В помощь родителям

Мухина Ирина Владимировна
Содержание:
1. Игра-презентация "Смурфики" диффренциация звуков С-Ш
2. Буклет "Что такое мнемотехника?"
3. Уровень развития речи детей в 5 лет.
4. Уровень развития речи детей в 6 лет.
5. Родителям о речи детей.
6. Этапы развития речи ребёнка.
7. Консультация "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребёнка".
8. Консультация для родителей "Формирование грамматического строя речи".
9. Консультация для родителей "Фонематический слух - основа правильной речи".
10. Консультация "Ролевая игра занимает  ведущую роль в жизни ребенка!"
11. Консультация "Вопросы под подушкой или о чем спросить ребёнка перед сном".
12. Памятки для родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Безопасность детей – обязанность взрослых!».
 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Смурфики» Дифференциация звуков С-Ш

Слайд 2

Лингвистический материал 8 слайд – шары, глобус, шишка, сок, пушка, ананас, вишня, мишка, сапоги, сыр; 11 слайд – шоколадка, сыр, ватрушка, сок; 12 слайд – собачьи уши, лисьи уши, слоновьи уши; 13 слайд – кошачий хвост, лошадиный хвост, мышиный хвост; 14 слайд – Соня кушал ананас / сыр / суп / колбасу . Соня читал о кошке / шахматах / машине / лягушке. 15 слайд – Шутник думал о сове / сапогах / слоне / самолете . Шутник играл с Барашем / Нюшей / петушком / мышкой. 16 слайд – маска, карандаш, сундук, шляпа, сабля, ракушка, сом, ландыш, колесо; 17 слайд – машинист-машинисты, ушастик-ушастики, солнышко-солнышки, шахматист-шахматисты, сушка-сушки, сушилка-сушилки, путешественник- путешественники

Слайд 3

Соня Шутник Характеристики звуков С-Ш «Посмотри, слева Соня. Он всё время хочет спать. А справа Шутник. Он со всеми шутит. С какого звука начинается имя Соня? Шутник?» Губы в улыбке Губы как «Окошко» Язык внизу Язык наверху Воздух тёплый Воздух холодный Жмите на пробел

Слайд 4

«Шутнику нужен насос, чтобы накачать колёса велосипеда. Но он не может отличить шланг насоса от змеи. Помоги ему. Если появится насос, посвисти - Ссс. Если змейка, пошипи – Шшш» Жмите на пробел

Слайд 5

«Соня зашифровал послание для Шутника. Помоги отгадать его и узнаешь, что Соня хотел сказать Шутнику. Если стрелка будет указывать вверх, какой звук произносим? (Ш). А если она будет указывать вниз? (С)» Жмите на пробел «Сегодня я улетаю в путешествие! Надеюсь, мой самолёт сможет перелететь через высокие горы. До встречи!»

Слайд 6

«Помоги самолёту перелететь через горы. Если он летит вверх, какой звук мы произносим? (Ш) Если самолёт летит вниз, какой звук произносим? (С)» Жмите на пробел

Слайд 7

«Соня вернулся из путешествия. Он нашел себе там невесту и привёз её к себе. Невесту зовут Смурфетта. Давай поможем Соне собрать для Смурфетты цветы. Если цветок синего цвета, произноси СЫ. Если цветок желтого цвета, произноси ШИ» Жмите на цветы

Слайд 8

«Соня и Шутник заболтались со Смурфеттой. К ним скоро придут гости, а у них в квартире полный бардак. Давай поможем им убраться. Называй картинки. Если в названии предмета есть звук С, то мы отдадим его Соне. Если в названии предмета есть звук Ш, то отдадим его Шутнику». Жмите на картинки

Слайд 9

«Соня и Шутник хотят научить тебя интересным движениям. Попробуй! Назови слово и покажи позу одной рукой (уши-усы)» Жмите на пробел

Слайд 10

«Соня и Шутник продолжают учить тебя интересным движениям. Попробуй! Назови слово и покажи позы двумя руками (мишка-миска)» Жмите на пробел

Слайд 11

«Соня решил угостить Смурфетту вкусностями из холодильника. Назови, что тут есть и посчитай» (одна шоколадка, две шоколадки, три шоколадки…)

Слайд 12

«Шутник очень любит животных, поэтому решил нарисовать их на картинах. Помоги ему дорисовать уши. Скажи, чьи уши?» Жмите на уши 5,5 лет +

Слайд 13

«Шутник очень любит животных, поэтому решил нарисовать их на картинах. Помоги ему дорисовать хвосты. Скажи, чей хвост?» Жмите на хвосты 5,5 лет +

Слайд 14

О «Давай узнаем, что сегодня делал Соня. Составь предложения по схеме: «Соня кушал / читал о ...» Жмите на пробел

Слайд 15

О С «Давай узнаем, что сегодня делал Шутник. Составь предложения по схеме: «Шутник думал о / играл с ...» Жмите на пробел

Слайд 16

«Шутник пришел в гараж, чтобы проверить, все ли его вещи на месте. Назови, какой предмет слева / справа / над / под / между… Отвечать нужно полностью» Жмите на картинки Но вот, беда. Не хватает его любимого рисунка! Как ты думаешь, где он? (нажмите на коробку)

Слайд 17

машинист ушастик солнышко «Шутник, Соня и Смурфетта захотели посмотреть телевизор. Назови, что же они там увидели? Как будет «один», а как «много»?» Жмите на пробел шахматист сушка сушилка путешественник

Слайд 18

«Смурфики пошли гулять в парк. Они прощаются с тобой! Им было очень интересно заниматься! Вспомни, как всех зовут? С каких звуков начинаются их имена? Какие звуки мы изучали на занятии?»


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

       

        Уровень развития речи детей в 5 лет

Активный словарный запас составляет порядка 2200-2500 слов, что дает ребенку возможность высказываться полно, точнее излагать мысли.

Характеристика речи

  1. В речи чаще появляются прилагательные, которыми он пользуется для обозначения признаков и качеств предметов, описания временных и пространственных отношений.
  2. Высказывании состоит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложные предложения использует чаще, но все же еще не во всех ситуациях.
  3. Начинается овладение монологической речью. Ребенок начинает правильно согласовывать прилагательные с другими частями речи.
  4. Резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в слова, произносимые взрослыми, ребенок пытается установить сходство в звучании нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: «кошка-мошка», «наша- Маша».
  5. У пятилетних детей отмечается тяга к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырехстишья.
  6. Увеличивается подвижность мышц речевого аппарата.
  7. Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчение согласных.
  8. Большинство детей усваивают и правильно произносят шипящие звуки, [л], [р’], [р], отчетливо выговаривают многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру.
  9. Дети чаще правильно ставят в словах ударение.

Допускается

  1. Редкие пропуски звуков и слогов
  2. Недостаточно развитый самоконтроль за собственным произношением

!!! Речевое развитие ВАШЕГО малыша индивидуально и измерять его лишь предложенные критериями не стоит. Не бойтесь обращаться к логопеду, дефектологу и психологу за консультациями.

Педагог-новатор прошлого столетия - Лысенкова Софья Николаевна приводила яркое образное сравнение с помидорами:

«Посаженные в одинаковых условиях плоды все равно созревают каждый в свой срок. И никто даже и не думает ругать овощи за то, что они спеют медленно»

Удачи!

Любите своих малышей, а мы, логопеды, поможем им правильно и красиво говорить


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Если ваш ребёнок посещает занятия с учителем-логопедом, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно или даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей.

Исправление звукопроизношения проводится поэтапно:

  • 1-й этап — подготовительный (формирование интереса к логопедическим занятиям; развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия с помощью игр и специальных упражнений; формирование и развитие артикуляционной моторики — это выполнение артикуляционной гимнастики и специальных упражнений для губ, языка, голоса, дыхания и др.)
  • 2-й этап — постановка звуков (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов).
  • 3-й этап — автоматизация - закрепление звука в слогах, в словах, предложениях (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки).
  • 4-й этап — дифференциация поставленных и автоматизированных звуков (в случаях замены одного звука другим).
  • 5-й этап — автоматизация звуков в самостоятельной (спонтанной) речи - в монологах, диалогах, играх, на прогулках и других формах детской жизнедеятельности.

Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого и свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Тренируйтесь, пожалуйста, дома!

Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.

Если звук уже поставлен — закрепляйте его: выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради домашних заданий, следите за звуками в повседневной речи.

Не забывайте выполнять все рекомендации учителя-логопеда!

Родителям...

  1. Не искажайте слова, говорите правильно и отчетливо. Речь ребенка развивается путем подражания речи близких людей. Вот почему ребенок должен слышать только грамматически правильную речь в своем окружении.
  2. Разговаривайте с ребенком как можно чаще. Будьте внимательны, общайтесь на равных, уточняйте детали. Например, каждый вечер обсуждайте, как прошел день, что нового в садике, просите малыша высказать свое мнение.
  3. Ошибки в речи ребенка исправляйте мягко, но настойчиво. Не ругайте его.
  4. Как можно подробнее объясняйте ребенку значения новых слов, вводимых в его лексикон. Подкрепляйте объяснения наглядными примерами: картинками, видеозаписями.
  5. Побуждайте к развернутым высказываниям. Не стремитесь по одному слову угадать, что хочет донести до вас ваше чадо, не подхватывайте фразу. Напротив, постарайтесь «вытянуть» фразу из малыша: «Что ты сказал? Какое хочешь яблоко? Где лежит твоя игрушка?».
  6. При выборе литературы для чтения учитывайте возраст вашего ребенка, особенности его восприятия и эмоциональное состояние.
  7. Развивайте мелкую моторику – она стимулирует мышление, творческое развитие, внимательность ребенка и прямым образом влияет на речь. Учите малыша рисовать пальчиками, осваивайте с ним пальчиковые игры, лепите…

Желаю успехов в развитии вашего ребенка!

учитель - логопед: Мухина И.В.



Предварительный просмотр:

Этапы развития речи ребенка.

Вашему вниманию кратко представлены этапы формирования детской речи в норме и даны приблизительные сроки её становления в период от рождения до пяти лет.

http://sad-raduga.my1.ru/sovety_spec/logoped/stadii_01.png

Речевое развитие на первом году жизни.

  • 2-3мес.  

- ребенок гулит;

  • 5-7мес.

- лепечет;

  • 8-10мес.  

- формируется понимание обращенной речи;

  • 10-12мес.

- говорит первые слова;

  • К 1году

- словарь примерно из 10 слов.

Речевое развитие на втором году жизни.

Малыш пользуется упрощенными или звукоподражательными словами. Понимание речи резко опережает активную сторону речи - говорение. Ребенок уже может по просьбе найти среди предметов знакомую ему игрушку, а к году и трем месяцам в состоянии выполнять по поручению простые действия. В полтора года активный словарь состоит примерно из 40-70слов, в основном это существительные: названия игрушек и предметов ближайшего окружения, имена, прилагательные (большой, маленький), реже - глаголы, личные местоимения (ты, он, она). До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. После полутора же лет ребенок все чаще начинает пользоваться двухсловными предложениями (например, Мама, дай!), а в один год и десять месяцев употребляет двух-, трехсловные предложения, но слова в них еще не связаны грамматически. К концу второго года ребенок использует в речи от 100 до 300 слов.

Речевое развитие на третьем году жизни.

Для нормального речевого развития характерно активное общение с окружающими при помощи развернутых фраз из 3-4 и более слов и употребление знакомых слов в нескольких грамматических формах, например, иду – идет - не пойду, папа – папу - папе. Ребенок уже хорошо понимает обращенную к нему речь и содержание сказок («Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба»). Может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному. Небольшие тексты, многократно прочитанные, малыши почти полностью запоминают наизусть, но самостоятельно построить связный пересказ, как правило, не могут. Интерес к окружающим предметам, потребность в общении побуждает обращаться ко взрослым с вопросами: Что это? Куда? Когда? и т.п. Словарный запас в конце третьего года: ребенок использует глаголы, прилагательные, обозначающие размер, цвет, форму, качество предметов. Звукопроизносительная сторона речи: дети еще недостаточно отчетливо и правильно произносят многие звуки, поэтому их речь в целом не всегда понятна окружающим. Сложные по артикуляции звуки: т, ш, ж, щ, ч, с, з, ц, л, р- заменяются на более простые.

