1.4. Самообразование и профессиональное развитие

Джамбулатова Аида Данисолтановна

Самообразование и профессиональное развитие для меня имеет свою профессионально-образовательную стратегию. Активное участие в общественно-полезной деятельности, наличие разнообразных увлечений (художественной самодеятельностью, спортом, рукоделием, живописью и т.д.) тоже для меня является источником для познания, для накопления жизненного опыта. Наличие хобби позволяет мне расширять свой жизненный кругозор и рамки своего общения с воспитанниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение Центр развития ребенка – детский сад «Фантазия»

Тема самообразования: «Развитие сенсорной моторики у детей  младшего дошкольного возраста посредством организации дидактических игр»

        

                                                                             Подготовила

                                                                            воспитатель:

                                                                                        Джамбулатова А. Д.

                                                        г Пыть – Ях

                                                        2019-2020 год

Актуальность

        На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Цель:изучить формы и методы работы по развитие сенсорикиу детей 2-3 лет через дидактические игры.

Задачи:

-Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме развития сенсорики у детей 2-3лет.

- Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорики у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

- Создать условия для обогащения и развития сенсорики у  детей в ходе предметно – игровой деятельности через  использования игр с дидактическим материалом.

- Педагогическое просвещение родителей по теме «Сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр».

Объекты в работе по самообразованию:

  - Дети 2-3 лет;

  - Семьи детей  посещающих детский сад;

 - Педагогический персонал детского сада;

Методы работы с детьми раннего возраста:

 -  Игровой метод (дидактические игры);

 -  Наглядный  метод  (рассматривание  дидактических  пособий, предметов);

  - Практический метод – показ способов действия с предметами;

Формы организации деятельности с детьми раннего возраста:  

- групповая;  

 - подгрупповая;  

- индивидуальная;

Формы работы с родителями:

- сотрудничество через консультации,

- родительское собрание,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

Этапы работы:

- Теоретический этап

- Практический этап

- Заключительный этап

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Систематизация  материала  по  развитию  сенсорики  у  детей  2-3  лет  средствами  игровой  деятельности    в  соответствии  с возрастными и индивидуальными возможностями.  

Сформированные  представления  у  детей  2-3 летнего  возраста  о разновидностях дидактических игр по сенсорикии основных приемах игры в них.  

Сотрудничество ДОО  и  семьи  по проблеме  формирования  и  развития сенсорных навыков у детей 2 -3 лет.


 

Перспективный план по самообразованию на 2019- 2020 учебного года.

Действия педагога

Сроки

Результат

Теоретический этап

1.

Подбор методической литературы для изучения

Сентябрь

Подобрать методическую литературу для изучения.

2.

 Познакомиться с интернет

ресурсами; изучение методической литературы;

изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Обруч» и т.д.

Октябрь

 Изучение методической литературы по теме:

  • 1.Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;
  • 2.Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
  • 3..Сост. Т.В. Галанова «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998.

4.Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

Практический этап

3.

Сбор материала для  педагогической  копилки.

в течение года

Папка –копилка,  сайт воспитателя.
1. Создание картотеки пальчиковых игр

2. Создание лэпбука по сенсорике.

3. Картотека шаблонов для рисования пальчиками.

4.

Работа с детьми:

совместная и самостоятельная деятельность детей в группе.

Октябрь – Май

1.Проведение диагностики детей.

2.  Использование дидактических игр в течение дня в разных режимных моментах:

А) Игра «Где, чей хвост?»

Б) Игра «Божьи коровки»

В) Игра-трафарет «Транспорт»

Г) Рисуем пальчиками

Д) Игра «Пальчиковая дорожка»

Е) Игры с прищепками

Ж) Игра «Пальчиковый твистер»

З) Соревнования с «играми-моталочками»

К) Лото-цвета

Л) Пальчиковая лепка

3)Разыгрывание пальчикового театра по сказкам: «Курочка-ряба», «Колобок», «Репка»

4.Применение пальчиковых игр во всех занятиях по всем областям

5.Открытое занятие «Поможем медвежонку»

5.

Работа с родителями:

1.Познакомить индивидуально родителей с проблемами развития речи мелкой моторике (по результатам диагностики)

2. Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы

3.Повысить педагогическую грамотность родителей по данной проблеме, через консультации, род. собрание, сотрудничество, конкурсы.

Октябрь – Май

1.Родительское собрание в нетрадиционной форме игровой практикум «Дидактическая игра

как средство сенсорного развития

детей 2-3 лет», знакомство родителей с результатом диагностики, анкетирование родителей по данной тематике.

2. Консультация «Что такое «сенсорика» и почему ее нужно развивать?»

3. Конкурс «Волшебство из фетра» (изготовление пальчиковых дорожек)

4. Мастер – класс для родителей по развитию сенсорики.

5. Изготовление родителями игр- моталочек и кукол для пальчикового театра.

6. Папка-передвижка «Играем в тактильные игры»

Рефлексия

6.

Самореализация:

посещение занятий у воспитателей своего детского сада и

посещение педсоветов, семинаров. Самоанализ и самооценка занятия в своей группе;

проведение открытых мероприятий.

Публикация в журнале по обобщению опыта

Октябрь – Май.

1.Выступление на педсовете «Сенсорные игры для развития мелкой моторики у детей 2-3 лет»

2.Отчёт по теме самообразования.

3.Публикация в газете местного значения

4.Консультация для воспитателей групп раннего возраста.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка - детский сад «Фантазия»

«Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры»

                               

                                                                               Подготовила воспитатель:

                                                                               Джамбулатова А. Д.

I этап. Подготовительный

           Актуальность

          Живая природа - это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег - все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы.

          Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.  

          Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным миром родного края. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели - это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радовать.

          Цель: изучение проблемы использования дидактических игр как средства формирования экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

          Задачи:

      1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования возможностей дидактической игры как средства экологического воспитания ребенка-дошкольника.

      2. Изучить особенности экологической воспитанности детей для построения соответствующей работы по экологическому воспитанию детей средствами дидактических игр.

