Для уроков английского языка

Балданова Туяна Цыбановна

В помощь учителю

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое пособие

Конструктор технологической карты урочной деятельности

Содержание

1.      Пояснительная записка

2.     Типология уроков

3.     Примерная структура урока по ФГОС

4.     Набор этапов учебного занятия, определяющих его макроструктуру

Постановка цели и задач урока

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач

Актуализация знаний

Первичное усвоение новых знаний и способов действий

Первичная проверка понимания  

Первичное закрепление знаний и способов действий

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Рефлексия

Обобщение и систематизация знаний

Применение знаний и способов действий в новой ситуации

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

5.         Литература

Пояснительная записка

        В условиях введения нового Федерального государственного образовательного стандарта предъявляются новые требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, и стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Поэтому при планировании своей деятельности учитель должен уметь прогнозировать, какие именно результаты он сможет достичь на том или ином этапе урока. Учитель должен так уметь организовать деятельность ученика, чтобы на каждом этапе урока ученик смог достичь предметных, метапредметных и личностных результаты.

        Метапредметные результаты включают в себя освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

        В традиционном плане урока в основном отражена его содержательная сторона. Переход на новые стандарты, потребовал от учителя новой современной формы планирования, которая должна обеспечивать реализацию системно - деятельностного подхода, формирование универсальных учебных действий и достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения. Такое эффективное и качественное планирование сценария урока возможно при создании технологических карт, позволяющих системно и целостно спроектировать образовательный процесс с учетом:

•      цели освоения курса в целом;

•      цели урока и каждого его этапа;

•      содержания:

•      эффективных форм, методов и видов учебной деятельности;

•      педагогического взаимодействия учителя и учащихся;

•      организации самостоятельной деятельности учащихся;

•      осуществление коррекции и контроля результатов учебной деятельности.

«Технологическая карта урока — это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности» (Мороз Н. Я.).

        Унифицированной формы технологической карты на сегодня не существует. Мы приводим один из вариантов, который позволяет чётко зафиксировать предполагаемые виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но формируемые способы деятельности учащихся на каждом этапе урока. Количество горизонтальных столбцов в приведенной таблице, зависит от типа урока, который проектирует учитель. Именно тип урока определяет количество необходимых для его реализации этапов.

Общий вид технологической карты урока, реализующего

системно-деятельностный подход и формирование УУД

(Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М.)

Предмет        

Класс        

Автор УМК        

Тема урока        

Тип урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная                           Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Этап 1

Этап

Форма записи урока в виде технологической карты предполагает, что учитель должен четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока.

Конструктор для создания технологических карт урочной деятельности является эффективным средством для создания качественных технологических карт, кроме того он позволит существенно сократить время учителя на проектирование урока.

Алгоритм работы с конструктором:

  1. Определить тему урока;
  2. Сформулировать цель урока;
  3. Определить содержание учебного материала, исходя из поставленной цели урока;
  4. Определить тип урока (см. «Типология урока»);
  5. Используя таблицу «Примерная структура урока», определить его этапы;

Далее для каждого этапа нами разработана таблица, включающая следующие графы: деятельность учителя, деятельность учащихся, формируемые способы деятельности.

В графе «Деятельность учителя», кроме содержания его деятельности, мы приводим примеры методических приемов, при помощи которых или их комбинацией можно достичь целей данного этапа урока.

  1. Используя таблицу для необходимого вам этапа урока определить свою деятельность на уроке, а так же
    подходящие методические приемы для данного этапа;
  2. В графе «Деятельность учащихся» определить характер учебной деятельности учащихся, в соответствии
    с уровнем усвоения учебного материала;
  3. В графе «Формируемые способы деятельности» определяем познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные УУД, которые могут быть сформированы у учащихся при выполнении разных видов деятельности.

Типология уроков

Введение ФГОС требует внесения изменений во все компоненты учебного процесса: организацию и содержание совместной учебной деятельности учителя и школьников, отбор и организацию учебного материала, структуру уроков. В условиях введения ФГОС выделяют шесть типов уроков (Петерсон Л.Г.):

  1. Урок «открытия» нового знания;
  2. Урок комплексного применения знаний и умений;
  3. Урок общеметодологической направленности;
  4. Урок актуализации знаний и умений;
  5. Урок контроля знаний и умений;
  6. Урок коррекции знаний, умений и навыков.

Примерная структура урока по ФГОС

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

Урок общеметодологической направленности

 (Урок систематизации и обобщения знаний и умений)

Урок контроля     знаний, умений и навыков

Урок коррекции знаний умений и навыков

Комбинированный урок

Этапы урока

Организационный этап

Постановка цели и задач урока. Мотивация    учебной деятельности      учащихся

Проверка      домашнего     задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.    Актуализация знаний

Проверка       домашнего     задания, воспроизведение и коррекция    знаний, навыков и умений    учащихся, необходимых для творческого решения      поставленных задач

Постановка   цели и    задач    урока. Мотивация   учебной деятельности учащихся

Постановка цели    и    задач урока.   Мотивация       учебной деятельности учащихся

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Постановка цели   и задач урока.    Мотивация учебной деятельности учащихся

Актуализация знаний

Постановка цели   и   задач урока. Мотивация      учебной деятельности учащихся

Постановка цели    и    задач урока.  Мотивация       учебной деятельности учащихся

Актуализация знаний

Выявление    знаний, умений    и навыков, проверка уровня сформированности   у учащихся    общеучебных умений

Итоги диагностики (контроля) знаний, умений      и навыков

Актуализация знаний

Первичное усвоение новых    знаний

Первичное закрепление

Актуализация знаний.

Обобщение         и систематизация знаний

Информация о   домашнем задании, инструктаж по    его    выполнению

Первичное усвоение    новых знаний

Первичная проверка понимания

Творческое применение    и добывание знаний в новой ситуации

Применение знаний   и умений    в    новой ситуации

Применение   знаний и умений в новой ситуации

Первичная проверка    понимания

Первичное

закрепление

Информация   о домашнем    задании, инструктаж по его выполнению

Обобщение     и систематизация знаний

Контроль    усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Первичное закрепление

Информация о домашнем задании, инструктаж по   его   выполнению

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Контроль    усвоения, обсуждение   допущенных   ошибок и их коррекция

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Рефлексия

Набор этапов учебного занятия, определяющих его макроструктуру.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
  2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
  3. Актуализация знаний
  4. Первичное усвоение новых знаний и способов действий
  5. Первичная проверка понимания
  6. Первичное закрепление
  7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
  8. Рефлексия
  9. Обобщение и систематизация знаний
  10. Применение знаний и умений в новой ситуации
  11. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
  12.  Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Этот этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

Деятельность учителя (методы и приемы организации деятельности учащихся)

Деятельность учащихся

Формируемые способы деятельности

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Создает комфортную ситуацию для начала урока.

•Приветствие

•Определение отсутствующих

•Проверка готовности учащихся к уроку

Слушают, настраиваются на урок

Умение слушать, вступать в диалог

 Навыки самоконтроля

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Подводит учащихся к осознанию темы, организация внимания школьника

• Удивляй!

