Рефлексивный отчет, отражающий обоснованность и методику использования модуля критическое мышление в серии последовательных уроков по познанию мира класс коррекции и выравнивания. Раздел «Человек и общество» Для любой страны в современном мире самое ценное будет это мыслящие и образованные люди, которые в дальнейшем смогут послужить одним из источников стабильного развития государства. Я думаю, что постоянное развитие критического мышления у учеников в процессе обучения в школе сможет стать профилактикой манипулирования их сознанием во взрослой жизни. Поэтому я решил в серии последовательных уроков основное внимание уделить развитию критического мышления у учеников через обучение их предмету познания мира. Научить детей не только владеть информацией, но и критически её осмыслить, оценить и применить. Прежде чем приступить на практике к обучению детей критическому мышлению я решила разобраться, что такое критическое мышление? С педагогической точки зрения, понятие критическое мышление рассматривается в общем смысле как «дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдений, опыта, размышлений или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям». В своей статье «Что такое критическое мышление?» Дэвид Клустер, профессор, преподаватель американской литературы в Хоуп-колледже г .Холланд, США раскладывает понятие критическое мышление как пять составляющих : 1. это мышление самостоятельное 2. носит индивидуальный характер. 3. начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. 4. стремится к убедительной аргументации - центром аргументации, главным ее содержанием является утверждение, которое поддерживается рядом доводов и каждый из доводов должен подкрепляться доказательствами. - аргументация выигрывает, если учитывает существование возможных контраргументов 5. проявляется в социуме, потому что всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Такое разложение понятия критического мышления для меня было более понятным. Оно и стало моим планом действий для применения его в школьной практике. Среднесрочное планирование я формировала на идеях социоконструктивистической теории исходя из возрастных особенностей учеников. На первых уроках я определяла, как каждый ребенок в классе обучается. В дальнейшем при анализе полученной информации использовала её для эффективного обучения детей. При планировании уроков для развития критического мышления использовал исследования в социально-культурной теории Л. Выготского зона ближайшего развития (ЗБР), иерархическую модель мотивации А. Маслоу, исследования Б.Блюма «Таксономия образовательных целей» обучение по развитию у учащихся мыслительных навыков, диалоговое обучение Мерсер и Литлтон, , а так же исследования национальных учебных лабораторий, Бефель. Шт. Мэн США по удержанию полученной информации учениками ( стр. 140 Руководство для учителя.) Все семь модулей Программы взаимосвязаны между собой и использование одного из модулей автоматически задействует реализацию другого. Через применения различных приёмов критического мышления я смогу: - обучить детей как надо правильно работать с информацией (обучение тому как учится (П3) ), в процессе диалога на уроках дети нарабатывают практику убедительной аргументации (обучение через диалог модуль 1); - актуализировать активные способы обучения - научить детей правильно оценивать свои возможности в обучении и контролировать свой процесс обучения саморегуляция и самоменджмент в обучении (оценивание для обучения и оценивание обучения, модуль 3); - дать основу для работы с информационными технологиями и ориентирование в мире современной информации ( использование ИКТ в преподавании и обучении модуль 4); - выявлять лидеров в классе и направлять их лидерство в обучение 5 модуль 7): - способствовать проявлению у детей творческого мышления и выявлять способных и одаренных детей модуль 5); До прохождения курсов на своих уроках приёмы критического мышления я применяла очень редко, и без какой либо системы. Эффективных результатов, поэтому в развитии учеников я не наблюдала. Получив на курсах мощную теоретическую базу, я поняла, почему результатов в моей работе нет. Используя приёмы критического мышления можно даже при обычном опросе активизировать мыслительную деятельность всех учеников. При изучении литературы я стала думать о том, какие вопросы я использую при беседе в своём классе с учениками. В основном это были вопросы для проверки знаний на запоминание учениками определенной информации. Мне нужно было научиться постановке вопросов, которые могли бы побуждать их к обучению и самообразованию. На практике я выяснила, что эффективность развития критического мышления при опросе, беседе и диалоге зависит от поставленных перед ними вопросов. В период практики я применяла такую технику постановки вопросов в целях развития критического мышления. Для проверки