Урок литературного чтения "Что такое аннотация?"

Сахарова Ксения Андреевна

Литература

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_saharova_k.docx28.61 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы                                                                                                                                                    

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского

учебный корпус «Колледж Медведково»

Конспект пробного урока

в 3 «П» классе ГБОУ «Глория»

по литературному чтению

студентки группы 14 ПНК д 21 -16

Сахаровой Ксении Андреевны

Методист: Хлынина Ирина Александровна 

Дата проведения: 10.05.2018 г.

Подпись методиста_________ /___________

Подпись учителя__________/____________

Оценка_______________

Москва, 2018

Тема урока:. «Что такое аннотация?»
Тип урока:
Открытие нового знания
Цель урока
: формирование у учащихся знаний о аннотации и ее составлении

Планируемые  результаты

  • Личностные:
  • - формировать у детей интерес к литературным произведениям и книгам
    Метапредметные (УУД):

Регулятивные:
-
уметь ориентироваться в системе знаний (оценка);
- уметь осуществлять целеполагание с помощью учителя.

Познавательные:

- уметь структурировать знания;

- уметь извлекать информацию из прочитанного текста;
- уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- уметь владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Коммуникативные:
- уметь формулировать собственное мнение и позицию;
- уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

  • Предметные:

Знать:
-

Уметь:
-

Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование):

  • Для учителя: конспект урока, учебник, книги, презентация доска, магниты, листы А4
  • Для ученика: учебник, пенал.

Информационные источники:


Содержание урока

Этап урока, время

Методы, приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД по каждому заданию

Оборудование

Организацион-ный этап

(1-2 мин)

Эмоциональный настрой на работу на уроке

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут –Ксения Андреевна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
- Проверьте свою готовность к уроку: учебник, книга, которую вас просили принести, еще одна книга и пенал.
- Садитесь.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

К: умение планировать учебного сотрудничество с учителем и сверстниками

Компьютер, проектор, доска, презентация

Мотивация к учебной деятельности

 (6 мин)

М- словесный

Прочитать стихотворение

Непонятно, какое стихотворение будете читать.

Слушают

П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

 (4-5 мин)

П:логический (анализ, синтез, классификация)

П- технический

П: логический (анализ, синтез)

- Где мы встречаемся с книгами?

- Когда мы обращаемся за помощью к книге?

- Как быстро найти нужную книгу?

- Сегодня мы будем работать с книгой, узнаем, как устроена книга и как можно научиться быстро ориентироваться, выбирая книгу.

У вас на столах лежат книги, которые я раздала. Возьмите их, откройте посмотрите.

- Знаете ли вы, что у книги есть свои особые части?

- Возьмите книги и откройте форзац

Учитель просматривает, где открыли дети книгу и показывает сам где находится форзац.

- А знаете ли вы, где находится корешок книги, покажите мне пальчиком.

Учитель смотрит, где показывают дети корешок и сам показывает.

- Знаете ли вы где находиться содержание?

- А где находится титульный лист, вы знаете? Покажите мне.

Учитель проверяет и сам показывает правильный ответ.

- А знаете ли вы что такое аннотация и где она находиться? Покажите мне.

Аннотация в книгах находится … Ее во многих книгах очень сложно найти, а в нескольких книгах ее может и не быть.

Открывают книги и показывают форзац

Показывают пальцем

Открывают и показывают

Открывают вторую страницу с названием книги и автором.

Делают предположения и показывают.

П: умение

 владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления причинно-следственных связей.

П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Выявление места и причин затруднения

П – организационный (ответ с места)

М – словесный (беседа)

- Вызвало ли у вас затруднение поиска аннотации в книге?

- Вы хотели бы узнать, что такое аннотация и научиться ее быстро находить в книгах?

- да

-да

Построение проекта выхода из затруднения

М – словесный (беседа)

П – организационный (ответ с места)

П: логический (анализ, синтез)

- На основе своих ответов сформулируйте тему сегодняшнего урока. Как она будет называться?

- Да, совершенно верно, тема нашего урока будет посвящена аннотации.

- Чтобы вы хотели узнать об аннотации?

Учитель помогает учащимся построить план урока

- Что такое аннотация; аннотация; аннотация это…

- Что это такое?

- Где она находиться в книге?

- Какие аннотации бывают?

- Структура аннотации

- Как правильно написать аннотацию.

Реализация построенного проекта

И первый наш пункт плана, это узнать, что такое аннотация. Откройте книги на странице 18

- На этой странице вы найдете определения аннотации, но они разрезаны на слова. Прочитайте их и попробуйте составить определение термину аннотация. Вы можете совещаться с вашим соседом по парте. (Работа в парах)

- У вас у всех получились разные определения

Нам нужно создать из ваших определений одно.

- Как вы думаете зачем нам нужна аннотация?

Учитель объясняет, что аннотация нужно для того, чтобы узнать, о чем говориться в книге. Например, если вам нужна будет книга с определенными рассказами и жанром приключения или же фантастика. Вы сможете прочитать это в аннотации книги и понять подходит ли она вам для чтения или нет.

- Теперь, когда вы знаете определение аннотации и то почему она нужна, вы можете предположить, где в книге она расположена?

- Она располагается вначале книги или в конце?

- В книгах аннотация располагается после форзаца на обратной стороне титульного листа , она может быть скрыта и не явно выделена или же располагаться на второй странице где может быть написано «Дорогому читателю», «Для третьеклассника» и т.д.

Учитель просматривает как нашли аннотации учащиеся и помогает найти тем, кто не смог.

- Аннотации бывают разных видов.

Учитель раздает образцы аннотаций.

- Прочитайте образцы аннотаций.

- Аннотации бывают информативные (справочные) и рекомендательные. Посмотрите еще раз образцы аннотаций и предположите какая аннотация относиться к информативной, а какая к рекомендательной и почему?

-Давайте посмотрим были ли вы правы, узнаем, что должна включать в себя информационная аннотация.

-А теперь узнаем, что же такое рекомендательная аннотация.

- Посмотрите аннотацию в книге перед вами и скажите какая у вас аннотация: информативная или рекомендательная?

- Теперь рассмотрим структуру аннотации.

Перед вами структурные элементы, расположите их в правильной последовательности?

Открывают

Читают и собирают определение.

Читают учителю то, что получилось.

Аннотация – это краткое и обобщенное содержание книги.

Предположения детей

Слушают

Да, ищут

- в начале

Читают

Предполагают.

Смотрят на слайд. Читают

Смотрят на слайд. Читают

Читают свои аннотации и отвечают на вопрос.

- Первое, это инициалы автора, слово об авторе, какие рассказы включает в себя книга и о чем эти произведения.

Разрезанные определения:

Аннота́ция (от лат.  «замечание»)  или (от фр. «сокращённый»)

- это краткое содержание книги

- обобщенное содержание того, что будет в книге.

Приложение1

Приложение2

Структурные элементы:

Какие рассказы (повести, басни) включает в себя книга;

О чем эти произведения;

фамилия и инициалы автора;

информация об авторе.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Все пункты нашего плана мы рассмотрели?

- Верно, перед тем как написать свою аннотацию, повторим, что мы уже узнали о ней.

- Что такое аннотация?

- Какие виды аннотации бывают?

- О чем нам говорит информационная аннотация?

- О чем нам говорит рекомендательная аннотация?

- Какие структурные элементы мы с вами выделили?

- все, кроме одного

- Аннотация – это краткое и обобщенное содержание книги.

- Информационные (справочные) и рекомендательные.

- краткая справка об авторе; информация о том, чему посвящен текст и т.д.

- характеристика авторского творчества в целом; характеристика данного произведения, оценка и т.д.

- инициалы автора, слово об авторе, какие рассказы включает в себя книга и о чем эти произведения.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учитель раздает листочки.

- Сейчас мы с вами попробуем написать свою собственную аннотацию о книге. Я знаю, что сегодня вы принесли свои любимые книги. Возьмите их.

Посмотрите на доску там написано, что должна включать ваша аннотация и даны примеры как начать. (Учитель читает с детьми этапы и обговаривает их, если у детей есть вопросы учитель отвечает на них)

Учитель показывает критерии оценивания аннотации.

Можете приступать к написанию.

Слушают

Берут свои книги

Читают и слушают

Просматривают критерии

На доске:

Приложение 3

Приложение 4

Включение в систему знаний и повторение

Учитель вызывает несколько учеников к доске, для презентации своей аннотации.

Учащиеся выходят к доске и читают свою аннотацию.

Рефлексия учебной деятельности

П- рефлексивный

- Вам понравился сегодняшний урок?

- Что вам понравилось?

- А чего интересного узнали?

- Было трудно писать свою аннотацию?

Ответы детей

Р: умение ориентироваться в системе знаний (оценка)

Приложение1

№1

Роман «Отверженные» Виктора Гюго – один из лучших романов классики. В данном периоде автор описывает события во Франции. В первых главах романа мы знакомимся с Бьенвеню – человеком, который вел смиреннный образ жизни. Однажды он приютил у себя беглого каторжника Жана, который сбежал от него, прихватив с собой серебряные подсвечники. Каторжника поймали и привели к епископу, но тот, вместо того, чтобы обвинить преступника, защитил его и подарил подсвечники. Именно с этого момента и начинается преображение бывшего преступника. На страницах книги мы повстречаем других персонажей, каждый из которых обладает неповторимыми чертами характера. В этом романе есть все: любовь, ненависть, борьба добра и зла, храбрость, упрямство, непоколебимость…После прочтения этого романа Вы не останетесь равнодушными и задумаетесь о многом.

№2

 «В книгу известного современного польского прозаика Парандовского Я. (1895 – 1978) вошли: «Алхимия слова» (1951) – блестящее произведение о писательском искусстве, о том, как воплощаются творческие замыслы в произведениях, в нем дается анализ писательского искусства на примерах выдающихся писателей различных эпох; «Петрарка» (1956) –биография великого итальянского поэта Возрождения; «Король жизни» (1930) – увлекательное жизнеописание Оскара Уайльда».

Приложение2

Информативная –

Такая аннотация не критикует, не оценивает, а только предоставляет необходимую информацию – о чем говориться в книге, кто и чем примечателен ее автор.

— краткая справка об авторе;

— информация о том, чему посвящен текст;

— описание содержания документа;

Рекомендованная

Такая аннотация указывает на детали, привлекающие внимание читателей. Например, подчеркивает, что книга суперсовременна и отличается новаторским подходом. Приводятся и дополнительные убеждающие аргументы, апеллирующие к эмоциям читателя, его интересам.

— информация об авторе;

— характеристика авторского творчества в целом;

— характеристика данного произведения;

— оценка книги с комментариями и замечаниями по ее тематике и/или проблематике;

— описание особенностей стилистических и художественных приемов.

Приложение3

На доске:

  1. Инициалы автора и слово об авторе

В.В. Бианки известный русский писатель включил в сборник рассказов …

В сборнике собраны рассказы С.Т. Аксакова писателя – классика ….

Л.Н. Толстой русский баснописец …

  1. Что есть в книге?

В книге представлен рассказ под названием…

В сборник включены такие повести как …

В книгу входят несколько рассказов таких как …

  1. О чем произведение(я)

В этом рассказе описывается дружба трех друзей, которые…

Сказочная повесть «Мышонок Пик» о приключениях …

Приложение4

Критерии оценивания аннотации

  1. Соответствие аннотации книге
  2. Присутствуют все пункты плана
  3. Порядок пунктов
  4. Интересная аннотация