 Речевое развитие на четвертом году жизни.

Дети уже могут высказывать простейшие суждения о предметах и окружающих явлениях, делать умозаключения. Велика потребность общения, поэтому активно задает вопросы: Зачем? Почему? Для чего? но из-за неустойчивости внимания не дослушивают ответ взрослого. Активный словарь представлен уже различными частями речи, однако малыши испытывают трудности при передаче содержания сказки или при описании события, участниками которого они являлись, в их словаре отсутствуют обобщающие слова: одежда, овощи, мебель, и другие. Отсутствуют слова-названия частей предметов. Дети постепенно усваиваю звуковую систему языка, осваиваются свистящие звуки: с, з, ц.

 Речевое развитие на пятом году жизни.

Увеличение активного словаря дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания, излагать мысли, но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводит к тому, что дети допускают грамматические ошибки, например, не согласовывают слова в роде, числе, падеже, не верно употребляют предлоги. В этом возрасте велико тяготение к рифме. Детям нравится рифмовать слова, придумывать стихи. Такое стремление закономерно и способствует формированию речевого слуха. Значительно улучшается звукопроизношение.

Примерные сроки формирования звуков

0-1 год

1 – 2 года

3 – 4 года

4 – 5 лет

5 лет

 

а, у, и

п, б, м

 

 

о, н, нь, т, ть, д, дь, к, г, х, в, ф

 

 

й, ль, э, с, сь, з, зь, ц

 

 

ш, ж, ч, щ

 

 

 

л, р, рь

 

 

 

  

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста»

Цель: повысить компетентность родителей в вопросах формирования грамматически правильной речи в домашних условиях.

Ход консультации

  1. Вводная беседа.

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.

Бытует мнение, что речь развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает устной речью. Это ошибочное суждение зачастую накладывает отпечаток на речь дошкольника. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную речь, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Если взрослые не следят за своей речью, то до ребенка многие слова долетают искаженно: «скока» вместо «сколько», «ложи» вместо «клади», «заплотишь» вместо «заплатишь». Также нужно следить за правильностью постановки ударения, например, «баловАться», а не «бАловаться», «свёкла» а не «свеклА». Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Следует объяснять их значение.

Важно, чтобы взрослые осознавали, что невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии, а от речевых возможностей зависит общее интеллектуальное развитие человека. Чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют определенного уровня развития, в том числе и речевого. Если ребенок не достиг этого уровня, то очень вероятно большое количество ошибок при письме и чтении.

Но нельзя сводить проблему формирования речи только к обучению грамоте, т.к. развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью.

Целью домашних занятий является не только закрепление тех знаний и навыков, которые были приобретены ребенком на логопедических занятиях, но и общее развитие речи, психических функций и расширения кругозора.

Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.

  1. Особенности проведения домашних занятий.

Для успешного развития речи ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки, мультфильмы.

Игры для развития речи с использованием подручных предметов.

У вас на столе лежит яблоко? Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребенка, причем любого возраста.

  • игра-соревнование «Подбери словечко»

Яблоко какое? – сладкое, сочное, круглое, блестящее, большое, спелое, душистое, желтое, тяжелое, вымытое.

Игра пройдет интереснее, если вы пригласите других членов семьи, друзей вашего ребенка, их родителей. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока.

  • игра «Нарисуй и заштрихуй»

Пока яблоко еще целое, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.

  • игра «Вспомни сказку»

В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки». Тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко.

  • игра с союзом «а»

А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой: 1 яблоко желтое, а 2 – красное; одно сладкое, а другое – кислое; у первого коричневые семечки, а у второго – белые и т. д.

Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития речи.

Развиваем грамматически правильную речь на прогулке.

На прогулке вы можете прививать и закреплять речевые навыки по лексическим темам: «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Город», «Транспорт», «Птицы» и др.

