Внеурочная деятельность.

Величко Оксана Викторовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5» города Когалыма

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения учителей общественно-научных дисциплин

протокол №

Утверждено на заседании методического совета МАОУ «Средняя школа № 5» протокол №

приказ  от

Программа

Курса по выбору

«Практическое право»

9 класс, 68 часов

Учитель обществознания  

МАОУ «Средняя школа №5»

Величко Оксана Викторовна

предмет: __Обществознание_______

                                                                   

  2018-2019 учебный год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса «Практическое право» составлена на основе авторской программы элективного курса МАОУ «СОШ № 5" г. Армавира Щелухиной А. С. (2010г.).

Современная цивилизация требует от человека умения ориентироваться в правовом пространстве, предупреждать и юридически грамотно разрешать конфликтные ситуации, не только знать свои права и свободы, но и уметь пользоваться ими, отстаивать их, привлекать государственные и общественные организации к защите своих прав. Только гражданин, обладающий правовой культурой, может, с одной стороны, чувствовать себя спокойно и уверенно в современном обществе, а с другой стороны, быть стабилизирующим это общество субъектом, обеспечивать в стране правопорядок и основы правового государства. Последнее обстоятельство понимается государством как важнейшая задача. Ее решение включается в процесс модернизации образования.

Программа элективного курса «Практическое право» адресована педагогам и учащимся старших классов (9-11 классы). Она служит дополнением к правовому блоку образовательной области «Общественные дисциплины», изучаемому в основной и средней школе и углубляет очень важный аспект правовой подготовки личности, связанный с механизмами защиты гражданином своих прав.

Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения практического характера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержания данного элективного курса на житейских повседневных проблемах. Проблемы, которые включены в данный элективный курс, касаются широких слоев населения России и, в частности, самих учащихся. Их рассмотрение позволяет школьникам понять правовые отношения, не как нечто статичное, а как постоянно изменяющиеся, увидеть личностную значимость правовых знаний. И, соответственно, помогает им лучше ориентироваться в современном законодательстве. Проблемный подход дает возможность отчетливо увидеть, как право регулирует общественную жизнь, как важно каждому человеку знать, где можно найти необходимую правовую информацию. В конечном счете, знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.

Цель курса – развитие правовой культуры школьников на основе освоения ими основных правовых норм, прав и свобод гражданина и человека.

Задачи курса:

– знакомство учащихся с основными нормативно-правовыми актами, с которыми чаще всего человеку приходится сталкиваться в жизни;

– развитие критического мышления применительно к реалиям нашей правовой жизни;

– воспитание ответственности за собственное благополучие;

– освоение молодыми людьми социальных навыков и практических умений в области защиты своих прав.

Необходимым условием реализации этих целей и задач является адекватная методика, которая предполагает широкое использование активных и интерактивных методов и приемов наряду с традиционными формами проведения занятий.

Планируемые результаты. В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения и навыки:

 – самостоятельно получать информацию из нормативно-правовых источников и анализировать правовые документы;

– применять на практике знания по отстаиванию своих прав, находить пути разрешения конфликтов, пользоваться основными механизмами для защиты прав человека;

– называть основные права, объяснять их основной смысл и характеризовать содержание, а также классифицировать их по различным основаниям;

– определять свой правовой статус, определяя права и ответственность на разных этапах возрастного становления;

– анализировать жизненные случаи, ситуации с точки зрения правовых норм;

– выявлять проблемы, осуществлять поиск путей их разрешения, обсуждать результаты, делать выводы;

– создавать и защищать свой проект.

Методы проведения занятий: беседа, лекция, дискуссия, работа с документами, составление таблиц и схем, тестирование, контрольная работа, подготовка рефератов, сообщений, презентаций, решение проблемных ситуаций, деловая игра, творческие работы.

Формы оценивания. Ученик получает зачёт (не ниже 4 баллов) по спецкурсу при условии выполнения всех предусмотренных практических и творческих работ.

Дополнительные баллы предусмотрены за (любое из названных дополнительных заданий):

  • устное реферативное сообщение;
  • инициативную презентацию исследовательской работы.

Оценивание контрольных работ:

Оценка

% выполнения работы

«3»

50-75

«4»

76-90

«5»

91-100

Продолжительность курса. Курс состоит из десяти разделов, 34 занятий, в которых раскрываются основные права граждан в области образования, здравоохранения, жилищных отношений, призыва на военную службу, контактов с полицией, судебного процесса, потребительской культуры.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Разделы, темы

Дата

Кол-во

 уроков

Раздел 1. Образовательное право

1.

Право на образование. Организация работы школы

1

2

Организация работы школы

1

3.

Образовательный процесс в школе

1

4.

Образовательный процесс в школе

1

5.

Права абитуриентов

1

6

Права абитуриентов

1

7.

Поступление в негосударственные вузы

1

8

Практическое занятие по теме «Образовательное право»

1

Раздел 2. Здоровье и право

9.

Основы оказания медицинской помощи в РФ

1

10

Основы оказания медицинской помощи в РФ

1

11.

Права пациента 

1

12

Права пациента

1

13.

Возмещение ущерба от некачественной мед. помощи

1

14.

Практическое занятие по теме « Здоровье и право»

1

Раздел 3. Жилищное право

15.

Право собственности на жилье

1

16

Договор найма

1

17

Право собственности на жилье

1

18

Право собственности на жилье

1

19.

Плата за квартиру и коммунальные услуги

1

20

Жилищные права несовершеннолетних

1

21

Жилищные права несовершеннолетних

1

22

Практическое занятие по теме  « Жилищное право»

1

23

Контрольная работа

Раздел 4. Права потребителей

24

Право на информацию, безопасность и качество

1

25

Право на информацию, безопасность и качество

1

26

Нарушения прав потребителей

1

27

Нарушения прав потребителей

1

28

Права потребителей в службе быта

1

29

Правила пользования общественным транспортом

1

30

Практическое занятие по теме  Права потребителей

1

31

Контрольная работа

1

Раздел 5. Права водителей автотранспорта

32.

Приобретение и регистрация автомобиля

1

33

Приобретение и регистрация автомобиля

1

34.

Страхование автогражданской ответственности.

Дорожно-транспортное происшествие

1

35

Страхование автогражданской ответственности.

Дорожно-транспортное происшествие

1

36

Практическое занятие по теме  Права водителей автотранспорта

1

37

Контрольная работа

1

Раздел 6. Права призывников

39.

Военная служба

1

40

Военная служба

1

41.

Освобождение и отсрочка от призыва на военную службу

1

42

Освобождение и отсрочка от призыва на военную службу

1

43

Практическое занятие по теме  Права призывников

1

44

Контрольная работа

1

Раздел 7. Контакты с полицией

45

Проверка документов и досмотр

1

46

Проверка документов и досмотр

1

47

Вызов в полицию и допрос

1

48.

Задержание гражданина

1

49

Задержание гражданина

1

50.

Жестокое обращение со стороны полиции

1

51

Практическое занятие по теме  Контакты с полицией

1

52

Контрольная работа

1

Раздел 8. Судебный процесс

53

Обращение в суд

1

54

Обращение в суд

1

55.

Подача иска и порядок судопроизводства

1

56

Практическое занятие по теме  

1

Раздел 9. Юридические профессии

57.

Судья. Адвокат.

1

58.

Судья. Адвокат

1

60

Прокурор. Нотариус

61.

Следователь. Частный детектив. Юрисконсульт.

1

62.

Сотрудники полиции. Криминалисты.

1

63

Практическое занятие по теме  Юридические профессии

64

Контрольная работа

Раздел 10. Составление юридических документов

65.

Договор. Доверенность. Завещание.

1

66.

Жалоба. Заявление в полицию. Судебный иск.

1

67.

Контрольная работа

1

68.

Защита творческих работ – презентаций.

1

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Раздел 1. Образовательное право

Тема 1. Право на образование. Организация работы школы

Закон РФ «Об образовании». Возможность получения образования. Государственный образовательный стандарт. Формы получения образования. Семейное образование. Экстернат.

Правила приема в школу. Прием ученика в 10-й класс. Прием в гимназии и лицеи.

Управление школой. Формы самоуправления в школе.

Некоторые принципы деятельности школы. Запрет создания и деятельности политических партий в школе. Светский характер образования. Организация военной подготовки в школе. Труд в школе. Школа и досуг. Дисциплина в школе. Физическое и психическое насилие в школе.

Учебный год. Каникулы.

Тема 2. Образовательный процесс в школе

Ступени образования и образовательные программы. Содержание образования.

Перевод учащихся в следующий класс. Окончание школы. Оставление учеником школы до получения им основного образования. Исключение учеников из школы.

Платные образовательные услуги.

Права и обязанности учащихся.

