Собственная методическая разработка "Планирование работы по предупреждению оптической дисграфии у леворуких детей и детей с трудностями латерализации". Пособие для логопедов, воспитателей и родителей
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Говорухина Екатерина Алексеевна

В пособии представлен примерный план коррекционной работы по предупреждению оптической дисграфии у леворуких детей и детей с трудностями латерализации,посещающих подготовительную к школе  группу речевого детского сада. В работе используются как учебные, так и игровые формы и методы обучения, способствующие адаптации леворуких детей в мире правшей, а также, помогающие детям с трудностями латерализации в выборе ведущей руки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobstvennaya_metodicheskaya_razrabotka.doc263 КБ

Предварительный просмотр:

Собственная методическая разработка

Планирование работы  по предупреждению оптической дисграфии

у леворуких детей и детей с трудностями латерализации

Пособие для логопедов, воспитателей  и родителей

      В пособии представлен примерный календарный план коррекционной работы по предупреждению оптической дисграфии у леворуких детей и детей с трудностями латерализации, посещающих подготовительную к школе группу речевого  детского сада. В работе используются как учебные, так и игровые формы и методы обучения, способствующие адаптации леворуких  детей в мире правшей, а также помогающие детям, с трудностями латерализации в выборе ведущей руки.

Автор:

Учитель-логопед ГБДОУ д/с № 18

Красногвардейского района С.-Пб.

Говорухина Е. А.

ПРЕДИСЛОВИЕ

      Мнения учёных о том, как и почему возникает леворукость, не только различны, но часто и противоречивы. И, не смотря на значительное количество работ, посвящённых этой теме, нельзя сказать, что она полностью изучена. Для меня проблема леворукости является одной из самых интересных в психологии и педагогике.

      Современный уровень знаний позволяет считать левшество одним из вариантов нормального развития организма, который часто зависит от врождённых генетических особенностей строения головного мозга ребёнка. Кроме генетического,  в возникновении леворукости  выделяют ещё ряд факторов:

  • Патологический, связанный с минимальной мозговой дисфункцией (вследствие неблагоприятного воздействия на плод во время внутриутробного развития или  как результат родовой травмы);
  • Социокультурный, обусловленный влиянием внешних обстоятельств (травмой правой руки в раннем детстве, перенесённым ДЦП, «ненасильственным» переучиванием, когда праворукий ребёнок подражает леворуким отцу или матери, или, наоборот, левша в окружении правшей начинает более активно действовать правой рукой, «насильственное» переучивание);
  • Комплексное сочетание перечисленных факторов.

      Многие исследователи отмечают большой процент левшей среди детей, страдающих неврозами, задержками и нарушениями развития. Достаточно часто леворукие дети страдают нарушением речевого развития, поэтому в речевой группе леворукие дети могут составлять до 20-25% (против 5-12% среди человечества в целом), а ведь это целая подгруппа, требующая составления своего, особого, плана работы. Среди левшей отмечен высокий процент детей, имеющих комплексные нарушения письма и чтения. Но ни в коем случае леворукость не обуславливает эти нарушения, ведь она сама, как и все перечисленные трудности, может являться патологической леворукостью, возникшей вследствие дисфункции левого (речевого) полушария. Но и при  генетически обусловленной леворукости нельзя рассматривать мозг левши, как зеркальное отражение мозга правши. Только у 15% левшей речь контролируется правым полушарием, у 70% - центры речи выявлены в левом, как у правшей, полушарии, и ещё у 15% отмечается двусторонний контроль речи.

      Какого бы генеза не была леворукость, у левшей чаще всего отмечаются нарушения речевого развития, зрительно-пространственного восприятия, общего моторного развития, координации движений кистей и пальцев рук. Эти функции являются школьно значимыми, именно на их основе идёт формирование базовых школьных навыков – письма и чтения. Поэтому, на мой взгляд, так важно не только обратить внимание на особенности развития  леворукого ребёнка, пришедшего в речевую группу детского  сада, но и высторить работу по подготовке левши к школе так, чтобы, по возможности, скомпенсировать и скорректировать эти нарушения. К тому же, говоря о склонности левшей к невротическим реакциям (тикам, заиканию, энурезу, страхам, повышенной возбудимости, раздражительности, тревожности, резкой смене настроения, неадекватным реакциям и т. д.), стоит отметить постоянно действующий на них декстрастресс (правый стресс). Леворукие дети ежедневно сталкиваются с тем, что окружающий мир рассчитан на правшей: двери, бытовые приборы, инструменты, музыкальные инструменты, а главное, письмо и чтение слева направо. Частота зеркального письма у леворуких детей составляет 85% процентов, а в речевой группе – до 100%!

      Исходя из  сказанного, одной из главных задач в обучении леворуких детей, на мой взгляд,  является развитие у них различных сторон психической деятельности с учётом специфических особенностей левшей, т. е. помощь им в адаптации в мире правшей посредством специально подобранного комплекса игр, заданий и упражнений. Важно отметить, что в категорию леворуких можно объединить и правшей с левшеством в роду, и амбидекстров, и, вообще, всех детей, испытывающих затруднения в выборе ведущей руки, т. к. у каждого из них наблюдаются те же сложности, что и у истинных левшей.

      Основной целью занятий с детьми этой категории должна стать работа по развитию межполушарного взаимодействия и межполушарных связей, недостаточная сформированность которых выражается в моторной неловкости, нарушении зрительного восприятия, трудностях ориентировки в пространстве и во времени и приводит к проблемам при овладении навыками письма и чтения. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия и межполушарных связей улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий головного мозга, способствуют улучшению качества запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс обучения  письму и чтению.

      Комплекс этих упражнений включает:

1.   Дыхательные упражнения, которые стимулируют движения диафрагмы, улучшают кровообращение, осанку, гармонизируют деятельность дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной систем.

      2.   Упражнения, улучшающие общую моторику и координацию движений.

      3.  Упражнения для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук, которые не только оказывают стимулирующее влияние на общее развитие  

      ребёнка и, особенно, на его речевое развитие, но и являются «мощным средством повышения работоспособности головного мозга» (по М.

      М.Кольцовой). Наряду с пальчиковой гимнастикой, выполнением графических заданий, работой с мозаикой, бусинками и т. п., эти упражнения  

     включают в себя самомассаж рук, который является одним из видов пассивной гимнастики и улучшает  функции рецепторов, проводящих путей,

      усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.

      Упражнения для активизации работы мышц глаз, улучшающие кровообращение и циркуляцию внутриглазной жидкости, совершенствующие  координацию в горизонтальной плоскости и повышающие устойчивость вестибулярных реакций. После того, как усвоены глазодвигательные упражнения, их совмещают с движениями языка, что способствует интеграции правого и левого полушарий, улучшению внимания, преодолению патологических синкинезий.

  1. Рисование обеими руками одновременно расслабляет глаза и руки, синхронизирует деятельность обоих полушарий, что заметно увеличивает

эффективность работы всего мозга.

      Упражнения для развития межполушарных связей в значительной степени способствуют и развитию тех видов деятельности, которые «западают» у левшей: зрительный гнозис, стереогноз, пространственно-временые ориентировки, конструктивная деятельность. Поэтому представленное ниже   перспективное и примерное календарное планирование коррекционной работы по предупреждению оптической дисграфии у леворуких детей и детей с трудностями латерализации включает в себя следующие разделы:

      1 раздел. Развитие дыхания, общей и мелкой моторики.

      2 раздел. Развитие пространственных и временных ориентировок.

      3 раздел. Развитие функции стереогноза.

      4 раздел. Развитие зрительного гнозиса.

      5 раздел. Развитие конструктивной деятельности.

      6 раздел. Развитие представлений о связи звука и буквы в рамках подготовки к обучению грамоте.

      Основные требования к проведению специальных занятий для левшей и детей, испытывающих трудности в выборе ведущей руки:

     1.   Систематичность, не реже одного раза в неделю, по 25-30 минут.

     2.   Положительный эмоциональный фон: неторопливый, спокойный ход занятия, переход к выполнению следующего упражнения только после

      тщательного закрепления предыдущего, постоянные поощрения, исключающие фиксацию внимания ребёнка на ошибках.

       

Перспективное планирование

коррекционной работы по предупреждению оптической дисграфии

у леворуких детей и детей с трудностями латерализации

(подготовительная к школе группа)

I КВАРТАЛ (сентябрь, октябрь, ноябрь)

  1. раздел. Развитие дыхания, общей и мелкой моторики

Цели: 1.Развивать произвольную регуляцию дыхания.

    2.Активизировать работу мышц глаз.

    3.Развивать общую моторику и координацию движений.

    4.Развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук с использованием самомассажа и пальчиковой гимнастики.

    5.Учить правильной посадке, способам держания ручки и положения тетради.

          6.Учить рисовать обеими руками зеркально-симметричные рисунки для развития межполушарных связей головного мозга.

2 раздел. Развитие пространственно-временных ориентировок

Цели: 1.Уточнить представления о схеме тела.

2.Закреплять умения различать и называть левую и правую руки, соотносить части тела с правой и левой рукой.

3.Учить определять направления в пространстве.

4.Уточнить понятия о пространственных взаимоотношениях объектов.

5.Уточнить понятия об основных единицах времени (сутки, неделя, времена года, месяцы).

6.Учить ориентироваться на листе бумаги.

  1. раздел. Развитие функции стереогноза

 Цели: 1.Развивать и совершенствовать тактильные ощущения: умение определять на ощупь форму, величину, фактуру предмета.

      2.Развивать  кинестетические ощущения: умение складывать буквы из пальцев рук, рисовать геометрические фигуры, писать буквы рукой в  

      воздухе.

  1. раздел. Развитие зрительногогнозиса

 Цели: 1.Развивать зрительное внимание и зрительную память: учить сосредотачивать и удерживать в памяти определённое количеств

           предметов.

     2.Развивать зрительное восприятие и зрительные представления:

        а) уточнять представления о форме, цвете, величине предметов;

        б) учить подбирать геометрические фигуры по подобию и соотносить их с формой реальных предметов.

  1. раздел. Развитие конструктивной деятельности

Цели: 1.Развивать конструктивныйпраксис (навыки конструирования):

          а) учить копировать образец по элементам сопряжённо;

          б) копировать целый образец сопряжённо;

          в) копировать образец по элементам и целостно по памяти

        2.Развивать навыки реконструирования: учить манипулировать элементами образцов (в т. ч. букв) при составлении их и разложении на элементы.

  1. раздел. Развитие представлений о связи звука и буквы

Цели: 1.Учить сопоставлять букву со звуком с опорой на артикуляцию.

  1. Развивать способности воспроизводить букву по звуку и звук по букве.

II КВАРТАЛ (декабрь, январь, февраль)

1 раздел. Развитие дыхания, общей и мелкой моторики

 Цели: 1.Продолжать работу над произвольной регуляцией дыхания.

           2.Продолжать работу по активизации мышц глаз.

           3.Активизировать работу языкодвигательных мышц.

           4.Синхронизировать работу языко- и глазодвигательных мышц.

     5.Продолжать развивать общую моторику и координацию движений.

           6.Продолжать развивать моторику кистей и пальцев обеих рук.

           7.Продолжать развивать умение рисовать обеими руками одновременно.

  1. раздел. Развитие пространственно-временных ориентировок

Цели: 1.Уточнять представления о пространственных взаимоотношениях предметов между собой и по отношению к себе.

          2.Учить ориентироваться в схеме тела стоящего напротив.

          3.Учить определять линейную последовательность предметного ряда.

          4.Закреплять понятия об основных единицах времени.

          5.Уточнить понятия о периодах человеческого возраста.

          6.Продолжать работу по совершенствованию умения ориентироваться на листе.

3 раздел. Развитие функции стереогноза

 Цели: Совершенствование тактильных и кинестетических ощущений.

  1. раздел. Развитие зрительного гнозиса

Цели: 1.Совершенствовать умение сосредотачивать и удерживать в памяти определённое количество предметов.

    2.Развивать умение узнавать перечёркнутые, наложенные друг на друга, написанные разным шрифтом буквы.

  1. раздел. Развитие конструктивной деятельности

Цели: 1.Продолжать работу по конструированию букв из палочек и элементов по памяти; по заданию.

    2.Продолжать обучать реконструированию букв и манипулированию элементами букв.

  1. раздел. Развитие представлений о связи звука и буквы

Цели: 1.Продолжать развивать представления о связи звука и буквы посредством сопоставления буквы со звуком и наоборот.

  1. Продолжать работу над умением воспроизводить букву по звуку и звук по букве.

III КВАРТАЛ (март, апрель, май)

1 раздел. Развитие дыхания, общей и мелкой моторики

 Цели: 1.Закреплять и совершенствовать умение произвольно регулировать дыхание.

  2.Совершенствовать работу глазо- и языкодвигательных мышц, продолжать работу по их синхронизации.

            3.Совершенствовать общую моторику и координацию движений.

  4.Совершенствовать мелкую моторику кистей и пальцев рук.

  5.Совершенствовать умение рисовать обеими руками.

  1. раздел. Развитие пространственно-временных ориентировок

Цели: 1.Закреплять и совершенствовать ориентировку в схеме тела стоящего напротив.

     2.Закреплять умение определять линейную последовательность предметного ряда, совершенствовать память на пространственные

        взаимоотношения предметов.

     3.Закрепить знания об основных единицах времени и периодах человеческого возраста.

           4.Совершенствовать навыки ориентировки на листе.

3 раздел. Развитие функции стереогноза

Цели: Продолжать совершенствовать тактильные и кинестетические ощущения.

4 раздел. Развитие зрительногогнозиса

Цели: Совершенствовать зрительные восприятие, память, внимание, представления.

5 раздел. Развитие конструктивной деятельности

Цели: Совершенствовать навыки конструирования и реконструирования.

6 раздел. Развитие представлений о связи звука и буквы

Цели: Совершенствовать навык воспроизведения буквы по звуку и звука по букве.

Примерное календарное планирование коррекционной работы по предупреждению оптической дисграфии

 у леворуких детей и детей с трудностями латерализации (подготовительная к школе группа)

I КВАРТАЛ (сентябрь, октябрь, ноябрь)



Разделы  работы



Направления работы


Виды работы


Сентябрь


Октябрь


Ноябрь

Развитие дыхания,

 общей и мелкой моторики                              

Дыхание

1.В положении лёжа на спине спокойно

 дышать  2-3 минуты.

2.В положении лёжа дышать с сознательным

контролем: каждая фаза составляет 2-3 сек. и

постепенно увеличивается  до 7 сек.

1.В положении стоя глубоко дышать носом: во

 время вдоха живот максимально надувается, а

 во время выдоха глубоко втягивается.

2.Делать глубокий вдох и выдох, следя, чтобы

грудная клетка расширялась, но не

поднимались плечи.

1.Сидя на полу "по-турецки", положить

 руки на диафрагму. Поднимая руки вверх,

 сделать вдох, опуская руки в  исходное

положение, сделать выдох.

2.Сделать глубокий вдох и задерживать

дыхание так долго, насколько это возможно.

 Можно ввести элемент соревнования в

группе.

Глазо- и языкодвигательные мышцы

1.Сесть, расслабить тело. Широко открывать и

 закрывать глаза с интервалом в 3 сек.

 повторить 5-6 раз

2.Свободные движения глаз из стороны в

 сторону, вращения. работы мышц живота:

 вдох-задержка-выдох-задержка

1.Быстро моргать глазами в   течение 1-2мин.

2.Следить глазами за яркой игрушкой,

которую логопед водит влево- вправо,

вверх-вниз.

1.Смотреть вдаль 30-40 сек.  Перевести взгляд

 на палец вытянутой вперед руки и смотреть 3-

5 сек. Повторить 3-5 раз.

2.Следить глазами за яркой игрушкой, которой

логопед "рисует" круг, треугольник, квадрат,

синусоиды, "пишет" буквы, цифры.

Общая моторика и координация движений

1.Ползание на животе, спине, локтях,

 коленях, четвереньках.

2.Прыжки на обеих ногах и на каждой

 поочерёдно.

3.Упражнение «Полёт»: стоя, сделать

 несколько сольных взмахов руками, разводя

их в стороны. Закрыть глаза, представить себя

 перелётной птицей.

1.Упражнение «Велосипед» в положениях

 лежа и сидя на полу.

2.Упражнение «Дерево»: сидя на корточках,

 спрятать голову в колени, колени обхватить

 руками - «семечко»; медленно подниматься на

ноги, затем распрямить туловище, вытянуть

 вверх руки -  «дерево выросло»; напрячь тело

 и вытянуть его вверх; "Подул ветер"-

 раскачивать тело имитируя дерево.

1.Сделать медленные наклоны головы  плечам

и "кивающие" движения вперед-назад. Затем

сделать круговые движения головой в одну,

затем в другую сторону.

2.Упражнение «Снеговик». Стоя представить

себя только что слепленным снеговиком. Тело

напряжено, как замерзший снег. Пригрело

солнце и снеговик начал таять.Сначала

повисает голова, затем опускаются плечи,

расслабляются руки и т.д. В конце мягко

 упасть на пол и лежать, как лужица воды.

Самомассаж. Мелкая моторика

1.Поглаживание кистей рук в напряжении от

 кончиков пальцев к запястью.

2.Пальчиковая гимнастика  (в соответствии с

лексической темой)

1.Подушечки четырех   пальцев  правой руки

установить у    оснований пальцев левой руки

 с тыльной стороны ладони. Пунктирными

 движениями смещать кожу на 1 см вперед-

назад,   постепенно продвигаясь к

 лучезапястному    суставу("пунктирное

движение").  Проделать то же другой рукой.

 2.Пальчиковая гимнастика.

1.Кисть и предплечье левой руки расположить

на столе. Ребром ладони правой руки

имитировать "пиление" по всем направлениям

тыльной стороны  левой ладони

("прямолинейное движение"). Проделать то же

  другой рукой.

2.Пальчиковая гимнастика

Правила посадки, держания ручки, положения  тетради

Знакомство с правилами посадки, способами

 удерживания ручки (для леворуких),

 положением тетради.

Автоматизация правильной позы,

 удерживания ручки при письме перед каждым

 началом работы в тетради.

Повторение правил на каждом занятии.

Межполушарные связи

и  межполушарное взаимодействие

Повесить на стену, доску или мольберт лист

 ватмана, оборотный лист обоев или старого

 календаря. Мелом, карандашом, фломастером и т. п. чертить вертикальные, горизонтальные, наклонные линии одинаковой длины. Сначала

каждой рукой отдельно, затем обеими руками

 вместе, причём вначале эти двуручные

движения должны быть направлены в одну

 сторону, а затем должны стать сходящимися

 или расходящимися.

То же самое (см. "Сентябрь") проделывать с

 циклическими круговыми, синусоидовидными  движениями.

Рисование каждой рукой и одновременно

 обеими  овалов, восьмерок, треугольников,

квадратов и других простых фигур.

Развитие

пространственно-временных ориентировок

Ориентировка

 в схеме тела

1.Показать правую руку, затем левую  

(рекомендуется  в начале работы  левую руку

 маркировать: надеть на неё часы, браслет и

 т.п.)

2.Поднять свою "главную руку", назвать её,

поднять другую руку и назвать её.









1.Соотнести части тела с правой рукой, назвать

 их (правая щека, нога и т.п.) соотнести с левой

 рукой части  тела назвать их (левое колено, ухо

и т.п.)

2.Поднять правую руку. Показать предмет

 правой (левой) рукой.

1.Показать  левой рукой  левый  глаз (ногу,

 щеку и т.п.), правый локоть (бровь и т.д.)

2.Показать  левой рукой  правое ухо (глаз и

т.д.), правой рукой левую щеку (ногу и т.д.)

Определение направлений в пространстве

1.Вытянуть в сторону левую/правую руку.

Перечислить  предметы,   находящиеся  с этой

 стороны.

2.Повернуть голову влево/вправо.

1.Взять предмет левой рукой, правой.

2.Наклонить голову к левому плечу, к правому,

 т.е. влево, вправо.

Посмотреть налево и назвать предметы,

которые находятся слева.

То же, посмотрев направо; назад; вперед.

Пространственные взаимоотношения объектов

1.Положить книгу (др. предмет) справа от себя,

слева.

2.Взять книгу левой рукой и положить её возле

 левой руки, взять тетрадь правой рукой и

положить ее возле правой руки. Ответить: «Где

 находится книга: справа или слева от тетради?

 Где находится тетрадь справа или слева от

 книги?»

1.Положить перед собой книгу, взять карандаш и положить его слева от книги.
Взять ручку и положить ее справа от книги. Ответить: «Где находится ручка по отношению к книге: справа или слева? Что
находится слева от ручки? И т.п.»

2.Стоя в шеренге назвать стоящего слева,

 справа.

1.Стоя в колонне назвать стоящего впереди,

 стоящего сзади.

2.На демонстрационном полотне

расположить по инструкции

 соответствующие картинки слева и справа

 от елки (др. картинки)

Ориентировка во времени

1.Как называется прием пищи в разное
время суток?

2.Рассмотреть схему суток. Разложить в
нужной последовательности карточки с на-
званиями частей суток.

3.Рассказать об основных моментах режима

 дня, используя   наречия: утром, днем,

 вечером, ночью, сначала, потом.

1.Назвать пять дней подряд без дат и дней

 недели:  …  -  …   -  сегодня  -  …  -  …

(вчера, завтра, позавчера, послезавтра)

2.Послушать рассказ К. Ушинского «Ленивый и

 прилежный», вставить пропущенные слова

сегодня и завтра: «……. погуляю, а ……

 поучусь» - говорит ленивый.

«…… погуляю, а ……. поучусь» - говорит

 прилежный.

3.Послушать диалог М. Машилевского  «День и Ночь» и вставить недостающие слова: ночь и день.

- Как тебя сегодня зовут, Ночь?- спросил День.

- Как зовут? Никак не зовут: Ночь да Ночь. - А как будут звать завтра?

- Что значит звать завтра? Завтра тоже будут звать Ночь.

- А как звали тебя вчера?  

- Тоже Ночь.

- А меня ….. (сегодня) зовут Вторник,

…… (завтра) будут звать Среда, а ….. звали

 Понедельник, - сказал День.

4.Запомнить по порядку названия дней недели.

О чём говорят названия вторник, четверг,

 пятница?

1.Отгадывание  загадок о временах года.

2.Расположить названия времен года в нужной последовательности.        

Лето




 


Лето






Лето






Лето

Ответить на вопросы: чем отличается

 данная схема от предыдущей; предыдущая

 от данной?

3.Запомнить названия месяцев по временам

 года; называть или подбирать карточки с

 названиями месяцев по сезонам..

Ориентировка на листе бумаги

1.Деление пространства листа на две половины

 по вертикали. Определение левой и правой

 половины. Рисование простых изображений

 (точка, крестик и т.п.) по инструкции на левой

 и правой половине листа. 

2.Поставить точки, с которых начинается

движение и нарисовать стрелочки,

 указывающие, куда будет двигаться рука

 (лучше использовать листы нелинованной

 бумаги). Основное    требование – линии

 (стрелки) должны быть равными по длине

 (длину штриха ребёнок выбирает сам)

1.Деление пространства листа на две половины

 по горизонтали. Определение верха и низа.

2.Деление пространства на 4 части.

 Определение  верхнего левого угла, нижнего

правого угла и т.д. Рисование по инструкции

 простых изображений.

3.Рисование в заданном направлении линий,

начинающихся и заканчивающихся в

определенной точке, например, в центре

  крестика.

Отработать понятия «вверху», «внизу» и т.п.; что

 значит: "вести руку направо (по направлению

 стрелки), налево, вверх, вниз?

1.Рисование параллельных вертикальных,

горизонтальных и наклонных линий.

2.Штриховки.

Развитие функции стереогноза

Тактильные ощущения

Игра "Волшебный мешочек" (можно просто

 закрыть глаза) - ребенок ощупывает одной

рукой какой-нибудь предмет (кубик, шарик и

 т.п.). Затем также на ощупь ищет этот же

 предмет среди 5-7 других, сначала той же

 рукой, потом другой.

Та же игра, но логопед просит найти на ощупь

 предмет заданной величины. Например, в

мешочке спрятаны кольца от пирамиды;

 логопед просит найти самое большое или самое

 маленькое кольцо.

Та же игра, но потребуются предметы

разной фактуры, например, деревянный,

стеклянный, пластмассовый шарики.

 Логопед просит ребенка найти предмет

 заданной фактуры. Условия поиска те же.

Кинестетические ощущения

Нарисовать рукой в воздухе круг, квадрат,

другую геометрическую фигуру. Сначала

каждой рукой по очереди, далее одновременно

обеими руками.

Нарисовать рукой в воздухе знакомые буквы.

 Сначала каждой рукой по отдельности, затем

обеими руками одновременно

Сложить из пальцев рук известные буквы

(например, О С, М, Г, Л и т. д.)

Развитие зрительного гнозиса

Зрительное внимание и зрительная память

Игра "Кто внимательный?":

1.Запомнить количество показанных
предметов (3-5-7) без установки на
подсчет и запоминание: "Сколько было
предметов?"

2.Назвать предметы в любой последовательности без установки на запоминание.

3.Назвать предметы по порядку.

1.Игра "Что изменилось?":

2.Игра "Чего не стало?"

 Игры с 3-7 предметами (геометрические фигуры, цифры, буквы)

1.Запомнить и воспроизвести по памяти

количество (3-5-7) и расположение

предметов (геометрических фигур, цифр

и т. п.) на карте 3 на 3 клетки:










2.Повторить орнамент из геометрических

фигур.

Зрительное восприятие и зрительные представления

Логопед выставляет геом. фигуры (круг, треугольник, квадрат и т.д.), различные по цвету и величине и предлагает детям подобрать фигуры одного цвета; одинаковой формы и величины; одинаковые по цвету и форме; различные по форме и величине и т.п.

Логопед просит детей соотнести формы фигур и реальных предметов (круг-арбуз, овал-дыня и т.п.), а также цвета фигур и реальных   предметов   (оранжевый   круг-апельсин, зеленый треугольник-елочка и т.п.)

1.Назвать контурные изображения предметов.

2.Назвать перечеркнутые контурные

 изображения.        

3.Выделить контурные изображения,

наложенные друг на друга (геом.

фигуры, знакомые буквы, цифры).

Развитие конструктивной деятельности

Навыки конструирования

        1.Конструирование из 3-5-7 палочек, кубиков, деталей конструктора "Лего" по образцу.

2.Сложить картинку из составляющих
частей.

1.То же по памяти. ( см. «Октябрь» )

2.Показать правильное и неправильное начертание букв.

1.То же по памяти.(см. «Октябрь»)

2.Выделить нужную букву из ряда

букв, сходных по начертанию.

