Светлакова Татьяна Георгиевна

Сайт учителя-логопеда

Подготовка к школе

Профессия: Учитель-логопед

Профессиональные интересы: Развивающие игры, коррекция психических процессов

Увлечения: дисграфия

Регион: Санкт-Петербург

Населенный пункт: Санкт-Петербург

Место работы: ГБДОУ №33 компенсирующего типа Приморского района Санкт-Петербурга

Звание, ученая степень: учитель-логопед

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/svetlakova-tatyana-georgievna
Кто ищет - тот всегда найдёт!

Профилактика дисграфии , дислексии.

О себе

Учитель-логопед. Стаж с 1980 года 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Елена Ильина <<Четвёртая высота>>.

Мой взгляд на мир

Широкий

Мои достижения

Двое детей и двое внуков.

Моё портфолио

                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Светлакова Татьяна Георгиевна

Учитель-логопед

ГБДОУ №33 компенсирующего  вида

Приморского района

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Санкт-Петербурга

 

Современные технологии в работе учителя-логопеда.

Определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми. Организация речевого развития детей в образовательной деятельности предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи.  Педагогические технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях.

В настоящее время, в соответствии с ФГОС ДО, образовательная область «Речевое развитие» включает в себя:

·         владение речью как средством общения и культуры;

·         обогащение активного словаря;

·         развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

·         развитие речевого творчества;

·         развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

·         знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

     Для формирования и активизации связной речи дошкольников используются самые популярные, традиционные  и простые в применении следующие технологии:

 

·         моделирование;

·         мнемотехника;

·         технология обучения детей составлению сравнений;

·         технология обучения образной речи;

·         технология обучения составлению загадок;

·         сказкотерапия (сочинение детьми сказок);

·         артикуляционная и пальчиковая гимнастика;

·         логоритмика;

·         творческие рассказы;

·         игры-драматизации, инсценировки;

·         пересказ;

·         рассказ по картине;

·         составление описательного рассказа

(об игрушках, предметах быта, природе и т.д.);

·         рассказы детей из опыта;

·         творческое рассказывание;

Моделирование - способ, при котором речевая действительность может быть представлена в наглядной форме.  Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные формы, стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи - это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутри текстовой связи. Моделирование может являться составной частью каждого занятия Использование моделирования в рассказывании положительно влияет на речь детей.

Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Это работает по схеме: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному.

Мнемотаблицы используют для:

- обогащения словарного запаса,

- при обучении составлению рассказов,

- при пересказах художественной литературы,

- при   заучивании стихов.

Технология обучения детей составлению сравнений в младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному признаку. Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует развитию образной речи.

Технология обучения детей составлению загадок

Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества. Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

 

Сказкотерапия.

Развитие речи дошкольника сказкотерапией – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей. Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

Использование технологии лэпбука в логопедической работе позволяет закрепить, систематизировать материал по какой-либо теме.

Использование таких инновационных технологий как биоэнергопластика и тактильно-кинестетическая стимуляции ускоряют автоматизацию поставленных звуков.

 

Биоэнергопластика -это такая технология, когда ребёнок учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движения артикуляционного аппарата. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальных процессов в организме. Биоэнергопластика стимулирует психологическую базу речи, способствует коррекции звукопроизношения, психических  процессов, улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам.

Технология тактильно-кинестетической стимуляции ( по Архиповой Е.Ф.) или нейростимуляции основана на том, что при нарушении речи дефектом выступает не только звукопроизносительная и просодическая сторона речи, но и разной степени выраженности, двигательные нарушения общей и мелкой моторики. Данный метод предполагает развитие речи методом обратной афферентации ( по Анохину Б.). Кинезиологические упражнения -комплекс упражнений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие. Особое значение в организации речевого процесса имеет тактильно-кинестетический и двигательный анализатор. Через тактильные ощущения руки и попытки раздражения нервных окончаний на ладошках и кончиков пальцев удается добиться положительного влияния на функционирование речевых зон коры головного мозга. Через стимуляцию кожно-двигательного анализатора возможно сформировать управление артикуляционным праксисом, развивать навыки самоконтроля. Они улучшают внимание, память, мышление. В логопедии используются следующие направления кинезиотерапии: логопедическая ритмика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения, различные тренажёры.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастики.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг. Прежде всего, мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности.

Такие упражнения как пальцевые движения на иппликаторе с игольчатой поверхностью, массажный тренажёр, резиновые или пластмассовые шарики с игольчатой поверхностью, прищепки, песочная игротерапия, игры с бусами, имеющими неровную поверхность, упражнения для выработки речевого дыхания, глазодвигательныен упражнения и др., являющиеся нейростимуляцией, способствуют формированию навыка самоконтроля за положением органов артикуляции, необходимого для выработки артикуляционных укладов, автоматизации и введению их в активную речь. (Автор Архипова Е.Ф.),

Правильное использование современных педагогических технологий – залог успеха коррекционно-логопедической работы .

 

 

Светлакова Татьяна Георгиевна

ГБДОУ № 33 компенсирующего вида

Приморского района Санкт-Петербурга

Организация работы в группе на логопедическом занятии.

ФГОС ДО выделяет пять основных образовательных отраслей. Речевое развитие как одна из данных отраслей имеет прямую взаимосвязь с логопедией, а остальные четыре (социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое и физическое) идут с ней в параллели. Работа с логопедом в дошкольном возрасте является фундаментом дальнейшего речевого развития ребенка, т.к. на ней строится коррекционная логопедическая помощь при нарушении письма и чтения (дисграфии и дислексии) в школьном возрасте. Для успешного продвижения и овладения языком необходимо специальное преднамеренное обучение. Это реализуется с помощью логопедических занятий в дошкольном возрасте.

    Основные задачи логопедической работы:

  • обучение правильному произношению всех звуков;
  • развитие мелкой моторики — стимулирование пальчиков активизирует работу головного мозга;
  • развитие связной речи: построение простых и составных предложений, пополнение активного словаря, способность к пересказу;
  • развитие фонематического слуха;
  • формирование и совершенствование связной речи;

Организация логопедической работы в группе строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

В младшем дошкольном возрасте (3-4года) решаются задачи формирования речевого слуха — умения понимать звучащую речь, развития слухового внимания, расширение словарного запаса, развитие мелкой моторики  и артикуляционной моторики.

В среднем возрасте( 4-5лет) стоят задачи формирования связной речи: построения словосочетаний с предлогами и без, сложных предложений; совершенствования звукопроизношения; обучение построению причинно-следственных связей в высказываниях (рассказы по картинкам); развитие слухоречевого внимания и памяти; развитие речевого дыхания, голоса, артикуляции;

В старшем дощкольном  возрасте 5-7 лет: у ребёнка происходит формирование фонетико-фонематических функций; он начинает определять на слух количество звуков и слогов в слове; он знакомится со звуковым анализом слова; проводятся занятия по подготовке к обучению грамоте;

Организация логопедической работы в ДОУ подразумевает несколько видов упражнений

с детьми: занятия с группой, занятия в составе небольшой группы, занятия с одним ребёнком, т.е - индивидуальные, подгрупповые, фронтальные (групповые);

     Фронтальные занятия — коллективная форма работы, которая проводится с воспитанниками логопедических групп. Логопед составляет календарно-тематический план занятий с учётом индивидуальных особенностей и коррекционных потребностей детей. Эти занятия проходят несколько раз в неделю, к ним дети готовятся на индивидуальных и подгрупповых занятиях с логопедом, а после закрепляют упражнения с воспитателем. Типы фронтальных занятий для логопедической группы:

  • по формированию лексико-грамматических средств: обогащение словаря и формирование грамматического строя речи;
  • по формированию звукового строя речи: правильное произнесение и анализ звуков;
  • по развитию связной речи: самостоятельное построение высказываний

        Количество и длительность фронтальных занятий зависит от возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи. В каждой возрастной группе занятия имеют свою особенность и по времени, и по организации.

Для каждого логопедического занятия:

1. четко определяется тема и цель занятий;

2. выделяется  словарь, который дети должны усвоить в активной речи;

3. отбирается лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятий, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей (при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала);

4.обозначаются основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, и сформулировать цель каждого этапа;

5. подчеркнуть наличие обучающего момента и последовательного закрепления нового материала;

6. обеспечить постепенную смену видов речевых и речемыслительных заданий возрастающей сложности;

7. включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей;

8. при отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития дошкольника, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения;

9. предусмотреть приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную речевую и познавательную деятельность;

10. включить регулярное повторение усвоенного речевого материала.

      Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей. В любом занятии выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия и окончание.

Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу.

