МО начальных классов

Прасина Марина Александровна

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ларьякская средняя школа»

Тема:

 

"Современные приемы и методы формирования функциональной грамотности 
в начальной школе"

(выступление на заседании РМО учителей начальных классов)

Прасина М.А.,

учитель начальных классов

Ларьяк,  2021/2022 уч.год

      Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». 
Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. 
      Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. (А.А. Леонтьев)

      Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется следующими показателями:

-готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;

-возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

-способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

-совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.

      Перед учителем в начальной школе стоит колоссальная задача: развить ребёнка.

-Развить мышление- из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое;

-развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение;

-пространственное восприятие;

-развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику;

-развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.

       Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.

      Для достижения поставленных целей учителя используют следующие педагогические технологии:

-проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;

-технология формирования типа правильной читательской деятельности;

-технология проектной деятельности;

-обучение на основе «учебных ситуаций»;

-уровневая дифференциация обучения;

-информационные        и        коммуникационные технологии;

-технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

       В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:

1)добывать новые знания;

2) применять полученные знания на практике;

3)оценивать свое знание-незнание;

4)стремиться к саморазвитию.

      Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности:  

- групповая форма работы;

- игровая форма работы;

- творческие задания;

- тестовые задания;

- практическая работа;

- ролевые и деловые игры;

- исследовательская деятельность

         Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.

         Я расскажу о формировании читательской, математической и естественнонаучной грамотности у младших школьников.

        Читательская грамотность является базовым навыком функциональной грамотности. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

         В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. 
Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. 
          Для формирования читательской грамотности очень важно организовать «читательское пространство»:

- пробно-поисковые ситуации;

- беседы-дискуссии;

- сам задай вопрос;

- личный пример учителя;

- приём устного словесного рисования;

- словарно-стилистическая работа;

- элементы драматизации;

            На уроках чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности учителя применяют различные методы и приемы. Приведу примеры некоторых из них.

  1. «Чтение с остановками».

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

2. «Синквейн».

 В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению   уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

3. «Работа с вопросником».

  Этот прием применяют при введении нового материала на  этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

              Приведу пример вопросника к тексту Л.Н. Толстого «Лев и собачка», который был предложен учащимся для работы в парах с последующим коллективным обсуждением.

ВОПРОСНИК

Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

1.        Назовите главных героев произведения.

2.        Где происходят события?

3.        Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом. Подтвердите ответ словами из текста.

4.        Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней?    и т.д.

 Следующие методы и приемы:

4. «Знаю, узнал, хочу узнать».

 Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления.

5. «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

 6. «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при

составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

 7. Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.                                                    

8.  «Создание викторины».

После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы(участвуют все желающие).

9. «Логическая цепочка».

После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

10. «Тонкие и толстые вопросы».

Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.  

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

1) Толстые вопросы                                  

Дайте несколько объяснений, почему...?

Почему Вы считаете (думаете) …?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?        

2) Тонкие вопросы

Кто…?               Что…?

Когда…?           Может…?

Будет…?           Мог ли …?

Верно ли …?     Было ли …?

Как звали …?

Согласны ли Вы…?

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

          Следующий вид функциональной грамотности младшего школьника -

математическая грамотность — это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину

          Учебный предмет математика предполагает формирование математических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии;

Формирование навыка самостоятельного распознавания предметов на плоскости, практическое умения ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет, который связан с жизненными ситуациями.

          Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся и основным средством её формирования являются уроки математики. Главной задачей уроков математики являются интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно - логическое мышление.

       Примером могут служить следующие задания:

 - решение ребусов;

 -задания типа «Заполнить пустые места»,

 - «Продолжить ряд чисел»,

 - использование на уроке интересных фактов из истории математики, геометрии (например, про циркуль, его изобретение)

 - различные формы работы над задачей:

  1. (Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного.
  2. Решение обратных задач.
  3. Решение задач различными способами.
  4. Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу.
  5. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку").
  6. Самостоятельное составление задач учащимися. и др.

 - решение логических задач:

1)Знайка, Незнайка и Пилюлькин живут в домах №14, 17, 19.

В каком доме живет каждый, если Знайка не живет в доме 19 и 17, а Незнайка не живет в доме 19?

2) 10 пауков построились в хоровод и каждый взял за лапку каждого из своих соседей. Сколько всего лапок оказались свободными?

- решение примеров с зашифрованными числами (в данном случае в виде фруктов)

        Естественнонаучная грамотность — это  способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.

          Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке мы отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.

          Виды заданий на уроках окружающего мира можно условно разделить на 3 группы:

1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.

2. Задания, направленные на применение знаний на практике.

3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.

        Например, одна из групп заданий может называться «Как узнать?».

В этих заданиях ученику может быть предложено найти способы установления каких-то фактов, определения (измерения) физической величины, проверки гипотез; наметить план исследования предлагаемой проблемы.

        При изучении темы в 3 классе «Разнообразие веществ» мы знакомились с таким веществом, как крахмал. Перед детьми был поставлен вопрос: как узнать, есть ли в определенных продуктах крахмал? В ходе практической работы дети сделали вывод, что определить крахмал можно с помощью йода.

        Задания «Попробуй объяснить» соответствуют группе заданий, которые формируют умения объяснять и описывать явления, прогнозировать изменения или ход процессов.

        Приведу пример. Некоторые растения защищаются острыми шипами, жгучими волосками, горьким вкусом. Найди эти растения на рисунке и обозначь соответствующими номерами. А как защищаются животные? Рассмотри рисунки и попробуй объяснить самостоятельно.

        Серия «Сделай вывод» включает задания, которые формируют умения получать выводы на основе имеющихся данных. Эти данные могут быть представлены в виде рисунков, графиков, схем, диаграмм или словесного описания.

        При изучении темы «Вода в природе» детям можно предложить такую игру – «Где спряталась вода?» Дети отвечают на вопрос по картинкам и делают вывод, что вода в природе бывает разной ( в жидком, твердом и газообразном состоянии).

        И в заключение, хочу сказать, что каждодневная работа учителя на уроке и образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке.

 





Предварительный просмотр:

Анализ работы МО учителей начальных классов   за 2021-2022 учебный год

     

                     Коллектив учителей начальной школы в 2021-2022 уч. г. – Дмитриева Алёна Васильевна, Ерохина Татьяна Михайловна, Прасина Марина Александровна, Серкова Виктория Александровна.

Работа начальной школы осуществлялась в соответствии с поставленными на 2021-2022 учебный год задачами:

  • способствовать обеспечению внедрения современных образовательных технологий как значимого компонента содержания образования;
  • создать условия для повышения уровня квалификации педагога;
  • акцентировать внимание на повышении уровня самообразования каждого учителя;
  • способствовать выявлению, изучению ценного передового педагогического опыта и его распространения;
  • обеспечить методическое сопровождение функционирующих программ и проектов;
  • продолжить изучение и внедрение дистанционных образовательных технологий.

Цель методической работы:

создание условий для профессионально-личностного роста педагога как одного из основных условий обеспечения качества образования.

Ожидаемые результаты работы:

  •  рост качества знаний обучающихся;
  • развитие метапредметных компетенций учащихся;
  • овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС;
  • создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.

При планировании содержания методической работы педагоги старались отобрать наиболее эффективные формы работы:

  •  Открытые уроки и внеклассные мероприятия.
  • Творческие группы.
  • Круглые столы, семинары, проблемные семинары, семинары-практикумы, педагогические мастерские, мастер-классы, презентация опыта.
  • Индивидуальные консультации с учителями-предметниками.
  • Фестивали педагогических идей.
  • Целевые и взаимные посещения уроков с последующим обсуждением их результатов.

