5. Материалы содержащие педагогический опыт и образовательные технологии в сфере дошкольного образования

Козлова Любовь Николаевна

 

Педагогичеcкий опыт

Онлайн-доска Padlet. Проект "Мой любимый вид спорта" https://padlet.com/a9209424953/7cd1yugtr3z9rqb7

Онлайн-доска Padlet. Проект "Кто плаванье в жизни всегда избегал..."https://padlet.com/a9209424953/Bookmarks 

Онлайн-доска Padlet. Проект "Зимние забавы" https://padlet.com/a9209424953/8ng1iccsr4jdh7ya 

Онлайн-доска Padlet. Проект "Да здравствует мыло душистое!" https://padlet.com/a9209424953/lu6u1pyhcntam96d

Онлайн-доска Padlet. Проект "Правила дорожного движения" https://padlet.com/a9209424953/dp2s1ltynu0bywrq

 Анкетирование родителей

Памятка для родителей

Создание онлай игры

Анализ родительского собрания

Фотоматериалы и видеоматериалы размещены с согласия родителей или законных представителей

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 38»

Опыт работы

«Дистанционное взаимодействие с семьями воспитанников старшего дошкольного возраста посредством использования электронной интерактивной доски Padlet»

maxresdefault

                                                         Выполнила:                                                                                воспитатель первой квалификационной категории

                                                                         Козлова Л. Н.

Муром

 2021

Содержание

Условия возникновения опыта…………………………………………………...3

Актуальность проблемы…………………………………………………….……4

Ведущая педагогическая идея……………………………………………………4

Теоретическое обоснование проблемы………………………………………….6

Новизна…………………………………………………………………………….6

Технология опыта…………………………………………………………………6

Результативность………………………………………………………………….9

Адресная направленность……………………………………………………….10

Литература……………………………………………………………………….11

Приложения……………………………………………………………………...13

Условия возникновения опыта

Современные дети растут в информационном обществе, цифровая среда – это зона их комфорта. Молодых родителей наших воспитанников часто называют «homelanders» (домоседы), ведь всю информацию они черпают из Интернета, играют в онлайн игры, предпочитают общаться в социальных сетях и посредством мессенджеров. Они не могут и дня прожить без своих гаджетов и девайсов.

В условиях эпидемиологической ситуации и режима повышенной готовности перед родителями остро встала проблема «семейного воспитания», для эффективного решения которой многие из них нуждаются в консультативной помощи и психолого-педагогической поддержке со стороны профессиональных педагогов.

В сложившихся условиях деятельность педагога переформатировалась,  изменив основные формы работы с детьми и родителями на дистанционный режим с целью решения образовательных задач, консультирования и осуществления обратной связи с родителями, вовлечения родителей в образовательную деятельность.

Из 18 семей нашей группы № 3 старшего дошкольного возраста «Ромашки» 14 семей (77%) имеет статус «молодой семьи», то есть родители не достигли возраста 30 лет и имеют маленький опыт в вопросах воспитания детей. Воспитанники старшего дошкольного возраста обладают необходимыми психологическими характеристиками: в возрасте 5-6 лет формируется наглядно-образное мышление, у детей начинает формироваться произвольное внимание. Важно не пропустить сенситивный период развития детей, развивать, воспитывать и образовывать детей, использовав для этого все средства, в том числе сотрудничество с родителями.

Это подтолкнуло меня, как воспитателя группы, к поиску наиболее эффективных дистанционных образовательных технологий, которые сближали бы между собой педагогов, родителей и детей; были доступны и детям, и родителям.

Такой формой взаимодействия, которая бы решала многие проблемы взаимодействия и стали информационно-коммуникационные ресурсы.

Актуальность проблемы

В современный период развития образования проблема взаимодействия педагогов и родителей воспитанников детских садов приобрела особую актуальность. Закон «Об образовании в Российской Федерации» зафиксировал приоритетное право родителей в воспитании детей и их обязанность «заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Соответственно в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования «сотрудничество организации с семьей» рассматривается в качестве одного из основных принципов дошкольного образования (п. 1.4), а к числу ведущих психолого-педагогических условий реализации образовательной программы относится «поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность».

Современная реальность предъявляет новые требования к профессионализму педагога. Для сотрудничества с родителями педагогу необходимо владеть современными образовательными, в том числе информационно-коммуникационными, технологиями.

Применение ИКТ в рамках дистанционного взаимодействия участников образовательной деятельности обеспечивает его высокую оперативность (мгновенность передачи информации и наличие обратной связи), доступность и удобство (в любое время и в любом месте, где есть компьютер с выходом в Интернет), технологичность (мультимедийность), возможность индивидуализации содержания, более полного удовлетворения запросов родителей воспитанников.

Поэтому важно подобрать наиболее эффективный ресурс взаимодействия с родителями, чтобы обеспечить высокое качество воспитания и развития детей.

Изучая интернет–ресурсы, я искала более эффективный, в котором можно выкладывать любую информацию: консультации, видео, аудио, картинки, а также онлайн-игры, в которых дети смогут закрепить свои знания. Немало важным для меня, было получать обратную связь от родителей: вопросы, комментарии, чтобы родители также могли выкладывать свои видео и фото.

Также нужно было учесть защиту персональных данных, защищенный просмотр, чтобы выкладываемые фото и видео не видела вся страна.

         Я выбрала наиболее эффективный ресурс с целью дистанционного взаимодействия с родителями - виртуальную доску Padlet.

Ведущая педагогическая идея

         Ведущая педагогическая идея заключается в поиске форм использования электронной платформы - виртуальной доски Padlet с целью эффективного дистанционного взаимодействия с родителями.

Теоретическое обоснование проблемы

С введением ФГОС ДО изменились подходы к построению всего образовательного процесса в работе с родителями дошкольников. Сегодня педагогический процесс строится на основе личностно-ориентированного подхода, что способствует развитию личности дошкольника.

Информационно-коммуникационные технологии в работе с семьей воспитанников дошкольной образовательной организации несомненно являются оптимальной моделью для успешного овладения информационными технологиями и позволяют решить ряд задач: обеспечить открытость воспитательно-образовательного процесса, способствовать становлению партнерских взаимоотношений семьи и педагогов детского сада, компетентного  использования компьютера в домашних условиях, выработке единых требований к выстраиванию информативной среды дошкольника как основы дальнейшего обучения в школе.

Данная проблема нашла отражение в работах Л.В. Гориной, Н.Ф. Виноградовой, О.Л. Зверева, Н.Г. Волкова и других. По мнению авторов, детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда он является открытой системой, а родители являются не объектом воспитания, а субъектами взаимодействия с дошкольной образовательной организацией.

Современные исследователи Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Л.В. Свирская, и др. отмечают важность сотрудничества педагогов и родителей в процессе воспитания и развития детей дошкольного возраста. Включение семьи как партнера и активного участника в образовательную среду дошкольной образовательной организации качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные представления о сфере дошкольного образования ребенка. 

Интерактивная онлайн-доска Padlet отвечает всем предъявляемым требованиям и способствует решению поставленных задач.  

Новизна

Новизна моей работы заключается в использовании новой электронной платформы Padlet для более эффективного взаимодействия с родителями в дистанционном формате с целью решения образовательных задач.

Технология опыта

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет качественно изменить методы и организационные формы обучения, сделав его более удобным и доступным. Использование интерактивных компьютерных технологий в образовательной деятельности предоставляет огромные возможности для совместной (коллективной) работы  родителей, детей и педагогов вне стен образовательной организации[2].

На начальном этапе я подбирала электронные ресурсы для взаимодействия с родителями по критериям:

  1. Доступность

Использование с компьютера, планшета, ноутбука и главное с телефона.

  1. Не требовалась регистрация или быстрая и легкая регистрация

Для того, чтобы родитель смог быстро войти в электронное приложение

  1. Защита персональных данных
  2. Защищенный режим
  3. Закрытый доступ. Другие люди не могут видеть выкладываемые фото, видео, вопросы, комментарии.
  4. Обратная связь.

Интерактивная онлайн-доска Padlet отвечает всем предъявляемым требованиям.

Сервис Padlet - инструмент для совместной работы в виртуальном пространстве (на виртуальном холсте), позволяющий:

  • организовать коллективный мозговой штурм (даже на расстоянии);
  • подготовить виртуальную выставку, плакат или стенгазету по определенной тематике;
  • организовать сбор идей, примеров по обозначенному вопросу изучаемой теме;
  • осуществить обмен информацией, доступной для просмотра и редактирования любым пользователем
  • закрепить изученный материал в игровой форме с детьми;
  • организовать рефлексию.

Я предлагаю использовать сетевой сервис Padlet для создания дистанционных проектов, так как он дает возможность педагогу разместить информационные, учебно-методические, контрольно-закрепительные и другие материалы.

Интерактивная онлайн-доска Padlet дает возможность визуализировать информацию для родителей и детей. Родители размещают свою информацию, имеют возможность комментировать, задавать вопросы. Таким образом, на доске можно разместить любой материал в электронной форме. Администратор получает оповещения об изменениях на доске. После того, как нужная информация собрана, обучающиеся и родители, совместно с педагогом приступают к систематизации информации и составлению единого проекта.

Можно писать прямо на доске, перемещать элементы, увеличивать и уменьшать их, настраивать фоновое изображение и работать совместно с другими. При регистрации в онлайн-сервисе Padlet, можно добавить именно то количество участников, которое будет участвовать в создании проекта. Когда доска готова, Вы можете поделиться ей в соцсетях, встроить ее в сайт, экспортировать в различных форматах, распечатать, и даже создать QR-код. Использовать онлайн-доску можно бесплатно.

Использование интерактивной онлайн-доски стало очень полезным инструментом в создании различных видов проектов, акций. Просто выполнить проект в виде презентации уже не кажется эффективным методом получения новой информации. Я использовала интерактивную доску для создания проекта как итогового мероприятия по теме недели или для решения актуальной проблемы.

Содержание онлайн-досок имело различную тематику:

  1. «Азбука дорожного движения»,
  2. «Да здравствует мыло душистое»
  3. «Зимние забавы»
  4. «Я и мой любимый вид спорта»
  5. «Кто плаванье в жизни всегда избегал, тот радость воды никогда не познал».

Как и любой проект, работа с интерактивной доской требует большой подготовки к ее созданию и осуществлялось мною по следующему плану:

  1. Изучение литературы по теме.
  2. Подбор материала по теме.
  3. Этап работы педагога (создание электронной доски с консультацией по теме, видеообращение к родителям, с целью погружения их в тему и т.д.).
  4. Этап работы семьи.
  5. Результативность.

На подбор материала по теме затрачивается больше времени, чем на другие этапы. Я размещала тему, создавала аудиотеку песенок, аудиосказок по теме, записывала видеообращение к родителям с целью погружения в тему, подбирала памятки по теме, консультации, создавала собственные развивающие игры по предложенной теме. В целях осуществления обратной связи, родители, работая с доской, крепили на ней фото и видеоматериалы, задавали интересующие вопросы, комментировали выкладываемую информацию.

Результативность

На основании результатов анкетирования (приложение №1)  родителей, я сделала вывод, что у всех родителей есть устройства (компьютер, планшет, телефон) с выходом в интернет, что 75 % родителей (16 семей) готовы  родителей готовы получать информацию с виртуальной онлайн-доской, хотя ранее этот сервис был не известен.

На заключительном этапе я вновь использовала разработанные мною анкеты и выявила, что всем родителям работать с доской было легко, информация была понятна и доступна, интересна в совместной деятельности с детьми. Родители и дальше бы хотели принимать активное участие в акциях и использовать онлайн-доску Padlet.  

Таким образом, использование информационной электронной доски позволило более эффективно вовлечь родителей в образовательную деятельность детей. Из 18 семей воспитанников приняли активное участие в создании интерактивных досок 16 семей (89%).

Родители стали больше проводить времени с детьми, изучали предложенные консультации, активно искали информацию, фотографии, создавали собственное видео по предложенной теме и крепили на информационную доску. То есть, активно сотрудничали с педагогом и детьми.

       Сотрудничество  ДОУ с семьям воспитанников на основе сервиса Padlet  имеет большой воспитательный и образовательный потенциал в области информационно-коммуникационных технологий. Оно способствует установлению положительных взаимоотношений между педагогами и семьями воспитанников, для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания семьи к ребенку, его проблемам, освещение последствий негативных отношений.

Адресная направленность

Разработанные материалы, размещенные на онлайн-доске могут быть использованы в работе педагогами и другими специалистами дошкольной образовательной организации.

Литература

  1. Александрова, М.В., Зиновьева, С.Д. Продуктивное взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации как фактор становления детско-родительского сообщества /М.В. Александрова, С.Д. Зиновьева // Вестник НовГУ. – 2016. – № 2 (93). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/produktivnoe-vzaimodeystvie-semi-i-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii-kak-faktor-stanovleniya-detsko-roditelskogo-soobschestva.
  2. Андреева, Н.А. Проблема взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в психолого-педагогических исследованиях / Н.А. Андреева. – Шадринск, 2016. – Режим доступа: http://izron.ru/articles/aktualnye-voprosy-psikhologii-i-pedagogiki-v-sovremennykh-usloviyakh-sbornik-nauchnykh-trudov-po-ito/sektsiya-11-semeynaya-pedagogika-i-domashnee-vospitanie-v-sisteme-obrazovaniya/problema-vzaimodeystviya-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-i-semi-v-psikhologo-pedagogichesk/.
  3. Буйместру, И.А. Использование дистанционных технологий в детском саду: взгляд воспитателя / И.А. Буйместру // Образование и воспитание. – 2020. – № 4 (30). – С. 7-10. – Режим доступа: https://moluch.ru/th/4/archive/176/5438/.
  4. Зырянова, С.М. Внедрение интегративных процессов в практику дошкольного образования /С.М. Зырянова // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – № T2. – С. 16-20.
  5. Кондакова М.Л. Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций / М.Л. Кондакова, Е.Я. Подгорная; Федеральное агентство по образованию; Российская академия образования. – М.: СпортАкадемПресс, 2005.
  6. Коротенков, Ю.Г. Дистанционное обучение в системе образования /Ю.Г. Коротенков // Школьные технологии. – 2005. – № 3.
  7. Полат, Е.С. Дистанционное обучение: проблемы и перспективы /Е.С. Полат // Открытая школа. – 2009. – № 1.
  8. Шукшина, Е.Е. Система дистанционного образования с использованием Интернет-технологий: статья, Красноярский государственный университет, Красноярск, Россия 2008 г.
  9. eduneo.ru6470-2/ «Как работать с виртуальной доской  Padlet», 2020


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Памятка для родителей Уважаемые родители! Если Вы привели ребенка после начала какого-либо режимного момента, пожалуйста, разденьте его и подождите вместе с ним в раздевалке до ближайшего перерыва. Педагоги готовы беседовать с Вами о Вашем ребенке утром до 8.15 и вечером после 17.00. В другое время педагог обязан работать с группой детей и отвлекать его нельзя. К педагогам группы независимо от их возраста необходимо обращаться на Вы, по имени и отчеству. Спорные и конфликтные ситуации нужно разрешать в отсутствие детей. Если Вы не смогли решить какой-либо вопрос с педагогами группы, обратитесь к заведующей. Просим Вас проследить, чтобы в карманах ребенка не было острых, режущих и колющих предметов. Если Вы считаете необходимым давать ребенку с собой какие-то лакомства, то пожалуйста, ограничьтесь несколькими карамельками в фантиках. Детям не разрешается брать личные вещи других детей, в том числе и принесенные из дома игрушки; портить результаты труда других детей. Детям не разрешается «давать сдачи», так же как и нападать друг на друга. Это требование продиктовано соображениями безопасности каждого ребенка. Просим Вас в семье поддерживать эти требования!


Предварительный просмотр:

Анкетирование родителей «Здоровый образ жизни»

Выполнила: Козлова Любовь Николаевна

     Цель анкеты: Выяснить проблемы, возникающие у родителей в воспитании здорового ребенка, а также проанализировать знания родителей о здоровом образе жизни.

 Анкета для родителей «Здоровый образ жизни»

1. Часто ли болеет Ваш ребёнок?

а) совсем не болеет

б) редко болеет

в) часто болеет

2. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за

правильным развитием Вашего ребёнка?

а) да

б) нет

в) частично

3. На что, на Ваш взгляд, должны семья и детский сад обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребёнка?

а) соблюдение режима

б) полноценный сон

в) достаточное пребывание на свежем воздухе

г) здоровая гигиеническая среда

д) благоприятная психологическая атмосфера

е) физические занятия

ж) закаливающие мероприятия.

4. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для Вашего ребёнка?

а) облегчённая форма одежды на прогулке

б) облегчённая одежда в группе

в) обливание ног водой контрастной температуры

г) хождение босиком

д) прогулка в любую погоду

е) полоскание горла водой комнатной температуры

5. Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребёнка?

а) да

б) частично

в) нет

6. Ваш ребенок занимается физкультурой и спортом?

а) постоянно

б) часто

в) очень редко

г) не занимается

7. Считаете ли Вы питание своего ребенка вне детского сада рациональным?

а) да

б) отчасти

в) нет

г) затрудняюсь ответить

8. Какой отдых Вы предпочитаете для ребенка?

а) на море

б) дома

в) в санатории

г) в деревне

д) другое ___

9. Как Ваши дети проводят досуг?

а) у бабушки

б) гуляют во дворе

в) смотрят телевизор

г) с друзьями

10. Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни?

а) из специальных книг

б) из средств информации

в) из беседы с ___

г) в детском саду

11. Вы прививаете здоровый образ жизни своим детям?

а) да

б) затрудняюсь ответить

12. Если прививаете, то каким образом?

а) с помощью бесед

б) личным примером

в) совместно

13. Нужна ли Вам помощь детского сада?

а) да

б) частично

в) нет

Спасибо!

 Подведение итогов анкетирования.

Результаты проведения анкетирования.

  1. Часто ли болеет Ваш ребёнок?

Большинство ответили, что редко - 52%, часто – 35%, совсем не болеют 13%.

      2.  Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за

правильным развитием Вашего ребёнка?

  Большинство ответили частично – 65%, нет – 26%, да – 9%.

       3. На что, на Ваш взгляд, должны семья и детский сад обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребёнка?

Большинство ответили – достаточное пребывание на свежем воздухе – 91% и физические занятия – 91%, чуть меньше – полноценный сон – 82% и здоровая гигиена – 82%, затем закаливание – 78%, благоприятная психологическая атмосфера -60%, соблюдение режима – 43%, полоскание горла водой комнатной температуры – 22%,

      4. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для Вашего ребёнка? Большинство родителей ответили облегченная одежда в группе – 83% и прогулка в любую погоду – 61%, обливание ног водой контрастной температуры – 26%, облегчённая форма одежды на прогулке – 17%, меньше всего хождение босиком – 5%.

       5. Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребёнка?

Большинство ответили частично – 66%, да и нет по 17%.

  1. Ваш ребенок занимается физкультурой и спортом?

Большинство ответили очень редко – 48%, часто – 30%, не занимаются – 13%, постоянно – 9%.

  1. Считаете ли Вы питание своего ребенка вне детского сада рациональным?

Большинство ответили частично – 26%, да - 9%, нет – 0%

       8. Какой отдых Вы предпочитаете для ребенка?

Большинство ответили море – 91%, в деревне – 74%, в санатории и дома – 0%.

        9. Как Ваши дети проводят досуг?

Большинство ответили смотрят телевизор – 38%, гуляют во дворе – 26%, у бабушки и с друзьями по 9%.

      10. Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни?

Большинство ответили из средств информации – 74%, из специальных книг – 39%, в детском саду - 48%, из беседы с ___ - 4%.

11. Вы прививаете здоровый образ жизни своим детям?

Большинство ответили да – 70%, а нет – 30%.

12. Если прививаете, то каким образом?

Поровну ответили: с помощью бесед и личным примером – 48%,

 совместно – 4%

13. Нужна ли Вам помощь детского сада?

поровну ответили: да и частично по 48 и нет – 4%.

Результаты анкетирования показывают, что родители заинтересованы проблемой здоровья семьи и готовы взаимодействовать с детским садом. Многие родители вместе с детьми активно занимаются физкультурой, совместная работа детского сада и семьи дает положительные результаты в укреплении здоровья ребенка.



Предварительный просмотр:

               Наблюдение и анализ родительского собрания  

     Я рассмотрела родительское собрание на тему «Речь младшего дошкольника».

     Я считаю тема собрания актуальна, так как речь на данном этапе жизни развивается у детей по-разному, и родители должны  знать, как правильно развивать речь своего ребенка.

    Воспитатель поставил перед собой цель: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребенка. Со своей целью воспитатель справилась в полном объеме: рассказала о роли семьи в развитии речи ребенка, познакомила родителей с образовательной деятельностью развития речи.

      Изучение педагогами и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме проводилось.

      Проведение микроисследования в сообществе детей проводилось во время НОД.

      Вид родительского собрания – тематическое, посвященное обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития обучающихся данного коллектива;

      Выбор темы и формы проведения родительского собрания учитывает:

• возрастные особенности детей;

• преобладание типов семей;

• уровень образованности и заинтересованнности родителей;

• проблемы коллектива;

• цели и задачи учебно-воспитательного процесса.

Форма родительского собрания – беседа.

Основной метод проведения собрания - диалог. Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения. Так же использовался и наглядный метод в форме презентации, присутствовали иллюстрации, книги. Использовались приемы: показ, рассказ, диалог, беседа.

Основные этапы проведения родительского собрания

1. Вступительное слово ведущего. Обозначение темы, проблемы.

2. Теоретическая часть:

• Анализ результатов микроисследования;

• Педагогический всеобуч (выступление по теме собрания);

• Обсуждение проблемы родителями;

• Анализ воспитателем результатов работы с детьми по теме собрания;

3. Практическая часть:

• Выполнение практических (творческих) заданий всеми родителями;

• Совместная работа родителей с детьми (открытый просмотр);

4. Заключительная часть. Рефлексия. Принятие решения.

В данном собрании не проводилась практическая часть.

Все родители были приглашены. Пришли все кроме тех, у кого была уважительная причина.

В завершении собрания родители получили рекомендации и памятки по развития речи у детей.

Оборудование: столы, стулья, раздаточный материал, книги, иллюстрации, экран на штативе, проектор, памятки.