Разрешение конфликтов между семьей и школой.

Тема 3. Права абитуриентов

Абитуриент. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».  Ступени (уровни) системы высшего образования в России: бакалавриат, специалитет, магистратура.

Приемная комиссия. Вступительные экзамены. Льготы при поступлении в вузы.

Апелляция. Правила подачи заявления в апелляционную комиссию. Действия абитуриента в случаях нарушения его прав со стороны приемной комиссии, несогласия с решением апелляционной комиссии.

Тема 4. Поступление в негосударственные вузы

Негосударственные вузы. Критерии благонадежности негосударственных вузов.

Договор между студентом и негосударственным вузом. Обязательные положения договора. Оплата обучения в вузе.

Налоговый вычет на оплату обучения: условия, размер, порядок его предоставления. Документы, необходимые для предоставления налогового вычета.

Раздел 2. Здоровье и право

Тема 1. Основы оказания медицинской помощи в РФ

Основные правовые документы, регулирующие сферу здравоохранения и оказания медицинской помощи населению. Право граждан РФ на бесплатную мед. помощь в рамках обязательного мед. страхования.

Медицинские учреждения, их виды. Формы оказания мед. помощи: стационарная и амбулаторная.

Основные участники процесса оказания мед. помощи: пациент, лечащий врач, семейный врач, заведующий отделением, главный врач; характеристика их статуса.

Налоговый вычет на оплату лечения и медикаментов: условия, размер, порядок его предоставления. Документы, необходимые для предоставления налогового вычета.

Тема 2. Права пациента

Право на уважительное и гуманное отношение. Право на выбор мед. учреждения. Критерии для лучшего выбора среди отделений одного профиля больниц города. Право на выбор врача. Критерии оценки квалифицированности лечащего врача.

Право на нормальные условия пребывания в мед. учреждении. Право на облегчение боли. Право на тайну личной жизни. Врачебная тайна. Ответственность медработника за разглашение врачебной тайны.

Право на информированное согласие на мед. вмешательство. Информация, которую врач должен предоставить пациенту до получения согласия на мед. вмешательство. Право на отказ от мед. вмешательства. Право на получение информации.

Тема 3. Возмещение ущерба от некачественной мед. помощи

Ответственность врача и медучреждения за причинение пациенту вреда недоброкачественной мед. помощью. Возмещение пациенту понесенных затрат и вреда здоровью и материальному положению в результате причинения некачественной мед. помощи.

Возмещение материального ущерба, причиненного гражданину необоснованными денежными затратами при получении государственной мед. помощи. Платные услуги в государственном медучреждении. Процедура возврата гражданину средств, затраченных им при получении мед. услуг в рамках обязательного мед. страхования. Обязанности и ответственность страховой компании по возмещению неправомерно понесенных пациентом расходов на мед. помощь в системе обязательного мед. страхования.

Обжалование неправомерных действий врача и должностных лиц в сфере оказания мед. помощи населению.

Особенности работы скорой мед. помощи.

Раздел 3. Жилищное право

Тема 1. Право собственности на жилье

Право на жилище. Неприкосновенность жилища. Жилищный кодекс РФ.

Частный жилищный фонд. Государственный жилищный фонд. Муниципальный жилищный фонд.

Способы приобретения гражданами права собственности на жилые помещения. Приватизация жилых помещений. Обязанности собственника жилого помещения. Члены семьи собственника жилого помещения. Общее имущество в многоквартирном доме. Содержание общего имущества в многоквартирном доме. Управление многоквартирным домом. Вопросы, решаемые общим собранием собственников квартир. Товарищество собственников жилья, его статус, процедура создания, органы управления, права и обязанности.

Тема 2. Договор найма

Договор социального найма. Обязанности наймодателя. Права и обязанности нанимателя. Члены семьи нанимателя жилого помещения. Обмен квартирами, предоставленными по договорам социального найма. Расторжение договора найма и выселение граждан из квартир, предоставленных по договору социального найма.

Договор жилищного найма, его сущность и особенности. Права и обязанности нанимателя жилого помещения по договору жилищного найма. Особенности краткосрочного найма жилого помещения.

Перепланировка и переустройство жилого помещения.

Тема 3. Плата за квартиру и коммунальные услуги

Плата за квартиру и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений. Порядок внесения платы за квартиру и коммунальные услуги. Виды коммунальных услуг. Тарифы и размеры платы за коммунальные услуги.

Требования к качеству коммунальных услуг. Временные пределы, допустимые для отключения воды, электроэнергии, газа и тепла.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги в случаях непредоставления услуги или предоставления услуги ненадлежащего качества. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги в случае отсутствия жильца в квартире в течение длительного времени.

Приостановка поставки коммунальных услуг.

Тема 4. Жилищные права несовершеннолетних

Место жительства несовершеннолетнего. Правила вселение к родителям детей, не достигших совершеннолетия. Совершение сделок с жилыми помещениями, в которых проживают несовершеннолетние. Распорядительные действия с жилыми помещениями, требующие согласия проживающих в них несовершеннолетних.

Жилищные права детей, оставшихся без попечения родителей.

Защита прав несовершеннолетних при выселении из жилого помещения.

Правила вселения и проживания в общежитии. Права и обязанности проживающих в общежитии. Обязанности администрации общежития. Выселение из общежития.

Раздел 4. Права потребителей

Тема 1. Право на информацию, безопасность и качество

Потребитель. Продавец. Изготовитель. Исполнитель. Закон РФ «О защите прав потребителей».

Право потребителей на информацию. Сведения о продавце (производителе, исполнителе). Сведения о товаре (работе, услуге). Ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге).

Право потребителей на безопасность. Организации, отвечающие за проверку технических товаров на безопасность. Маркировка, подтверждающая безопасность товара.

Право потребителей на качество. Обязательная сертификация товаров. Сертификат соответствия качества.

Тема 2. Нарушения прав потребителей

Обвес покупателей. Обсчет покупателей. Действия потребителей при обвесе и обсчете в целях восстановления нарушенных прав.

Последствия продажи товара ненадлежащего качества. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара. Ответственность продавца (изготовителя) за просрочку выполнения требований потребителя. Правила удовлетворения требований потребителя в отношении товаров длительного пользования, товаров весом более 5 кг, ряда сложных технических товаров.

Право потребителя на обмен товара надлежащего качества.

Действия потребителя в случае нарушения его прав. Организации, осуществляющие защиту прав потребителей.

Тема 3. Права потребителей в службе быта

Служба быта. Предприятия бытового обслуживания населения. Договор о выполнении работы (оказании услуги) между потребителем и исполнителем.

Сроки выполнения работ (оказания услуг). Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг).

Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги). Сроки устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги).

Ответственность исполнителя за порчу или утерю переданной ему потребителем вещи, материала.

Тема 4. Правила пользования общественным транспортом

Правила пользования наземным городским пассажирским транспортом общего пользования. Обязанности пассажиров общественного транспорта. Оплата проезда в общественном транспорте.

Права пассажиров общественного транспорта. Обязанности водителя общественного транспорта.

Особенности пользования метрополитеном.

Нарушения прав пассажиров. Действия пассажиров в случае нарушения их прав.

Раздел 5. Права водителей автотранспорта

Тема 1. Приобретение и регистрация автомобиля

Приобретение автомобиля. Информация о продавце, обязательная для предоставления покупателю. Лицензия на право торговли автомобилями. Информация об автомобиле, обязательная для предоставления покупателю. Сертификат качества на автомобиль. Предпродажная подготовка автомобиля. Документы, выдаваемые покупателю при покупке автомобиля. Приобретение автомобиля у частного лица.

Регистрация автомобиля в подразделениях ГИБДД. Государственный технический осмотр автомобиля.

Документы, которые водитель обязан иметь при себе. Категории водительских удостоверений. Квалификационный экзамен для получения водительского удостоверения.

Тема 2. Страхование автогражданской ответственности. Дорожно-транспортное происшествие (1 ч.)

Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО). Заключение договора ОСАГО. Размер страховой суммы, порядок ее получения. Страховые тарифы. Алгоритм действий участника ДТП, имеющего договор ОСАГО. Регрессное требование страховщика.

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП), их виды. Обязанности водителя, ставшего участником ДТП. Ответственность водителя за нарушение правил дорожного движения: административная, уголовная, гражданско-правовая.

Права сотрудника ГИБДД при патрулировании на дорогах. Правила проведения освидетельствования водителя на алкоголь.

Раздел 6. Права призывников

Тема 1. Военная служба

Закон РФ «О  воинской обязанности  и  военной службе». Военная служба по призыву. Военнослужащий.

Воинский учет. Военный комиссариат (военкомат). Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности гражданина по обеспечению воинского учета.