      Учителями, работающими в 1-4 классах были разработаны КТП на 2021-2022 уч. год, на основе Основной образовательной программы начального общего образования школы и программ УМК «Школа России», а также были разработаны программы внеурочной деятельности в соответствии с выбранными направлениями.

      В течение 2021-2022 учебного года было проведено 5 заседаний. На заседаниях МО учителя делятся своим педагогическим мастерством. МО учителей начальных классов активно содействует становлению личности учителя – педагога нового типа на основе овладения теории и инновационными технологиями в системе методической работы. На заседаниях МО педагоги знакомились с новейшими исследованиями в области преподаваемых предметов, приёмами работы, слушали и обсуждали сообщения коллег о результатах своей деятельности, делились опытом работы.

С докладами выступали 

Дмитриева А.В. – «Адаптация детей 1-го класса. Итоги педагогической диагностики стартовой готовности учащихся1 класса к 

 успешному обучению в начальной школе».

Ерохина Т.М. – «Современные способы оценивания успешности учащихся».

Серкова В.А. – «Цифровые информационные технологии как средства развития познавательной деятельности учащихся начальных классов».
Прасина М.А. -
«Развитие творческого потенциала личности младшего школьника через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС».

       В течение 2021-2022 учебного года на уроках учителя целесообразно использовали наглядность и ИКТ, реализовывали основные психологические и гигиенические требования, добивались эффективной обратной связи с учащимися, рационально использовали время на уроках.
     
Учителя начальных классов принимали активное участие по подготовке общешкольных мероприятий.
      Постоянный рост мастерства учителей положительно отражается на результатах их деятельности.

Внеурочная занятость  

Внеурочная деятельность в 1-4 классах организовывалась по следующим направлениям развития личности ребенка: спортивно-оздоровительное, общекультурное, обще интеллектуальное и духовно-нравственное. Организация занятий по данным направлениям во внеурочное время была неотъемлемой частью образовательного процесса. Особое место во внеурочной деятельности занимали занятия шахматами.
      Велась работа с одарёнными детьми. Дети под руководством учителей нашего МО принимали участие в   конкурсах различного уровня.
        Дети участвовали в различных районных конкурсах: выставка-конкурс «Осенние фантазии», конкурс чтецов «Мой любимый край», «Рождественская открытка», в выставке творческих работ, посвященных Дню космонавтики, в региональном конкурсе-выставке   «Пасхальная радость» и др.

        Все обучающиеся начальных классов охотно участвуют в школьных конкурсах рисунков. Посещают и активно участвуют в общешкольных мероприятиях.

Межсекционная работа учителей начальных классов за 2021-2022 уч.г:

  1. 1.Открытые уроки.
  2. 2.Внеклассная работа (проведение праздников, экскурсий, школьных олимпиад
  3. и т.д.).
  4. 3.Работа с родителями (родительские собрания, консультации, привлечение к
  5. сотрудничеству).
  6. 4.Работа кабинетов (пополнение учебно-методической базы).
  7. 5.Взаимопосещение уроков (в течение года с последующим обсуждением,
  8. рекомендациями).
  9. 6.Самообразование педагога (работа над методической темой, курсовое обучение, аттестация, семинары).
  10. Работа с одаренными детьми.
  11. Участие в работе педагогического совета, методических совещаний.
  12. Мониторинг техники чтения.

Выводы по работе МО:

По итогам методической работы за 2021 – 2022 учебный год можно сделать выводы:

 - Признать работу МО учителей начальных классов удовлетворительной.

- Отметить положительную динамику результатов работы учителей.

- Совершенствовать дальнейшее развитие педагогического мастерства. Педагоги спланировали мероприятия на следующий учебный год.

Таким образом, анализ работы методического объединения показал, что запланированный план работы МО практически выполнен. Задачи, поставленные перед МО, реализованы.

Методическая работа позволила выявить проблемы, стоящие перед учителями:

- низкий уровень активности педагогов в профессиональных конкурсах;

-  проблемы организации работы с одаренными детьми.

На 2022-23 учебный год МО учителей начальных классов продолжит методическую работу по следующим целям и задачам.

Цель: оказать методическую помощь учителям в вопросах реализации обновленных ФГОС. 

 Задачи на 2022- 2023 учебный год:

  • освоить работу электронного ресурса «Конструктора рабочих программ»;
  • разработать методические механизмы, способствующие качественной реализации предметных рабочих программ в соответствии с обновленными ФГОС;
  • разработать алгоритм подготовки педагога к учебному занятию, помогающий обеспечить единство учебной и воспитательной деятельности.

Ожидаемые результаты работы:

  • Овладение педагогами МО технологией работы с Конструктором рабочих программ;
  • Овладение педагогами способами включения в урок способов деятельности, обеспечивающих качественному формированию как предметных, так и метапредметных (личностных) планируемых результатов (в связи с требованиями обновленных ФГОС).

Руководитель МО учителей начальных классов: Прасина М.А.



Предварительный просмотр:

 Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения

 «Ларьякская средняя школа»

Рассмотрено на заседании методического объединения учителей начальных классов

Руководитель М.А.Прасина

Протокол от 30.08.2022 № 1

 

Утверждено:

Приказ от 31.08.2021 №  

ПЛАН РАБОТЫ

методического объединения

учителей начальных классов

на 2022-2023 учебный год

Руководитель: Прасина М.А. ,

учитель начальных классов,

высшая кв. категория

2022г.

План работы МО учителей начальных классов на 2022-2023 учебный год

Деятельность МО призвана способствовать:

∙ обобщению и распространению передового опыта;

 ∙ предупреждению ошибок в работе учителя;

∙ методически грамотному раскрытию трудных тем, учебных предметов;

∙ анализу качества знаний, умений, навыков;

∙ накоплению дидактического материала;

∙ расширению кругозора учащихся;

∙ активизация творческого потенциала учителей.

Тема: Организация учебного процесса путем внедрения активных методов обучения, направленных на развитие метапредметных компетенций и качества образования в начальной школе.

Цель: Создание условий для повышения профессионального мастерства учителей начальных классов, развитие их творческого потенциала с целью совершенствования качества преподавания и воспитания личности, подготовленной к жизни.

Организационные и учебно-воспитательные задачи:

  • Изучить нормативную и методическую документации по вопросам образования.
  • Выполнить отбор содержания и составить учебные программы
  • Познакомиться с анализом состояния преподавания в начальных классах по итогам внутришкольного контроля.
  • Взаимопосещение уроков учителями с последующим самоанализом достигнутых результатов;
  • Организация открытых уроков по определенной теме с целью обмена опытом.
  • Организация и проведение предметных недель в школе.
  • Выработка единых требований к оценке результатов освоения программы на основе разработанных образовательных стандартов по предмету.
  • Организация и проведение предметных олимпиад, конкурсов, смотров.

Методические задачи:

  • осваивать и применять на практике инновационные педагогические технологии, способствующие повышению качества обучения для реализации современных требований образования;
  • создавать оптимальные условия для развития основных компетенций учащихся сообразно с их интересами, способностями и возможностями;
  • повышать уровень общедидактической и методической подготовки педагогов;
  • проводить обмен опытом успешной педагогической деятельности;
  • выявлять, пропагандировать и осуществлять новые подходы к организации обучения и воспитания;
  • создавать условия для самообразования педагогов;
  • методическое сопровождение преподавания по новым образовательным стандартам третьего поколения в начальной школе;
  • работа над методической темой, представляющей реальную необходимость и профессиональный интерес;
  • совершенствование методического уровня педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями;
  • организация системной работы с одаренными детьми;
  • поиск, обобщение, анализ и внедрение передового педагогического опыта в различных формах;
  • пополнение методической копилки необходимым информационным материалом для оказания помощи учителю в работе;
  • методическое сопровождение самообразования и саморазвития педагогов; ознакомление с методическими разработками различных авторов.

Направления работы МО учителей начальных классов на 2022-2023 учебный год:

  1. Организационная работа МО:
  • Планирование на 2022-2023 учебный год.
  • Организация олимпиад, конкурсов, конференций;
  • Организация курсовой подготовки учителей.

  1. Информационная работа МО:
  • Изучение нормативных документов;
  • Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.
  • Изучение новинок психолого-педагогической и методической литературы, наиболее ценного педагогического опыта;
  • Изучение новых педагогических технологий;
  • Формирование банков данных по различным направлениям деятельности;
  • Информационная работа с родителями, учащимися.
  • Продолжение знакомства с ФГОС начального общего образования и среднего образования.
  • Пополнение тематической папки «Методическое объединение учителей начальных классов».

  • Методическая (научно-методическая) работа МО:
  • Заседания МО;
  • Оказание помощи в разработке адаптивных и авторских учебных программ;
  • Работа с актуальным педагогическим опытом;
  • Проведение предметной недели/ декады;
  • Открытые уроки педагогов МО;
  • Методическое сопровождение преподавания по новым образовательным стандартам второго поколения в начальной школе.
  • Работа над методической темой, представляющей реальную необходимость и профессиональный интерес.
  • Совершенствование методического уровня педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями, через систему повышения квалификации и самообразования каждого учителя. Внедрение в практику работы всех учителей МО технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся: технологию развития критического мышления, информационно-коммуникационную технологию, игровые технологии, технологию проблемного обучения, метод проектов, метод самостоятельной работы.
  • Организация системной работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.
  • Поиск, обобщение, анализ и внедрение передового педагогического опыта в различных формах;
  • Пополнение методической копилки необходимым информационным материалом для оказания помощи учителю в работе;
  • Методическое сопровождение самообразования и саморазвития педагогов; ознакомление с методическими разработками различных авторов.
  • Совершенствование форм работы с одарёнными детьми.
  1. Диагностико-аналитическая деятельность:
  • Анализ методической деятельности за 2021-2022 учебный год и
  • Анализ посещения открытых уроков.
  • Изучение затруднений педагогов ШМО;
  • Анализ уровня обученности обучающихся (по результатам контрольных работ, итоговых оценок, результатам экзаменов);
  • Изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования).
  •  Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.

Формы методической работы:

  • открытые уроки и внеклассные мероприятия;
  • круглые столы, семинары, педагогические мастерские, мастер- классы, презентация опыта;
  • индивидуальные консультации с учителями-предметниками;
  • целевые и взаимные посещения уроков с последующим обсуждением их результатов.

Темы самообразования учителей МО начальных классов

№п/п

Ф.И.О.

Тема

Срок изучения

Где реализуется

Серкова В.А.., учитель нач.классов, 1  класс

«Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации в обучении»

1-й год

МО

Дмитриева А.В., учитель нач.классов, 2  класс

«Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников в урочное и внеурочное время»

2-й год

МО

Ерохина Т.М., учитель нач. классов, 3 класс

Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника

3-й год

МО

Прасина М.А., учитель нач. классов, 4 класс

«Формирование функциональной грамотности в начальной школе на уроках русского языка»

4-й год

МО

Сведения о педагогических работниках

методического объединения начальных классов

МБОУ «Ларьякская СШ»

№п/п

Ф.И.О.

Дата рождения

Класс

Образование

Пед.

стаж

Аттестация

Категория, разряд

Награды

Курсы

1

Дмитриева А.В.

2 кл.

высшее

 26

29.04. 2021г.пр.№ 10-П-610

высшая

2013г.Почётная грамота Миистерства образования РФ;

2016г.- Почетна Грамота Думы ХМАО-Югры и нагрудный знак

 «Реализация требований обновлённых ФГОС НОО, ФГОС основного общего образования в работе учителя», 22.06.2022 ; «Особенности реализации программы духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки», 31 марта 2022; «Содержательные аспекты методического сопровождения учителя в условиях обновлённых ФГОС НОО, ФГОС ООО», 2022;  

2

Ерохина Т.М..

04.02.1963г.

3 кл.

высшее

40

18.04.2022г. пр.№ 10-П-651

высшая

Занесена на Доску Почета Нижневартовского района

«Особенности организации инклюзивного образовательного процесса, в общеобразовательных учреждениях, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья различных нозологических групп, в том числе с применением дистационных образовательных технологий и электронного обучения», 14.06.2022; «Эффективное управление процессом формирования и развития функциональной грамотности: теория и практика», 26.09.2022; «Особенности реализации программы духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки», 31 марта 2022;

3

Прасина М.А.

10.01.1966г.

4 кл.

Высшее, РГПУ им. А.И.Герцена№

36 лет

14.05.2018г..

высшая

Нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации» (27.05.2004г.), Почетное звание «Заслуженный работник образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (02.12.2008г.), нагрудный знак «За заслуги перед Нижневартовским районом» (27.05.2013г.)

«Особенности реализации программы духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки», 31 марта 2022; «Содержательные аспекты методического сопровождения учителя в условиях обновлённых ФГОС НОО, ФГОС ООО», 2022;  «Реализация требований обновлённых ФГОС НОО, ФГОС основного общего образования в работе учителя», 22.06.2022 ; ; «Эффективное управление процессом формирования и развития функциональной грамотности: теория и практика», 26.09.2022; «Актуальные проблемы внедрения новых учебно-методических комплектов в преподавании родного языка и литературы коренных малочисленных народов Севера», 12.05.2022

4.

Серкова В.А.

1 кл.

высшее

27

07.06.2022г. пр.№ 10-П-1118

высшая

Почётная грамота Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, 2022 г.

«Эффективное управление процессом формирования и развития функциональной грамотности: теория и практика», 26.09.2022; «Особенности реализации программы духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки»,

 

План работы ШМО учителей начальных классов

на 2022-2023.учебный год

Направление деятельности

Внутришкольные вопросы

Внеклассная

работа

Сроки

Ответственные

1. Заседания методического объединения

Заседание 1.

Тема: «Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2022 – 2023 учебный год».

План

  1. Анализ работы МО за истекший год, утверждение плана работы МО на 2022-2023 учебный год. (Соловьева О.А.)

2. Формирование банка данных о кадровом потенциале учителей начальных классов.                                                                 

3. Обсуждение нормативных, программно–методических документов: изучение нормативной и методической документации по вопросам образования, о едином орфографическом режиме.

4. Обсуждение плана работы методического объединения на 2022 - 2023 учебный год в условиях внедрения ФГОС НОО.                 

6. Корректировка и утверждение тем самообразования учителей.

7.   Планирование участия обучающихся в мероприятиях разного уровня.

8. Планирование даты проведения недели / декады начальных классов. Примерное обсуждение мероприятий.

  • утверждение рабочих программ с учетом регионального компонента;
  • основные направления воспитательной работы;
  • корректировка планов по самообразованию;
  • заполнение журналов;
  • определение уровня интеллектуальной и психологической готовности первокласс- ников к обучению по ФГОС НОО;
  • проведение стартовой диагностики для первоклассников;
  • проверить уровень ЗУН обучающихся 2-4 классов (входные контрольные работы) составление        и        утверждение        графиков открытых уроков;
  • составление планов учебной работы;
  • утверждение графика контрольных работ на 2022-2023учебный год.
  • Проведения урока Знаний.
  • Подготовка к празднику

«Посвящение в первоклассники

».

 

Август - сентябрь

Руководитель МО

Учителя нач. классов

Заседание 2.

Тема: «Стандарты 3 поколения ФГОС в начальной школе. Педагогическая компетентность. Адаптация первоклассников к школе».

Цель: использование наиболее эффективных технологий преподавания предметов.

План

  1.  Новый ФГОС третьего поколения: изменения стандартов.

  2. Рабочие программы учебных предметов начальной школы как составная часть ООП НОО».
  3. Требования к современному уроку. Анализ и самоанализ урока в свете реализации ФГОС НОО. Типы уроков по ФГОС.

  4. Организация внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО.
  5. Итоги диагностики адаптационных процессов у обучающихся 5 классов.

Адаптация обучающихся 1 классов. Специфика организации образовательного процесса для         учеников 1 класса.

  1. План работы со слабоуспевающими детьми, план работы с одарёнными учащимися.
  2. Подготовка к внутришкольному туру про- ведения олимпиад.

 

  • посещение уроков в первых классах с целью выявления готовности к обучению в школе;
  • анализ владения учителями начальных классов современными технологиями;
  • подготовка к проведению внутришкольных олимпиад по русскому языку и математике;
  • входные контрольные работы для учащихся 2 - 4 классов;

организация и проведение предметной

декады МО учителей начальных классов.

  • Участие в конкурсе «Рус- ский медвежонок

- 2021»

  • Подготовка к празднику

«Новый год».

Ноябрь - декабрь

Руководитель МО

Учителя нач. классов

Заседание 3.

Тема: «Повышение эффективности современного урока через применение современных образовательных технологий».

План

  1. Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся.
  2. Использование мультимедийных средств обучения на уроках в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся.
  3. Итоги успеваемости в I полугодии. Анализ итоговых контрольных работ. Итоги мониторинга качества знаний, умений и навыков, техники чтения за 1 полугодие.
  • проведение открытых уроков
  • классно-обобщающий контроль в 4 классе. Уточнение банка данных о способных детях и низкомотивированных детях.

Проверка тетрадей по русскому языку и математике во 2 - 4 классах с целью выполнения орфографического режима, правильности и выставления оценки, объема работы, дозировки классной и домашней работы;

  • Праздник «8 марта».
  • Методическая неделя

«Литературное чтение».

Январь –февраль

 

Учителя начальных классов

Заседание 4

Тема: «Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках через технологию развития критического мышления».

План

  1. «Формирование у обучающихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности».
  2. «Применение технологии развития критического мышления как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках в начальной школе».
  3. «Применение новых образовательных технологий при работе со слабо мотивированными и  одарёнными детьми».
  4. Обмен опытом учителей по вопросу работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении.

  1. Предметная неделя. Об- суждение плана работы.
  2. Подготовка к проведению методической недели.
  3. Обмен опытом учителей по вопросу:

- работа с учащимися, испытывающими трудности в обучении.

4. Участие в районных кон- курсах, олимпиадах.

Проведение мероприятий, направленных на воспитание духовно-нравственных ценностей.

  • Подготовка учащихся к Международному математическому конкурсу

«Кенгуру»

февраль- апрель

Руководитель МО

Учителя начальных классов

Заседание 5.

Тема: «Анализ результативности работы МО за год. Перспективы и основные направления деятельности на 2023 – 2024 учебный год».

Цель: проанализировать результаты деятельности МО.

План

  1. 1. Анализ работы МО учителей начальных классов за 2022-2023 учебный год.

Индивидуальная методическая работа учителя (отчет по самообразованию).

  1. Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2022 -2023

учебный год. Определение проблем, требующих решения в новом учебном году.

  1. Совместный анализ итогового контроля в 1-4 классах. Результаты ВПР в 4-х классах.

6. Выполнение учебных программ

  • Итоговые контрольные ра- боты для учащихся 2 - 4 классов за год;
  • Всероссийские проверочные работы в 4-ом классе.
  • мониторинг техники чтения;
  • отчет о прохождении про- граммы по предметам;
  • оформление документации; оценка деятельности

учителей начальных классов по внедрению  ФГОС.

  • Мероприятия ко Дню По- беды.
  • Подготовка учебников к сдаче в библиотеку.
  • Выпускной в 4 классах.
  • Праздник у первоклассников «Прощай, первый класс!»

Май

Руководитель МО Учителя МО

2. Научно-методическая работа

1

Основные направления модернизации учебного процесса: дальнейшее внедрение новых современных технологий, позволяющих переосмыслить содержание урока с целью формирования основных компетентностей у учащихся.

в течение года

Учителя МО

2

Взаимное посещение уроков.

в течение года

Учителя МО

3

Проведение открытых уроков учителей МО

в течение года

Учителя МО

4

Участие учителей МО в муниципальных, региональных конкурсах.

в течение года

Учителя МО

5

Подготовка и участие учителей МО в проведении методической недели.

октябрь/ноябрь

Учителя МО

6

Методическая копилка учителей начальных классов

в течение года

Учителя МО

3. Аналитико-диагностическая работа

1

Формирование банка данных о классных руководителях

сентябрь

Руководитель МО и учителя

2

Сбор сведений о методических темах классных руководителей.

4

Мониторинг участия учителей начальных классов/ классных руководителей в конкурсах

декабрь, май

5

Анализ результатов деятельности МО классных руководителей

май

6

Отчѐт классных руководителей по итогам организации занятости обучающихся в каникулярное время, индивидуальная работа с учащимися «группы риска»

в течение года

4. Контрольно-инспекционная деятельность

1

Наличие, правильность составления плана воспитательной работы классного руководителя

сентябрь

Руководитель МО

2

Наличие портфолио классного коллектива

апрель

3

Выполнение плана воспитательной работы

ноябрь, февраль, май

4

Посещение классных часов

сентябрь-май

Руководитель МО

5

Протоколы родительских собраний

Руководитель МО

6

Учѐт посещаемости родителей родительских собраний

По плану

Руководитель МО

5. Работа с успешными и мотивированными на учѐбу детьми

  • Олимпиада по математике
  • Выявлять мотивированных
  • Повышение

Учителя нач.

  • Олимпиада по русскому языку

детей

учебной мотивации

По плану

классов

  • Олимпиада по окружающему миру
  • Конкурсы
  • «Кенгуру»
  • Раскрывать познавательный и творческий потенциал учащихся

школьников

  • «Русский медвежонок»

 

6. Работа со слабоуспевающими учащимися

  • Консультации для слабоуспевающих детей и их

родителей

  • Обеспечить

индивидуальные занятия с

  • Повышение

учебной

В течение года

Учителя нач.

  • Проводить        дополнительные        (индивидуальные)

ребенком в соответствии с

мотивации

классов

занятия для слабоуспевающих. Учить детей навыкам

рекомендациями ПМПК.

школьников

самостоятельной работы.

7. Повышение педагогического мастерства

  • Заседания РМО начальных классов

Выявлять, пропагандировать и   осуществлять новые подходы к организации обучения и воспитания

  • Выработка

рекомендаций,определение перспектив дальнейшей деятельности

В течение года

Учителя нач. классов

Руководитель ШМО

 

 

 

 

  • Курсы повышения квалификации

 

 

8. Мониторинг и педагогическая диагностика

Проведение диагностики знаний, умений, навыков на начало учебного года, входящей диагностики первоклассников

  • Анализ и обсуждение результатов контрольных работ в 5 классе
  • Промежуточный контроль знаний, умений и навыков по русскому языку, математике и чтению
  • Контроль наличия и использования учебного оборудования в образовательном процессе
  • Проведение регионального мониторинга по русскому языку и математике за курс начальной школы
  • Проверка техники чтения в 1-4 классах
  • Проведение итоговых контрольных работ по русскому языку и математике, проверка техники чтения
  • Пополнение портфолио обучающихся
  • Контроль и оценка уровня обученности обучающихся, а также качества усвоения ими знаний по различным  предметам

Сентябрь

Декабрь

Январь Апрель

Май Апрель

В течение года

Учителя нач. классов

Учителя нач. классов

9. Консультации

  • По учебно-методическому обеспечению образовательного процесса
  • По текущим вопросам

В течение года

Руководитель МО