2.3. Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся

Джамбулатова Аида Данисолтановна

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект по сенсорному развитию в первой младшей группе «Разноцветный мир»706.01 КБ
PDF icon Презентация по сенсорному развитию в первой младшей группе «Разноцветный мир".2.84 МБ
Файл Проект по экологическому воспитанию в младшей группе «Волшебная капелька»123.8 КБ
Файл Проект для детей среднего возраста – «Занимательные опыты и эксперименты для детей»117.54 КБ
Файл Фотоотчёт по опытам2.21 МБ
Файл Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Я живу в Югре»820.71 КБ
Файл Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». 1.51 МБ
Файл Презентация Приобщение детей к истокам русской народной культуры». 1.04 МБ
Файл Детский фольклор. Малые фольклорные формы. 2.09 МБ
Файл Презентация "Уроки доброты"2.13 МБ
Файл Достопримечательности города Пыть-Ях (Мы, как дольки апельсина, все дружны и неделимы)1.38 МБ
Файл Достопримечательности города Табольск (Мы, как дольки апельсина, все дружны и неделимы)2.86 МБ
Файл Достопримечательности города Тюмень (Мы, как дольки апельсина, все дружны и неделимы)2.5 МБ
Файл Достопримечательности города Ханты-Мансийск (Мы, как дольки апельсина, все дружны и неделимы)2.77 МБ
Файл Достопримечательности республики Татарстан (Мы, как дольки апельсина, все дружны и неделимы)2.23 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка - детский сад «Фантазия»

Проект по сенсорному развитию в первой младшей группе

«Разноцветный мир»

                

                                                                                  Подготовила воспитатель:

Джамбулатова Аида Данисолтановна

                                               

г. Пыть-Ях

2019 – 2020 уч. г.

             Актуальность:

             Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого.  Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями.  Познавательная активность ребенка 1-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.  

            На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.  Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира.  Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

           Сенсорное воспитание влияет на:

           • Умственное развитие;

           • Эмоции;

           • Развитие самостоятельности;

           • Развитие отношения к окружающему.

         Формирование сенсорных эталонов:

           • Цвет

           • Форма

           • Величина

       Задачи сенсорного развития детей раннего возраста:

          • Развивать цветоразличение, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;

         • Формировать у детей зрительные способы обследования предметов;

         • Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;

         • Развивать познавательные процессы;

         • Развивать мелкую моторику.

         В данном проекте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка раннего возраста, так как в раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Проект актуален, так как его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности, повысить уровень компетентности родителей по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.

            Цель проекта: Создание условий для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей раннего возраста.

          Задачи проекта:

1.Создать спокойную игровую среду для организации игр по сенсорному развитию детей;

2.Разработать методическое сопровождение к организации игр по сенсорному воспитанию детей раннего возраста;

3.Приобщить родителей к организации игр, в семье и в детском саду.

Паспорт проекта:

                Проект по сенсорному развитию предназначен для детей раннего возраста.

                Тип проекта - познавательный, исследовательский, творческий.

                 По числу участников – групповой.

                 По времени проведения – долгосрочный (с сентября 2019 по апрель 2020)

                 По характеру контактов – в контакте с семьёй

                 Участники проекта: воспитатель, дети первой младшей группы, родители.

                Предполагаемые результаты:

               • Разработка системы сенсорного развития детей раннего возраста;

               • Дети могут получить представления о форме, величине, цвете предметов;

               • Группировать предметы по заданному признаку;

               • Могут освоить навыки действия с предметами домашнего обихода и игрушками, могут определять их положение в пространстве;

                • Родители могут получить необходимые психолого-педагогические знания по сенсорному развитию детей раннего возраста, принимать активное участие в изготовлении пособий и оборудования по сенсорному развитию.

              Этапы реализации проекта:

              I этап.

              Организационно – информационный:

              Изучение научной и методической литературы;

           Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;

           Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта;

           Выявление компетентности родителей и вовлечение их в процесс реализации проекта.

 

            II этап.  

            Практический:

            Реализация плана проекта «Разноцветный мир»;  

            Различные формы работы с детьми;

            Взаимодействие с родителями по реализации проекта.

           III Этап:  

           Заключительный:

           Мини-выставка продуктов проекта;

           Подведение итогов;

           Заключительное мероприятие в рамках проекта.

           Перспективы развития проекта

           • Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;

           • Дополнение системы дидактическими играми и материалами;

           • Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.

                                                                                                         Приложение 1.

Перспективный план работы с детьми

Месяц

 Неделя

Тема занятия, цель

Программное содержание

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Проведение диагностики детей.

Выявить знания детей в области сенсорного развития цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.

Октябрь

1 неделя

Раскладывание однородных предметов резко различных по форме на две группы

Игра «Пальчиковая дорожка»

2 неделя

Раскладывание однородных предметов более близкой формы на две группы

Игры с прищепками

3 неделя

Нанизывание колец, убывающих по величине

Игра «Пальчиковый твистер»

4 неделя

Складывание трёхместной матрёшки

Соревнования с «играми-моталочками»

Ноябрь

1 неделя

Размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях

Лото-цвета.

Игра-трафарет «Транспорт».

2 неделя

«Соберем бусы для куклы».

Пальчиковая лепка

3 неделя

Размещение резко отличных по форме вкладышей в соответствующих отверстиях

Разыгрывание пальчикового театра по сказкам: «Курочка-ряба»

4 неделя

«Большой, поменьше, маленький».

Разыгрывание пальчикового театра по сказкам:«Колобок»

Декабрь

1 неделя

Раскладывание однородных предметов, резко различных по цвету на две группы

Разыгрывание пальчикового театра по сказкам: «Репка»

2 неделя

Раскладывание однородных предметов близких цветовых тонов

Применение пальчиковых игр во всех занятиях по всем областям

3 неделя

Размещение грибков двух цветовых тонов в отверстиях столиков в соответствии с их цветом

Игра-трафарет «Животные»

4 неделя

Солнечный круг

Рисуем пальчиками

Январь

1 неделя

Выбор однородных предметов по цвету из четырёх предложенных

Пальчиковая лепка

2 неделя

Размещение вкладышей, различающихся по величине и форме, в соответствующих отверстиях

Соревнования с «играми-моталочками»

3 неделя

Размещение вкладышей двух заданных форм при выборе из четырёх

Игра «Где, чей хвост?»

4 неделя

Сделаем кукле бусы

Игра «Божьи коровки»

Февраль

1 неделя

Выкладывание из мозаики на тему «Курочка и цыплята»

Пальчиковая лепка

2 неделя

«Воздушные шары».

Игра-трафарет «Транспорт»

3 неделя

Рисование красками на тему «Одуванчики и жуки на лугу»

Игра «Пальчиковая дорожка»

4 неделя

Выкладывание из мозаики на тему «Ёлочки и грибочки»

Соревнования с «играми-моталочками»

Март

1 неделя

Помоги куклам найти свои игрушки

Рисуем пальчиками

2 неделя

Нанизывание больших и маленьких бус

Игра «Одень девочку на прогулку»

3 неделя

Ёжики

Игра «Где, чей хвост?»

4 неделя

Рисование красками на тему «Огоньки ночью»

Пальчиковая лепка

Апрель

1 неделя

Рисование красками на тему «Листочки деревьев»

Игра «Пальчиковая дорожка»

2 неделя

Рисование красками на тему «Апельсин»

Рисуем пальчиками

3 неделя

Нанизывание бус разной формы

Игры на липучках: «Сказки»

4 неделя

Развлечение «шарики воздушные – очень непослушные

Игра «Где, чей хвост?»

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Проведение диагностики детей.

Выявить знания детей в области сенсорного развития цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.

Работа с родителями

В зону сенсорного развития запланировано совместно с родителями   изготовить дидактические игры:

  1. «Разложи орешки по цветам»
  2. «Разноцветная коробочка»
  3. «Украсим бабочек»
  4. «Застегни пуговицы»
  5. «Веселые карандаши»
  6. «Собери хвост петушку»

      7.  «Где, чей хвост?»

      8.  «Божьи коровки»

      9.  Игра-трафарет «Транспорт»

     10. Рисуем пальчиками

     11. Игра «Пальчиковая дорожка»

     12. Игры с прищепками

     13. Игра «Пальчиковый твистер»

     14. Соревнования с «играми-моталочками»

     15. Лото-цвета

     16. Пальчиковая лепка

     17. Игры на липучках

Провести консультации с родителями на темы:

  1. «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»
  2. «Игры, развивающие движения кисти – пальчиковая гимнастика»,
  3. «Я учусь действовать с предметами»,
  4. «Массаж рук»,
  5. «Игра – спутник детства».

     6. «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

     7. «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»

  1. «Значение сенсорного воспитания»
  2. «Сенсорное воспитание дома и в детском саду»
  3. «Сенсорное развитие ребёнка»
  4. «Дидактические игры как средство сенсорного воспитания детей».
  5. «Путешествие в страну Сенсорики»
  6. «Играем с ребёнком дома»


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка - детский сад «Фантазия»

           Проект по экологическому воспитанию в младшей группе

«Волшебная капелька»

http://mbdou11.obraleksin.ru/sites/obraleksin.ru/files/enews/466/images/09447868.jpg

                                                                Подготовила воспитатель:

                                                    Джамбулатова А.Д.

г. Пыть-Ях

2020 – 2021 уч. г.

                                                               

       Актуальность

          Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность. Но им еще нужно помогать в этом, так как дети не могут заметить во всем разнообразии самого главного, не могут найти точный ответ

на заданный вопрос, не могут делать простейшие выводы.

           Сколько удовольствия приносят детям игры с водой! Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течет из крана, в весеннем ручейке, ее можно разлить. Дошкольники – это прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. С целью формирования знаний разработан проект «Волшебница вода» для детей младшего дошкольного возраста.

           Проблема. 

           Дети мало знают о свойствах воды, зачем и кому нужна вода. Дети недостаточно берегут воду. Во время мытья рук расходуют лишнюю воду, часто не закрывают кран. У детей отсутствуют представления о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.

           Цель проекта: формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, знакомство со свойствами воды.

           Задачи проекта: 

      - познакомить детей с водой, ее значением и свойствами;

      - формировать представления детей:

• вода бывает холодная, теплая, горячая;

            • вода течет, журчит, разливается, ее можно пить, наливать, переливать;

            • вода - это жидкость, прозрачная, без запаха, без вкуса;

            • роли воды в жизни человека, растений, животных.

      -  научить детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания воспитателя;

     - обогатить словарный запас детей по данной теме.

       Вид проекта: исследовательско – творческий, долгосрочный, групповой.    
       Продолжительность: сентябрь – май.

       Участники проекта: дети 3 – 4 лет, воспитатели, родители. 