Навыки реконструирования

Рассмотреть предметы и выделить сходный элемент (например: у гриба и стола  есть ножка и т.п.)

Рассмотреть буквы и выделить сходный элемент (Л и X, Б и В и т.п.)

В данной букве добавить, убрать или

изменить один элемент так, чтобы

получилась другая буква (В-3, Р-В, П-Н

и т.п.)

Подготовка к обучению грамоте

Представления о связи буквы  и звука

1.Называние гласных звуков по артикуляции логопеда (без голоса)

2.Запись гласной буквы, соответствующей услышанному звуку (без опоры на зрение).

3.Запись гласной буквы, соответствующей

артикуляции логопеда (т.е. без опоры на слух)

Запись буквы с одновременным проговариванием звука, который она обозначает.

Запись букв под диктовку.

II КВАРТАЛ (декабрь, январь, февраль)



Разделы работы



Направления работы


Виды работы


Декабрь


Январь


Февраль

Развитие дыхания, общей и мелкой моторики    


Дыхание

1.Стоя, опустить руки, сделать
быстрый вдох, притягивая руки к
подмышкам ладонями вверх. Затем,
медленно выдыхая, опустить руки
вдоль тела ладонями вниз.

2.Дышать только через одну ноздрю

 (сначала левую, затем правую).

1.Глубокий вдох, руки медленно поднять до

 уровня груди. Задержать дыхание.

Медленно выдохнуть, руки опустить вдоль

 тела.

2.Ритмично дышать: вдох в два раза короче

 выдоха.

Глубоко вдохнуть. Руки медленно поднять

 через стороны вверх. Задержать дыхание на

 вдохе. Выдохнуть с открытым сильным

 звуком А-А-А, Руки медленно опустить.

 Вдохнуть. Руки медленно поднять до уровня

плеч через стороны. Задержать дыхание.

Медленно выдохнуть с сильным звуком О-О-

О, обнять себя за плечи, опустив голову на

 грудь. Медленно вдохнуть. Руки поднять до

уровня груди. Задержать дыхание. Медленно

выдохнуть с сильным звуком У-У-У. Руки

 опустить вниз, голову - на грудь.


Глазо- и языкодвигательные мышцы

1.Лежа на спине, хаотично двигать
перед глазами на расстоянии
вытянутой руки ярким предметом. Следить за предметом глазами, не двигая головой.

2.Гимнастика для языка: последовательно в

 быстром темпе произвести движения

 языком вверх-вниз, влево-вправо,

 «лопатка», «трубочка».

1.Совместные движения глаз и языка:
выдвинутым изо рта языком и глазами
делать совместные движения из
стороны в сторону, следя за игрушкой
в собственной вытянутой руке

2.Одновременное вращение глазами и

языком по круг, из стороны в сторону,

 следя за ярким предметом, находящимся в

 руке логопеда.

Совместные движения глаз и языка.

 Выдвинутым изо рта языком и глазами

 делать совместные движения из стороны в

сторону, вращая их по кругу, по траектории

 восьмерки.


Развитие общей моторики и координации

1.Прыжки по команде ведущего вперёд,

назад, вправо, влево определённое

 количество раз.

2.Сидя на полу, вытянуть перед собой ноги.

 Совершать движения пальцами обеих ног,

 медленно сгибая и выпрямляя их сначала

вместе, затем поочерёдно.

1.Ползать на четвереньках, не задевая

 расставленных на полу предметов.

 Усложнить, ставя руки крест-накрест.

2.Выполнять предыдущее упражнение,

 совмещая с движениями рук движения

 языка: сначала язык двигается за рукой,

 затем в противоположную сторону.

1.Лежа на спине, коснуться локтем
колена, слегка приподнимая плечи и
сгибая ногу. Выполнять сначала
односторонние, затем перекрестные
движения.

2.Упражнение в парах: встать напротив друг

 друга, коснуться ладонями партнера,

выполнять движения, аналогичные

«велосипеду».



Самомассаж.  Мелкая моторика

1.Кисть и предплечье левой руки

 расположить на столе. Правой рукой

 сделать массажтыльнойстороныладони

 левой руки. Проделатьтожедля правой руки.

2.Положить ладошки на стол, поднимать

 пальцы по одному, начиная с мизинца,

 сначала на одной руке, затем на другой,

 затем на обеих руках одновременно.

 Повторить упражнение в обратном порядке.

3.Пальчиковая гимнастика.

4.Рисование параллельных линий.

Многовариантные штриховки. Обязательно

 следить за тем, чтобы все вертикальные и

наклонные штрихи рисовались сверху вниз,

горизонтальные - слева направо.

1.Костяшками сжатых в кулак пальцев

 правой руки двигать вверх-вниз по ладони

 левой руки(«прямолинейное» движение).

 Проделать то же для правой руки.

2.«Колечко».Поочередно и как можно

 быстрее перебирать пальцы рук, соединяя

их в кольцо с большим пальцем

 последовательно (указательный, средний и

 т.д.),и обратно. Сначала упражнение

 выполняется каждой рукой отдельно, затем

вместе.

3.Пальчиковая гимнастика.

4.Рисование полуовалов - верхних и нижних,

 правых и левых. Особо следить за

 положением руки – кисть опирается только

 на мизинец.

1.Фалангами сжатых в кулак пальцев
производить движения по принципу
«буравчика» на ладони массируемой
руки. Поменять руки.

2.«Кулак-ребро-ладонь». Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Выполнять каждой рукой поочередно, затем одновременно. Количество повторов: 8-10 раз.

3.Пальчиковая гимнастика.

4.Рисование овалов и кругов. Обратить

внимание на их различие и способность

 ребенка мысленно вписать овал в

 прямоугольник, круг в квадрат.

5.Рисование спиралей.

Межполушарные связи и межполушарное взаимодействие

Рисование поочередно каждой рукой, а затем

 одновременно, геометрических фигур,

 спиралей.

Рисование одновременно обеими руками

 геометрических фигур, симметричных

 относительно вертикальной оси.

Рисование одновременно обеими руками

 любых букв, симметричных относительно

 вертикальной оси.

Развитие

пространственно-временных ориентировок

Пространственные взаимоотношения, ориентировка в схеме тела

Определение места соседа по отношению к

 себе, соотнося с соответствующей своей

рукой («Петя справа от меня»). Определение

 своего места по отношению к соседу,

ориентируясь на соответствующую руку

 соседа («Я сижу слева от Пети»).

Знакомство со схемой тела стоящего

напротив: вызванный ребенок, стоя спиной к

остальным, поднимает левую руку.

Остальные, сидя на своих местах,

поднимают свою левую руку и убеждаются в

том, что вызванный ребенок правильно

выполнил инструкцию.

Не опуская поднятой руки (см. Январь),

 ребенок поворачивается лицом к детям.

 Дети, сопоставив положение его поднятой

 руки с положением своей, делают вывод о

 противоположном расположении правых и

левых частей тела у лиц, стоящих друг

 против друга. Проделать это упражнение со

 всеми детьми.

Линейная последовательность предметного ряда

Игра «Прогулка в парк». Дети за столами, у

 каждого по 4-6 однородных предмета

(например, из набора «Строитель» или

«Лего»). Слева от детей условное

обозначение входа в парк. Логопед: Мы

 идем по дорожке. Первая скамья на нашем

 пути зеленая (дети ставят зеленый брусок

«скамью»). Следующая скамейка желтая, за

 ней синяя. В конце дорожки - красная. Так

 дети выстраивают ряд в направлении слева

 направо. Хором и по одному перечисляют

 скамьи в этом направлении. Логопед: Мы

 дошли до конца дорожки. Повернём назад и

 назовём все скамейки в обратном

 направлении, т.е. справа налево (вместо

 скамеек бруски могут обозначать санки,

машины и т.п. в соответствии с текущей

 лексической темой).

Игра «Где меня найти».Условия игры такие

 же, как в предыдущей (см. Декабрь).

Предварительно дети упражняются в

показе первой скамьи слева (на данном

этапе это удобнее делать левой рукой),

первой скамьи справа (правой рукой),

третьей скамьи слева (левой рукой) и т.д.

Один из детей - ведущий - говорит:

«Я буду на второй скамейке справа».

Остальные дети кладут руку на эту скамью.

 Ведущий определяет, все ли «нашли» его.

 Дети поочередно ведут игру, проверяя

правильность действий товарищей.

Определение правого и левого рукава

у блузки, лежащей спинкой вверх;

спинкой вниз; левого и правого

карманов у джинсов; следа правой и

левой ног, отпечатанного на снегу

(песке и т.п.)

Временные ориентировки

1.Послушать сказку-загадку В.И.Даля

«Старик-годовик», дать отгадки.

2. При повторном чтении сказки

расшифровываются все символы, дети

раскрывают количественные

соотношения этих символов,

вспоминают «особое имя» каждой

птицы и каждого пера.

1.Сопоставить понятия: дед - отец - сын  -

брат, бабушка - мать - дочь - сестра. Дать

 варианты этих понятий (кто кому кем

 приходится).

Дед - отец отца (или матери).

Отец - сын деда.

Петя - сын отца, внук деда, брат Кати.

Бабушка

Мать

Катя

2.Составить рассказ о своей семье,

используя понятия старше, младше,

сестра, брат, внук, внучка, сын, дочь и др.

1.Составить схему состава

собственной семьи, используя

фотографии или портреты,

нарисованные самими детьми. Ребенок

должен объяснить, кем он приходится

каждому из членов семьи.

2.Объяснить смысл пословицы:

«Ноябрь - сентябрю внук, октябрю -

сын, зиме - родной батюшка».

Начертить схему, отражающую эти

отношения.

Составить аналогичные пословицы о

других месяцах.

Ориентировка на листе

Игра «Электронная муха». На первом этапе

каждого ребенка лист с квадратно сеткой

(3X3клетки) и фишка, а одно крупно

пособие крепится на доске. В центре сетки

фишка - «электронная муха» -точка, которая

может перемещаться только по сигналу и

только на одну клетку в пределах данного

поля. Начало отсчета всегда ведется только

от центра. По   мере   усвоения   игры

детьми, логопед постепенно ускоряет темп

и увеличивает количество перемещений: от

2-3 до 8-10.

Та же игра с усложнением: детям

предлагается не двигать рукой фишку,

а мысленно представлять ее перемещение,

глядя на сетку.

Та же игра, но на этом этапе дети с

закрытыми глазами определяют путь «мухи»

и отвечают, где она остановилась.

Развитие функции стереогноза

Тактильные и кинестетические ощущений

Ощупывание и распознавание рельефных

 букв, далеких по конфигурации;

 придумывание 3-х слов на найденную букву

(дети должны отгадать букву, которую

 нашел ребенок).

Ощупывание и распознавание рельефных

 букв, близких по конфигурации

1.Поиск на ощупь предъявленной буквы.

2.Узнать букву, написанную рукой на спине

 или ладошке ребенка.

3.Нарисовать в воздухе поочередно каждой

 рукой, а затем одновременно обеими руками

 пройденные буквы.

Развитие зрительного гнозиса

Зрительное внимание и зрительная память

«Поясок»продолжить орнамент из

геометрических фигур; повторить по памяти

орнамент из геометрических фигур.

Запомнить и воспроизвести по памяти

количество и расположение предметов на

сетке 3 X 3 клетки(3-5-7 геометрических

 фигур).

«Найди отличия» - две картинки.

Зрительное восприятие и зрительные представления

Назвать или написать перечеркнутые буквы.

Определить правильно написанные буквы

среди неправильно и зеркально написанных

букв.

«Волшебный квадрат» - найти в данном

 квадрате как можно больше букв.

Развитие конструктивной деятельности

Конструирование

Выкладывание букв из палочек с

фиксированием внимания на том, в какую

сторону направлена буква, где и в каком

количестве расположены ее элементы.

Задания выполняются без предъявления

образца.

Игра «Буква сломалась» -предъявляются элементы букв, дети называют буквы, которым могут принадлежать эти элементы, и добавляют недостающие элементы.

        

Выкладывание букв семечками, ниточками,

проволокой, из мозаики, лепка из

пластилина и т.п.

Реконструирование и манипулирование элементами

Игра «Волшебные превращения» -изменение

пространственного расположения элементов

букв. Задания типа: «Превратите букву П в букву Н; букву Г - в Т; Я - в Б» и т.п.

Определить буквы, которые можно

 выложить из 2-х, 3-х, 4-х палочек,

 элементов.

Определить буквы, среди элементов которых

 есть, например, два полукруга, или одна

 короткая палочка и т.п.

Подготовка к обучению грамоте

Представления о связи буквы  и звука

Логопед показывает букву и просит подобрать слова на звук, который эта буква обозначает.

Составление слогов и слов из звуков (например, из первых звуков названных логопедом слов) и запись этих слогов и слов.

Списывание слов, вставляя пропущенные буквы.

III КВАРТАЛ

(март, апрель, май)



Разделы

работы



Направление работы


Виды работы


Март


Апрель


Май

Развитие дыхания, общей и мелкой моторики    

Дыхание

1.Ноги на ширине плеч, руки за спиной,
кисти соединены. На счет 1 - вдох носом, на счет 2, 3, 4 - выдох также через нос.

2.Стоя на четвереньках, имитировать

 потягивание кошки: на вдохе прогибать

 спину, поднимая голову вверх, на выдохе

выгибать спину, опуская голову.

1.Ноги на ширине плеч, руки удерживать на

 затылке. На счёт 1,2- вдох носом, 3, 4, 5,

 6-выдох через нос.

2.Сжать правой рукой левое плечо. Голову повернуть влево и посмотреть назад через плечо. Развести плечи с силой.  Глубоко вдохнуть, задержать дыхание, выдохнуть. Посмотреть назад через правое плечо, снова с силой развести плечи. Глубоко вдохнуть, адержать дыхание, выдохнуть. Опустить
руки вдоль тела, голову уронить на грудь,вдохнуть, выдохнуть.  Повторить упражнение, сжав левой рукой правое плечо.

1.Ноги вместе, руки за спину. На счёт 1,2- вдох, 3, 4, 5. 6 - выдох. Дышать
через нос.

2.Глаза открыть и выдохнуть. Вдохнуть,

 закрыть глаза. Продолжить выдыхать «при

 свете», вдыхать «в темноте». Повторить

 несколько раз. Открыть глаза и быстро

 поморгать.

Глазо- и языкодвигательные мышцы

1.Повернуть голову назад и постараться

 увидеть предметы, находящиеся сзади.

 Выполнить упражнение 2 -3 раза для

правой и для левой стороны.

2.Упражнение «Совместные движения глаз и

 языка». См. Февраль.

1.Взять мяч в руки. Поднять его перед
глазами, широко открыть глаза, смотреть на него. Опустить мяч. Поднести его к носу. Отвести в исходное положение следить глазами за мячом. Повторить 4-5 раз.

2.Глазами следить за игрушкой в руках

 логопеда, передвигаемой влево, вправо, а

 языком делать движение в

 противоположную сторону (глаза вправо,

 язык - влево и т.д.) То же - вверх и вниз.

1.Зажмурив левый глаз, правым «написать»

 нечётные числа от 1 до 9. Зажмурив правый

 глаз, левым «написать «чётные числа от 2 –

 10.

2.Делать движение глаз и языка

 одновременно в разные стороны (влево -

 вправо, вверх - вниз).

Развитие общей моторики и координации

1.«Ухо - нос». Левой рукой взяться за кончик

 носа, а правой – за противоположное ухо.

 Одновременно отпустить ухо и нос,

 хлопнуть в ладоши, поменять положение

рук «с точностью до наоборот».

2.«Гусеница». Лечь на спину, ноги согнуть в

 коленях. Отталкиваясь поочередно пятками

ног от пола двигаться вперед и назад,

 включив работу спину, бедра, руки,

 затылок.

1.Выполнять перекрестные

 координированные движения одновременно

 правой рукой и левой ногой (вперед, в

 сторону, назад). Затем сделать то же левой

 рукой и правой ногой.

2.Лежа на спине, поднять обе ноги и

 рисовать ими в воздухе узоры, цифры,

 буквы.

1.«Медуза». Сидя на стуле, совершать
плавные движения руками, подражая
медузе в воде.

2.Броски и ловля мяча одновременно обеими

руками и поочередно каждой.

3.Игры на улице: классики, прыжки на

 скакалке, «резиночка», игры с мячом и т.п.

 

Самомассаж.  Мелкая моторика

1.Самомассаж пальцев рук: кисть и

 предплечье левой руки расположить на

столе. Согнутыми указательным и средним

 пальцами правой руки делать хватательные

движения на пальцах левой руки

(«прямолинейное» движение). Проделать то

 же для правой руки.

2.Сжать пальцы в кулак и вращать кисть

руки в разных направлениях. Упражнение

 выполняется сначала одной рукой, затем

другой, затем одновременно обеим руками,

сначала эти одновременные движения

 должны быть однонаправленными, далее -

разнонаправленными.

3. Пальчиковая гимнастика.

4.Графические упражнения в тетради:

рисование прямых линий вдоль строки,

волнистых линий  («трудные виражи»,

«горная дорога», «тропинка» и т.п.)

1.Массировать большим пальцем правой

 руки тыльную сторону фаланги пальца

 левой руки. Остальные четыре пальца

 правой руки поддерживают массируемый

 палец. Массировать спиралевидными движениями.

Проделать то же для правой руки.

2.Положить на стол 10-15 карандашей.

 Собрать одной рукой в кулак все

 карандаши, беря их по одному. Затем также

по одному выложить карандаши на стол.

Выполнить поочередно каждой рукой и

двумя руками одновременно.

3.Пальчиковая гимнастика.

4.Работа в тетради в линейку: рисование

 вертикальных и наклонных линий

 одинаковой высоты на одинаковом

 расстоянии друг от друга.

1.Выпрямить кисть руки, плотно сжать

 пальцы и поочередно прижимать их сначала

к третьим суставам, затем к плоскости

 ладони. Выполнить упражнение сначала

 одной рукой, затем другой, затем

 одновременно обеими руками и поочередно

 - на одной руке пальцы сжаты, на другой

 разжаты.

2.Перекатывать орехи или шарики сначала в

 ладонях, затем между пальцами.

3.Пальчиковая гимнастика.

4.Рисование элементов письменных букв в

 тетради в линейку.

Межполушарные

связи и межполушарное взаимодействие

Рисование любых изображений и букв,

 симметричных относительно вертикальной

 оси.










Рисование асимметричных относительно

 вертикальной оси букв каждой рукой на

своей половине листа одновременно.

Рисование асимметричных относительно

 вертикальной оси букв и изображений.

Развитие

пространственно-временных ориентировок

Пространственные взаимоотношения, ориентировка в схеме тела

Стоя попарно лицом друг к другу, по

 команде логопеда один из каждой пары

 определяет сначала у себя, а затем у

товарища, правую руку, левое плечо и т.д.

 Второй ребенок при необходимости должен

 исправить ошибку. Затем роли меняются.

В том же исходном положении (см. Март)

 один из двоих молча показывает на себе

 отдельные части тела, а другой

 комментирует, например: «Это твое правое

плечо».

Определять на картинках, фотографиях в

 какой руке находится какой-либо предмет у

 того, кто изображен; что он делает той или

 иной рукой (ногой); показывать левые и

 правые части тела у изображенных людей

 (зверей, памятников и т.п.).

Линейная последовательность предметного ряда

1.Определение правого и левого

берега реки.

2.Определение правой и левой стороны

  улицы.

Определение на картинках, фото с

изображениями группы людей с какой

 стороны относительно других находится

 каждый из изображенных.

Составление коллажей, рисование своей

 семьи, друзей с уточнением левых и правых

 частей тела.

Временные ориентировки

Установить последовательность событий,

 изображенных в сериях сюжетных картинок

(подбираются в соответствии с

 возможностями детей).

Наблюдение за последовательностью каких–

либо явлений и реальных действий,

описание этих явлений или воспроизведение

действий, например, рассказать, как сварить

макароны; постирать бельё и т.п.

Исправить замеченную ошибку в перечне

дней недели,  месяцев, последовательности

действий и т.п., диктуемых логопедом.

Ориентировка

 на листе

«Графический диктант» Рисование букв под

 диктовку по клеточкам.










Начать орнамент под диктовку, далее

 продолжить самостоятельно.

Пр.: «Поставьте точку, от неё ведите

линии: 1 клеточка вправо, 1- вверх, 2 -

вправо, 1 вниз, 1 - вправо, продолжите

орнамент». Далее более сложные

задания.

Рисование сложных изображений и

орнаментов по клеточкам.

Развитие функции стереогноза

Тактильные и кинестетические ощущений

1.Определить на ощупь одной рукой любой

 предмет (ключ, звёздочка, расчёска, зубная

щётка и т.п.), а затем, не открывая глаз

, найти этот предмет среди 5-7 других,

аналогичных предметов. Сначала той же

 рукой, а затем - другой (все вслепую).

2.Пантомимические упражнения:

изображение повадок зверей, птиц, действий

 людей различных профессий и т.п. по

образцу, данному логопедом.

1.Определение на ощупь материалов (на

квадратики картона наклеить кусочек ваты,

наждака, бархата, меха и т.п.). Задание то же

, см.: Март

2.Пантомимические упражнения по заданию

 логопеда.

1.Определение на ощупь любого предмета

 (катушка, ключ, перстень и т.п.) одной

 рукой и нахождение другой рукой

 контурного изображения этого предмета

 (вырезанного из картона). И, наоборот, по

 ощупанному контуру найти реальные

предмет.

2.Игры типа «Морское дно» («Море

 волнуется — раз, море волнуется — два...») по заранее оговоренной теме, например: «Будем изображать домашних животных».

Обязательно выполнять все эти действия и слева направо, и справа налево.

Развитие зрительного гнозиса

Зрительное внимание и зрительная  память

1«Что не так?» рассматривание изображений

с недостающими деталями (например,

 чайник без носика, заяц без уха и т.п.).

1.Рассматривание картинок с

изображением «небылиц».

2.«Внимательные глазки» - найти

буквы, «спрятанные» в изображённых

 предметах.

1.Рассматривание и узнавание букв,

 написанных в разном положении.

2.Узнавание букв, написанных

разным шрифтом (печатным, прописным,

 строчным, стилизованным).

Зрительное восприятие и зрительные представления

1.«Волшебный квадрат» - найти буквы.

2.«Буква сломалась» - узнать букву по

 элементам.

Чтение слов «по полсловечка».

Чтение изографов

Развитие конструктивной деятельности

Навыки конструирования,

реконструирования и манипулирования элементами

1.Рассматривание букв, сходных по
начертанию, и выделение сходных
элементов. Конструирование этих букв
из деталей буквенного конструктора,
проволоки, лепка из пластилина.

2.Реконструирование пар букв наэлементы и

конструирование двух других букв,

 например: Г и В превратить вПиЗ;

МиГ-вКиН ит.п.

Подбор элементов к данному
элементу или букве, чтобы получилась
буква, например:
 / - У, X; Г - Б, П.

Реконструировать букву, изменяя

 пространственное положение ее элементов и

 добавляя недостающий элемент, например:

 К - М.

Составление слов из букв, описанных

 логопедом устно: «Первая буква – на

 прямую палочку справа села галочка (К),

вторая буква -похожа на колесо (О), третья

 буква -похожа на антенну (Т). Какое слово

 получилось?» Дети параллельно

 выкладывают буквы, читают получившееся

 слово. Далее дети могут самостоятельно

 загадывать друг другу подобные загадки.

Подготовка к обучению грамоте

Представления о связи буквы  и звука

1.Игра «Слово рассыпалось» - из данных букв составить слово.

2.Проговаривание сложных слов по
звукам, глядя на себя в зеркало при
произнесении каждого звука, затем
вписывание этого слова в заранее
приготовленную сетку.

3.Разгадывание кроссвордов

1.Разгадывание анаграмм.

2.Прослушивание небольшого текста
(например, отрывка из
художественного произведения), можно использовать магнитофонную запись актера, с одновременным прослеживанием данного
произведения по напечатанному тексту.

3.Самостоятельное составление кроссвордов.

1.Из букв данного слова составить как
можно больше новых слов.

2.Прослушивание кассеты с записью

 собственного чтения с одновременным

 прослеживанием в напечатанном тексте.

3.Запись слов, предложений, небольших

текстов (диктант) под собственный голос с

 кассеты.

Список  литературы:

  • Бурлакова М. К. Не переучивать!: Одна из скрытых причин неуспеваемости в начальной школе. «Семья и школа»,1996, № 9
  • Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребёнка. М., 1973
  • Лалаева Л. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. С.-Пб., 1998
  • Макарьев И. Если ваш ребёнок левша. С.-Пб., 1995
  • Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. С.-Пб., 1995
  • нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. Под ред. Е. Д. Хомской М., 1986
  • Психогимнастика в тренинге. Под ред. Хрящевой. С.-Пб., 2000
  • Ротенберг В. С., Бондаренко С. М. Мозг, обучение, здоровье. М., 1989
  • Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших дошкольников. М., 1997
  • Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М., 1983
  • Стамбулова Н. Б. опыт использования специальных физических упражнений для развития некоторых психологических процессов у младших школьников. М., 1977
  • Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. С.-Пб., 1996
  • Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. Учебоное пособие ,., 1999

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Все о звуке [К].Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей Часть II

Недостатки произношения звука [К], приемы постановки.  Автоматизация в картинках. В последнее время все чаще встречаются случаи нарушения произношения звука [К],  в каждом новом на...

Профилактическая работа по предупреждению оптической дислексии и дисграфии у детей с ОНР

Предупреждение нарушения чтения и письма – одно из приоритетных направлений деятельности учителя – логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. Является общепризнанным, что между недор...

Профилактическая работа по предупреждению оптической дислексии и дисграфии у детей с ОНР

Не во всех школах дети могут продолжить  занятия у логопеда, поэтому задача профилактики дислексии и дисграфии чрезвычайно важна.В данной статье четко прописанны три блока по предупреждению оптич...

Методическая разработка по теме: "Система работы по развитию графических навыков и предупреждению оптической дисграфии".

Методическая разработка содержит практический материал, направленный на профилактику дисграфии....

Система работы по предупреждению оптической дисграфии у детей средней группы с ОНР.

  В современной практической логопедии одним из важных вопросов является профилактика нарушений письменной речи у детей. Если в дошкольном возрасте проводить профилактическую работу по опт...

Коррекционная работа учителя-логопеда по предупреждению оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Актуальность обусловлена тем, что очень важно как можно раньше приступить к коррекционной работе по профилактике оптической дисграфии, так как ошибки на письме могут привести к трудностям изучения ро...

Артикуляционные сказки с биоэнергопластикой. Методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей.

В данном пособии предложены артикуляционные сказки с применением биоэнергопластики. Игровая форма проведения артикуляционных упражнений способствует более успешной работе по подготовке органов артикул...