Организация на базе музея научно-исследовательской и культурно-просветительской работы.

 Санаткина Галина Павловна

«Память - это тот посох, на который человек опирается в своем жизненном пути, она делает его зрячим…»

В.П.Астафьев

            Музей  «Вехи памяти», созданный к 70-летию школы в 2007 году при МОУ СОШ №1 им. Д.Комарова  г. Шахуньи,  является одной из форм дополнительного образования в условиях данного образовательного учреждения. 

            Школа имеет богатую историю.  Беспримерный подвиг в Великой Отечественной Войне совершил ученик нашей школы Герой Советского Союза командир танка Т -34 гвардии лейтенант  Дмитрий Евлампиевич Комаров.  Все ребята из первого выпуска 1941 года ушли на фронт и погибли, защищая Родину от фашизма.  Письма с фронта учеников, учителей, воспоминания ветеранов, газетные вырезки о жизни школы в годы  войны, когда здесь находился госпиталь, благодарные послания учеников – выпускников военных училищ, которые пошли по стопам героя – земляка и многие другие экспонаты представляют собой огромную воспитательную и научно – познавательную ценность. Музейная педагогика  – новая форма учебного взаимодействия, важная  часть общего, «ежедневного» воспитания учащихся в вопросах истории прошлого, в формировании духовно – нравственных ориентиров у учащихся.

       Цель музейной педагогикисоздание условий для развития личности путём  включения её в многообразную деятельность школьного музея.

Задачи музейной педагогики:

§  Воспитание любви к школе и уважения к учителям;

§  Воспитание любви к родному краю  и людям;

§  Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции;

§  Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою  неповторимую индивидуальность;

§  Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики.

               Задолго до открытия школьного музея,  принимая участие в оформлении экспонатов об истории школы в годы войны, привлекла к работе учеников своего класса. (Тогда они учились в 8-м классе.) Их не оставили равнодушными письма, карточки, фотографии  с фронта, которые они могли  потрогать, обсудить. Письма с фронта…. Они занимают особое место среди экспонатов школьного музея, играют первостепенную роль в воссоздании «живого образа человека».  Чем дальше уходят годы Великой Отечественной войны, тем с большим волнением и бережностью относимся мы к  заветным «треугольникам» – самым дорогим реликвиям, которые передавались из поколения в поколение.   Ребята могли рассказать об этом. Поэтому первыми экскурсоводами в музее стали эти ребята. Записались всем классом (23 человека)  в кружок «Поиск», который ведёт директор  школьного музея Троцкая Л.Л.  

            Тесное  сотрудничество и взаимодействие  с ней помогает мне планировать  и проводить  мероприятия на материалах школьного музея, развивать сотворчество, активность, самодеятельность ребят класса в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов.

Участие в проектах социальной направленности

  • Проект социальной направленности «Я –Гражданин России»  (время действия проекта: 2007 – 2012 гг.) способствовал формированию  интереса  к истории страны, своей малой Родины, школы и уважительного  отношения  к нравственным ценностям прошлых поколений.

 Цель проекта:

 Развитие  гражданско – патриотического воспитания  на материалах школьного музея.

    Вместе с активом из десяти учащихся моего класса, входим в  Совет музея. Вместе планируем работу на каждую четверть  по проведению экскурсий. Ежегодно  составляется план работы кружка и план работы музея, согласно которым  проводятся внеурочные мероприятия,  как для учащихся нашей школы, так и для гостей города, района, области.

       В реализации проекта  музейная педагогика дает возможность:

 -   осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности;

- организовать дополнительные внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее;

- воспитывать  патриотическое сознание школьников;

 - развивать  коммуникативные компетенции, навыки  исследовательской работы учащихся;

- формировать чувства ответственности и  гордости за свою  школу, семью, чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.                                             

Основные направления:

- Поисково-собирательское. Это направление даёт возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. Много исследовательских работ на материалах музея ребята создали за 4 года. Самые яркие о выпускниках: о Д.Комарове, М.Светлове, первых выпусках, ветеранах – участниках войны и т.д

Например, собирая материал о Михаиле Светлове, выпускнике школы 1939 г., курсанте Московского командного училища 1941 г., который погиб в самом начале войны, удалось воссоздать его жизнь по почтовым карточкам,   который посылал Михаил  своим  родным по мере следования на фронт: Костромская, Ярославская, Пензенская обл. …

     «Здравствуйте, дорогие родители папочка и мамочка, а также бабушка и Витя. В настоящее время пока жив и здоров и вам, дорогие мои родители, от всего сердца желаю доброго здоровья. Если буду жив и здоров, то постараюсь за всю вашу заботу отблагодарить на деле.»   

