Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Л. Толстой
Психология думающего учителя... Быть может, кому-то эта
фраза показалась странной или даже обидной. То есть, как “ду-
мающего”? Разве может быть иначе? Судите сами.
Если честно, часто ли мы ставим себе такие вопросы, как:
«Каков я как учитель? Что я сейчас делаю и почему именно так?
Почему я получил такой результат, а не иной? Как воспринима-
ют и понимают меня ученики? Почему я так расстроился (обра-
довался, смутился, рассердился)? Действительно ли я понимаю
своих учеников? Понимают ли они меня?…»
Или, может быть, проще, не вдаваясь в долгие рассуждения
с самим собой, объяснять себе в случае затруднения: «Этот уче-
ник плохо учится, потому что неспособный. А вот этот дерзит
мне, потому что плохо воспитан». И совсем успокоиться, убе-
див себя, что как учитель «я делаю все правильно и хорошо. Тем
более, что и завуч меня недавно похвалил». Конечно, такая по-
зиция учителя и удобнее, и спокойнее: при такой нервной и фи-
зической нагрузке еще и мучить себя вопросами, сомнениями...
Да, отвечать на вопросы, приведенные выше, которые все
же ставит перед собой профессиональный учитель, бывает дей-
ствительно трудно. Размышления требуют времени, волевых уси-
лий, вырывают его из уютного мира привычной жизни, приво-
дят к небезболезненным признаниям своих ошибок, подвигают
к переоценке ценностей, заставляют изменять себя. Это так. Но
только такой - думающий, сомневающийся, анализирующий себя
учитель становится настоящим мастером своей профессии. Толь-
ко такой - думающий, рефлексивный учитель может решать про-
фессиональные задачи, в которых не может быть шаблона: зада-
чи развития личности подрастающего человека.
Это учебное пособие посвящено проблеме профессиональ-
ной рефлексии учителя. В первой главе рассматривается пред-
ставление о рефлексии в философской и психологической науке,
раскрывается само содержание понятия рефлексии, анализиру-
ются подходы к пониманию ее механизма, обсуждается роль и
место рефлексии в психическом развитии человека, а также про-
О нас
Эссе
Алматинская область город Саркан.
Школа-гимназия №1
Палухиной Ольги Юрьевны
Класс коррекции и выравнивания
Размышляя о своей жизни, я поняла, что на выбор моего жизненного пути повлияли мои дети, которых я учу. Именно поэтому я прекрасно понимаю, что не могу провести ту грань, где заканчивается моя работа и начинается моя личная жизнь. Я работаю учителем-класса коррекции и выравнивания в школе. Я сделала свой выбор и считаю его правильным. Только человек с искренним желанием помочь особым детям сможет по-настоящему любить свою профессию. Прохождение курсов в ЦПМ произвела на меня огромное впечатление и вызвала живой интерес к преподованием уроков в целом, я поняла, что работать по-старому нельзя. Мне нравится работать с особыми детьми, радоваться их успехам и достижениям, особенно когда смотришь в их глаза. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это такие же дети, только они больше нуждаются во внимании, в вере в их силы и возможности. Я решила, что наиболее продуктивными формами работы на уроке будет работа в группах, парах.
Современный мир сложен и многообразен. И мне кажется задача учителя, работающего с особыми детьми, в первую очередь, состоит в том, чтобы помочь ребенку с ограниченными возможностями почувствовать себя в этом мире комфортно, научить его преодолевать жизненные барьеры. Ребенку с проблемами в развитии очень трудно двигаться самому по дороге жизни, и я счастлива протянуть руку помощи такому ребенку. Развитие такого ребенка происходит в совместной деятельности с педагогом, родителями или просто другом. Увидев, как после уроков дети заинтересованы новыми подходами в обучении которые включают в себя педагогические подходы как преподавание на основе диалога. Новые подходы в обучении показали мне моих учеников совсем с другой стороны это способствует эффективному планированию последующих уроков. Дети больше стали открыто высказывать свое мнение, вырабатывают критерии оценивания. Устанавливают нормы поведение в групп, стараются самостоятельно сформулировать ему и цели урока.
Проходя практику в школе, я поняла, что не получала такого удовлетворения от жизни, как после уроков. Здесь каждый день не похож на предыдущий, здесь каждый миг – это поиск чего- то нового, интересного, где нет времени скучать и тратить понапрасну время. На уроке я использовала модуль обучения критическому мышлению. Где дети самостоятельно находили информацию, осмысливали её аргументировали свою точку зрения.
А чтобы добиться уважения и любви со стороны детей, надо доказать, что ты стоишь этого. Как это сделать? Я считаю, что у профессионального педагога должна быть внутренняя мотивация к качественному осуществлению своей деятельности. Он должен обладать творческим потенциалом. На мой взгляд, одним из главных качеств учителя - является готовность помочь овладеть знаниями. Кроме этого для меня одним из важных качеств является артистизм. Занятие становится ярче, живее и интереснее, если мимика и пантомимика учителя показывают, что он сам заинтересован в образовательном процессе. Дети чувствуют, что в них заинтересованы. Поэтому главные принципы моей работы – ЛЮБИТЬ, ПОНИМАТЬ, ПРИНИМАТЬ, СОСТРАДАТЬ, ПОМОГАТЬ.
Контакты
87051117042
Дополнительная информация
Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»
В соответствии с поручениями Главы государства Н.А. Назарбаева Правительством Республики Казахстан 24 мая 2011 года одобрены концептуальные подходы к развитию системы подготовки и повышения квалификации казахстанских учителей и поручено созданному Центру педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с иностранными партнерами разработать многоуровневые Программы повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан с использованием лучшего мирового опыта и педагогической практики.
Направления деятельности Центра педагогического мастерства
В основу деятельности Центра педагогического мастерства положена идея непрерывного профессионального развития учителя в условиях интеграции казахстанского образования в мировое образовательное пространство:
- трансляция накопленного опыта Назарбаев Интеллектуальных школ общеобразовательным школам Республики Казахстан;
- обобщение и распространение лучшего педагогического опыта казахстанских и зарубежных учителей-новаторов;
- разработка рекомендаций по усовершенствованию системы повышения квалификации педагогов страны;
- повышение квалификации казахстанских педагогов в соответствии с мировым опытом.
Адрес: г. Астана, ЖК «Алатау», ВП-3, ул. Туркестан, 2
Телефон: 8 (7172) 799 616
Факс: 8 (7172) 799 600
E-mail: info@cpm.kz
Веб-сайт: www.cpm.kz