• Отсроченная отгадка

• Ассоциативный ряд

Слушают, формулируют тему урока

•Умение слушать и слышать;

•Полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и учетом коммуникации

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Подводит учащихся к осознанию целей и задач урока

• Сообщение цели в виде проблемного задания

• Сообщение цели в виде эвристического вопроса

• Использование данных социологического опроса

• Постановка целей через показ конечных результатов        

Формулируют цели и задачи изучения нового материала самостоятельно или с помощью учите ля

Самостоятельное вы деление и формулирование познавательной цели

  Планирование общих способов работы

Постановка учебной цели на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

•Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

•Устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом

Ставит перед учащимися учебную проблему, создает проблемную ситуацию.

Создает условия для постановки цели и задач урока Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Привлекает учащихся к целеполаганию и планированию урока

• Интересный факт

• Противоречие

• Проблемный вопрос

• Загадка

• Отсроченная отгадка

• Практическая значимость проолемы для учащихся

Фиксируют проблему самостоятельно или с помощью учителя; Пытаются решить задачу известным способом

Формулирование проблемы

•Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и учетом коммуникации.

•Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

•Диалог с учителем, одноклассниками при постановке цели урока.

•Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания

•Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы

•Целеполагание

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Формирование мотивов учебной деятельности

Организует обсуждение способов решения проблемы.

Планируют способы достижения намеченной цели.

Выбирают целевые и смысловые условий установки в своих действиях

Выбор наиболее эффективных способов решений задач в зависимости от конкретных условий различных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции

Готовность к обсуждению различных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции

Осознанный выбор наиболее эффективных способов решения познавательных и учебных задач.

Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата

Смыслообразование имеют желание и стремление учиться

Мотивирует учащихся к освоению знаний

•Сообщает информацию, значимую для формирования мотивации.

Эмоционально воспринимают информацию, значимую для организации учебной деятельности на уроке

Умение слышать и слушать учителя, товарищей

•Умение осознавать мотивы учебной деятельности;

•Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых

для творческого решения поставленных задач

Деятельность учителя (методы и приемы организации деятельности учащихся)

Деятельность учащихся

Формируемые способы деятельности

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Организует проверку домашнего задания

Создание условия для оценки правильности выполнения домашнего задания

Организует условия для устранения пробелов обнаруженных в ходе проверки

•Отсроченная реакция

•Устный опрос

•Тестовые задания (задания закрытой и открытой форм, задания на соответствие и установление правильной последовательности)

•Устный опрос

•Разноуровневые самостоятельные работы.

Выполняют проверку домашнего задания

•Рефлексия способов и условий выполнения домашнего задания;

•Самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;

•Контроль и оценка процесса и результата деятельности;

•Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

•Умение слышать и слушать одноклассника;

•Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации;

•Владение монологической и диалогической речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

•Контроль и самоконтроль

•Коррекция знаний и способов деятельности

•Оценка и самооценка (взаимооценка) выполнения домашнего задания

•Смыслообразование

3. Актуализация знаний

Деятельность учителя (методы и приемы организации деятельности учащихся)

Деятельность учащихся

Формируемые способы деятельности

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Создает условия для актуализации субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений);

Повторение пройденного материала, установление внутрипредметные преемственной связи прежних и новых понятий:

•Беседа;

•Понятийный (цифровой, графический) диктант;

•Тестирование;

•Самостоятельная работа;

•Светофор;

•Лист защиты;

•Идеальный опрос;

•Блицконтрольная

Работают фронтально – отвечают на вопросы учителя; повторяют ранее изученный материал, выполняют тесты, диктанты, устанавливают логические связи

Умение давать определение изучаемых понятий

Структурирование материала

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации.

Контроль и самоконтроль усвоенных знаний

Коррекция знаний

Оценка и самооценка усвоения знаний прошлого урока

Формирование понятийного мышления, формирование логического мышления

Нравственно-этическая ориентация, исходя из социальных и личностных ценностей.

4. Первичное усвоение новых знаний и способов действий

Деятельность учителя (методы и приемы организации деятельности учащихся)

Деятельность учащихся

Формируемые способы деятельности

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Объясняет новый материал в экстраактивном режиме (лекция, рассказ), обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала (существенных признаков, понятий, законов, теорий и др.)

•Проблемная лекция

•Лекция-диалог

•Лекция со стопами

•Рассказ

•Объяснение с представлением основного материала одновременно в словесной и знаково-символических формах.

Слушают учителя, выполняют задания.

Концентрирует внимание.

Беседуют (с учителя, коллективом).

Оформляют записи

Отделяют главное от второстепенного.

Оценивают информацию.

Принимают идеи (суждения).

Приводят примеры.

Находят решения, объяснения.

Дополняют и комментируют ответы.

•Увлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

•Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

•Определение основной и второстепенной информации.

•Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

•Владеть монологической и диалогической формами речи;

•Умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения;

•Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность).

•Волевая саморугуляция

•Коррекция

•Самоопределение;

•Смыслообразование;

•Нравственно – этическая ориентация, исходя из социальных и личностных ценностей.

Организует изучение нового материала в интерактивном режиме:

•Модульное обучение

•Проблемно-модульное обучение

•ИКТ

Отвечают на вопросы учителя, записи в тетрадях

•Умение давать определение изучаемых понятий, грамотно формулировать вопросы;

•Выполнять логические операции;

•Осознание проблемы;

•Выдвижение предположений и их обоснование;

•Планирование исследования;

Осуществление исследования;

•Получение результатов, их оценка и интерпретация.

•Организация и планирование совместной работы в группе;

•Овладеть монологической и диалогической формами речи;

•Овладение способами решения коммуникативных задач в исследовательской деятельности.

•Целеполагание;

•Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

•Составление плана и последовательности действий;

•Прогнозирование - предвосхищение результата уровня усвоения;

•Коррекция

•Волевая саморугуляция

•Самоопределение;

•Смыслообразование;

•Нравственно – этическая ориентация, исходя из социальных и личностных ценностей.

Организует изучение нового материала в интерактивном режиме:

•проектное обучение

•проблемное обучение (проблемное изложение, эвристическая беседа, частично-поисковый метод, исследовательский метод)

•моделирование.

Выполняют проект

Моделируют процессы, объекты и т.д.

Решают проблему самостоятельно или с помощью учителя

Исследуют.

•Определение проекта и диагностично поставленной задачи;

• Планирование деятельности;

•Выполнение проекта;

•Защита проекта;

•Презентация продукта;

•Рефлексивная оценка результата;

•Формулирование проблемы;

•Самостоятельное создание способов решения проблем творческого или поискового характера.

•Организация и планирование совместной работы в группе;

• Овладеть монологической и диалогической формами речи;

•Овладение способами решения коммуникативных задач в проектной деятельности.

•Целеполагание;

•Диагностическая постановка учебных задач;

•Планирование действий в учебной работе;

•Рефлексия процесса результатов проектной деятельности;

•Прогнозирование - предвосхищение результатов и уровня его усвоения;

•Контроль;

•Волевая саморегуляция в процессе проектной деятельности.

•Ценностно-смысловая ориентация учащихся в проектной деятельности;

•Связь задач решаемых в проектной деятельности с практикой повседневной жизни;

•Выбор ролевых позиций в процессе осуществления проектной деятельности.

Организует работу в группах.

Выполняют групповой задание по овладению новыми знаниями и способами действий

Зависят от характера групповой работы.

•Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информации;

•Умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

•Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

•Способность действовать с позиции другого и уметь согласовывать свои действия;

•Определение целей функций участников, способов взаимодействия;

•Планирование общих способов работы;

•Способность брать на себя инициативу в организации совместных действий (деловое лидерство)

•Решение конфликтов – выявление идентификации проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

•Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.

• Целеполагание;

•Диагностическая постановка учебных задач;

•Планирование действий в учебной работе;

•Рефлексия процесса результатов проектной деятельности;

•Прогнозирование - предвосхищение результатов и уровня его усвоения;

•Контроль;

•Волевая саморегуляция в процессе проектной деятельности.

•Выбор ролевых позиций в процессе осуществления проектной деятельности;

• Самоопределение;

•Смыслообразование;

•Нравственно – этическая ориентация, исходя из социальных и личностных ценностей.

Организует работу с текстом учебника, научно-популярной литературой, справочниками:

•Репродуктивно-поисковую (составление плана, схемы, конспекта по тексту, кластера);

•Сравнительно-аналитическую (составление таблиц, схем, рисунков);

•Творческую (тесты, кроссворды, тексты с ошибками, вопросы к тексту).

Организует работу с текстом параграфа, таблицами, графиками, иллюстрациями, видеоматериалами.

Оказывает консультативную помощь

•Выход за пределы

•Театрализация

•Вопрос к тексту

•Дай себе помочь

•Аннотирование

•Рецензирование

•Своя опора

Работают с текстом учебника, научно-популярной литературой, справочниками;

Индивидуально или в группе (паре) работают с текстом параграфа, иллюстрациями, таблицами, графиками, схемами, рисунками. Выполняют задания при консультативной помощи учителя. Преобразуют информацию из одной формы в другую.

Интерпретируют таблицы, графики, диаграммы.

Преобразуют материал в графики, схемы, таблицы.

Выделяют существенные признаки.

Выстраивают логические схемы. Выявляют закономерности, связи.

Конспектируют текст.

Составляют опорный конспект.

•Осознанное чтение;

•Определение основной и второстепенной информации;

•Умение структурировать знания;

•Выполнение логических операций

•Умение сообщать информацию в устной или письменной форме

•Планирование своей деятельности;

•Самоконтроль достигнутых результатов

•Установление личного смысла нового знания и способов действий.

Организует выполнение:

• Лабораторной работы;

• Практической работы.

Выполняют лабораторную (практическую) работу.

Готовят рабочее место.

Соблюдают правила ТБ.

Готовят (миккропрепараты, растворы, модели и т.д.)

Рассмотривают под микроскопом.

Наблюдают явления (процессы, объекты, живые организмы)

Моделируют процессы.

Экспериментируют.

Работают по плану (алгоритму).

Находят решение (объяснение).

Объясняют причинно-следственные связи.

Фиксируют результаты наблюдений.

Описывают (строение функций, процессы).

Определяют (вид, тип реакций и т.д.)

Расставляют коэффициенты.

Оформляет (записи, таблицы, рисунки и т.д.).

Строят диаграммы, графики.

Составляют схемы, графики.

Систематизируют объекты.

Формулируют выводы.

•Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

•Поиск и выделение необходимой информации;

•Знаково-символические действия (моделирование);

Умение структурировать знания;

•Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

•Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

•Смысловое чтение;

•Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

•Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков;

•Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;

•Выбор оснований и критериев для классификации объектов;

Установление причинно-следственных связей;

•Построение логической цепи рассуждений;

•Доказательство;

•Выдвижение гипотез и их обоснование.

•Умение сообщать информацию в устной и письменной форме;

•Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

•Целеполагание;

• Диагностическая постановка учебных задач;

•Планирование действий в учебной работе;

•Рефлексия процесса и результатов проектной деятельности;

•Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня его усвоения;

•Контроль;

•Волевая саморегуляция в процессе проектной деятельности.

•Самоопределение;

•Смыслообразование;

•Нравственно-этическая ориентация, исходя из социальных и личностных ценностей;

•Связь задач решаемых в деятельности с практикой повседневной жизни.

5. Первичная проверка понимания

Деятельность учителя (методы и приемы организации деятельности учащихся)

Деятельность учащихся

Формируемые способы деятельности

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Организует деятельность учащихся для установления правильности и осознанности изученного материала.

Организует проверку и взаимопроверку выполненных заданий (индивидуально, в парах)

• «да» и «нет»

• опорный текст

•использование заданий на узнавание учащимися изученных объектов

•свои примеры

•взаимоопрос

Проверяют результаты учебных действий одноклассников (самоконтроль, взаимоконтроль), дополняют и корректируют ответы одноклассников

•Подведение под понятия, выведение следствий, построение логической цепи рассуждений.

•Умение строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, связях, свойствах.

•Умение работать в группе;

•Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной формах.

•Коррекция

•Умение уважительно относится к товарищам.

6. Первичное закрепление знаний и способов действий

Деятельность учителя (методы и приемы организации деятельности учащихся)

Деятельность учащихся

Формируемые способы деятельности

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Обеспечивает закрепление знаний и способов действий, повышение уровня осмысления изученного учащимися.

•Взаимообратные задачи.

• «Придумай свои задания»

• «Что было бы если…»

•Составление опоры

•Интеллектуальный марафон

Составляют, анализируют и оценивают информацию.

•Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных)

•Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, выполнение недостающих компонентов;

•Знаково-символические действия;

•Умение структурировать учебный материал

•Умение слушать и слышать друг друга;

•Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

•Познавательная инициативность

•Принятие личностного смысла нового знания.

Организует групповую работу для закрепления навыка и способа деятельности

Работают в группах. Выполняют предложенные задания.

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя.

•Умение моделировать, классифицировать объекты на основе выделенного признака, структурировать учебный материал

•Умение вступать в диалог

•Общение и взаимодействие с партнёрами;

•Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

•Планирование работы в группе.

•Контроль и самоконтроль усвоенных знаний и способов действий.

•Принятие личностного смысла нового знания.

7. Информация о домашнем заданий, инструктаж по его выполнению

Деятельность учителя (методы и приемы организации деятельности учащихся)

Деятельность учащихся

Формируемые способы деятельности

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Обеспечивает понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания (информация о домашнем задании; мотивирование выполнения домашнего задания; инструктаж по выполнению домашнего задания):

•Задание массивом

•Три уровня домашних заданий

• «Необычайная обычность»

•Особое задание

•Идеальное задание

•Лови ошибку

•Индивидуальное задание по карточкам

•Творческое задание

•Обсуждаем домашнее задание

Участвуют в беседе с учителем;

Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

•Осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

•Применение метода информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

•Осуществление смыслового чтения познавательных текстов;

•Выделение существенной информации;

•Установление причинно-следственных связей

•Знаково-символические действия.

•Умение слушать и вступать в диалог;

•Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

•Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

•Целеполагание

•Планирование

•Контроль и оценка

•Смыслообразование – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

•Нравственно- этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания.

8. Рефлексия

Деятельность учителя (методы и приемы организации деятельности учащихся)

Деятельность учащихся

Формируемые способы деятельности

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Организует деятельность учащихся по выявлению пробелов в знаниях и способах действий:

•Выполнение упражнений;

•Тестовые задания;

•Задания с пропусками;

•Структурно-логические схемы с пропусками.

Дают оценку деятельности по её результатам

•Применение полученной информации, умение представить материал в письменном виде;

•Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

•Умение сообщать информацию в устной и письменной форме.

•Адекватная оценка;

•Определение причин успехов и неудач, самокоррекция;

•Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения от него;

Внесение необходимых корректив в действие после его завершения.

•Формирование границ собственного знания и «незнания».

Инициирует рефлексию по поводу учащихся их психоэмоционального состояния, их деятельности, взаимодействия с учителем и с учащимися, используя мотивации алгоритм «Я», «Мы», «Дело»

•Ассоциативный ряд;

•Незаконченные предложения;

• «Торт решений»

• «Лист обратной связи»

•Письмо самому себе;

•Барометр настроения

• «Памятки»

Осуществляют осмысление своих действий, самоанализ, оценивают свою деятельность на уроке.

•Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

•Используют речевые средства для выражения своих чувств;

•Формулирует своё мнение и позицию.

•Навыки самооценки и самоанализа.

•Потребность в справедливом оценивании своей работы;

•Оценка своих поступков.

Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

Прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Используют речевые средства для выражения своих чувств.

Навыки самооценки и самоанализа

•Контроль, коррекция оценка действий партнёра.

•Потребность в справедливом оценивании своей работы

•Освоение основных моральных норм.

9. Обобщение и систематизация знаний

Деятельность учителя (методы и приемы организации деятельности учащихся)

Деятельность учащихся

Формируемые способы деятельности

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Обеспечивает формирование целостной системы ведущих знаний учащихся

•Построение структурно-логических схем изученной темы;

•Моделирование;

•Построение «дерева» темы;

• «Паучок»;

•Построение «здания» темы;

•Создание обобщающих таблиц.

Выполняют задания по включению части в целое, классификации и систематизации знаний.

•Знаково-символические: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта;

•Умение структурировать знания;

•Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков;

•Выбор оснований для сравнения и классификации объектов.

•Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

•Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

•Волевая саморегуляция;

•Принятие и сохранение учебной задачи.

•Формирование естественнонаучной картины мира

Обеспечивает установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей

•Построение структурно-логических схем изученной темы;

•Пишут эссе, мини-сочинение

• «Мозговая атака»

• Учебные станции

• «Пересечение тем»

Выделяют внутрипредметные и межпредметные связи.

•Знаково-символические преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

•Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;

•Установление причинно-следственных связей.

•Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

•Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

•Волевая саморегуляция;

•Принятие и сохранение учебной задачи.

•Формирование естественнонаучной картины мира

Обеспечивает формирование у школьников обобщённых понятий, мировоззренческих идей

•Задание на определение в списке слов фактов, понятий, правил, законов;

• «Пересечение тем»

•Рефлексивная дискуссия

Выделяют сквозные идеи и принципы

•Знаково-символические преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

•Подведение под понятия, выведение следствий;

•Построение логической цепи рассуждений;

•Доказательство;

•Умение устанавливать аналогии.

•Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

•Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

•Волевая саморегуляция;

•Принятие и сохранение учебной задачи.

•Формирование естественнонаучной картины мира

10. Применение знаний и способов действий в новой ситуации

Деятельность учителя (методы и приемы организации деятельности учащихся)

Деятельность учащихся

Формируемые способы деятельности

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Обеспечивает усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне их применения в измененных и новых ситуациях

•Решение биологических (химических) задач4

•Система заданий, предусматривающих постепенное нарастание сложности предложений;

•Система заданий на поиск нескольких способов получения одного и того же результата;

•Разноуровневые самостоятельные работы;

• Деловая игра

•Вопрос – ответное общение;

•Групповая работа;

•Проектное обучение;

•Лабиринт действий.

Применяют правила, методы, понятия, законы, принципы, теории.

Используют понятия и принципы новых ситуациях.

Применяют законы, теории в конкретных практических ситуациях.

 •Поиск и выделение необходимой информации:

 Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

•Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

•Рефлексия способов и условий действия;

• Контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• Анализ;

•Синтез;

•Самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;

•Установление причинно-следственных связей;

•Построение логической цепи рассуждений, доказательство;

•Выдвижение гипотез и их доказательство.

^    •Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

•Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

•Принимают и сохраняют учебную задачу;    •Планирование - составление плана и последовательности действий;              •Контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

•Коррекция – внесение необходимых корректив в план и способ действий в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

•Оценивание качества и уровня усвоения;

•Самоконтроль;

• Взаимоконтроль

•/   • Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельность на основе познавательных интересов, учебных мотивов.

11. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Деятельность учителя (методы и приемы организации деятельности учащихся)

Деятельность учащихся

Формируемые способы деятельности

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Формирует умение осуществляет перенос знаний и способов действий с изученных объектов на неизученные:

•Творческий проект (индивидуальный и групповой);

•Учебное исследование.

Выполняют проект.

Видят проблему.

Выдвигают гипотезы.

Планируют выполнение учебных исследований и проектов.

Наблюдают.

Проводят эксперименты.

Делают выводы и заключения.

Объясняют, доказывают, защищают

свои идеи.

Представляют результаты проекта, исследования.

Используют знания из разных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

•Формирование проблемы;

•Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

•Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

•Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

•Поиск и выделение необходимой информации;

•Применение методов информационного поиска в том числе с помощью компьютерных средств;

•Умение структурировать знания;

•Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

•Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

•Смысловое чтение;

• Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

•Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков;

•Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;

•Выбор оснований и критериев для классификации объектов;

Установление причинно-следственных связей;

•Построение логической цепи рассуждений;

•Доказательство;

•Выдвижение гипотез и их обоснование.

•Создание и преобразование моделей и схем для решения задач.

 •Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников и способов взаимодействия;

•Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сбое информации;

•Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

•Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

•Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

•Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

•Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

•Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

•Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

•Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

•Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

•Умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

•Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Решения;

•Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия

•Самоопределение;

•Смыслообразование;

•Нравственно-эстетическая ориентация, исходя из социальных и личностных ценностей.

12. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Деятельность учителя (методы и приемы организации деятельности учащихся)

Деятельность учащихся

Формируемые способы деятельности

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Организует деятельность, направленную на выявление пробелов в знаниях и способах действий учащихся в рамках изученной темы:

•Использование специальных разделенных на мелкие этапы и звенья упражнений;

•Применение развернутых инструкций с регулярным контролем;

•Тестовые задания;

•Задания «с пропусками»;

•Структурно-логические схемы «с пропусками».

 Формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно;

Видят ошибки и упущения в логике рассуждения;

Оценивают выполнение задания согласно предложенным критериям.

•Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

•Рефлексия способов и условий действия;

• Контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

•Самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;

•Установление причинно-следственных связей;

•Подведение под понятия, выведение следствий.

•Формулирование собственного мнения и позиции;

• Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

•Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

•Оценка – выделение и опознавание учащимися того, что уже усвоено что еще подлежит усвоению, опознавание качества и уровня усвоения.

•Смыслообразование.

Организует само- и взаимопроверку уровня усвоения новых знаний и сформированности учебных действий – предъявляет эталон

•Резюме;

•Светофор;

•Опрос по кругу;

•Синквейн;

•Райтинг;

•Тихий опрос;

•Зигзаг;

•Блиц-контроль;

•Снежный ком;

•Коллаж;

•Кроссворд.

