Проектная деятельность

Гнучая Галина Александровна

Проекты моих учащихся, мои проекты

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Образовательное Учреждение

 «Старо-Татауровская СОШ»

Проектно-исследовательская работа

«Мир под микроскопом»

Выполнил:

Гнучий Дмитрий,

Ученик 5 класса,

МОУ «Старо-Татауровская СОШ»,

Руководитель:

Гнучая Г.А..

Старое Татаурово , 2022 г.

Оглавление

  1. Введение………………………………………………………………………………….
  2. Основная часть…………………………………………………………………………..
  1. История появления микроскопа………………………………………………...
  2. Строение микроскопа……………………………………………………………
  3. Виды микроскопов……………………………………………………………….
  1. Методика работы с  микроскопом…………………………………………..
  2. Практическая часть………………………………………………………………………
  3. Заключение…………………………………………………………………..…………..
  4. Литература………………………………………………………………………………
  5. Приложение……………………………………………………………………………..

Введение

       С помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Школьники, благодаря микроскопу, лучше понимают, что всё живое так хрупко и поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что их окружает.   Меня всегда интересует, как устроены предметы, мне интересны

  эксперименты ,я люблю делать открытия, узнавать что-то новое.
     Мне захотелось это все увидеть своими глазами, но это невооруженным

  глазом я не могу, так как клетки относятся к микромиру. Чтобы увидеть

  клетку  надо специальное оборудование – микроскоп. Благодаря

  микроскопу, лучше стал понимать, что всё живое так хрупко и поэтому

  нужно относиться очень бережно ко всему, что их окружает.

Актуальность исследования

Микроскоп является универсальным прибором позволяющим исследовать и анализировать строение микроскопических объектов. Показывает учащимся возможности использования прибора для изучения объектов и явлений окружающего мира, расширять кругозор, вовлекать школьников в экспериментальную и проектную деятельность с использованием нового современного оборудования.

Гипотеза: микроскоп позволяет изучить строение микроскопических объектов, размеры которых невидимы невооружённым глазом.

Цель:Провести исследования различных объектов при помощи микроскопа.

Задачи:

Узнать, как устроен микроскоп и как  работать с ним правильно.

       Познакомиться с особенностями работы с данным прибором.

      Представить собственные исследования объектов окружающего нас мира.

            Сделать выводы о возможностях использования микроскопа

Изучить литературу по данной теме.

         Объект исследования: кожица чешуи лука, плесень, срез побега,

Предмет исследования: микроскоп и его возможности.

 Методы исследования: изучение литературных источников, наблюдение, проведение экспериментов. Наблюдение   Беседа со взрослыми

I. Основная часть

1.1 История появления микроскопа

Микроскоп (от греч. — малый и  смотрю) — оптический прибор для получения увеличенных изображений объектов, невидимых невооружённым глазом.

Первый микроскоп был создан лишь в 1595 году Захариусом Йансеном (Z. Jansen). Изобретение заключалось в том, что Захариус Йансен смонтировал две выпуклые линзы внутри одной трубки, тем самым, заложив основы для создания сложных микроскопов. Фокусировка на исследуемом объекте достигалось за счет выдвижного тубуса. Увеличение микроскопа составляло от 3 до 10 крат. И это был настоящий прорыв в области микроскопии! Каждый свой следующий микроскоп он значительно совершенствовал.

  В 1625 г. членом Римской "Академии зорких" ("Akudemia dei lincei") И. Фабером был предложен термин "микроскоп". Первые успехи, связанные с применением микроскопа в научных биологических исследованиях, были достигнуты Гуком (R. Hooke), который первым описал растительную клетку (около 1665 г.). В своей книге "Micrographia" Гук описал устройство микроскопа.

В 1681 г. Лондонское королевское общество в своем заседании подробно обсуждало своеобразное положение. Голландец Левенгук (A. van Leenwenhoek) описывал изумительные чудеса, которые открывал своим микроскопом в капле воды, в настое перца, в иле реки, в дупле собственного зуба.

Лучшие лупы Левенгука увеличивали в 270 раз. С ними он увидел впервые кровеносные тельца, движение крови в капиллярных сосудах хвоста головастика, полосатость мускулов. Он открыл инфузории. Он впервые погрузился в мир микроскопических одноклеточных водорослей, где лежит граница между животным и растением; где движущееся животное, как зеленое растение, обладает хлорофиллом и питается, поглощая свет; где растение, еще прикрепленное к субстрату, потеряло хлорофилл и заглатывает бактерии. Наконец, он видел даже бактерии и в великом разнообразии. Но, разумеется, тогда не было еще и отдаленной возможности понять ни значение бактерий для человека, ни смысла зеленого вещества - хлорофилла, ни границы между растением н животным.