       3. Определить эффективность работы по применению дидактических игр как средства формирования экологической культуры

Выдвижение гипотезы

          Экологические знания у детей посредством дидактических игр способствуют повышению экологической культуры, активизации словаря, развитию психических процессов (воображение, память, мышление, внимание), нравственных качеств, восприятие бережного отношения в природе. Дети в игре осваивают новые знания, что является хорошей подготовкой к школе.

II этап. Аналитический

          1.План работы по самообразованию

          Моя работа представляет систему мероприятий, направленных на развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры, которые включает в себя НОДы, развивающие игры и упражнения, консультации для педагогов и родителей, практические приёмы работы с различными материалами.

          Для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста через экологическое воспитание, я составила план работы:

1. изучить литературу по заданной теме;  

    2. процесс формирования экологической культуры у младших дошкольников посредством использования системы дидактических игр;

    4. подготовить консультативный и наглядный материал для родителей;

    5. подготовить консультативный материал для педагогов;

    6. систематизировать теоретический и практический материал по теме самообразования;

    7. подготовить материал к публикации в печатных электронных изданиях, на сайте дошкольной образовательной организации.

Мероприятие

 Задачи

 Техника

рисования

 Оборудование

Сентябрь

Работа с детьми

1.НОД Тема: «Вот она какая, осень золотая»;

2. Д/ игра «Где что зреет?», «Что где растет?»;

3.Словесные игры «Что сажают в огороде»;

4. Лепка «Яблоки и ягоды»;

5. Наблюдение «Растут ли цветы на нашем участке?»;

6. «Как ухаживать за букетом?

7.Чтение стихов, рассказов про осень, отгадывание загадок.

Работа с родителями

Организовать сбор листьев деревьев разной формы и размера, шишки, желуди.

Практическая часть

Изготовление дидактических игр: «Где что зреет?», «Что где растет?»; словесная игра «Что сажают в огороде».

Пополнение материалов копилки: «Овощи и фрукты»;

Памятка для родителей: «Прогулка в Природу».

Октябрь

Работа с детьми

1.НОД: Тема: «Зимующие и перелетные птицы»;

2.Лепка «Огурец и свекла»;

3.Словесные игры «Подскажи словечко»;

4. Д/игра «Когда это бывает?», «Где, какая птица находится»;

5. Чтение стихов, рассказов про лес, отгадывание загадок.

Работа с родителями

Организовать сбор книг о природе в книжный уголок.

Изготовление поделок и рисунков «Витамины из грядки».

Практическая часть

Изготовление дидактических игр: «Когда это бывает?», «Где, какая птица находится».

Фотовыставка «Витамины из грядки».

Ноябрь

Работа с детьми

1.НОД: Тема: «Скоро зима! Беседа о жизни диких животных в лесу»;

2. Декоративное рисование «Украшение свитера»;

3.Н/п игра «Дикие и домашние животные»;

4. Д\игра «Что за птица?», «Лесник»;

5. Чтение стихов про диких животных, отгадывание загадок.  

Работа с родителями

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье».

Практическая часть

Изготовление дидактических игр: «Что за птица?», «Лесник»; Н/ п игр: «Дикие и домашние животные».

Декабрь

Работа с детьми

1.НОД: Тема: «Почему растаяла Снегурочка?»;

2.Аппликация «Бусы на ёлку»;

3.Д/игра: «Воздух, земля, вода»; «Где снежинки?»;

4.Н/п игра «Где спряталась вода»;  

5. Наблюдение «Как узнать ель?»;  

6.Коллективное изготовление альбома «Елочка»;  

5.Чтение стихов про елку, отгадывание загадок.

Работа с родителями

Совместное изготовление родителей с детьми кормушек для птиц. Участие родителей в подготовке новогоднего утренника.

Практическая часть

Изготовление дидактических игр: «Воздух, земля, вода»; «Где снежинки?»; Н/п игра «Где спряталась вода».

Коллективное изготовление альбома «Елочка».

Январь

Работа с детьми

1.НОД Тема: «Опыты со снегом на прогулке»

2.Лепка «Большая утка с утятами» (уточка).

3.Д/игра «Да или нет»;

4. Наблюдение «Делаем цветные льдинки. Как лед превращается в воду» / Образовательная ситуация «Кому нужна вода?»;

5. Наблюдение «Какие птицы прилетают на участок? Как птицы кормятся на кормушке?», «Птичьи следы на снегу».

Работа с родителями

Консультация для родителей «Безопасность ребенка в зимний период».

Практическая часть

Изготовление дидактической игры: «Да или нет»;

Февраль

Работа с детьми

1.НОД Тема: «Воздух-невидимка»;

2.Аппликация «В магазин привезли красивые пирамидки».

3.Д/ игра «Что из чего сделано?»;

2. Образовательная ситуация: «Путешествие по зимнему лесу»

3. Образовательная ситуация «Посещение зоопарка» (знакомство с животными тропических и южных стран)

4. Коллективное изготовление коллажа «Животные тропических и южных стран».

Работа с родителями

Предложить родителям прогуляться с детьми по зимнему лесу.

Практическая часть

Изготовление дидактической игры: «Что из чего сделано?»;

Коллективное изготовление коллажа «Животные тропических и южных стран».

Март

Работа с детьми

1.НОД Тема: «Как спасти цветок?»;

2.Аппликация «Вырежи и наклей красивый цветок»;

3.Д/игра «Весной, летом, осенью»;

4. Образовательная ситуация «Рисуем подарок к 8 Марта»;

5. Беседа: «Март – первый месяц весны».

Работа с родителями

«Учим стихи – развиваем память». Папка-передвижка

Практическая часть

Подбор народных примет о весне.  

Изготовление дидактической игры «Весной, летом, осенью».

Апрель

Работа с детьми

1.НОД Тема: «Загадки семицветика»;

2.Рисование «Мое любимое солнышко»;

3.Д/игра «Летает, плавает, бегает»; «Ходят капельки по кругу»;

4.Н/п игра «Кто прилетел в птичью столовую»;

5. Наблюдение «В каких местах растет мать – и – мачеха? Мать - - мачеха – что это за цветы?»  

Работа с родителями

Изготовить и принести бумажные кораблики.

Практическая часть

Изготовить дидактические игры «Летает, плавает, бегает»; «Ходят капельки по кругу»; Н/п игра «Кто прилетел в птичью столовую».

Май

Работа с детьми

1.НОД Тема: «Мир комнатных растений»;

2.Аппликация «Волшебный сад»;

3.Н/п игра «Весна –красна»;

4. Прогулки по окресностям, наблюдения на прогулках;

5.Рассматривание картин про весну.

Работа с родителями

Консультация для родителей «Прогулки весной».

Практическая часть

Пополнение материалов копилки «Подарки весны»;

Оформление выставки с работами детей «Вот как мы можем!».

III Этап. Организационный

       1.Теоретическая часть:

       Изучение нормативно - правовой, методической, педагогической, психологической литературы:

         1.Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

         2. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

         3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

         4. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

         5.Комарова Т.С. ФГОС Развитие художественных способностей дошкольников 3-7 лет.(-М.: Мозаика-Синтез, 2016 г.).

         6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2 Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет (-М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.).

         7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

         8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Анкета  «Отношение   родителей  

к   проблеме экологического   воспитания»

1 .  Что такое  экология?

_____________________________________________________________________________

2.        Есть ли у Вас комнатные растения и какие? Если нет, то почему?

_____________________________________________________________________________

3.        Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

_____________________________________________________________________________

4.        Посадили ли Вы дерево?

_____________________________________________________________________________

5.        Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?

_____________________________________________________________________________

6.        Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

_____________________________________________________________________________

7.        Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?

_____________________________________________________________________________

8.           Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?

__________________________________________________________

9.        Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?
__________________________________________________________

10.         Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т.д.?______________________________________________________

11.          Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

__________________________________________________________

12.           Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?_______________________________________

13.            Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?______________________________________

14.    Как вы думаете, получает Ваш ребенок знания о природе в детском саду? 

__________________________________________________________       



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Фантазия»

«Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей»

                 

                                                                                                     Подготовила воспитатель:

                                                                                       Джамбулатова А.Д.

Ведение

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Всё, что его интересует.

Всё вызывает интерес:

Далёкий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски…

Всё нарисуем: были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на земле.

В. Берестов

 

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ее решение должно начаться уже в дошкольном возрасте.

Одна из задач обучения рисованию в детском саду – научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображаемого предмета и оценивает их. Представления, нужные для рисования, образуются в процессе восприятия. Исследования Н. П. Сакулиной показывают, что необходимо учить детей определенному способу восприятия предмета, его обследованию. Однако для того чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения.

Как отмечает Т.С. Комарова: "Можно было бы думать, что движения, направленные на выполнение рисунка, в достаточной степени организуются самим процессом изображения. Однако это не так: технике рисунка детей следует обязательно учить".

Таким образом, освоение техники детьми дошкольного возраста – самостоятельная и важная задача.

Еще в 80-х годах Т.С. Комарова, изучая и анализируя детские рисунки, констатировала, что обучению технике рисования в дошкольных учреждениях уделяется мало внимания. "Дети не умеют правильно держать инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть), не владеют рациональными способами движения руки при рисовании, отчего эти движения часто бывают неуверенными, неточными, скованными, что в свою очередь вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное".

В 90-е годы XX века отмечается большой интерес со стороны педагогов к использованию разнообразных изобразительных техник. Это обстоятельство объясняется тем, что именно в это время активно изменяется система образования в России, идет поиск эффективных путей, средств, методов развития детского изобразительного творчества, появляются новые вариативные педагогические программы и технологии.

В настоящее время стремительно меняются точки зрения на проблему художественного развития и условия формирования художественных способностей, смена детских поколений и их предпочтений, появление новых художественных приемов и техник. В связи с этим должны измениться и методы работы педагогов области изобразительной деятельности с дошкольниками.

Проблема обучения детей дошкольного возраста разнообразным нетрадиционным художественным техникам находит отражение в исследованиях О.А. Белобрыкиной, А.А. Мелик-Пашаева, З.Н.Новлянской, Р.Г. Казаковой, Л. Г. Беляковой, Г.Н. Давыдовой, А.А. Фатеевой и др. Кроме того, в журналах по дошкольному воспитанию и образованию публикуется большое количество статей, посвященных проблеме использования нетрадиционных техник изобразительного творчества в работе с детьми дошкольного возраста.

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции "творца".

Идея использования нетрадиционных техник в процессе обучения изобразительной деятельности не является новой и необходимость использования нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей дошкольного возраста не подвергаются сомнению. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения. Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности.

Анализ литературы по проблеме обучения дошкольников разнообразным изобразительным техникам указывает на решающую роль педагога (Комарова Т.С., Казакова и др.).

Задачи активизации творческих способностей детей подводит педагогов к необходимости поиска новых способов художественного выражения. Однако, на сегодняшний день многие специалисты, несмотря на большое количество методической литературы по нетрадиционным техникам рисования, огромного выбора разнообразных изобразительных материалов, недостаточно используют нетрадиционные техники изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.

Таким образом, возникает противоречие между большими возможностями использования нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и недостающим использованием их в практике работы дошкольного образовательного учреждения по развитию творческих способностей.

На основе противоречия можно обозначить проблему, какие условия нужно создать для достаточного использования нетрадиционных техник рисования в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей.

 

Актуальность

 

В настоящее время в стране происходит модернизация системы образования; дошкольное образование, согласно закону, «Об образовании» стало структурной единицей системы, первой ступенью образования. ФГОС ДО, введенный в действие в 2013 году запустил механизм трансформации образовательного процесса дошкольных образовательных организаций. Одним из основных принципов ФГОС является осуществление воспитательно–образовательного процесса в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка.

Согласно новой образовательной концепции условием становления эстетического отношения дошкольников к окружающему миру является, прежде всего, ценностное отношение к самобытному миру детства как важнейшему периоду в жизни ребенка; его развитию, обоснованному индивидуальной природой.

Чтобы не ограничивать возможности детей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развираться детские художественные и творческие способности.

Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, и творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Именно нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачами в изобразительной деятельности. Они помогают детям чувствовать себя свободными, раскрепоститься, ощутить незабываемые положительные эмоции, вселить уверенность в своих силах.

В изобразительной деятельности с использованием нетрадиционные техники, у детей развивается исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, творчество, воображение, самостоятельность.

Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

Педагогическая целесообразность

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий. Использование данных техник возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников.

Условия формирования личного вклада в развитие дошкольного образования

Научно-исследовательские: определение психолого-педагогического воздействия нетрадиционных техник рисования на развитие творчества в трудах известных психологов и педагогов, в изданиях периодической печати, а также в Интернет - ресурсах.

Методические: изучение опыта работы коллег-воспитателей, педагогов, специалистов; составление плана самообразования по использованию нетрадиционных техник рисования; выбора форм работы, методов и приемов; составление тематического планирования по работе с детьми.

Организационно-педагогические: организация и участие в методических объединениях и педсоветах с целью внедрения нетрадиционных техник рисования в образовательную деятельность других педагогов и познакомить со своим опытом работы.

Насыщение предметно-пространственной среды: подбор разнообразного природного и бытового материала.

Принципы организации:

Принцип сезонности: построение познавательного содержания с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.

Принцип развивающего характера художественного образования.

Принцип, природосообразности: постановка задач художественно - творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей.

Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей.

Личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку;

     Активности, контролируемости, индивидуального подхода в обучении и     художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

     Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

    Учёт возрастных и психологических особенностей детей;

    Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

    Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

    Игровая форма подачи материала;

    Сотрудничество Организации с семьей;

    Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,     общества и государства.

 

Цель:

Развитие творческих способностей детей старшего возраста, средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

         Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

        Формировать умение детей сочетать различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять традиционные и нетрадиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от изобразительной деятельности.

        Развивать детское творчество и воображение путем создания творческих ситуаций в художественно изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.

        Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

         Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.

        Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.

         Создавать все необходимые условия для реализации, поставленной цели.

 

Новизной и отличительной особенностью опыта по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер т. к. ранее они использовались, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности.

Педагогический опыт применения данных нетрадиционных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах.

Они не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», являются скорее экспериментальными и только начинают свою историю, хотя известны много лет.

В системе работы используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Вся деятельность направлена на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей.

Способы изображения достаточно простые по технологии, нет жёсткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость, результат обычно очень эффектный.

Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.

Новизна состоит в создании нестандартного интерактивного построения НОД с использованием нетрадиционных техник рисования, учитывая, что это для ребенка, вместе с ребенком, исходя из возможностей ребенка.

 

Методическое обеспечение опыта:

Для освоения программы используются разнообразные приёмы и методы:

         словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);

         наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);

         метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы);

         игровые (дидактические, развивающие, подвижные)

         метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).

Интеграция всех образовательных областей:

         Социально-коммуникативное развитие

         Познавательное развитие

         Речевое развитие

         Художественно-эстетическое развитие

         Физическое развитие

Форма и методы реализации программы:

         Групповая и индивидуальная работа с детьми;

         Выставки творческих работ в группе и в ДОУ;

         Мастер - классы с педагогами и родителями;

         Консультации для родителей и педагогов;

         Публикация информации на сайте ДОУ;

         Оформление предметно-окружающей среды.

Виды используемых техник нетрадиционного рисования.

         Рисование песком;

         Печать листьями;

         Рисование мятой бумагой;

         Кляксография с трубочкой;

         Печать по трафарету;

         Монотипия предметная;

         Монотипия пейзажная;

         Рисование свечей;

         Оттиск пенопласта;

         Рисование пеной для бритья;

         Оттиск поролона;

         Рисование солью;

         Рисование ладошкой;

 

Материал:

Наборов разнофактурной бумаги.

Дополнительного материала (природного, бытового, бросового).

Художественно-изобразительного материала.

Нетрадиционных инструментов для художественного творчества.

Образцов рисунков по различным нетрадиционным техникам;

Демонстрационного наглядного материала.

Формы подведения итогов в конце года реализации опыта:

  Проведение выставок детских работ

  Проведение открытого мероприятия

  Проведение мастер-класса среди педагогов

Предполагаемый результат:

  Инициативность;

  Самостоятельность;

  Любознательность;

  Наблюдательность;

  Воображение, фантазия, образное мышление;

  Творческие способности;

  Склонность к экспериментированию;

   Способность к принятию решений.

Перспективный план работы

Дата

Занятие

Программное содержание

Техника

 

Октябрь

 

 

1.

«Мое любимое дерево осенью»

Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем, показать, что природа прекрасна в любое время года. Закрепить знания детей о нетрадиционных видах изобразительной техники рисование ватной палочкой.

Ватные палочки.

 

2.

«Бабочки которых я видел летом»

Познакомить детей с техникой монотипия. Закрепить понятие симметрии на примере бабочки. Развивать пространственное мышление.

Монотипия, (обведение ладошки и кулака)

 

3.

«Ветка рябины»

(с натуры)

Продолжать учить анализировать натуру, выделять ее признаки. Закреплять умение рисовать пальчиками.

Рисование пальчиками.

 

 

4.

«Лес точно терем расписной»

 Продолжать знакомить детей с техникой обрывной аппликации. Формировать композиционные умения.

Гуашь, цветная бумага.

Ноябрь

 

5.

«Осеннее волшебство»

Учить передавать в рисунке характерные особенности природы нетрадиционными способами. Вызвать интерес к нетрадиционным техникам рисования.

Пальчики.

 

 

6.

«Домик в деревне»

 

Продолжать знакомить детей с техникой оттиск пенопластом. Развивать чувство композиции.

Оттиск пенопластом.

 

 

7.

«Чудесное превращение кляксы»

 

Создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами (художественные и бытовые). Показать новый способ абстрактных изображений (клякс). Вызвать интерес к опредмечиванию необычных форм. Развивать творческое воображение.

Трубочки, зубные щетки, гуашь.

 

 

 

8.

«Хмурая, грустная осень»

Воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению в пейзаже, учить отображать состояние погоды в рисунках (ветер, туман, дождь) цветом, линиями, оттисками. Составлять композиции использованием разных способов, упражнять цветовосприятие отбором холодных оттенков, печального колорита поздней осени.

 

Восковые мелки, акварель.

Набрызги кистью.

Декабрь

 

9.

«Снегири на ветках»

Продолжать учить передавать в рисунке характерные особенности природы нетрадиционными способами. Вызвать интерес к нетрадиционным техникам рисования.

Ватные палочки.

 

10.

«Зимний лес»

Совершенствовать умения и навыки рисования пальчиками и поролоном. Продолжать развивать чувство композиции.

Тычок, оттиск пара лона, пальчики.

 

 

11.

«Букет для снегурочки»

 

 

Продолжать учить работать с данной техникой, продолжать развивать чувство композиции, цветовосприятия - умения отбирать холодные тона.

 

Монотипия.

 

 

12.

«Ледяная избушка»

 

Продолжать развивать восприятие колорита в изображении холодного времени года. Совершенствовать умение работать с данными техниками.

 

Тычок пара лона, пальчики.

Январь

 

13.

«Елочка нарядная»

 

 

Учить детей в работе отражать облик ели наиболее выразительно. Совершенствовать навык работы с пара лоном.

 

Поролон, ватные палочки.

 

14.

«В гостях у снега снеговика»

 

Познакомить детей с новой техникой — на брызги по трафарету. Развивать фантазию и творчество в рисовании. 

На брызги по трафарету.

 

 

15.

«Я в подводном мире»

Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике — отпечаток от ладошки (рыбы, осьминоги). Развивать чувство композиции и колорита.

Отпечаток ладошки.

Восковые мелки, гуашь, акварель.

 

16.

«Моя любимая погода зимой»

 

Воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению в разных изобразительных техниках; упражнять в отображении состояния погоды в рисунках (ясно, метель). Упражнять в работе с данными техниками.

Манка, клей.

Рваная бумага.

Вата, гуашь.

Февраль

 

17.

 

«Сказочные птицы»

 

Развивать фантазию и творчество. Упражнять в работе с данной техникой, умение передавать выразительный образ сказочных птиц.

Отпечаток ладошкой, акварель, гуашь.

 

18.

 

«Волшебный зимний лес»

 

Продолжать упражнять детей в работе с данной техникой, умение передавать выразительный образ леса. Развивать творчество и фантазию.

Раздувание из трубочки, тычок пара лона.

 

19.

«Цветные ладошки»

 

Продолжать знакомить с техникой рисования ладошкой. Познакомить с возможностью создания образов, символов и эмблем на основе одинаковых элементов. Вызвать интерес к собственной руке. Развивать творчество и фантазию.

ладошка, пальчики.

Гуашь.

 

 

20.

«Берег моря»

 

Формировать эстетическое представление об особенности изображения морского берега, путем нетрадиционного изображения. Совершенствовать умения детей работать с данными техниками.

Печать по трафарету, тычок пара лона. Сухая гуашь.

Март

 

21.

«Ветка с первыми листьями»

 

Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки. Закрепить умение рисовать полу распустившиеся и только проклюнувшиеся листья с помощью печатания, передавать их цвет. Развивать чувство композиции.

Оттиск печатками

 

22.

«Открытка для мамы» (мамины любимые цветы)

 

Учить украшать цветами и украшать пальчиками открытку для мамы. Закреплять умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по-разному.

Печать по трафарету, пальчики

 

23.

«Подсолнухи»

 

 

Закреплять умение рисовать в технике печать ладошкой. Развивать воображение и творчество.

Ладошки.

25.

«Полет в космос»

 

 

Продолжать учить смешивать различные краски (синею, голубую, фиолетовую) прямо на листе бумаги. Закрепить умение печать по трафарету. Учить рисовать ракеты , летающие тарелки.

На брызги по трафарету, пастель.

Апрель

 

26.

«Пробуждение природы от зимнего сна»

(у озера)

Воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению. Развивать чувство композиции, колорита.

Монотипия.

 

27.

«Чудесный букет»

 

 

Закреплять знания детей о симметричных и несимметричных предметах, совершенствовать навыки рисования гуашью.

Монотипия

 

28.

«Березовая роща»

 

 

 

Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ березовой рощи Развивать чувство композиции.

Рисование свечей.

 

29.

«Вишня в цвету»

 

Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размеры вазы и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунка.

Пальчики, тычок.

Май

 

30.

«Улыбка весны»

Техника по выбору

 

Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, фантазию, творческие способности; Учить создавать пейзажи с использованием знакомых нетрадиционных техник рисования по выбору.

Весь необходимый материал.

 

31.

«Цветущий луг»

Закреплять ранее усвоенные умения и навыки в данных техниках. Содействовать более выразительному отражению впечатлений о весне.

Кляксография.

 

32.

«По замыслу»

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментирование с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Все имеющиеся в наличии.

33.

«Праздничный салют»

Развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие; Отражать в рисунке впечатления от праздника Победы; создавать композицию рисунка, располагая внизу – дома, а вверху – салют в технике набрызг.

Набрызги.

 

 

 Список литературы.

1. Азнабаева Ф.Г., Каримова Я.С. М.Р. Харисова. Ильгам: методическое пособие по художественному развитию дошкольников (5-7 лет) / под ред. Азнабаевой Ф.Г. – Уфа: Китап, 2009.

2. Баймашова В.А. Как научить рисовать. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2011.

3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М.: «Издательство Скрипторий 2003», - 2007.

4. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: методические рекомендации для воспитателей. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2004.

5. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учебное пособие для студ. пед. вузов. - М., 2006.

6. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. М., Педагогическое общество России, 2007.

7. Компанцева Л.В. Освоение личностно-ориентированных технологий художественного образования детей дошкольного возраста: Сб. из опыта работы. Личностно-ориентированные технологии приобщения детей к искусству. Ростов н /Д., 2003.

8. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. Методическое пособие.- М.: Классика Стиль, 2004.

9. Лыкова И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности.- М.,      2010.

10. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. - М., 2011.

11. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. Издательство КАРО Санкт-Петербург, 2008.

12. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Казаковой Р.Г. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

13. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. Педагогика, 1965.-Сьюзан Швейк. Художественная мастерская для детей. – СПб.: Питер, 2014.

14. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Фантазия»

Развитие графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста.

        

                                                                                                               Подготовила воспитатель:

                                                                                                Джамбулатова А.Д.

2022-2023 уч год.

«Рука – это вышедший наружу мозг человека» И. Кант

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Очень часто приходится слышать от учителей: «Интеллект моих первоклассников развит хорошо. Разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем мире. Вот только не развита рука... Пишут медленно, неуверенно». Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: «Непонятно, чем больше строк исписывает в своей тетради сын, тем хуже становится каллиграфия...». Встает вопрос: в достаточной ли мере развита рука первоклассника? Можно ли её готовить к школе лучше и основательнее?

Письмо первоклассника это продукция работы мелких мышц руки, руководимых мозгом. Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях. И труд, и упражнения это не обязательно письмо. Рисование, которым так любят заниматься дошкольники одно из важнейших занятий, которые нам помогают развивать руку ребенка. Развитый мозг ребенка и неразвитая рука шестилетки это вполне закономерное при современном образе жизни явление, которое не должно повергать в панику педагогов и родителей. Слабую руку ребенка можно и необходимо развивать. И в этом нам поможет рисование. Но  что же такое графомоторные навыки?

Графомоторные навыки включают в себя:

1. Мелкую мускулатуру пальцев:

- упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

2. Зрительный анализ и синтез:

- упражнения на определение правых и левых частей тела;

- задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам;

- задания с условиями по выбору нужных направлений.

Графомоторика сложное слово, состоит из двух частей: графо... (от греческого grafo пишу) часть сложных слов, означающая: «относящийся к письму, почерку, начертанию»; моторика в данном случае, имеется ввиду тонкая моторика: это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы пальцев рук. Таким образом, развитие графомоторных навыков это развитие мелких мышц пальцев рук для обучения ребенка письму. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития.

Развитие детской руки; мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений является основой развития таких важных процессов, как внимание, зрительная и двигательная память, пространственные представления, мышление, необходимых ребёнку в его дальнейшей «взрослой» жизни.

Среди всех видов деятельности ребёнок нередко отдаёт предпочтение рисованию. Его привлекает игра манипуляция с яркими художественными материалами, а также возможность наблюдать продукт своей деятельности, что приближает его к миру взрослых и повышает значительность продуктивной деятельности. Именно через изобразительную деятельность и происходит развитие, т. к. она является одной из форм познания окружающей действительности, способствуя накоплению факторов, сведений об окружающем мире, создаёт основы для формирования представлений и понятий, формирует определённый объём знаний, навыков, познавательный интерес.

Чтобы нарисовать предмет, ребёнок должен рассмотреть его, произвести анализ, разделив мысленно на части, соотнести с имеющимися эталонами по форме, цвету, фактуре, размеру, местоположению.

В процессе восприятия красоты природы, формируются эстетические чувства, происходит развитие эмоций. В процессе рисования совершенствуется зрительно двигательная координация, мелкая моторика, формируется ручная умелость.

В школе детям надо одновременно освоить графические и орфографические навыки. Это требует серьёзных усилий и напряжения. Рисование может значительно развить и подготовить руку к написанию букв и освоению каллиграфии. Рисование имеет много общего с письмом: в процессе рисования и письма формируется учебная поза будущего школьника. Он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со словом воспитателя.

В ходе освоения рисования и письма происходит правильное взаимодействие между восприятием предмета (при рисовании), знака (при письме) и его графическим изображением, начертанием, регулирующие усилия руки при нажиме.

Конечно, есть и существенные различия. При рисовании лист бумаги используется свободно, гораздо шире, чем при письме, а написание букв, слов, цифр строго ограничено в пространстве (клетка, строка, линия). Развитие движений руки, повышение её чувствительности, гибкости происходит в процессе длительной и систематической тренировки. В ходе упражнений дети должны научиться не напрягать руки и пальцы, держать карандаш, кисть или фломастер свободно, легко делать ими движения в различных направлениях, неоднократно повторяя и закрепляя их. Например, для формирования навыка равномерного движения руки под контролем зрения полезно упражняться в штриховке.

При этом дети учатся накладывать штрихи, регулируя силу нажима на карандаш или фломастер. При закрашивании же красками используют лишь одно направление линий: сверху вниз или слева направо в равномерном, ритмичном повторении.

Полезно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные и вертикальные прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые линии, замкнутые формы (круг, квадрат, ромб, прямоугольник и т.д.). Для дошкольников интересны декоративные рисунки.

Декоративная деятельность развивает глазомер, точность в передаче формы, величины, пространственного расположения элементов, что очень важно в дальнейшем при освоении навыков письма. При рисовании орнаментов дети практически познают приемы расположения элементов на плоскости (сверху, снизу, справа, слева, между, над, под, посередине, с краю и т.д.), учатся правильно определять направление линий и движений руки (сверху вниз, слева направо, прямо, наклонно), знакомятся с протяженностями (длина, ширина, высота), овладевают умением измерять на глаз (большой, маленький, одинаковые, равные).

Таким образом, в процессе рисования развиваются такие мысленные операции, как анализ, синтез, сравнение, ассоциативное связывание, систематизация. Мышление от наглядно-действенного развивается в наглядно-образное. Развитие произвольного воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи, памяти, внимания. Формируются нравственные качества поведения, развиваются навыки трудолюбия.

Графомоторный навык предполагает:

- умение красиво и легко (а значит ненапряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные и т. д. ; условные знаки, в том числе и буквенные графемы и т. д.) . Выполнять их с разной силой нажима, скоростью, темпом, ритмом, наклоном, соблюдая их правильную форму, величину и рисунок;

-легкое и непринужденное удерживание пишущего инструмента (карандаша, ручки, соблюдая необходимый угол наклона;

- устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;

-выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.

Систематическая работа поможет:
- расширять и систематизировать знания детей в рамках лексических
тем;
- активизировать словарный запас, развивать грамматический строй
речи: развивать навыки детей в словообразовании;
- тренировать детей в согласовании существительных с
числительными, составлении предложений и описательных рассказов;
- формировать приемы умственных действий: анализа, синтеза,
сравнения, моделирования;
- развивать мелкую моторику детей: готовить дошкольника к овладению графикой письма.

Этапы формирования графомоторных навыков.

Возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации при нормальном развитии:

  • В возрасте 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает в пирамидку.
  • В возрасте 2-3 лет малыш открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.
  • В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.
  • Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста.

Целью развития мелкой мускулатуры пальцев, является формирование изобразительно-графического навыка, формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры (буквы), учитывать размеры и величину углов. Согласно представлениям о психологической структуре графической деятельности, данный навык формируется в тесной зависимости от следующих факторов:

- зрительного восприятия;

- произвольной графической активности;

- зрительно-моторной координации.

Развитие графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении двух периодов: грубая и тонкая координация движений и выработку автоматических навыков письма, так как требует довольно сложной координации сенсомоторных процессов, оптимальной концентрации и распределения внимания. Коррекция тонкой координации движений ведется в двух направлениях – развитие графомоторных навыков и овладение графической символизацией.

И в этом случае коррекционный процесс также продолжается в других видах деятельности с детьми. Коррекционная работа по развитию координации движений начинается с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на сыром и сухом песке и подобные упражнения. Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно сами кисти рук, пальцы) – игра с флажками, теневым театром; обведение трафаретов, нарисованных контуров, различные штрихования, дорисовывания рисунков и многое другое; «письмо» букв с помощью трафаретов, а также их печатание с опорой на ограничители и без них («в коридорчике» и без «коридорчика»).

«Пальчиковые» игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, так как наступает пора активного освоения окружающего мира, формирования навыка рисования и письма, обучения грамоте.

Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.

Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет.

Выполняя задания графических диктантов, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов.

Старший дошкольный возраст связан с развитием интеллектуальной деятельности ребенка.

Развивается общая и мелкая моторика. Но некоторые части кистей руки остаются слабыми, что мешает ребенку свободно выполнять мелкие и точные двигательные движения руками.

Ребенку требуется выполнить большое количество разнообразных упражнений, которые совершенствуют графомоторный навык.

Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию графомоторного навыка, совершенствуют мелкую моторику кисти и пальцев рук. Учат удерживать определенное положение корпуса, рук; регулировать наклон карандаша, кисти, размах, темп движения, силу нажима и др. В изобразительной деятельности дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека) . Здесь вырабатываются умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими) . Развиваются разнообразные действия рук, координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль.

Интерес детей к работе помогают поддерживать разнообразные методы и приемы, нетрадиционные техники, придавая занятиям увлекательную форму. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными возможностями дошкольников: с малышами рисование пальчиками, ладошкой, техника «обрывание бумаги». В старшем дошкольном возрасте дети создают художественные образы с помощью более сложных методов: «кляксографии», разные способы монотипии, гроттаж, методика тычка, «набрызг» и многое др.

На занятиях по ручному труду, аппликации с использованием оригами и элементов бумажной пластики, плетения, вышивания происходит упражнение мелких мускулов пальцев, вырабатывается сложная координация движений кисти.

Упражнения для развития графомоторного навыка.

Способ удерживания карандаша (ручки, фломастера)

Упражнения с катушкой

1. Обводим указательными пальцами левой и правой руки по линиям на трафарете.

2. Проводим данные линии – «дорожки» указательными пальчиками в воздухе стоя.

3. Проводим данные линии – «дорожки» указательными пальчиками по столу сидя или стоя, кому как удобно. (Можно использовать не поверхность стола, а салфетку из линолеума) .

4. Обводим линии на трафарете цветными фломастерами левой и правой рукой одновременно.

5. Самостоятельно копируем линии на чистом листе бумаги.

По этим дорожкам, которые вы нарисовали, будут бегать зверьки, а кто, догадайтесь сами.

Штриховка– одно из важнейших упражнений. Ребенку предлагают обвести карандашом небольшое лекало или несложную плоскую форму. Затем ребенок заштриховывает полученный контур (по вертикали, горизонтали, наискось)   Перед началом работы ребенку показывается образец штриховки.

Для штриховки используются раскраски, трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов и набор разных лекал.

После того, как ребенок научится хорошо обводить геометрические фигуры, штриховать их параллельными линиями, составлять из них простейшие предметы, ему можно предложить штриховку волнистыми, круговыми линиями, полуовалами, петлями. Упражнения выполняются по принципу возрастающей трудности.

Упражнение «Дорожки», в которых нужно провести линии от одного рисунка до другого

Упражнение «Что нарисовано». Рисуем по точкам.

Упражнение «Обведи». Обводить строго по линии не отрывая карандаш от бумаги.

Упражнение «Дорисуй картинку».

Графомоторные навыки включают в себя:

1. Мелкая мускулатура пальцев

- Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

2. Зрительный анализ и синтез

- Упражнения на определение правых и левых частей тела.

- Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.

- Задания с условиями по выбору нужных направлений.

3. Рисование

- Занятия по штриховке по контуру, обводка.

- Срисовывание геометрических фигур.

- Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:

- дорисовывание незаконченных рисунков;

- дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями) ;

- упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.

- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

4. Графическая символика:

- Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов)

Создание предметно-развивающей среды

Для формирования и развития мелкой моторики и графических навыков у детей дошкольного возраста очень важно создать оптимальную предметно-развивающую пространственную среду.

Примерный перечень материалов и оборудования:

  • массажные мячики;
  • прищепки разных цветов;
  • пальчиковый бассейн;
  • карточки с описанием пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр;
  • игры-шнуровки;
  • пособие по застегиванию  пуговиц различной величины, кнопок, крючков;
  • мозаика, пазлы;
  • пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу;
  • пластмассовые и деревянные фигурки;
  • простые и цветные карандаши;
  • стеклянные камушки «Марблс»;
  • листы бумаги;
  • образцы графических рисунков;
  • образцы «пальчиковых шагов»;
  • обводки, трафареты;
  • природный материал (орехи, косточки, семечки, семена гороха, фасоли, риса, гречки и т.д.).

        Цель: изучение эффективности систематических занятий с ребёнком рисование для                                            развития мелкой моторики пальцев рук, подготовки руки дошкольника к письму.

        Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  2. Изучить и подобрать различные методики для развития графомоторных навыков.
  3. Реализовать по возможности данные методики.

Дата

Задачи

Реализация

Сентябрь

-Проанализировать психолого-педагогическую литературу на тему: «Развитие графомоторных навыков в педагогическом процессе ДО».

- Повышение знаний, сбор материала, изучение литературы по данной теме:

1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб: изд. дом «Литера», 2006.

3. Новотворцева Н.В. Первые шаги в освоении письма: обучение грамоте в детском саду. – СПб.: КАРО, 2005.

4. Мастрюк Г. Детская рука: о развитии навыков письма // Дошкольное воспитание, 1976. - №11- С. 77-78.

5. Федосова Н.А. Готовим ребенка к письму // Дошкольное воспитание, 1996.- №4.- С. 80-84.

6. Федосова Н.А. Читаю и пишу: от рисунка к букве. Ч.1. Псков, 1995

7. Иванова Е.В. «Ступеньки» развитие ребёнка. // Ребёнок в детском саду, 2002.- №3.- С.15-19.

8. Ткачёва М.В. Послушный карандаш.- М.: Дрофа, 2005.

Октябрь

-Диагностика:

 Выявить уровень развития графомоторных навыков детей старшей группы на начало учебного года.

-Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности ( включить в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физкультминутки, в свободную деятельность детей).

- Познакомить детей с понятием строка (упражнение со счетными палочками).

- Познакомить детей с «клеткой», научить ориентироваться в тетради в крупную клетку.

- Предложить детям выполнить следующие задания:

1. Штриховка.

2. Рисование по трафаретам.

3. Дорисовка (по принципу симметрии).

4. Дорисовка геометрических фигур.

5. Дорисовка не достающих деталей.

6. Упражнение «Оживи рисунок».

7. Обведи по точкам.

8. Дорисуй узор по клеткам и др.

- Предложить детям выложить на листе бумаги в клетку орнамент по образцу счётными палочками.

Ноябрь

Декабрь

- Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей старшей  группы через использование разнообразных форм, методов и приемов (в течении всего года).

1. Массаж кистей рук.

2. Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

3. Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.

4. Пальчиковый театр.

5. Лепка из пластилина с использованием природного материала.

6. Конструирование: из бумаги в технике оригами, работы с конструктором Лего.

7. Различные виды аппликаций.

8. Рисование по трафаретам.

9. Штриховка.

10. Дорисовка.

11. Лабиринты.

12. Дидактические игры.

13. Шнуровка.

14. Игры с мелкими предметами.

15. Пазлы, мозайка.

- Продолжить знакомство детей с родным югорским краем.

- Продолжать учить детей ориентироваться в тетради в крупную клетку.

- Предложить детям дорисовать народные узоры («Укрась узором пояс», «Дорисуй узор на платках», «Дорисуй орнамент»).

- Знакомство с опытом работы других воспитателей.

- Посещение открытых НОД, мастер-классов.

Декабрь

Декабрь

-Продолжать совершенствовать предметно-развивающую среду группы  для развития мелкой моторики рук.

-Продолжать работать с детьми в тетрадях в крупную клетку.

- Составление картотеки игр для развития мелкой моторики рук.

- Изучение интернет-ресурсов по теме.

- Предложить детям поиграть в игру по клеточкам.

- Рисование по клеткам. Предложить детям дорисовать народный орнамент ханты-манси по клеткам.

Январь

- Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей старшей  группы через использование разнообразных форм, методов и приемов (в течении всего года).

-Продолжить знакомство детей с родным югорским краем.

- Составить конспекты занятий по развитию графомоторных навыков.

- Предложить детям «Оживить рисунок»: обвести ладошку,а потом придумать, во что можно превратить получившийся рисунок.

-  Рисование по клеткам. Предложить детям дорисовать народный орнамент ханты по клеткам.

Февраль

- Расширять знания родителей о том, как надо  развивать

графомоторные  навыки у детей.

- Предоставить родителям  педагогическую информацию по данной теме.

- Продолжать развивать у детей воображение и графический навык, а также  продолжать работать с детьми в тетрадях в крупную клетку.

-Подготовить консультацию для родителей «Развитие графомоторных навыков  через элементы рисования».

- Индивидуальные беседы с родителями по теме «Что такое мелкая моторика и почему надо ее развивать?».

- Предложить детям обвести по трафаретам различные изображения (например, фрукты и овощи).

Март

-Знакомство с опытом работы других воспитателей.

-Продолжать изучать литературу по данной теме.

-Продолжать развивать у детей графический навык.

- Посещение открытых НОД, мастер-классов.

 - Знакомство с литературой:

1.Богатеева З. Подготовка руки ребенка  к письму на занятиях рисованием//Дошкольное воспитание, 1987.- С.49-53.

2.Алексеева Е.Н. Рука - волшебница.- Псков, 2005.

- Предложить детям выполнить упражнение: обвести по точкам цветными карандашами, затем раскрасить рисунок.

Апрель

-Продолжать развивать у детей графомоторные навыки.

-Продолжить знакомство детей с родным югорским краем.

- Рисование по клеткам. Предложить детям дорисовать народный орнамент ханты по клеткам.

- Проведение графического диктанта.

-  Проведение открытого НОД в старшей группе

Май

-Диагностика. Выявить уровень развития графомоторных навыков у детей на конец учебного года.

-Предложить детям выполнить те же задания, что и в начале года.

-Анализ результатов исследования.

Список литературы

1. Безруких М. М. Обучение первоначальному письму: Система Д. Б. Эльконина / М. М. Безруких. - М. : Просвещение, 2002.

2. Ботвинников А. Д. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников/А. Д. Ботвинников, Б. Ф. Ломов. - М.: Просвещение, 1979.

3. Гурьянов Е. В. Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма. – М., 1959.

4. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч. 1: Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. – М. : Владос, 2003. – 183 с.

5. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: в 2-х ч. Ч. 2: Формирование элементарного графического навыка – М. : Владос, 2003. – 11 с.

6. Крупенчук, О. И. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией // Дошкольная педагогика : Петербургский научно-методический журнал для педагогов и родителей. - 2005. - № 6. - С. 36-41.

7. Лысюк С. Н. и Телкова С. Н. Развитие графомоторных навыков у детей 6-7 лет// Начальная школа. - 2004.-№6.

8. Новикова Е. В. Как подготовить руку ребёнка к письму: комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей – М. : «Гном и Д», 2003 – 40с.


Предварительный просмотр: