Сукманова Марина Ивановна

сайт учителя русского языка и литературы

Учить и самому учиться!

Профессия: учитель русского языка и литературы

Профессиональные интересы: Повышение качества знаний, осмысленности познавательной деятельности, оптимизация развивающих технологий, информационная компетентность.

Увлечения: Чтение книг, музыка, путешествия, экскурсии

Регион: Курская область

Населенный пункт: п.Черёмушки, Курского района

Место работы: МБОУ "Октябрьская средняя общеобразовательная школа"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/sukmanova-marina-ivanovna
"Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный педагог!"
Лев Толстой

О себе

    

 

 

 

 

 

Учитель русского языка и литературы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

В 1984 году закончила музыкальное отделение Курского педагогического училища по специальности "Учитель музыки"

Образование высшее, в 2000 году окончила Курский государственный университет по специальности «Филология», получив квалификацию – учитель русского языка и литературы.

Стаж педагогической работы: 34 года. Стаж работы в данной  должности:  21 год. 

Стаж работы в данном учреждении:  34.

Владею современными образовательными технологиями и методиками в практической профессиональной деятельности

(ИКТ, проектные, развивающие технологии, проблемные, поисковые методы обучения)

Вношу личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания.

Участвую в методической работе на школьном и муниципальном уровне, выступаю с докладами на педагогических и методических советах школы,

МО учителей русского языка и литературы. 

Имею стабильные результаты при сдаче итоговой аттестации в 9-х, 11-х классах по рускому языку.

   Занимаюсь повышением своего профессионального мастерства.

   В 2014 г. прошла курсы повышения квалификации по проблеме «Системно-деятельностный подход к обеспечению планируемых результатов освоения рабочих программ по русскому языку и литературе в условиях реализации ФГОС».

   В июне 2018 года прошла курсы в Курском институте развития образования "Инклюзивное образование: методология и технологии реализации в соответствии с ФГОС ООО"

   В октябре 2018 года прошла курсы в Курском институте развития образования "Проектирование педагогической деятельности по подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе"

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Мой внутрений мир сформировала классическая литература.

Книги: произведения А.С. Пушкина,  М. Булгакова "Мастер и Маргарита", Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", произведения А.П. Чехова, Л.Н. Толстого  "Война и мир"  

                                                                                                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

Мой взгляд на мир

 Моя педагогическая философия

Вся истина – в любви и поддержке!

    Педагогическая философия… Род (по-гречески phylon) мудрости (sophia), система идей, взглядов на воспитание, школу, взаимоотношения учителя и ученика    и прочее, прочее, прочее…  Не слишком ли много теории для учителя-практика? Однако  оглядываешься на пройденный отрезок своего учительского пути и понимаешь: каждый шаг продиктован твоей педагогической философией, каждый шаг выстраивает и развивает её.                                                                                                                                            

   Ещё в школе я знала, что буду учителем русского языка и литературы. Я была твердо уверена, что нести детям неповторимую красоту языка    А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, К. Г. Паустовского, Б. Л. Пастернака, воспитывать в будущем человеке любовь, доброту, отзывчивость, понимание, справедливость - мое призвание. И не ошиблась. Разве не счастье для учителя помочь каждому ученику состояться Человеком. Это превыше всего, так как «ум ума» хорошо, но «ум сердца» лучше (тут я придерживаюсь философии Л.Н. Толстого).                          

  Проработав в школе более тридцати  лет, я по-прежнему чувствую себя новичком, который жадно впитывает в себя всё новое, необычное, нестандартное, что является очередным «ключиком» к душе ребёнка, который всегда ждёт чуда первого открытия. Я постоянно нахожусь в поиске, пробую, ошибаюсь и снова включаюсь в работу, в эксперимент.  Я не буду говорить сегодня о моих ошибках, так как они учили меня и давали чувство приятного осознания: «Нет, я больше так не поступлю!».

   Я с удовольствием поделюсь с вами открытием, которое стало не только моим жизненным кредо, но и принципом любимой работы. Всем известная фраза Ф.М. Достоевского: «Красота спасёт мир…» имеет в том же романе логическое продолжение: «…если найдёт отклик в сердце каждого». О какой красоте идёт речь? Конечно, духовной. И это позволило мне, влюбившись в жизнь,  детей,  литературу, найти формулу своей педагогической деятельности: «Любовь спасёт мир!». Эти слова можно поставить в основу моей педагогической философии. 

   Изучая художественные произведения, постигая  «заповеди» великих писателей,  мои ученики извлекают нравственные уроки и учатся любить себя, людей, страну, учатся быть толерантными.  Вот, например, некоторые цитаты из сочинений учащихся по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»: «Игра в любовь тем и страшна, что она опустошает душу», «Человек не для того живёт, чтобы любить одного себя», «Эгоизм – вот причина несчастий человека: она разрушает дружбу, любовь, уважение»,  «Мы учимся у Пушкина отличать показное благородство от настоящего, честную храбрость от бесчестной, сдержанность чувств от подлого умалчивания, теплоту души от прикрытого  словесной добротой равнодушия» и т.д.  По таким ответам я оцениваю свою работу и   радуюсь, что смогла заронить искорку любви в их души.                                                                             Однако, общаясь с разными людьми, коллегами, родителями, как часто в последние годы я слышу фразу: «Это ваши проблемы». Для многих это чуть ли не формула спокойствия: не моё и ладно. Исчезнувшее было слово «дефицит» снова возвращается к нам. Только речь идёт не о продуктах и вещах. Сегодня мы ощущаем дефицит внимания, доверия, любви, душевной теплоты к человеку. Дети чувствуют это сильнее и  начинают испытывать некоторую неуверенность и страх в ситуациях, требующих от них решения каких-либо учебных или жизненных, значимых для них проблем. И порой, пожалуй, учитель – единственный человек, кому есть дело до ребёнка.

