«Коррекционно – развивающая работа по устранению предпосылок оптической дисграфии и дислексии у дошкольников»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Оптическая дисграфия и дислексия связана с недоразвитием зрительного восприятия, анализа и синтеза, пространственных представлений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disgrafiya_i_dislaliya.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи»

города Чебоксары Чувашской Республики

Из опыта работы

«Коррекционно – развивающая работа по устранению предпосылок оптической дисграфии и дислексии у дошкольников»

                                                         Составила: воспитатель первой категории

                                                Якимова С. В.

                                    г. Чебоксары 2012 год.

Коррекционно – развивающая работа по устранению предпосылок оптической дисграфии и дислексии у дошкольников.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное нарушением высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Оптическая дисграфия и дислексия связана с недоразвитием зрительного восприятия, анализа и синтеза, пространственных представлений. Так при рисовании по образцу и по памяти знакомых и простых по форме предметов выполняется правильно, а при срисовывании более сложных предметов отмечаются неточности, ещё больше ошибок отмечается при рисовании по памяти: фигура упрощается, уменьшается количество элементов, неправильно располагаются части, детали по сравнению с образцом. Смешиваются и взаимозаменяются буквы отличающиеся дополнительными элементами Л – Д, З – В так и состоящие из одинаковых элементов Т- Г, Ь – Р, Н – И. на письме в – д, т – ш, и – ш, п – т, х – ж, л – м; пропуски элементов (ау – ау), лишние (ш – ш).

Чтобы предотвратить оптическую дислексию и дисграфию у детей дошкольного возраста надо развивать:

  1. Зрительное восприятие;
  2. зрительную память;
  3.  зрительный анализ и синтез;
  4.  пространственное представление.

Игры на развитие зрительного восприятия.

Чего не хватает. Ребёнку надо рассмотреть внимательно игрушку, которая изображена полностью, и сравнить с другими, которые не дорисованы, а затем дорисовать недостающие детали )снеговик, зайчик и т. д.).

Дорисуй игрушки. У ребёнка рисунок с изображением двух игрушек, у которых одна половина нарисована пунктирной линией. Он должен цветным карандашом соединить пунктирные линии, а потом закрасить цветными карандашами.

Дорисуй животное. Задача та же.

Собери машину. Ребёнку предлагается определить из каких геометрических фигур составлена машина, выбрать такие же и составить машину.

Игры и упражнения на развитие зрительной памяти.

Запомни картинки. Запомнить 3-4-5 картинок, закрыть глаза, по команде «открой глаза» найти эти картинки среди других 8-10. То же проводится с геометрическими фигурками.

Разложи фигурки. Ребёнок должен запомнить порядок расположения фигурок, затем порядок нарушается и его надо восстановить, разложив фигуры в первоначальной последовательности.

Нарисуй звёздочки. Взрослый в течении 30 сек. Показывает карточку с изображением звёздочек, расположенных в разнообразном порядке. Ребёнку надо запомнить и нарисовать их в таком же порядке.

Что изменилось. На столе разложены в ряд картинки. Их последовательность надо запомнить, потом порядок меняется. Ребёнок должен восстановить ряд, определив, что изменилось.

Шеренга. То же, но вместо картинок дети.

Найди животное. Ребёнок должен узнать лису, медведя и т. д. по точечным изображениям. Соединить точки и раскрасить лису в оранжевый цвет, а медведя в коричневый. Спросить какие загадки или сказки он знает про них.

Найди одинаковое. Ребёнку предлагается отыскать на рисунке два одинаковых предмета, животные и т. п. и раскрасить, например, найти среди рыбок всех одинаковых и раскрасить одинаковым цветом.

Найди фигуру. На рисунке изображены два ряда геометрических фигур, расположенных в различном порядке наверху и внизу. Ребёнку указывают фигуру в верхнем ряду. Он должен найти такую же в нижнем ряду и раскрасить, например, в зелёный цвет и т. д.

Геометрическое лото. Ребёнку предлагают предмет, он должен определить, на какую геометрическую фигуру он похож. Например, арбуз на  круг, сиденье стула на квадрат и т. д.

Срисуй полукруги и линии. (по Борель-Мезони). Ребёнок должен срисовать с рисунка на чистый лист бумаги серию полукругов и линий.

Игры и упражнения на развитие зрительного анализа и синтеза.

Срисуй фигуру. 1. Ребёнку предлагается рисунок с изображением фигуры и даётся задание срисовать по предложенному образцу. 2. Ребёнку демонстрируется рисунок 30 сек. И даётся задание нарисовать его по памяти.

Фигурка из палочек. Собрать фигуру из палочек, предварительно рассмотрев её.

Письмо в воздухе. С помощью руки (пальцев, ног) нарисовать любую  заданную фигуру в воздухе.

Узнай фигуру на ощупь. Ребёнок с закрытыми глазами ощупывает геометрическую фигуру из бархатной бумаги и определяет что это.

Найди фигуру. У ребёнка рисунок с геометрическими фигурками. Он должен найти ту, которую ему показывают несколько секунд, и раскрасить её.

Разрезные картинки. Детали разрезной картинки соединить в целую.

Домик. Ребёнку, предлагается посмотреть, из каких геометрических фигур нарисован домик, и нарисовать их на бумаге.

Игры и упражнения на формирования пространственных представлений.

Покажи. Попросить поднять правую руку и показать правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо, левой рукой левую ногу и т. д.

Назови. Попросить назвать, что слева от ребёнка. Ручка слева или справа от лампы. Часы слева или справа от лампы.

Инструкция. Выполнение инструкций с помощью геометрических фигур: положи круги, справа от треугольника, справа от треугольника квадрат.

Нарисуй квадраты. Взрослый предлагает ребёнку нарисовать на правой стороне листа красный квадрат, а на левой стороне – зелёный.

Предлоги НА, В, ПОД, ЗА, ИЗ-ПОД, ИЗ-За. Положить книгу….., карандаш…., возьми карандаш…

Что в окошке. Дом с 4-мя окнами. Ребёнку предлагается распределить цветок, собаку, кошку, вазу по окном. Цветок стоит в левом верхнем окне….

Полоски. У ребёнка полоски из 2-х частей. Взрослый показывает полоску, а ребёнок находит такую же. Инструкции: покажи полоску, на которой справа синий цвет, найди синий цвет слева и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями

Cодержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями   заключается в формировании у детей звуковой, смысловой сторон р...

Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями

Статья содержит материалы по проведению коррекционной работы по предупреждению предпосылок нарушения чтения и письма у дошкольников с речевыми нарушениями....

Обобщение материала коррекционно-развивающей работы по формированию предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников.

В этой презентации представлены методы и техники формиования учебных навыков у старших дошкольников. Развитие речи происходит с помощью моделирование русских народных сказок, развитие внимания и воспр...

Профилактика оптической дисграфии и дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Проблема нарушений письма и чтения - одна из самых актуальных для школьного о...

Роль игры в профилактике оптической дисграфии и дислексии у дошкольников

Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон устной речи. Нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития в устной ре...

Мастер класс: «Игровые технологии в коррекционно-профилактической работе учителя-логопеда» Профилактика оптической дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста

Цель: Показать использование игровых технологий в коррекционно-профилактической работе учителя-логопеда. Передать педагогический опыт проведения игр.  При подготовке ...