Работа с буквой.Профилактика оптической дисграфии.
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Светлакова Татьяна Георгиевна

Работа с буквой. Профилактика оптической дисграфии при обучении грамоте детей с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_bukvoy.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

 Работа с буквой. Профилактика оптической дисграфии.

У детей с тяжелыми нарушениями речи при подготовке к обучению грамоте,

Как отмечено рядом авторов, А.Н. Корневым, Р.И Лалаевой,

и другими, в отличие от нормально развивающихся их сверстников, с большими

затруднениями :

  1. формируется образ буквы;

  1. образуются связи между звуком и буквой его обозначающей;

В составе формирования навыка звуко-буквенной символизации лежит уровень

интеллектуального развития ребенка, уровень развития устной речи, развития

пальцевого праксиса. А поскольку у детей с ТНР, как правило, все эти базовые способности снижены, то и формирование навыка звуко-буквенной символизации

затруднено.

       В целях профилактики вышеуказанных нарушений нами в коррекционной работе

были использованы следующие группы игр и игровых упражнений:

I Формирование зрительного образа буквы, ассоциативных

                                              связей).

1.”На что похожа буква?” ( формирование зрительного образа буквы, ассоциативных

                                              связей).

2.Заучивание стихов, потешек, чистоговорок, скороговорок с использованием движений

рук на заданный звук, с целью образования прочной связи между звуком и буквой.

3.Работа с трафаретами букв, конструирование букв из палочек, полосок, из проволоки,

из пластилина, шнурком, из кубиков помогают сформировать образ буквы.

П. Игры и игровые упражнения на развитие внимания(зрительного, слухового, тактильного и др.)

1.Варианты упражнений “Найди и покажи все буквы…”

2.Варианты лото: “Найди букву”, “ От буквы к картинке”, “ От картинки к букве”.

3.Варианты упражнений “Внимательные глазки”:

  1. Написание букв по точкам:
  2. Написание букв на миллиметровке:
  3. Нахождение контура буквы по образцу:
  4. Нахождение заданной буквы по словесной инструкции:
  5. Узнай букву по элементу и допиши ее:
  6. Измени букву, добавив элемент:
  7. Измени букву, изменяя пространственное расположение элементов, так, чтобы

   (вместо буквы Н получилась буква П, вместо Г – Т, И –Н):

4.Варианты игры “ Чудесный мешочек”

5.Узнай, какую букву написали на спине”

Чем большее количество анализаторов задействовано в этой работе, тем прочнее будут

представления о букве.

Ш Игры и игровые упражнения, активизирующие мыслительную     деятельность при  работе с буквой.

1.”Найди сходство и различие при написании данных букв”.

2. Вычленить из множества букв (среди правильно и зеркально  расположенных)    правильно расположенные.

3. Игра: “Буква сломалась”( дополнить недостающие элементы букв).

4. Нахождение букв, спрятанных в геометрических фигурах.

5.” Продолжи ряд букв…”, “ Найди лишнюю букву”, “ Зачеркни лишнюю букву”.

  1. “ Какие буквы ты узнаешь на этой картинке?” (развитие ассоциативного мышления).

         Эффективность работы.  

Использование данной системы игр и игровых упражнений в группе из 15 детей с диагнозом ТНР дало положительную динамику. Диагностика конца года показала,

что из 15 человек 3 показали стойкую несформированность образа буквы и связь

звука с буквой, путали буквы, искажали их, забывали.

Литература:

Корнев А.Н.. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб., 1998

Лалаева Р.И.. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших

                       школьников.- СПб., 1998.

Милостивенко Л. Методические рекомендации по предупреждению

                               ошибок чтения и письма у детей.- СПб., 1995.

Филичева Т.   Подготовка к школе детей с общим недоразвитием

 Чиркина Г      речи в условиях специального детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация системы работы по профилактике оптической дисграфии

Что такое оптическая дисграфия, что нарушено, как проявляется, направления коррекционной работы...

«Коррекционно – развивающая работа по устранению предпосылок оптической дисграфии и дислексии у дошкольников»

Оптическая дисграфия и дислексия связана с недоразвитием зрительного восприятия, анализа и синтеза, пространственных представлений....

Приемы работы с буквой в процессе коррекционно-развивающего обучения по профилактике оптической дисграфии

Материал данной методической  разработки содержит практические приёмы работы и дидактические упражнения с буквой для формирования навыка звуко-буквеннойсимволизации, напр...

Собственная методическая разработка "Планирование работы по предупреждению оптической дисграфии у леворуких детей и детей с трудностями латерализации". Пособие для логопедов, воспитателей и родителей

В пособии представлен примерный план коррекционной работы по предупреждению оптической дисграфии у леворуких детей и детей с трудностями латерализации,посещающих подготовительную к школе  группу ...

Методическая разработка по теме: "Система работы по развитию графических навыков и предупреждению оптической дисграфии".

Методическая разработка содержит практический материал, направленный на профилактику дисграфии....

Приёмы работы по профилактике оптической дисграфии в работе с детьми с ОВЗ

В статье представлен опыт работы по профилактике дисграфии....

Мастер класс: «Игровые технологии в коррекционно-профилактической работе учителя-логопеда» Профилактика оптической дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста

Цель: Показать использование игровых технологий в коррекционно-профилактической работе учителя-логопеда. Передать педагогический опыт проведения игр.  При подготовке ...