       Формы работы с родителями: 

       - показать детям в домашних условиях, где можно использовать воду, «Что растворяется в воде?»;

       - рассказать о разных агрегатных состояниях воды в природе (лед, снег, иней);

      - уход за комнатными растениями и животными дома;

      - оформление книжек – малышек «Кому нужна вода?»;

      - заучивание стихотворений и потешек о воде;

      - чтение художественной литературы: «Заюшкина избушка», стихи А.Барто «Кораблик», «Девочка чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»;

       - участие в подготовке к новогоднему празднику (изготовление снежинок);

      - консультация для родителей: «Берегите воду».

        Материально – техническое обеспечение

        Групповые помещения, экологические сказки, загадки про воду, малый народный фольклор (потешки); аудиозаписи «Звуки воды в природе»; картинки на темы «Вода в природе», «Использование воды человеком»; материалы для проведения экспериментов с водой.

   

           Ожидаемый результат

         У детей будут сформированы элементарные представления о воде, ее значении для человека, животных и растений.

         Дети узнают о свойствах воды (прозрачная, льется, без запаха, без вкуса) в процессе практических опытов с водой.

         У детей будут формироваться познавательные способности в процессе исследовательской деятельности, практических опытов с водой. 

    Продукт проектной деятельности

    - Книжка – малышка «Кому нужна вода?»;

    - Консультация для родителей: «Берегите воду»;

    - Стенгазета по итогам проекта: «Теперь мы знаем, что такое вода!»;

    - Изготовление презентации «Волшебница – вода».

           Используемая литература:

1.Баранова Е.В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду дома». Издательство: Академия Развития, 2009 г.-112стр. 

2.Материалы, собранные родителями (стихи, сказки, потешки о воде)

3. Прокофьева А.Г. «100 развивающих игр для детей».  Москва: Мир книги, 2008. - 175 с.

4. Сотникова В. Самые маленькие в детском саду (Из опыта работы московских педагогов). М., ЛИНКА – ПРЕСС. 2005.- 136с.

5. Сотникова В. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста) – М., ЛИНКА- ПРЕСС, 2002-216 с.

6. Соломенникова О Экологическое воспитание в детском саду. //Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. 2009г. 

7.Лободин В. Т., Федоренко А. Д. Александрова Г. В. «В стране здоровья» М., Мозаика - Синтез. 2011г. – 75с.

 

        

Этапы работы по проекту

№ п/п

Этап работы

Дата проведения

1

Подготовительный

1 Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.   

2.Беседы с детьми о воде, наблюдения на прогулках.

3.Пополнить развивающую среду:

-  подбор художественной литературы по теме;

-  подбор энциклопедий;

-  составление картотек загадок, стихов, поговорок;

-  составление картотеки опытов с водой;

-  подготовка оборудования для опытов с водой.

4. Подготовить информацию для родителей.

Август

2

Основной

Работа с детьми:

-чтение художественной литературы: «Заюшкина избушка», стихи А.Барто «Кораблик». «Девочка чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»;

- заучивание стихотворений и потешек о воде;

Работа с родителями: 

 - показать детям в домашних условиях, где можно использовать воду, «Что растворяется в воде?»;

- рассказать о разных агрегатных состояниях воды в природе (лед, снег, иней);

- уход за комнатными растениями и животными дома;

- оформление книжек – малышек «Кому нужна вода?»;

- участие в подготовке к новогоднему празднику (изготовление снежинок);

- консультация для родителей: «Берегите воду».

Сентябрь-апрель

3

Заключительный

Подведение итогов:

оформление стенгазеты по итогам проекта: «Теперь мы знаем, что такое вода!»;

изготовление презентации «Волшебная капелька».

Май

План проекта                                                                Приложение 1.

Месяц

Тема, цель

Программное содержание

Сентябрь

Тема: «Волшебница вода».

Цель: формировать у детей представления о качественных изменениях воды и ее свойствах (прозрачная, мутная, грязная, льется, теплая, холодная, горячая); стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.  

- Беседа: «Какую роль играет вода в жизни человека, что нужно делать, чтобы росли в огороде овощи»;  

- Дидактическая игра «Чудесный мешочек»;

- Слушание музыки CD - «Звуки природы»;

-Чтение А. Барто «Девочка чумазая»;

- Заучивание потешки «Водичка…»;

- Эксперимент: «Как растения пьют воду»;

- Подвижная игра «Солнышко и дождик». 

Октябрь

Тема: «Овощи с огорода».

Цель: учить различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа).

- Чтение худ. литературы сказка «Под грибом»;

-  Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Что лишнее?», «Стирка кукольного белья»;

- Наблюдение за тем, что вода имеет свойство впитываться;

- Наблюдение за дождем, лужами;

- Эксперимент «Как растения пьют воду»;

- Подвижная игра «Земля и вода».

Ноябрь

Тема: «Где живет рыбка?»  

Цель: расширять знания детей о декоративных рыбках; формировать доброе отношение к окружающему миру.

 - Беседа «Какую роль играет вода в жизни животных, рыб и птиц?»;

 - Наблюдение за тем, как при поливе цветов вода впитывается в грунт; как пьют домашние животные - дать детям понять, что вода – это источник жизни, и все живое на земле пьет воду;

- Дидактическая игра «Где спряталась рыбка?»;

- Чтение стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка?»;

- Пальчиковая гимнастика «Рыбки плавали, ныряли…»;

- Подвижные игры «Рыболов».

Декабрь

Тема: «Откуда в наш дом приходит вода» Цель: сформировать 

у детей представленияо том, как в наш дом

приходит вода;

- Чтение А. Барто «Девочка чумазая»;

- Лепка «Мы скатали снежный ком»;

- Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».

Январь

Опыт: «Эксперимент превращения снега в воду». 

Цель: научить детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания воспитателя.

- Чтение сказки «Заюшкина избушка»;  

- Аппликация «Снеговик».

- Эксперимент «Превращение снега в воду»:

- Дидактическая игра «Снежинка в гостях у ребят»;

- Подвижная игра: «Снег кружится».

Февраль

«Волшебная сосулька».

Цель: закрепить знание свойств льда: холодный, прозрачный, в тепле лед тает и получается вода; знание свойств воды: холодная, теплая.

- Наблюдение за сосульками на прогулке, рассматривание сосулек;

-  Загадывание загадки о сосульке;

- Эксперимент «Цветные  льдинки».

Март

Беседы об обитателях воды, о том, что человек под водой дышать не может.

- Чтение К.Чуковский «Федорино горе»;

- Эксперимент «Воздух под водой» - познакомить детей с обитателями воды; понаблюдать за тем, что происходит с водой, когда в нее поступает воздух (эксперимент с трубочками);

- Подвижная игра «Море волнуется..».

Апрель

«Ухаживание за комнатными цветами».

- Наблюдение за тем, куда исчезает весь снег на улице;

Эксперимент «Окрашивание воды»

- Эксперимент «Воду можно окрасить в другой цвет или сделать грязной»;

- Подвижная игра «Ручеёк»,

Труд: мытье листьев у цветов.

Май

Итог

Изготовление презентации «Волшебная капелька»;

- Оформление  стенгазеты по итогам проекта: «Теперь мы знаем, что такое вода!»



Предварительный просмотр:

     Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

                       центр развития ребенка - детский сад «Фантазия»

Проект для детей среднего возраста –

«Занимательные опыты и

эксперименты для детей»

                                     

                                                                                              Подготовила воспитатель:

                                                                                  Джамбулатова А.Д.  

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»,

                            – гласит народная мудрость.

                                                 «Лучше один раз испытать, попробовать,

                     сделать своими руками»,

                                 утверждают педагоги практики.

            Актуальность:

            Дошкольный возраст - наиважнейшее время в жизни каждого ребенка, они очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Цель:создать условия для развития поисково-познавательной деятельности, привития интереса к собственным открытиям в познании окружающего мира.

Задачи:

- расширять представления детей об окружающем мире;

- развивать у воспитанников наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать; делать несложные выводы;

- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный и рукотворный мир;

- развивать мышление, речь в процессе познавательно - исследовательской деятельности;

- активизировать словарный запас;

- заинтересовать родителей в экспериментальной деятельности, дать понятие об экспериментах, привести примеры некоторых опытов в домашних условиях.

Вид проекта: исследовательско– творческий, долгосрочный, групповой.    
Продолжительность: сентябрь – май.

Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатели, родители.

Формы работы с родителями:

- знакомство родителей с планами работы в области экспериментирования, с алгоритмами простейших экспериментов с детьми в домашних условиях;

- беседа «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование»;

- консультация «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»;

- уход за комнатными растениями и животными дома;

- совместно с родителями сделать фотоколлаж на тему: «Юные исследователи».  

Материально – техническое обеспечение

Групповые помещения, экологические сказки, загадки про воду, малый народный фольклор (потешки); аудиозаписи «Звуки воды в природе»;приборы-помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, безмен, песочные часы, компасы, разнообразные магниты, бинокль.

Ожидаемый результат

Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, принятие активного участия в продуктивной деятельности, проявление эмоциональной отзывчивости.

 Продукт проектной деятельности

- книжка – малышка «Кому нужна вода?»;

- консультация для родителей: «Эксперименты с детьми в домашних условиях»;

- коллаж на тему: «Юные исследователи»;

- изготовление презентации «Занимательные опыты иэксперименты для детей».

Используемая литература:

1.Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М.: Мозаика-синтез, 2015.

2.Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» М.: Мозаика - Синтез, 2011 (методическое пособие).

3.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: Сфера, 2001.

4.Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада» - Волгоград: Перемена, 2001.

5.Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. «Знакомим с окружающим миром детей 3 – 5 лет» - М.: Творческий центр, 2012 г.

Этапы работы по проекту

№ п/п

Этап работы

Дата проведения

1

Подготовительный

-Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.

-  Подбор художественной литературы, развивающих мультфильмов.

-Подбор и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы.

-Подбор наглядно-иллюстративного материала.

- Составление конспектов тематических занятий по теме

- Подготовить информацию для родителей.

Август

2

Основной

Работа с детьми:

- Непосредственно образовательная деятельность;

- Продуктивная деятельность;

- Игровая деятельность

Работа с родителями:

- рассказать о разных агрегатных состояниях воды в природе (лед, снег, иней);

- уход за комнатными растениями и животными дома;

- оформление книжек – малышек «Кому нужна вода?»;

- консультация для родителей: «Эксперименты с детьми в домашних условиях».

Сентябрь-апрель

3

Заключительный

Подведение итогов:коллаж на тему: «Юные исследователи».

Май

План проекта

Месяц

Тема, цель

Программное содержание

Сентябрь

Тема: «Вода вокруг нас».

Цель: рассказать о значении воды в нашей жизни, показать где, в каком виде существует вода, о разнообразии воды в природе.

- «Узнаем, какая вода».

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества);

- Подвижные игры;

- «Игры с веерами и султанчиками».

Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха - движением; движение воздуха - это ветер;

- Загадки о воде.

Октябрь

Тема: «Органы чувств человека».

Цель: формировать представления детей о назначении отдельных органов человека.

- «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»

Цель: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус);

- Подвижные игры;

- Игры – загадки;

Ноябрь

Тема:«Делаем мыльные пузыри».

Цель: формировать КГН, способствовать у детей конкретных представлений о свойствах мыла (пенится, смывает грязь).

-«Какие предметы могут плавать?»

Цель: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести;

- Дидактические игры «Воздушный шарик»; «Пузырь»;

-«Делаем мыльные пузыри».

Цель: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку.

Декабрь

Тема: «Опыты со снегом на прогулке».

Цель: знакомить с особенностями снега, знать что снег легкий, пушистый…

- «Как из снега получить воду?»

Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

- «Снег, какой он?»

Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле);

- Загадки по теме;

- Подвижные игры;

Январь

Тема: «Вода принимает форму».

Цель: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

- «Тающий лед».

Цель: определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится;

- Подвижные игры;

-Чтение РНС «Снегурочка», «Заюшкина избушка»;

-«Разноцветные шарики»

Цель: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Февраль

Тема:«Таинственные картинки».

Цель: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

- «Таинственные картинки».

Цель: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

- «Все увидим, все узнаем».

Цель: познакомить с прибором-помощником – лупой и ее назначением;

- Подвижные игры.

Март

Тема: «Волшебное сито».

Цель: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность

- «Волшебное сито».

Цель: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.

- «Цветной песок».

Цель: познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его со цветным мелом); научить пользоваться теркой.

Апрель

Тема: «Солнечные зайчики».

Цель: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

- «Здравствуй, солнечный зайчик».

Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик» - это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

- Подвижные игры;

- «Веточка березы»;

Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

Май

Тема: «Как песок может быть опасным».

Цель: показать детям игры с песком и предупредить их, что играть с ним небезопасно.

- «Сравнение песка, почвы и глины»

Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.

Итог

Фотоколлаж на тему: «Юные исследователи».


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Фантазия»

                                                                               

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

«Я живу в Югре»

                                                                            Подготовили воспитатели:

                                                               Джамбулатова А.Д.

                                                    Дадаева К.Р.

г. Пыть-Ях

2022-2023 уч. г.

Актуальность проекта:

Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников. Чтобы любить Родину, писал Д.С. Лихачев, надо знать, за что ее любить, надо знать ее историю, знать героев и их великие подвиги. Только дав ребенку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребенке патриота, гражданина.

 Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны.

Одним из приоритетных направлений патриотического воспитания является краеведение. Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложный процесс, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирование педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов является наиболее  эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.

В процессе реализации проектной деятельности дети знакомятся с культурой, бытом, историей родного края и населяющих его народов, имеют возможность прикоснуться к национальным истокам, попробовать свои силы в изготовлении предметов традиционных народных промыслов, расширить свои познания о жизни народов ханты и манси.

Тип проекта: Информационно-творческий

Цель проекта: Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю; формирование интереса к истории, культуре родного края и бережного отношения к природе.

Задачи проекта:

  1. Расширять представления детей об истории, культуре, профессиях, людях  родного города и края. 
  2. Воспитывать любовь к своей малой Родине средствами литературных произведений
  3. Формировать у детей эмоционально - образное восприятие произведений устного народного творчества ханты и манси.
  4. Воспитывать умение ценить красоту и богатство родной природы; формировать бережное отношение к природе родного края.

  1. Приобщать детей к уникальной культуре народов ханты и манси, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям.
  2. Расширять знания и представления детей о фольклорных и авторских произведениях коренных народов севера.
  3.  Создавать условия для самостоятельной познавательной деятельности детей

Мероприятия:

1.Рассматривание альбомов «Национальные костюмы», «Природа и животные севера».

2. Рассматривание и чтение книг о ХМАО; чтение произведений коренных народов севера (авторские); проведение познавательных бесед из цикла «А знаете ли вы… »;

3. Раскраски по мотивам национальной одежды севера (по желанию)

4. Выставки рисунков: «Когда говорят о России – я вижу родную Югру», «Национальный костюм народов севера», «Вечерние закаты Югры», «Оленье пастбище», «Узоры ханты и манси».

5.  Конкурс рисунков: «Царь тайги», «Мой город».

6.  П/и «У медведя во бору», «Важенка и оленята», «Солнце» на прогулке.

7.  Ручной труд в семье «Олень из бросового материала»;

8.  Знакомство с фольклором народов ханты.

9.  Художественная деятельность, посвящённая Югре.

8.  Изготовление панно «Северные ягоды»

      10. Создание книжки-малышки «Моя Югра».

11. Создание лэпбука «Моя Югра»

12. Панорама народы России

Предварительная работа:

1. Подбор литературы, иллюстраций.

2. Подбор презентаций.

Задачи, ориентированные на родителей воспитанников:

  1. Формировать у родителей установку к сотрудничеству, активной позиции как участника воспитательно – образовательного процесса;
  2. Расширить сферу участия родителей в организации жизни ребенка в ДОУ, создавая условия для творческой самореализации не только детей, но и родителей;
  3. Подготовить совместно с родителями познавательный материал о родном крае.