Медицинское освидетельствование. Правила, которые необходимо соблюдать призывнику для проведения надлежащего медицинского освидетельствования. Обжалование неправомерного решения призывной комиссии.

Этапы учета и прохождения гражданами военной службы по призыву. Возраст граждан, подлежащих призыву. Категории годности граждан к военной службе.

Сроки призыва граждан на военную службу. Срок прохождения военной службы по призыву.

Тема 2. Освобождение и отсрочка от призыва на военную службу

Категории граждан, освобожденные от военной службы. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Категории граждан, которым предоставляется отсрочка от призыва на военную службу. Отсрочка от призыва на военную службу, предоставляемая учащимся и студентам. Правила подачи заявления о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу.

Ответственность за неявку гражданина в военкомат для приписки к призывному участку. Ответственность за уклонение гражданина от призыва на военную службу.

Альтернативная гражданская служба. Закон РФ «Об альтернативной гражданской службе».  Срок прохождения альтернативной гражданской службы. Особенности прохождения альтернативной гражданской службы.

Раздел 7. Контакты с милицией

Тема 1. Проверка документов и досмотр

Обязанности милиционера.

Правила грамотного поведения при обращении милиционера к гражданину. Требование милиционера. Просьба милиционера. Проверка документов на улице. Правила обращения с паспортом.

Досмотр. Правила проведения досмотра. Протокол о досмотре.

Неприкосновенность жилища. Порядок проведения обыска в доме. Случаи, при которых возможно проникновение в жилище милиции против воли проживающих в нем граждан.

Тема 2. Вызов в милицию и допрос Приглашение гражданина в милицию. Вызов гражданина в милицию по повестке. Порядок передачи повестки гражданину. Привод.

Допрос. Порядок и правила проведения допроса свидетеля. Права подозреваемого или обвиняемого при допросах. Продолжительность допроса. Особенности допроса несовершеннолетнего.

Тема 3. Задержание гражданина милиционером

Основания для применения милиционером физической силы. Регламентация применения милицией спецсредств и огнестрельного оружия.

Административное задержание. Права задержанного. Уголовно-процессуальное задержание. Основания и правила уголовно-процессуального задержания. Права задержанного и подозреваемого.

Медицинский вытрезвитель. Порядок и правила пребывания в медвытрезвителе.

Тема 4. Жестокое обращение со стороны милиции

Противоправные действия милиции против граждан. Жестокое обращение со стороны милиции. Действия гражданина в случае избиения в отделении милиции. Недействительность показаний, данных гражданином под пытками.

Освидетельствование побоев, нанесенных в милиции.

Обращение гражданина в прокуратуру по поводу противоправного и жестокого обращение в милиции.

Раздел 8. Судебный процесс

Тема 1. Обращение в суд

Суд. Принцип состязательности сторон. Прокурор. Адвокат. Истец. Ответчик. Конституционное право граждан РФ на судебную защиту. Независимость суда. Юридическая консультация.

Суды первой и второй инстанций. Мировой судья. Перечень дел, отнесенных к компетенции мирового судьи. Федеральный судья. Суд присяжных заседателей. Режим работы судов. Председатель суда. Канцелярия суда.

Тема 2. Подача иска и порядок судопроизводства

Способы подачи исковых заявлений в суд. Государственная пошлина. Освобождение от уплаты государственной пошлины. Обжалование определения судьи об отказе в приеме искового заявления. Права участников судебного процесса. Мировое соглашение.

Порядок судебного заседания. Отвод к составу суда. Ходатайство суду. Слушание дела. Гласность – важнейший принцип осуществления правосудия в России.

Обязательность исполнения решения суда. Судебные приставы. Обжалование решения суда. Правила подачи кассационной жалобы.

Раздел 9. Юридические профессии

          Тема 1. Судья. Адвокат.

Правосудие. Судья. Независимость судьи. Государственная защита судьи. Кто может стать судьей? Деятельность судьи, его профессиональные обязанности. Аппарат суда. Стадии правоприменительного процесса.

Адвокат. Коллегии адвокатов. Оплата услуг адвоката. Юридическая помощь, оказываемая адвокатами бесплатно. Профессиональная тайна адвоката. Особенности статуса адвоката. Профессиональная деятельность адвоката. Виды правовой помощи, оказываемой адвокатами. Кто может стать адвокатом?

Тема 2. Прокурор. Нотариус.

Прокуратура как единая система государственных учреждений. Назначение прокурора. Независимость прокурора. Служебный иммунитет прокурора. Кто может стать прокурором? Профессиональная деятельность прокурора. Надзор за исполнением законов. Надзор за соблюдением прав человека. Надзор за  расследованием преступлений. Санкция на проведение обыска или заключение гражданина под стражу. Государственное обвинение в суде.

Государственный нотариус. Частный нотариус. Кто может стать нотариусом? Деятельность нотариуса, круг его профессиональных обязанностей.  Плата за осуществление нотариальных действий. Профессиональная тайна нотариуса.

Тема 3. Следователь. Частный детектив. Юрисконсульт.

Следователь. Следователи, работающие в органах внутренних дел (милиции). Следователи прокуратуры. Следователи ФСБ. Деятельность следователя, круг его профессиональных обязанностей. Порядок проведения расследования уголовного дела.

Частный детектив. Предпринимательский характер частной детективной и охранной деятельность. Услуги, оказываемые частными детективами и охранниками. Договор между клиентом и частным детективно-розыскным агентством (охранной фирмой). Кто может стать частным детективом?

Юрисконсульт. Деятельность юрисконсульта, круг его профессиональных обязанностей.

Тема 4. Сотрудники милиции. Криминалисты.

Милиция, ее основные задачи. Милиция общественной безопасности. Подразделения и сотрудники милиции общественной безопасности. Патрульно-постовая служба. Отделение дознания. Отделение участковых инспекторов. Отделение по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Отделение Государственной инспекции по безопасности дорожного движения. Криминальная милиция. Подразделения криминальной милиции.

Криминалистическая служба, ее основные задачи. Криминалистические экспертизы: дактилоскопическая, портретная, почерковедческая, трасологическая, баллистическая, судебно-медицинская.

Учреждения уголовно-исполнительной системы: исправительные колонии, следственные изоляторы, тюрьмы, воспитательные колонии для несовершеннолетних. Задачи и обязанности сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы.

Раздел 10. Составление юридических документов

Тема 1. Договор. Доверенность. Завещание.

Документы. Юридический смысл понятия «документ». Государственная регистрация актов гражданского состояния. ЗАГС. Государственные архивы.

Договор. Устная и письменная формы заключения договора. Виды договоров. Срочные и бессрочные договоры. Условия законности и действительности договоров. Ответственность за нарушение условий договора. Форс-мажорные обстоятельства. Реквизиты сторон. Пролонгирование договора. Основные разделы стандартной формы договора.

Доверенность.

Завещание.

Тема 2. Жалоба. Заявление в милицию. Судебный иск.

Обращения граждан в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Сроки рассмотрения обращений. Содержание обращений.

Обжалование действий и решений государственных органов, должностных лиц. Сроки рассмотрения жалоб граждан. Форма и содержание жалоб. Порядок подачи и рассмотрения жалоб.

Заявления граждан в полицию. Порядок приема и регистрации устных и письменных заявлений граждан в милицию.

Заявление-претензия магазину. Содержание письменной претензии. Правила предъявления потребителем претензии магазину.

Исковое заявление в суд. Форма и содержание искового заявления.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Заморенова Н.Г., Маслов М.Ю. Откройте, милиция!: Как правильно вести себя при общении с сотрудниками милиции. – М.: Юриспруденция, 2004. – 40 с.
  2. Заморенова Н.Г., Яковлев А.П. Сам себе адвокат. Пособие для граждан по решению конфликтных ситуаций. – М.: Юриспруденция, 2004. – 48.
  3. Защита прав призывника. – М.: Эксмо, 2004. – 384 с.
  4. Кудрина Т.Н. Вы покупатель. Поступаем правильно. – М.: Эксмо, 2007. – 160 с.
  5. Лопатенков Г.Я. Права пациента. Практические рекомендации. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 160 с.
  6. Настольная книга покупателя. / Авт.-сост. А.М. Горбов. – М.: АСТ, 2004. – 236 с.
  7. Основы потребительских знаний. /Виноградова И., Кокорев Р. И др. – М.: Вита-Пресс, - 2001. – 272 с.
  8. Певцова Е.А. Основы правовых знаний: Практикум для учащихся 9-11 классов. – М.: Владос, 2001.
  9. Права абитуриентов. / Сост. В.В.Смирнова. – СПб.: Питер, 2004. – 64 с.
  10. Правовой справочник для учеников общеобразовательных школ и их родителей / Сост. Г.Л. Фриш. – М.: УЦ «Перспектива», 2001. – 64 с.
  11. Солдатова Т.А. Справочник призывника. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 320 с.
  12. Тимофеева К.В. Юридический справочник на все случаи жизни. – СПб.: Питер, 2007. – 320 с.



Предварительный просмотр:

План  работы с одарёнными детьми на 2018-2019 год

Учителя истории и обществознания Величко Оксаны Викторовны

Цель учебной деятельности - активизировать обучения, придав ему исследовательской, творческой характер, и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Задачи:

-выявление одаренных  детей;

-совершенствование надпредметных знаний, умений и навыков обучающихся;

-формирование устойчивого интереса к самостоятельной творческой деятельности;

-стимулирование  интереса детей к истории;

-создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня;

-расширение информационного пространства в области истории.

-формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовать собственную  учебную деятельность.

Работа с одарёнными детьми в условиях обычных классов складывается на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке.

Направление работы с одарёнными детьми

1.Индивидуально - дифференцированный подход на уроках истории и обществознания.

Этапы моей деятельности:

  1. Диагностика индивидуально-типологической особенностей учащихся.

Диагностика внутреннего развития учащегося.

Формирование групп детей по уровню достижений.

Методы диагностики:

-информационно-комментирующий (беседа, анкета);

- продуктивный : участие в конкурсах, конференциях, предметных олимпиадах;

- оценочный : самооценка, тестирование результатов;

-действенно-поведенческий: наблюдение, самоанализ, анализ урока, занятия.

Определение уровней достижений ученика по истории и развитию творческих способностей: 1-высокий, 2-резервный, 3-обычный.

  1. Выделение групп одарённых детей в каждом классном коллективе.
  2. Составление или подбор дифференцированных заданий, включающих различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданиями,  или связанных с увеличением объёма и сложности задания.
  3. Постоянный контроль результатов работ учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

 

Главный возникающий вопрос в работе с одарёнными детьми на уроке:

Как педагогу-практику сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы одарённые ученики не скучали?

Эффективность урока зависит от целого ряда факторов. Работать над ними  начинают ещё при написании календарно-тематического плана. Важно продумать место и роль каждого урока в теме, связь между уроками курса, распределить время на введение в тематику, закрепление и отработку, контроль и коррекцию результатов.

 Чтобы разнообразить учебные будни, я обычно использую различные формы и жанры урока, интегрированные уроки, применяю  различные формы работы: ролевые тренинги, «мозговые штурмы», интеллектуальные «марафоны».      Для одарённых детей разрабатываю задания повышенного уровня сложности и творческие.  Подобные задания чаще всего стараюсь ориентировать на   развитие навыков работы с историческими источниками: текстом учебника, картами, документами , иллюстрациями.

План работы учителя:

Содержание работы

Сроки

1

Выявление одарённых детей

постоянно

2

Создание и пополнение банка данных одарённых детей по предмету

В течение года

3

Диагностика индивидуально - типологических особенностей учащихся. Диагностика внутреннего развития учащегося. Диагностика успешности ребёнка.

постоянно

4

Создание нормативной и методической базы для работы с одарёнными детьми

В течение года

5

Организация исследовательской деятельности учащихся

В течение года

6

Составление плана массовых мероприятий с одарёнными детьми.

Сентябрь

7

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одарёнными детьми

В течение года

8

Подготовка педагогических характеристик на каждого ребёнка, составление индивидуальной программы работы с ребёнком.

В течение года

Самообразование педагога

1

Изучение методической и научно-популярной литературы

постоянно

2

Изучение литературы по выбранным проблемам учащихся

постоянно

3

Участие в работе методических объединений (ШМО). Обмен мнениями по вопросам работы с одарёнными детьми.

В течение года

4

Участие в профессиональных конкурсах, семинарах, конференциях.

В течение года

5

Обмен опытом работы с одарёнными детьми на ШМО

В течение года

Работа с родителями одаренных детей

1

Тестирование  «Способности ребенка».  Как их распознать?»

сентябрь

2

Анкета «Приоритетные способности вашего ребёнка».

октябрь

3

Родительское собрание «Роль семьи для развития потенциальных возможностей ребенка»

ноябрь

4

Оценка и самооценка потенциальных возможностей семей одарённых детей.

постоянно

5

Индивидуальная работа с родителями (по запросам).

В течение года

6

Участие родителей в конкурсах, научно-практических конференциях вместе с детьми и педагогами.

В течение года

Практические результаты работы

  1. Создала информационный банк данных «Одаренные дети».
  2. Увеличилось количество детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные способности.
  3. Увеличилось число участников школьного тура олимпиад по истории и обществознанию.
  4. Вырос интерес учащихся к занятиям творческой, поисково-исследовательской работой.
  5. Отмечается удовлетворённость детей своей деятельностью и увеличение числа таких учащихся.
  6. Повысилась профессиональная  компетентность по актуальным вопросам педагогики одаренности.

Банк данных «Одаренные дети»

ФИ учащихся

класс

Предметная область

Алхасов Гаджимурад

9-А

Обществознание, история

2.

Мустафин Амир

9-Б

Обществознание, история

3.

Абдреев Кирилл

9-Б

Обществознание, история, экономика.

4.

Ахметшин Дмитрий

9-А

Обществознание, история

5.

Вахманская Софья

9-А

Обществознание

6.

Гасенко Елизавета

9-А

Обществознание

7.

Гайсаров Линар

9-А

Обществознание

8.

Гриб Андрей

9-А

Обществознание

9.

Хамракулов Мурадбек

9-А

Обществознание

10.

Артюхова Виолетта

9-Б

Обществознание

11.

Захарова Елизавета

5-Б

история

12.

Заремский Богдан

5-Б

история

13.

Детин Дмитрий

5-Б

история

14.

Новикова Анастасия

5-Б

история

15

Маркова Агата

5-А

история

16.

Ступницкий Иван

5-А

история

17.

Вагнер Стелла

11-А

обществознание

Перспективы работы с одарёнными детьми

1.разработка уроков, тем, курсов, дополнительных мероприятий совместно с учителями разных предметов.

2. Разработка индивидуальной образовательной программы для одарённых детей.

Список использованной литературы и источников:

  1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю.,  Как преподавать историю в современной школе: теория и методика. М. «Первое сентября», 2010.
  2. Аксенова Э.А. Инновационные подходы к обучению одарённых детей за рубежом//Интернет-журнал Эйдос.-2007.
  3. Одарённый ребёнок: особенности в обучении: пособие для учителя/Н.Б. Шумякова, Н.И., Авдеева, Л.Е. Журавлева и др.,: под ред. Н.Б. Шумяковой - М.; Просвещение, 2006.
  4. Амосова И.В. Работа с одаренными детьми: готовность к олимпиаде по  истории// Преподавание истории в школе.2007.№9.С.51.
  5. Киселева Н.В. Формы работы с одарёнными детьми на уроках истории и обществознания//http:proekta.ru


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5» города Когалыма

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения учителей общественно-научных дисциплин

протокол №    

приказ от ------------------2018г.  

Утверждено на заседании методического совета МАОУ «Средняя школа № 5»

протокол №

приказ  от  ----------------------2018г.

Рабочая программа

Внеурочной деятельности «Истоки»

5А, Б,В,Г классы

Составитель

Учитель истории, обществознания

Величко О.В.

                                                                   

 2018-2019 учебный год

 Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу истоки для 5 класса  составлена на основе:

  • требований компонента федерального государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  • основной общеобразовательной программы начального общего образования Учреждения;

  • программы «Истоки. Программа для среднего и старшего звеньев общеобразовательной школы (5-11 классы)» авт. А.В Камкин, И. А. Кузьмин – «Истоковедение т.10» М.: ИД «Истоки», 2010.

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004; Программа разработана с учетом:

  • санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий

Цели  и задачи  курса «Истоки»:

«Истоки» — интегративный учебный курс, ориентированный на систематизацию

знаний об отечественном социокультурном и духовно – нравственном опыте. В центре его

– феноменология российской цивилизации, общий контекст ее основополагающих ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики.

Главной целью курса «Истоки» является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и смыслам родной культуры. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно – нравственного и социально — культурного опыта Отечества.

  • плане личностного развития учащихся курс «Истоки» призван определить собственное воззрение на служение Отечеству, воспитывать качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые

духовно – нравственные ценности российской культуры и на этой основе способствовать формированию у учащихся собственной жизненной позиции.

  • плане социализации курс «Истоки» призван воспитывать в учащихся достойных представителей своей культуры, знающих, чувствующих и принимающих ее идеалы и ценности, курс в тоже время создает условия для формирования у детей  навыков сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества.

  • плане подготовки учащихся к профессиональной деятельности курс «Истоки» ставит цель  привести их к пониманию духовно – нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности (труда, предпринимательства, служения, творчества и др.), расширить их культурологическую компетентность, формировать добросовестное отношение к труду.

