Учителям и ученикам

Костыгин Сергей Владимирович

УЧИТЕЛЯМ:  

-темы для бесед, классных часов, "пятиминуток здоровья";

-тематика и содержание классных родительских собраний по здоровьесбережению детей.

 

УЧЕНИКАМ:

-режим дня;

-закаливание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitelyam_i_uchenikam.docx729.78 КБ

Предварительный просмотр:

УЧИТЕЛЯМ

Темы для бесед, классных часов, «пятиминуток здоровья».

Классы

Темы

1-2-е

«Твой режим дня», «Физкультура и спорт», «Закаливание», «Значение физических упражнений для здоровья человека» «Здоровый образ жизни».

3-4-е

«Начинаем утреннюю зарядку», «Физкультура и спорт», «Закаливание организма», «Двигательный режим», «Влияние физических упражнений на осанку».

5-6-е

«Спорт и здоровье», «Умей трудиться и отдыхать», «Закаливание организма», «Начинаем утреннюю зарядку», «Двигательный режим», «Модно быть спортивным»,

7-8-е

«Наш нравственный выбор – здоровье», «Режим дня и двигательный режим», «Двигательный режим в дни летних каникул, правила поведения на воде», «Закаливание организма».

9-е

«Мода и здоровье», «Самостоятельные занятия по общефизической подготовке», «Двигательный  режим летом, правила поведения на воде».

Тематика и содержание классных родительских собраний по здоровьесбережению детей.

1-й класс

1). Адаптация ребёнка в школе. Режим дня первоклассника. Необходимость полноценного отдыха для детей. Особенности режима дня ученика при наличии хронических заболеваний. Профилактика стресса у первоклассников, связанных с учебным процессом.

Связь семьи и школы по вопросам здорового развития детей.

2).Физическое и психическое развитие детей. Развитие внимания, памяти, воображения, мышления, речи у  первоклассников, роль семьи в развитии этих психических процессов. Осанка ребёнка, рабочее место ребёнка. Зрение. Профилактика его снижения.

3).Гигиена первоклассника и профилактика инфекционных заболеваний. Школьные заболевания и их профилактика (ОРЗ, ОРВИ, гепатит, педикулёз и т.д.)

2-й класс

Укрепление здоровья и предупреждение заболеваемости. Режим дня второклассника. Закаливание, Приобщение детей к физической культуре как к основному средству укрепления  здоровья и закаливания организма. Спортивные секции в школе и в районе.

3-й класс

1).Физическое и психическое развитие младших школьников. Развитие воображения, воли и других психических процессов. Начало возрастных  изменений в организме младших школьников. Необходимость знаний о физическом и психическом развитии детей для успешного воспитания.

2).Состояние здоровья ребёнка, необходимость постоянной связи с медицинскими работниками. Профилактика сколиоза, близорукости, заболеваний желудка.

3). Личный пример родителей по формированию здорового образа жизни. Значение режима дня семьи для здорового развития детей.  Влияние негативных явлений в семье (алкоголизм родителей, стрессовые ситуации) на физическое и психическое здоровье детей.

4-й класс

1). Особенности младшего подросткового возраста. Возрастные изменения сердца. Повышение кровяного давления, возрастание утомляемости. Повышенная возбудимость, раздражительность, слабость нервной системы в данный возрастной период Увеличение роста и веса. Необходимость гимнастики как средства гармонического развития тела.

2).Влияние на здоровье ребёнка негативной теле и  видеоинформации. Ребенок и компьютер. Поколение Интернета – как сохранить здоровье ребёнка в условиях процессов глобализации. Активный совместный отдых в семье.

5-й класс

1).Адаптация пятиклассника к средней школе. Требования к знаниям, умениям и навыкам пятиклассников, характеристика  учебной программы, знакомство с преподавателями-предметниками. Развитие познавательных потребностей и мыслительных процессов. Роль семьи в адаптации к условиям средней школы. Режим дня пятиклассника с учётом занятости в дополнительном образовании. Создание в семье благополучных условий для ребёнка в этот период.

2). Физическое и психическое развитие младших подростков. Несоответствие роста тела с ростом внутренних органов. Развитие желёз внутренней секреции. Психосаморегуляция состояния младшего подростка (умение владеть настроением, эмоциями).

3).Гигиена подростка. Гигиена мальчика и девочки. Создание необходимых гигиенических условий в семье. Рабочее место ребёнка : свет, чистый воздух, нормальная температура. Привитие правил личной гигиены, питание и режим дня подростка.

4). Предупреждение нервных и инфекционных заболеваний у подростков. Профилактика детского травматизма.

6-й класс

1). Здоровый образ жизни в семье. Факторы риска заболеваний, связанных с привычками и образом жизни. Несбалансированное питание как фактор риска заболеваний детей. Влияние вредных привычек членов семьи на здоровье детей.

2). Здоровье ребёнка и физическая культура. Повышение физической активности – основной путь улучшения здоровья детей. Периодические и постоянные занятия физической культурой и спортом. Влияние большого спорта на организм подростка. Консультации преподавателей физического воспитания.

3). Гигиена тела, одежды и обуви подростка. Эстетическое воспитание в семье, отношение к внешнему облику: красота и здоровье.

7-й класс

1).Особенности подросткового возраста (беседа психолога и врача). Стремительное развитие умственных и физических сил подростка. Физиологические изменения в организме и их влияние на психику. Необходимость постоянного контроля  за самочувствием подростков. Возможные кризисы подросткового возраста.

2). Половое созревание. Влияние гормонов на эмоциональную сферу подростка. Влияние взаимоотношений в семье на половое воспитание детей. Половое воспитание юношей и девушек, нравственных качеств личности. Необходимость развития и обогащения  духовной сферы подростков. Профилактика ранней половой жизни подростков. Влияние  средств массовой информации на половое воспитание подростков.

3). Личный пример и авторитет родителей в формировании здорового образа жизни подростков. Влияние здорового образа жизни на  успешность человека.

4). Ранний алкоголизм и наркозависимость, их  разрушительное влияние на личность. Профилактика отклоняющего поведения и употребления ПАВ в семье и школе. Беседа с психологом и социальным педагогом школы.

8-й класс

1). Физическое и психическое развитие восьмиклассников. Возможное изменение отношений подростков к учёбе, труду. Развитие психических процессов у старшеклассников. Необходимость соблюдения режима дня и рационального сбалансированного питания для здоровья подростков.

Стрессы и их профилактика в семье.

2). Формирование здорового образа жизни старших подростков.  Взаимосвязь физического воспитания и нравственного развития подростков. Роль систематических занятий спортом во всестороннем личностном развитии. Поддержка в семье спортивных увлечений подростков. Необходимость закаливания организма. Семейный туризм как средство оздоровления  и сплочения семьи.

3).Ответственность взрослых за приобщение подростков к употреблению ПАВ. Образ жизни  родителей как пример  отношения к курению, алкоголю.

9-й класс

1). Физические и психические особенности организма подростков. Увеличение нагрузок в 9-м классе. Необходимость полноценного отдыха и сна, особенно в период экзаменов. Контроль за самочувствием подростков. Предупреждение заболеваний, связанных со значительными нагрузками. Завершение периода полового созревания. Взаимоотношения юношей и девушек. Предупреждение ранних половых связей.

2).  Итоговая аттестация и здоровье девятиклассника. Охрана здоровья школьников. Экзамены в щадящем режиме. Режим дня, гигиена труда и отдыха, питание в период экзаменов. Поддержка родителей во время экзаменов. Психологическая помощь подросткам в экзаменационный период.

3). Встреча и беседа со специалистами по профилактике наркомании.

УЧЕНИКАМ

Режим дня

Режим дня – это целесообразно организованный, соответствующий возрастным особенностям распорядок деятельности, повторяющийся изо дня в день.

Основа рационального режима дня:

1) выполнение различных видов деятельности в строго определённое время;

2) правильное чередование учебной, трудовой деятельности и отдыха;

3) регулярное, в одни и те же часы, питание;

4) регулярные занятия физическими упражнениями;

5) полезный досуг, полноценный сон.

Режим дня не может быть одинаковым для всех, но принцип чередования в течение дня умственного труда с физической работой и отдыхом должен учитывать при распределении времени каждый.

Соблюдение правильного режима дня потребует вначале проявления достаточной силы воли. Ведь многим нелегко заставить себя каждый день в одно и то же время вставать, делать зарядку, обедать, учить уроки, гулять, ужинать, ложиться спать. Но кто этого добьется, тот станет более волевым, организованным человеком.

Систематическое недосыпание приводит к понижению работоспособности, истощению нервной системы и ослаблению защитных сил организма. Комнату перед сном необходимо хорошо проветрить, а еще лучше – оставить на всю ночь открытой форточку (а летом - окно).

                                             

                                       

Примерный   режим дня

Время

Действие

7.30

Подъём

7.30-8.00

Зарядка, умывание, одевание

8.00-8.30

Завтрак, гигиена полости рта

8.30-9.00

Дорога в школу

9.00-14.00

Учёба в школе

14.00-14.30

Дорога домой

14.30-15.00

Обед

15.00-17.00

Прогулка, игры на свежем воздухе, активный отдых

17.00-18.30

Приготовление уроков, подготовка к школе

18.30-19.00

Ужин

19.00-21-30

Свободное время

21.30-22.00

Подготовка ко сну, водные процедуры

22.00-7.30

Сон

Закаливание

Что такое  закаливание? Это постепенное приспособление организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Вспомним одну поучительную легенду.

Однажды грек встретил скифа, равнодушно бредущего по снегу босиком. Южанин пришёл в крайнее изумление:

- Неужели тебе не холодно?

- А почему не мёрзнет твоё лицо?- в свою очередь спросил чужестранец.

- Моё лицо привыкло к морозу, - подумав, ответил грек.

 -Представь себе, что я весь – лицо! – улыбнулся грек.

Столь высокой степени закалки можно достичь, если умело воспользоваться благодатными факторами природы – солнцем, воздухом и водой. И чем раньше позаботишься об укреплении своего здоровья, тем лучше! Школьные годы – самая подходящая для этого пора.

Вначале закаливающие процедуры должны быть короткими по времени, а температура воды или воздуха не слишком низкой. И только постепенно время процедуры увеличивают, а температуру снижают примерно на 1 градус через каждые 3 дня.

После любых водных процедур необходимо растереться сухим полотенцем до покраснения кожи.

Закаляться нужно систематически каждый день. Если пропустить несколько дней, то результат длительного закаливания пропадает и надо начинать все сначала.

Наибольшую пользу приносит комплексное использование воздушных, солнечных, водных процедур (ножных ванн, обтирания, обливания, душа, купания). А также сочетание воздушных ванн с гимнастикой, солнечных ванн – с физическими упражнениями и подвижными играми.

Процедура

Температура

Продолжительность

Воздушная и солнечная ванны

Начинать с +20 градусов

Начиная с 10 мин, увеличивать через каждые 3 дня на 5 мин

Обливание

Начинать с +20…+22 градусов, постепенно доводить до +16 градусов

1 – 3 мин

Купание

Начинать с температуры воды не ниже +20 градусов

Начинать с 5 -10 мин

Ножная ванна

Начинать с +25 градусов, постепенно доводить до +10…+15 градусов

1 – 3 мин