16.10.1941 г. –последняя весточка с фронта.

Родственники не знали, когда погиб и  где захоронен М.Светлов.  Л.Л. Троцкая сделала запрос в  центральный архив министерства обороны и в этом году, в августе пришёл ответ, что командир взвода 1103 стрелкового полка 328 М.П.Светлов погиб 14.12.1941 г. и похоронен в с. Ивановское Тульской области.

Бережно перебирая пожелтевшие от времени листочки писем с фронта, невольно окажешься в атмосфере того времени и понимаешь, какую историческую ценность они представляют, ведь по ним можно проследить историю целого поколения. Не все солдаты были героями, но все честно выполняли свой воинский и гражданский долг.

- Экскурсионное. Подготовка и проведение экскурсии в школьном музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Есть определённая группа учащихся, освоивших  экскурсионное дело и желающих проводить экскурсии. Если раньше приходилось очень долго готовиться  к выбору темы, составлению текста, сейчас таких проблем нет. Ученики сами распределяют роли, выбирают материал. Очень виден прогресс в презентационных, коммуникативных  навыках подачи материала.      

 

Учениками  кружка «Поиск» согласно плану работы музея проводятся экскурсии по темам:

- «Подвиг Д.Комарова»  для учащихся школы  (2-9 классы), для учащихся МОУ СОШ №2, МОУ СОШ №14, гостей из Н. Новгорода

- «По стопам героя» о выпускниках школы, закончивших военные училища.

-«Школа в годы войны».

- «Учителя-ветераны войны».

- «Дети войны»

- «Первые выпуски»

- «Пионерская организация школы»

- «Традиции школы»

- «Письма с фронта»

- «Старые фотографии расскажут.

- Культурно-массовые мероприятия, дела. Встречи с участниками Великой Отечественной войны, учителями – ветеранами, выпускниками прошлых лет, деятелями  науки, культуры и искусства. Школьный музей органично вписывается в план работы всего общеобразовательного учреждения.

Цикл передач «От всей души» для учителей-ветеранов:

- «От А до Я в любом открытии всё начинается с учителя»,

-«У старости мудрое лицо»,

- «Учителя – ветераны ВОВ»,

- «День Победы – это радостный и грустный праздник»,

- « Дети войны»,

- «Письма с фронта»

 

       Формы и методы работы.

В основе лежит личностно-деятельностный подход к ребёнку, педагогика сотрудничества, многообразие образовательных маршрутов и право их свободного выбора учащимися создаёт условия для самоактуализации личности и её социализации. Если на уроках истории учащиеся получают  основы знаний о городе и крае, то во внеурочной деятельности они могут углубить и расширить эти знания, кроме того, реализовать их в  одном из видов практической  деятельности, получить профессиональные навыки экскурсовода, исследователя, музейного работника.

Творческий потенциал детей сегодня может и должен быть использован и школой, и музеем. В деятельности школьного музея можно проследить большое разнообразие форм и методов работы с использованием музейных материалов в учебном процессе, обогащение содержания работы новыми формами, подсказанными современностью. Так появились музейные проекты, интерактивные, новые формы учебного взаимодействия в школе.

Проведение занятий требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика.

 

 

Связь с другими школами, городами.

     В 2009 г. состоялась тёплая встреча по обмену наработок  по музейной педагогике с педагогами и ребятами «Школы молодого лидера»  МОУ ДОД ЦДТ из  г. Нижний Новгород.

 

            

 

Переписка  по e- mail:

  с выпускниками военных училищ:

- Малковым  Сергеем, выпускником школы1985 года, выпускником Благовещенского училища,

- с Роженцовым В.П, выпускником 1969 года, который по рекомендации  Шахунского РКВЛКСМ был направлен, как лучший комсомолец, в Благовещенское высшее командное Краснознамённое училище имени маршала Советского Союза К.А. Мерецкого, которое закончил с отличием, затем поступил  в военную академию бронетанковых войск имени Маршала Советского Союза Малиновского Р.Я. С отличием закончил академию. Присуждена учёная степень кандидата технических наук.