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми. Все это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в виде беседы. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребенка, а вместе с ним словарь существительных, глаголов, прилагательных. Новые, незнакомые ребенку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребенка понятно говорить их.

Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голос птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слуховое внимание. Ребенку будут интересны игры «О чем рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».

Развиваем грамматически правильную речь на кухне.

На кухне у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по следующим темам: «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Фрукты», «Овощи».

Рассказывайте ребенку, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т. д., часто бывает так, что дети заменяют эти действия общими словами «готовит» или «делает»). Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.

Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, черствый и т. д.). Задавайте ребенку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы еще забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь на кухне. И пусть рассказывает вам о том, что он делает. Ведь в деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

Развиваем грамматически правильную речь на даче.

На даче перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Времена года», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др.

Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребенка на всю жизнь. Только здесь ребенок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом дается урожай.

Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребенка, все равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребенка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас.

Практически на любом наглядном материале, окружающем нас, могут быть проведены такие речевые игры как «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чем я говорю», «Скажи наоборот» и т. д.

  1. Заключение.

При современном ритме жизни все труднее становится найти время для занятий со своими детьми… Не стоит упускать малейшего повода что-то обсудить с ребенком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога – малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребенок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнерские отношения).

Простое чтение перед сном не только положительно повлияет на развитие речи и кругозор ребенка, но и скажется на школьных отметках по чтению и литературе! Создайте новую семейную традицию взамен просмотра телевизора. Семейное чтение «на ночь» применимо не только к дошкольникам, но и к школьникам. Такая семейная традиция отразится не только на речи, но и на ваших отношениях с ребенком.

Важно отметить, что занятия станут наиболее успешными, если они доставляют удовольствие. Положительный эмоциональный настрой совершенно необходим, поскольку занятия по принуждению, при негативном отношении к ним со стороны ребенка не дают и не могут дать положительного результата.

Литература

  1. Косинова Е. Грамматическая тетрадь №1-4 для занятий с дошкольниками. – М.: Сфера, 2017. – 32 с. 
  2. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1-4. – М.: Издательство ГНОМ, 2017. – 48 с.
  3. Харченко Т. Учимся красиво говорить. Сборник развивающих заданий. – М.: Айрис-Пресс, 2013. – 16 с.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Формирование грамматического строя речи»

Цель: познакомить родителей с принципами и способами формирования грамматического строя речи (на примере дидактических игр).

Ход консультации

  1. Вводная беседа.

Дошкольный возраст – это наиболее сензитивный период для овладения родным языком, который является не только средством и способом общения, но и играет важную роль в развитии мышления, внимание, памяти.

Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними.

При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.

  1. Особенности формирования грамматического строя речи.

Работа по формированию грамматического строя речи содержит несколько направлений:

  • словоизменение – число, род, падежи;
  • словообразование – образование новых слов при помощи приставок, суффиксов, образование новых слов с помощью различных частей речи, образование сложных слов;
  • согласование различных частей речи между собой;
  • фраза – использование в речи сложных распространенных предложений с союзами, предлогами.

При общем недоразвитии речи формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. У детей отмечаются стойкие ошибки в образовании множественного числа, согласовании существительных с числительным. Многочисленные ошибки наблюдаются при образовании новых слов; образовании относительны прилагательных.

Нарушения грамматического строя речи могут быть причиной многочисленных ошибок на письме и при чтении, помешают усвоению правил русского языка.

Несмотря на сложность, грамматический строй ребенок должен усвоить в дошкольном детстве для подготовки к школе, полноценного общения, правильного познания окружающего мира. Без достаточного овладения грамматическим строем невозможно развернутое рассуждение, развитие монолога, связной речи.

На сегодняшний момент школа предъявляет высокие требования к речевому развитию будущих учеников в связи с усложнением программного материала. Ребенок, поступающий в школу должен владеть навыками словоизменения и словообразования, видеть связь слов в предложении. Лучше всего это усваивается в играх.

  1. Игры для формирования грамматического строя речи.

Игра «Мой, моя, мое, мои»

Цель: закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными.