   Поэтому я считаю, что  сегодня в период падения нравственных ценностей, распада семейного воспитания, с одной стороны, и возросшей потребностью общества в личности активной,  творчески мыслящей, обладающей высоким духовным потенциалом,  с другой стороны,  возрастает значимость педагогической поддержки ребенка.  И уже мало быть хорошим «предметником», профессия учителя сегодня  всё больше предполагает работу тьютора, наставника, который всегда рядом, в соучастии, в поддержке.

   И именно поэтому сейчас моя философская позиция сводится к идее, которую можно выразить   словами: «Создай себя сам, а я тебе помогу!» Не навязывая себя, а раскрывая стремления и потребности ребенка, я показываю, что каждый сам творит себя, проявляет свою неординарность.

   Когда я вхожу в класс и начинаю свой урок, пристально всматриваюсь в глаза своих учеников.  В одних вижу настороженность,  в других – интерес, в третьих – надежду, в чьих-то – пока равнодушие.  Какие они разные! У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться, выработать свой индивидуальный образовательный маршрут.  Понимаю, что необходимо создание ситуации успеха каждому ученику, на каждом уроке, на каждом мероприятии.

  Мой опыт работы подсказывает, что даже разовый успех влияет на психологическое состояние ребёнка, резко изменяет его деятельность, повышает его познавательную активность.            

  Применяя разные тактики  педагогической поддержки не только на уроке, но и во внеурочное время, я всегда придерживаюсь следующих правил:

Если ребенка подбадривают, он учится быть благодарным.

Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребенок растет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

   При этом стараюсь замечать каждого ученика, зная, что каждая, даже очень скромная удача того, кому учёба даётся нелегко, не менее важна, чем успехи тех, кто всё схватывает на лету. Так осторожно, шаг за шагом мы идем к нашей общей цели – саморазвитию, самосовершенствованию, самопознанию.  Подросток начинает верить в себя. Тройка превращается в четверку, четверка – в пятерку.

    Когда родители говорят, что это заслуга учителя, всегда спорю. Доказываю, что ваш ребенок сам заслужил лучшую оценку, достигнув всего своим трудом, показываю, как это важно – помочь подростку почувствовать себя значимым, увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к  самосовершенствованию через различные виды деятельности.

 Убеждена, что если в человеке при умелой и ненавязчивой  поддержке педагога прорастет  личность, укрепится духовное начало,  то он дальше будет двигаться сам и станет успешным человеком, успешным во всем. Не в этом ли счастье учительской профессии?!      

     Я не идеальный учитель. Но   встречи с выпускниками, их успехи, добрые слова и теплые послания убеждают меня в том, что я на своем месте. И, может быть, кто-то из них, услышав в свой адрес: « У тебя были хорошие учителя!» - с благодарностью подумает обо мне. А значит, мой труд будет иметь продолжение в памяти, умах и сердцах учеников. А они уже сумеют наш мир сделать более светлым, добрым, гармоничным.

                                                                               

Мои достижения

  

Ученики постоянно участвуют в конкурсах и олимпиадах различного уровня,

за что учитель имеет ряд благодарностей:

                                    

 - Благодарность за подготовку призёров районной олимпиады по    русскому языку.

(Приказ №1-229 от 19.12.2012 г. Управления по   делам образования и здравоохранения Администрации Курского  района Курской области);

-         - Благодарность учителю за организацию и проведение вторых Всероссийских олимпиад. (Директор центра талантливой молодёжи март 2012г.);

-         - Благодарность за подготовку победителя районного литературного конкурса «Искусство слова» (Приказ №3 от 22.10.2013г. МБОУ «Октябрьская СОШ» на основании приказа Управления по делам образования и здравоохранения Администрации Курского района Курской области от 21.10.2013г.№1-201);

-         - Диплом за организацию сверхпрограммной предметной олимпиады «Олимпус» Зимняя сессия. (Апрель 2013г.)

-         -  Диплом за подготовку победителя и призёров районного литературного конкурса «Искусство слова» в номинации «Хранители памяти». (Приказ №1-170 от 29.10.2014г. Управления по делам образования и здравоохранения Администрации Курского района Курской области);

-         - Диплом за подготовку призёра районного конкурса чтецов «Живая классика». ((Приказ №1-154 от 17.03.2014г. Управления по делам образования и здравоохранения Администрации Курского района Курской области);

-         -  Благодарность за подготовку призёров в конкурсе детских творческих работ ОАО «МРСК Центра» - «Курскэнерго» «Электробезопасность глазами детей». (Приказ №1-98 от 20.02.2015г.)

         Воспитанники  показывают хорошие результаты  на итоговой аттестации по русскому языку:

2012-2013 учебный год – 58,5%,  максимальный балл - 72

2013-2014 учебный год  -66,7 %;  максимальный балл - 98

        Вношу  личный вклад в повышение качества образования, совершенствую методы обучения и воспитания, 

передаю  в педагогические коллективы опыт  практических результатов своей профессиональной деятельности:

       Доклад «Использование педагогических технологий в образовательном процессе по повышению мотивации обучающихся». (Протокол №1 от 29.02.2012г.);

       Открытый урок в рамках районного семинара по русскому языку в 5 классе по теме «Буквы о – а в корне лаг – лож». (Протокол №1 от 29.02.2012г.);

       2013 год –участие в районном конкурсе-выставке учительского  портфолио;

                                                                2014 год – обобщение опыта по теме: "Личностно - ориентированный подход при подготовке к ГИА и ЕГЭ".

Моё портфолио

Электронное портфолио позволит обобщить и систематизировать результаты моей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по достижению более высоких результатов.

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: