Профилактика оптической дисграфии и дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи.
методическая разработка по логопедии

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Проблема нарушений письма и чтения - одна из самых актуальных для школьного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ       У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

                                                                               Е.Г. Хазова

                                                 учитель-логопед  

                                                       

        В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главный из них — овладение навыком чтения. Проблема нарушений письма и чтения — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

        Причины этого явления уходят своими корнями в дошкольный возраст. Задолго до изучения грамматических правил ребенок должен овладеть грамотой, то есть хорошо разобраться в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научиться точно «фотографировать» устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется так, как слышится». К сожалению, даже это удается далеко не всем детям, и у многих из них уже в первые дни пребывания в школе возникают специфические трудности при письме (дисграфия)  и чтении (дислексия).

       Нарушения письменной речи отрицательно сказываются на школьной успеваемости детей, увеличивают сроки овладения школьной программой, вызывают негативное отношение детей к процессу обучения.

       Самые первые проявления данной патологии я наблюдаю уже задолго до начала школьного обучения – в детском саду.  Если вести речь о результативном решении этой сложной проблемы, то мне, как учителю-логопеду дошкольного учреждения, важнее говорить о способах профилактики дисграфии и дислексии у детей-дошкольников, чем о путях ее преодоления у школьников. Ведь вполне очевидно, что нарушения письменной речи (как и проявление любой другой формы речевой патологии) значительно легче предупредить, чем устранить.

        В целях профилактики нарушений письменной речи у дошкольников я, во-первых, четко определяю признаки, по которым можно безошибочно предсказать неизбежность появления дисграфии и дислексии у детей ещё до начала их школьного обучения, во-вторых, сама использую в коррекционной практике  простые методические приемы, позволяющие  еще до прихода ребенка в школу устранить у него предрасположенность к нарушению чтения и письма.

        Причинами возникновения оптической дисграфии и дислексии  у детей могут быть трудности оптического и оптико-пространственного анализа и синтеза, недифференцированность зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений.

        Работу я начинаю с выявления возможных трудностей, испытываемых детьми при восприятии окружающего, нахожу причины этих трудностей и по возможности стремлюсь эти причины устранить. В частности, с помощью тестов, предлагаемых В.А. Киселевой, определяю состояние зрительного гнозиса и пространственных представлений детей.

Анализ результатов тестирования позволяет  выявить у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи следующее:

- трудности концентрации и переключения зрительного внимания,

- нарушения восприятия предметов,

- трудности целостности и избирательности зрительного восприятия,

- нарушения зрительной памяти,

- недостаточная сформированность способности ориентироваться в пространстве,

- нарушение зрительно-моторной координации.

Поэтапная коррекционно-профилактическая работа с использованием специально подобранных приемов и заданий по улучшению зрительного восприятия и способности ориентироваться в пространстве с помощью зрения, развитие зрительно-моторной координации помогают сформировать у детей-логопатов дошкольного возраста навыки оптически грамотного чтения и письма и значительно повышают у них шансы на успех обучения в школе.

В коррекционно-профилактичекой работе можно  выделить два этапа.

Первый этап – подготовительный – это работа с картинками в старшей логопедической группе. (Приложение 1.)

Второй этап – основной – работа с буквами в подготовительной логопедической группе. (Приложение 2.)

На первом этапе у детей формируются умения, способствующие оптически грамотному письму и чтению, а именно:

- развивается зрительное внимание, дети начинают адекватно воспринимать величину и форму предметов, зрительное восприятие становится целостным и избирательным;

- развивается зрительная память;

- формируются  способности  ориентироваться  в собственном  теле,  в окружающем пространстве, в частности, в малом пространстве.

          На втором этапе дети научаются автоматически распознавать буквы, отличать друг от друга буквы, имеющие сходства в начертаниях. Работу с буквенным материалом на основном этапе я провожу в подготовительной группе в определённой последовательности и с учетом постепенного усложнения восприятия зрительных образов графем.

          В процессе коррекционно-профилактической работы я опираюсь на принципы логопедического воздействия:

- этиопатогенетический принцип, что обязывает логопеда учитывать причины и механизмы возникновения оптической дисграфии и дислексии и соответствующим образом воздействовать на ребенка, страдающего теми или иными отклонениями в речи;

- принцип системного подхода (учет структуры дефекта и отклонений, сопутствующих основному нарушению речи);

- принцип индивидуально-дифференцированного подхода (учет этиологии, механизмов и симптоматики нарушения речи, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка);

- принцип поэтапно формирования и закрепления навыков правильного чтения и письма, что определяет профилактическое воздействие как целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяется несколько стадий (этапов) работы. Каждый такой этап характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами. Переход от одного этапа к другому происходит в определенной последовательности;

- принцип учета ведущей деятельности и мотивации. Ввиду того, что в дошкольном возрасте у ребенка ведущей является игровая деятельность, упражнения по коррекции речи я провожу в форме игр и развлечений.

-  принцип упражняемости предполагает многократное выполнение практических заданий на разнообразном материале.

         С целью повышения эффективности коррекционной работы мной были разработаны дидактические игры и пособия, направленные на предупреждение оптической дисграфии и дислексии у детей.

           Достижение положительных результатов возможно при хорошей организации коррекционного сопровождения профилактики нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста. В результате внедрения в практику предлагаемых ниже заданий и упражнений достигается коррекционный эффект преодоления «скрытых» дефектов, у детей формируются полноценные психологические структурно-динамические механизмы внутренней готовности к овладению процессами чтения и письма. Таким образом, ранняя первичная профилактика оптических нарушений у детей дошкольного возраста значительно повышает их шансы на успешное обучение в школе.

                                                                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПЕРВЫЙ ЭТАП.

Выработка концентрации и способности к переключению зрительного внимания, развитие зрительного восприятия

  1. Привлечь внимание к окружающим предметам. Назвать, что изображено на картине.
  2. Выделить из множества картинок заданные по определённой теме («Посуда», «Игрушки» и т.д.).
  3. Выделить фигуру из множества заданных геометрических фигур.
  1. Соотнести геометрические фигуры верхнего ряда с геометрическими фигурами нижнего ряда.
  2. Соотнести черно-белые изображения предметов с цветными.
  3. Узнать предмет по контурному изображению.
  4. Соотнести предметы с их черными силуэтами.
  5. Найти различия в двух предметных картинках.
  6. Узнать предметы, наложенные друг на друга.
  7. Узнай зашумленные предметы.
  8. Найти лишний предмет, который не соответствует по своему расположению остальным.
  9. Найти одинаковые предметы, объекты.
  10. Назвать недорисованные изображения предметов.
  11. Определить, что неправильно нарисовал художник.
  12. Определить, что забыл нарисовать художник.
  1. Найти и различить предметы в затрудненном для восприятия виде.
  2. Найти спрятанные в рисунках предметы.
  3. Найти и соотнести предмет с геометрической фигурой.
  4. Синтезировать реальные изображения предметов (разрезные картинки, пазлы, «заплатки»).
  5. Угадать предметы по отдельным деталям.
  6. Узнать изображения-«химеры».
  7. «Лабиринты».

Развитие зрительной памяти

  1. Запомнить расположение предметов, восстановить порядок расположения по памяти.
  2. Запомнить ряд предметов, по памяти восстановить порядок их расположения.
  3. Запомнить расположение и цвет геометрических фигур, воспроизвести эти фигуры на листе бумаги.
  4. Восстановить пары картинок.
  5. Восстановить первоначальные варианты картинок (кукла, мяч, мишка – мяч, кукла, мишка).
  6. Сравнить две картинки и найти их отличия.
  7. Запомнить расположение палочек (спичек) в течение нескольких секунд, затем восстановить порядок их расположения на столе (палочки расположены хаотично или из них выложены геометрические фигуры).

Развитие пространственных представлений: формирование способности ориентироваться в собственном теле, в окружающем пространстве, малом пространстве

  1. Назвать и показать верхние, затем нижние части тела на рисунке, а затем у себя, сначала стоя перед зеркалом, потом – по памяти.
  2. Назвать, что выше (ниже) всего.
  3. Показать и назвать действия, которые можно совершать верхними частями тела (повороты, наклоны головы, махи руками, вращение туловища и т.д.).
  4. Показать и назвать действия, которые можно совершать нижними частями тела (приседания, махи ногами, вращения бёдрами и т.д.).
  5. Назвать и показать части тела, которые находятся спереди (сзади).
  6. Выполнить движения только в направлении вперёд (ходьба, прыжки, сгибание колен, наклоны головы и т.д.).
  7. Выполнить движения только в направлении назад (ходьба, прыжки, откидывание головы и т.д.).
  8. Назвать и показать правые и левые части тела.
  9. Выполнить движения только в направлении направо (махи руками, ногами, наклоны головы и т.д.).
  10. Выполнить движения только в направлении налево.
  11. Предложить ребенку дотронуться правой рукой до левой коленки, левой рукой до правого уха и т.п.
  12. Назвать как можно больше предметов, которые находятся справа (слева), спереди (сзади).
  1. Стоя на одном месте, назвать предметы, которые расположены высоко (низко), далеко (близко).
  2. Выполнить команды логопеда: один шаг налево, два вперёд, три направо, один назад и т.п.
  3. Предложить ребенку нарисовать на листе бумаги геометрические фигуры: в центре листа – круг, в верхнем правом углу – квадрат, в верхнем левом углу – овал, в нижнем правом углу – прямоугольник, в нижнем левом углу – треугольник.
  4. Предложить ребенку провести на листе бумаги дорожку от одного предмета к другому.
  5. Предложить ребенку закончить строчку по образцу (ребенок работает на листе бумаги в крупную клетку).
  6. Пространственные слуховые диктанты.
  7. Отработать правильность употребления предлогов перед, за между, после, около, рядом, на, под, над, в.
  8. Отработать правильность употребления противоположных понятий.

                                                                                              ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ВТОРОЙ ЭТАП.

           Автоматизация зрительных представлений графических образов букв, дифференциация букв, имеющих оптические сходства

  1. Назвать буквы.
  2. Назвать пары букв.
  3. Найти и назвать неправильно написанные буквы.
  4. Дорисовать недостающие элементы букв. Назвать эти буквы.
  5. Узнать и назвать буквы.
  6. Найти и вычеркнуть заданную букву, слог, слово.
  7. Восстановить слова из букв.
  8. Вставить в слово пропущенную букву.
  9. Восстановить слова, используя заданные слоги.

C:\Users\Елена\Desktop\Фото Рябинка\IMG_20191218_161237.jpg

C:\Users\Елена\Desktop\Фото Рябинка\IMG_20191218_161346.jpg

Список используемой литературы:

1. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. СПб., 1997.

2. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001.

3. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. СПб., 1995.

4. Профилактика оптической дисграфии и дислексии у дошкольников: Из опыта работы Т.Б. Поповой, учителя-логопеда МДОУ ЦРР «Детский сад № 45» г. Биробиджана. – Биробиджан: ОблИУУ, 2009. – 28 с.

5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1997.