в атмосфере того времени и понимаешь, какую историческую ценность они представляют, ведь по ним можно проследить историю целого поколения. Не все солдаты были героями, но все честно выполняли свой воинский и гражданский долг. 

- Экскурсионное. Подготовка и проведение экскурсии в школьном музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Есть определённая группа учащихся, освоивших  экскурсионное дело и желающих проводить экскурсии. Если раньше приходилось очень долго готовиться  к выбору темы, составлению текста, сейчас таких проблем нет. Ученики сами распределяют роли, выбирают материал. Очень виден прогресс в презентационных, коммуникативных  навыках подачи материала.      

Что сделано:

Учениками кружка «Поиск»  ежегодно проводятся  экскурсии по темам:

- «Подвиг Д.Комарова»  для учащихся школы  (2-9 классы), для учащихся МОУ СОШ №2, МОУ СОШ №14, гостей из Н. Новгорода активу МОУ ДОД ЦДТ.

- «По стопам героя» о выпускниках школы, закончивших военные училища.

-«Школа в годы войны».

- «Учителя-ветераны войны».

- «Дети войны»

- «Первые выпуски»

- «Пионерская организация школы»

- «Традиции школы»

- «Письма с фронта»

- «Старые фотографии расскажут.

- Культурно-массовые мероприятия, дела. Встречи с участниками Великой Отечественной войны, учителями – ветеранами, выпускниками прошлых лет, деятелями  науки, культуры и искусства. Школьный музей органично вписывается в план работы всего общеобразовательного учреждения.

Учениками   кружка «Поиск» ежегодно проводятся передачи «От всей души» для учителей-ветеранов:

- «От А до Я в любом открытии всё начинается с учителя»,

-«У старости мудрое лицо»,

- «Учителя – ветераны ВОВ»,

- «День Победы – это радостный и грустный праздник»,

- « Дети войны»,

- «Письма с фронта»

 

       Формы и методы работы:

В основе лежит личностно-деятельностный подход к ребёнку, педагогика сотрудничества, многообразие образовательных маршрутов и право их свободного выбора учащимися создаёт условия для самоактуализации личности и её социализации. Если на уроках истории учащиеся получают  основы знаний о городе и крае, то во внеурочной деятельности они могут углубить и расширить эти знания, кроме того, реализовать их в  одном из видов практической  деятельности, получить профессиональные навыки экскурсовода, исследователя, музейного работника.

Творческий потенциал детей сегодня может и должен быть использован и школой, и музеем. В деятельности школьного музея можно проследить большое разнообразие форм и методов работы с использованием музейных материалов в учебном процессе, обогащение содержания работы новыми формами, подсказанными современностью. Так появились музейные проекты, интерактивные, новые формы учебного взаимодействия в школе.

Проведение занятий требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика.

Музейные педагогические технологии:

Сверхзадача классного руководителя:  создание условий для выработки у учащихся позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении  к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки.

Особенно эффективны в музейной педагогике технология коллективных творческих дел, технологии проблемного  и индивидуального обучения.

Как один из вариантов технологии индивидуального обучения может быть использован метод проектов. Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

 

 

 

Наши проекты

 

Переписка  по e- mail:

  с выпускниками военных училищ:

- Малковым  Сергеем, выпускником школы1985 года, выпускником Благовещенского училища,

- с Роженцовым В.П, выпускником 1969 года, который по рекомендации  Шахунского РКВЛКСМ был направлен, как лучший комсомолец, в Благовещенское высшее командное Краснознамённое училище имени маршала Советского Союза К.А. Мерецкого, которое закончил с отличием, затем поступил  в военную академию бронетанковых войск имени Маршала Советского Союза Малиновского Р.Я. С отличием закончил академию. Присуждена учёная степень кандидата технических наук.

Участие в конкурсах

- Смирнов Вячеслав, занял 1 место в районном конкурсе «Мой первый учитель»

- Раевская Аля,  стала лауреатом конкурса компьютерных  презентаций «Салют, Победа!»

Большую исследовательскую работу провели все ребята школы  по теме «История семьи в истории страны».

 

Защита проектов -15, исследовательских работ – 20человек.

Конкурсы плакатов, сочинений, – 23,  эссе - 22человека

Наши партнёры

 

Связь с другими школами, городами.

     В 2009 г. состоялась тёплая встреча по обмену наработок  по музейной педагогике с педагогами и ребятами «Школы молодого лидера»  МОУ ДОД ЦДТ из  г. Нижний Новгород. 

 

Контакты

 

8(831)52 2-16-61 - директор школы

8(831)52 2-17-54 - учебная часть

8(831)52 2-70-53 - канцелярия школы

8(831)52 2-73-69 - бухгалтерия школы (факс)

ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС САЙТА УЧРЕДИТЕЛЯ:http://www.shahunia.ru/main/

E-mail: shah-school1@mail.ru