Ход: Назовите предметы, про которые можно сказать «это мой» (мой карандаш), «это моя» (моя кукла), «это мое» (мое платье).

Игра «Найди по цвету»

Цель: закрепление согласования прилагательного и существительного в роде и числе.

Ход: Детям предлагаются картинки или предметы разного цвета. Взрослый называет цвет. Дети находят предметы данного цвета, которые подходят к данной форме прилагательного. (Красное – яблоко, платье, пальто.)

Игра «Правильно назови листья».

Лист дуба — дубовый лист, лист осины — … лист березы — … лист клена — … лист липы — … лист яблони— …

Игра «Каким карандашом ты будешь раскрашивать?»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным.

Ход: Детям даются нераскрашенные картинки. Дети определяют, каким цветом и что они будут раскрашивать. Например, «Зеленым карандашом я буду раскрашивать траву, листья на деревьях, желтым карандашом я буду раскрашивать подсолнух, солнце и т.д.».

Игра «Назови ласково»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образования уменьшительных форм прилагательных.

Ход: взрослый произносит часть фразы, а дети ее заканчивают, добавляя слово.

Цветок красный, а цветочек красненький

Ведро синее, а ведерко …

Яблоко сладкое, а яблочко …

Солнце теплое, а солнышко …

Чашка синяя, а чашечка …

Цыпленок пушистый, а цыпленочек …

Игра «Что из чего сделано?»

Цель: образование относительных прилагательных

Ход: Взрослый говорит: «Стакан из стекла»

Дети должны ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?» или «Какое?» (стеклянный стакан) Стакан из стекла — стеклянный, сковорода из чугуна — чугунная, ложка из дерева — деревянная и т.д.

  1. Заключение.

Родителям необходимо внимательно относиться к речи ребенка, своевременно обращаться к специалистам при наличии стойких нарушений в речи ребенка.

Литература

  1. Косинова Е. Грамматическая тетрадь №1-4 для занятий с дошкольниками. – М.: Сфера, 2017. – 32 с. 
  2. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1-4. – М.: Издательство ГНОМ, 2017. – 48 с.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Фонематический слух – основа правильной речи»

Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.

Ход консультации

  1. Вводная беседа.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Практически, мы не говорим о фонематическом слухе касательно взрослых, поскольку это и так подразумевается. Но детям такой слух нужно развивать, поскольку с ним связаны овладение речью и грамотность письма впоследствии. Наибольший пик развития фонематического слуха припадает на возраст 4-5 лет. У детей этого возраста наблюдается особая чувствительность к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для решения поставленной проблемы. Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине». Ребенок как будто становится немного иностранцем. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению. Дети с недоразвитием фонематического слуха читают медленно и с ошибками; при письме пропускают буквы, переставляют их местами, не дописывают одну-две буквы в конце слова. Это связано с тем, что дети не умеют дифференцировать звуки «ш-ж», «с-з», «ц-з» и др.

  1. Игровые приемы развития фонематического слуха.

В норме к пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа. Чтобы интерес к звукам и словам не пропал у детей, необходимо вовлечь их в интересную, содержательную игровую деятельность, которая будет решать следующие задачи:

  • ознакомление с миром слов (слова звучат по-разному и похоже, бывают длинные и короткие);
  • умение слышать отдельные звуки в словах, определять первый звук;
  • умение различать звуки на слух, твердые и мягкие согласные;
  • умение интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно;
  • формирование умения правильно произносить звуки и слова;
  • формирование умения говорить согласно нормам литературного произношения;
  • формирование выразительности речи — умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями;
  • выработка дикции — отчетливое, произношение каждого звука изолированно, в словах, а также во фразовой речи.

В нейропсихологии и логопедии разработаны специальные методы и упражнения для правильного формирования речевого слуха у ребёнка. Родители сами могут проводить занятия с детьми, главное, что – бы ребёнку они были интересными и не надоедали. Игры, используемые для решения поставленных проблем, можно разделить на несколько групп:

Игры на развитие слухового внимания

«Отгадай, что звучит»

Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть явными и контрастными, чтобы малыш мог их угадать, сидя спиной к взрослому (если нет ширмы).

«Угадай, что делать»

Ребенку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо - держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более 4 раз.

«Где позвонили?»

Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встаёт слева, справа, позади малыша и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаз, рукой показать направление. После правильного он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребенок ошибся, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4-5 раз.

«Угадай, кто сказал».

Ребенка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михаиле Ивановичу. Ребенок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, имеющуюся в сказке.

Игры на развитие фонематического восприятия:

«Повторялки»

Вслед за взрослым ребенок повторяет сочетания гласных звуков, четко их артикулируя.

АУИО

ИАУО

УИОА

Вслед за взрослым ребенок повторяет цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками.

ТУ—КА—ПО

ВЫ—КА—ТУ

ХО—НУ—МЫ

ТУ—БА—ДО

Вслед за взрослым ребенок повторяет цепочки слогов с оппозиционными по звонкости — глухости, легко произносимыми согласными звуками.

ПА—БО—ПЫ

ГО—КУ—ГА

ТО—ДУ—ТЫ

«Шутки – минутки»

Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

Хвост с узорами, сапоги со шторами.

Мальчишек радостный народ, Коньками звучно режет мёд.

Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин том.

Божья коробка, полети на небо, Принеси мне хлеба.

«Путаница»

Ребенок внимательно слушает рифмовки и заменяет перепутанные слова.

От конфет остались ... БАНТИКИ.

Завяжу на платье ... ФАНТИКИ.

Съел я овощной ... ХАЛАТ.

А потом надел ... САЛАТ.

Вслед за взрослым ребенок произносит название всех картинок к упражнению. Затем показывает парами те картинки, названия которых звучат похоже.

ПОЛЕНО—КОЛЕНО

УТКА — ДУДКА

БАТОН — ЛИМОН

БУКЕТ—ПАКЕТ

Вслед за взрослым ребенок произносит по 3—4 похожих по звучанию слова. Значение незнакомых слов уточняется до их воспроизведения. При повторении слов, близких по звуковому составу, взрослый обращает внимание на громкость и четкость речи ребенка. Такой подход способствует созданию не только фонематической, но и артикуляторной готовности к вызыванию звуков.

Ком—дом—том

Пакет — макет — букет

Буквы — клюква — тыква

Ребенок внимательно слушает незаконченную рифмовку. Он должен самостоятельно подобрать картинку и назвать последнее слово так, чтобы оно рифмовалось с выделенным словом.

На полянке обезьяны

Начинают есть ... (бананы)

Я для птичек на балкон

Вынес булку и ... (батон)

И про солнце, и про май

Распевает ... (попугай)

Игры на развитие фонематического слуха:

«Поймай звук» (определение наличия звука в слове).

Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком. - Какой звук есть во всех словах? Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

«Длинное – короткое»

«Выбери подарок колобку», «Угадай, кому фишку?» (выделение слов с определённым гласным звуком)

«Определи 1 звук в слове», «Какой последний звук?»

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)

- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а.

- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например, что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т.д.

Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

- Начало, середина, конец. (развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета).

«Отгадай, какой гном принёс картинку?», «Какому гному подарок?», (дифференциация согласных звуков по твёрдости – мягкости)

При наличии систематической целенаправленной работы по формированию фонематического слуха детей среднего дошкольного возраста на основе использования игровой деятельности произойдёт повышение качества речевого развития детей, обеспечение качественной подготовки детей к школе.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребенок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений - научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

Литература

  1. Гомзяк: Организация логопедической работы с детьми 5-7лет с ОНР III уровня. – М.: ГНОМ и Д, 2014 - 142 с.
  2. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 352 с.
  3. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. – М.: Дрофа, 2009. – 189 с.


Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Ролевая игра занимает  ведущую роль в жизни ребенка!

Дошкольное детство - от 5 до 6 лет - совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в способности действовать в плане общих представлений, в воображении ребёнка, в произвольном поведении, в содержательном общении с взрослыми и сверстниками.
Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются не в разговорах с взрослым и не на занятиях со специалистами, а в сюжетно-ролевой игре. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.

В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребёнка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребёнком в игре.

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

Огромное значение игры для развития всех психики и личности ребёнка даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.

C:\Documents and Settings\Олененок\My Documents\My Pictures\Безымянный.bmp



Предварительный просмотр:

Перед тем как сказать ребенку: «Спокойной ночи»,

задайте ему один-два вопроса из нашего списка.

Как правило, в течение дня у нас ни на что не хватает времени, и мы ограничиваемся просьбами или приказами: «сделай», «не забудь», «поправь». «Вопросы под подушкой» помогут начать разговор по душам с сыном или дочерью и узнать о ребенке много нового.

  • О чем ты любишь мечтать?

  • Кто твой герой и почему?

  • Если бы ты мог что-то поменять в себе, что бы ты изменил?

 

  • За что ты собой больше всего гордишься?

  • Кто самый добрый человек в твоем окружении? Почему?

  • Что тебе больше всего нравится в твоем лучшем друге?

  • Какую одну вещь ты бы хотел научиться делать хорошо?

  • Если бы ты был животным, то каким именно и почему?

  • Если бы тебе разрешили оставить себе только одну вещь из всех, что у тебя есть, какую бы ты выбрал?

  • Кого бы ты назвал по-настоящему успешным человеком? Почему?

  • В какие моменты ты чувствуешь, что взрослые тебя не понимают?

  • Если бы у тебя была возможность провести 48 часов в любой точке мира, куда бы ты отправился?

  • За что ты больше всего благодарен в жизни? Кому ты больше всего благодарен?

  • Если бы ты мог поменяться местами с любым человеком на свете, с кем бы ты хотел поменяться местами и почему?

  • Какую одну вещь ты можешь сделать сегодня лучше, чем вчера?

  • Что бы ты предпочел: уметь летать или читать мысли?

  • С кем ты больше всего ждешь встречи в школе садике (школе) каждый день?

  • Кто из ребят в твоей группе самый дружелюбный?

  • С кем ты провел больше всего времени сегодня?

  • Какая у тебя любимая игра и почему?

  • Кто заставляет тебя смеяться и почему?

  • Если бы ты мог сыграть любую роль в твоем любимом фильме или мультике, какую бы ты выбрал и почему?

  • С кем в нашей семье тебе веселее всего проводить время?



Предварительный просмотр:

Памятки для родителей по профилактике

детского дорожно-транспортного травматизма

«Безопасность детей – обязанность взрослых!»

  • Находясь на улице, всегда крепко держите ребенка за руку, даже если Вы находитесь в нескольких метрах от проезжей части. Гуляя с ребенком, следует объяснять ему в доступной форме, как надо поступать пешеходу, на что обращать внимание. Необходимо с раннего возраста приучать ребенка к безопасному поведению на улице, готовить его к тому времени, когда он будет на улице находиться один.

  • Родители должны знать, что цвет одежды также влияет на безопасность движения. Необходимо обратить внимание на одежду, в которой собираются дети выйти на улицу. В пасмурную погоду или в темное время суток по возможности одевать более яркую одежду. Желательно, чтобы на сумках, куртке или других предметах были размещены световозвращающие элементы.

  • Находясь с ребенком в автомобиле, приучайте ребенка занимать свое место в детском кресле – он быстро к этому привыкнет. При этом сами пристегивайтесь ремнем безопасности, что также послужит для ребенка хорошим примером.

  • Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры – ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги внимание сосредоточено на складывающейся ситуации. Разговоры здесь излишни.

  • Никогда не переходите дорогу на красный, желтый или мигающий зеленый сигналы светофора! Если ребенок сделает это с Вами, он тем более сделает это без Вас.

  • Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди Вас, идти самостоятельно, когда Вы находитесь на противоположной стороне! Этим Вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам.

Всегда ли вы подаёте ребёнку пример соблюдений правил дорожного движения???

Помните!!! 

Вы для ребенка являетесь авторитетом и примером в соблюдении Правил дорожного движения. Поэтому ребёнок ведёт себя на дорогах точно так же, как и Вы. В целях профилактики возможных ДТП Вам предлагаются несколько полезных советов.