Осуществляют само- и взаимопроверку уровня усвоения новых знаний и сформированности учебных действий посредством сопоставления полученных результатов с эталоном.

• Рефлексия способов и условий действия;

• Контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

•Установление причинно-следственных связей;

•Подведение под понятия, выведение следствий;

•Построение логической цепи рассуждений, доказательство.

•Умение организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера);

•Умение слушать и слышать друг друга;

•Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

•Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решений;

•Умение определять степень успешности выполнения работы, исходя из имеющихся критериев;

•Контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

•Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом;

• Оценка – выделение и опознавание учащимися того, что уже усвоено что еще подлежит усвоению, опознавание качества и уровня усвоения.

•Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Литература

  1. Банников С.В., Новикова С.Н., Костенчук И.А. О типологии уроков в свете требований ФГОС. // Химия в школе - 2015. - №2. С. 16-22.
  2. Гин А. А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Об ратная Связь. Идеальность/ М.:Вита-Пресс, 2011 г.
  3. И.М. Логвинова И.М., Копотева ГЛ., Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС.// «Управление начальной школой». - 2011. №12. - С. 12-18
  4. Мороз Н. Я. Конструирование технологической карты урока. Научно-методическое пособие. — Витебск, 2006. — 56 с.
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 //Министерство образования и науки Российской Федерации. URL:httр://минобрнауки.рф/документы/938
  7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. М.: Просвещение, 2010. - 159 с.: ил.
  8. ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие/ В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева.- Саратов, 2013. - 120 с.



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС

Вариант №1

 

Данный  урок  (по предмету ... ) является уроком №…  в системе уроков по разделу … Тема урока: (назвать тему…)

Цели урока: образовательные…, воспитательные…, развивающие….

В данном классе я поставила следующие задачи (указать задачи), направленные на формирование УУД (личностные:…, познавательные: …, коммуникативные: …, регулятивные: …)

В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты:. .

Это урок (указать тип урока). 

Он включал в себя (указать количество) этапов (структура урока).

При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС (назвать 1 или несколько технологий) и использовала их на следующих этапах урока (указать этапы урока).

Чтобы добиться цели урока, я подобрала … (содержание урока: примеры, вопросы, задания), соответствующие возрастным особенностям.

Материал урока оказался … (сложным, легким, интересным для учащихся и др.).

В ходе урока была организована … (индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная) работа учащихся.

Наиболее эффективной оказался (указать вид работы), потому что (указать причину).  

Соотношение деятельности учитель-ученик соответствуетне соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: (применение диалоговых форм общения, создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи, объем и характер самостоятельной работы).

На уроке мною использовались следующие средства обучения: (наглядный материал, различные источники информации и др.).

Темп урока быстрый/медленный; монотонный/динамичный/исходя из возможностей класса.

Распределение времени было рациональное/нерациональное.

Мне удалось/не удалось уложиться по времени.

Мне было (легко/тяжело) вести урок. Учащиеся включались в работу (активно, неохотно, тяжело).  

Меня порадовали … , удивили … , огорчили … (кто из учащихся?), потому что ….

Результаты урока совпадают/не совпадают с целью урока.

Я полагаю, что все научились …, что подтверждают результаты самоконтроля и самооценки учащихся.

Домашнее задание имеет (оптимальный объем, предоставление права выбора, доступность и др.), поэтому (не) вызовет затруднения у учащихся.

В целом урок можно считать ….

 

САМОАНАЛИЗ УРОКА   ПО ФГОС

 (2 ВАРИАНТ)

 

 1.     Каково место данного урока в теме?

2.     Как данный урок связан с предыдущим, как работает на последующие уроки?

3.     Каковы цель и задачи урока (образовательная, воспитательная, развивающая)? Какой результат хотелось получить к концу урока?

4.     Насколько удачно было отобрано содержание урока в соответствии с поставленной целью?

5.     Можно ли считать, что избранное сочетание методов (изложения знаний, закрепления, контроля, стимулирования деятельности), приемов и средств обучения является на уроке оптимальным для данного класса?

6.     Рационально ли было распределено время на этапы урока?

7.     Логичны ли были "связки" между этапами урока?

8.     Какую роль сыграли наглядные пособия в достижении поставленной цели?

9.     Насколько удачно осуществлялся на уроке контроль за качеством усвоения знаний, умений и коррекция?

10.                       Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом цели, особенностей класса и качества усвоения материала на уроке?

11.                       Психологическая атмосфера урока. Получили ли учащиеся удовлетворение от урока?

12.                       Как Вы сами оцениваете результаты своего урока?

13.                       Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

14.                       Получили ли удовлетворение от урока? Что стоит исправить? Над чем нужно еще поработать?



Предварительный просмотр:

Система оценки образовательных достижений учащихся по английскому языку в соответствии с ФГОС

Создание системы самоконтроля и самооценки знаний, умений и навыков является сегодня одной из важнейших проблем организации учебной деятельности на уроках английского языка. И это понятно, ведь именно в процессе проверки выявляются достижения школьников и пробелы в их учебной  подготовке, закрепляются, уточняются и систематизируются знания и умения, приобретенные учащимися на предыдущих уроках, а на основе полученной информации корректируется процесс изучения нового материала.

Как же организовать проверку, чтобы она выполняла все возложенные на нее функции? Как правильно определить место и время проверки и оценки знаний на уроке? Какие методы и методические приемы использовать при этом? Как с наименьшими потерями времени проверить и оценить знания, умения и навыки каждого ученика? Как правильно поставить отметку, и в каком случае она не нужна? Эти и многие другие вопросы встают перед учителями, встали они и передо мной.

Что оценивается?

      В условиях традиционной системы обучения оценивались главным образом знания, а основным средством проверки являлось их воспроизведение. Остальные компоненты содержания образования – умения, эмоционально-ценностные отношения – большей частью оставались вне поля оценивания. При этом оценивались только результаты освоения отдельных предметов; оценочные задания межпредметного (универсального, метапредметного) характера практически не использовались.

    В соответствии с новым стандартом система оценки образовательных достижений школьников четко привязывается к планируемым результатам.

При оценке личностных результатов диагностируется сформированность внутренней позиции школьника, которая проявляется в эмоционально-ценностных отношениях к себе и окружающему миру. В повседневном образовательном процессе оценка личностных результатов необходима. Учитель не может оставить без внимания и оценки нравственные или, наоборот, безнравственные суждения, поступки школьника. Оценка (но не отметка) проявляется характеристики типа «you are right», «your choice is correct» и.т.п. В процессе оценивания ученик становится в позицию нравственного выбора в той или иной ситуации. При этом следует помнить, что такая оценка должна проходить «в форме не представляющей угрозу личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащихся».

     Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, таких как способность, принимать и сохранять учебную цель, умение осуществлять информационный поиск и др. на уроках можно проверить и такие компетенции, которые трудно (или невозможно) проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, такие умения как, взаимодействие с партнером, стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в сотрудничестве и др.

    В рамках ФГОС каждый урок должен включать формирование тех или иных УУД. Соответственно, должна осуществляться оценка достижений школьников в этой области. В настоящее время, именно УУД становятся основным объектом оценки как в процессе внутренней, так и итоговой проверки образовательных результатов.

Предметные результаты, кроме некоторых личностных компетенций, содержат предметные знаний и систему формируемых предметных действий.

В системе предметных знаний выделяют опорные знания(знания, освоение которых необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курса.

Однако, при оценке предметных результатов основную ценность представляют не собственно знания и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки являются не столько знания, сколько действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием, в данном случае (с содержанием курса иностранного языка).

В основе многих предметных действий лежат универсальные действия, и прежде всего познавательные: использование знаково-символических средств; моделирование; сравнение, группировка и классификация объектов.

По традиционной системе оценивания образовательных достижений далеко не всегда принималась во внимание их динамика. В новой системе оценивания динамике образовательных достижений учащихся (индивидуальному прогрессу) уделяется большое внимание. Определение индивидуального прогресса или прироста образованности другими словами осуществляется путем сравнения результатов входной и выходной диагностик.

Таким образом, в качестве объектов оценивания образовательных достижений школьников выступают компетенции, относящиеся к личностным, метапредметным, предметным результатам образования, а также динамика образовательных достижений (прогресс).

Что касается вопроса соотношения оценки и отметки в процедуре оценивания, то он может решаться следующим образом: оцениваться может любое, особенно успешное действие (предметное, метапредметное, личностное), а фиксироваться отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение задачи).

Кем оценивается?

  Традиционно процедура оценивания была прерогативой учителя. В новых условиях ситуация меняется. В процесс оценивания достигнутых результатов включается и школьник. Более того, обучение школьников оценке собственных результатов, достижений своих товарищей становится одной из целей образования.

Лист самооценки

Description of achievement

poor

fair

good

excellent

I can read and understand the information about

 

 

 

 

I can listen and understand the information about

 

 

 

 

I can write

 

 

 

 

I can speak about

 

 

 

 

I can ask and answer the questions about

 

 

 

 

 

Памятка для ученика

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ САМООЦЕНКИ

Задание

Решение

Что нужно сделать?

 

Удалось ли сделать?

 

Все правильно или есть недочеты?

 

Сделал сам или с чьей-то помощью?

 

Как мы отличаем «5», «4» и «3»?

 

Какую отметку ты поставишь себе?

 

 

 

Как оценивается?

      Традиционно при оценке за точку отсчета принимался некий идеальный образец, из которого «методом вычитания», фиксируя допущенные ошибки и недочеты, формировалась оценка ученика. Согласно уровневому подходу за точку отсчета принимается не «идеальный образец», а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как учебный успех ребенка, как исполнений им требований Стандарта. Оценку индивидуальных образовательных достижений предлагается вести «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

Как различать уровни оценок?

Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, подобной тем, чо решали уже много раз, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Программный уровень (повышенный, обязательно проверяемый) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично»

Максимальный уровень (повышенный, не обязательно проверяемый)– решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда требуется применить либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам – сверх школьных требований – «превосходно».

На основании предложенных уровней успешности  определяется предметная отметка в одной из балльных шкал, принятой в образовательном учреждении:

а) 5-балльная шкала «традиционных отметок»;

б) 6-балльная шкала «баллов успешности»;

в) 10-балльная шкала;

г) 100-балльная (процентная) шкала.

Соотнесение оценочных шкал с уровнями успешности

Уровни успешности

5-балльная шкала

6-балльная шкала

10-балльная

шкала

100 бальная (%) шкала

Не достигнут необходимый уровень

Не решена типовая, много раз отработанная задача

«2» (или 0)

ниже нормы,

неудовлетворительно

или пустой кружок в Таблице результатов

0 – не приступал к задаче

1– приступил к решению, но не решил

0-49%

Необходимый (базовый) уровень

 

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания

 

«3»

норма, зачёт, удовлетворительно.

Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

1 балл успешности

 

2

50-64% или 69%

«4»

хорошо.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

2 балла успешности

 

5 – полное усвоение

 

 

 

 

 

65-74% или 700-100% необх.ур.

Повышенный (программный) уровень

Решение нестандартной задачи, где потребовалось

либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме,

 либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации

«4+» близко к отлично.

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

3 балла успешности

 

6 – с незначительной ошибкой и помощью

7 – либо с ошибкой, либо с помощью

75-89% или 50-70% повыш.ур.

«5» отлично.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

4 балла успешности

 

8

90-100% или 70-100% повыш.ур

Максимальный (необязательный) уровень

Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались

либо самостоятельно добытые новые знания,

либо новые, самостоятельно усвоенные умения

«5+»

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

5 баллов успешности

 

9

Отдельная шкала 50-69%

«5 и 5» превосходно.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

6 баллов успешности

10

Отдельная шкала 70-100%

 

Критерии оценивания работ учащихся по предмету «Английский язык»

1.Критерии оценивания письменных работ

За письменные работы (контрольные работы, тестовые работы, словарные диктанты) оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов:

Виды работ

Оценка «3»

Оценка «4»

Оценка «5»

Контрольные работы

От 50% до 69%

От 70% до 90%

От 91% до 100%

тестовые работы, словарные диктанты

От 60% до 74%

От 75% до 94%

От 95% до 100%

 

          Творческие письменные работы(письма, разные виды сочинений, эссе, проектные работы, вт.ч. в группах) оцениваются по пяти критериям:

1.Содержание (соблюдение объема работы, соответствие теме, отражены ли все указанные в задании аспекты, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на соответствующем уровне, соблюдение норм вежливости).

2.Организация работы (логичность высказывания, использование средств логической связи на соответствующем уровне, соблюдение формата высказывания и деление текста на абзацы);

3.Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку);

4.Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку);

5.Орфография и пунктуация (отсутствие орфографических ошибок, соблюдение главных правил пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдение основных правил расстановки запятых).

 

Критерии оценки творческих письменных работ

(письма,  сочинения, эссе, проектные работы, в т.ч. в группах)

 

Баллы

Критерии оценки

«5»

1.Содержание: коммуникативная задача решена полностью.

2.организация работы: высказывание логично, использованы средства логической связи, соблюден формат высказывания и текст поделен на абзацы.

3. лексика: лексика соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения.

4. грамматика: использованы разнообразные грамматические конструкции в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку, грамматические ошибки либо отсутствуют, либо не препятствуют решению коммуникативной задачи.

5. Орфография и пунктуация: орфографические ошибки отсутствуют, соблюдены правила пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдены основные правила расстановки запятых.

«4»

1.Содержание: коммуникативная задача решена полностью.

2.организация работы: высказывание логично, использованы средства логической связи, соблюден формат высказывания и текст поделен на абзацы.

3. лексика: лексика соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения. Но имеются незначительные ошибки.

4.грамматика:использованы разнообразные грамматические конструкции в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку, грамматические ошибки незначительно препятствуют решению коммуникативной задачи.

5. Орфография и пунктуация: незначительные орфографические ошибки, соблюдены правила пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдены основные правила расстановки запятых.

«3»

1.Содержание: Коммуникативная задача решена,

2.организация работы: высказывание нелогично, неадекватно использованы средства логической связи, текст неправильно поделен на абзацы, но формат высказывания соблюден.

3. лексика: местами неадекватное употребление лексики.

4.грамматика:имеются грубые грамматические ошибки.

5. Орфография и пунктуация: незначительные орфографические ошибки, не всегда соблюдены правила пунктуации: не все предложения начинаются с заглавной буквы, в конце не всех предложений стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также не соблюдены основные правила расстановки запятых.

«2»

1.Содержание: Коммуникативная задача не решена.

2.организация работы: высказывание нелогично, не использованы средства логической связи, не соблюден формат высказывания, текст не поделен на абзацы.

3. лексика: большое количество лексических ошибок.

4.грамматика:большое количество грамматических ошибок.

5. Орфография и пунктуация: значительные орфографические ошибки, не соблюдены правила пунктуации: не все предложения начинаются с заглавной буквы, в конце не всех предложений стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также не соблюдены основные правила расстановки запятых.

 

2. Критерии оценки устных развернутых ответов

(монологические высказывания, пересказы, диалоги, проектные работы, в т.ч. в группах)

 

Устные ответы оцениваются по пяти критериям:

1. Содержание (соблюдение объема высказывания, соответствие теме, отражение всех аспектов, указанных в задании, стилевое оформление речи, аргументация, соблюдение норм вежливости).

2. Взаимодействие с собеседником (умение логично и связно вести беседу, соблюдать очередность при обмене репликами, давать аргументированные и развернутые ответы на вопросы собеседника, умение начать и поддерживать беседу, а также восстановить ее в случае сбоя: переспрос, уточнение);

3. Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку);

4. Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку);

5. Произношение (правильное произнесение звуков английского языка, правильная постановка ударения в словах, а также соблюдение правильной интонации в предложениях).

 

Оценка

Содержание

Коммуникативное взаимодействие  

Лексика

Грамматика

Произношение

5

Соблюден объем высказывания. Высказывание  соответствует теме; отражены все аспекты, указанные в задании,

стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на уровне, нормы вежливости соблюдены.

Адекватная естественная реакция на реплики собеседника. Проявляется речевая инициатива для решения поставленных коммуникативных задач.

 

Лексика адекватна поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку.

 

Использованы разные грамматич. конструкций в соответствии с задачей и требованиям данного года обучения языку.

Редкие

грамматические ошибки не мешают коммуникации.

Речь звучит в естественном темпе, нет грубых фонетических ошибок.

 

 

4

Не полный объем высказывания. Высказывание  соответствует теме; не отражены некоторые аспекты, указанные в задании,

стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация не всегда на соответствующем уровне, но нормы вежливости соблюдены.

Коммуникация немного затруднена.

Лексические ошибки незначительно влияют на восприятие речи учащегося.

 

Грамматические незначительно влияют на восприятие речи учащегося.

 

Речь иногда неоправданно паузирована. В отдельных словах допускаются фонетические ошибки (замена, английских фонем сходными русскими).

Общая интонация

обусловлена влиянием родного языка.

3

Незначительный объем высказывания, которое не в полной мере  соответствует теме; не отражены некоторые аспекты, указанные в задании,

стилевое оформление речи не в полной мере  соответствует типу задания, аргументация не на соответствующем уровне, нормы вежливости не соблюдены.

Коммуникация существенно затруднена, учащийся не проявляет речевой инициативы.

Учащийся делает большое количество грубых

лексических

ошибок.

 

Учащийся делает большое количество грубых грамматических ошибок.

 

Речь воспринимается с трудом из-за большого количества

фонетических ошибок. Интонация обусловлена влиянием родного языка.

       Соотнесение оценки с планируемыми результатами. Традиционно оценка, получаемая школьниками на уроке, не привязывалась к целям (задачам) обучения. Цели обучения (в контексте учителя) и оцениваемые результаты существовали как бы сами по себе. Понятие «планируемые результаты» в процедуре оценивания не использовалось.

В настоящее время в качестве целей обучения выступают «планируемы результаты», которые доводятся до школьников, например в форме «планируемых достижений». А сама процедура оценивания заключается в соотнесении того,  что было запланировано, с тем, что получилось.

Итоговая оценка. Одной из составляющей итоговой оценки является накопительная система оценки  - пример этому - портфолио учащихся (портфель достижений или языковой портфель). «Портфель достижений» включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Примерную основную образовательную программу, дополняющую Федеральный государственный образовательный стандарт.

Портфолио широко применяется в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКЧП). Портфолио – это технология сбора и анализа информации о процессе обучения и результатах учебной деятельности. Для учащегося портфолио – организатор его учебной деятельности, для учителя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности. Известно несколько типов портфолио: портфолио достижений, портфолио-отчет и портфолио-самооценка. Есть и иная типология портфолио: практико0ориентированные, проблемно-ориентированные и тематические портфолио. Выбор типа зависит от цели его создания.

Отличительной особенностью портфолио является его личностно-ориентированный характер:

  • Ученик вместе с учителем определяет или уточняет цель создания портфолио;
  • Ученик собирает материал в портфолио;
  • В основе оценивания результатов лежат самооценка и взаимооценка.

Создание портфолио нацелено и на формирование определенных умений:

  • Отбирать и оценивать информацию;
  • Точно определять цели, которых он хотел бы достичь;
  • Планировать свою деятельность;
  • Давать оценки и самооценки;
  • Отслеживать собственные ошибки и исправлять их.

 Языковой портфель - это личный документ, который позволяет ученику оценить собственную языковую компетенцию в различных языках и его контакты с другими культурами. Языковой портфель представляет собой реальный личностный образовательный продукт, который учащийся создает в процессе изучения языка и культуры, он позволяет проследить прогресс в изучении английского языка, развивать индивидуальные языковые способности.

Языковой портфель служит средством неформального оценивания его достижений, не являясь инструментом контроля.

Цель введения языкового портфеля:

  • Прослеживание индивидуального прогресса учащегося, достигнутого им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.
  • Оценивание его образовательных достижений и дополнение (замена) результатов тестирования и других традиционных форм контроля.  

Цель портфеля:

  • формирование учебной компетенции и развитие реальной самостоятельности учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком и иноязычной культурой;
  • формирование у учащихся гражданского самосознания (гражданин России/ мира);
  • формирование у учащихся стремления самостоятельно осваивать культурное и языковое наследие Европы.
  • развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся.

  Задачи портфеля:

отмечать языковые способности, умения, навыки учащегося; отслеживать опыт межкультурного общения учащегося; исследовать развитие учащегося в течение определённого времени; изучить особенности себя как личности и развивать самоуверенность; развивать письменные навыки; обеспечивать преемственность в процессе обучения (при переходе в другое учебное заведение, изучение языков на протяжении всей жизни);

 -  подготавливать к поступлению в среднее/ высшее учебное заведение и на работу.

Функции портфеля:

  •  портфель демонстрирует способности ученика по иностранному языку;
  •  портфель позволяет ученику, а также учителю оценить, в какой степени учащийся способен общаться на иностранном языке.

Структура и содержание портфеля

Структура Портфеля для учащихся начальной школы состоит из трех разделов, предваряемых автобиографической страничкой.

Раздел I. «Языки, которые я знаю».

Здесь ученик описывает свой опыт изучения языков и межкультурного общения, а также определяет свой  уровень владения соответствующим языком.

Данный раздел может включать в себя следующие пункты:

·         Языки общения в моей семье и языки, на которых говорят мои родственники.

·         Где я учился/училась.

·         Языки, которые я изучал/изучала в школе.

·         Языки, которые я изучал/изучала вне школы.

·         Пребывание за границей.

·         Анкеты для выявления интересов, увлечений и т.д. учащегося.

Раздел II. «Мои успехи».

Предназначен для формирования  самостоятельной оценки детьми своих успехов в изучении неродного языка как средства межкультурного общения.

Здесь представлены контрольные листы  для самооценки по 4 видам речевой деятельности .

Раздел III. «Моя копилка».

Данный раздел содержит  материал, который кажется ученику интересным и информативным. Этот материал ученик помещает в портфель в качестве иллюстраций тех достижений в области изучения языка, которые были представлены в разделах «Языки, которые я знаю» и «Мои успехи».

Структура Портфеля для учащихся средних и старших классов

1.     языковой паспорт

2.     языковая биография

3.     досье

Раздел 1. «Языковой паспорт»

В паспорте учащийся отражает свой уровень владения иностранным языком; сведения об изучении языков и опыте межкультурного общения, перечень сертификатов и дипломов, обзор индивидуальных компетенций в языке в данный период времени.

Паспорт включает в себя следующие разделы:

·         информация об ученике

·         обзор достижений в изучении иностранного языка

·         сведения об изучении языков

·         перечень сертификатов и дипломов

·         языковые навыки, описанные на основе уровней

Раздел 2. «Языковая биография»

Раздел «Языковая биография» отражает способность к самооценке и планированию изучения языков. В этом разделе ученик представляет:

а) свою историю изучения языка, анализируя собственные достижения и прогресс и подкрепляя анализ примерами и фактами языковой биографии;
б) перечень межкультурного опыта, т.е. поездок и контактов, и как они повлияли на развитие компетенций и навыков.

В «Языковой биографии» также представляются  контрольные листы для самооценки. Параметры, по которым уточняется и оценивается (как учеником, так и учителем) уровень владения иностранным языком учащегося, составляют: коммуникативные умения устной и письменной речи; стратегические умения; компенсационные умения; качественные характеристики устных и письменных высказываний обучающегося с точки зрения норм изучаемого языка.

 Раздел3. «Досье»

Досье включает материалы для документирования и иллюстрирования достижений или опыта, описанных в паспорте и языковой биографии. Ученик собирает работы, свидетельствующие о его достижениях в самостоятельном изучении языка:

·         «лучшие» письменные работы (не обязательно с отличными оценками)

·         стихи и рассказы, написанные учащимся

·         индивидуальные и групповые проекты

·         работы, выполненные на компьютере

·         письма, открытки

·         письменные доклады, рефераты;

·         рекомендательные письма, награды и другие формы признания достижений учащегося.

·         грамоты, награды и другие формы признания достижений учащегося

·         памятки, рекомендации по развитию учебных навыков (умение организовать свою работу; схема написания эссе, письма и т.д.).

Каждая работа предваряется комментариями ученика, почему он считает необходимым отобрать именно эти работы (желательно, чтобы комментарии были сделаны на английском  языке): что у него в этой работе получилось (имея в виду полученное задание), а что не получилось; согласен ли он с оценкой учителя и какие выводы может сделать из результатов этой работы. Главная цель комментирования – развитие самооценки учащегося  на основе рефлексии в виде рассуждения, аргументации,  обоснования.

 Родители оценивают портфель, отвечая на такие вопросы: Каково Ваше первое впечатление от «Портфеля»? Что вызвало у Вас чувство удивления /гордости? Насколько самостоятельно ученик составлял «Портфель»? Как часто он советовался с Вами? Какие дополнительные материалы/ технологии использовал? 

Используя такую стратегию, обучающийся научится:

-определять свой  уровень владения иностранным языком  в различных видах речевой деятельности, соотнося их с общеевропейскими уровнями;

-ставить перед собой совершенно конкретные цели, пользуясь таблицей самооценки;

-самостоятельно оценивать свои достижения в конкретном виде речевой деятельности, опираясь на языковой эталон, представленный в Языковом Портфеле.

Технологические приемы для работы с портфолио:

Прием «Концептуальная таблица»используется, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов.

Прием «Сводная таблица» используется после работы с текстом учебника на стадии рефлексии. Учащиеся выделяют линии сравнения различных объектов или яалений.

Данные приемы позволяют организовать групповое взаимодействие учащихся.

В индивидуальной работе можно использовать следующие приемы:

«Бортовые журналы». В них учащиеся записываю свои размышления до начала изучения темы и после знакомства с материалом.

«Двухчастные дневники».Они также позволяют ученикам соотнести новый материал со своим личным опытом.

«Трехчастные дневники». Они имеют третью графу «Письма к учителю». Этот прием позволяет ученику, работая над материалом, сразу задавать учителю вопросы.

Оценка портфолио

Оценка портфолио – это новая форма контроля полученных знаний, позволяющая школьникам учиться на собственных ошибках. Последовательность оценки портфолио такова: сначала учитель объясняет ученикам, какие задачи им предстоит решить и за какое время. Затем они договариваются о том, какие материалы составят совокупный критерий оценки портфолио. Когда же занятия по теме подойдут к концу, учащиеся должны будут, во-первых, отобрать лучшее из своих работ по изученному материалу, во-вторых, составить отчет о проделанной работе, в-третьих, самим себе выставить оценку. Только после выполнения трех условий ученические работы передаются учителю, который пишет на них критический отзыв и ставит свою оценку, принимая во внимание оценку, которую школьник выставил себе сам.

Где фиксируются образовательные достижения?

Наряду с традиционными классными журналами и ученическими дневниками с обезличенными отметками (не известно, за что поставлена отметка) стали приходить формы учета, регистрирующие достижения школьников в выполнении конкретных заданий.

В образовательной системе «Школа 2100» рекомендуется использовать «Таблицы образовательных результатов». Таблицы составляются из перечня действий (умений), которыми должен овладеть школьник (таблица предметных, метапредметных и личностных результатов). Эти таблицы по выбору учителя могут существовать либо в электронном, либо в бумажном виде. Таблицы размещаются в «рабочем журнале учителя» (не в официальном классном журнале) и в «дневнике школьника».

Таблица образовательных результатов

 

ФИ ученика

Умения в аудировании

Умения в чтении (про себя)

Лексико-грамматические навыки

Умения в письменной речи

Умения в говорении

Умение взаимодействоваать в группе

Умение сохранять учебную цель

Умение осуществлять информационный поиск

1.

5

 

 

4

 

5

 

 

2.

4

5

 

3

 

3

 

 

 

 «Дневник школьника» является инструментом развития самостоятельности. По решению учителя ученик может фиксировать в таблицах «дневника» свои образовательные достижения в виде отметок (за контрольные работы, тесты, проекты, отдельные задания и т.п.) и самооценок (слов-характеристик, знаков)

Памятка для учителя

7 правил технологии «Оцениваем» по ФГОС

ЧТО? Все действия! Но отметка – за решение конкретной задачи

КТО? Ученик + учитель  в диалоге

СКОЛЬКО? Одна задача – одна отметка

ГДЕ? В таблицах образовательных результатов и в портфеле достижений школьника

КОГДА? Текущие – по желанию, тематические – обязательны (+право пересдачи)

КАК? По критериям уровней успешности (с переводом в любой тип отметок)

ПРЕДМЕТНЫЕ– по таблице образовательных результатов, а итоговая – по всем накопленным результатам портфеля достижений и диагностик.