знаний и определения зоны актуального развития я ставила вопросы низкого порядка требующие вспомнить определенную информацию. А чтобы ученики начали мыслить, я подбирала вопросы, требующие обобщенного подхода к изучаемой теме тем самым определяя подмостки в ЗБР каждого ученика. Знание материала уроков проверяла вопросами, которые могут подключить критическое мышление. Для ответа на вопрос ученику нужно было вспомнить пройденный материал урока, зоны ближайшего развития. Когда я понимала, что ученик не усвоил, содержания урока опускался на подмостки ЗБР, а иногда и до ЗАР и когда ученик вспоминал материал пройденных уроков, с помощью наводящих вопросов, то ответ его на мой вопрос был на много лучше. С помощью такого приёма я могла выяснить логику критического мышления ученика с целью определения способа его обучения. С помощью таксономии Блюма (шести уровней мышления) я составляла вопросы, проверяя знания учеников и в тоже время стимулируя их мышление. Вопросы старалась задавать разного уровня в зависимости от способностей каждого ученика. Это давало общую мозговую активность в классе и, каждый ученик чувствовал, что внес существенный вклад в общее обсуждение при решении поставленной образовательной проблемы перед классом. В период практики для повышения учебной мотивации я старалась задавать вопросы чуть более высокого уровня, которые могли бы стимулировать развитие и побуждали учеников думать. При использовании вопросов низкого уровня, я заметила, что дети теряли интерес к уроку. Во время беседы с классом я обращалась с одним и тем же проблемным заданием к двум – трем ученикам (сильному, среднему, слабому). Меня удивило, что ученики со средними способностями более быстро ориентируются в информации и умеют более свободно выражать свои мысли, чем сильные ученики. Сильные ученики боялись ответить не правильно. Немаловажно для развития критического мышления у учеников в учебном процессе было создания мною каллоборативной среды в классе, в которой ученики чувствовали бы себя раскрепощено и комфортно. Атмосферу творчества и комфорта на уроке я создавала с помощью небольших тренингов. Такая атмосфера в классе включает всех учеников слабых и менее способных в работу. Они начинают задавать вопросы и отвечать на них, при этом обретают в себе уверенность. Для всех учеников чтобы ответить на вопрос высокого уровня надо иногда немного рискнуть. ( А вдруг я буду выглядеть «тупым» и все будут надо мной смеяться?) В данном случае, каким бы не был вопрос я должна поддержать каждого ученика и приучить детей уважительному отношению друг к другу. В их глазах я являюсь определенным лидером в их обучении и воспитании. Чтобы во время диалога не было глупых ответов на вопросы нужно мне и моим ученикам научится правильно их составлять и знать, для чего ты его задаёшь. Какой ответ при этом хотелось бы тебе услышать от собеседника. С этой проблемой я столкнулась во время практики. Мне пришлось обучаться составлять вопросы и обучать этому детей. Результаты появились уже на четвертом уроке, когда некоторые дети пытались уже задавать вопросы высокого порядка. С помощью правильно составленных мною вопросов я смогу плавно переключать работу в классе из опроса в диалог, беседу, или диспут для достижения поставленных целей урока. На практике во время работы в группах я обнаружила, что некоторые дети не могут вести диалог. Важно было научить их правилам этического поведения во время общения между собой. Во время диалога у учеников я пытался формировать правильные человеческие взаимоотношения, которые пригодятся им во взрослой жизни, это взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество. На курсах я ознакомился со множеством приемов применение которых могут способствовать развитию критического мышления у учеников. Я нашла более приемлемые и эффективные приёмы, на мой взгляд, для достижения целей на своих уроках по среднесрочному планированию. Для развития критического мышления у учеников в серии четырех уроков я использовал приёмы из ТРКМ такие как составление кластера, составление опорного сигнала, метод Джексо, написание Эссе, инсерт, верные неверные утверждения, концептуальная таблица, работа в группах - "Обучение сообща», «Задайте вопросы». На первом уроке для анализа учебной информации применил Метод Джексо. Достоинством этого метода является включение всех учеников класса в работу. Отношение к такой работе у учеников было разное, сильные ученики давали четкое понятие семьи, слабые рассуждали приводя примеры. Радует, что даже ученики с низкой мотивацией включились в работу, заставила ответственность перед одноклассниками. При смене групп все ученики стали лидерами в обучении, каждый пересказал свой учебный материал. (запоминание 90%). Далее для выяснения умения детей анализировать информацию применил приём, графического выражения мыслей, форма выражения произвольная