Рабочая программа по литературе для 10 класса
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Сукманова Марина Ивановна

Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы по литературе,  авторской программы по литературе для 5–11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной и  учебника "Русский язык и литература. Литература" 10 класс  в 2-х частях под редакцией  Ю.В.Лебедева  М.Просвещение, 2015 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_lit.10kl.docx45.34 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

«Согласовано»

Руководитель МО

___________Л.Н.Евдокимова

« 28  » августа 2018г.

Обсуждено на заседании методического объединения  

Протокол от  28.08 2018 г. №1

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Октябрьская СОШ»

___________ Т.В.Сибилева.

« 29 » августа  2018г.

Рассмотрено на заседании методического совета

(Протокол от  29 .08.2018г. № 1)

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Октябрьская СОШ»

__________И.С.Дудина

« 01 » сентября 2018 г.

Протокол от 01.09.2018 №1- 101

Принято на заседании педагогического совета

(Протокол от 30.08.2018 г. № 1)

Рабочая программа

 по литературе для 10 класса

                                                                                  Составила учитель русского языка и литературы

Сукманова Марина Ивановна

2018 - 2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы по литературе,  авторской программы по литературе для 5–11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной и  учебника "Русский язык и литература. Литература" 10 класс  в 2-х частях под редакцией  Ю.В.Лебедева  М.Просвещение, 2015 год.

Цели: воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и совершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Цель литературного  образования – способствовать  духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы.

  • Обучающийся должен сформировать представления о художественной литературе, как искусстве слова и её  месте в культуре страны и народа;
  • освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению литературных произведений,
  • воспитывать культуру чтения, сформировать потребность в чтении,
  • совершенствовать устную и письменную речь.

Изменения, внесенные в программу, касаются формулировки  тем отдельных  уроков.

                Учебно-методический комплект:

 "Русский язык и литература. Литература"10 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений в 2-х ч. под ред. Ю.В.Лебедева. –М., Просвещение, 2015г.

Место предмета в базисном учебном плане.

В 10 классе выделяется  105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).

В учебном процессе преобладают следующие типы уроков: изучение нового материала, комбинированные, закрепление, контроль знаний. Для осуществления текущего контроля проводятся уроки-зачеты.

                  Требования к уровню подготовки учащихся:

знать/понимать:

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

• основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

• определять род и жанр произведения;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию;

• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

• участия в диалоге или дискуссии;

• самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

Дата план.

Дата факт.

№  п\п

Наименование раздела и тем

Кол-во часов

Примечание

Практическая  часть

Домашнее задание

оборудование

Введение

5

4.09

1

Общая характеристика и своеобразие русской литературы

1

Читать «Отцы и дети»

5.09

2

Русская литература на рубеже 18-19 веков

1

Читать с.3-6

7.09

3

Становление и развитие реализма в русской литературе 19 века

1

Пересказ с.7-12

11.09

12.09

4-5

Русская литературная критика II половины 19 века

1

Пересказ с.16-28,

Пересказ с. 29-41

Творчество И.С.Тургенева

11

14.09

6

Этапы биографии и творчества И. С. Тургенева.

1

Пересказ с.50-55,  читать «Отцы и дети»

презентация

18.09

7

Рассказы цикла «Записки охотника»

1

Пересказ с.55-59, читать «Отцы и дети»

19.09

8

Особенности тургеневского романа- обзор

1

Читать «Отцы и дети»

21.09

9

Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети»

1

Читать «Отцы и дети», пересказ с.77-82

25.09

10

Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми.

