Роль игры в развитии детей с ТНР.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Светлакова Татьяна Георгиевна

В игре у детей дошкольного возраста не только развиваются основные компоненты речевого развития,но и такие психические процессы как внимание, память, мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                    Светлакова Т.Г., учитель-логопед

                                                                               ГБДОУ № 33 Приморского района

                 Санкт-Петербурга

        Роль игры в развитии речи детей.

      Проработав десяток лет с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР могу с уверенностью сказать, что в этот период развития ребёнка большое значение приобретает создание предметно-развивающей среды и привлечение детей к творческим играм. Активное включение в образовательный процесс разнообразных игр с дошкольниками с ТНР на протяжении их пребывания в дошкольном учреждении стимулирует, прежде всего, их речевую активность.  Все цели и задачи коррекционно-логопедической работы решаются только в игре, так как она является ведущим  видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. Важно определить, насколько та или иная игра или игровая ситуация будет стимулировать использование ребёнком вербальных или невербальных средств общения. Игры являются основой развития у детей с ТНР самостоятельной художественной, двигательной, культурно-досуговой, музыкальной деятельности.  

       Элементы сюжетно-ролевой и сюжетно-дидактической игры, театрализованные игры, игры с природными материалами, подвижные, дидактические игры активно включаются в занятия с детьми по всем направлениям коррекционно-развивающей работы. В старшем дошкольном возрасте возрастает значение дидактических игр, которые активно используются как в общеразвивающей, так и в логопедической работе. Особая роль отводится дидактическим играм в процессе формирования у детей общефункциональных и специфических механизмов речевой деятельности.

 Дети с ТНР малоактивны в общении, а использование игр обеспечивает повышение их познавательной активности. Для игр подбирается доступный  речевой материал.

     Уже подготовка артикуляционного аппарата к  формированию правильного звукопроизношения производится в процессе выполнения игровых упражнений по подражанию (<<Крокодил>> - широко раскрыть рот, <<Весёлый Петрушка>> -растянуть губы в улыбке, <<Дразнилка>>- высунуть язык вперёд. Также можно разыграть ситуацию, в которой необходимо использовать звукоподражание  голосам животных, птиц, элементарное интонирование речевых и неречевых звуков ( смеха и плача ребёнка, кипения чайника, произнесение отдельных реплик по ситуации игр. Посредством специальных игр у детей формируется интонационное<<окрашивание>> речи, модуляции голоса. Игры на восприятие отдельных звуков, на различение их по силе (тихо-громко),по темпу (быстро-медленно), музыкально-ритмические игры, способствуют развитию общих речевых навыков.

      При формировании представлений ребёнка о форме, цвете, величине, временных или пространственных представлений чаще используются игровые упражнения , настольно-печатные игры. При знакомстве с явлениями природы – игры-экспериментирования. Возрастает роль словесных игр направленных на формирование правильного звукопроизношения, актуализацию слов, обогащение  словарного запаса, формирование грамматического строя речи. При работе по формированию фонематических функций используются такие игры как настольно-печатные,<< Лото>>, <<Домино>> на различные темы, соответственно программе,  <<Мы со звуком […] играем, слово к слову подбираем>>, решение и заполнение кроссвордов помогает усвоению звуковой структуры слова. Работа с детьми старшего дошкольного возраста предполагает активное применение игротерапевтических техник с элементами куклотерапии, песочной терапии. Активизируют игровую деятельность также использование мяча, всевозможных карточек, фишек, и других атрибутов, различные сюрпризные моменты. Учителя-логопеды активно используют для словесных игр материал раздела <<Представления о себе и об окружающем…>> образовательной области  <<Познавательное развитие>> для индивидуальных и подгрупповых занятий. Это такие традиционные игры,  как <<Рыба-птица-зверь>>,<<Я знаю 5 названий…>>,<<Я - начну, а ты продолжай…>>, <<Кто больше…? >>,<<Скажи наоборот>> ,<<Назови одним словом>>, <<Объясни словечко…>>. Для развития лексико-грамматического строя речи, речемыслительной деятельности детей с ТНР, на формирование процессов словоизменения и словообразования  такие игры, как : <<Сосчитай!>>, <<Один - много -нет>>, <<Чего не стало?>>, <<Назови ласково>>, <<Преврати в маленькое…>> и др.

 Театрализованные игры проводятся с использованием настольного объёмного и плоскостного театров, театров на фланелеграфе, ковролине или на магнитной доске, пальчикового театра и т.п. Игры-драматизации представляют собой разыгрывание литературных произведений с костюмированием. Выбираются такие тексты, чтобы было возможно применение таких психокоррекционных технологий, как сказкотерапия, куклотерапия и др. Используем сказки богатые диалогами, чтобы дать возможность ребёнку с ТНР усвоить разнообразные выразительные вербальные и невербальные средства русского языка.

Особое внимание уделяется играм с природными материалами, в ходе которых у детей в естественной ситуации закрепляются правильные словообразовательные модели и словоформы, их словарный запас пополняется за счёт использования существительных, глаголов, наречий и т. д. Используются как природные ( вода, песок…), так и рукотворные материалы. Эмоционально реагируя на температуру воды (холодная, тёплая, горячая), на действия с водой (брызгаться, поливать, вытираться…),ребёнок гораздо быстрее усваивает различные речевые конструкции.

       С помощью сюжетно-ролевых игр, которые проводятся согласно тематическому планированию,  не только формируется связная речь ребёнка. Сюжетно-ролевая игра, отражающая уход за жилищем, животными,  растениями, занятия родителей с детьми, правила безопасного использования бытовых приборов в доме и др. обогащает опыт дошкольника. Когда ребёнок принимает на себя игровой образ, то у него развивается творческое воображение. Знакомство детей с традиционными народными играми способствует познанию ребёнком истории своего народа, ознакомлению его с содержанием традиционных праздников русского народа, таких, например, как Рождество или Масленица.  Игры с сюжетом, разыгрывание ситуаций  согласно тематическому планированию, в конечном итоге,  не только способствуют решению проблем преодоления речевого недоразвития, но и формированию процессов памяти, внимания, словесно-логического мышления ( операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), самоконтроля , саморегуляции,  учат производить умозаключения, - без чего невозможно приступить к дальнейшему обучению в школе.

     Игры формируют у детей с ТНР потребность в речевом общении и способствуют формированию элементарных коммуникативных навыков. Использование игр имеет большое значение в преодолении у детей речевого негативизма.

     В содержании материала игр интегрируются, как правило, несколько образовательных областей, что позволяет говорить, что роль игры – развивающая, она решает задачу формирования интегративных качеств личности ребёнка дошкольного возраста.

Литература:

1.. Лопатина Л.В Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлым нарушением речи. СПб, 2014.

 2. Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОУ  для детей с тяжёлым нарушением речи (общим недоразвитием речи) с 3до 7 лет. ФГОС.Детство-Пресс,2015.

,



Предварительный просмотр:

                                                                                                                         Светлакова Татьяна Георгиевна

Учитель-логопед

ГБДОУ №33 компенсирующего  вида

Приморского района

                                                                                                                            Санкт-Петербурга

Современные технологии в работе учителя-логопеда.

Определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми. Организация речевого развития детей в образовательной деятельности предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи.  Педагогические технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях. 

В настоящее время, в соответствии с ФГОС ДО, образовательная область «Речевое развитие» включает в себя:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

     Для формирования и активизации связной речи дошкольников используются самые популярные, традиционные  и простые в применении следующие технологии:

  • моделирование;
  • мнемотехника;
  • технология обучения детей составлению сравнений;
  • технология обучения образной речи;
  • технология обучения составлению загадок;
  • сказкотерапия (сочинение детьми сказок);
  • артикуляционная и пальчиковая гимнастика;
  • логоритмика;
  • творческие рассказы;
  • игры-драматизации, инсценировки;
  • пересказ;
  • рассказ по картине;
  • составление описательного рассказа

(об игрушках, предметах быта, природе и т.д.);

  • рассказы детей из опыта;
  • творческое рассказывание;

Моделирование - способ, при котором речевая действительность может быть представлена в наглядной форме.  Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные формы, стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи - это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутри текстовой связи. Моделирование может являться составной частью каждого занятия Использование моделирования в рассказывании положительно влияет на речь детей.

Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Это работает по схеме: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному.

Мнемотаблицы используют для:

- обогащения словарного запаса,

- при обучении составлению рассказов,

- при пересказах художественной литературы,

- при   заучивании стихов.

Технология обучения детей составлению сравнений в младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному признаку. Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует развитию образной речи.

Технология обучения детей составлению загадок

Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества. Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

Сказкотерапия.

Развитие речи дошкольника сказкотерапией – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей. Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

Использование технологии лэпбука в логопедической работе позволяет закрепить, систематизировать материал по какой-либо теме.

Использование таких инновационных технологий как биоэнергопластика и тактильно-кинестетическая стимуляции ускоряют автоматизацию поставленных звуков.

 

Биоэнергопластика -это такая технология, когда ребёнок учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движения артикуляционного аппарата. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальных процессов в организме. Биоэнергопластика стимулирует психологическую базу речи, способствует коррекции звукопроизношения, психических  процессов, улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам.

Технология тактильно-кинестетической стимуляции ( по Архиповой Е.Ф.) или нейростимуляции основана на том, что при нарушении речи дефектом выступает не только звукопроизносительная и просодическая сторона речи, но и разной степени выраженности, двигательные нарушения общей и мелкой моторики. Данный метод предполагает развитие речи методом обратной афферентации ( по Анохину Б.). Кинезиологические упражнения -комплекс упражнений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие. Особое значение в организации речевого процесса имеет тактильно-кинестетический и двигательный анализатор. Через тактильные ощущения руки и попытки раздражения нервных окончаний на ладошках и кончиков пальцев удается добиться положительного влияния на функционирование речевых зон коры головного мозга. Через стимуляцию кожно-двигательного анализатора возможно сформировать управление артикуляционным праксисом, развивать навыки самоконтроля. Они улучшают внимание, память, мышление. В логопедии используются следующие направления кинезиотерапии: логопедическая ритмика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения, различные тренажёры.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастики.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг. Прежде всего, мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности.

Такие упражнения как пальцевые движения на иппликаторе с игольчатой поверхностью, массажный тренажёр, резиновые или пластмассовые шарики с игольчатой поверхностью, прищепки, песочная игротерапия, игры с бусами, имеющими неровную поверхность, упражнения для выработки речевого дыхания, глазодвигательныен упражнения и др., являющиеся нейростимуляцией, способствуют формированию навыка самоконтроля за положением органов артикуляции, необходимого для выработки артикуляционных укладов, автоматизации и введению их в активную речь. (Автор Архипова Е.Ф.),

Правильное использование современных педагогических технологий – залог успеха коррекционно-логопедической работы .



Предварительный просмотр:

Светлакова Татьяна Георгиевна

Учитель-логопед

ГБДОУ №33 компенсирующего  вида

Приморского района

Санкт-Петербурга

Организация работы в группе на логопедическом занятии.

ФГОС ДО выделяет пять основных образовательных отраслей. Речевое развитие как одна из данных отраслей имеет прямую взаимосвязь с логопедией, а остальные четыре (социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое и физическое) идут с ней в параллели. Работа с логопедом в дошкольном возрасте является фундаментом дальнейшего речевого развития ребенка, т.к. на ней строится коррекционная логопедическая помощь при нарушении письма и чтения (дисграфии и дислексии) в школьном возрасте. Для успешного продвижения и овладения языком необходимо специальное преднамеренное обучение. Это реализуется с помощью логопедических занятий в дошкольном возрасте.

    Основные задачи логопедической работы:

  • обучение правильному произношению всех звуков;
  • развитие мелкой моторики — стимулирование пальчиков активизирует работу головного мозга;
  • развитие связной речи: построение простых и составных предложений, пополнение активного словаря, способность к пересказу;
  • развитие фонематического слуха;
  • формирование и совершенствование связной речи;

Организация логопедической работы в группе строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

В младшем дошкольном возрасте (3-4года) решаются задачи формирования речевого слуха — умения понимать звучащую речь, развития слухового внимания, расширение словарного запаса, развитие мелкой моторики  и артикуляционной моторики.

В среднем возрасте( 4-5лет) стоят задачи формирования связной речи: построения словосочетаний с предлогами и без, сложных предложений; совершенствования звукопроизношения; обучение построению причинно-следственных связей в высказываниях (рассказы по картинкам); развитие слухоречевого внимания и памяти; развитие речевого дыхания, голоса, артикуляции;

В старшем дощкольном  возрасте 5-7 лет: у ребёнка происходит формирование фонетико-фонематических функций; он начинает определять на слух количество звуков и слогов в слове; он знакомится со звуковым анализом слова; проводятся занятия по подготовке к обучению грамоте;

Организация логопедической работы в ДОУ подразумевает несколько видов упражнений

с детьми: занятия с группой, занятия в составе небольшой группы, занятия с одним ребёнком, т.е - индивидуальные, подгрупповые, фронтальные (групповые);

     Фронтальные занятия — коллективная форма работы, которая проводится с воспитанниками логопедических групп. Логопед составляет календарно-тематический план занятий с учётом индивидуальных особенностей и коррекционных потребностей детей. Эти занятия проходят несколько раз в неделю, к ним дети готовятся на индивидуальных и подгрупповых занятиях с логопедом, а после закрепляют упражнения с воспитателем. Типы фронтальных занятий для логопедической группы:

  • по формированию лексико-грамматических средств: обогащение словаря и формирование грамматического строя речи;
  • по формированию звукового строя речи: правильное произнесение и анализ звуков;
  • по развитию связной речи: самостоятельное построение высказываний

        Количество и длительность фронтальных занятий зависит от возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи. В каждой возрастной группе занятия имеют свою особенность и по времени, и по организации.

Для каждого логопедического занятия:

1. четко определяется тема и цель занятий;

2. выделяется  словарь, который дети должны усвоить в активной речи;

3. отбирается лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятий, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей (при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала);

4.обозначаются основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, и сформулировать цель каждого этапа;

5. подчеркнуть наличие обучающего момента и последовательного закрепления нового материала;

6. обеспечить постепенную смену видов речевых и речемыслительных заданий возрастающей сложности;

7. включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей;

8. при отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития дошкольника, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения;

9. предусмотреть приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную речевую и познавательную деятельность;

10. включить регулярное повторение усвоенного речевого материала.

      Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей. В любом занятии выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия и окончание.

Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу.

Ход занятия - это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений, которые определенны учебной задачей. На данном этапе занятия приемы и обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка.

Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи.

В зависимости от раздела обучения, от целей занятия технологии, используемые в каждой части занятия могут быть различными. После проведения занятия логопед анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, и намечает перспективу деятельности. Фронтальные (групповые) занятия представляют собой систему, включающую в себя игры, артикуляционную гимнастику, физические занятия и различные логопедические задания, как устные, так и письменные. Во время  фронтальных занятий  логопед работает со всеми детьми сразу, даёт одинаковые задания для всех детей в группе.

Для подготовки к фронтальным занятиям в случае необходимости дети могут посещать индивидуальные и подгрупповые занятия с логопедом. Чаще всего их посещение требуется детям с задержкой психического развития, общими нарушениями речи, ограниченными возможностями здоровья и т. д. Если при проведении подгрупповых и индивидуальных занятий большая часть времени уделяется постановке звуков детям, имеющим определённые одинаковые речевые дефекты, то фронтальная работа подразумевает «смешанную» работу, вне зависимости от степени развитости произношения звуков у того или иного ребёнка.

 Основные преимущества фронтальных занятий перед подгрупповыми и индивидуальными: это, в первую очередь, проведение фронтальных занятий даёт логопеду большую свободу выбора в постановке цели и содержания урока. На таких занятиях осуществляется закрепление звуков, добавляются упражнения на расширение словарного запаса детей, происходит обучение грамматически правильной речи .

Фронтальные занятия – это основа не только коррекционного обучения, но и  подготовительный этап для перехода ребёнка из детского сада на следующую ступеньку обучения – в школу. Для детей важное преимущество фронтальных занятий состоит в возможности наблюдения за сверстниками и в налаживании социального взаимодействия.. Фронтальное обучение предоставляет также и возможность осуществления групповой работы детей над единой задачей, что развивает навыки сотрудничества. Эффективность группового обучения зависит от умения логопеда сформировать атмосферу творчества, показать важность каждого участника в процессе достижения общего результата. Кроме того , на протяжении всего занятия педагог должен поддерживать активность и удерживать внимание всех детей, а также учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, что является сложными и весьма трудоёмкими задачами, в связи с чем длительность одного фронтального занятия  зависит от возраста детей и не превышает 30 минут. Фронтальные занятия, таким образом, являются окончательным этапом в логопедическом обучении в детских садах. Для фронтальных занятий по звуковой культуре речи в соответствии с требованиями ФГОС ДО широко применяется программа Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты», рассчитанная на детей от 3 до 7 лет, предоставляющая систему игр и упражнений со звуками, буквами, словами, помогающую детям сформировать мыслительные операции, научить понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Таким образом, фронтальная (групповая) логопедическая работа с дошкольниками имеет ряд преимуществ, среди которых важно отметить: широкие возможности выбора тематики и формы проведения занятий (для логопеда), обучение навыкам коллективной коммуникации и социализации, возможности наблюдения за сверстниками и совершения совместных действий для достижения общей цели для детей. Работа логопеда фронтально предполагает весёлый и интересный процесс обучения, при котором дети незаметно овладевают необходимыми навыками для своего дальнейшего развития.