в основном получились у детей флипчарты защищая каждый свой домик. Этими способами я выяснила умение учеников работать с информацией. Для формирования умения устанавливать причинно - следственные связи с помощью коммулятивной беседы на доске составили кластер семьи и дали понятие человека и общество. Выяснение навыков критического мышления я проверил с помощью домашнего задания в написании Эссе «Эссе (сочинение) на тему «Какой будет моя семья»». При анализе урока установил детям трудно ориентироваться в учебном тексте и выбирать главное еще трудней графически выражать свои мысли. При беседе с классом выяснила, у некоторых учеников имеется языковой барьер плохое знание о гостеприимстве, что мешает правильно выражать свои мысли. На втором уроке дети учились получать информацию с помощью разбора пословиц. У каждой группы были готовые опорные сигналы по теме урока им нужно было развернуть информацию с помощью учебника и дополнительной литературы (учебные карточки ). Методом инсерт они находили свою информацию в карточке для расшифровки опорного сигнала. Один человек раскрывал у доски, остальные участники группы задавали вопросы классу. Вопросы составлялись по желанию высокого или низкого уровня приём «задайте вопросы». Этими приёмами учил детей правильно формулировать вопросы и отвечать на них. Формативно оценивалось умение задавать вопросы и расшифровывать опорные сигналы. Наибольшую активность по расшифровке опорного сигнала проявили дети со средними способностями, у них более было развито умение синтезировать учебный материал через визуализацию образов. Способные ученики себя проявили в формулировании вопросов. Анализ урока показал нужно постоянно корректировать и направлять работу групп в правильном направлении не все группы выбирали верный путь. У учеников нет опыта работы с текстом и опорными сигналами. Для них легче было переписать всю информацию и как они считали, что чем больше написано, тем лучше. На третьем уроке учил детей получать и обрабатывать информацию, полученную из различных источников (делать уже анализ и синтез информации). Источниками информации были учебные карточки (текст) и презентация (подключаю зрительную образную память ). На этом уроке с помощью ярких примеров на слайдах презентации семья, какой способ запоминания для учеников лучше. Задание для всех групп было разное, порядок гостеприимства, 1 группа должна была написать приглашение гостей на несколько праздников, 2 группа на другие праздники приглашение гостям. Конечный результат работы групп кластеры и вопросы к классу. Оценивается презентация кластера по разработанным критериям. Формативную оценку дают другие группы. Общее оценивание работы групп провожу по оценочным листам. Работу по составлению кластеров дети показали на удовлетворительном уровне, до этого у них не было такого опыта. Работа с вопросами прошла на хорошем уровне дети включались в беседу, которая иногда переходили в дебаты. Не стеснялись высказывать свои предположения и догадки заговорили в виде реплик и молчуны. Несмотря на то, что задание было не одинаково для всех, кластеры были разные, некоторые группы уделили больше внимание на вежливые слова (лидеры мальчики), некоторые – по правильному приглашению гостей (лидеры девочки). На четвертом уроке «обобщение темы моя семья выполнение упражнений» дети работали в группах. Каждый ученик отчитывался по своему заданию на выбор после обсуждения его в группе. Задания были разного уровня и направлены в основном на развития логического мышления и применение навыков критического мышления в различных жизненных ситуациях, на умение устанавливать причинно следственные связь. Работа в группах прошла хорошо дети сами распределили задание, сильные ученики объяснили слабым как выполнить упражнение. Каждый выполнил задание сам. На каждом уроке я применял оценочный лист, формативное оценивание делали частично дети (самооценивание, взаимооценивание) частично я сам по своей карте наблюдения за работой групп. Оценивания работы групп, самооценивание и взаимооценивание тоже способствовал развитию критического мышления. Анализируя опыт четырех уроков по применению модуля критическое мышление можно сделать вывод, что внедрение его в практику может; повысить ответственность ученика за качество собственного образования, развить навыки работы с информацией, заложенной в тексте, формировать умение вырабатывать собственное мнение на проблему, развивать логическое мышление ученик, воспитывает умение слушать и слышать. При использовании приёмов критического мышления в своей практики в дальнейшем, я думаю, обучение класса коррекции и выравнивания на всех уроках у моих учеников станет более мотивированным, и результат обучения будет эффективным. У учеников появится интерес к преподаваемому мной предмету, потому что детям интересны уроки с использованием различных форм обучения. |