6.Учебно- исследовательская деятельность.

Верещагина Елена Анатольевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_rabota.doc116.5 КБ
Package icon 4._uchebno-issledovatelskaya_deyatelnost.zip324.12 КБ

Предварительный просмотр:

 департамент образования администрации Владимирской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Владимирской области

«Муромский педагогический колледж»

ЦМК педагогики, психологии и частных методик

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Развитие равновесия у детей среднего дошкольного возраста посредством игр и игровых упражнений»

                                                         

Выполнила:

Верещагина Елена Анатольевна,

студентка 5 курса-группы ЗД52В,

Заочной формы обучения

Специальность 04.02.01

Дошкольное образование

Научный руководитель:

Тимошина А.А, преподаватель

 дисциплин профессионального

цикла                                                                                           

                         

2017

Содержание

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы  проблемы развития равновесия у детей среднего дошкольного возраста......................................................................5

1.1. Анатомо-физиологические особенности детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………….…….......5

1.2.Развитие равновесия у детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………….11

1.3 Использование игр и игровых упражнений для развития равновесия у детей среднего дошкольного возраста................................................................17

Выводы…………………………………………………………………………….

Заключение.............................................................................................................24

Список литературы …...................................................................................25

Введение

        В настоящее время, несмотря на разнообразие программ, внедряемых в дошкольных образовательных учреждениях, проблема совершенствования физического воспитания детей остается актуальной. Специалисты указывают, что система физического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях функционирует недостаточно эффективно, и отмечают необходимость ее совершенствования как в плане традиционно используемых, так и внедрения новых средств, форм и методов занятий физическими упражнениями.

        Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, многочисленные педагогические наблюдения показывают, что к настоящему времени по проблеме развития способности к равновесию у человека  накоплен большой фактический материал. Одним из важных аспектов в изучении данной проблемы являются исследование особенностей развития способности к равновесию и ее тренировка в разные периоды жизни человека и, в частности, у детей дошкольного возраста. Проблемой развития координационных способностей у детей занимались и занимаются многие научные и практические работники: В. И. Лях, Н. Панфилова, Н. А. Берштейн,  А. В. Курганский; Л. Д. Назаренко.         Ряд авторов отмечают, что функция равновесия у детей совершенствуется с возрастом (В.В. Медведев, Т.И. Осокина, Е.Я. Бондаревский и др.).   Однако, обнаруженные при анализе специальной литературы сведения о возрастных особенностях развития способности к равновесию у детей 4-5 лет носят, как правило, фрагментарный характер.

        Средний дошкольный возраст является благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных способностей. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее неизвестные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Почти все показатели двигательных способностей ребенка демонстрируют высокие темпы прироста. Наиболее интенсивное увеличение наблюдается в показателях координации движений, гибкости, функции равновесия.                 В настоящее время накоплены данные, свидетельствующие о том, что средний дошкольный возраст должен быть максимально использован для развития двигательных и координационных способностей. Иначе для их развития можно упустить самые продуктивные возрастные периоды.         

        Изучая данный вопрос, мы столкнулись с таким явлением, что в практической деятельности педагоги мало используют игры и игровые упражнения для развития равновесия, т.к. повышается риск травматизма.

Таким образом, наблюдается противоречие между необходимостью и важностью развития равновесия, у детей среднего дошкольного возраста используя игры и игровые упражнения и недостаточным использованием данного вида деятельности.

Учитывая все вышеперечисленное, можно сформулировать проблему исследования: какие  игры и игровые упражнения в качестве средства развития равновесия у детей среднего дошкольного возраста необходимо использовать? Ответ на этот вопрос и будет являться целью нашего исследования.

Объект исследования: процесс развития равновесия у детей среднего дошкольного возраста.  

Предмет исследования: игры и игровые упражнения.  

Задачи исследования:

- рассмотреть анатомо-физиологические особенности детей среднего  дошкольного возраста;

- изучить вопрос развития равновесия у детей среднего дошкольного возраста;

- обосновать необходимость использования игр и игровых упражнений для развития равновесия у детей среднего дошкольного возраста.

Методы исследования – теоретические – анализ печатных источников, анализ понятийного аппарата.

Глава 1. Теоретические основы  проблемы развития равновесия у детей среднего дошкольного возраста

1.1. Анатомо-физиологические особенности детей среднего дошкольного возраста

        Иследования  Курганского, А. В. Показывают, что первые 7 лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, составляющими основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка.

        Возраст 3-7 лет относится к дошкольному периоду, который очень важен в развитии ребенка, так как характеризуется качественным и функциональным совершенствованием головного мозга, всех органов и систем организма.

        Особенностью ЦНС ребенка первых лет жизни является незаконченность морфологической структуры и функционального развития коры головного мозга. Завершение этих процессов происходит в последующие годы под влиянием внешних и внутренних раздражителей.

        Для нервной системы у детей дошкольного возраста характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов, что приводит к широкой иррадиации возбуждения по коре и недостаточной координации движений. Но длительное поддержание процесса возбуждения ещё не возможно, и дети быстро утомляются.

        Для первых лет жизни детей характерна недостаточность межсистемных взаимосвязей в организме. При слабости корковых процессов у детей преобладают подкорковые процессы возбуждения. Дети в этом возрасте легко отвлекаются при любых внешних раздражениях. Произвольное же внимание очень кратковременно.

Особое значение в поведении ребёнка имеет развитие речи.  По мнению А.С. Солодкова, до 6 лет у детей преобладают реакции на непосредственные сигналы, а с 6 лет начинают доминировать речевые сигналы.

        Развитие сенсорных систем в основном происходит на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста. Зрительная сенсорная система особенно быстро развивается на протяжении первых 3-х лет жизни, а затем продолжается её совершенствование. По мере роста ребёнка и улучшения взаимосвязи зрительной информации и двигательного опыта улучшается оценка глубины пространства. Поле зрения резко увеличивается с 6 лет.

        Слуховая сенсорная система ребёнка имеет важнейшее значение для развития речи, обеспечивая не только восприятие речи посторонних лиц, но и играя формирующую роль системы обратной связи при собственном произношении слов. Её возбудимость на словесные сигналы особенно заметно повышается в возрасте 4 лет и продолжает увеличиваться к 6-7 годам. Повышается острота слуха и способность к дифференцировке звуков.[7, с. 128]

        Двигательная сенсорная система созревает у человека одной из первых. Формирование проприорецепторов - мышечных веретён и сухожильных рецепторов начинается уже со 2 - 4 месяца внутриутробного развития и продолжается после рождения до 4 - 6 лет. Это резко улучшает возможность регуляции двигательной активности и выработки новых навыков.

        Многие дети проявляют высокую вестибулярную устойчивость к вращениям и поворотам. Ранее возникновение контактов вестибулярной сенсорной системы с моторной системой и с другими сенсорными системами позволяет ребёнку к 2-3 годам освоить основной фонд движений и начинать занятия физическими упражнениями с первых лет жизни.

        В дошкольном возрасте идет интенсивное формирование опорно-двигательного аппарата. К 5 - 6 годам форма позвоночника, как у взрослого, однако фиксация позвоночника еще несовершенна.  

Содержание кальция в скелете увеличивается, поэтому идёт окостенение скелета, но все же в нем еще много хрящевой ткани. Интенсивность обмена в костной ткани снижается. В костях и скелетных мышцах у детей много органических веществ и воды, но мало минеральных веществ, поэтому кости гибкие, поэтому в этот период неправильные позы, непосильный труд, чрезмерные перегрузки при выполнении физических упражнений могут вызвать резкие нарушения осанки вследствие неправильного перераспределения тонуса мышечно-связочного аппарата. [4, с. 185]

        К 5 - ти годам значительно увеличивается  сила и работоспособность. Совершенствуется сократительная способность мышц, повышается их сила. Развитие и дифференцировка центральной нервной системы у дошкольников выражается в совершенствовании двигательных функций, развитии координации движений, уменьшается мышечный тонус, развивается чувство равновесия. Значительно развивается мускулатура, особенно на ногах. Более развитые дети могут отрывать обе ноги от земли, неплохо прыгать с разбега, но еще не умеют правильно использовать взмах рук; умеет стоять на одной ноге, ходить на пятках и на носках. В этом возрасте особенно легко дается гимнастика. Ребенка можно учить ходить на лыжах и кататься на коньках, на двухколесном велосипеде. Большинство детей в этом возрасте с удовольствием танцуют и тщательно под музыку выполняют различные движения.

        Постепенно нарастает масса мышечной ткани. Согласно рекомендациям Л. Кечеджиевой (1985), упражнения для мышц плечевого пояса и тазобедренных суставов ребенок 5-7-летнего возраста можно выполнять ежедневно от 20 до 30 раз, а для мышц туловища - от 40 до 60 раз, отдельными сериями по 6-8 или 12-16 раз. Большой объем выполняемой работы вызывает заметные сдвиги в обмене веществ, в работе функциональных систем организма, расширяя механизмы адаптации не только к физической нагрузке, но и к действию различных факторов внешней среды, способствует повышению общей работоспособности.

        Прибавка массы тела детей к 4-м годам жизни, как и прибавки роста, несколько замедляются и составляют в среднем за год 1,2 - 1,3 кг, а затем снова отмечается более интенсивное увеличение массы тела: за 5-й год жизни ребенок прибавляет в среднем 2 кг, за 6-й  - 2,5 кг, за 7-й около 3,5 кг. К 6-7 годам масса тела ребенка удваивается по сравнению с его массой в годовалом возрасте. Если масса тела превышает норму на 10% с учетом отклонения, это считается ожирением и требует коррекции у специалистов. Если же масса тела ниже нормы в этом возрасте, это свидетельствует о неблагополучном физическом развитии и требует консультации с педиатром, рационализации режима питания.

        Деятельность пищеварительного тракта у детей к концу дошкольного периода достигает уровня взрослого человека. К 7-ми годам у ребенка прорезываются коренные зубы. С 6-7 лет начинается смена всех молочных зубов. Объем желудка к 5-7-и годам достигает 400-500 мл, увеличивается его мышечный слой, значительно увеличивается количество пищеварительных соков и повышается их ферментная активность. У детей этого возраста значительно реже возникают расстройства деятельности желудочно-кишечного тракта. Острые детские инфекции встречаются часто, чему способствует широкое общение дошкольников с окружающими. Протекают они легче, чем у детей раннего возраста, и реже приводят к тяжелым последствиям. В связи с постоянно нарастающей сенсибилизацией организма у детей дошкольного возраста уже встречаются аллергические и инфекционно-аллергические заболевания, такие как бронхиальная астма, ревматизм, и другие.

        Большое значение в обеспечении жизнедеятельности человека имеет кардиореспираторный аппарат. Детей дошкольного возраста отличают небольшие размеры сердца и слабость сердечной мышцы, которые в свою очередь определяют малый СОК, а в сочетании с высокой эластичностью и широким просветом сосудов - низкий уровень АД. С возрастом сердечнососудистая система становится более работоспособной. Увеличиваются масса сердца и сила сердечных сокращений, урезается ЧСС: в 3 года она составляет 105 ударов в 1 мин, в 5 лет - 100 ударов в 1 мин, в 7 лет 85-90 ударов в 1 минуту. Величина ЧСС очень лабильна, легко меняется при любых внешних раздражениях. [4, с. 187]

        Легочная ткань ребенка мало растяжима, бронхиальное древо недостаточно сформировано. Грудная клетка конусовидна и имеет малую экскурсию, дыхательные мышцы слабы. Всё это затрудняет внешнее дыхание, повышает энерготраты на выполнение вдоха и уменьшает глубину дыхания. Дыхание у детей частое поверхностное. В силу высокой возбудимости детей частота дыхания чрезвычайно легко нарастает при нагрузках и эмоциональных вспышках. В конце дошкольного возраста завершается формирование грудной клетки, появляется брюшной тип дыхания. Энергетический обмен у детей дошкольного возраста значительно превышает уровень обмена у взрослых, снижаясь наиболее резко в первые 5 лет и менее заметно - на протяжении всей последующей жизни. Суточный расход энергии растёт с возрастом.

        Динамика физического развития ребенка в дошкольном возрасте отличается неравномерностью. На 4-м и 5-м годах жизни рост ребенка несколько замедляется, ребенок за год вырастает на 4 - 6 см. В возрасте 6 - 7 лет наблюдается некоторое ускорение роста, так называемое первое физиологическое вытяжение, в это же время проявляются различия в поведении мальчиков и девочек. Активное участие в этих процессах принимают такие железы, как щитовидная, надпочечники, гипофиз. Начинается «подготовка» половых желез к периоду полового созревания. За эти годы значительно меняются пропорции тела ребенка. К семи годам у ребенка заметно удлиняются верхние и нижние конечности, увеличивается окружность грудной клетки.

        Характеризуя особенности развития детей 4-5 лет, следует обратить внимание на признаки психомоторного неблагополучия во внешних проявлениях ребенка:

- сгорбленность, приниженность, подавленность, напряженность (втянутая в плечи голова, руки прижаты к корпусу, пальцы напряжены или сжаты в кулаки);

- походка – на цыпочках, неуверенная, вялая, спотыкающаяся или как у манекена;

- позы - застывшие, скованные и однообразные;

- движения – бесцельные, непродуктивные при высокой интенсивности или психомоторная заторможенность;

- жестикуляция и мимика – вялые, бедные, маловыразительные, возможно гримасничание или подвижность лица;

- речь – невнятная, невыразительная, монотонная, возможны заикания. [1, с. 77]

        Таким образом, в заключение параграфа можно сделать следующие выводы: на протяжении периода среднего дошкольного возраста ,выделяются третий, пятый и седьмой год жизни, когда происходит не только количественный рост, но и существенная перестройка функций, при этом перестройка деятельности основных энергообеспечивающих систем предшествует таковой в двигательной функции, что создает предпосылки для целенаправленного воздействия в эти критические периоды средств физического воспитания. При этом доказано, что возраст от 4 до 5 лет отличается наибольшей интенсивностью и гармоничностью развития. Знание возрастных особенностей развития ребенка поможет подобрать физические упражнения, закаливающие процедуры, следить за физическим и психическим развитием детей.

 

1.2 Развитие   равновесия у детей среднего дошкольного возраста

        Дошкольный возраст с 3 до 6 лет является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. В этот период у ребенка продолжают развиваться и совершенствоваться все двигательные навыки, однако его общение с окружающим миром пока еще ограниченно. Постепенно дети приобретают самостоятельность, их организм крепнет, движения становятся более четкими, уверенными, быстрыми. Обогащению жизненного практического опыта способствует совершенствование действий с различными предметами домашнего обихода и игрушками. Действия становятся более точными, осмысленными, целенаправленными [2, с. 199].

        Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у дошкольников мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности, выработке основных гигиенических навыков.

        Развитие навыка устойчивого равновесия тела является одной из важных задач физического воспитания в детском саду. В практике физической культуры навык равновесия совершенствуется как с помощью специально направленных упражнений так и непосредственно в процессе освоения ходьбы, бега, лазанья, перелезания, метания, прыжков, катания на коньках, лыжах и т.д.

        Различают упражнения статического и динамического характера. Статическое равновесие - это стойки на носках, на одной ноге, на носке одной ноги. Дети осваивают их в игровых заданиях, типа "Кто дольше простоит" (цапля, аист, ласточка, стойкий оловянный солдатик и др.), а также в общеразвивающих упражнениях: приседание на носках, поочередные махи ногами, потягивание с подниманием на носки и др.         

        Динамические упражнения представляют собой целенаправленные двигательные задания с установкой на конкретный результат; пройти (пробежать, проскакать, протанцевать) по скамейке спрыгнуть (сойти) в конце; пройти по скамейке, перешагивая черва предметы; пройти по скамейке с предметом в руке; с мешочком на голове; пройти по снегу след в след; попасть в цель снежком, стоя на снежном валу (скамейке) и др. Сложность упражнений зависит главным образом от высоты и ширины опоры, а также от способа движения. Естественно, что малыши перемещаются по широкой и низкой доске или скамейке. Но идут обычным шагом. Старшие же по такой скамейке могут бежать, скакать, танцевать. А обычным шагом старшим предлагают пройти по брусу перевернутой скамейки (ширина 10 см).

        Таким образом, варьировать двигательные задания можно бесконечно. Сложность заданий возрастает, если движение осуществляется по наклонной плоскости - по приподнятой одним концом доске, по приставленной к гимнастической стенке скамейке, по скату деревянной горки, по склону холма или овражка. Интересно сочетание в одном задании динамического и статического равновесия: дойти до середины скамейки (бревна) на носках (приставным шагом - пятка к носку, боковым приставным, переменным танцевальным и др.) стать, выпрямить ногу вперед (в сторону, назад), наклониться, присесть, повернуться на 360°, потянуться вверх (хлопнуть в ладоши над головой), дойти до конца и спрыгнуть вперед (в сторону, спиной вперед, с поворотом полете).         Усложнять задание можно, варьируя положение на пояс, к плечам, в стороны, за спину, за голову, вверх.

        Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время. [8, с. 169]

        Любое упражнение на повышенной опоре при соответствующем контроле и помощи со стороны воспитателя способствует формированию правильной осанки, и тому, что заставляет ребенка следить за положением тела. На формирование правильной осанки направлены упражнения с использованием мешочка с песком на голове: если голова опускается - мешочек падает. Мешочек фиксирует правильное положение тела в подготовительный момент. На голову малыша воспитатель сам должен положить мешочек. Методика руководства упражнениями в равновесии должна учитывать подготовленность детей и стимулировать, возможно, большую их самостоятельность.

        У детей среднего дошкольного возраста внимание следует уделять процессу развития движений и формированию такого качества как самостоятельность. В связи с этим необходимо количественно и качественно усложнять упражнения для развития равновесия. Помимо, таких упражнений как, традиционное передвижение по скамейкам и дорожкам должно часто использоваться технически интересное движение врассыпную. К такому виду движения можно отнести одновременно кружение, ходьбу, бег и остановку по сигналу на 2 и на 1 ноге, в т. ч. с закрытыми глазами; ходьбу, бег, прыжки спиной вперед в сторону глухой стены, в т. ч. с закрытыми глазами.         Совершенствование равновесия возможно не только за счет гимнастических упражнений. Большую роль в развитии равновесия играют спортивные упражнения (езда на велосипеде, катание на лыжах и санях).         Очень важным моментом является процесс грамотной организации ребенка, тем более в заданиях, которые характеризуются длительным действием. Передвижение ребенка по дорожкам и скамейкам должно быть поточное. Дети имеют способность к усвоению более рациональных способов дыхания при выполнении различных движений. Таким образом, когда дети поднимают руки вверх, в стороны, отводят назад осуществляется вдох, а когда опускают их вниз, сводят вперед осуществляется выдох. При выпрямлении и прогибании туловища назад совершается вдох, при наклонах вперед, в стороны - выдох. Когда дети поднимают ноги вперед, в стороны совершается выдох. При поднимании ног вперед, в сторону, приседании, сгибании ног к груди, сидя или лежа, совершается выдох, при выпрямлении из приседания, отведении ног назад либо опускании происходит вдох. Если совершать упражнения, где сложно определение наиболее удобных моментов вдоха и выдоха, то необходимо дышать произвольно, равномерно, стараться не задерживать дыхания. Иногда задержка дыхания нужна при подтягивании на руках, в плотной группировке лежа на спине, во время бега на скорость и др. Во время выполнения основных движений надо дышать равномерно, стараясь не задерживать дыхание. То же относится и к упражнениям в равновесии, если они выполняются в передвижении. Некоторые же упражнения в равновесии, которые сопровождаются натуживанием, вызывают кратковременную задержку дыхания.

        При выполнении спортивных упражнений дыхание активизируется.  Во время ходьбы на лыжах, катания на санках,  велосипеде следует стремиться к достижению его глубины и равномерности.  Методика проведения занятий в средней группе строится с учетом требований по усвоению движений, а также необходимости последовательного совершенствования функциональных данных детского организма и повышения его общей работоспособности. В средней группе происходит углубленное разучивание многих двигательных действий. Важно повторять упражнения из программного содержания для предыдущей возрастной группы, обращая внимание на еще не освоенные детьми элементы движения, добиваясь улучшения качества и результативности движений, углубления представлений детей о них.

        Показывая упражнения и поясняя задание, воспитателю  следует выделить наиболее существенные параметры движений. Целесообразно концентрировать внимание детей одновременно лишь на 1-2 деталях техники движения, которыми надо овладеть в определенный период. Прочное и безошибочное выполнение действий достигается только в результате многократного повторения упражнений сперва в одних и тех же, а затем в изменяющихся условиях.

        Постановка конкретных двигательных задач (полностью выпрямить ногу, отталкиваясь перед препятствием, которое надо преодолеть), использование ориентиров, индивидуальное выполнение задания с последующим его анализом и другие приемы способствуют успешному овладению движениями. Дошкольников следует приучать справедливо оценивать действия свои и других детей, необходимо поощрять их стремление к взаимопомощи, воспитывать у них дружелюбие. Надо добиваться заинтересованного, осмысленного отношения детей к упражнениям, оно является одним из источников активности детей во время занятий.

        Существуют две группы упражнений для развития равновесия у ребенка: пассивные и активные. К первой группе упражнений для развития равновесия у ребенка относятся те, которые выполняют в основном родители, ребенок является пассивным участником. Тем не менее, упражнения этой группы очень важны, к активным нужно переходить только тогда, когда ребенок научится выполнять первые без страха. Время для этих упражнений невелико - от 10 секунд до минуты и периодичность 1-2 раза в день. В данную группу включают упражнения, в ходе которых выполняются перемещения ребенка влево-вправо, вверх-вниз. К активным упражнениям относят прыжки, хождение спиной вперед, кружение на месте, раскачивание, качание на качелях. Все эти упражнения, которые проделывает ребенок с помощью родителей или воспитателя, при регулярном выполнении помогут ребенку развить и совершенствовать чувство равновесия. [3, с. 145]

        Таким образом, в заключении параграфа можно сделать следующие выводы:  основным средством воспитания  равновесия являются физические упражнения.  Физические упражнения - основное и специфическое средство физического воспитания. Они представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры. Они основаны на активных двигательных действиях произвольного характера. Выполнение физических упражнений связано с активным восприятием окружающей обстановки и ориентировкой в ней, с развитием ощущений, восприятий, представлений, формированием знаний, с проявлением волевых усилий, яркими эмоциональными переживаниями. Все это оказывает влияние на совершенствование способностей ребенка, его всестороннее развитие.

        Различают упражнения статического и динамического характера. Для совершенствования статического и динамического равновесия используются различные методические приемы. Также существуют две группы упражнений для развития равновесия у ребенка: пассивные и активные. Совершенствование равновесия возможно не только за счет гимнастических упражнений. Большую роль в развитии равновесия играют спортивные упражнения (езда на велосипеде, катание на лыжах и санях). Упражнения для развития равновесия усложняются от одной возрастной группы к другой.

        Упражнения для развития равновесия для детей позволяют развивать положительные мышечные ощущения, формировать уверенность в себе, контролировать  движения.

1.3 Использование игр и игровых упражнений для развития равновесия у детей среднего дошкольного возраста

        Известно, что игра – основной и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике игру рассматривают как один из основных методов воспитания, обучения, как одну из форм организации деятельности детей и средство повышения двигательной активности.  Разнообразие детских игр безгранично. Игра позволяет ребенку удовлетворять многие потребности: потребность в развлечении, удовлетворении любопытства, выплескивании накопившейся энергии, получении новых ощущений, самоутверждении.[6, с. 149]

        Игра способствует развитию сенсорных способностей и физических навыков, раскрывая возможности для того, чтобы ребенок расширял и совершенствовал приобретенные ранее умения. Кроме того, игра требует от ребенка проявления таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями сверстников, закладывая, таким образом, основы социальных отношений.

        Известно, что выполнение специальных физических упражнений требует от ребенка сосредоточенности, усердия при выполнении достаточно трудных упражнений, а при многократном повторении это приводит к снижению эмоциональности занятий и снижает активность ребенка. Игровые же упражнения позволяют ставить и решать интересные двигательные задачи разной сложности, закрепляя достигнутый оздоровительный эффект, получать новые ощущения, самозабвенно вкладывать в них свои эмоции. Они создают дополнительную обучающую ситуацию и помогают ребенку освоить те виды движений, которые с трудом осваивались на занятиях или в других видах деятельности.

        Таким образом, вышесказанное позволяет прийти к заключению о высокой актуальности разработки игровых технологий для занятий по физической культуре с целью развития равновесия у дошкольников. Никакая другая деятельность кроме игры не способна ребенку дошкольного возраста дать столько положительных эмоций, которые так нужны ему для здорового психического и физического развития.

        В своей работе я считаю целесообразным привести примеры игровых упражнений для развития равновесия  у детей среднего  дошкольного возраста        

          Странные птицы. В этой игре дети пробуют двигаться спиной вперед, но при этом они еще превращаются в странных птиц, которые пытаются выбраться из своего загона на свободу. В этой игре ребята  учатся сохранять равновесие в непривычной ситуации.

        Ковер-самолет. Ребенок на ковре должен сохранить равновесие и не упасть, несмотря на то, что его опора двигается.

        Идти и держать равновесие. В этой игре, чтобы поучиться держать
равновесие, дети используют яркий платок. Ребята кладут
платок на различные части своего тела и медленно двигаются под
музыку. При этом они должны согласовывать свои движения
с темпом музыки.

        Медленная юла. Это очень красивая поэтичная игра, в
которой дети должны согласовывать свои движения с музыкой.
Ребята тренируются координировать движения ног и сохранять
равновесие, вращаясь в движении. Материалы: обруч и медленная инструментальная музыка.

        Ручеек. В этой игре дети могут потренироваться, вращаясь, удерживать равновесие, помогая себе руками, вытянутыми в стороны, а также согласовывать свои движения с музыкой. Группа не должна быть больше восьми человек. Материалы: для каждого ребенка два цветных шифоновых платка, медленная инструментальная музыка.

         Волчки и самолеты. Это оживленная игра, в которой дети сначала исполняют роль «волчков», а потом — «самолетов».

 Для этой игры понадобится много места. Необходимо быть
увереным в том, что, несмотря на резвость и шаловливость, дети
могут вести себя достаточно дисциплинированно и будут
избегать столкновений.

        Балет привидений. В этой игре дети учатся
ориентироваться и сохранять равновесие с закрытыми глазами. Для
координации их движения нужен «директор балета», который будет
говорить, куда двигаться «привидениям».         Материалы: для каждой  четверки детей одна большая простыня.

        Целесообразно использование таких игр как: «Море волнуется раз» – дети от плавных движений переходят к неподвижной позе, это способствует формированию равновесия,  «Классики» – прыжки на одной ноге, «Жмурки» – учатся сохранять равновесие при движении с закрытыми глазами, «Ходьба по болоту»,  «Тише едешь – дальше будешь»,  «Бездомный заяц» –  постепенно уменьшая размер «домика».

        Также формированию равновесия у детей среднего дошкольного возраста способствуют: катание на велосипеде, санках, роликах, самокате, прыжки на фитболе , через скакалку, по кочкам, на батуте. Хождение по веревке, канату, паребрику , след в след. Лазание по веревочной лестнице, канату.

        Для формирования правильной осанки можно использовать упражнения с мешочком (который дети удерживают на голове, на плече) или с балансиром. Эти упражнения можно также обыграть, например, «Несем на голове кувшин» или « На плече сидит попугай». Упражнения на равновесие способствуют формированию правильной осанки, потому что ребенок вынужден следить за положением своего тела.

        Для овладения простыми движениями у дошкольников желательно использовать имитацию. При обучении детей желательно применять подражание действиям животных, птиц и т. п., дети, войдя в образ с большим удовольствием могут многократно выполнять движения, что способствует приобретению двигательных умений и навыков. Имитацию используют во всех возрастах у дошкольников и при освоении основных видов движений: ходьбе, беге, прыжках, лазании, равновесии, метании. Это связано с наглядно-образным характером мышления

        Таким образом, равновесие (его сохранение и поддержание) является постоянным и необходимым компонентом любого движения. Задержка или недостаточное развитие функции равновесия влияет на точность движений, темп и ритм. Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, ловкости, воспитанию смелости, решительности и уверенности в своих силах.

        Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Игры являются традиционным средством педагогики. Одна из характерных особенностей  игр на развитие равновесия - стремление к результату. Ребенок испытывает радость от удовлетворения потребности в движениях, от эмоциональной атмосферы игры, особый эмоциональный подъем вызывает достижение реального, наглядного положительного результата.

Выводы

        Чувство равновесия – одна из составляющих частей ловкости, оно позволяет ребенку свободно передвигаться, ходить, бегать и прыгать.

        Равновесие – это способность сохранять устойчивость тела и его отдельных звеньев.

        Равновесие является основой для овладения двигательными умениями, если у ребенка хорошо развито чувство равновесия, то ему легче освоить основные виды движения. Равновесие важно для любой деятельности ребенка, в игре, при выполнении физических упражнений и в разнообразных положениях и перемещениях в пространстве.

        Равновесие зависит от:  

-состояния вестибулярного аппарата;

-состояния всех систем организма;

-расположения общего центра тяжести.

Равновесие обеспечивается сложным сочетанием действия различных анализаторов – мышечного, вестибулярного, зрительного, кожного.

        Различают следующие виды равновесия:  статическое и динамическое.

        Упражнения на равновесие усложняют постепенно, придерживаясь принципа от простого к сложному.

        Развитие навыка устойчивого равновесия тела является одной из важных задач физического воспитания в детском саду. В практике физической культуры навык равновесия совершенствуется как с помощью специально направленных упражнений так и непосредственно в процессе освоения ходьбы, бега, лазанья, перелезания, метания, прыжков, катания на лыжах и т.д.

        Игра – основной и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, средство повышения двигательной активности. В дошкольной педагогике игру рассматривают как один из основных методов воспитания, обучения, и как одну из форм организации деятельности детей.

        Никакая другая деятельность кроме игры не способна ребенку дошкольного возраста дать столько положительных эмоций, которые так нужны ему для здорового психического и физического развития.

        С помощью игровой деятельности можно развивать чувство равновесия у детей, при этом они будут получать положительные эмоции и радость и незаметно для себя приобретать необходимые двигательные умения и навыки.

Заключение

        В заключении курсовой работы можно сделать следующие выводы.

Чувство равновесия – одна из составляющих частей ловкости, оно позволяет ребенку свободно передвигаться, ходить, бегать и прыгать. Оно является основой для овладения двигательными умениями, если у ребенка хорошо развито чувство равновесия, то ему легче освоить основные виды движения.         Равновесие важно для любой деятельности ребенка, в игре, при выполнении физических упражнений и в разнообразных положениях и перемещениях в пространстве. Очень важно, чтобы педагоги и родители  владели действенными способами, позволяющими развить чувство равновесия у ребенка. Поэтому цель, поставленная при написании курсовой работы (комплексный анализ  способов развития равновесия у детей среднего дошкольного возраста по средствам игровых упражнений) подтвердила свою актуальность.

        Задачи, обозначенные в начале исследования, были выполнены.

        В курсовой работе рассмотрены анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста, проанализированы способы развития равновесия у детей среднего дошкольного возраста, обосновано  использование игровых упражнений для развития равновесия у детей среднего дошкольного возраста. Установлено, что основным средством для развития равновесия являются физические упражнения. Однако разнообразные варианты упражнений,  необходимые для развития равновесия с использованием игровых приемов  — гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности. При написании курсовой работы были подобраны игровые упражнения, направленные на развитие чувства равновесия у детей среднего дошкольного возраста.

Все вышеизложенное позволяет говорить о том, что на данном этапе работы цель, поставленная в начале  исследования, достигнута.

        Список литературы

1. Дубровский, В. И. Гигиена физического воспитания и спорта: учеб. пособие / В. И. Дубровский. – М. : Владос, 2003. – 211 с.

2. Концепция физического воспитания детей и подростков // Физическая культура: Научно-методический журнал. – 2004. - № 1.

  1. 3. Кенеман, А.В.Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста : учебник / А.В. Кенеман, Д.В., ХухлаеваМ.: Просвещение, 1985. – 271с.
  2. 4. Любимова З.В., Маринова К.В., Никитина А.А. Возрастная физиология. Часть 1М.: Владос, 2004. — 304 с.

5. Матвеев, Л.П.Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев – М.:ПросвещениеФизкультура и спорт, 1999. – 320с.

6. Назарова, Н. М. Специальная педагогика: учеб. пособие / Н. М. Назарова. – М. : Академия, 2000. – 168 с.

  1. 7. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 376 с.

8. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.

9. http://pilyandishmousoch.ru/p116aa1.html Федеральный государственный стандарт дошкольного образования / [Электронный ресурс]:



Предварительный просмотр:

 

ПРИНЯТО

Советом колледжа

протокол №____от  ___________

                        

УТВЕРЖДЕНО  

приказом директора колледжа

 № _____ от ______________

                                 

Положение о курсовой работе (проекте)  обучающихся

ГБОУ СПО ВО «Муромский педагогический колледж».

  1. Общие положения

1.1. Положение о  курсовой  работе (проекте) разработано в соответствии с требованиями  ФЗ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года,  Приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06. 2013 г. N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования";  Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО), положением о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся.

1.2. Курсовая работа (проект) – вид учебной работы по дисциплинам профессионального цикла и (или) профессиональному модулю. Она является одной из форм самостоятельной  научно-исследовательской работы обучающихся и формой контроля учебной работы.

1.3.Курсовая работа является предшествующим этапом выполнения выпускной квалификационной работы, связанной со сферой деятельности будущих специалистов.

1.4. Дидактическими целями курсовой  работы являются:

- систематизация  и совершенствование полученных студентом знаний, профессиональных умений и компетенций;

- развитие навыков самостоятельной работы, овладение методологией решения проблем, разрабатываемых в курсовой работе;

- определение уровня теоретической и практической готовности студентов к разработке реальных профессиональных проблем, актуализация потребности в непрерывном образовании.

1.5. Курсовая работа  выполняется в сроки, определяемые учебным планом специальности.

2. Организация разработки тематики курсовых работ

2.1. Тематика курсовых работ (проектов) ежегодно разрабатывается преподавателями  и согласуется с работодателями.

2.2. Тематика курсовых работ (проектов) рассматривается на заседании предметно-цикловой комиссии и  утверждается директором колледжа до 1 марта текущего года.

2.3. Круг разрабатываемых тем должен соответствовать требованиям, предъявляемым студенту ФГОС СПО по специальности

2.4. Тема курсовой работы (проекта)  может быть связана с программой производственной практики студентов.

2.5. Студент имеет право выбора темы курсовой работы (проекта).

2.6. Курсовая работа (проект) может стать составной частью (разделом, главой) выпускной квалификационной работы.

2.7. Темы курсовых работ (проектов) не  должны повторяться в течение 3 лет.

3. Организация выполнения курсовой работы (проекта)

3.1. Общее руководство и контроль за ходом выполнения курсовой работы, осуществляет преподаватель соответствующей учебной дисциплины (УД), междисциплинарного курса (МДК), профессионального модуля(ПМ).

3.2. Научный руководитель курсовой работы  (проекта)  выполняет следующие обязанности:

  • ознакомление студентов с настоящим положением и учебно-методической литературой по вопросам  содержания и оформления курсовой работы, её структурирования;
  • составление  циклограммы  работы над курсовой работой;
  • контроль всех этапов выполнения курсовой работы (проекта);
  • проведение консультаций по всем вопросам выполнения курсовой работы (проекта);
  • исправление ошибок и организация корректирующего дидактического процесса.

3.3. Консультации проводятся за счет объема времени, отведенного в рабочем учебном плане на консультации.

3.4.Курсовая работа должна быть выполнена в установленные сроки и  в соответствии с утвержденным календарным учебным графиком.

3.5. Защита курсовой работы (проекта) является обязательной и проводится за счет объема времени, предусмотренного на изучение УД, МДК, ПМ.

3.6. График защиты курсовых работ (проектов) на отделениях утверждается распоряжением  директора колледжа.

3.7. Процедура защиты определяется  научным руководителем при участии заместителя директора по НМР, председателя ПЦК (возможна в форме научно-практической конференции, индивидуальных выступлений студентов на итоговом занятии УД, МДК,ПМ).

3.8. Курсовая работа  оценивается по пятибалльной системе.

3.9.Обоснование оценки научный руководитель оформляет в письменном отзыве, где отражается:

  • степень разработанности темы и соответствие содержания курсовой работы (проекта) целям и задачам;
  • уровень самостоятельности студента в работе над темой  исследования;
  • оценка умения студента работать с научной, справочной литературой, электронными образовательными ресурсами;
  • уровень владения теоретическими знаниями, профессионально-значимыми компетенциями;
  • оценка умения обосновывать ценность полученных и выводов;
  • качество оформления курсовой работы ( проекта).

3.10. Студентам, получившим неудовлетворительную оценку по курсовой работе (проекту), предоставляется право выбора новой темы, или, по решению преподавателя, доработки прежней темы и определение нового срока для её выполнения. Студенты, не сдавшие курсовые работы (проекты), считаются имеющими академическую задолженность.

3.11.Оценка по курсовой работе (проекту) выставляется в зачетную книжку студента, а также в экзаменационную ведомость и диплом.

4.Оформление курсовой работы

4.1. Курсовая работа (проект)  оформляется на стандартных листах специальной папки с соблюдением полей. Текст курсовой работы представляется в формате А4 машинописного текста, напечатанного через 1,5 интервала шрифтом Times New Roman 14 (интервал 1,5) с полями: слева – 30 мм, справа – 15 мм, сверху и снизу – 20 мм  на одной стороне стандартного листа односортной бумаги.

4.2. Объем курсовой работы (проекта) должен составляет  не менее 15-20  страниц печатного текста. Приложение не входит в объем работы и может быть довольно значительным.

5. Хранение курсовых работ (проектов)

5.1. Выполненные студентами работы хранятся один год в учебно-методическом  кабинете.  

5.2. Лучшие курсовые работы (проекты) могут быть использованы в качестве учебных пособий.

5.3. Курсовые работы (проекты), не представляющие практической ценности, списываются по акту комиссией в составе: заместителя директора по НМР, заведующего отделением, лаборанта учебно-методического кабинета в сентябре следующего учебного года.

                                        - конец документа-