Система работы по предупреждению оптической дисграфии у детей средней группы с ОНР.
календарно-тематическое планирование по логопедии (средняя группа) на тему

    В современной практической логопедии одним из важных вопросов является профилактика нарушений письменной речи у детей. Если в дошкольном возрасте проводить профилактическую работу по оптической дисграфии, то в школьном возрасте детям не нужна логопедическая помощь. Предлагаем учебно-тематический план коррекционной работы для детей средней группы с ОНР .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по предупреждению оптической дисграфии у детей средней группы с ОНР.

    В современной практической логопедии одним из важных вопросов является профилактика нарушений письменной речи у детей. Если в дошкольном возрасте проводить профилактическую работу по оптической дисграфии, то в школьном возрасте детям не нужна логопедическая помощь. Предлагаем перспективно-тематический план коррекционной работы для детей средней группы с ОНР .

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематический план подчинен последовательности прохождения логопедических лексических  тем.

Средняя группа для детей с ОНР

Тема занятия

Количество часов

1.

Огород. Овощи.

1

2.

Сад. Фрукты.

1

3.

Лес. Грибы

1

4.

Деревья.

1

5.

Человек. Части тела

1

6.

Одежда.

1

7.

Обувь.

1

8.

Головные уборы.

1

9.

Зима.

1

10.

Зимующие птицы.

1

11.

Зимние забавы.

1

12.

Новый год.

1

13.

Домашние птицы и их детёныши.

1

14.

Домашние животные и их детёныши.

1

15.

Дикие животные и их детёныши

1

16.

Живой уголок (аквариум).

1

17.

Комнатные растения.

1

18.

Профессии.

1

19.

23 февраля.

1

20.

Семья.

1

21.

Мамин праздник.

1

22.

Наш город.

1

23.

Транспорт. ПДД.

1

24.

Дом. Безопасность.

1

25.

Мебель.

1

26.

Продукты питания.

1

27.

Посуда.

1

28.

Весна.

1

29.

9 Мая.

1

30.

Перелетные птицы.

1

31.

Насекомые.

1

32.

Лето.

1

Итого

32

Логопедическая работа по предупреждению дисграфии ведётся поэтапно и решает следующие задачи:

      1 . Развитие общей и мелкой моторики.

      2 . Развитие пространственных и временных ориентировок.

      3 . Развитие функции стереогноза и зрительного гнозиса.

      4 . Развитие конструктивной деятельности.

Содержание работы средней группе для детей с ОНР

Огород. Овощи.

Уточнять понятия о пространственных взаимоотношениях объектов. Учить детей определять на ощупь форму, величину. Учить сосредотачивать и удерживать в памяти определённое количеств  предметов. Учить ориентироваться на листе бумаги. Назвать, что выше (ниже) всего.

Сад. Фрукты.

Развивать и совершенствовать тактильные ощущения. Учить подбирать геометрические фигуры по подобию и соотносить их с формой реальных предметов. Учить сосредотачивать и удерживать в памяти определённое количество предметов. Уточнять пространственное расположения фруктов. Учить  ориентироваться на горизонтальной плоскости. Закрепить понятия Лево – право.

Лес. Грибы

Учить определять на ощупь величину предметов. Узнавать предмет независимо от его пространственного положения. Соотносить предметы с их черными силуэтами. Продолжать работу по конструированию из палочек и элементов по памяти; по заданию (развитию зрительного анализа изображений).  

Деревья.

Учить сосредотачивать и удерживать в памяти определённое  количество предметов. Узнавать предмет по контурному изображению. Развивать  кинестетические ощущения. Называть как можно больше предметов, которые находятся справа (слева), спереди (сзади). Продолжать работу по конструированию из палочек и элементов по памяти; по заданию.

Человек. Части тела.

Учить ориентироваться в схеме  собственного тела, рисовать фигуры в воздухе. Стоя на одном месте, называть предметы, которые расположены высоко (низко), далеко (близко). Развивать зрительное восприятие и зрительные представления. Показывать и называть действия, которые можно совершать верхними частями тела (повороты, наклоны головы, махи руками, вращение туловища и т.д.). Определять неточности, которые допустил художник. Продолжать работу по конструированию из палочек и элементов по памяти; по заданию.

Одежда.

Развивать и совершенствовать тактильные ощущения. Развивать умение находить  нужный предмет среди других. Учить находить 2 одинаковых предмета в пространстве. Показывать и называть действия, которые можно совершать нижними частями тела (приседания, махи ногами, вращения бёдрами и т.д.). Найти различия в двух предметных картинках. Совершенствование конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками (2—4 части со всеми видам разреза).

Обувь.

Развивать и совершенствовать тактильные ощущения. Учить подбирать предмет по цвету. Развивать умение находить  нужный предмет среди других. Выделять из множества картинок, заданные по определённой теме. Совершенствование конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками (2—4 части со всеми видам разреза),

Головные уборы.

Упражнять в координации движений, ориентации в пространстве. Учить сосредотачивать и удерживать в памяти определённое количество предметов. Узнавать предмет по контурному изображению. Развивать  кинестетические ощущения. Учить ориентироваться на листе бумаги: верх-низ, лево-право.

Зима.

Учить находить предмет в определенной последовательности. Развивать временные  представления: времена года. Уточнять схему собственного тела, указывать местоположения предметов в пространстве относительно себя. Развивать и совершенствовать тактильные ощущения. Соотнести предметы с их черными силуэтами. Учить находить 2 одинаковых предмета в пространстве. Учить дорисовывать предмет.

Зимующие птицы.

Уточнять схему собственного тела, указывать местоположение предметов в пространстве относительно себя. Уточнять понятия о пространственных взаимоотношениях объектов. Учить находить предметы в определенной последовательности. Соотносить черно-белые изображения предметов с цветными. Продолжать работу по конструированию из палочек и элементов по памяти; по заданию.

Зимние забавы.

Учить узнавать изображенные предметы, называть их расположение на листе (справа, слева и т.д.), находить похожие предметы, а также лишние предметы и т.д. Находить различия в двух предметных картинках. Угадывать предметы по отдельным деталям. Учить соединять точки, обводить и раскрашивать предмет.

Новый год.

Уточнять схему собственного тела, указывать местоположение предметов в пространстве относительно себя. Учить ориентироваться в схеме тела стоящего напротив. Уточнять понятия об основных единицах времени (сутки). Узнавать предметы, наложенные друг на друга. Учить дорисовывать вторую половину предмета.

Домашние птицы и их детёныши.

Учить ориентироваться на горизонтальной плоскости (выше-ниже). Учить узнавать птиц по размеру. Узнавать зашумленные предметы. Развивать конструктивный праксис в работе с кубиками: копировать целый образец сопряжено.

Домашние животные и их детёныши

Учить находить 2 одинаковых предмета в пространстве. Уточнять схему собственного тела, указывать местоположение предметов в пространстве относительно себя. ( Назвать как можно больше предметов, которые находятся справа (слева), спереди (сзади..) Учить находить  предметы в определенной последовательности.

Дикие животные и их детёныши

Выделять из множества картинок заданные по определённой теме. Называть недорисованные изображения предметов. Уточнять схему собственного тела, указывать местоположение предметов в пространстве относительно себя. Совершенствовать конструктивный праксис в работе с пазлами.

Живой уголок (аквариум).

Определять неточности, которые допустил художник. Уточнять понятия о пространственных взаимоотношениях объектов. Развивать тактильные ощущения. Совершенствовать конструктивный праксис в работе с пазлами.

Комнатные растения.

Привлекать  внимание к окружающим предметам. Называть, что изображено на картине. Запоминать расположение предметов, восстанавливать порядок расположения по памяти. Подбирать цветок к растению. Собирать целое из частей.

Профессии.

Учить подбирать предмет по цвету. Развивать умение находить  нужный предмет среди других. Определять лишнюю картинку. Складывать целое из частей. Закреплять направление пространства в схеме собственного тела, сравнивать предметы по величине. Учить раскладывать предметы в определённой последовательности.

23 февраля.

Соотносить геометрические фигуры верхнего ряда с геометрическими фигурами нижнего ряда. Запоминать расположение предметов, восстанавливать порядок расположения по памяти. Определять, что забыл нарисовать художник. Прохлопывать слово (послоговое проговаривание слов).

Семья.

Ориентироваться на плоскости по образцу. Учить находить 2 одинаковых предмета в пространстве. Уточнять схему собственного тела, указывать местоположение предметов в пространстве относительно себя. Учить раскладывать предметы в определённой последовательности.

Мамин праздник.

Узнавать изображенные предметы, называть их расположение  на листе (справа, слева и т.д.), находить похожие предметы, а также лишние предметы и т.д. Находить различия в двух предметных картинках. Угадывать предметы по отдельным деталям. Совершенствовать конструктивный праксис в работе с разрезными картинками (2—4 части со всеми видам разреза).

Наш город.

Привлекать внимание к окружающим предметам. Называть, что изображено на картине. Запоминать расположение предметов, восстанавливать порядок расположения по памяти. Собирать из частей целое. Ориентироваться на плоскости по образцу. Находить одинаковые предметы, объекты.

Транспорт. ПДД.

Учить детей определять пространственное расположение частей предмета. Находить ошибки по ПДД. Складывать светофор из геометрических фигур. Определять зашумленные виды транспорта. Составлять транспорт из геометрических фигур. Находить две одинаковые машины. Рассказывать о местонахождение заданных предметов. Передвигать игрушку в заданном направлении по слову или образцу со словесным обозначением данного направления.

Дом. Безопасность.

Выделять из множества картинок заданные по определённой теме. Называть недорисованные изображения предметов. Уточнять схему собственного тела, указывать местоположение предметов в пространстве относительно себя. лишнее. Находить от  какого дома тень. Употреблять предлоги (на, под, над, в, за). Находить одинаковые предметы, объекты.

Мебель.

Определяют недостающую деталь у мебели. Сооружают мебель из деревянного конструктора, выкладывают из палочек. Выделяют из множества картинок по определённой теме. Обводят контуры по трафарету. Конструируют предметы из палочек по воображению. Соотносят черно-белые изображения предметов с цветными.

Продукты питания.

Заштриховывают продукты по образцу. Определяют различия в двух предметных картинках. Рисуют продукты  в воздухе рукой. Узнают зашумленные предметы. Соотносят черно-белые изображения предметов с цветными. Учить раскладывать предметы в определённой последовательности.

Посуда.

Учатся находить изменения, подбирают картинки, складывают из частей целое, изображают посуду, подбирают блюдце к чашке. Обводят и раскрашивают посуду. Ориентируются на листе бумаги. Определяют недостающие части у предметов. Угадывать предметы по отдельным деталям.                

Весна.

Формировать представления о смене времен года. Дети учатся соотносить время года с цветом, находить ошибки в рисунках художника. Выделять из множества картинок, заданные по определённой теме. Определить, что забыл нарисовать художник. Называть и показывать правые и левые части тела.

9 Мая.

Запоминать расположение предметов на плоскости – вверху, в центре, в правом верхнем углу. Находить пару (упражнение на соотнесение цветов). Определять неточности, которые допустил художник.  Стоя на одном месте, называть предметы, которые расположены высоко (низко), далеко (близко).

Перелетные птицы.

Развивать пространственное восприятие. Дети учатся рассказывать о перелётных птицах, называть птицу по силуэту. Дети определяют направление полёта птиц. Выполняют  задание по ориентировке в плоскости. Соотносят черно-белые изображения предметов с цветными.

Насекомые.

Учить различать и правильно называть цвета. Развивать слуховое внимание. Дети исправляют ошибку и повторяют предложение. Складывают пазлы, цепочку из бабочек. Раскрашивают улиток, ползущих направо, желтым цветом, а улиток, ползущих налево, зеленым цветом. Соединяют жуков по порядку, начиная с самого большого заканчивая самым маленьким. Соотносят черно-белые изображения предметов с цветными.

Лето. 

Учить детей располагать предметы на листе бумаги; различать и правильно называть цвета. Обводить те предметы, которые могут пригодиться мальчику для отдыха. Узнать зашумленные предметы. Собирают из частей целое. Учить находить предмет в определенной последовательности. Учить находить 2 одинаковых предмета в пространстве. Учить дорисовывать предмет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация системы работы по профилактике оптической дисграфии

Что такое оптическая дисграфия, что нарушено, как проявляется, направления коррекционной работы...

Собственная методическая разработка "Планирование работы по предупреждению оптической дисграфии у леворуких детей и детей с трудностями латерализации". Пособие для логопедов, воспитателей и родителей

В пособии представлен примерный план коррекционной работы по предупреждению оптической дисграфии у леворуких детей и детей с трудностями латерализации,посещающих подготовительную к школе  группу ...

Предупреждение оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР

Предупреждение  оптической  дисграфии  у  детей  дошкольного  возраста  с  ОНР...

Консультация "Предупреждение оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста"

Познакомить родителей со специальными заданиями, направленные на предупреждение оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста....

Коррекционная работа учителя-логопеда по предупреждению оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Актуальность обусловлена тем, что очень важно как можно раньше приступить к коррекционной работе по профилактике оптической дисграфии, так как ошибки на письме могут привести к трудностям изучения ро...

Предупреждение оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантией доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возмож...