 Главы 5-11

1

Читать «Отцы и дети», пересказ с.90-93

26.09

11

Базаров и Одинцова. Главы 13-19, 25-27

1

Читать «Отцы и дети», пересказ с.94-95

28.09

12

Базаров-нигилист

1

Читать «Отцы и дети», пересказ с.95-98

2.10

13

Базаров-нигилист

1

DVD

3.10

14

Базаров перед лицом смерти

1

Подготовка к сочинению

Творчество  Н.Г.Чернышевского

3

5.10

15

Н.Г.Чернышевский. Роман «Что делать?» (обзор) 

1

Читать Чернышевский «Что делать?» Пересказ с.113-120

9.10

16

Сочинение №1  по творчеству И.С.Тургенева

1

Сочинение №1  по творчеству И.С.Тургенева

Редактирование черновика

10.10

17

Сочинение №1по творчеству И.С.Тургенева

1

Читать Чернышевский «Что делать?»

12.10

18

Разумна ли теория «разумного эгоизма»?  

1

Пересказ с. 123-126

16.10

19

«Будущее светло и прекрасно…» Черты социальной утопии в романе.  

1

Пересказ с. 126-132, читать «Обломов» И.Гончарова

Творчество И.А.Гончарова

9

17.10

20

Основные этапы жизни и творчества И.А.Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов»

1

Пересказ с. 135-142 читать «Обломов» И.Гончарова

презентация

19.10

21

Образ главного героя в романе «Обломов»

Читать «Обломов» И.Гончарова

23.10

22

Понятие «обломовщина»

1

Читать «Обломов» И.Гончарова, п150-154,пересказ с.

24.10

23

Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов»

1

Читать «Обломов» И.Гончарова

26.10

24

Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов»

1

Читать «Обломов» И.Гончарова, инд. сообщения

6.11

25

Художественное мастерство И.А.Гончарова в романе «Обломов»

1

Читать «Обломов» И.Гончарова

7.11

26

Историко-философский смысл романа «Обломов»

1

Подготовка к сочинению

DVD

9.11

27

Сочинение  №2 по роману И.А.Гончарова «Обломов»

1

Сочинение  №2 по роману И.А.Гончарова «Обломов»

Читать «Грозу» Н.Островского

13.11

28

Сочинение №2 по роману И.А.Гончарова «Обломов»

1

Читать «Грозу» Н.Островского

Творчество А.Н.Островского

6

14.11

29

А.Н.Островский. Этапы биографии и творчества

1

Читать «Грозу» Н.Островского, пересказ с.174-183

16.11

30

Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие

1

Читать «Грозу» Н.Островского, пересказ с.183-195

20.11

31

Город Калинов и его обитатели

1

Читать «Грозу» Н.Островского

21.11

32

Образ Катерины. Ее душевные трагедии

1

Читать «Бесприданницу» А. Островского

DVD

23.11

33

Подготовка к сочинению по пьесе «Гроза»

1

Домашнее сочинение №3 по пьесе «Гроза»

Домашнее сочинение по пьесе «Гроза»

27.11

34

Анализ драмы «Бесприданница»

1

Читать «Кому на Руси жить хорошо» Н.Некрасова

Творчество Ф.И.Тютчева

4

28.11

35

Этапы биографии и творчества Ф.И.Тютчева

1

Сообщение о поэте

презентация

30.11

36

Любовная лирика Ф.И.Тютчева

1

Выучить наизусть 1 стих-е

МР3

4.12

37

Философская лирика Ф.И.Тютчева

1

Анализ 1 стих-я

5.12

38

Итоговый урок по творчеству Ф.И.Тютчева

1

Читать «Кому на Руси жить хорошо» Н.Некрасова

Творчество Н.А.Некрасова

10

7.12

39

Биографическая и творческая справка о Н.А.Некрасове

1

Пересказ с.245-256

презентация

11.12

40

Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова

1

Анализ 1 стих-я

МР 3

12.12

41

Горькая доля народа пореформенной России

1

Читать «Кому на Руси жить хорошо» Н.Некрасова

14.12

42

Душа народа русского в поэме «кому на Руси жить хорошо?»

1

Читать «Кому на Руси жить хорошо» Н.Некрасова, инд.сообщения

18.12

43

Душа народа русского в поэме «кому на Руси жить хорошо?»