Участие в конкурсах

- Смирнов Вячеслав, занял 1 место в районном конкурсе «Мой первый учитель»

- Раевская Аля,  стала лауреатом конкурса компьютерных  презентаций «Салют, Победа!»

Большую исследовательскую работу провели все ребята по теме «История семьи в истории страны».

Защита проектов -15, исследовательских работ – 20человек.

Конкурсы плакатов, сочинений, – 23,  эссе - 22человека.

       В этом году мой 11Б последний учебный год работает в музее, в 2012 году будем подводить к завершению социальный проект«Я –Гражданин России».  Результат проекта в виде отчуждаемого продукта мы видим в созданных детьми конкурсных работах, творческих проектах, презентациях.

  Неотчуждаемый продукт выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте, в дальнейшем желании принимать участие в жизни страны.

    Внутренний результат увидеть сложнее.    Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:

-собеседование,

- методика сочинений,

- наблюдения,

- тестирования и др.

 

Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем,  насколько владеем мы  умениями развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности. Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в  коммуникативные ситуации, требуя проявления  качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким качествам можно отнести рефлексию, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска. В то же время эти качества составляют гуманистический потенциал учителя и способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность  педагогического взаимодействия, повышение качества образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения – главной цели современной школы, выполняющей социальный заказ общества.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №1  им. Д. Комарова города Шахуньи

Нижегородской области

Районный конкурс

КАЛЕЙДОСКОП МЕТОДИЧЕСКИХ ИДЕЙ

Номинация конкурса «Социальный проект»

Название работы

«Учителями славится Россия,

ученики приносят славу ей»

(на материалах школьного музея «Вехи памяти»)

Автор  работы:

Санаткина Галина Павловна,

учитель английского языка

МБОУ СОШ №1  им. Д. Комарова

г. Шахунья  2013

2

Информационная карта

Наименование проекта

«Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей»

Автор проекта

Санаткина Галина Павловна

Обоснование актуальности и социальной

значимости проекта

Актуальность и социальная значимость проекта заключается в том, что он  направлен на формирование личности как идеального представителя гражданского общества на материалах школьного музея. Данный проект способствует осознанию учащимися своей сопричастности к истории школы. Проект способствует  формированию гражданской идентичности личности, осознанию себя как гражданина, уважающего историю своей школы, испытывающего гордость за свою школу, учителей  и учеников, прославивших её.   При распределении на группы  каждый нёс ответственность за общее дело, учился работать в команде, быть толерантным. Умение общаться, сотрудничать, самостоятельно принимать решения при создании буклетов  было важно на всех этапах работы над проектом. При обработке материала, оформлении, тиражировании большое значение имеет развитие творческих способностей, формирование коммуникативных навыков.  Значимость проекта заключается в том, что все учащиеся 5 Б приняли участие в создании буклетов и замотивированы на дальнейшую работу в этом направлении. Значимость проекта заключается в его практическом применении: на любой встрече выпускников, на передачах «От всей души», на праздниках, посвящённых Дню учителя, Дню победы, Дню знаний на память о встрече подарить буклеты будет значимо, востребовано и приятно для присутствующих, с одной стороны. С другой стороны, пропаганда и тиражирование буклетов не только способствует лучшему знакомству с историей  школы, её учителями  и учениками, но и мотивирует к дальнейшему сотрудничеству и созданию совместных продуктов на материалах музея. При этом всегда виден личностный рост учеников, которые в дальнейшем принимают самое активное участие в проведении экскурсий или в исследовательской деятельности.  Когда ребята с удовольствием  участвуют в сборе информации, оформлении, интервьюировании, проведении исследований на основе музейного материала,  они  чувствуют ответственность за общий результат, учатся работать в команде, формируют  навыки взаимодействия  в социуме.

Цели и задачи проекта

 

Цель проекта:

Развитие  гражданско – патриотического воспитания  на материалах школьного музея.                              

Задачи:

- воспитывать  патриотическое сознание школьников через создание совместных продуктов  - буклетов об учителях и выпускниках школы;

- формировать  интерес к истории своей школы и уважительное отношение к нравственным ценностям прошлых поколений;

- развивать  коммуникативные компетенции, навыки  исследовательской работы учащихся;

- формировать чувства ответственности и  гордости за свою  школу, семью, чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.  

-создать буклеты об учителях и учениках школы с целью пропаганды и тиражирования.        

                                 

Краткая аннотация содержания проекта

Участники проекта разделились на группы, выбрали учителей и учеников, про которых они будут делать буклеты, вели сбор информации, брали интервью, привлекали родителей к сотрудничеству при составлении эскизов и оформлении буклетов.

Идеей создания проектов – буклетов заинтересовались некоторые родители, которые закончили  школу №1. Они выразили желание сделать буклеты о своих учителях и выпусках, т.е . проект получился совместным продуктом (У-Р-У: учащиеся – родители - учитель).

 За период январь – март 2013 года было сделано 10 образцов буклетов ( больше, чем было запланировано).

Каждый буклет решили напечатать в количестве 20 штук. Итого: напечатано200 буклетов, которые ждут в музее посетителей.

Сроки выполнения проекта

январь - март 2013 г.

Материально-техническая база и предполагаемая стоимость проекта

Компьютер, принтер, сканер находятся в каб.№1, где происходит тираж буклетов.

Деньги на заправку картриджей и приобретение  бумаги для печати буклетов выделил родительский комитет 1000 рублей.

4

  1. Постановка проблемы.

     С открытием Музея «Вехи памяти» (2007 г.) при МБОУ СОШ им. Дм. Комарова активно участвую в его жизни, применяя музейную педагогику в осуществлении  нетрадиционного  подхода  к образованию, основанного на интересе детей к исследовательской деятельности.  Музей является одной из форм дополнительного образования в условиях данного образовательного учреждения,  развивающий сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, которые имеют воспитательную и научно-познавательную ценность.  Поэтому  воспитательную систему класса строю через создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.

 Основные направления, по которым я работаю с 2007 по настоящее время:

- Поисково-собирательское;

- Экскурсионное;

-Культурно-массовые мероприятия, дела. 

Опыт работы подробно описан в печатном издании НИРО «Школа», №21, декабрь 2011г.,  на сайте:

http://nsportal.ru/site/shkolnyy-muzey-vehi-pamyati-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-shahunskoy-sredney

Взаимопонимание, сотрудничество, детско-взрослая совместная  деятельность на материалах музея, всё это  позволило нам  участвовать   в региональном этапе ХII  Всероссийской акции «Я – Гражданин России» в 2012 году. Ребята моего класса стали призёрами и были награждены Дипломом III степени. 11Б класс - выпускной класс 2012 года - первые экскурсоводы музея, всем классом посещающие кружок «Поиск» при музее, выпорхнули из стен родной школы.

                                                                                               (Приложение 1)

Начался новый учебный год. Классное руководство в 5 Б классе (31 ученик). Чем заинтересовать, замотивировать на совместную деятельность в музее с учётом их возраста, интересов, опыта?

Столкнулась с проблемами и вопросами:

  1. Нежелание многих учащихся записаться и заниматься в кружке «Поиск». Как изменить ситуацию? Чем заинтересовать?

                                                                                 (Приложение 2)

5

  1. Отработанная система по музейной педагогике с предыдущим классом не могла быть применена в новом классе в силу возрастных особенностей. Менять методы, приёмы? Искать  новые подходы?

На первом родительском собрании  донесла до родителей о важности совместной деятельности на материалах музея, т.к. сотрудничество в музее - альтернатива  бездуховности, безнравственности, бесцельному время провождению, компьютерным играм.  

С целью заинтересовать учащихся уникальной историей школы  в сентябре - октябре  провела экскурсии по темам:

 - «Подвиг Д.Комарова»  

- «По стопам героя» о выпускниках школы, закончивших военные училища.

- «Традиции школы»

- «Письма с фронта».

Некоторые экспонаты музея оказались значимыми  для ребят моего класса, т.к. среди них есть информация об их родственниках, которые ковали победу на фронте и в тылу.

Всем ученикам были подарены буклеты о Дм. Комарове в знак приёма в экскурсоводы.  Именно тогда у меня появилась идея о создании буклетов об учителях и учениках, которые прославили родную школу.

Я вспомнила встречи выпускников, передачи «От всей души», экскурсии для ребят школы №1 и других школ, гостей, которым было очень приятно получить в подарок буклет о школе, которых всегда не  хватало на всех присутствующих. Выпускники прошлых лет, живущие в отдалённых уголках страны, давно вышли с предложением о создании виртуального музея (Кудина Е.В., Пономарёва  М. П.), о создании книги о школе (Кантерин В. А.)

Проблема: Недостаточна пропаганда о школе, её удивительной истории, учителях - ветеранах педагогического труда и учениках, прославивших школу №1.

Я предположила, что проблему можно решить следующим образом:

- написать книгу об истории школы (Совместно с Кропотовой Т.П. напечатали книгу первую по воспоминаниям очевидцев об истории школы, ведётся сбор информации для книги второй)

- создать виртуальный музей «Вехи памяти»,

- создать и напечатать буклеты о важных школьных событиях, учителях, учениках, которые должны храниться в музее и раздаваться посетителям. Необходимо напечатать достаточное количество.

6

Если предложить моим пятиклассникам создавать  буклеты, они  включатся в многообразную деятельность школьного музея. Для начала научить эстетично, грамотно, правильно их это делать.  (гипотеза)

Школа №1 им. Дм. Комарова не только имеет богатую историю, но гордится своими известными выпускниками: учёными, кандидатами физических, химических наук, военными и, конечно, учителями – ветеранами педагогического труда, о которых  нужно знать и помнить.

Название проекта: «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей».

Цель проекта:

Развитие  гражданско – патриотического воспитания  на материалах школьного музея.                              

Задачи:

- воспитывать  патриотическое сознание школьников через создание совместных продуктов  - буклетов об учителях и выпускниках школы;

- формировать  интерес к истории своей школы и уважительное отношение к нравственным ценностям прошлых поколений;

- развивать  коммуникативные компетенции, навыки  исследовательской работы учащихся;

- формировать чувства ответственности и  гордости за свою  школу, семью, чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.  

-создать буклеты об учителях и учениках школы с целью пропаганды и тиражирования.        

Актуальность  проекта заключается в том, что воспитывать  патриотическое сознание школьников через создание совместных продуктов  - буклетов об учителях и выпускниках школы способствует формированию чувства ответственности и  гордости за свою  школу, семью. Пятиклассникам важно, что им доверили такое важное дело – создать авторский буклет. Работая над проектом, они испытывают чувство сопричастности к прошлому и настоящему, проявляют  интерес к истории своей школы и уважительного отношение к нравственным ценностям прошлых поколений. При этом  развиваются   коммуникативные компетенции, навыки  исследовательской работы учащихся. Они выполняют социальные роли и при этом учатся взаимодействовать в команде. «Ежедневное» воспитание учащихся в вопросах истории школы, в формировании духовно – нравственных ориентиров, в формировании самосознания, в становлении активной жизненной позиции, в развитии творческих и организаторских способностей становится возможным, благодаря новой форме учебного взаимодействия – музейной педагогике.

Буклеты - продукты проектирования имеют социальную направленность и практическое значение. Они могут быть подарены ветеранам, учителям, гостям, учащимся других школ, родителям с целью тиражирования и пропаганды информации о своей школе.

7

Освоив работу в Publisher,  все учащиеся могут создавать в дальнейшем  разнообразные проекты в этой программе.

2. Сбор и анализ    информации  по избранной   проблеме.

На классном часе в январе 2013 г. моё предложение о создании буклетов учащиеся поддержали. В ходе обсуждения мы решили разделить работу по нескольким направлениям и создать для этого несколько рабочих групп. Первая  группа «Краеведы» объединила в своих рядах учащихся, чьи родители окончили школу №1. Их задача: опросить своих родителей об учителях и учениках - одноклассниках, которые прославили нашу школу, собрать, записать информацию, сделать фотографии. (10 учащихся)

Вторая группа «Практики» - учащиеся владеющие компьютером, которые могут создавать продукты в программе Publisher и профессионально  печатать в Word.(10 учащихся).

 Третья группа «Экскурсоводы» - Актив музея, учащиеся, посещающие кружок «Поиск». Они работают с экспонатами, материалом  музея. За период работы над проектом, эта группа приготовила и провела  экскурсии о Дм. Комарове и выпускниках военных училищ. 

  1. Реализация плана действий проекта.

       В январе был составлен план работы по направлениям, выбраны ответственные учащиеся в каждой группе, распределены обязанности. Было решено делать отчёты о проделанной работе в конце каждой недели. 

    Направляя ребят в нужном направлении, обучая работе в программе Publisher, обнаружила положительные изменения в воспитанниках: желание узнать больше о родной школе, желание как можно нагляднее, доступнее сделать свой продукт, дружелюбное отношение друг к другу.  На пользу был и соревновательный момент между группами. Они так увлеклись, что в качестве пробного буклета первый свой продукт  сделали о своём классе, затем о родителях, к 8 марта мальчики – девочкам,  к 23 февраля девочки – мальчикам.

       Когда научились оформлять материал в программе Publisher, большого труда не составило оформить собранный материал об учителях – ветеранах педагогического труда: Троцкой Л.Л., Сухариной Е. В., Соловьёве Ю.В., учениках, прославивших школу в разные периоды: Смирновой Т, Соколовой В, Роженцеве В. и т.д.

       За период работы над проектом (январь – март) ребята работали с архивными документами в музее, сотрудничали с заведующей канцелярией  школы №1им. Дм. Комарова  Баруткиной Л. А., брали интервью у учителей- ветеранов, делали выписки из районной газеты «Знамя труда».

8

Для формирования общественного мнения  выпускались заметки в школьной газете «Комаровец», о проделанной работе информировались родители, директор и  учителя школы. Пробные буклеты Евгений Иванович Квашнин трепетно хранит у себя в кабинете и показывает гостям,  делится с посетителями. Первые свои продукты учащиеся 5 Б класса подарили присутствующим в ходе проведения передачи «От всей души», посвящённой Дню 8 марта. Это была первая  передача, которую я приготовила с новым  составом- моими пятиклассниками. И они не подвели!

Степень участия ребят  в разработке и реализации проекта -100%. Каждый принял участие в создании буклетов. Самое главное, что они не хотят останавливаться на достигнутом.

Жизнеспособность проекта.

Вместе с ребятами мы запланировали сделать к летним каникулам 20 образцов буклетов с целью распространения. Ведь именно летом бывает самый большой наплыв выпускников прошлых лет, гостей – ветеранов, которые посещают музей школы и им будет очень приятно на память принять скромный подарок – буклет о родной школе. В основном, эти буклеты мы планируем сделать об учителях – ветеранах педагогического труда. Идею создания буклетов о классе (активе, традициях класса, лучших спортсменах и т.д.) подхватили некоторые  классные руководители.

  1. Ожидаемые результаты проекта.

Результат социального проекта в виде отчуждаемого продукта мы видим в созданных детьми буклетах.

 Неотчуждаемый продукт выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью каждого учащегося, в его  духовном росте, в дальнейшем желании принимать участие в работе в музее, создавать буклеты о других учителях  и учениках.                        

 Внутренний результат увидеть сложнее.  Диагностика реализации проекта  осуществляется с помощью разнообразных методов:

-собеседование,

- методика сочинений,

- наблюдения,

- тестирования и анкетирование.                            

                                                                                               (Приложение 3)

За период работы над проектом ребята узнали много интересных фактов о школе, учителях, учениках.  Выполняя поставленные перед собой  задачи я старалась воспитывать  патриотическое сознание школьников через создание совместных продуктов  - буклетов об учителях и выпускниках школы, формируя  интерес к истории своей школы

9

и уважительное отношение к нравственным ценностям прошлых поколений. Очень благодарна родителям ребят, родительскому комитету, которые принимают самое активное участие в жизни класса. Мы провели совместные мероприятия, посвящённые

Дню знаний, Дню матери, праздник «23+8», обзорную экскурсию в музее. Мы вместе формируем у ребят чувства ответственности и  гордости за свою  школу, семью, чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.  


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ СОШ №1 им. Д.Комарова Дмитрий Комаров – человек высокой чести, достоинства и мужества. Выполнил работу: Санаткин Николай, 9Б класс Учитель: Завьялова А.А.

Слайд 2

Имя Героя Советского Союза Д.Е. Комарова носит средняя школа №1. Беспримерный подвиг в Великой Отечественной войне совершил 24 июня 1944 года бывший ученик школы №1 командир танка Т -34 гвардии лейтенант Дмитрий Евлампиевич Комаров. Перед школой установлен памятник герою.

Слайд 3

Проходя каждый день мимо памятника герою, расположенного перед зданием школы, невольно задаёшься вопросом: «Каким же был этот скромный паренёк из д. Синчуваж, совершивший первым в мире танковый таран бронепоезда?» Поэтому мы поехали на Родину героя в д. Синчуваж, д.Зотики, где живет Комарова Е.Е.(Гусева).

Слайд 4

Особенно дорога Екатерине Евлампиевне красная папка с Указом о присвоении Дмитрию звания Героя Советского Союза.

Слайд 5

В семье Евлампия Фалалеевича и Анны Ивановны Комаровых Дмитрий был старшим в семье, затем шли Ефим, Яков, Павел и Екатерина. Родители Д.Комарова были очень работящими. Отец по тем временам человеком был грамотным: умел читать и писать. Умерли в 1981г., пережив один другого лишь на две недели.

Слайд 6

Учёба - Семи лет Дмитрий пошел в начальную школу, которая находилась в деревне Петухи, что в полутора километрах от родной деревни. Семилетний Митя Комаров, чуть–чуть курносый, вихрастый, худенький мальчуган, в новеньких лаптях, домотканых портках, с холщовой сумкой через плечо совершал ежедневно путь по этой дороге в школу и обратно. Учителями Димы в д. Петухи были Мария Фёдоровна Наумова и Анастасия Семёновна Корсакова.

Слайд 7

- После окончания четырех классов Дмитрий учился в Черновской неполной средней школы. В селе Чёрное он жил у тётки Румянцевой Ефросиньи Фалалеевны. - В 1937 -38 гг. Д. Комаров учился в Шахунской средней школе №1., жил на квартире в деревне Лехановцы под Шахуньей. Отец за «постой» отвёз хозяину пуд муки, мешок картошки, десятка три яиц, кусок сала, луку да крупы.

Слайд 8

Работа на станции Шахунья ( 1938-1941гг.) После 9-го класса Дмитрий поступил по совету хозяина квартиры на работу в контору ремонтно-путевой колонны станции Шахунья. Он вначале несколько дней работал учеником, а вскоре был зачислен в штат в качестве счетовода. Через три месяца Митю перевели на самостоятельный участок работы бухгалтером, хотя он еще не достиг совершеннолетия. Мечтал стать инженером.

Слайд 9

Учёба в г. Ветлуга (1941-1943гг.) В 1941 году Дмитрий Комаров поступает в автомобильно - мотоциклетное училище в г. Ветлуге. Два года изучает военное дело. Училище в течение этих двух лет было преобразовано в танковое. Дмитрий Комаров был выпущен офицером танковых войск и направлен на фронт командиром танка Т-34.

Слайд 10

Первая награда героя Командиру танка Т – 34 Д.Комарову, участвовавшему в боях за Речицу в Белорусии, была вручена 18 ноября 1943 года правительственная награда - орден Красной Звезды.

Слайд 11

Золотая Звезда После госпиталя он снова вернулся и боевую семью танкистов. За мужество и отвагу, проявленные в бою у станции Черные Броды , Дмитрий Евлампиевич Комаров был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза. Д.Комаров погиб при освобождении Польши 4 сентября 1944 года и похоронен с воинскими почестями на кладбище в польской деревне Заторы за рекой Нарев, а звание Героя Советского Союза были присвоено ему 26 сентября 1944 года.

Слайд 12

1.Альбом История школы г. Шахунья(Архив школы). 2. Воробьёв Идём на таран// Сельская молодёжь 1984 №4. 3. Кашин В. В квадратах мужества// Знамя труда, г.Шахунья 1970 -27 октября. 4. Комарова Е.Е. (Гусева) Воспоминания.2007г.(Архив Завьяловой А.А.) 5. Левшенков В. Идём на таран. В-Вки, 1966. 6. Никитин В. Зачислен навечно. //Знамя труда, г.Шахунья 1991 -28 сентября. 7. Соколов В. Из рода Комаровых// Знамя труда, г.Шахунья 1996 – 25 января. 8. Сизый С. Танк идёт на таран.// Знамя труда, г.Шахунья 1984 – 10 июля. Литература


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com