отчет4

Палухина Ольга Юрьевна

Отчёт учителя по групповому обсуждению с коллегами

Палухина Ольга Юрьевна             Портфолио учителя Отчёт В3

Группа №4                                                      3 уровня

Город   Талдыкорган                                                                            год.

 

Отчёт об участии  в групповой презентации.

Для отчёта я  выбрала групповую презентацию по созданию атмосферы сотрудничества в серии четырёх последовательных уроков в период практики, так как считаю, что «успешность обучения и преподавания заключается в создании атмосферы, позволяющей личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения». (Задания для выполнения в период практики, стр. 32) От настроя учащихся в начале урока зависит не только, как пройдут все этапы урока, но и его результат.

Во время  обсуждения задания в группе мы с коллегами постарались ответить на все вопросы, которые возникли во время практики по внедрению модуля «Новые подходы в обучении: создание коллаборативной среды». Каждый член нашей группы поделился своим опытом, представил доказательства в виде фотографий и видео. Обсуждение происходило в атмосфере педагогического сотрудничества. Итог своей работы в группе мы представили в виде кластера, где отразили всю рефлексию по заданию. Первым вопросом стало то, чему мы научились при выполнении данного задания на практике. Вопрос не вызвал затруднений, т.к. все коллеги согласились, что благодаря внедрению данного модуля на уроках была создана атмосфера сотрудничества, психологического комфорта и безопасности. Во время обсуждения первого вопроса задания я поделилась с коллегами опытом своей работы. Мне хотелось донести то, что было наработано мною за период практики в школе по внедрению данного модуля, сопоставить с их опытом, выявить трудности, проблемы, и в ходе совместного обсуждения, найти пути решения. Это и удалось сделать в ходе рефлексии в группе. Серию последовательных уроков я проводила в своем классе коррекции и выравнивания, с которым работаю не первый год. Учащиеся коммуникабельные, коллектив сплоченный и дружный. Опасения вызывали те учащиеся, которые влились в коллектив в начале года из других школ. Проведённые уроки показали, что данная категория учеников легко откликалась на мои просьбы, свободно выполняла задания, участвовала в тренингах.

Когда другие участники нашей группы делились своими наблюдениями, мы смогли ответить на второй вопрос о трудностях, с которыми нам пришлось столкнуться в процессе выполнения задания на практике. В частности: новизна задания привела к тому, что некоторые учащиеся не понимали, на первом этапе, предложенные им задания, чувствовалась скованность. Так же к трудностям мы отнесли создание так называемых «не рабочих групп», в своём пояснении мы отметили, что получались группы, сформированные по уровню знаний (только высокомотивированные или  слабо мотивированные учащиеся) либо только девочки или мальчики. Такое разделение на группы, не создавало таких условий, при которых мы, учителя, смогли бы плодотворно провести намеченный урок и достичь поставленных в начале урока целей. Обсуждая в группе вышеуказанную проблему, нами были рассмотрены и представлены в кластере пути, по которым преодолевались сложившиеся на этом этапе трудности. Во-первых, это чёткость при постановке целей задания, точность при его формулировке. Во-вторых, это негласное ранжирование, учитель сам может, не создавая ажиотажа или лишнего (нежелательного) шума разделить учащихся на группы по своему усмотрению: раздать цветные стикеры, определить числовой номер, либо придумать деление с учётом специфики предмета. В-третьих, это системность проводимой работы, которая позволит создать прочную атмосферу сотрудничества и условия для реализации на своих уроках всех модулей Программы.

В ходе рефлексии мы рассмотрели связь данного задания со всеми модулями Программы и получили следующий результат: при разбивке учащихся на группы и создании психологического настроя учитывались возрастные особенности; данное задание способствовало реализации модулей – новые подходы в обучении: диалоговое обучение, парная беседа; развитие критического мышления. Ну и, конечно же, при создании атмосферы сотрудничества мы увидели и проявление, и развитие лидерских качеств личности, а если создана благоприятная среда, то будет достигнут и максимальный успех в обучении, что является основой для развития таланта и одарённости. С коллегами мы сошлись во мнении, что при проведении обсуждения нами были выбраны правильные формы и приёмы для создания коллаборативной среды. Менять ничего бы не стали, если бы была возможность повторить, а наоборот привели всё это в систему, так как четыре урока не достаточно для полного погружения в модуль. При обсуждении в группе мы решили, что результатом выполнения данного задания (и это мы отразили в кластере) стало создание на уроках позитивного психологического настроя, снятие напряжения, сплочение коллектива, развитие интеллектуальных способностей и как итог, повышение качества знаний. Считаю, что к результатам нужно отнести те изменения, которые мы наблюдали в классе: учащиеся свободно выступают перед одноклассниками, включаются в работу пассивные ученики, стираются грани стереотипов, совершенствуются межличностные отношения, изменяются социальные роли, учащиеся сами разрабатывают цели и задачи урока. Учитель же становится более выдержанным, наблюдательным, даёт учащимся возможность высказаться. Происходит полная переоценка своих действий на уроке. Конечно, при прохождении практики в школе мы постоянно обращались к «Руководству для учителя», для нас она стала настольной книгой, а так же к брошюре заданий для выполнения в период практики в школе. Для защиты презентации, спикером, от группы была выдвинута я, так как коллеги посчитали, что смогу достаточно последовательно, логично представить работу нашей группы, сделать общие выводы по теме. Наблюдая за тем, как слушают и реагируют коллеги всей группы на моё выступление, отметила, что все слушатели курсов применяли данный модуль в своей практике в школе и практически все пришли примерно к таким же выводам. Мои умозаключения были подтверждены обратной связью - выступающий, слушатель курсов, отметил изменения не только в процессе преподавания всех коллег нашей группы, но и моё изменённое отношение к подходам  в обучении.  Так как защита презентации была доступной и раскрывающей все положения рефлексии, вопросы от группы не задавались, но со стороны коллег были высказаны пожелания продолжать работать с таким же воодушевлением и обновлением, как на практическом этапе в школе. Мне кажется, что при совместной работе с коллегами в группе по созданию рефлексивной презентации, мне удалось ещё глубже проанализировать свою деятельность по созданию в классе атмосферы сотрудничества, а при получении обратной связи я теперь вижу перспективы применения данного модуля на практике. Такая совместная работа помогает изменить стиль преподавания, перейти от «традиционного» к конструктивистскому. «Если учитель с «традиционным» стилем преподавания, основанным на передаче готовых знаний, желает помочь ученикам  стать личностями с развитым критическим мышлением, то ему самому, прежде всего, необходимо иметь развитое критическое мышление и  быть открытым для новых идей» (Руководство для учителя, третье издание, стр. 111).

 

Литература:

1.     Руководство для учителя, третье издание; 2012 год.

2.     Задания для выполнения в период практики, третье издание;2012 год.