Главные вкладки

    Учить детей - моё призвание

    Ступак Галина Николаевна

    Чтобы  быть  хорошим преподавателем, нужно  любить  то, что  преподаешь, и  любить тех, кому  преподаешь   

    Василий Ключевский

    Если ты сможешь увлечь равнодушного, убедить сомневающегося, защитить слабого, доказать правоту, поговорить по душам, дорожить дружбой, любить своё дело до самозабвения – ты учитель!

    Я, Ступак Галина Николаевна, работаю в школе учителем географии. Учитель, нам мой взгляд, это самая благороднейшая профессия, требующая от человека, посвятившего ей жизнь, неиссякаемой жизненной энергии, большого творческого  потенциала, душевной щедрости, безграничной любви к детям и верности своему делу. За время работы в школе, удивительной по насыщенности, интенсивности, по обилию радостных эмоций, сомнений, тревог и волнений,  много найдено мною приемов и методов обучения, но каждый день нахожусь в поисках новых задач урока, стремление к достижению  которых добавило бы уроку значительности, возвышенности, праздничности. Ведь урок рождается со звонком и умирает со звонком, но в душе и в уме каждого ученика оставляет свой собственный след.  Моя задача – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Я понимаю, что это требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. Есть множество способов сделать свои уроки интересными и красивыми, но самым главным на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности, вера в свое большое предназначение. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь научиться воспринимать свои ошибки как опыт. Человека всегда воспитывала только правда, а проводником к ней была нежная любовь педагога к предмету и ученику. Детям нужно тепло, осознание своей необходимости, и если я могу дать это, значит,  связь с ними будет многолетней. И пока ученик хочет видеть во мне не только школьного преподавателя, но и учителя жизни, друга, то я готова до конца жизни этому служению. тверждение о том, что дети – будущее нации, не вызывает сомнений. Не вызывает сомнений и то, что будущее невозможно без качественного образования. Я люблю своих детей, свой предмет географию и стараюсь дать своим учащимся глубокие, прочные знания, воспитать у них патриотизм к своей малой родине, к своему отечеству – России.

     Меняются времена, но не меняются задачи учителя:
    • дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету;
    • содействовать творческому развитию каждого ученика, как на уроке, так и вне урока;
    • вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение;
    • воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя;
    • стать им другом, раскрыть богатство их душ.

    Несколько лет я работаю над темой «Применение ИКТ на уроках географии и организация исследовательской проектной деятельности обучающихся в процессе реализации краеведческого содержания географического образования». Выбирая тему для самообразования, руководствовалась современными требованиями к процессу обучения. Для себя разработала индивидуальный план работы над своей методической темой, который включает изучение теоретических основ применения ИКТ для формирования ключевых компетенций учащихся, активное внедрение их в практику работы, диагностику результативности их применения, распространение своего опыта работы по данному направлению. «В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться». Эти слова американского футуриста Элвина Тоффлера иллюстрируют основные тенденции современного образования – формирование ключевых компетенций учащихся. Под обучением, основанном на компетенциях, понимаю формирование знаний, умений, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности. Изучение теоретических основ компетентностного подхода позволило сделать определенные выводы, которые позволяют по-новому строить процесс обучения. Главным считаю научить учащихся учиться. «Образование на всю жизнь» - это вчерашний день, «образование через всю жизнь» - вот девиз современного общества.

    Выбирая передовые педагогические технологии, с помощью которых можно формировать ключевые компетенции у обучающихся, опиралась на имеющийся педагогический опыт и материальную базу школы.  Став в 2006 году победителем ПНПО в приоритете «Образовательные учреждения, внедряющие инновационные образовательные программы», школа была оснащена современной техникой, подключена к Интернету. В кабинете географии имеются  компьютер, ноутбук, подключенный к Интернету,  мультимедийный проектор, принтер, сканер, ксерокс, плазменная панель, DVD-плеер, интерактивная доска.  Есть комплект интерактивных карт, образовательные диски, собственные медиаресурсы. Кроме того, есть возможность проводить уроки в компьютерном классе. Это  техническое оснащение создает основу для использования информационно-коммуникационных  технологий  в образовательном процессе. Применение ИКТ позволяет перевести учебный процесс на качественно новый уровень, так как возникают новые возможности для построения системы работы учителя по организации учебного процесса как на уроке (объяснение нового материала, закрепление, контроль знаний), так и во внеурочное время (отработка пропущенного материала, подготовка к урокам, дополнительное образование). Комплект интерактивных карт – незаменимый помощник на уроках географии. Стараюсь давать детям разнообразные задания по картам, чтобы продемонстрировать все возможности интерактивной доски. Например, при изучении географического положения материков, использую интерактивную карту мира. Сняв слой номенклатуры, даю детям задание подписать (расставить готовые надписи) объекты береговой линии или крайние точки материка. Кроме работы с интерактивными картами, составляю задания для интерактивной доски. Например, заполнить таблицу, найти соответствие между столбцами и т.д. Дети с удовольствием работают с доской, сами придумывают задания друг другу. В своей работе я широко применяю поисково-исследовательский метод обучения,  достоинства которого состоит в активном, творческом характере учебной деятельности учащихся и в необходимости принятия ими собственных решений. Я использую модульное обучение при изучении тем: «Южная Россия»,  «Волга»,  «Природа Урала»  и «Жемчужина  Сибири – Байкал».   Ростовскую область  я изучаю в 8-9 классе, используя комплексный подход и факультативный курс «География Ростовской области».

    Весь объём преподаваемой в школе информации , ребенок запомнить не может. И только добытое им самим, или то, что помогал понять другим, испытывая при этом разнообразные чувства, врежется в память. Это подтверждает весь опыт моей работы.

    По сложившейся традиции,  на последнем уроке каждого учебного года  ученики всех классов, где я работаю, по моей просьбе пишут мне письма. В которых они объясняют свое собственное отношение к моему предмету, какие темы оказались наиболее понятыми,  и интересными, какие уроки им больше всего запомнились, а так же, и это для меня самое важное, то что им не понравилось, мои ошибки, просчеты и т.д.

    Анализируя письма, пришла к выводу, что модульные уроки с использованием технологий критического мышления, проекты, семинары, исследования для учеников наиболее интересны. С первого года обучения стараюсь развивать стойкий интерес к изучаемому предмету. Интерес побуждает у учащегося мотивацию, направленную на усвоение учебного содержания. Отбор содержания обучения, его доступность, использование наглядности, применение новых технологий, раскрывает учащимся значение знаний по предмету, что приводит к формированию положительного эмоционального отношения к учебе. Сохранение интереса к предмету – залог 100% успеваемости. Каждый мой урок содержит творческий поиск, совместные раздумья, предполагает оригинальные находки. Кабинет географии, созданный мною, является одним из лучших в школе и районе.

    Используя в своей работе элементы новых технологий, наблюдаю рост качества знаний обучающихся по итогам учебного года.

     Успеваемость учащихся по географии на протяжении последних лет составляет 100 %, а качество знаний растет:

    2010 - 2011 уч. год

    2011 – 2012 уч. год

     2012 – 2013 уч. год

    % обученности

    % качества

    % обученности

    % качества

    % обученности

    % качества

    100

    81

    100

    83

    100

    86

     Ежегодно мои ученики принимают участие в  школьных, муниципальных и региональных этапы Всероссийской олимпиады школьников, что способствует выявлению одаренных учащихся. Так в 2010-2011 году у меня было три призера на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по географии. Четыре года подряд мои дети принимают участие в геоэкологической олимпиаде, которую проводит ЮФУ геофак. И у нас есть результаты…Так в 2012 году 6 призеров и 3- победителя. И Соколенко Элла 8 кл. стала победителем на региональном уровне (приказ ГБОУ ДОД РО ОЭЦУ №20-ОД 25 марта 2012г)

     

    2011 г.

    2012 г.

    2013 г.

    призёры

    3

    3

    6

    победители

    1

    1

    3

    Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования. Это такие технологии как:

    а) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (В.Ф. Шаталова)

    б) Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик, А.С. Границкая, Инге Унт, В.Д. Шадриков, С.Н. Лысенкова, И.Д. Первин, В.К. Дьяченко)

    в) Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)

    г) Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков(А.А. Окунев)

    д) Здоровьесберегающие технологии.

    е) Информационно - коммуникативные технологии.

    Используемые мною образовательные технологии,  отвечающие целям компетентностного подхода, это такие технологии, которые формируют умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации; навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий; навыки самообразования, способности к академической мобильности; навыки работы в команде; умение сформулировать  задачу и кооперативно ее решить; навыки самоконтроля. Такими технологиями, безусловно, являются личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания.

    Среди разнообразных направлений личностно-ориентированного обучения и в воспитательной работе в своей практике  чаще всего применяю проектную технологию. Свой опыт работы по реализации учебных проектов  обобщила на районном семинаре МО учителей географии, а также победила в муниципальном этапе областного конкурса методических разработок «Хранители воинской славы».

    Технология разноуровневого обучения предполагает такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом на одном из уровней в зависимости от его способностей, индивидуальных особенностей и интересов. Для реализации разноуровневого обучения в кабинете имеется комплект разноуровневых заданий, ссылок на Интернет-ресурсы, содержащие тесты разного уровня сложности.

    В связи с  возрастающей учебной нагрузкой на школьников все более актуальными становятся здоровьесберегающие технологии. Эти технологии подразумевают такую организацию учебной деятельности, которая позволяет с максимальной эффективностью использовать интеллектуальные озможности учащихся, не позволяет ученикам уставать на уроках. Для реализации этой технологии осуществляю комплекс мероприятий на уроках, способствующих снятию эмоционального и физического напряжения, оборудую кабинет в соответствии с требованиями СанПиНа.