Срок реализации проекта: 2022 – 2023 учебный год

Прогнозируемые результаты:

К концу реализации проекта дети должны:

  1. знать историю Ханты – Мансийского края (Югры); происхождение своего города;
  2. знать о своеобразии жизни коренных народов Севера (о культуре, о жилище, об одежде, о труде и о традициях);
  3. знать о природных условиях, о растительном и животном мире Югры;
  4. знать особенности хантыйского костюма, его орнамент.

Средства реализации проекта:

  1. Экскурсия в краеведческий  музей «Эхо Югры»;
  2. Рассказы с целью сообщения знаний;
  3. Беседы с детьми;
  4. Чтение художественной литературы;
  5. Создание коллекций (фотографий, альбомов);
  6. Изобразительная деятельность;
  7. Игровая деятельность: дидактические игры, настольно-печатные игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования, хороводные игры;
  8. Просмотр мультимедийных презентаций.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный (организационный) – сентябрь-октябрь 2022-2023 уч. год.

  1. обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели и задач проекта;
  2. подбор литературы, пособий, атрибутов;
  3. сбор информации из различных источников по теме;
  4. создание предметно-развивающей среды в группе;
  5. разработка методического материала по теме.

II этап – основной – ноябрь – апрель 2022-2023 уч. год.

  1. организация и проведение циклов занятий;
  2. проведение совместных экскурсий и мероприятий;
  3. создание Югорского уголка в группе;
  4. разработка и изготовление практического и наглядного материала;

III этап – итоговый (обобщающий) – апрель – май 2022 – 2023 уч. год.

  1. обобщение результатов работы по проекту;
  2. анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми;
  3. презентация опыта работы по проекту.

Перспективный план работы с детьми

Тема занятия

Цель занятия

Сентябрь

1.

Наш проект «Моя Югра»

Знакомство детей с групповым проектом, определение уровня знаний детей о родном крае.

2.

«Югра наш дом родной» (герб ХМАО – Югры)

Формирование представления у детей о родном крае через знакомство с местоположением и символикой.

3.

«Щедрые дары природы Югры»

Расширять и закреплять представления дошкольников об особенностях строения, пользе деревьев и растений нашего края. Воспитание наблюдательности, умения видеть прекрасное, учить беречь природу.

4.

«Родной свой край люби и знай». «Города Югры» (достопримечательности)

Формирование системы знаний о родном крае, знакомство с городами округа и их достопримечательностями.

Октябрь

1.

«Города Югры» (символика)

Продолжать формирование и обогащение представлений

у детей об истории городов ХМАО через знакомство с их его достопримечательностями и символикой.

2.

«Коренные жители Югры».

(быт и традиции народов севера).

Формирование представлений у детей об коренных жителях Югры через знакомство с их бытом. Создать условий для формирования у детей интереса к национальной культуре народов севера.

3.

«Игры народов севера»

Познакомить  с играми народов севера.

4.

«Коренные жители Югры»

(одежда народов севера).

Знакомство с национальным костюмом народов севера.

Ноябрь

1.

«Музыкальные инструменты народов севера»

Познакомить детей с особенностями народных музыкальных инструментов ханты и манси.

2.

«Птицы нашего края»

Систематизировать представления детей о характерных признаках, особенностях птиц.

3.

«Животные Югры»

Формировать у детей бережное и доброе  отношение к природе родного края Югре. Сформировать убеждение о бесценности природы и необходимости ее оберегать.

4.

«Как ханты к зиме готовятся»

Формирование представления о подготовительных

работах коренных жителей к зимнему периоду, знакомя детей

с образом жизни ханты и манси.  

Декабрь

1.

«Мужчины и женщины в семье»  

Расширять представления детей  о культуре народов ханты и манси.

2.

 Викторина «Природа родного края»

Отгадывание загадок о растениях, животных, насекомых Югры.

3.

«Край чудесный под названием Югра»

(творческое задание)

Закрепление знаний детей о родном Югорском крае.

4.

«Природные богатства нашего края»

Расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания

Январь

1.

«Детские писатели Югры»

Приобщать детей к уникальной культуре народов ханты и манси, их традициям и обычаям, нравственно - эстетическим ценностям.

2.

«Путешествие в страну «Олению»

Расширение представлении детей о быте и основном промысле коренных жителей Югры.

3.

«Край чудесный под названием Югра» (загадки)

Закрепление знаний детей о родном Югорском крае.

Февраль

1.

«Достопримечательности нашего города»

Закрепить знания детей о достопримечательностях Города Пыть-Ях.

2.

«Югорский край –лесной край» (ягоды)

Формирование у детей представлений о природе родного края и его особенностях через знакомство с флорой и фауной Югры.

3.

«Югорский край –лесной край» (деревья)

Формирование у детей представлений о природе родного края и его особенностях через знакомство с флорой и фауной Югры.

4.

«Югорский край –лесной край» (животные)

Формирование у детей представлений о природе родного края и его особенностях через знакомство с флорой и фауной Югры.

Март

1.

«Традиционная кукла ханты и манси»

Закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи; познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье.

2.

«Югорский край –лесной край» (птицы)

Формирование у детей представлений о природе родного

края и его особенностях через знакомство с флорой и фауной Югры

3.

«Игры народов севера»

Познакомить  с играми народов севера.

4.

Хантыйская кукла «Акань»

Приобщать детей к традиционной культуре коренного населения; учить изготавливать куклу Акань.

Апрель

1.

«Праздник  Вороний день «Вуранга  хатл»  

Расширять  знания   детей о традиционном празднике, о традициях народов севера.

2.

«Югорский край –лесной край» (животные Крайнего Севера)

Формирование у детей представлений о природе родного края и его особенностях через знакомство с флорой и фауной Югры.

3.

Куклы-ягоды

Пробудить у детей интерес к хантыйской старинной игрушке.

4.

«Югорский фольклор»

ознакомление детей с пословицами и поговорками жителей Югры.

Май

1.

« Этих дней не смолкает слава!»

Обогащение знаний детей о героях нашего края.

2.

« Их помнит Россия, их помнит  Пыть-Ях».

Расширять представления детей о ветеранах Отечественной войны. Воспитывать чувство уважения, почтения памяти в нашем городе.

3.

«Такая разная Югра»

Формирование у детей интереса и любви к родному краю.

4.

«За что мы любим свой край»

(итоговое)

Уточнить представления детей о родном края; выявить знания о достопримечательностях.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников по программ» «Социокультурные истоки» Подготовил воспитатель: Джамбулатова А.Д. Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Фантазия»

Слайд 2

«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества». Теодор Рузвельт.

Слайд 3

Основная цель Программы «Социокультурные истоки» в дошкольный период – заложить формирование духовно нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России. Задачи Программы: объединение обучения, воспитания и развития в единый образовательный процесс, создавая тем самым условия для целостного развития как ребенка, так и его родителей на основе общности целей, социокультурных и духовно-нравственных ценностей; создание условий для первичной социализации ребенка в окружающем мире; создание условий для развития познавательной сферы ребенка, на основе формирования бережного и созидательного отношения окружающему миру:

Слайд 4

Книги для развития детей 3 -4 лет: «Доброе слово», «Добрый мир», «Добрая книга» Через книгу «Добрый мир» дети узнают о том, что добрый мир-это мир, в котором, прежде всего, мы сами проявляем доброе и заботливое отношение ко всему окружающему. Книга «Доброе слово» направлена на приучение ребенка к добру и укреплению его в добре, которое происходит через доброе слово и доброе дело. «Добрая книга» учит детей добрым делам. Она пробуждает в детском сердце чувство любви, сострадания, благодарности, а значит помогает ребёнку стать добрым.

Слайд 5

Организация предметно-пространственной развивающей среды

Слайд 6

Взаимодействие с родителями (с законными представителями воспитанников) в реализации Программы

Слайд 7

1. «Любимое имя» Цель: представление о своем имени, именах родных людей, о том, как ласково они звучат из уст близких людей. 2 . «Доброе слово» Цель: знания о добрых словах и их значении в жизни человека, о взаимосвязи доброго слова и вызвавшего его чувства. 3. «Ласковая песня» Цель: пение любимой колыбельной песни. 4. «Праздничная песня» Цель: представление о празднике Рождества, о добрых делах, совершаемых в праздник. 5. «Любимый образ» Цель: представление о влиянии доброго слова и доброго дела на чувства мамы. 6. «Образ света» Цель: знание потешки, стихотворения о солнышке, чтени

Слайд 8

В группах созданы необходимые условия для народных игр. Собраны картотеки народных игр с правилами и их описанием, папки передвижки, выставки с художественной литературой и т. д. В доступном месте - маски, наряды для перевоплощения детей в героев разных игр.

Слайд 9

В режимных моментах использовались методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством: заучивание потешек, прибауток, использование пословиц, загадок, поговорок, разучивание и проведение русских народных игр.

Слайд 10

Детям очень нравится инсценировать сказки. Например, русская народная сказка «Теремок» Разные звери, оказавшись в теремке под одной крышей, живут друг с другом в дружбе, мире и согласии. Доброта, взаимопомощь, дружба, гостеприимство, согласие помогают героям объединиться в одном общем добром деле и успешно выполнить его. Для детей представлен позитивный конец русской народной сказки. Дан образец взаимоотношений сказочных героев, которым можно подражать и в жизни. «В тесноте, да не в обиде», — говорят в таком случае. Важно понять смысл этих слов.

Слайд 11

Русская народная сказка «Репка» Сказка учит детей делать дело вместе, дружно, слаженно; совместными силами добиваться успеха, достойно и уважительно относиться к каждому. Взаимопомощь, совет, взаимовыручка, доброе согласие, дружба помогают людям справиться с любыми жизненными ситуациями. Как говорится в пословице «Там, где дружат – живут, не тужат».

Слайд 12

Русская народная сказка «Маша и медведь» Сказка-предупреждение детям – одним в лес, в чужой мир, ходить нельзя, можно попасть в беду. А уж если случилась какая беда, не отчаивайся. В трудной жизненной ситуации важно не растеряться, нужно хорошо поразмышлять и постараться найти выход из любой ситуации. Сказка учит преодолевать жизненные трудности, развивает чувство ответственности за свои поступки.

Слайд 13

«Древо нашей группы» Хочется рассказать вам как мы пришли к тому, чтобы изготовить древо нашей группы. Вечером в группе мы с ребятами общались о семье, кто с кем живёт и сколько в семье человек. Так как в нашей группе мы все одна большая семья, и я предложила изготовить древо нашей группы. Все ребята согласились и мы попросили родителей изготовить дерево. Когда дерево было готово, мы покрыли её лаком и дали высохнуть один день. А на следующий день наклеили на наше дерево свои фотографии. Вот какое у нас получилось древо нашей группы. А ещё я предложила родителям дома вместе с детьми изготовить своё семейное древо.

Слайд 14

Благодарю за внимание!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«УРОКИ ДОБРОТЫ» Подготовила воспитатель Джамбулатова А.Д.

Слайд 2

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим Словарь Ожегова

Слайд 3

Наше утреннее приветствие

Слайд 4

Доброта…Добро…Что это такое? Доброта – это как цветок, который может расцвести в душе каждого из нас.

Слайд 5

В ПРОЦЕССЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КНИЖЕК – МАЛЫШЕК

Слайд 6

Игра с мыльными пузырями

Слайд 7

Наша копилка

Слайд 8

спасибо


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в Республику Татарстан Разработала Джамбулатова А.Д

Слайд 2

Один из крупнейших и красивейших городов России, входящих в список всемирного наследия ЮНЕСКО .

Слайд 3

Глава Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов

Слайд 4

Географическое положение Татарстана

Слайд 5

Государственный флаг Республики Татарстан. Государственный флаг – это лицо страны, символ независимости. Флаг Татарстана разделен на три части. Верхняя часть зеленая, нижняя – красная, а в середине узкая белая полоса. Красный – это цвет солнца, огня. Зеленый – символ живой природы и молодости. Белый – символ чистоты, чести, мира.

Слайд 6

Государственный герб Республики Татарстан. Герб Республики Татарстан был принят 7 февраля 1992 года. Он представляет собой изображение крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой правой передней лапой на фоне диска солнца, помещенного в обрамление из татарского народного орнамента, в основании которого надпись «Татарстан». Крылья барса состоят из семи перьев, розетка на щите состоит из восьми лепестков. Герб выполнен в цветах республиканского флага Татарстана, имеет круглую форму.

Слайд 7

Казанский Кремль – это главная визитная карточка всей Республики Татарстан. На территории Казанского Кремля находится немалое количество храмов и зданий, которые имеют историко-архитектурную и культурную ценность. Казанский Кремль – это олицетворение толерантности. На одной ограниченной территории находятся два религиозных сооружения разных религий – христианства и мусульманства. Одна из главных мусульманских мечетей Татарстана Кул Шариф находится также на территории Казанского Кремля

Слайд 8

Казанский Кремль

Слайд 9

Государственный Историко-архитектурный и художетственный Музей-заповедник Остров-град Свияжск. Первая попытка взять Казань закончилась для Ивана Грозного неудачей. Поняв, что сходу взять столицу ханства не получится, царь облюбовал небольшой остров в устье реки Свияги , где построил крепость для подготовки более основательного похода. Со временем поселение разрослось, превратившись в небольшой городок с монастырями и жилыми кварталами.

Слайд 10

Музей-заповедник Остров-град Свияжск.

Слайд 11

Жума-мечеть Кул Шариф — визитная карточка Казани, главная достопримечательность города и один из паломнических центров для мусульман. Несмотря на то, что мечеть не является исторической постройкой, она быстро завоевала популярность у жителей города и туристов.

Слайд 12

Жума-мечеть Кул Шариф

Слайд 13

Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Древний Болгар был столицей Волжской Булгарии и сыграл выдающуюся роль в истории развития всей Восточной Европы. Не имеет аналогов в мире как ценный исторический памятник, свидетельствующий об исчезнувших государствах (Волжская Болгария, Золотая Орда).

Слайд 14

Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник.

Слайд 15

Музей Г.Тукая г. Казань Габдулла Тукай (1886—1913) — великий татарский поэт, один из основоположников татарской литературы и современного татарского языка. Его произведения вошли в золотой фонд татарской поэзии и мировой литературы.

Слайд 16

Музей Г.Тукая г. Казань

Слайд 17

Озеро Акташский провал, село Калейкино , г.Альметьевск . Бессточное карстовое озеро является самым глубоким озером Татарстана (28м).Региональный памятник природы Республики Татарстан образовалось 7 августа 1939г.

Слайд 18

Озеро Акташский провал

Слайд 19

Дворец земледельцев — это административное здание классического стиля, расположенное на Дворцовой площади Казани. Вычурное и монументальное, оно привлекает туристов своей схожестью с архитектурой Италии и Франции. Неподалеку от дворца находятся главные достопримечательности города — Казанский кремль и Кремлевская набережная.

Слайд 20

Дворец земледельцев

Слайд 21

Кремлёвская набережная в Казани — это сравнительно новая достопримечательность столицы Татарстана. Кремлевская набережная, протяженностью полтора километра, начинается недалеко от стен Казанского Кремля и заканчивается у Национального культурного центра «Казань». А свое красивое название она получила путем интернет-голосования, в котором принимали участие жители города.

Слайд 22

Кремлёвская набережная в Казани

Слайд 23

Татарстан - на всей планете не найти другого примера региона, в котором так гармонично встречаются Восток и Запад, где христианство и ислам настолько мирно сосуществуют. В России мест красивых много, Но Татарстан - мне всех милей! Царица здесь одна - природа. Здесь много рек, озер, полей. Леса богатые, густые. Восходы солнца - краше всех! И люди честные, не злые. Здесь часто слышен звонкий смех. Тут матушка Казань - столица. В округе много городов... И невозможно не влюбиться В наш Татарстан. В наш край хлебов.

Слайд 24

Наверное, редко можно найти такого человека, который бы не восхищался природой и достопримечательностью родного края. Чем она так влечет людей? Прежде всего, своей особой красотой и уникальностью.