В 1668 г. Е. Дивини, присоединив к окуляру полевую линзу, создал окуляр современного типа. В 1673 г. Гавелий ввел микрометрический винт, а Гертель предложил под столик микроскопа поместить зеркало. Таким образом, микроскоп стали монтировать из тех основных деталей, которые входят в состав современного биологического микроскопа.

В 1824 г. громадный успех микроскопа дала простая практическая идея Саллига, воспроизведенная французской фирмой Шевалье. Объектив, раньше состоявший из одной линзы, расчленен на части, его начали изготовлять из многих ахроматических линз. Так умножено число параметров, дана возможность исправления ошибок системы, и стало впервые возможным говорить о настоящих больших увеличениях - в 500 и даже 1000 раз. Граница предельного видения передвинулась от двух к одному микрону. Далеко позади оставлен микроскоп Левенгука.

Труды английского оптика Дж. Сиркса (1893) положили начало интерференционной микроскопии. В 1903 г. Р. Жигмонди (R. Zsigmondy) и Зидентопф (Н. Siedentopf) создали ультрамикроскоп, в 1911 г. Саньяком (М. Sagnac) был описан первый двухлучевой интерференционный микроскоп, в 1935 г. Зернике (F. Zernicke) предложил использовать метод фазового контраста для наблюдения в микроскопах прозрачных, слабо рассеивающих свет объектов. В середине XX в. был изобретен электронный микроскоп, в 1953 г. финским физиологом Вильской (A. Wilska) был изобретен аноптральный микроскоп.

II. Строение микроскопа

 Объектив - это самая главная часть, так как именно он помогает определить объективное (полезное) увеличение. Как устроен объектив: цилиндр (металлический), внутри которого располагается линза - их количество всегда различно. Цифры показывают объективное увеличение. В обучении практически всегда пользуются х40, х8 объективами.     Чем лучше разрешающая способность, тем лучше объективное качество. 
    Окуляр - это одна из частей микроскопа, которая более понятнее устроена, чем объектив. Как устроен окуляр: в него входят несколько линз, а если быть точнее, то две-три линзы, которые располагаются внутри цилиндра (металлического). Линзы между собой располагают диафрагму, благодаря которой определяются границы поля зрения. Линза, которая расположена снизу, помогает сфокусировать объективное изображение. Благодаря окулярам не получится найти какие-то новые детали, раньше которые знакомы не были, поэтому их увеличение никакой важной роли не играет. Можно даже сказать, что оно бесполезно. Окуляр похож на лупу, так как так же, как и она, изображение какого-то конкретного объекта получается мнимое. 
    Прибор для освещения - это прибор, который почти полностью устроен с помощью зеркал; также в этот прибор входят светофильтр, конденсор и так далее. Их предназначение - это когда свет светит пучком. 
   Зеркало - помогает в регулировке света, который проходит через конденсор. На зеркале расположены несколько поверхностей: вогнутая, плоская. В тех лабораториях, в которых свет рассеян, пользуются зеркалом с вогнутой поверхностью. 
    Конденсор - это прибор, в который входят две или три линзы, которые также расположены в цилиндре (металлическом). Когда его либо опускаешь, либо поднимаешь, он свет рассеивает, который падает на объект, отражаясь от зеркала.
    Подставка - основание.
    Тубус - это цилиндр. Сверху окуляры.

1.3. Виды микроскопов

Учебные микроскопы. Учебные или детские микроскопы являются самыми простыми в строении и использовании. Основная задача такого микроскопа - научить ребенка пользоваться микроскопом и заинтересовать его  эти направлением науки.

Цифровые микроскопы. Основная задача цифрового микроскопа- не просто показать объект в увеличенном виде, но и сделать фотографию или снять видеоролик. Цифровой микроскоп – это интерактивное оборудование, состоящего из  самого микроскопа и цифровой камеры.

При  с цифровым микроскопом можно во много раз увеличить изображение исследуемого объекта, передать полученные данные в компьютер, показать их другим с помощью , сохранить результаты исследования для дальнейшего использования.

Лабораторные микроскопы. Главной задачей лабораторного микроскопа являются проведение конкретных исследований в различных областях науки, промышленности, медицине. Лабораторный микроскоп – это уже профессиональный оптический прибор, с помощью которого производятся многие научные исследования и делаются научные открытия.

Рентгеновский  — прибор, исследующий микроскопическую структуру и строение объекта при использовании рентгеновского излучения. Рентгеновский микроскоп имеет большие возможности.

III. Методика работы с  микроскопом

1. Микроскоп поставим штативом к себе на расстоянии 5-10 см от

края стола. Приведем микроскоп в рабочее положение, наклонив

верхнюю часть штатива на 45 градусов. В отверстие предметного

столика при помощи зеркала направим свет.

2. Приготовленный препарат поместим на предметный столик и

закрепим предметное стекло зажимами.

3. Пользуясь винтом, плавно опустим тубус так, чтобы нижний край

объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата.

4. В окуляр смотрим одним глазом, не закрывая и не зажмуривая

другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимаем

тубус, пока не появится чёткое изображение объекта исследования.

5. При смене объектива совершаем  переключение плавно, чтобы не

оцарапать линзы. Для четкой настройки изображения пользуемся

Винтом.

6. После работы при помощи винтов поднимаем тубус. Проверим,

чтобы в отверстие предметного столика был направлен объектив с самым

маленьким увеличением. Снимаем препарат с предметного столика.        

 Микроскоп приводим в нерабочее положение.

IV. Практическая часть

   Для изучения мной выбирались самые разные предметы и частицы. На

начальном этапе изучения мной в объектив было рассмотрено: клетки лука,

листья разных комнатных растений, мухи, плесени, воды, дрожжей. Кроме

того для проведения исследований необходимы некоторые дополнительные

приборы и вещества. Так в зависимости от вида исследования может

пригодиться спирт, вода, йод и пищевой краситель для окрашиваний, чашка

Петри (плоская баночка из стекла с крышкой), но для каждого исследования

просто необходимы: предметное и покровное стекло, пинцет, пипетка,

тонкая игла.  

  Каждое исследование требовало основательного и аккуратного подхода.

Например, чтобы рассмотреть плесень, я вырастил её при определённой

температуре и в определённой влажности. Чтобы рассмотреть инфузорию

туфельку ее необходимо вырастить в определенной среде и поддерживать

благоприятные для ее размножения условия, чтобы не погибли новые

колонии. Для того ,чтобы рассмотреть лист комнатного растения, нужно

очень аккуратно и осторожно снять тончайший слой .Все исследования сделаны световым микроскопом, дающее изображение  в 300 раз.     

  1. Изготовление и рассматривание кожицы чешуи лука.

Приготовили  микроскоп к работе, настроили свет. Предметное и покровное стёкла протерли салфеткой. Пипеткой капнули каплю слабого раствора йода на предметное стекло. 

Взяли луковицу. Разрезали её вдоль и сняли наружные чешуи. С мясистой чешуи оторвали иголкой кусочек поверхностной плёнки пинцетом. Положите его в каплю воды на предметном стекле.

Осторожно расправили кожицу препаровальной иглой. Накрыли покровным стеклом.

Наблюдаем. В микроскопе на микропрепарате видны продолговатые клетки, плотно прилегающие одна к другой.

  • Вывод: живой растительный организм состоит из клеток, которые видны в цифровой микроскоп.  Наблюдаю. В микроскопе на микропрепарате видны продолговатые клетки, плотно прилегающие одна к другой.

Вывод:  Лук состоит из клеток, которые видны в световом микроскопе

  1. Определение механически примесей (чистоты) снега.

Для эксперимента взяли  снег  с 2-х участков школы. Участок № 1 – автостоянка автомобилей, участок № 2 – на клумбе.  Для определения чистоты снега снег был подвергнут таянью. Наблюдаем, что  происходит  со снегом при комнатной температуре. При температуре  22, 5 С, через 17 минут  снег тает.  Исследование наличия примесей проводили методом качественного химического анализа.
Для определения в снег  механических  примесей  (чистоты)  пропустил талую  воду через фильтр (ватный диск).  Достал из воронки фильтр и положил под микроскоп.

Исследование показало, что на фильтре остались частицы грязи.

Вывод: снег только кажется белым и чистым, а в самом деле содержит в себе грязные вещества. Наиболее загрязненный участок  № 1 – автостоянка.  

  1. Рассматривание под микроскопом плесени

Оставил кусочек хлеба в мокром полиэтиленовом пакете на кухне и через пару дней, обнаружил, что он покрылся зеленым, «пушистым» налетом. В таких случаях говорят, что хлеб «заплесневел» или покрылся плесенью.

В каплю воды на предметном стекле помести черный налет с заплесневелого хлеба. Установи препарат под микроскоп и рассмотри его. 

Вывод: микроскоп увеличивает исследуемый объект в 300 раз.

  1. Приготовление и рассмотрение среза побега под микроскопом

Приготовил  поперечный срез побега.  Поместил на предметном стекле и рассмотрел в микроскоп.

Наблюдаем. В микроскопе на микропрепарате видны  клетки, плотно прилегающие одна к другой.

Вывод: живой растительный организм состоит из клеток, которые видны в цифровой микроскоп.

Рассматривание мухи под микроскопом.

  В домашних условиях отыскать насекомое для

исследования под микроскопом не так сложно, как кажется.  

Можно отыскать массу всевозможных трупиков насекомых.

Выбрав подходящий объект, его необходимо (при помощи

иглы) осторожно перенести на предметное стекло и накрыть

покрывным стеклом.

 Задевая крыло мотыльки, замечал, что на  пальцах

оставалась пыльца. Глядя в окуляр, можно увидеть, что это

вовсе не пыль, а маленькие чешуйки крылышек. С помощью

микроскопа я изучил не только строение насекомого:

крылья, глаза, конечности  и увидела, что каждая его

чешуйка имеет разную форму.

.

Заключение

Удалось исследовать возможности микроскопа, его применение в рамках внеурочной деятельности.

 Узнать историю создания микроскопа, из чего состоят микроскопы, и какими могут они быть. Провести эксперименты с элементами исследования.     Как уже было сказано выше, под объективом микроскопа  мною было исследовано множество  микроскопических объектов. Следует отметить, что  кроме представленных выше под объектив моего микроскопа попали различные образцы простых предметов, окружающих нас в быту. Мною были исследованы  разные предметы: кожица чешуи лука, овощи, хлеб,

дрожжи с ее спорами, споры плесени, бактерии и  простейшие. При работе с микроскопом для меня открылся невиданный и сложный мир. Я увидел и узнал, что такое клетка.Теперь я представляю, из чего состоят тела. В то же время, я специально не ставил задачу рассказать подробно о каждом исследуемом объекте, его строении и составе, чтобы не углубляться в научные и подробные описания. Мне еще это предстоит изучить разобраться  в старших классах.

Я лишь описал  то, как я проводил опыты и показал, как выглядит тот или иной образец в объектив микроскопа, как сложен, казалось бы, простой предмет, но в объективе это целый новый мир в клетке, где есть своя форма, структура, состав. Это лишь начало моих исследований, которые открывают новые знания и желание изучать, исследовать, наблюдать.

Практическая значимость

Практическая значимость моей исследовательской работе заключается в том, что результаты исследования могут использоваться   другими учащимися, для изучения объектов и явлений окружающего мира, расширять кругозор, вовлекать школьников в экспериментальную и проектную деятельность с использованием нового современного оборудования.

Кроме того,  материал  может использовать  для проведения внеклассных мероприятий «Я - исследователь».  

Литература

1. Биология «Бактерии, грибы, растения» 5 класс: уч. В.В. Пасечник. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014 г.

2. «Мои первые научные опыты», издательская группа «Контент», Москва, 2003 г.

. Мои первые научные опыты издательская  группа «Контент»  

2. Удивительный микроскоп. Иллюстрированный путеводитель.

3. Занимательная  энциклопедия   эксмо

4. Опыты с микроскопом       oktanta.ru

5. Опыты и эксперименты по биологии  laboratomye  raboty

6. Опыты и эксперименты по окружающему миру  nsportal.ru.

7. Опыты с детским микроскопом в домашних  условиях как показать детям и микромир baradozik.ru


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Я знаю о войне, лишь по наслышке»

Так в школе конференции звучат

Готовимся мы к ней, читаем книжки

Живых свидетелей всё меньше.Уж молчат.

Мой прадед в 43-ем молодым,

Ушел на фронт ,себе прибавив год,

Тогда нельзя было бы быть иным,

Другой закалки был тогда народ.

Да, не дошел он до Берлина, но и всё же,

Был подвиг в каждом том военном дне,

Все дни на фронте друг на друга так похожи
Нет солнца, неба, мира на войне….

И не любил он вспоминать об этом

Но иногда, в парадный, светлый май,

Он мне рассказывал, мы с ним вели беседу

Сказал он мне тогда : «Не забывай!»

О мирном небе, солнце и рассвете

И птиц, поющих в роще у реки,

И светел мир, когда смеются дети,

Внучок! Ты только это сбереги!

Да, были дни, где были ад и пламя,

Где каждый третий снайпером убит

Но не в одном бою мы наше знамя

Им не отдали! И никто не позабыт!

И как вставали вместе из окопа,

Крича «Ура!» и подставляя грудь

Еще чуть-чуть! Ведь мы уже в Европе!

Дойдем до цели, пусть не все, но кто –нибудь!

Как полыхали пламенем березы,

И как изранены бомбежкою поля

Детей, ладошкой вытирающие слезы

Нам этого забыть никак нельзя!

Нельзя забыть нам деревень сожженных,

Могил тех братских, после боя груд…

Седых мальчишек,госпиталь забитый

Врачей, их суточный, бессонный труд…

Девчонок, жизнь начавшие едва
С полей носящих раненых солдат

Над большинством из них уж неба синева

А после боя дым, где все молчат…

Мой прадед!Я горжусь тобою

Я буду помнить, не забуду никогда!

Ту боль народа , приченённую войною

Пусть как набат, напоминает нам всегда.

Мы будем помнить всех вас поименно

В полку бессмертном твой неся портрет

Не только в День Победы, ежедневно,

Мой прадед!Мой герой! Мой дед!


Предварительный просмотр: