обобщение опыта , самообразование

Прасина Марина Александровна

Предварительный просмотр:

Методическая мастерская

Слайд 1.  «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе»

                                                                 Прасина М.А.,

учитель начальных классов

МБОУ «ЛарьякскаяСШ»

Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги и гости моей методической мастерской «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе». Начать свое выступление мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии. Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день. Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

        - «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик.

- «Бодхисаттва входит во дворец,» – это значит, положи чай в чайник, - добавил второй.

- «Струя греет чайник,» – это значит, кипящей водой залей чайник, – подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

  Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.        - Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.        «Практические дела всегда говорят громче, чем слова,» – ответил учитель.

- Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?

        Это самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний.

Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что:

- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом; - «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;

- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

 Притча «Чайна церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».

        Почему меня заинтересовала эта тема?

         Сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях: и в школах, и в Министерстве просвещения, и в Совете по науке и образованию. Почему же она становится такой важной?

                Слайд 2.

                    Функциональная грамотность является одним из основных факторов, который помогает активно участвовать во многих сферах деятельности и самостоятельно обучаться в течение всей жизни.

В соответствии с этим мною были определены цели и задачи своей работы.

Слайд 3.

Цель: обучить мобильную личность, осваивать новые социальные роли и функции и быть конкурентоспособным.

Слайд 4.

Задачи:

  • сформировать самостоятельность в учебной, творческой деятельности;
  • воспитать целеустремлённого, трудолюбивого ученика, стремящегося к здоровому образу жизни, умеющего планировать свою деятельность и самостоятельно добывать знания;
  • творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;
  • сделать процесс обучения занимательным, создать у детей ситуацию успеха, переживание радости познания, облегчить преодоление трудностей в усвоении большого и сложного учебного материала.

Слайд 5.

Объект исследования: функциональная грамотность на уроках в начальной школе.

Предмет исследования: формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе.

Слайд 6.

Ожидаемые результаты:

  • повышение успеваемости и уровня обученности обучающихся, мотивации к изучению предмета;

- открытые уроки перед учителями школы;

- доклады и выступления на различных уровнях;

- разработка дидактических материалов;

- создание комплектов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий;

- обобщение опыта по исследуемой теме.

                Под грамотностью в современном мире понимается степень владения человеком навыками слушания, говорения, чтения и письма на родном языке. Грамотный человек должен использовать все перечисленные навыки в соответствии с орфоэпическими, орфографическими, лексическими, грамматическими, пунктуационными нормами. С течением времени сущность понятия «грамотность» менялась и расширялась в связи с ростом общественных требований. Впервые о функциональной грамотности было заявлено в середине 60-х годов 20 века. В Тегеране на Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности в 1965 году был предложен термин «функциональная грамотность». Если первое время под функциональной грамотностью понималось в основном владение чтением и письмом, то позднее функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: она стала включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.

Слайд 7.         

Функциональная грамотность – это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности в конкретной культурной среде.

 Слайд 8         

 Исходя из данного определения, можно прийти к выводу, что человек в современном быстро меняющемся мире должен быть всесторонне развитым, образованным и способным к самообучению, обладать навыками функциональной грамотности.

Слайд 9

В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию.

          Таким образом, развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога в настоящее время.

Остановлюсь подробнее на формировании функциональной грамотности на уроках русского языка.

Работая над формированием функциональной грамотности учащихся, в своей работе я опираюсь как на традиционные методы обучения, так и новые технологии.

Слайд 10.

Рассмотрим приемы, которые способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников, позволяют повысить мотивацию учащихся, создать обстановку творческого поиска, активизации мыслительной деятельности. Эти приёмы знакомы учителям, недаром говорят, что «всё новое — это давно забытое старое».  

Развивать функциональную грамотность можно на любом этапе урока, при изучении любой темы по русскому языку. Так, например, при изучении моими четвероклассниками темы «Диалог. Обращение» мы составляли диалоги на темы «В магазине», «В библиотеке», «В автобусе», «На перемене», «На уроке» и разыгрывали эти мини-сценки. Важно было не только правильно составить и употребить вежливые формы обращения, записать правильно, соблюдая знаки препинания, реплики и предложения с прямой речью, но и проявить актерские способности при исполнении.

Работа со словарем, обращение к памятникам культуры, высказывания о языке – все это направлено на освоение лингвистической компетенции учащихся. Можно интересно вплести в канву урока различные высказывания лингвистов, и не только. Например, при изучении темы «Неопределенная форма глагола» высказывание В. Каверина «Бороться и искать, найти и не сдаваться» имеет смысл на этапе целеполагания.

Такие формы работы развивают языковое чутьё, позволяют почувствовать все тонкие грани русского языка.

Игра «Собери фразеологизмы»

Кто-то подшутил над вами и рассыпал на отдельные слова шесть фразеологических единиц. Соберите их за одну минуту.

Куда Макар телят не гонял. Гусь свинье не товарищ. У него язык без костей. Семь пятниц на неделе. Из огня да в полымя. Как в воду канул.

В результате подобной работы речь учащихся обогащается, расширяется кругозор.

«Угадай-ка» (игра с подсказками)

Живет в море... Бывает на эстраде… Видна в ночном небе…(звезда). Был такой композитор… Растет на дереве... Выпал из тетради… (лист) Ее можно брать… У всех она своя… Самая большая у Эвереста … (высота) Бывает толстый и тонкий… Бывает научный и детский… Есть такой… «Крокодил» (журнал).

 Такие        игры        обогащают        словарный        запас,        воспитывают        стремление к самосовершенствованию.

Игра «Третий лишний»

Найдите лишнее слово, обоснуйте свой выбор.

Желток, железо, желтый

Носильщик, нос, носатый Часовщик, часть, час Печурка, печать, печка Циркуль, цирк, циркач.

Ребята любят шарады «Составь слово».

 Корень тот же, что и в слове СКАЗКА, Суффикс тот же, что и в слове ИЗВОЗЧИК.  Приставка та же, что и в слове РАСХОД.

Корень мой находится в ЦЕНЕ. В ОЧЕРКЕ найди приставку мне. Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ вы встречали. Вся же в дневнике я и в журнале.

В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень. Суффикс в СОБРАНИЕ встретите вскоре. В слове РАССКАЗ вы приставку найдете. В целом – по мне на уроки пойдете.

Очень важно   определить уровень сформированности функциональной грамотности четвероклассников. Для диагностики сформированности функциональной грамотности мной были использованы тестовые материалы, содержание которых включало в себя основные разделы по русскому языку: фонетика, состав слова, морфология, лексика, синтаксис и пунктуация;

- Тестовые материалы были разработаны по специальной структуре, все задания были разделены на три уровня:

  • Репродуктивный уровень – действие по образцу, ориентация на внешние характеристики;
  • Рефлексивный уровень – действие с пониманием, ориентация на существенные отношения как основу способа действия;
  • Функциональный уровень – компетентное действие, ориентация на поле и границы возможностей способа действия.

Первый уровень – репродуктивный:

1) Отметь слова, которые нужно написать с большой буквы, даже если они находятся в середине предложения.

  1. Красноярск (название города)
  2. Казáн (котел для приготовления пищи)
  3. Казáхи (название народа)
  4. Килиманджаро (название горы)
  5. Клест (название птицы)

Ответ: 1, 4

  Это прямое применение правила о правописании имен собственных.

2) Отметь слово, которое не является родственным остальным словам.

  1. Лесник — человек, охраняющий лес.
  2. Леска — длинная прочная нить, к концу которой привязывается рыболовный крючок.
  3. Лесок — небольшой лес.
  4. Перелесок — редкий лес, соединяющий два леса.

Ответ: 2

          Здесь прямое применение способа определения однокоренных слов: однокоренные слова объясняются через слово того же корня. Решение задачи возможно даже в том случае, если не все слова знакомы: «родственность» легко обнаружить в приведенных объяснениях (три слова обозначают нечто, связанное с лесом, одно имеет совершенно иное значение).

Второй уровень – рефлексивный

1) Отметь слово (или слова) с суффиксом –ик.

  1. барабанчик
  2. перчик
  3. лётчик
  4. стульчик

Ответ: 2

          В этом варианте задачи требуется морфемный анализ: необходимо различить суффиксы -чик- и -ик-, для чего нужно понять, от какого слова образовано данное (барабанчик = барабан + -чик; летчик = летать + -чик; стульчик = стул + -чик; а перчик = перец+ - ик (чередование ц/ч + беглая гласная)).

2) Отметь пример, в котором выделенное слово стоит в родительном падеже.

  1. Он был похож на лётчика или моряка.
  2. История этого моряка поучительна.
  3. Все принимали его за моряка.
  4. Отважного моряка встретила сама королева.

Ответ: 2

          Различение омонимичных форм. Способ: установление смысловых и грамматических связей между словами в предложении (нужно найти слово, от которого задается вопрос к выделенному слову: похож на кого? на что? на моряка — вин. п., история кого? чего? моряка - род. п., принимали за кого? за что? за моряка — вин. п., встретила кого? что? моряка — вин. п.)

Третий уровень – функциональный

1) К каким словам нужно добавить приставку за-, чтобы текст передавал смысл последнего предложения? Подчеркни эти слова.

Я старался не спугнуть морских котиков. Но вот встревожилась ближайшая ко мне самочка.

Она привстала и подняла острую рыжую мордочку, зашевелив усами. Оторвали от песка головы и её соседки. Возился огромный самец. И вдруг всё семейство, как по команде, двинулось к воде. Шевелились и другие звери. Качались, ныряли усатые чёрные головы. Пляж начал приходить в движение.

Ответ: завозился, зашевелились, закачались, заныряли.

          Применение способа в рамках действия более высокого порядка. Приставка выступает средством связи в тексте, выражая значение начала действия, которое прямо сформулировано в последнем предложении. Задача: «примерить» приставку к словам текста, найти глаголы, которые должны конкретизировать значение «начало движения».

2) Какую начальную форму может иметь слово? Запиши все варианты.

плачу – __________________________________________________

Ответ: плакать, платить, плач

Ответ считается верным, если дано хотя бы два варианта

          Реконструкция возможных вариантов парадигмы. Ударение не обозначено, что задает бóльшую вариативность.

В своей практике применяю ещё одну методику «Определение понятий». Перед началом диагностики ребенку предлагается следующая инструкция: «Перед тобой несколько разных слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения слова. Объясни значение слов.

 За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 секунд. Если в течение этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово.

       Дать определения последовательности из 5 слов: автомобиль, гвоздь, газета, зонтик, чешуя, герой, связывать, щипать, шершавый, вертеться.

  1. Перед тем как ребенок попытается дать определение слову, необходимо убедиться в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью следующего вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?» Если получен со стороны ребенка утвердительный ответ, та после этого экспериментатор предлагает ребенку самостоятельно дать определение этого слова и засекает отводимое на это время
  2. Если предложенное ребенком определение слова оказалось не вполне точным, то за данное определение ребенок получает промежуточную оценку — 0,5 балла. При совершенно неточном определении — 0 баллов.

 Оценка результатов:

     Максимальное количество баллов, которое может ребенок получить за выполнение этого задания, равно 10, минимальное — 0. В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за определения всех 10 слов из выбранного набора. При повторном проведении психодиагностики одного и того же ребенка при помощи данной методики рекомендуется пользоваться разными наборами слов, так как ранее данные определения могут запоминаться и затем воспроизводиться по памяти.

Выводы об уровне развития10 баллов — очень высокий, 8-9 баллов — высокий, 4-7 баллов — средний, 2-3 балла — низкий,0-1 балл — очень низкий.

Результаты данных диагностической работы показали, что с выполнением заданий первого и второго уровня у учащихся практически не возникло трудностей. Выполнение заданий третьего (функционального) уровня, вызвало у большинства детей затруднения в ходе его выполнения. В последнем уровне от учеников требовалось умение находить слова и предложения, встраивать их в контекст, форма и значение которых определяется этим контекстом или влияет на него. Но в силу своего недостаточного свободного владения основными понятийными средствами, они не справились. Что касается второй методики «Определение понятий», то интерпретация полученных данных позволила сделать вывод о том, что большинство испытуемых при определении выбранных понятий в бланке совершили по одной – две ошибки, что говорит о том, что уровень развития обучающихся, их освоение предметных понятий не достаточно высок.

Мои ученики ежегодно участвуют во Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку, в конкурсах «Русский медвежонок – языкознание для всех» и занимают призовые места. Со своей темой самообразования я выступила на школьном методическом объединении учителей начальных классов. В 2021-22 учебном году выступала на заседании районного методического объединения учителей начальных классов.  Постоянно прохожу курсы повышения квалификации, посещаю уроки своих коллег.

Цель на следующий учебный год – совершенствование применяемых методов и приемов формирования функциональной грамотности для улучшения качества знаний.

Важно        заинтересовать детей,        и        не        столько        занимательным материалом,        сколько        тем фактом, что        они        занимаются        серьезным делом        на уроке. Именно         серьезное отношение        к предмету        пробуждает интерес        к его постижению. 

Модель формирования и   развития   функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево   незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.

Дерево – функционально грамотная личность

 Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. И задача современного образования – такую личность воспитать.

Из сказанного следует, что на формирование функциональной грамотности у человека первостепенное значение оказывает период его обучения в младшей школе. При этом следует обращать внимание на важность тщательной подготовки к планируемому уроку. В нем должны учитываться требования программы, а также необходимость детей быть активными в познавательном процессе. Ученику важно проявлять активность в мышлении, умении представлять, выражать свои мысли, делать предположения и аргументировать сказанное. Комплекс мер позволит обеспечить позитивное отношение к учебе, процессу познания, что будет проявляться не только в процессе дальнейшего обучения в школе, ВУЗе, но и в труде, отдыхе, в повседневной жизни.

Список использованных источников:

  1. Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе: актуальный региональный опыт: сборник методических материалов. Часть 1 / под ред. Л.В. Серых, С.А. Пульной, С.Е. Тереховой, О.В. Беловой.−Белгород, 2020. – 440 с.
  2. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / [Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др.]; под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. — 288 с.: ил. — (Российский учебник: Успешный педагог XXI века).
  3. Алексеева, Е. Е. Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении математике / Е. Е. Алексеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-2. - С. 10-15.
  4. Ушакова, М. А. Развитие функциональной грамотности школьников посредством повышения качества математического образования / М. А. Ушакова // Научно методическое обеспечение оценки качества образования. - 2020. - № 1 (9). - С. 56-59.
  5. Юрикова, О. И. Приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе / О. И. Юрикова // Педагогика и психология: перспективы развития: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. - 2019. - С.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ларьякская средняя школа» «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе» Учитель начальных классов: Прасина Марина Александровна 2022 год

Слайд 2

Актуальность: функциональная грамотность является одним из основных факторов, который помогает активно участвовать во многих сферах деятельности и самостоятельно обучаться в течение всей жизни.

Слайд 3

Цель: обучить мобильную личность, осваивать новые социальные роли и функции и быть конкурентоспособным.

Слайд 4

Задачи: сформировать самостоятельность в учебной, творческой деятельности; воспитать целеустремлённого, трудолюбивого ученика, стремящегося к здоровому образу жизни, умеющего планировать свою деятельность и самостоятельно добывать знания; творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся; сделать процесс обучения занимательным, создать у детей ситуацию успеха, переживание радости познания, облегчить преодоление трудностей в усвоении большого и сложного учебного материала.

Слайд 5

Объект исследования: функциональная грамотность на уроках в начальной школе. Предмет исследования: формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе.

Слайд 6

Ожидаемые результаты: повышение успеваемости и уровня обученности обучающихся, мотивации к изучению предмета; открытые уроки перед учителями школы; доклады и выступления на различных уровнях; разработка дидактических материалов; создание комплектов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий; обобщение опыта по исследуемой теме.

Слайд 7

Функциональная грамотность - это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности в конкретной культурной среде.

Слайд 8

Человек в современном быстро меняющемся мире должен быть всесторонне развитым, образованным и способным к самообучению, обладать навыками функциональной грамотности.

Слайд 9

Сущность функциональной грамотности младшего школьника

Слайд 10

Приемы формирования фнукциональной грамотности на уроках русского языка: Игра «Собери фразеологизмы»; «Угадай-ка»; Игра «Третий лишний»; Шарады «Составь слово»; «В две колонны становись!»; «Назови, одним словом; «Проблемная ситуация»; «Лови ошибку»; Словарные диктанты;

Слайд 11

Тестовые задания: репродуктивный уровень – действие по образцу, ориентация на внешние характеристики; рефлексивный уровень – действие с пониманием, ориентация на существенные отношения как основу способа действия; функциональный уровень – компетентное действие, ориентация на поле и границы возможностей способа действия.

Слайд 12

Первый уровень – репродуктивный: 1) Отметь слова, которые нужно написать с большой буквы, даже если они находятся в середине предложения. 1. Красноярск (название города) 2. Казáн (котел для приготовления пищи) 3. Казáхи (название народа) 4. Килиманджаро (название горы) 5. Клест (название птицы) 2) Отметь слово, которое не является родственным остальным словам. Лесник — человек, охраняющий лес. Леска — длинная прочная нить, к концу которой привязывается рыболовный крючок. Лесок — небольшой лес. Перелесок — редкий лес, соединяющий два леса.

Слайд 13

Второй уровень – рефлексивный: 1) Отметь слово (или слова) с суффиксом –ик. барабанчик перчик лётчик Стульчик 2) Отметь пример, в котором выделенное слово стоит в родительном падеже. Он был похож на лётчика или моряка. История этого моряка поучительна. Все принимали его за моряка. Отважного моряка встретила сама королева

Слайд 14

Третий уровень – функциональный: 1) К каким словам нужно добавить приставку за-, чтобы текст передавал смысл последнего предложения? Подчеркни эти слова. Я старался не спугнуть морских котиков. Но вот встревожилась ближайшая ко мне самочка. Она привстала и подняла острую рыжую мордочку, зашевелив усами. Оторвали от песка головы и её соседки. Возился огромный самец. И вдруг всё семейство, как по команде, двинулось к воде. Шевелились и другие звери. Качались, ныряли усатые чёрные головы. Пляж начал приходить в движение. 2) Какую начальную форму может иметь слово? Запиши все варианты. плачу – __________________________________________________

Слайд 16

«Русский медвежонок»

Слайд 17

Модель формирования и развития функциональной грамотности



Предварительный просмотр:

 

Индивидуальный образовательный маршрут
 на  2019 – 2023 годы

 

 

                               Ф.И.О. педагога:  Прасина М.А.

Место работы: МБОУ «ЛарьякскаяСШ»

Занимаемая должность: учитель начальных классов

Образование: высшее

Квалификационная категория: высшая

Педагогический стаж: 33 лет

 

 

Тема самообразования «Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе»

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.  Что такое «функциональная грамотность»?  Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией  становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе.

Цель моей профессиональной деятельности – создать условия для развития читательской грамотности (научить детей читать художественную литературу, подготовить к её систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать).

Задачи:

- повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;

- внедрить технологию смыслового чтения, технологию продуктивного чтения

- внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.

- использование технологии проблемного обучения  с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;

- разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.

Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение психолого-педагогической литературы;
  • продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей, работающих по проблемной, по проблемно-диалогической технологии
  • разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности обучающихся;

 Предполагаемый результат:

  • формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия,
  • формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
  • повышение качества преподаваемых предметов;
  • участие в педсоветах,  семинарах,  в работе школьного и районного МО учителей начальных классов;
  • умение оказать практическую помощь коллегам.

Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях МО и педсовете, участие в конкурсах.

Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная)

Этапы реализации

Сроки

1 этап- 1 класс

сентябрь 2019 г. – сентябрь 2020 г.

2 этап – 2 класс

октябрь 2020г. – сентябрь 2021 г.

3 этап  - 3 класс, 4 класс

октябрь 2021 г – сентябрь 2023 г.

Этапы работы над темой

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Результат

Диагностический

Мониторинг образовательных достижений учащихся по функциональной грамотности

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2019-2020 г.

Курсы повышения  квалификации
Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме самообразования

Изучить условия формирования читательской самостоятельности младших школьников в процессе  уроков литературного чтения, русского языка, окружающего мира
- определение основной цели работы по самообразованию: создать условия для развития читательской грамотности

План работы (Дорожная карта)

Прогностический

Определение целей и задач темы.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Прогнозирование результатов

2019-2020 г.

Курсы повышения  квалификации

Составление «дорожной карты» КПК   «Техники формирования читательской грамотности в процессе обучения русскому языку и литературе» 

Практический

Внедрение опыта работы.
Формирование методического комплекса.
Корректировка работы.

2020-2023 г.

1. Разработка учебных  заданий, связанных с основными группами читательских умений.

2. Использование на уроках технологий:

- навыка смыслового чтения

- продуктивного чтения

- критического мышления

- игровые

- личностно – ориентированная

- информационная

- цифровые  

- проектная

- Технологии визуализации учебного материала (инфографика)

3. Мероприятия по развитию  творческо-поисковых      способностей 

4. Проведение нестандартных уроков: литературные гостиные, уроки-сказки, уроки-исследования, квест - уроки.

- использование нетрадиционных методических приемов работы с текстом
- Выступление на педсовете «Профессиональная компетентность учителя – главный ресурс качества образовательного процесса».
- Участие в методической неделе начальных классов (проведение открытых уроков, круглого стола для родителей).
- Участие в олимпиадах, конкурсах.

Организация работы с родителями:

1. Семейные чтения

2. Родительское собрание на тему привития любви к чтению

3. Совместные мероприятия по прочитанным книгам

Внеурочная деятельность:

1. Участие в литературных конкурсах

2. участие в олимпиадах по литературному чтению

КПК «Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы январь 21

Международный практикум «Продуктивные задания как средство формирования УУД»

 Международный практикум «Визуализация учебной информации как неотъемлемая часть обучения. Методика использования инфографики»

«Методика эффективного применения интеллектуальных карт»

Конкурс «Сказки А.С.Пушкина»

Олимпиада по литературному чтению (Уникум)

Обобщающий

Подведение итогов
Оформление результатов работы

2022-2023 г.

- Мониторинг образовательных достижений учащихся по функциональной грамотности

Участие в работе  МО учителей начальных классов и в проведении семинаров.
- Участие и результаты в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах

Участие в районном конкурсе «Учитель года;

Внедренческий

Распространение опыта работы

2019-2020 г.
2020-2021 г.

2021 – 2023 г

- Публикации в СМИ, сетевых сообществах

 

Источники самообразования

В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

  • Курсы повышения квалификации
  • Семинары и конференции, вебинары
  • Мастер-классы
  • Газеты, журналы
  • Видео, аудио информация на различных носителях
  • Платные курсы
  • Мероприятия по обмену опытом
  • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная)
  • Интернет