 Высокой продуктивности при фронтальной форме логопедических занятий с дошкольниками, способствуют :

-свободное размещение детей во время  занятий (в круг, полукругом, около логопеда, что позволяет им рассматривать изучаемые объекты, смотреть друг на друга, на логопеда;

-четкая и логичная система подбора вопросов, адресованная детям;

- разнообразие пособий, а также предварительный подбор материала для занятия;

 -ориентация на общие интересы детей в целях активизации их высказывания;

-постепенное повышение эмоциональной насыщенности занятия: наиболее интересные фрагменты работы соотносятся с периодом нарастания усталости;

-корректность в исправлении речевых и иных ошибок детей.

К фронтальным логопедическим занятиям предъявляются требования:

1.  Динамичность занятия.

2. Включения в него игровых фрагментов и сюрпризных моментов. Можно включить забавные ситуации, участниками которых будут дети.

3. Частая смена различных видов деятельности.

4.  Коммуникативная направленность, обучать общению с педагогом и друг с другом.

5. Обучение  детей умению слушать, слышать, исправлять ошибки в чужой и в своей речи.

6. Использование разнообразного дидактического материала, красочного и удобного.

7. Самое главное – на занятиях дети должны много говорить.

   Таким образом, организация логопедической работы в коррекционных группах ДОУ предполагает системность, целенаправленность и поэтапность. В основе системы логопедической работы лежит индивидуально-дифференцированный личностный подход, позволяющий, удовлетворять потребности и интересы каждого ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, направленно и эффективно осуществлять коррекцию речи у детей дошкольного возраста. 



Предварительный просмотр:

   Учитель-логопед Светлакова Татьяна Георгиевна

ГБДОУ № 33 Приморского района Санкт-Петербурга

Факторы эффективности работы учителя-логопеда.

Почему у одних детей постановка и автоматизация звуков происходит быстрее чем у других?

     Почему многие дети даже после длительной логопедической работы не используют отработанные звуки в своей речи?

Чтобы ответить на эти вопросы нужно знать какие факторы оказывают воздействие на продуктивность текущей коррекционной работы логопеда и ее результативность.

Знание ответов на эти вопросы не только поможет логопеду повысить эффективность своей работы но и поможет правильно организовать взаимодействие с родителями, профессионально отвечая на их запросы.

 Факторы ,которые оказывают влияние на эффективность логопедической работы по коррекции звукопроизношения.

  • Во-первых, это грамотная речевая среда;
  • Во-вторых, насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевого развития;
  • Насколько правильно был составлен образовательный маршрут ребёнка; Насколько правильно поэтапно построена коррекционная работа, содержащая в себе постепенно усложняющиеся упражнения. Коррекционно-логопедическая работа должна быть комплексной с включением всех образовательных областей и всех специалистов ДОУ;
  • Для этого все специалисты должны обладать необходимыми компетенциями, их деятельность должна носить превентивный характер.
  • Были ли педагогами правильно отобраны педагогические технологии для реализации целей и задач Рабочей программы;
  • Единство требований к речи ребёнка со стороны всех участников образовательного процесса. Создание  единого  пространства развития ребёнка в семье и ДОУ. Для чего логопеду нужно проводить просветительскую работу с родителями? Нужно ли рассказывать родителям о проводимой работе с их детьми. Да, необходимо создание единого речевого пространства, включение родителей в совместный коррекционный процесс.
  • Организация пропедевтической логопедической работы по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая  разработку конкретных рекомендаций детям и их родителям и  законным представителям).

     Основным предметом является социальная адаптация и интеграция детей с речевой патологией с помощью коррекционно-образовательной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Роль игры в развитии детей дошкольного возраста. Какие игрушки нужны детям?!"

КонсультацияТема: "Роль игры в развитии детей дошкольного возраста. Какие игрушки нужны детям?!"Воспитатель: Попова T.A. КАКИЕ ИГРУШКИ ПРИОБРЕТАТЬ ДЕТЯМ 1.Сюжетно-образные, изображающие люде...

Родительское собрание в средней группе. Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности  дошкольников в условиях семьи....

Презентация к родительскому собранию «Играют дети - играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

Презентация поможет воспитателям провести родительское собрание в интересной и доступной форме...

Родительское собрание в средней группе. Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».

Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности...

Конспект организации и проведения родительского собрания по теме «Играют дети – играем вместе , роль игры в развитии детей дошкольного возраста».

Конспект организации  и проведения родительского собрания по теме «Играют дети – играем вместе ,  роль игры в развитии детей дошкольного возраста»....