Ход занятия - это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений, которые определенны учебной задачей. На данном этапе занятия приемы и обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка.

Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи.

В зависимости от раздела обучения, от целей занятия технологии, используемые в каждой части занятия могут быть различными. После проведения занятия логопед анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, и намечает перспективу деятельности. Фронтальные (групповые) занятия представляют собой систему, включающую в себя игры, артикуляционную гимнастику, физические занятия и различные логопедические задания, как устные, так и письменные. Во время  фронтальных занятий  логопед работает со всеми детьми сразу, даёт одинаковые задания для всех детей в группе.

Для подготовки к фронтальным занятиям в случае необходимости дети могут посещать индивидуальные и подгрупповые занятия с логопедом. Чаще всего их посещение требуется детям с задержкой психического развития, общими нарушениями речи, ограниченными возможностями здоровья и т. д. Если при проведении подгрупповых и индивидуальных занятий большая часть времени уделяется постановке звуков детям, имеющим определённые одинаковые речевые дефекты, то фронтальная работа подразумевает «смешанную» работу, вне зависимости от степени развитости произношения звуков у того или иного ребёнка.

 Основные преимущества фронтальных занятий перед подгрупповыми и индивидуальными: это, в первую очередь, проведение фронтальных занятий даёт логопеду большую свободу выбора в постановке цели и содержания урока. На таких занятиях осуществляется закрепление звуков, добавляются упражнения на расширение словарного запаса детей, происходит обучение грамматически правильной речи .

Фронтальные занятия – это основа не только коррекционного обучения, но и  подготовительный этап для перехода ребёнка из детского сада на следующую ступеньку обучения – в школу. Для детей важное преимущество фронтальных занятий состоит в возможности наблюдения за сверстниками и в налаживании социального взаимодействия.. Фронтальное обучение предоставляет также и возможность осуществления групповой работы детей над единой задачей, что развивает навыки сотрудничества. Эффективность группового обучения зависит от умения логопеда сформировать атмосферу творчества, показать важность каждого участника в процессе достижения общего результата. Кроме того , на протяжении всего занятия педагог должен поддерживать активность и удерживать внимание всех детей, а также учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, что является сложными и весьма трудоёмкими задачами, в связи с чем длительность одного фронтального занятия  зависит от возраста детей и не превышает 30 минут. Фронтальные занятия, таким образом, являются окончательным этапом в логопедическом обучении в детских садах. Для фронтальных занятий по звуковой культуре речи в соответствии с требованиями ФГОС ДО широко применяется программа Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты», рассчитанная на детей от 3 до 7 лет, предоставляющая систему игр и упражнений со звуками, буквами, словами, помогающую детям сформировать мыслительные операции, научить понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Таким образом, фронтальная (групповая) логопедическая работа с дошкольниками имеет ряд преимуществ, среди которых важно отметить: широкие возможности выбора тематики и формы проведения занятий (для логопеда), обучение навыкам коллективной коммуникации и социализации, возможности наблюдения за сверстниками и совершения совместных действий для достижения общей цели для детей. Работа логопеда фронтально предполагает весёлый и интересный процесс обучения, при котором дети незаметно овладевают необходимыми навыками для своего дальнейшего развития.

 Высокой продуктивности при фронтальной форме логопедических занятий с дошкольниками, способствуют :

-свободное размещение детей во время  занятий (в круг, полукругом, около логопеда, что позволяет им рассматривать изучаемые объекты, смотреть друг на друга, на логопеда;

-четкая и логичная система подбора вопросов, адресованная детям;

- разнообразие пособий, а также предварительный подбор материала для занятия;

 -ориентация на общие интересы детей в целях активизации их высказывания;

-постепенное повышение эмоциональной насыщенности занятия: наиболее интересные фрагменты работы соотносятся с периодом нарастания усталости;

-корректность в исправлении речевых и иных ошибок детей.

К фронтальным логопедическим занятиям предъявляются требования:

1.  Динамичность занятия.

2. Включения в него игровых фрагментов и сюрпризных моментов. Можно включить забавные ситуации, участниками которых будут дети.

3. Частая смена различных видов деятельности.

4.  Коммуникативная направленность, обучать общению с педагогом и друг с другом.

5. Обучение  детей умению слушать, слышать, исправлять ошибки в чужой и в своей речи.

6. Использование разнообразного дидактического материала, красочного и удобного.

7. Самое главное – на занятиях дети должны много говорить.

   Таким образом, организация логопедической работы в коррекционных группах ДОУ предполагает системность, целенаправленность и поэтапность. В основе системы логопедической работы лежит индивидуально-дифференцированный личностный подход, позволяющий, удовлетворять потребности и интересы каждого ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, направленно и эффективно осуществлять коррекцию речи у детей дошкольного возраста. 

 Организация работы в группе на логопедическом занятии.

ФГОС ДО выделяет пять основных образовательных отраслей. Речевое развитие как одна из данных отраслей имеет прямую взаимосвязь с логопедией, а остальные четыре (социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое и физическое) идут с ней в параллели. Работа с логопедом в дошкольном возрасте является фундаментом дальнейшего речевого развития ребенка, т.к. на ней строится коррекционная логопедическая помощь при нарушении письма и чтения (дисграфии и дислексии) в школьном возрасте. Для успешного продвижения и овладения языком необходимо специальное преднамеренное обучение. Это реализуется с помощью логопедических занятий в дошкольном возрасте.

    Основные задачи логопедической работы:

  • обучение правильному произношению всех звуков;
  • развитие мелкой моторики — стимулирование пальчиков активизирует работу головного мозга;
  • развитие связной речи: построение простых и составных предложений, пополнение активного словаря, способность к пересказу;
  • развитие фонематического слуха;
  • формирование и совершенствование связной речи;

Организация логопедической работы в группе строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

В младшем дошкольном возрасте (3-4года) решаются задачи формирования речевого слуха — умения понимать звучащую речь, развития слухового внимания, расширение словарного запаса, развитие мелкой моторики  и артикуляционной моторики.

В среднем возрасте( 4-5лет) стоят задачи формирования связной речи: построения словосочетаний с предлогами и без, сложных предложений; совершенствования звукопроизношения; обучение построению причинно-следственных связей в высказываниях (рассказы по картинкам); развитие слухоречевого внимания и памяти; развитие речевого дыхания, голоса, артикуляции;

В старшем дощкольном  возрасте 5-7 лет: у ребёнка происходит формирование фонетико-фонематических функций; он начинает определять на слух количество звуков и слогов в слове; он знакомится со звуковым анализом слова; проводятся занятия по подготовке к обучению грамоте;

Организация логопедической работы в ДОУ подразумевает несколько видов упражнений

с детьми: занятия с группой, занятия в составе небольшой группы, занятия с одним ребёнком, т.е - индивидуальные, подгрупповые, фронтальные (групповые);

     Фронтальные занятия — коллективная форма работы, которая проводится с воспитанниками логопедических групп. Логопед составляет календарно-тематический план занятий с учётом индивидуальных особенностей и коррекционных потребностей детей. Эти занятия проходят несколько раз в неделю, к ним дети готовятся на индивидуальных и подгрупповых занятиях с логопедом, а после закрепляют упражнения с воспитателем. Типы фронтальных занятий для логопедической группы:

  • по формированию лексико-грамматических средств: обогащение словаря и формирование грамматического строя речи;
  • по формированию звукового строя речи: правильное произнесение и анализ звуков;
  • по развитию связной речи: самостоятельное построение высказываний

        Количество и длительность фронтальных занятий зависит от возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи. В каждой возрастной группе занятия имеют свою особенность и по времени, и по организации.

Для каждого логопедического занятия:

1. четко определяется тема и цель занятий;

2. выделяется  словарь, который дети должны усвоить в активной речи;

3. отбирается лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятий, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей (при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала);

4.обозначаются основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, и сформулировать цель каждого этапа;

5. подчеркнуть наличие обучающего момента и последовательного закрепления нового материала;

6. обеспечить постепенную смену видов речевых и речемыслительных заданий возрастающей сложности;

7. включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей;

8. при отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития дошкольника, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения;

9. предусмотреть приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную речевую и познавательную деятельность;

10. включить регулярное повторение усвоенного речевого материала.

      Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей. В любом занятии выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия и окончание.

Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу.

Ход занятия - это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений, которые определенны учебной задачей. На данном этапе занятия приемы и обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка.

Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи.

В зависимости от раздела обучения, от целей занятия технологии, используемые в каждой части занятия могут быть различными. После проведения занятия логопед анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, и намечает перспективу деятельности. Фронтальные (групповые) занятия представляют собой систему, включающую в себя игры, артикуляционную гимнастику, физические занятия и различные логопедические задания, как устные, так и письменные. Во время  фронтальных занятий  логопед работает со всеми детьми сразу, даёт одинаковые задания для всех детей в группе.

Для подготовки к фронтальным занятиям в случае необходимости дети могут посещать индивидуальные и подгрупповые занятия с логопедом. Чаще всего их посещение требуется детям с задержкой психического развития, общими нарушениями речи, ограниченными возможностями здоровья и т. д. Если при проведении подгрупповых и индивидуальных занятий большая часть времени уделяется постановке звуков детям, имеющим определённые одинаковые речевые дефекты, то фронтальная работа подразумевает «смешанную» работу, вне зависимости от степени развитости произношения звуков у того или иного ребёнка.

 Основные преимущества фронтальных занятий перед подгрупповыми и индивидуальными: это, в первую очередь, проведение фронтальных занятий даёт логопеду большую свободу выбора в постановке цели и содержания урока. На таких занятиях осуществляется закрепление звуков, добавляются упражнения на расширение словарного запаса детей, происходит обучение грамматически правильной речи .

Фронтальные занятия – это основа не только коррекционного обучения, но и  подготовительный этап для перехода ребёнка из детского сада на следующую ступеньку обучения – в школу. Для детей важное преимущество фронтальных занятий состоит в возможности наблюдения за сверстниками и в налаживании социального взаимодействия.. Фронтальное обучение предоставляет также и возможность осуществления групповой работы детей над единой задачей, что развивает навыки сотрудничества. Эффективность группового обучения зависит от умения логопеда сформировать атмосферу творчества, показать важность каждого участника в процессе достижения общего результата. Кроме того , на протяжении всего занятия педагог должен поддерживать активность и удерживать внимание всех детей, а также учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, что является сложными и весьма трудоёмкими задачами, в связи с чем длительность одного фронтального занятия  зависит от возраста детей и не превышает 30 минут. Фронтальные занятия, таким образом, являются окончательным этапом в логопедическом обучении в детских садах. Для фронтальных занятий по звуковой культуре речи в соответствии с требованиями ФГОС ДО широко применяется программа Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты», рассчитанная на детей от 3 до 7 лет, предоставляющая систему игр и упражнений со звуками, буквами, словами, помогающую детям сформировать мыслительные операции, научить понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Таким образом, фронтальная (групповая) логопедическая работа с дошкольниками имеет ряд преимуществ, среди которых важно отметить: широкие возможности выбора тематики и формы проведения занятий (для логопеда), обучение навыкам коллективной коммуникации и социализации, возможности наблюдения за сверстниками и совершения совместных действий для достижения общей цели для детей. Работа логопеда фронтально предполагает весёлый и интересный процесс обучения, при котором дети незаметно овладевают необходимыми навыками для своего дальнейшего развития.

 Высокой продуктивности при фронтальной форме логопедических занятий с дошкольниками, способствуют :

-свободное размещение детей во время  занятий (в круг, полукругом, около логопеда, что позволяет им рассматривать изучаемые объекты, смотреть друг на друга, на логопеда;

-четкая и логичная система подбора вопросов, адресованная детям;

- разнообразие пособий, а также предварительный подбор материала для занятия;

 -ориентация на общие интересы детей в целях активизации их высказывания;

-постепенное повышение эмоциональной насыщенности занятия: наиболее интересные фрагменты работы соотносятся с периодом нарастания усталости;

-корректность в исправлении речевых и иных ошибок детей.

К фронтальным логопедическим занятиям предъявляются требования:

1.  Динамичность занятия.

2. Включения в него игровых фрагментов и сюрпризных моментов. Можно включить забавные ситуации, участниками которых будут дети.

3. Частая смена различных видов деятельности.

4.  Коммуникативная направленность, обучать общению с педагогом и друг с другом.

5. Обучение  детей умению слушать, слышать, исправлять ошибки в чужой и в своей речи.

6. Использование разнообразного дидактического материала, красочного и удобного.

7. Самое главное – на занятиях дети должны много говорить.

   Таким образом, организация логопедической работы в коррекционных группах ДОУ предполагает системность, целенаправленность и поэтапность. В основе системы логопедической работы лежит индивидуально-дифференцированный личностный подход, позволяющий, удовлетворять потребности и интересы каждого ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, направленно и эффективно осуществлять коррекцию речи у детей дошкольного возраста. 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио:
Мои альбомы