1

Читать «Кому на Руси жить хорошо» Н.Некрасова

19.12

44

Народ в споре о счастье

1

Читать «Кому на Руси жить хорошо» Н.Некрасова , пересказ с.287-296

21.12

45

Идейный смысл рассказов о грешниках

Читать «Кому на Руси жить хорошо» Н.Некрасова

МР 3

25.12

46

Народ и Гриша Добросклонов

1

Пересказ с.311-314

Творчество А.А.Фета

3

26.12

47

Этапы биографии и творчества А.А.Фета

1

Сообщение о поэте

презентация

28.12

48

Основные мотивы творчества А.А.Фета

1

Выучить наизусть 1 стих-е

МР3

15.01

49

Анализ стихотворений А.А.Фета

1

Анализ 1 стих-я

Творчество А.К.Толстого

2

16.01

50

Художественный мир А. К. Толстого. Любовная лирика А. К. Толстого.

1

Пересказ с.343-350

презентация

18.01

51

Исторические взгляды Толстого и его сатирические стихотворения.

1

Подготовка к сочинению

22.01

23.01

52

53

Сочинение №4  по поэме «Кому на Руси жить хорошо?»

2

Сочинение №4  по поэме «Кому на Руси жить хорошо?»

Читать «Историю одного города» Салтыкова-Щедрина

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина

4

25.01

54

Формирование сатирического дарования Салтыкова - Щедрина.

1

Пересказ с.3-10, Чтение отдельных глав

29.01

55

«История одного города» как итог жизненного опыта и сатирического творчества Салтыкова – Щедрина 1860-х годов.

1

Пересказ с.10-21, Чтение отдельных глав

30.01

56

Градоначальники города Глупова как земные идолы.

1

Чтение отдельных глав

1.02

57

Пророческий смысл финала сатиры.

1

Читать  «Преступление и наказание» Ф.Достоевского, инд. сообщения

Страницы истории западноевропейского романа 19 века

1

5.02

58

Ф.Стендаль, О. де Бальзак, Ч.Диккенс

1

Читать  «Преступление и наказание» Ф.Достоевского

Творчество Ф.М.Достоевского

11

6.02

59

Ф.М.Достоевский. Этапы биографии и творчества

1

Читать  «Преступление и наказание» Ф.Достоевского, пересказ с.67-85

презентация

8.02

60

Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего»

1

Читать  «Преступление и наказание» Ф.Достоевского, пересказ с.89-90

12.02

61

«Потрясенный, выбитый из колеи герой» или Раскольников среди униженных и оскорбленных

1

Читать  «Преступление и наказание» Ф.Достоевского

13.02

62

Идея Раскольникова о праве сильной личности

1

Читать  «Преступление и наказание» Ф.Достоевского, составить вопросы

15.02

63

Преступление Раскольникова

1

Читать  «Преступление и наказание» Ф.Достоевского, инд. сообщения

19.02

64

Раскольников и «сильные мира сего»

1

Читать  «Преступление и наказание» Ф.Достоевского

20.02

65

«Солгал-то он бесподобно, а на натуру и не сумел рассчитать»

1

Читать  «Преступление и наказание» Ф.Достоевского, пересказ с.94-96.

22.02

66

Семья Мармеладовых. Правда Сони Мармеладовой

1

Читать  «Преступление и наказание» Ф.Достоевского

26.02

67

Воскрешение человека в Раскольникове через любовь

1

Сообщение о Толстом.

DVD

                                Творчество Л.Н.Толстого

19

27.02

68

По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой –человек, мыслитель, писатель

1

Читать «Войну и мир» Л. Толстого 1 том

1.03

69

«Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого. Правдивое изображение войны.

1

Читать «Войну и мир» Л. Толстого 1 том , подготовка к сочинению.

5.03

6.03

70-71

Сочинение №5  по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

2

Сочинение №5  по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание

Читать «Войну и мир» Л. Толстого 1 том, пересказ с.128-146

презентация

12.03

72

Роман «Война и мир» -роман-эпопея: проблематика, образы, жанр

1

Читать «Войну и мир» Л. Толстого 2 том

13.03

73

Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805г.»

1

Читать «Войну и мир» Л. Толстого 2 том

15.03

74

Именины у Ростовых.  Лысые горы.

1

Читать «Войну и мир» Л. Толстого 2 том

19.03

75

Изображение войны 1805-1807г.г.

1

Читать «Войну и мир» Л. Толстого 2 том

20.03

76

Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и А. Болконского.

1

Читать «Войну и мир» Л. Толстого 3 том

22.03

77

Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа.

1

Читать «Войну и мир» Л. Толстого 3 том

3.04

78

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе.

1

Читать «Войну и мир» Л. Толстого 3 том

5.04

79

Изображение войны в романе.

1

Читать «Войну и мир» Л. Толстого 3 том

9.04

80

Кутузов и Наполеон в романе.

1

Читать «Войну и мир» Л. Толстого 3 том

10.04

81

Партизанская война. Бегство французов.

1

Читать «Войну и мир» Л. Толстого 4 том

12.04

82

«Мысль народная»  в романе «Война и мир».

1

Читать «Войну и мир» Л. Толстого 4 том

16.04

83

Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали.

1

Читать «Войну и мир» Л. Толстого 4 том

17.04

84

Эпилог романа.

1

Читать «Войну и мир» Л. Толстого- эпилог

19.04

85

Образ Наташи Ростовой.

1

Читать «Войну и мир» Л. Толстого - эпилог

23.04

86

Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.

1

Читать «Очарованный странник»

DVD

Творчество Н.С.Лескова

3

24.04

87

Художественный мир произведений Н.С.Лескова.

1

Подготовка к сочинению

26.04

88

Сочинение №6 по роману Л.Н. Толстого «Война и мир"

1

Сочинение №6  по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

Читать «Очарованный странник»

30.04

89

Сочинение №6  по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

1

 Пересказ с. 231-241

презентация

3.05

90

«Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие

1

Пересказ отдельных глав.

7.05

91

Изображение национального русского характера в повести.

1

Читать «Вишневый сад» А. Чехова

Страницы зарубежной литературы к.19-н.20 веков

2

8.05

10.05

92-93

Г.Ибсен, Г. де Мопассан, Б.Шоу

2

Читать «Вишневый сад» А. Чехова

Творчество А.П.Чехова

9

14.05

94

Общественно-политическая жизнь России в 80-90-е годы 20 века и ее отражение в литературе. Урок-лекция

1

пересказ лекции

презентация

15.05

95

А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества.

1

Пересказ с. 282-304, читать «Вишневый сад» А. Чехова

17.05

96

Маленькая трилогия. Идейно-художественное своеобразие

1

Читать «Ионыч»

21.05

97

Маленькая трилогия. Идейно-художественное своеобразие

1

читать «Вишневый сад» А. Чехова

22.05

98

Тема гибели души в рассказе «Ионыч».

1

читать «Вишневый сад» А. Чехова

23.05

99

Конфликт в пьесе «Вишневый сад».

1

Пересказ с.348-350

24.05

100

Действующие лица пьесы «Вишневый сад» и тема ответственности человека за свою судьбу.

1

Пересказ с.350-354

28.05

101

Особенности чеховского диалога

1

Составить тестовое задание по творчеству Чехова.

29.05

102

Итоговый урок по творчеству А.П.Чехова

1

Домашнее сочинение №7 по пьесе Чехова «Вишневый сад»

Подготовить вопросы к викторине.

DVD

Подведение итогов года

3

30.05

103

Мировое значение русской литературы

1

Подготовка к тестовому заданию

31.05

104-105

Тестирование по выявлению читательского уровня учащихся.   Список летнего чтения

2

Читать произведения

Содержание: 

Введение 5 ч. Становление и развитие реализма в русской литературе 19 века. Национальное своеобразие русского реализма 19 века. Эволюция русского реализма. Русская литературная критика II половины 19 века. Расстановка общественных сил в 1860-е годы. «Эстетическая критика» либеральных западников. «Реальная критика» революционеров-демократов. Общественная и литературно-критическая программа нигилистов. Литературно-критическая программа славянофилов. Литературно-критическая позиция почвенников.

Творчество И.С.Тургенева 11 ч.

Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева. Рассказы цикла «Записки охотника». Творческая история романа и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе. Взаимоотношения Базарова с Кирсановым. Базаров и Одинцова. «Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой. Базаров и его родители. Базаров – нигилист. Причины конфликта Базарова с окружающими и причины его одиночества. Базаров перед лицом смерти.Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции. «Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство). «Тайный психологизм»:  художественная функция портрета, пейзажа, интерьера. Авторская позиция и способы ее выражения. Полемика вокруг романа.

Творчество  Н.Г.Чернышевского 3ч. 

Этапы биографии и творчества Н.Г.Чернышевского. Творческая история романа «Что делать?». Жанровое своеобразие романа. Значение «Что делать?» в истории литературы и революционного движения. Композиция романа. Старые люди. Новые люди. «Особенный человек».

Творчество И.А.Гончарова 9ч.

Основные этапы жизни и творчества И.А. Гончаров. «Обломов». История создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина». Роль главы «Сон Обломова» в произведении. Роль второстепенных персонажей.  Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе. Образ Обломова  в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). «Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика. Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе. Историко-философский смысл романа.

Творчество А.Н.Островского 6ч.

Этапы биографии и творчества. Анализ комедии «Бесприданница». Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие. Город Калинов и его обитатели. Образ Катерины. Ее душевная трагедия. Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством». Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. «Бесприданница». Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции. Сценическая история пьесы и ее экранизации. Драматургическое мастерство Островского. Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского.

Творчество Ф.И.Тютчева 4ч.

Ф.И. Тютчев. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Эти бедные селенья…», «Последняя любовь», «»День и ночь». Очерк жизни и творчества. Тютчев – поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Тема родины. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой». Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха.

Творчество Н.А.Некрасова 10ч. 

Основные темы и идеи в творчестве Н.А. Некрасова. «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Пророк», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Зине», «О, муза! Я у двери гроба…», «Умру я скоро…». Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни народа. Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие, фольклорная основа, смысл названия. Горькая доля народа пореформенной России. Путешествие как прием организации повествования. Авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов  в галерее героев поэмы. Народ в споре о счастье. «Люди холопского звания» и народные заступники. Народ и Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее «бабьей притчи». Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.

Творчество А.А.Фета 3ч.

А.А. Фет. «Поэтам», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь…», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега…» «Заря прощается с землею,,,», «Облаком волнистым…», На железной дороге». Точность  в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний, мелодий.

Творчество А.К.Толстого 2ч.

Жизненный путь А.К.Толстого. Лирика А.К.Толстого. Баллады и былины А.К.Толстого. Трилогия Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». Сатирические произведения А.К.Толстого.

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина 4ч. 

Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Жизненная позиция писателя. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина – синтез его творчества. «История одного города» как сатирическое произведение. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа. Смысл финала романа «История одного города». Своеобразие приемов сатирического изображения в произведениях  Салтыкова-Щедрина (гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола).

Страницы истории западноевропейского романа 19 века 1ч.

Обзорная лекция по творчеству Ф.Стендаля, Оноре де Бальзака, Чарльза Диккенса. Ч. Диккенс «Записки Пиквикского клуба» История создания романа. Англия на его страницах. Герои и события. Смех как способ демонстрации оптимизма. Реальность и фантастика на страницах произведения писателя-реалиста. О. де Бальзак. «Гобсек» Тема власти денег. Реалистическое мастерство писателя.

Творчество Ф.М.Достоевского 11ч. 

Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества. Творческая биография Ф.М, Достоевского. Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского. Раскольников среди униженных и оскорбленных. Социальные и философские причины бунта Раскольникова. Идея Раскольникова о праве сильной личности. Преступление Раскольникова. Причины поражения Раскольникова. Раскольников и «сильные мира сего». Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов). Место Раскольникова в системе образов романа. Раскольников и Порфирий Петрович. «Правда» сони Мармеладовой. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. Раскольников и Соня Мармеладова. Смысл финала романа. Нравственная проблематика, острое чувство ответственности в произведениях писателя. «Поиски «человека в человеке». «Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Раскольников. Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора. Тема гордости и смирения. Библейские мотивы в романе. Мрачный облик Петербурга. Роль эпилога.

Творчество Л.Н.Толстого 19ч. 

Л.Н. Толстой. По страницам великой жизни. «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр. Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805 г.» Именины у Ростовых. Лысые горы. Изображение войны 1805-1807 г.г. Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и А. Болконского. Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев. Система образов   в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности.  Война 1812 года – Отечественная война.  Осуждение войны. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Кутузов и Наполеон в романе. Противопоставление Кутузова и Наполеона. Партизанская война. Бегство французов. Последний период войны и ее воздействие на героев. «Мысль народная» в романе «Война и мир». Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали. Эпилог романа. «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. История создания. Жанровое своеобразие. Художественные особенности произведения: специфика композиции, психологизм и «диалектика души» в раскрытии характеров персонажей. Женские образы романа – Наташа Ростова и Марья Болконская. Картины войны в романе. «Роевая» жизнь крестьянства. Значение образа Платона Каратаева. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения духовного мира героев («диалектика души»). Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя.  Антитеза как центральный композиционный прием в романе. Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи  в романе. Интерес к Толстому в современном мире.

Творчество Н.С.Лескова 3ч.

Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Судьба его творчества. Художественный мир произведений Н.С. Лескова. «Очарованный странник». Изображение национального русского характера в повести. Идейно-художественное своеобразие повести. Лесков как мастер изображения русского быта. Национальный характер  в изображении писателя. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Изображение этапов духовного пути личности. (смысл странствий героя повести). Иван Флягин – один из героев- правдоискателей. Былинные мотивы повести. Особенности лесковской повествовательной манеры сказа.

Страницы зарубежной литературы к.19-н.20 веков 2ч.

Обзорная лекция по творчеству Генри Ибсена, Ги де Мопассана, Бернарда Шоу. Г. де Мопассан. «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость. Тонкость психологического анализа. Г. Ибсен. «Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины. Своеобразие «драм идей» как социально-психологических драм.

Творчество А.П.Чехова 9ч.

А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества. Тема гибели души в рассказе «Ионыч». Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Мастерство писателя: внимание к детали, «импрессионизм», философская глубина, лаконизм повествования.

Действующие лица пьесы «Вишневый сад» и тема ответственности человека за свою судьбу. Конфликт в пьесе «Вишневый сад».  Символический смысл образа вишневого сада. Тема времени в пьесе. Подтекст. Своеобразие жанра. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта. Разлад между желаниями и реальностью существования – основа конфликта пьесы. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Внесценические персонажи. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

 Подведение итогов года 3ч.

Мировое значение русской литературы. Тестирование по выявлению читательского уровня учащихся. Итоговый урок. Список летнего чтения.

Учебно-методический комплект.

1. Учебник для 10 класса "Русский язык и литература. Литература  10 класс в 2-х частях  под редакцией Ю.В.Лебедева М.Просвещение 2015 год

2. Ю.В. Лебедев, Романова А.Н. «Литература» 10 класс: Поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2006.

 2.И.М. Скоркина «Литература» 10 класс. Поурочное планирование. Издательство «Учитель – АСАР», г. Волгоград, 2002 год.

3.И.В. Золотарева, Т.И. Михайлова «Поурочные разработки по русской литературе», 10 класс в двух частях. Издательство Москва «ВАКО», 2004 год

                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Литература, 5 класс

Рабочая программа. Литература, 5 класс...

Рабочая программа. Литература, 6 класс

Рабочая программа. Литература, 6 класс...

Рабочая программапо геометрии, 11 класс

Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...