Общая характеристика предмета:  

Программа «Истоки» представляет собой апробированную образовательно –воспитательную и дидактическую систему призванную формировать личность на основе духовно – нравственных и социокультурных российских традиций. Учебно – методический комплект, состоит  из программы с комментариями, учебных пособий, рабочих тетрадей и методических разработок, последовательно раскрывает смысл универсалий отечественной культуры. С 5-го класса открывается второй концентр «Истоков». Он начинается с осмысления устойчивых идеалов российской цивилизации (стремление к ладу, мерности, соборности, внутреннему преображению и др.), а затем идёт освоение традиций обустройства просторов Отечества, жизненных и годичных ритмов и циклов и т.д.

Благодаря «Истокам» в образовательное пространство современной школы вносятся категории, ценности и идеалы отечественного образа жизни.

Ценностные ориентиры содержания:

  • основной школе открывается новое познание социокультурных истоков: учащиеся приобщаются к главным категориям жизни Отечества.

  • 5 – м классе эта задача решается посредством цикла «Память и мудрость Отечества», в рамках которого идет знакомство с семью выдающимися памятниками отечественной культуры и образа жизни, в каждом из которых ученик знакомится с той или иной основополагающий идеалов общества (лад, мерность, преображение, соборность, согласие, державность и т.п.)

Научная основа курса

Курс        «Истоки»        в        своей        основе содержит  ряд фундаментальных        наук:

а) отечественная и зарубежная культурология;

б) отечественная и зарубежная этнология;

в) социальная и культурная антропология.

  • учебном курсе «Истоки»  отечественной культуры условно можно разделить на несколько содержательных линий:

  1. универсалии духовного мира;
  2. универсалии нравственности;
  3. универсалии деятельности;
  4. универсалии социума;
  5. универсалии природно – культурного пространства.

Методология курса:

Методологической        основой        преподавания        учебного        курса        «Истоки»        является

социокультурный системный подход к истокам в образовании профессора РАЕН И. А. Кузьмина, что позволяет:

  • объединить содержание обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе единой цели и единых социокультурных ценностей;

  • обеспечить естественное гармоничное духовно – нравственное развитие личности, объединяя в одну сложную структуру школу, семью и учащегося;

  • развивать социокультурную основу во всех звеньях образования и, таким образом, обеспечить преемственность дошкольного образования, начальной, средней, профессиональной и высшей школы;

  • использовать принципиально новый инструментарий образования и систему подготовки на основе активных форм обучения;

  • развивать образование как открытую организационную систему, способную стать важным фактором как внутрирегионального, так и межрегионального единения.

Требования к уровню подготовки учащихся, осваивающих программу учебного курса:

Учащиеся получат возможность:

  • дальнейшего обогащения полученных в начальной школе представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками;

  • приобщения к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) историческим источникам, выдающихся памятников – явлений отечественной материальной, художественной и духовной культуры;

  • закрепления и развития имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действенности (рационального, образного, метафорического, духовного) и через этот опыт – ощущения укорененности в российской этнической и социокультурной среде;

  • развития интереса к самостоятельному поиску и осмыслению Истоков.

        Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты изучения учебного курса «Истоки» обучающимися основной школы включают:

•        воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за ее историческое прошлое, усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

•         осознание обучающимися своей этнической принадлежности, ощущения укорененности в отечественной этносоциальной и этнокультурной среде, чувства родства этой среде, уважения и признательности наследию предков;

•        осмысление духовно-нравственного и социокультурного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

•        укрепление социокультурного стержня личности, обогащение духовного и нравственного опыта обучающихся; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, религии, традициям, готовности и способности вести диалог;

•        формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору жизненного пути и будущей профессиональной деятельности, основанной на понимании смыслов и предназначений важнейших видов человеческой деятельности;

•         освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

•        развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•         формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в разнообразной деятельности;

•         осознание значимости семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

•         развитие эстетического сознания через освоение наследия отечественной культуры и творческой деятельности эстетического характера.

           Метапредметные результаты изучения учебного курса «Истоки» включают: 

•        умение самостоятельно определять цели обучения, ставить для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

•         умение планировать пути достижения целей, сознательно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач;

•        умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать действия в процессе работы;

•         умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

•         владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений осознанного выбора;

•         умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения;

•        осмысленное чтение;

•         умение организовать сотрудничество со сверстниками и учителем, работать индивидуально и в группе, приходить к совместному решению и устранять конфликты на основе согласования позиций; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

•         умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение монологической контекстной речью.

Предметные результаты изучения учебного курса «Истоки» учитывают требования Стандарта и специфику предмета и включают:

•         приобщение к базовым, вечным, непреходящим ценностям российской цивилизации; формирование социокультурного стержня личности;

•         обогащение категорий понятий, образов и представлений, связанных с социокультурными истоками;

•        приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников-явлений отечественной культуры;

•        освоение социокультурного и духовного контекста пространства и времени феноменов российской цивилизации и ведущих видов человеческой деятельности;

•         уяснение основополагающих принципов, утвердившихся в качестве жизненной нормы российской культуры;

•         развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению Истоков;

•         осознание себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно-нравственного и социокультурного опыта Отечества.

Методы проведения занятий:

беседа, лекция,  дискуссия, работа с документами, составление таблиц и схем,  тестирование, контрольная работа, подготовка рефератов, сообщений, презентаций, решение проблемных ситуаций, деловая игра, творческие работы.

Продолжительность курса:

 Курс состоит из семи основных тем, 17 занятий.

  1. Учебно-тематический план курса

Наименование

Количество

часов

лекции

Практические занятия

примечание

1

Введение

1

2

Соха и топор

2

1

1

3

Крестьянские

хоромы

3

1

2

4

Соловки

2

1

1

5

Храм   Покрова

на Нерли

2

1

1

6

Икона

«Животворящая

Троица»

2

1

1

7

Московский

кремль

2

1

1

8

Летописи

2

1

1

9

Обобщение

1

1

1

Итого:

17

7

8

  1. Содержание учебного курса

Содержание учебного курса «Истоки» для 5 -9 классов общеобразовательной школы

подготовлено профессором Вологодского государственного педагогического университета А. В. Камкиным.

5 класс «Память и мудрость отечества»

Введение (1 час)

Какой смысл может иметь слово «памятник». Каким образом памятники культуры свидетельствуют о наших истоках. Почему нужно уметь «читать» великие памятники прошлого. Как вести библиографию о памятниках России.

Соха и топор (2 часа)

Основная идея: мудрая простота основных орудий труда российской аграрной цивилизации находилась в согласии с суровой природно-географической и климатической средой, формировала свою эстетику труда и устойчивую привязанность россиян к про-веренным на многовековом опыте технологиям, общинности и артельности как важнейшим гарантам созидания и успеха.

Соха        и        топор        как        основные        орудия        труда        российского        крестьянина:        их

традиционное устройство, варианты конструкций, трудовые операции. Многофункциональность и универсальность сохи и топора. Приспособляемость к различной природной среде и материалу. Простота устройства и виртуозность трудовой технологии.

Труд пахаря и плотницкое дело определили устойчивый перечень престижных трудовых качеств человека: выносливость, наблюдательность, добросовестность. Безусловная опора на опыт предыдущих поколений, полное доверие ему – основа мастерства пахаря и плотника. Общины и артели – первичные сообщества российской цивилизации, осуществляющие передачу производственного опыта из поколения в поколение, хранители трудовой мудрости.

Освящение труда с сохой и топором. Эстетика (красота) труда. Соха и топор в народных обычаях. Соха и топор в фольклоре, их метафорическое восприятие.

Социокультурный ряд: опыт, мастерство, простота, мудрость, артель, община. Дополнение к теме предусматривает развитие основной идеи при знакомстве с бороной как еще одним примером практичности и приспособляемости традиционных орудий труда; с деревянной церковью во имя Преображения на острове Кижи, в коей плотницкое мастерство достигло уровня высокого искусства; с былинным образом Микулы Селяниновича, где труд пахаря приравнен к богатырскому подвигу.

Крестьянские хоромы (3 часа)

Основная идея: в традиционном русском домостроительстве и домоустройстве наиболее ярко видны истоки народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия и жизненном укладе, в основе которого должен быть иерар-хический порядок и лад между домочадцами и согласие с Богом.

Состав и конструктивные особенности крестьянских хором: изба, двор, сени, зимовка, подклет, хлев, поветь, сеновал, взвоз и др. Оптимальное объединение под одной крышей хозяйственных и жилых помещений. Функциональное распределение простран-ства крестьянского жилища по принципу: для каждого дела свое место - и для труда земного, и для труда души.

Основные черты этики семейно-бытовых отношений. Распределение обязанностей между поколениями, мужчинами и женщинами, родственниками по принципу: для каждого – свое дело, в доме лишних нет. Ответственность мужчины за достаток и защиту интересов семьи. Ответственность женщины за чистоту и порядок. Идеальная основа разумного домостроительства – лад с людьми и согласие с Богом.

Эстетика крестьянского жилища. Близость форм, материалов и сюжетов к природе.

Чувство меры.

Изба – освященный мир (иконы, рисунки райских птиц и цветов, книги и т.п.). Дом как корабль спасения. Отражение трехчастности Вселенной в устройстве крестьянского дома. Традиционные мифологические взгляды, на жилище и его обитателей.

Социокультурный ряд: хоромы, мера, лад, согласие, освященный мир, разумное домоустроительство.

Дополнение к теме предусматривает развитие основной идеи посредством знакомства с топографией русской деревни, для которой была характерна разумная организация пространства и для каждого дела и праздника было свое место; со старинной традицией помочей, когда помощь нуждающемуся становилась трудом для рук, но праздником для души, согласием с совестью; с миром и волостью, существование которого было жизненной необходимостью для большинства россиян в прошлом.

Соловки (2 часов)

Основная идея: созданный и обустроенный на далекой северной окраине островной Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь был как бы живым напоминанием о евангельском чуде преображения и тем самым придавил многовековому освоению огромных просторов России высокий духовный смысл.

Основные вехи в становлении Соловецкого монастыря. Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие. Выдающаяся хозяйственная деятельность и духовное подвижничество игумена Филиппа, впоследствии митрополита Московского и всея Руси, священномученика. Участие в устроений Соловецкой обители вкладчиков, паломников и трудников со всей России. Общественное служение братии Соловецкого монастыря.

Храмы и постройки Соловецкого монастыря, крепостные стены, скиты, каналы, маяки, ботанический сад, дамбы, сухой док. Уникальный опыт разумного и бережного использования даров природы в экстремальных условиях Севера. Всероссийское значение духовной, хозяйственной и экологической практики Соловецкого монастыря.

Евангельская идея Преображения в истории Соловков: опыт заселения, освоения и преображения земель; опыт умирения и преображения моря-океана; опыт внутреннего преображения людей под воздействием соловецких святынь.

Социокулыпурный ряд: монастырь, скит, братия, паломники, умирание, преображение.

Дополнение к теме расширяет восприятие основной идеи, предлагая познакомиться

  • деятельностью русских землепроходцев и мореходов, не только разведывавших новые земли, но и включавших их в круг ценностей российской цивилизации; с отцами-пус-тынниками, напоминавшими об особой важности освоения и преображения своего внутреннего мира.

Храм Покрова на Нерли (2 часов)

Основная идея: храм на реке Нерли, первый на Руси храм во имя Покрова Божией Матери, стал символом той гармонии между миром духовным, природным и рукотворным, к которой, как к идеалу, стремилась изначально русская культура.

Храм во имя Покрова Божией Матери на Нерли (1165 г.) – древнейший памятник отечественного храмостроительства. Князь Андрей Боголюбский и духовный мир его эпохи.

Архитектурные особенности храма Покрова на Нерли: белый цвет, вертикально вытянутые формы, аркатурный пояс, белокаменные рельефы, гармония с окружающим ландшафтом.

Храм Покрова на Нерли и церковное предание о заступничестве Божией Матери. Праздник Покрова Божией Матери на Руси. Покров – символ гармонии мира земного и мира небесного.

Социокультурный ряд: гармония, мир природный, мир рукотворный. Покров. Дополнение к теме предлагает расширить представление о гармонии мира

природного и рукотворного через знакомство как с народными художественными промыслами (шемогодская береста), так и с благочестивыми обычаями (поморские кресты).

Икона «Живоначальная Троица» (2 часов)

Основная идея: икона «Живоначальная Троица» творения преподобного Андрея Рублева, являясь одной из вершин русской иконописной традиции, указала на подобие земных идеалов согласия, любви и соборности основному догмату православия о Триедином Боге, на необходимость жертвенного подвига на пути к ним.

Иконопочитание в православной традиции. Правило иконописного образа: лики, предметы, детали, линии, композиция, цвет должны нести большой духовный смысл.

Икона «Живо начальная Троица» творения преподобного Андрея Рублева – величайший памятник русского иконописания.

Сюжет иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внешнее выражение сюжета: фигуры ангелов, престол с чашей, жезлы и троны, храм, дерево, гора, золотистый цвет и теплый свет.

Духовный смысл иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внутреннее средоточие иконы: схожесть ангелов и единая устремленность жестов, состояние их общего раздумья, невидимые круги как символы завершенности и вечности (Нераздельность лиц Святой Троицы), различия в изображении ангелов и окружающих их символов (Неслиянность лиц Святой Троицы). Идея великой искупительной жертвы во имя спасения человечества. Икона «Живоначальная Троица» как зов к любви и единению на пути к горнему миру.

Социокультурный ряд: единство, нераздельность, неслиянность, неотмирность, горний мир.

Дополнение к теме состоит из трех сюжетов, развивающих идею духовного подвига; а рассказе «Святой» повествуется о преподобном Серафиме Саровском, чей путь подвижничества является уделом для избранных, но спасителен для тысяч людей; в рассказах же о паломничествах и обетах приводятся сведения о благочестивых обычаях, доступных для всех стремящихся к горнему миру.

Московский Кремль (2 часов)

Основная идея: Московский Кремль, уникальный ансамбль и хранилище отечественных реликвий, стал символом важнейших черт и идеалов российской государственности: патриотизма, державности, неразрывной связи земного Отечества

  • духовными идеалами, трепетного отношения к чести и достоинству России.

Московский Кремль – символ Российского государства.

Кремль как щит военный: крепостные стены, кремлевские башни, храм Архангела Михаила.

Кремль как щит духовный: храмы Соборной площади Кремля, колокольня «Иван Великий», чудотворные и намеленные иконы.

Кремль – центр государственности, резиденция главы государства. Кремлевские дворцы и сооружения, призванные свидетельствовать о достоинстве России. Исторические и современные государственные регалии: шапка Мономаха, царские и императорские короны, двуглавый орел, герб, держава, скипетр. Символика регалий. Идея власти по Вере и Правде. Орден «За заслуги перед Отечеством»

Кремль – хранитель славной истории и достижений культуры России. Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца. Оружейная палата.

Социокультурный ряд: щит военный, щит духовный. Вера и Правда, государственные регалии, резиденция главы государства

Дополнение к теме обогащает представления о государственности России через восприятие символики старинного российского герба, показывает подлинный смысл государственного служения (сюжет об ордене) и расширяет знания о кремлевских реликвиях (царь-пушка и царь-колокол).

Летописи (2часа)

Основная идея: древнерусская историческая и летописная литература оставила нам свой неповторимый взгляд на смысл происходящих событий, сердцевиной которого стало убеждение в предопределенности истории, ее поучительности для новых по-колений.

Старинные летописи – наше национальное достояние. Летописец Нестор и составление «Повести временных лет». Идеи летописей: единство рода человеческого, древнее происхождение славянского народа, убеждение, что через историю вершится воля Божия. Патриотизм – подвиг по имя Отечества, особая добродетель, Летописи общерусские и летописи местные.

Как писали и украшали летописи. Древние летописи – бесценные памятники отечественной культуры. Летописные миниатюры – «окно в исчезнувший мир». Лицевой свод эпохи Ивана Грозного.

«Сказание», «Житие», «Слово» – младшие братья летописей. Древнерусские книжники.

Книжная мудрость как путь к знанию о главном.

Социокультурный ряд: летопись, житие, сказание, слово, книжная мудрость, добродетель, патриотизм.

Дополнение к теме призвано показать различные пути тяготения к познанию истории – через вековые традиции книговладения в народной среде (Деревенские книжники), посредством сохранения в устной фольклорной традиции былин, а также через разнообразные формы закрепления исторической памяти.

Обобщающий урок (1час)


VI. Календарно-тематическое планирование

Дата проведения

Тема занятия

Цель и задачи

содержание

Базовые категории

Активные формы

обучения

1.

Вводный урок

Осуществить  связь с начальной

школой, подчеркнуть значимость

предмета. Присоединение к теме

5 класса.                                

Какой смысл может иметь слово памятник». Каким образом памятник культуры  свидетельствует о наших истоках. Почему нужно

уметь «читать» великие

памятники прошлого. Как

вести библиографию о

памятниках России.

АФО РК «Какие

открытия ты сделал для себя на уроках по предмету

«Истоки»?

АФО АЗ «Умеем ли мы хранить память о

наших истоках?»

Соха и топор (2 часа)

2.

Соха и топор

Присоединение        ученика        к важнейшим горизонтальным,

Социальным ценностям

Российской цивилизации.

Формирование        представления        о

Передаче новым        поколениям

образа  жизни  и  труда.  Передать

ученикам простоту        основных

орудий  труда,  опыт  российской

аграрной  цивилизации,  которые

находились в согласии с суровой

природно        –        географической

средой.                                        

Соха и топор как основные

орудия труда российского

крестьянина: их

традиционное устройство,

варианты конструкций,

трудовые операции.

Простота и мудрость

АФО АЗ «Соха и

топор»

3

Соха и топор

как чудеса

Росси

Закрепление категорий, которые

определяют важнейшие,

горизонтальные ценности

российской цивилизации.

Присоединение к истокам

родного края  и памятникам

России (Кижи, Малые Карелы и

др.)                        

Освящение труда сохой и

топором. Эстетика труда.

Соха и топор в народных

обычаях. Соха и топор в

фольклоре, их

метафорическое восприятие.

Чудо опыта,

АФО АЗ «Соха и

мудрости,

простоты

Соха и топор

как чудеса

Росси

Крестьянские хоромы (3часа)

4

Состав крестьянских

хором

Присоединение        к ценностям

народных представлений о семье

как важнейшей        ценности человеческого        бытия жизненном   укладе,   в   основе которого  лежат  лад и  порядок. Сформировать у учащихся представление         о крестьянском образе  жизни,  центром  которого являются крестьянские хоромы.

Состав и конструктивные

особенности крестьянских

хором.

Хоромы (двор –

усадьба)

Чувство меры

АФО АЗ

«Крестьянские

хоромы»

5

Домашний лад и порядок

Основные черты этики семейно-

бытовых отношений.

Распределение обязанностей

между поколениями, мужчинами

и женщинами, родственниками по

принципу: для каждого своё дело,

в доме лишних нет.

Ответственность мужчины за

достаток и защиту интересов

семьи. Ответственность женщины

за чистоту и порядок. Идеальная

основа разумного

домостроительства – лад с

людьми и согласие с Богом.

Оптимальное

объединение под одной

крышей хозяйственных и

жилых помещений.

АФО АЗ  «Чему

учились дети у

родителей» АФО

РК «Домашний лад

и порядок»

6

Крестьянские

хоромы – чудо

России

Закрепление приобретенных на

уроках социально значимых

ценностей  российской

цивилизации..

Эстетика крестьянского

жилища. Близость форм,

материалов и сюжетов к

природе. Чувство меры.

Изба – освящённый мир.

Дом как корабль спасения.

Отражение трёх частности

Вселенной в устройстве

крестьянского дома

Освящённый мир

Мир

деревня

АФО ОЗ

Соловки (2 часа)

7

Соловецкий

монастырь

Присоединение учащихся к

важнейшим вертикальным (духовным) ценностям

цивилизации. Тяготение к

горнему миру, любви, согласию и

соборности через упорный труд

души и тела.  Учащиеся

прикасаются к своеобразному,

загадочному, величественному

миру русского монастыря,

почувствовать его особенности,

приоткрыть для себя его тайны.

Монашество на Руси.

Пустынники. Люди шли к неоткрытым землям – на

Север, в Сибирь.

Землепроходцы, мореходы.

Возникновение Соловецкого

монастыря

Молитва

Труд Отшельничество

Монастырь

Пустынники

Скит

Братия

Монах

АФО ОЗ

8

Путешествие

в Соловецкий

монастырь

Совершить  заочное путешествие

в Соловецкий монастырь,

составить для себя образ величия

и красоты общерусской святыни,

попытаться передать свои

чувства. Создается целостный

образ монастыря.

Храмы и постройки

Соловецкого монастыря,

крепостные стены, маяки,

ботанический сад, дамбы,

сухой док. За стенами

монастыря. Любить

природу, не вредить ей, а

сотрудничать с ней.

паломники

АФО ЗО

Храм Покрова на Нерли (2 часов)

9

Когда я бываю

в храме

Развитие целостного восприятия

образа храма, его назначения на

основе знаний полученных во 2

кл. (тема «Храм»).Проследить как

изменяется социокультурный

опыт учащихся..

Храм Покрова на Нерли и

церковное предание о

заступничестве Божией

Матери. Праздник Покрова

на Руси

Покров

Гармония

Духовность

Умиротворенно- сть

АФО ЗО

10

Покров

Пресвятой

Богородицы

Усвоение учащимися идеи

Покрова, заступничества Божией

Матери за людей; особой

значимости заступничества для

России (особое признание)

Значение этого праздника для

русского народа.

Храм во имя Покрова

Божией Матери –

древнейший памятник

отечественного

храмостроительства. Князь

Андрей Боголюбский и

духовный мир его эпохи

Образ

Пресвятой

Богородицы

Покров

АФО ОЗ Покров

Пресвятой

Богородицы

Икона «Живоначальная Троица» (2 часов)

11

Икона «Живоначальная Троица» (2 часов)

Обратить внимание на

особенности тренинга. На основесоциокультурного опыта 2-3

класса выйти на усвоение

ценностей духовного смысла

иконы. Первое восприятие иконы

«Живоначальная Троица».

Правило иконописного

образа. Икона

«Живоначальная Троица»

творения преподобного

Андрея Рублева –

величайший памятник

русского иконописания

Чудотворные

Образ

АФО ОЗ

12

Путешествие

в мир иконы

Проследить  основную идею:

Икона «Живоначальная Троица»

— вершина русской иконописной

традиции. Научиться с помощью

языка символов и красок иметь

представление о духовном мире;

умение раскрывать библейский

сюжет иконы.

Сюжет иконы

«Живоначальная троица».

Средства, которыми

передаётся внешнее

выражение сюжета: фигуры

ангелов, престол с чашей,

жезлы, троны, храм, дерево,

гора

Единство

Нераздельность

Неотмирное

единство

АФО АЗ

«Путешествие в мир

иконы»

13

Щит военный,

щит духовный

Присоединить учащихся к

древнейшему институту

сбережения и закрепления

жизненного и духовного опыта.

Формирование понимания

выражений «щит военный», «щит

духовный».

Московский Кремль -

символ Российского

государства. Кремль как

щит военный: крепостные

стены, кремлёвские башни,

храм Архангела Михаила.

Кремль как щит духовный;

храмы Соборной площади

Кремля, колокольня «Иван

Великий», чудотворные и

намоленные иконы.

Щит военный

Щит духовный

АФО ЗР «Щит военный

Щит духовный»

14

Кремль –

центр

государства. Хранитель

истории,

доблести и

славы

Расширение знаний о

Московском Кремле. Заочное

путешествие по Московскому

кремлю и знакомство с

сооружениями, соборами,

памятниками. Вывести учащихся на восприятие

Московского Кремля не только

как исторического центра, но и

государственной ценности

Московского Кремля сегодня.

Осознание значения Кремля как

центра Российского государства.

Закрепить знание об основных

святынях Московского Кремля.

Кремлёвские дворцы и

сооружения, призванные

свидетельствовать о

достоинстве России. Кремль – центр государственности,

резиденция главы

государства. Исторические и

государственные регалии:

шапка Мономаха, царские и

императорские короны,

двуглавый орёл, герб,

держава, скипетр.

Символика регалий. Идея

власти по Вере и Правде.

Орден «За заслуги перед

Отечеством»

Историческая память

АФО АЗ

«Сооружения и

соборы

Московского

Кремля»

Летописи (2часа)

15

Первые

летописцы и первые летописи

Дать представление о первых

летописцах, их мировоззрения,т.к. они отражали историю

Отечества в свете Божественного

Промысла. Показать в теме

особенность древнерусской

литературы. Ознакомить с

различными путями тяготения к

познанию истории через

традиции фольклора.

«Сказание», «Житие»,

«Слово» - младшие братья летописей. Древнерусские

книжки. Книжная мудрость

как путь к знанию о

главном.

Исторические

источники

Книжники

Летопись

Мудрость

Патриотизм

АФО ЗО «Какими были первые летописцы»

16

Как писали и

украшали

летописи

Создать образное представление о

труде летописца, подлинного

мастера и таланта

Как писали и украшали

летописи. Древние летописи

– бесценные памятники

отечественной культуры.

Летописные миниатюры –

«окно в исчезнувший мир».

Лицевой свод эпохи Ивана

Грозного.

Житие

Сказание

Слово

АФО АЗ «В келье

летописца»

(мнемотехника)

АФО АЗ «Рождение

летописи»

17

Обобщающий

урок за год

Обобщение знаний, полученных

на «Истоках» в 5 кл. Определить,

какие вечные, непреходящие

ценности заключает в себе каждое

чудо России. Присоединение к

Вологодским истокам.

Закрепление мотивации на

дальнейшее изучение предмета.

Чудеса России – семь ярких

и самобытных памятников

отечественной культуры.

Житие Димитрия

Прилуцкого. Дионисий.

Ферапонтово. Вологодская

София. Кирилло –

Белозерский монастырь –

крепость государства.

АФО ОЗ «Семь

чудес России»

АФО РК «Что для

тебя значат семь

чудес России»


  1. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

За год предусмотрено 8 оценивающих активных занятий. Система оценивания каждого активного занятия индивидуальна и представлена в методическом пособии «Истоки 5 класс. Активные формы обучения».

VI.        Перечень учебно-методического обеспечения

Методические и учебные пособия

Преподавание учебного курса в основной школе обеспечено следующим социокультурным учебно-методическим комплексом:

  1. Камкин А. В., Кузьмин И. А. «Программа учебного курса «Истоки» (5-11 классы), (Истоковедение. Том 10, с.87-134, 2010).

  1. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).

  1. Красикова Н. Б., Твардовская Н. Ю. Истоки. Рабочая тетрадь для 5 класса. Части I и II./ Под общей редакцией Кузьмина И.А. (Издательский дом «Истоки», 2011).

  1. «Истоки»-5. Методическое пособие «Активные формы обучения (системная разработка)» (Истоковедение. Том 2, Издание 3-е, дополненное,2010, с.155-245).

  1. «Истоки»-5. Общие комментарии к дидактическому материалу и тетради (Истоковедение. Том 2. Издание 3-е, дополненное,2010, с.145-154).

Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия: натуральные пособия; изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Истоки»

21



Предварительный просмотр:

Протокол

участников Всероссийской олимпиады «Символы России.

Великая Отечественная война: подвиги фронта и тыла»

г. Когалым


п/п

ФИО

Возраст (лет)

Количество баллов

в том числе

Победители, призёры и участники

за ответы на

1–9 вопросы

за развёрнутый ответ на 10 вопрос

Возрастная категория 10–12 лет

Мазур Николай Владимирович

10

36

27

9

Артёмов Антон Романович

11

17

15

2

Слободчикова Ирина Алексеевна

12

36

27

9

Кащенко Пётр Сергеевич

10

18

18

0

Хасаев Даниял Магомедрасулович

10

21

21

0

Башкинцев Арсений

10

21

21

0

Капитанов Владимир Сергеевич

12

24

24

0

Воробьев Михаил Константинович

10

27

27

0

Юдина Диана Артемовна

16

34

24

10

Воробьев Михаил Константинович

10

27

27

0

Шубина Анастасия Викторовна

11

32

27

5

Чехонина Дарья Андреевна

12

27

27

0

Ульмасов Егор Владимирович

12

36

27

9

Хусниярова София Кирилловна

10

33

24

9

Мохунов Николай Викторович

12

19

15

4

Нарыжная Анастасия Викторовна

12

37

27

10

Токкаева Ясмина Саляховна

12

35

27

8

Тяглов Валерий Владимирович

10

33

24

9

Жукова Елизавета Александровна

10

30

21

9

Субханкулов Руслан Альфирович

11

30

21

9

Галимова Элина Редиковна

10

33

27

6

Возрастная категория 13–16 лет

Хамитова Карина Равиловна

13

34

27

7

Постриженых Елизавета Валентиновна

14

27

27

0

Ншанян Хачатур Андраникович

16

27

27

0

Хамитова Камилла

13

24

24

0

Галоян Беник Севакович

16

27

27

0

Вахманская Софья Андреевна

15

27

27

0

Малигон Иван Евгеньевич

16

27

27

0

Кудрявцева Анастасия Викторовна

16

27

27

0

Кузьменков Владислав Денисович

16

27

27

0

Пасевин Константин Юрьевич

16

27

27

0

Ахметшин Дмитрий Эдуардович

16

24

24

0

Кузнецова Милада Алексеевна

16

27

27

0

Алхасов Гаджимурад Асхабович

16

27

27

0

Люфт Максим Эдуардович

16

27

27

0

Хасбулатов Бозигит Эльбрусович

16

27

27

0

Хамракулов Мурадбек Адахамжанович

16

27

27

0

Кудрявцева Анастасия Викторовна

16

27

27

0

Ерина Анна Александровна

14

29

27

2

Петров Дмитрий Александрович

14

27

18

0

Галицина Мария Игоревна

13

32

24

8

Вертеба Валерия Сергеевна

14

33

27

6

Абдурахманова Милана Усмановна

14

26

24

2

Кузьменко Роман Александрович

14

29

21

8

Суркова Ангелина Алексеевна

14

39

27

8

Хадисова Папум Рустамовна

14

10

0

10

Сайпиев Алибек Замирбекович

14

30

24

6

Кузьменко Роман Александрович

14

27

27

0

Барбакарь Ксения Фёдоровна

14

34

27

7

Мамадова Виктория Гаваршоевна

14

34

24

10

Кобзева Виктория Викторовна

15

66

27

5

Войков Александр Александрович

16

31

24

7

Вологина Екатерина Сергеевна

15

33

27

6

Магомедов Сабир Маратович

14

27

27

0

Галоян Беник Севакович

16

27

27

0

Корякова Дарья Дмитриевна

15

18

18

0

Полянская Анна Викторовна

14

26

24

2

Ахметшин Артемий Денисович

15

33

27

6

Хайруллин Данил Артёмович

16

29

24

5

Давлетова

13

22

18

4

Щербакова Валерия Сергеевна

15

33

27

6

Хусниева Ариана Азатовна

13

32

24

8

Щербакова Валерия Сергеевна

15

33

27

6

Токмакова Кристина Александровна

16

33

27

6

Исламова Алина Руслановна

15

36

27

9

Данил Згарбур Сергеевич

15

30

24

6

Дмитренко Анна Николаевна

13

29

27

2

Баран Мария Николаевна

13

29

27

2

Коробова Юлия Константиновна

16

36

27

9

Чернухина Злата Владимировна

13

36

27

9

Сиидиков Сагит Уралович

15

31

27

4

Данилова Анастасия Дмитриевна

16

24

24

0

Мамедов Араз Акиф оглы

13

32

24

8

Такидзе Римма Эдуардовна

12

26

21

5

Алёхина Мила Дмитриева

13

27

27

0

Игнатченко Максим Сергеевич

16

35

27

8

Петрова Мария Маасимовна

13

18

18

0

Роман Хакимов

13

30

24

6

Чивадзе Давид Мамукович

15

29

21

8

Клюева Яна Игоревна

16

26

24

2

Артем Нитюк

20

12

12

0

Серебрякова Валерия Юрьевна

16

36

27

9

Воробьева Татьяна Ивановна

14

21

21

0

Бугай Мария Александровна

16

29

21

8

Гатауллина Камилла Ильнуровна

14

33

24

9

Такидзе Римма Эдуардовна

12

26

21

5

89026918144

16

30

24

6

Михайлов Даниил Иванович

14

35

27

8

Тевс Егор Андреевич

15

33

27

6

Губайдуллина Юлия Руслановна

15

33

27

6

Григоренко Максим Геннадьевич

13

36

27

9

Первушина Анастасия Юрьевна

16

34

24

10

Муратова Мария Васильевна

14

33

27

6

Буянова Виктория Вадимовна

14

33

27

6

Петриченко Максим Эдуардович

15

24

24

0

Маляренко Стефания Викторовна

14

33

27

6

Зиядинова Дарья Абдижалиловна

14

31

27

4

Воронков Евгений Олегович

15

34

27

7

Ахмедова Зугманат Темирбековна

14

26

18

8

Божина Милана Андреевна

16

35

27

8

Кузнецова Екатерина Сергеевна

14

17

15

2

Згонникова Яна Анатольевна

14

24

18

6

Тиунчик Архип Александрович

14

33

27

6

Гросс Яна Александровна

15

14

12

2

Гуцул Артём Сергеевич

15

27

21

6

Кинчевская Анастасия Юрьевна

16

35

27

8

Кинчевская Александра Юрьевна

16

35

27

8

Захарова Милана Алексеевна

14

12

12

0

Бережной Михаил Михайлович

14

17

15

2

Купина Эмилия Владимировна

15

36

27

9

Григорьева Арина Дмитриевна

14

29

21

8

Фром Юлии Александровны

13

32

27

5

Грында Виктория Михайловна

16

30

24

6

Палиевец Никита Андреевич

15

26

24

2

Васильева Татьяна Олеговна

15

30

24

6

Алиева Сабина Нури кызы

11

9

2

Билобровая Ольга Николаевна

13

34

24

10

Муталапова Луиза Марсельевна

16

37

27

10

Дричак Валерия Михайловна

15

36

27

9



Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: